СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

8 класс Урок №28. А.Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву» (1 вариант).

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные задачи урока: 

  1. дать представление о жизни А. Н. Радищева, о ярких фактах его биографии; обсудить главы из книги «Путешествие из Петербурга в Москву»;
  2. способствовать формированию умения работать с учебной информацией, представленной в различных вариантах; добиться активного восприятия, осмысления и анализа полученной информации;
  3. воспитывать  активную жизненную позицию на примере  жизни А. Н. Радищева.

Просмотр содержимого документа
«8 класс Урок №28»

8 класс


Урок №28.

А.Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву» (отдельные главы). Своеобразие жанра и композиции книги А.Н. Радищева. Крестьяне, их жизнь и труд в произведении.

Цели:


  1. дать представление о жизни А. Н. Радищева, о ярких фактах его биографии; обсудить главы из книги «Путешествие из Петербурга в Москву»;

  2. способствовать формированию умения работать с учебной информацией, представленной в различных вариантах; добиться активного восприятия, осмысления и анализа полученной информации;

  3. воспитывать активную жизненную позицию на примере жизни А. Н. Радищева.

Ожидаемые результаты:

учащиеся знают о жизни и творчестве А.Н.Радищева, характеризуют сущность мировоззрения А.Н. Радищева, определяют нравственный облик писателя; развивают умения выделять главное, анализировать литературные произведения, решать проблемы, характеризовать исторические деяния, сравнивать и обобщать, участвовать в дискуссии.

Оборудование:

учебник, текст произведения, презентация, тест по теме «Сентиментализм»

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент.

Приветствие учащихся. Создание психологического настроя.

Постановка целей и задач урока.

Приветствуют учителя.

Записывают тему урока, формулируют цели и задачи.

  1. Актуализация опорных знаний

Выполнение тестовых заданий по теме «Сентиментализм».

Выполнение теста. Взаимопроверка.

  1. Работа по теме урока.

  1. Рассказ учителя.

Сегодняшний урок мы посвящаем личности необыкновенного человека, действовавшего, по словам Пушкина, «с удивительным самоотвержением и с какою-то рыцарскою совестливостью». Мы будем говорить об А. Н. Радищеве, о его стойкости, преданности и верности своим убеждениям, во имя которых он готов был пожертвовать всем: карьерой, положением в обществе, семейным благополучием и даже самой жизнью. Трагическая судьба первого русского революционера и его книги не может не взволновать, не вызвать уважения к несгибаемой воле и мужеству этого человека. Велик подвиг этого скромного чиновника коммерц-коллегии, напечатавшего в своей типографии казалось бы обыкновенные «путевые заметки».

Радищев принадлежит к тому же поколению, что и Державин, и Фонвизин, но его героическая подвижническая жизнь, его убеждения и взгляды уже предвосхищают самоотверженное мужество декабристов, «пошедших сознательно на явную гибель, чтобы разбудить к новой жизни молодое поколение и очистить детей, рожденных в среде палачества и раболепия» (А. Герцен).

  1. Сообщение учащегося «Жизненный подвиг Радищева» (индивидуальное задание).

  2. Работа с учебником.

Откройте учебники на стр. 127-129. Прочитайте об Александре Николаевиче Радищеве.
Письменно ответьте на вопросы:
1. Каков жанр произведения "Путешествие из Петербурга в Москву"?
2. Почему А.Н. Радищев выбрал именно этот жанр?
3. Кто главный герой книги?
4. Против чего выступает писатель в своём произведении?
5. Какова оценка произведения Радищева современниками?

6. Почему жизнь Радищева можно назвать подвигом?

  1. Путешествие по страницам «Путешествия…».

Дальнейший рассказ о писателе будет связан с теми периодами его жизни, когда увидела свет книга «Путешествие из Петербурга в Москву» и последовавшими вслед за этим трагическими событиями.

Сообщение можно построить, опираясь на такие примерно вопросы:

1) Почему, зная, что издание его книги не останется безнаказанным, Радищев предпринял все, чтобы ускорить ее выход в свет?

