Организационный момент. | Эпиграф: Волшебный край! Там в стары годы, Сатиры смелый властелин, Блистал Фонвизин, друг свободы… А.С. Пушкин. - Денис Иванович Фонвизин – писатель, состоялся благодаря чтению людей. Писателя не было бы, если бы мы не читали его произведения. Жизнь книги – наше чтение. Когда кто-то берет книгу, ее жизнь начинается заново. И она не та, которую жила книга до сих пор. Книга та же, Д.И. Фонвизин тот же, но вот читатель другой. А писатель открыт всем. Он как храм при дороге. Один пройдет мимо – перекрестится, другой зайдет внутрь и ничего не увидит. Третий увидит – да золоченую ризу попа. А четвертый останется там и побудет. Так и мы, взяли в руки великую книгу, открыли ее и вошли в храм Фонвизина. А войдя, остались в нем и о чем-то задумались! - О чем же? (О жизни, о взаимоотношениях людей, о значении образования, воспитания; о том, что учиться и воспитывать себя никогда не поздно.) | Приветствуют учителя Знакомятся с эпиграфом урока, определяют ключевые слова, формулируют тему урока, цели и задачи. |
Работа по теме урока. Основное содержание урока – устный журнал. | «Великие о великом». - Как много всего, о чем мы задумались. Прочитав ее, великие люди тоже задумались и вот что сказали. Откроем первую страницу нашего устного журнала «Великие о великом». Текст №1. Высоко ценили творчество Д.И. Фонвизина выдающиеся люди 18-19 веков. В.Г. Белинский, называвший комедии «гениальными созданиями», их автора «самобытным и даровитым писателем» говорил: «Фонвизин – первый комик в русской литературе, писатель, которого не только чрезвычайно интересно изучить, но которого читать есть истинное наслаждение». А.И. Герцен: «Смех Фонвизина далеко отозвался и разбудил целую фалангу великих насмешников, их-то смеху сквозь слезы литература обязана своими крупнейшими успехами…» А.С. Пушкин называл «Недоросль» «народной комедией» и единственным памятником народной сатиры: «Сатирик превосходный невежество казнил в комедии народной…» В истории нашей драматургии «Недоросль» зачинает собой славный ряд величайших созданий русского комического гения…» Григорий Потемкин: «Умри, Денис, лучше не напишешь». Обсуждение записей. «Наши духовные ценности». - А что же предшествовало появлению великого произведения. Откроем вторую страницу журнала «Наши духовные ценности». Сообщение о биографии Д.И. Фонвизина, истории создания пьесы «Недоросль». Текст №2. Просмотр видеосюжетов. Работа по вопросам. Родословная. Детство Какова по происхождению фамилия Фонвизиных? (немецкого происхождения). Когда они появились в России? (Предки Фонвизина оказались в России во времена правления Ивана Грозного, во время Ливонской войны) Где родился Фонвизин? (в Москве) В честь кого он назван? (в честь своего предка Дениса) Где и как он учился? (учился в гимназии при Московском университете прекрасно) Комедия «Недоросль» Какие недостатки обличает Фонвизин? (лесть, низкопоклонство, дикость и жестокость крепостничества) В чьи уста вложил он свои сокровенные мысли? (В уста Правдина и Стародума) Постановка комедии Где впервые была поставлена комедия? (В старом театре на Царицыном лугу) Что сказал князь Потёмкин Фонвизину после выхода комедии? («Умри, Денис, лучше не напишешь!») Что осудил писатель в комедии? («злонравия достойные плоды») Что раньше обозначало слово «недоросль»? (так называли дворян, не достигших совершеннолетия) Реализация задания - Какие основные этапы жизни Фонвизина вы отметили при выполнении задания? Родился в Москве в семье обрусевших немцев, учился в гимназии при Московском университете прекрасно, переехал в Петербург, был знаком с Ломоносовым, увлёкся театром. Начал свою литературную деятельность с переводов басен и пьес. Потом работал переводчиком в Коллегии иностранных дел. Первая пьеса Фонвизина «Бригадир». Был приближённым Панина, которого ненавидела Екатерина 2. «Недоросль» впервые была поставлена 24 сентября 1782 года. Но Фонвизину после этого пришлось выйти в отставку. Написал сатиру «Всеобщая придворная грамматика», после которой его запретили к печати. Потом тяжело заболел и умер в возрасте 47 лет.
