СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

8 класс Урок №22. Д.И.Фонвизин «Недоросль». Основная проблематика комедии. Художественное своеобразие комедии.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные задачи урока: 

  1. открыть Д.И. Фонвизина как писателя и человека; приобщить к высокому   нравственному и духовному миру литературы, заострить внимание на проблемах комедии, созвучных сегодняшнему дню;
  2. развивать навыки речевой деятельности,  выборочной работы с текстом; выразительного чтения по ролям;
  3. воспитание понятий чести, скромности, любви и уважения к родителям, к Родине.

Просмотр содержимого документа
«8 класс Урок №22»

8 класс


Урок №22.

Д.И.Фонвизин «Недоросль». Основная проблематика комедии. Художественное своеобразие комедии.

Цели:

  1. открыть Д.И. Фонвизина как писателя и человека; приобщить к высокому нравственному и духовному миру литературы, заострить внимание на проблемах комедии, созвучных сегодняшнему дню;

  2. развивать навыки речевой деятельности, выборочной работы с текстом; выразительного чтения по ролям;

  3. воспитание понятий чести, скромности, любви и уважения к родителям, к Родине.

Ожидаемые результаты:

учащиеся знакомятся с личностью Д. Фонвизина; знают содержание его комедии, определяют ее актуальность для современности; раскрывают сущность внутреннего комизма пьесы; совершенствуют навыки выразительного чтения с использованием приёма мизансценирования; обосновывают свое мнение о произведении и его уроках

Оборудование:

портрет Д.И. Фонвизина, видеосюжеты, иллюстрации к комедии, афиша, раздаточный материал, кроссворд.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент.


Эпиграф:

Волшебный край! Там в стары годы,

Сатиры смелый властелин,

Блистал Фонвизин, друг свободы…

А.С. Пушкин.

- Денис Иванович Фонвизин – писатель, состоялся благодаря чтению людей. Писателя не было бы, если бы мы не читали его произведения. Жизнь книги – наше чтение. Когда кто-то берет книгу, ее жизнь начинается заново. И она не та, которую жила книга до сих пор. Книга та же, Д.И. Фонвизин тот же, но вот читатель другой. А писатель открыт всем. Он как храм при дороге. Один пройдет мимо – перекрестится, другой зайдет внутрь и ничего не увидит. Третий увидит – да золоченую ризу попа. А четвертый останется там и побудет. Так и мы, взяли в руки великую книгу, открыли ее и вошли в храм Фонвизина. А войдя, остались в нем и о чем-то задумались!

- О чем же? (О жизни, о взаимоотношениях людей, о значении образования, воспитания; о том, что учиться и воспитывать себя никогда не поздно.)

Приветствуют учителя

Знакомятся с эпиграфом урока, определяют ключевые слова, формулируют тему урока, цели и задачи.

  1. Работа по теме урока. Основное содержание урока – устный журнал.


  1. «Великие о великом».

- Как много всего, о чем мы задумались. Прочитав ее, великие люди тоже задумались и вот что сказали. Откроем первую страницу нашего устного журнала «Великие о великом».

Текст №1.

  • Высоко ценили творчество Д.И. Фонвизина выдающиеся люди 18-19 веков.

  • В.Г. Белинский, называвший комедии «гениальными созданиями», их автора «самобытным и даровитым писателем» говорил: «Фонвизин – первый комик в русской литературе, писатель, которого не только чрезвычайно интересно изучить, но которого читать есть истинное наслаждение».

  • А.И. Герцен: «Смех Фонвизина далеко отозвался и разбудил целую фалангу великих насмешников, их-то смеху сквозь слезы литература обязана своими крупнейшими успехами…»

  • А.С. Пушкин называл «Недоросль» «народной комедией» и единственным памятником народной сатиры: «Сатирик превосходный невежество казнил в комедии народной…» В истории нашей драматургии «Недоросль» зачинает собой славный ряд величайших созданий русского комического гения…»

  • Григорий Потемкин: «Умри, Денис, лучше не напишешь».

Обсуждение записей.

  1. «Наши духовные ценности».

- А что же предшествовало появлению великого произведения. Откроем вторую страницу журнала «Наши духовные ценности».

  1. Сообщение о биографии Д.И. Фонвизина, истории создания пьесы «Недоросль».

Текст №2.

  1. Просмотр видеосюжетов. Работа по вопросам.

Родословная. Детство

  • Какова по происхождению фамилия Фонвизиных? (немецкого происхождения).

