Работа по теме урока. | Рассказ учителя. Сегодняшний урок мы посвящаем личности необыкновенного человека, действовавшего, по словам Пушкина, «с удивительным самоотвержением и с какою-то рыцарскою совестливостью». Мы будем говорить об А. Н. Радищеве, о его стойкости, преданности и верности своим убеждениям, во имя которых он готов был пожертвовать всем: карьерой, положением в обществе, семейным благополучием и даже самой жизнью. Трагическая судьба первого русского революционера и его книги не может не взволновать, не вызвать уважения к несгибаемой воле и мужеству этого человека. Велик подвиг этого скромного чиновника коммерц-коллегии, напечатавшего в своей типографии казалось бы обыкновенные «путевые заметки». Радищев принадлежит к тому же поколению, что и Державин, и Фонвизин, но его героическая подвижническая жизнь, его убеждения и взгляды уже предвосхищают самоотверженное мужество декабристов, «пошедших сознательно на явную гибель, чтобы разбудить к новой жизни молодое поколение и очистить детей, рожденных в среде палачества и раболепия» (А. Герцен). Сообщение учащегося «Жизненный подвиг Радищева» (индивидуальное задание). Работа с учебником. Откройте учебники на стр. 127-129. Прочитайте об Александре Николаевиче Радищеве. Письменно ответьте на вопросы: 1. Каков жанр произведения "Путешествие из Петербурга в Москву"? 2. Почему А.Н. Радищев выбрал именно этот жанр? 3. Кто главный герой книги? 4. Против чего выступает писатель в своём произведении? 5. Какова оценка произведения Радищева современниками? 6. Почему жизнь Радищева можно назвать подвигом? Путешествие по страницам «Путешествия…». Дальнейший рассказ о писателе будет связан с теми периодами его жизни, когда увидела свет книга «Путешествие из Петербурга в Москву» и последовавшими вслед за этим трагическими событиями. Сообщение можно построить, опираясь на такие примерно вопросы: 1) Почему, зная, что издание его книги не останется безнаказанным, Радищев предпринял все, чтобы ускорить ее выход в свет? Объяснить побуждения Радищева увидеть книгу в печати помогут нам слова героя главы «Крестцы», провожающего своих сыновей на службу, слова, которые, несомненно, выражают и мысли автора: «Но если бы закон или государь, или бы какая-либо на Земле власть подвигала тебя на неправду и нарушения добродетели, пребудь в оной неколебим. Не боися ни осмеяния, ни мучения, ни болезни, ни заточения, ниже самой смерти. Пребудь незыблем в душе твоей, яко камень среди бунтующих, но немощных валов. Ярость мучителей твоих раздробится о твердь твою; и, если предадут тебя смерти, осмеяны будут, а ты поживешь на памяти благородных душ до скончания веков». (Цитата записана на доске). 2) Почему Екатерина II так испугалась книги Радищева? Как она охарактеризовала автора и содержание «Путешествия…»? («Он бунтовщик хуже Пугачева…»; «…Тут рассеивание угрозы французской…», «Книга клонится к возмущению крестьян против помещиков, войска, против начальства, царя и грозит плахою…».) В указе о замене смертной казни Радищеву ссылкой говорится: «…Александр Радищев оказался в преступлении противу присяги его и должности подданного изданием книги под названием «Путешествие из Петербурга в Москву», наполненной самыми вредными умствованиями, разрушающими покой общественный, умаляющими должное ко властям уважение, стремящимися к тому, чтобы произвести в народе негодование противу начальников и начальства, и, наконец, оскорбительными и неистовыми изражениями противу сама и власти царской…» 3) О чем же рассказал Радищев своим современникам, к чему призывал, что предвидел? – Сатирическое обличение самодержавия (краткий пересказ учащимся главы «Спасская Полесть»). – Выявление античеловеческой сущности крепостного права: «Се жребий заклепанного во узы, се жребий заключенного в смрадной темнице, се жребий вола во ярме…». Пересказ учениками гл. «Любани» (труд крепостного) и «Пешки» (быт крестьянина). Необходимо отметить революционный пафос повествования, который создается не только правдивым изображением картин крепостнической действительности конца XVIII в., но и непосредственными высказываниями путешественника (рассказчика), героев, а также включением в текст отдельных строф оды «Вольность» (гл. «Тверь»). Выступление ученика (индивидуальное задание). суд над Радищевым, осуждение на смертную казнь; замена ее десятилетней ссылкой в Сибирь; дорога в изгнание; стихи «Ты хочешь знать: кто я? что я? куда я еду?». Судьба Радищева после смерти Екатерины II. – Какую оценку событиям своей жизни дал Радищев предсмертными словами: «Потомство за меня отомстит…»? Вспомните слова Ломоносова: «…пожил, потерпел и знаю, что обо мне дети отечества пожалеют» и подумайте, есть ли разница в их смысле у Радищева и Ломоносова и в чем она. | Заслушивают сообщения учителя, подготовленных учащихся с индивидуальными заданиями. Работают с учебником, отвечая на поставленные вопросы и делая записи в тетради. Обсуждают предложенные вопросы, опираясь на текст прочитанного произведения, пересказывая отдельные фрагменты из глав «Путешествия». Выслушивают сообщение подготовленного ученика, выразительно читают стихотворение Радищева, обсуждают смысл поэтических строк |