«Крылатые выражения» - Вот мы уже по-настоящему вошли в храм Фонвизина. И, бесспорно, на чем-то ваше внимание чуть-чуть задержалось. Поговорим об этих «чуть-чуть». Откроем страницу «Крылатые выражения» (Было дано опережающее задание – выписать афоризмы писателя, которые восхитили) Фонвизин славился остроумием. Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время. Невежда без души – зверь. Глупому сыну – не в помощь богатство. Наличные деньги – наличные достоинства. Наука в развращенном человеке есть лютое оружие зла. Вначале надо воспитать добродетель, позаботиться о душе, уж потом об уме. Без знатных дел, знатное состояние ничто. Совесть всегда, как друг, остерегает прежде, нежели, как судья, наказывает. Ум, коль он только ум, самая безделица. Не тот богат, кто отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундук, а тот, кто отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь тому, у которого нет нужного. Любочестивый человек ревнует к делам, а не к чинам. Золотой болван – все болван. - Может, фразы по форме и архаичны, но устарели ли мысли о чести, о любви к Отчизне, о воспитании, образовании. Выскажите свое мнение. - Почему по-прежнему ставят на сцене современных театров эту комедию, изучают в школе? Разве перевились чадолюбивые родители, которые заботятся не о воспитании, а лишь о питании, подобно Простаковой. Разве потакание всем желаниям «дитяти» не приводит многих на грань катастрофы. Разве нет людей, которым «во все случаи жизни ни разу на мысль не приходили ни предки, ни потомки?», как говорит Стародум, то есть людей, живущих лишь для себя. «Театральная». - Обратимся к странице «Театральной». Посмотрим урок Митрофанушки (действие 3, явление 6,7). Подобные уроки не редкость и сегодня. Выразительное чтение по ролям отдельных сцен, их коллективное обсуждение (д. I, явл. 1–4; д. II, явл. 6; д. III, явл. 1–2, 6–8; д. IV, явл. 8; д. V, явл. 1–4, последнее). Беседа. – Как мы воспринимаем слово «недоросль» сегодня? Как вы отнесетесь к тому, что кто-то назовет вас недорослем? Да, в этом слове таится что-то обидное, ирония, насмешка. А между тем, как известно, недорослями до появления комедии Фонвизина называли всех дворянских подростков до 15 лет – это был подрастающий «ратный запас». Недоросли, достигшие 15 лет, то есть созревшие для несения «государственной ратной службы», именовались «новика́ми». Закон 1736 г. продлил право оставаться недорослями до 20 лет, чтобы за это время молодые дворяне прошли необходимый курс наук хотя бы в домашних условиях. Вот таким дворянским недорослем в глухом углу великой Российской империи и показан главный герой комедии Фонвизина Митрофан Простаков, «матушкин сынок». Именно его свойства сделали нейтральное слово «недоросль» чуть ли не бранным, а имя Митрофанушка приобрело такое обобщающее значение, что любой наш молодой современник может быть назван этим именем-характеристикой, если он обнаруживает сходство в поступках, рассуждениях и нравственных качествах с главным персонажем бессмертной комедии. – Давайте же определим, какие рассуждения, поступки и нравственные качества сделали имя героя комедии нарицательным. Какую оценку мы даем человеку, которого называем Митрофанушкой? (Центральный герой комедии не только «маменькин сынок», тупой и ленивый. Он эгоистичен, жесток и хитер. Фонвизин делает Митрофана воплощением дремучего невежества и нравственной невоспитанности, поэтому он не так уж смешон. «В комедии он делает два дела: размышляет, чтобы выпутаться из затруднений, в которые ставит его зоологическая любовь матери, и поступает, выражая в поступках свои обычные чувства. Забавны только его размышления, а поступки – нисколько», – писал В. О. Ключевский.) - Так в чем же смысл названия комедии «Недоросль»? Не дорос герой до человека, внимательного, доброго, чуткого, заботливого, образованного. Имя «Митрофан» давно стало нарицательным и обозначает ленивого, грубого, невежественного. «Занимательная». - Откроем последнюю страницу журнала «Занимательную». Вашему вниманию предлагается кроссворд. Дворянин, не получивший документ об образовании (Недоросль) Автор слов: «Вот злонравия достойные плоды» (Стародум) Желание Митрофана после стычки с дядей (женитьба) Имя отца (Терентий) «Подобный матери» (Митрофан) Ломаные – это… (дроби) Учитель арифметики (Цыфиркин) Фамилия дяди Милона. Предмет обожания Скотинина (свиньи) - Вот и подошла к концу сегодня наша встреча с автором и «вечной книгой». Книга та же, писатель тот же, но читатель другой. Так давайте останемся в храме Фонвизина с нашими знаниями и размышлениями. | Читают предложенные высказывания, понравившиеся записывают в тетрадь. Обсуждают прочитанное. Знакомятся с текстами, просматривают видеосюжеты, отвечают на предложенные вопросы (возможна работа в трех группах – по количеству видеофрагментов), определяют основные этапы жизни Фонвизина на основе прочитанного и просмотренного материала. Реализация домашнего задания. Читают выписанные афоризмы из комедии «недоросль» Обсуждают дискуссионный вопрос об актуальности высказываний, взятых из комедии. Выразительно читают сцену из комедии. Обсуждают нарицательность имени Митрофанушки, многозначность слова «недоросль». Решают задание кроссворда, определяют ключевое слово в закрашенных клетках - МИТРОФАН |