  • Когда они появились в России? (Предки Фонвизина оказались в России во времена правления Ивана Грозного, во время Ливонской войны)

  • Где родился Фонвизин? (в Москве)

  • В честь кого он назван? (в честь своего предка Дениса)

  • Где и как он учился? (учился в гимназии при Московском университете прекрасно)

Комедия «Недоросль»

  • Какие недостатки обличает Фонвизин? (лесть, низкопоклонство, дикость и жестокость крепостничества)

  • В чьи уста вложил он свои сокровенные мысли? (В уста Правдина и Стародума)

Постановка комедии

  • Где впервые была поставлена комедия? (В старом театре на Царицыном лугу)

  • Что сказал князь Потёмкин Фонвизину после выхода комедии? («Умри, Денис, лучше не напишешь!»)

  • Что осудил писатель в комедии? («злонравия достойные плоды»)

  • Что раньше обозначало слово «недоросль»? (так называли дворян, не достигших совершеннолетия)

  1. Реализация задания

- Какие основные этапы жизни Фонвизина вы отметили при выполнении задания?

  • Родился в Москве в семье обрусевших немцев, учился в гимназии при Московском университете прекрасно, переехал в Петербург, был знаком с Ломоносовым, увлёкся театром.

  • Начал свою литературную деятельность с переводов басен и пьес.

  • Потом работал переводчиком в Коллегии иностранных дел.

  • Первая пьеса Фонвизина «Бригадир».

  • Был приближённым Панина, которого ненавидела Екатерина 2.

  • «Недоросль» впервые была поставлена 24 сентября 1782 года. Но Фонвизину после этого пришлось выйти в отставку.

  • Написал сатиру «Всеобщая придворная грамматика», после которой его запретили к печати.

  • Потом тяжело заболел и умер в возрасте 47 лет.



  1. «Крылатые выражения»

- Вот мы уже по-настоящему вошли в храм Фонвизина. И, бесспорно, на чем-то ваше внимание чуть-чуть задержалось. Поговорим об этих «чуть-чуть». Откроем страницу «Крылатые выражения» (Было дано опережающее задание – выписать афоризмы писателя, которые восхитили)

Фонвизин славился остроумием.

  • Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время.

  • Невежда без души – зверь.

  • Глупому сыну – не в помощь богатство.

  • Наличные деньги – наличные достоинства.

  • Наука в развращенном человеке есть лютое оружие зла.

  • Вначале надо воспитать добродетель, позаботиться о душе, уж потом об уме.

  • Без знатных дел, знатное состояние ничто.

  • Совесть всегда, как друг, остерегает прежде, нежели, как судья, наказывает.

  • Ум, коль он только ум, самая безделица.

  • Не тот богат, кто отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундук, а тот, кто отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь тому, у которого нет нужного.

  • Любочестивый человек ревнует к делам, а не к чинам.

  • Золотой болван – все болван.

- Может, фразы по форме и архаичны, но устарели ли мысли о чести, о любви к Отчизне, о воспитании, образовании. Выскажите свое мнение.

- Почему по-прежнему ставят на сцене современных театров эту комедию, изучают в школе?

Разве перевились чадолюбивые родители, которые заботятся не о воспитании, а лишь о питании, подобно Простаковой. Разве потакание всем желаниям «дитяти» не приводит многих на грань катастрофы. Разве нет людей, которым «во все случаи жизни ни разу на мысль не приходили ни предки, ни потомки?», как говорит Стародум, то есть людей, живущих лишь для себя.


  1. «Театральная».

- Обратимся к странице «Театральной». Посмотрим урок Митрофанушки (действие 3, явление 6,7). Подобные уроки не редкость и сегодня.

  1. Выразительное чтение по ролям отдельных сцен, их коллективное обсуждение (д. I, явл. 1–4; д. II, явл. 6; д. III, явл. 1–2, 6–8; д. IV, явл. 8; д. V, явл. 1–4, последнее).

  2. Беседа.

– Как мы воспринимаем слово «недоросль» сегодня? Как вы отнесетесь к тому, что кто-то назовет вас недорослем?

Да, в этом слове таится что-то обидное, ирония, насмешка. А между тем, как известно, недорослями до появления комедии Фонвизина называли всех дворянских подростков до 15 лет – это был подрастающий «ратный запас». Недоросли, достигшие 15 лет, то есть созревшие для несения «государственной ратной службы», именовались «новика́ми». Закон 1736 г. продлил право оставаться недорослями до 20 лет, чтобы за это время молодые дворяне прошли необходимый курс наук хотя бы в домашних условиях.

Вот таким дворянским недорослем в глухом углу великой Российской империи и показан главный герой комедии Фонвизина Митрофан Простаков, «матушкин сынок». Именно его свойства сделали нейтральное слово «недоросль» чуть ли не бранным, а имя Митрофанушка приобрело такое обобщающее значение, что любой наш молодой современник может быть назван этим именем-характеристикой, если он обнаруживает сходство в поступках, рассуждениях и нравственных качествах с главным персонажем бессмертной комедии.

