Урок №2 | Литература средних веков и эпохи Возрождения. Особенности западноевропейской и древнерусской литературы |
Цели: | изучить историю развития литературы средних веков и эпохи Возрождения, определить особенности и жанровое многообразие западноевропейской и древнерусской литературы; способствовать расширению словарного запаса, развитию умений сравнивать и обобщать; формировать способности к более глубокому пониманию самобытности памятников литературного творчества; воспитывать интерес и уважительное отношение к прошлому русского народа. |
Ожидаемые результаты: | учащиеся получают обзорное представление о литературе средних веков, расширяют знания о многообразии жанров древнерусской литературы и их специфике; развивают умения сравнивать и обобщать, коммуникативные навыки, монологическую речь. |
Оборудование: | учебник, карточки с терминами, иллюстрации «корзины», «дерева», цветные стикеры |
Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент. | Приветствие. Мотивация на успех. "Успех - это сумма маленьких усилий, повторяемых день за днём" - Роберт Кольер (американский писатель, создатель книги о практической психологии) | Деление на группы (4-5 человек) |
Актуализация знаний. | Прием «Корзина понятий» | Учащиеся берут из «корзины» карточку с понятием, пишут определение, передают «корзину» для проверки другой группе. Группа-эксперт определяет количество правильно данных ответов и выставляет суммативную оценку (за каждое определение – 1 балл) за данный этап работы |
Введение в тему урока. Целеполагание. | Обращает внимание учащихся на эпиграф урока. Озвучивает тему урока. Вместе с учащимися определяет основную цель. Прием «Дерево предсказаний» Учитель предлагает учащимся высказать предположения: - Что собой представляла древняя литература (средних веков)? Какие особенности она имела? Чем отличалась от современной литературы? Все версии (правильные и неправильные) записывает на доску, задавая при этом вопрос: все ли согласны с этими идеями? Если появляются противоречивые мнения, на доске фиксируются и альтернативные идеи | Учащиеся читают и записывают эпиграф, объясняют его смысл. История не терпит суесловья, Трудна ее народная стезя. Ее страницы, залитые кровью, Нельзя любить бездумною любовью И не любить без памяти нельзя. Я. Смеляков Определяют цели урока, исходя из темы. Учащиеся озвучивают идеи и предположения. На доске предположения учащихся визуализируются по предложенной схеме: ствол дерева – тема, ветви – предположения, которые ведутся по двум основным направлениям – «возможно» и «вероятно» (количество ветвей не ограничено), листья – обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения. (возможен вариант записи предположений на стикерах, которые озвучивают учащиеся и прикрепляют к иллюстрации «дерева») |
Работа по теме урока. | Стратегия «Зигзаг» Изучение статьи учебника. Заполнение концептуальной таблицы (индивидуально). Западноевропейская литература (с. 9-13) | Линии сравнения | Древнерусская литература (с. 13-19) | | Хронологические рамки, причина возникновения | | | Особенности литературы (содержания и формы) | | | Жанры, их классификация | | | Произведения | | Обмен результатами работы в парах и тройках. Обмен информацией и заполнение второй части таблицы. Подведение итогов работы: исследовательское задание «Что общего в западноевропейской и древнерусской литературе? (черты сходства подчеркнуть в таблице) | Смысловая стадия Каждый учащийся в группе работает со своим текстом, выделяя главное и заполняя таблицу (один столбик согласно изучаемому материалу) Стадия размышления В процессе обмена результатами своей работы, в паре или тройке составляется общая презентационная схема рассказа по теме В группе происходит обмен информацией всех участников рабочей группы. Таким образом, в каждой рабочей группе складывается общее представление по изучаемой теме. По заполненной таблице выявляются черты сходства между западноевропейской и древнерусской литературой |
Подведение итогов урока | Прием «Древо предсказаний» После изучения новой темы просит вновь вернуться к «дереву предсказаний» и проверить, оправдались ли предположения учащихся. Прием «Доска нелегких ответов» Поощряет учеников записать свои мысли или вопросы, на которые они не смогли найти ответа или которые возникли по ходу урока при изучении нового материала и хотели бы их обсудить. Такие записи могут, например, осуществляться в форме риторических вопросов. | Учащиеся определяют, оправдались ли их предположения: зеленые листочки – оправдались полностью желтые листочки – оправдались не полностью красные листочки – не оправдались совсем. Формулируют вопросы, которые они хотели бы обсудить на следующих уроках, связанных с изученным материалом, записывают на стикерах, прикрепляют к доске. |
Домашнее задание | Выучить записи в тетради. Задания на сравнение художественных произведений (распределить между учащимися): Чем рыцарский роман отличается от героического эпоса? сравните «Роман о Тристане» и «Песнь о Роланде». Результаты представьте в виде таблицы. Сравните летописное сказание о смерти Олега со стихотворением А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге». Найдите черты сходства и различия. Прочитайте в хрестоматии стихотворение Н. Гумилёва «Ольга» и сравните его с летописным сказанием об Ольге. | |