Объяснить побуждения Радищева увидеть книгу в печати помогут нам слова героя главы «Крестцы», провожающего своих сыновей на службу, слова, которые, несомненно, выражают и мысли автора:

«Но если бы закон или государь, или бы какая-либо на Земле власть подвигала тебя на неправду и нарушения добродетели, пребудь в оной неколебим. Не боися ни осмеяния, ни мучения, ни болезни, ни заточения, ниже самой смерти. Пребудь незыблем в душе твоей, яко камень среди бунтующих, но немощных валов. Ярость мучителей твоих раздробится о твердь твою; и, если предадут тебя смерти, осмеяны будут, а ты поживешь на памяти благородных душ до скончания веков». (Цитата записана на доске).

2) Почему Екатерина II так испугалась книги Радищева? Как она охарактеризовала автора и содержание «Путешествия…»? («Он бунтовщик хуже Пугачева…»; «…Тут рассеивание угрозы французской…», «Книга клонится к возмущению крестьян против помещиков, войска, против начальства, царя и грозит плахою…».)

В указе о замене смертной казни Радищеву ссылкой говорится: «…Александр Радищев оказался в преступлении противу присяги его и должности подданного изданием книги под названием «Путешествие из Петербурга в Москву», наполненной самыми вредными умствованиями, разрушающими покой общественный, умаляющими должное ко властям уважение, стремящимися к тому, чтобы произвести в народе негодование противу начальников и начальства, и, наконец, оскорбительными и неистовыми изражениями противу сама и власти царской…»

3) О чем же рассказал Радищев своим современникам, к чему призывал, что предвидел?

– Сатирическое обличение самодержавия (краткий пересказ учащимся главы «Спасская Полесть»).

– Выявление античеловеческой сущности крепостного права: «Се жребий заклепанного во узы, се жребий заключенного в смрадной темнице, се жребий вола во ярме…».

Пересказ учениками гл. «Любани» (труд крепостного) и «Пешки» (быт крестьянина).

Необходимо отметить революционный пафос повествования, который создается не только правдивым изображением картин крепостнической действительности конца XVIII в., но и непосредственными высказываниями путешественника (рассказчика), героев, а также включением в текст отдельных строф оды «Вольность» (гл. «Тверь»).

  1. Выступление ученика (индивидуальное задание). суд над Радищевым, осуждение на смертную казнь; замена ее десятилетней ссылкой в Сибирь; дорога в изгнание; стихи «Ты хочешь знать: кто я? что я? куда я еду?». Судьба Радищева после смерти Екатерины II.

– Какую оценку событиям своей жизни дал Радищев предсмертными словами: «Потомство за меня отомстит…»?

Вспомните слова Ломоносова: «…пожил, потерпел и знаю, что обо мне дети отечества пожалеют» и подумайте, есть ли разница в их смысле у Радищева и Ломоносова и в чем она.

Заслушивают сообщения учителя, подготовленных учащихся с индивидуальными заданиями.

















Работают с учебником, отвечая на поставленные вопросы и делая записи в тетради.







Обсуждают предложенные вопросы, опираясь на текст прочитанного произведения, пересказывая отдельные фрагменты из глав «Путешествия».




































Выслушивают сообщение подготовленного ученика, выразительно читают стихотворение Радищева, обсуждают смысл поэтических строк

  1. Обобщение по уроку.


  1. Прием рефлексии «Ключевые слова».

  2. Слово учителя.

В русской литературе XVIII в. нет произведения, которое столь глубоко изобличало бы все стороны самодержавно-крепостнической действительности, где «две трети граждан лишены гражданского звания и частию в законе мертвы», а одна треть состоит из «зверей алчных, пиявиц ненасытных».

Поразительный по смелости политический памфлет – глава «Спасская Полесть», где в аллегорическом сне Истина открывает глаза властителю, привыкшему к подобострастию и лести придворных, и он видит, кто «первейший в обществе… убийца, первейший разбойник, первейший предатель, первейший нарушитель общия тишины, враг лютейший, устремляющий злость свою на внутренность слабого».