Обобщение по уроку. | Прием рефлексии «Ключевые слова». Слово учителя. В русской литературе XVIII в. нет произведения, которое столь глубоко изобличало бы все стороны самодержавно-крепостнической действительности, где «две трети граждан лишены гражданского звания и частию в законе мертвы», а одна треть состоит из «зверей алчных, пиявиц ненасытных». Поразительный по смелости политический памфлет – глава «Спасская Полесть», где в аллегорическом сне Истина открывает глаза властителю, привыкшему к подобострастию и лести придворных, и он видит, кто «первейший в обществе… убийца, первейший разбойник, первейший предатель, первейший нарушитель общия тишины, враг лютейший, устремляющий злость свою на внутренность слабого». Коллективным многоликим героем книги Радищева выступает народ. Образы крестьян и крестьянок – от крепостного пахаря до крепостного интеллигента, их горестные судьбы писатель рисует с неизменной искренней теплотой и сочувствием. Он стремится не просто изображать человеческие характеры, но показывает их обусловленность внешними обстоятельствами. Образы крестьян у Радищева – качественно новое явление в русской литературе. Выбор А. Н. Радищевым жанровой формы «путешествия», подсказанный опытом западноевропейского сентиментализма, был обусловлен возможностью посредством рассказа от первого лица пронизать повествование повышенной эмоциональностью: «Я взглянул окрест меня – душа моя страданиями человечества уязвлена стала». Но, в отличие от Карамзина, чье творчество также связано с этим направлением в литературе, эта эмоциональность связана у Радищева не с авторской иронией или погружением в мир интимных чувств и переживаний, а с гневной и страстной реакцией на «страдания человечества». Под страданиями этими он подразумевает прежде всего участь обездоленного трудового большинства. Стремление «соучастником быть во благоденствии себе подобных» определяет высокий патетический стиль, к которому прибегает автор «Путешествия…». Образцом служили ему ораторская проза Ломоносова (недаром перед расставанием с читателем Радищев ставит «Слово о Ломоносове»), сочинения передовых революционных мыслителей, ораторов и публицистов Европы и Америки. Революционная «чувствительность» Радищева сближает его с сентименталистами. Но в «Путешествии» в рассказах о дорожных впечатлениях, наблюдениях и встречах, в стремлении героя беспощадно и трезво обнажать социальные противоречия русского общества, как и в фонвизинском «Недоросле», пробиваются также черты просветительского реализма. Крупнейший политический мыслитель России своего времени, первый русский дворянский революционер, предшественник декабристов и Герцена, А. Н. Радищев был также замечательным теоретиком стиха и поэтом-новатором. Его ода «Вольность» была первым классическим памятником русской революционной поэзии. В высоко оцененной Пушкиным элегии «Осьмнадцатое столетие», созданной незадолго до смерти, Радищев воздвиг замечательный поэтический памятник своему бурному столетию – веку необратимых революционных изменений в социальной, политической и умственной жизни человечества: Нет, ты не будешь забвенно, столетье безумно и мудро, Будешь проклято во век, ввек удивлением всех… Мудрости смертных столпы разрушив, ты их паки создало; Царства погибли тобой, как раздробленный корабль. Царства ты зиждешь; они расцветут и низринутся паки. | Проводят рефлексию содержания урока, используя ключевые слова, обобщая изученный материал. Выслушивают обобщение учителя, делают записи в тетради. |
Домашнее задание: | 1) Ответить устно на вопрос: «Что сближает Фонвизина и Радищева и что их разделяет»? 2) Анализ стихотворения «Ты хочешь знать: кто я? что я? куда я еду?». Начало 1791 (?) Ты хочешь знать: кто я? что я? куда я еду? Я тот же, что и был и буду весь мой век. Не скот, не дерево, не раб, но человек! Дорогу проложить, где не бывало следу, Для борзых смельчаков и в прозе и в стихах, Чувствительным сердцам и истине я в страх В острог Илимский еду. | Записывают домашнее задание, задают вопросы по его выполнению |