– Давайте же определим, какие рассуждения, поступки и нравственные качества сделали имя героя комедии нарицательным. Какую оценку мы даем человеку, которого называем Митрофанушкой?

(Центральный герой комедии не только «маменькин сынок», тупой и ленивый. Он эгоистичен, жесток и хитер. Фонвизин делает Митрофана воплощением дремучего невежества и нравственной невоспитанности, поэтому он не так уж смешон. «В комедии он делает два дела: размышляет, чтобы выпутаться из затруднений, в которые ставит его зоологическая любовь матери, и поступает, выражая в поступках свои обычные чувства. Забавны только его размышления, а поступки – нисколько», – писал В. О. Ключевский.)

- Так в чем же смысл названия комедии «Недоросль»?

Не дорос герой до человека, внимательного, доброго, чуткого, заботливого, образованного. Имя «Митрофан» давно стало нарицательным и обозначает ленивого, грубого, невежественного.


  1. «Занимательная».

- Откроем последнюю страницу журнала «Занимательную». Вашему вниманию предлагается кроссворд.

  1. Дворянин, не получивший документ об образовании (Недоросль)

  2. Автор слов: «Вот злонравия достойные плоды» (Стародум)

  3. Желание Митрофана после стычки с дядей (женитьба)

  4. Имя отца (Терентий)

  5. «Подобный матери» (Митрофан)

  6. Ломаные – это… (дроби)

  7. Учитель арифметики (Цыфиркин)

  8. Фамилия дяди Милона.

  9. Предмет обожания Скотинина (свиньи)

- Вот и подошла к концу сегодня наша встреча с автором и «вечной книгой». Книга та же, писатель тот же, но читатель другой. Так давайте останемся в храме Фонвизина с нашими знаниями и размышлениями.


Читают предложенные высказывания, понравившиеся записывают в тетрадь.

Обсуждают прочитанное.



















Знакомятся с текстами, просматривают видеосюжеты, отвечают на предложенные вопросы (возможна работа в трех группах – по количеству видеофрагментов), определяют основные этапы жизни Фонвизина на основе прочитанного и просмотренного материала.





























Реализация домашнего задания. Читают выписанные афоризмы из комедии «недоросль»

Обсуждают дискуссионный вопрос об актуальности высказываний, взятых из комедии.



























Выразительно читают сцену из комедии. Обсуждают нарицательность имени Митрофанушки, многозначность слова «недоросль».

































Решают задание кроссворда, определяют ключевое слово в закрашенных клетках - МИТРОФАН








  1. Итог урока. Рефлексия.

Используя стикеры, определить свое положение в конце урока

  • Остров Невезения,

  • Пик Счастья,

  • Материк Уверенности

Определяют свое положение на карте урока при помощи стикера, некоторых учеников можно попросить аргументировать свою позицию

Домашнее задание

  1. Индивидуальное задание: выявить проблемы, которые поднимает автор в своем произведении; их реализация в комедии.

  2. Индивидуальное задание: составить вопросы для интервью с Митрофанушкой.

  3. Групповая работа. Парад героев (подготовить развернутую характеристику героя)

1 группа – Стародум.

2 группа – Скотинин.

3 группа – Простакова.

4 группа – Митрофанушка.




Просмотр содержимого документа
«РМ»

«Великие о великом». (Понравившиеся высказывания запишите в тетрадь)

Текст №1.

  • Высоко ценили творчество Д.И. Фонвизина выдающиеся люди 18-19 веков.

  • В.Г. Белинский, называвший комедии «гениальными созданиями», их автора «самобытным и даровитым писателем» говорил: «Фонвизин – первый комик в русской литературе, писатель, которого не только чрезвычайно интересно изучить, но которого читать есть истинное наслаждение».

  • А.И. Герцен: «Смех Фонвизина далеко отозвался и разбудил целую фалангу великих насмешников, их-то смеху сквозь слезы литература обязана своими крупнейшими успехами…»

  • А.С. Пушкин называл «Недоросль» «народной комедией» и единственным памятником народной сатиры: «Сатирик превосходный невежество казнил в комедии народной…» В истории нашей драматургии «Недоросль» зачинает собой славный ряд величайших созданий русского комического гения…»

  • Григорий Потемкин: «Умри, Денис, лучше не напишешь».

«Наши духовные ценности».

Текст №2.