Коллективным многоликим героем книги Радищева выступает народ. Образы крестьян и крестьянок – от крепостного пахаря до крепостного интеллигента, их горестные судьбы писатель рисует с неизменной искренней теплотой и сочувствием. Он стремится не просто изображать человеческие характеры, но показывает их обусловленность внешними обстоятельствами. Образы крестьян у Радищева – качественно новое явление в русской литературе.

Выбор А. Н. Радищевым жанровой формы «путешествия», подсказанный опытом западноевропейского сентиментализма, был обусловлен возможностью посредством рассказа от первого лица пронизать повествование повышенной эмоциональностью: «Я взглянул окрест меня – душа моя страданиями человечества уязвлена стала».

Но, в отличие от Карамзина, чье творчество также связано с этим направлением в литературе, эта эмоциональность связана у Радищева не с авторской иронией или погружением в мир интимных чувств и переживаний, а с гневной и страстной реакцией на «страдания человечества». Под страданиями этими он подразумевает прежде всего участь обездоленного трудового большинства. Стремление «соучастником быть во благоденствии себе подобных» определяет высокий патетический стиль, к которому прибегает автор «Путешествия…». Образцом служили ему ораторская проза Ломоносова (недаром перед расставанием с читателем Радищев ставит «Слово о Ломоносове»), сочинения передовых революционных мыслителей, ораторов и публицистов Европы и Америки.

Революционная «чувствительность» Радищева сближает его с сентименталистами. Но в «Путешествии» в рассказах о дорожных впечатлениях, наблюдениях и встречах, в стремлении героя беспощадно и трезво обнажать социальные противоречия русского общества, как и в фонвизинском «Недоросле», пробиваются также черты просветительского реализма.

Крупнейший политический мыслитель России своего времени, первый русский дворянский революционер, предшественник декабристов и Герцена, А. Н. Радищев был также замечательным теоретиком стиха и поэтом-новатором. Его ода «Вольность» была первым классическим памятником русской революционной поэзии. В высоко оцененной Пушкиным элегии «Осьмнадцатое столетие», созданной незадолго до смерти, Радищев воздвиг замечательный поэтический памятник своему бурному столетию – веку необратимых революционных изменений в социальной, политической и умственной жизни человечества:

Нет, ты не будешь забвенно, столетье

безумно и мудро,

Будешь проклято во век, ввек удивлением всех…

Мудрости смертных столпы разрушив,

ты их паки создало;

Царства погибли тобой, как раздробленный корабль.

Царства ты зиждешь; они расцветут

и низринутся паки.

Проводят рефлексию содержания урока, используя ключевые слова, обобщая изученный материал.

Выслушивают обобщение учителя, делают записи в тетради.

Домашнее задание:

1) Ответить устно на вопрос: «Что сближает Фонвизина и Радищева и что их разделяет»?

2) Анализ стихотворения «Ты хочешь знать: кто я? что я? куда я еду?». Начало 1791 (?)

Ты хочешь знать: кто я? что я? куда я еду?

Я тот же, что и был и буду весь мой век.

Не скот, не дерево, не раб, но человек!

Дорогу проложить, где не бывало следу,

Для борзых смельчаков и в прозе и в стихах,

Чувствительным сердцам и истине я в страх

В острог Илимский еду.

Записывают домашнее задание, задают вопросы по его выполнению







Просмотр содержимого презентации
«8 класс Урок №28 Путешествие»

Александр Николаевич Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву».

Александр Николаевич Радищев.

«Путешествие из Петербурга в Москву».

Сентиментализм - литературное направление конца 18 и начала 19 века, пришедшее на смену классицизму и характерное особенным вниманием к индивидуальному душевному миру человека и стремлением к изображению переживаний героев в условиях обыденной, но идеализируемой жизни. Жанр путешествия. Путешествие – литературный жанр, в основе которого описание странствий героя. Это могут быть сведения об увиденных путешественником странах, народах в форме путевых дневников, заметок, очерков и так далее.