Денис Иванович Фонвизин принадлежит к числу крупнейших русских писателей. Он родился 3 (14) апреля 1745 года в дворянской семье. В 10 лет поступил в гимназию при Московском университете. Проучился там 7,5 лет. Серьезно занимался литературой. Весной 1762 года Фонвизин был произведен в студенты, но простился с университетом, перешел на службу в Иностранную коллегию, где занял должность переводчика. Оттуда Фонвизин перевелся в придворное ведомство к вельможе Елагину, управлявшему театрами. Кружок литераторов Елагина работал для русского театра. Фонвизин пишет комедию «Бригадир» в 1769 году. Он сурово осудил дворян, слепо преклонявшихся перед всем иностранным. Его герой говорит: «Тело мое родилось в России, однако дух мой принадлежит короне французской». Такие «русские французы» презирали национальную русскую культуру, не говорили на русском языке, были дурными сыновьями своего Отечества.

Сам Фонвизин несколько раз бывал за границей и хорошо ознакомился с европейскими странами. Они не очаровали писателя. В одном из писем он писал: «Я увидел, что во всякой земле худого гораздо больше, чем доброго; что люди везде люди; что умные везде рядом; что дураков везде изобильно, словом, наша нация не хуже никоторой, что мы дома можем наслаждаться истинным счастьем, за которым нет нужды шататься в чужих краях».

Денис Иванович был человеком живым, светским. Образованный, смелый он стоял выше многих предрассудков времени и своего класса, считал, что дворянину не зазорно заниматься торговлей. Общаясь с вельможами в придворном мире, женился на дочери купца. Дружил с актером, Иваном Дмитревским, хотя актеры, по понятиям того времени, были чем-то вроде слуг.

Всей душой Фонвизин любил Родину и литературу. Девиз своей жизни он определил так:

Ты должен посвятить Отечеству свой век,

Коль хочешь навсегда быть честный человек.

Первый набросок комедии «Недоросль» относится к 1760г. и является первым опытом создания русской оригинальной комедии в прозе. Сохранились до сих пор 3 акта первого варианта. Завершен же был «Недоросль» чуть ли не 20 лет спустя – в 1782 году.

В начале 1782г. Фонвизин в домах петербургских знакомых читал только что завершенную комедию «Недоросль». Пьесу принимали по-разному. Одни утверждали, что пьеса будет иметь успех. Другие, узнав себя, отнеслись с откровенной враждебностью.

Фонвизин долго не мог получить разрешение на постановку пьесы. В мае 1782г. предполагалось поставить на сцене придворного театра, но спектакль так и не состоялся.

24 сентября 1782г. – состоялась ее премьера в вольном русском театре немца Карла Книппера. Успех был полный, публика аплодировала пьесе метанием кошельков на сцену.

1786г. – комедию увидели в г. Тамбове, скоро пьеса дошла и до Сибири.

В 1791г. А.Н. Радищев останавливался в Иркутске на пути в ссылку, в местном театре «очень недурно разыгрывалась фонвизинская комедия», записал он в дневнике. Относились к произведению по-разному, но равнодушных не было.



«Крылатые выражения»

Фонвизин славился остроумием.

  • Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время.

  • Невежда без души – зверь.

  • Глупому сыну – не в помощь богатство.

  • Наличные деньги – наличные достоинства.

  • Наука в развращенном человеке есть лютое оружие зла.

  • Вначале надо воспитать добродетель, позаботиться о душе, уж потом об уме.

  • Без знатных дел, знатное состояние ничто.

  • Совесть всегда, как друг, остерегает прежде, нежели, как судья, наказывает.

  • Ум, коль он только ум, самая безделица.

  • Не тот богат, кто отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундук, а тот, кто отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь тому, у которого нет нужного.

  • Любочестивый человек ревнует к делам, а не к чинам.

  • Золотой болван – все болван.

- Может, фразы по форме и архаичны, но устарели ли мысли о чести, о любви к Отчизне, о воспитании, образовании. Выскажите свое мнение.

2








 








 








 

3


1



8


 

 


 



 

9

 

 


 

6

7

 

 

 

 


 

 

 

 

 

5

 

4

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 


 


 

 

 


 




 

 

 


 





 



 





 








 






«Театральная». Урок Митрофанушки (действие 3, явление 6,7).

– Как мы воспринимаем слово «недоросль» сегодня?

– Давайте же определим, какие рассуждения, поступки и нравственные качества сделали имя героя комедии нарицательным. Какую оценку мы даем человеку, которого называем Митрофанушкой?

- Так в чем же смысл названия комедии «Недоросль»?

«Занимательная».

  1. Дворянин, не получивший документ об образовании.

  2. Автор слов: «Вот злонравия достойные плоды».

  3. Желание Митрофана после стычки с дядей.

  4. Имя отца.

  5. «Подобный матери».

  6. Ломаные – это…

  7. учитель арифметики.

  8. Фамилия дяди Милона.

  9. Предмет обожания Скотинина.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!