Сентиментализм - литературное направление конца 18 и начала 19 века, пришедшее на смену классицизму и характерное особенным вниманием к индивидуальному душевному миру человека и стремлением к изображению переживаний героев в условиях обыденной, но идеализируемой жизни.

Жанр путешествия.

Путешествие – литературный жанр, в основе которого описание странствий героя. Это могут быть сведения об увиденных путешественником странах, народах в форме путевых дневников, заметок, очерков и так далее.

Эпиграф к тексту:

Эпиграф к тексту:

"Чудище обло, озорно, огромно,

стозевно и лаяй".

("Тилемахида«, том II, кн. XVIII. стих 514.)

( Обло . - тучно; озорно - нагло, пакостливо; лаяй – лающее). Эпиграф - слегка измененный стих поэмы В. К. Тредиаковского "Тилемахида" (1766г.) У Тредиаковского злым царям в аду показывают зеркало Истины, в котором они видят себя более страшными, чем самые страшные чудовища. Приводя эти слова, Радищев бросает вызов деспотическому самодержавию.

Книга начинается с посвящения товарищу Радищева, А. М. Кутузову, в котором автор пишет: «Я взглянул окрест меня — душа моя страданиями человеческими уязвлена стала».

Композиция произведения.   Первая глава – «Выезд», остальные 24 главы имеют топонимические названия реальных почтовых станций на тракте между двумя столицами: Петербургом и Москвой . Но книга Радищева - не дневник одного путешествия: она вобрала в себя весь опыт человека и писателя. В тексте «Путешествия…» соединены в одном повествовании «Слово о Ломоносове», ода «Вольность», вставные жанры: «найденная рукопись», «разговор с прохожим», «найденное письмо», «сон». Реальное путешествие чувствительного героя одновременно оказывается аллегорией рассуждающего автора.

Композиция произведения.

Первая глава – «Выезд», остальные 24 главы имеют топонимические названия реальных почтовых станций на тракте между двумя столицами: Петербургом и Москвой . Но книга Радищева - не дневник одного путешествия: она вобрала в себя весь опыт человека и писателя. В тексте «Путешествия…» соединены в одном повествовании «Слово о Ломоносове», ода «Вольность», вставные жанры: «найденная рукопись», «разговор с прохожим», «найденное письмо», «сон». Реальное путешествие чувствительного героя одновременно оказывается аллегорией рассуждающего автора.

Герой — Путешественник. Путешественник — дворянин, не имеющий крепостных крестьян, чиновник, имеющий отношение к «таможенной пристани» в Петербурге. Путешественник — прекрасно образованный человек, свободно упоминающий десятки имён писателей, художников, учёных. Он - знаток истории, юриспруденции, литературы, философии, военного дела, экономики, блестящий мыслитель, находящийся в курсе споров по самым острым и жгучим вопросам современности и высказывающий при этом самые прогрессивные идеи.

Герой — Путешественник.

Путешественник — дворянин, не имеющий крепостных крестьян, чиновник, имеющий отношение к «таможенной пристани» в Петербурге. Путешественник — прекрасно образованный человек, свободно упоминающий десятки имён писателей, художников, учёных. Он - знаток истории, юриспруденции, литературы, философии, военного дела, экономики, блестящий мыслитель, находящийся в курсе споров по самым острым и жгучим вопросам современности и высказывающий при этом самые прогрессивные идеи.

Черты сентиментализма в книге Радищева. Для Радищева чувствительность – выше разума, одно из главных качеств свободной личности, причём и крестьяне у него умеют чувствовать.

Черты сентиментализма в книге Радищева.

Для Радищева чувствительность – выше разума, одно из главных качеств свободной личности, причём и крестьяне у него умеют чувствовать.

Взгляды Радищева на человека и общество. Критикуя социальные пороки российской действительности, Радищев защищал идеал нормального «естественного» жизнеустройства, видя в царящей в обществе несправедливости в буквальном смысле социальное заболевание.

Взгляды Радищева на человека и общество.

Критикуя социальные пороки российской действительности, Радищев защищал идеал нормального «естественного» жизнеустройства, видя в царящей в обществе несправедливости в буквальном смысле социальное заболевание.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!