СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

8 класс Урок №29-30 Урок-игра "Дорогой века"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные задачи урока: 

  1. обучающие: повторение пройденного материала, обобщение знаний по теме «Литература 18 века», обучение лингвистическому анализу текста и приёмам стилизации.
  2. развивающие: развитие навыка связной речи, образного мышления, внимания, памяти.
  3. воспитательные: воспитание уважение к культурному наследию.

Просмотр содержимого документа
«8 класс Урок №29-30»

8 класс

Урок №29-30 РР: Подготовка к сочинению.

Цели:

  1. обучающие: повторение пройденного материала, обобщение знаний по теме «Литература 18 века», обучение лингвистическому анализу текста и приёмам стилизации.

  2. развивающие: развитие навыка связной речи, образного мышления, внимания, памяти.

  3. воспитательные: воспитание уважение к культурному наследию.


Оборудование: компьютер, медиапрезентация, аудиозаписи; детали классического здания «строящегося» в течение урока (в трех комплектах разных цветов: желтого, красного и синего);

Тип урока: урок - игра


Эпиграфы:

Нет, ты не будешь забвенно,

Столетие безумно и мудро…

А.Н.Радищев.


Мощно, велико ты было столетие!

А.Н.Радищев.


Словесность наша явилась вдруг в 18 столетии.

А.С.Пушкин.

Ход урока.

(Класс делится на три команды, каждая выбирает себе цвет: красный, желтый или синий. К концу игры на доске из деталей создается классическое здание. Побеждает та команда, цвет которой будет преобладать в деталях строящегося здания.)


  1. Вступление.

Звучит менуэт. Слово учителя. 1 слайд: Шёл год 7207 – ий. 1 сентября, как обычно, он кончился, а ещё через четыре месяца наступил год…1700. Молодой царь Пётр Алексеевич, вернувшийся из поездки на Запад, издал указ о введении современного летосчисления от Рождества Христова. Стрелки часов русской истории переводились на европейское время.

2 слайд: Новый век начинался яростью непокорных стрельцов, казнимых Петром, стонами землекопов, плотников, каменотёсов, согнанных со всей страны на строительство Санкт-Петербурга. На смену боярам приходили новые поколения: дворяне, усвоившие тонкости европейского этикета и ещё более жёсткие меры угнетения своих крепостных. На усилившуюся эксплуатацию народ отвечал восстаниями. А в годы правления «просвещённой государыни» Екатерин Второй страну до основания потряс взрыв Крестьянской войны под предводительством Емельяна Пугачёва. И это же столетие стало веком славы русского оружия.

3 слайд: Крутые повороты совершались во всех областях жизни страны – политической, военной, экономической, культурной. Россия из отсталого государства где-то на задворках Европы вдруг стала великой державой, с которой невозможно было не считаться, которая создала на только свою армию, флот, промышленность, но и величайшую культуру. Это был «век просвещения». Была основана Академия наук, Эрмитаж, Академия художеств.

4 слайд: А.С.Пушкин однажды сказал: «Словесность наша явилась вдруг в 18 столетии». 18 век стал начальным этапом в развитии новой русской литературы. Утверждается два направления: классицизм и сентиментализм. Крупнейшими представителями русской литературы 18 века были В.К.Тредиаковский, М.В.Ломоносов, Г.Р.Державин, А.Н.Радищев, Карамзин, Д.И.Фонвизин.

Екатерина II


Сколько поколений отделяет нас от 18 века, но и по сей день актуально звучит призыв М.В.Ломоносова к молодому поколению посвятить свою жизнь служению Отечеству:


О вы, которых ожидает

Отечество от недр своих

И видеть таковых желает,

Каких зовёт от стран чужих.

О ваши дни благословенны,

Дерзайте, ныне ободренны,

Раченьем вашим показать,

Что может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать.


  1. Постановка целей и задач урока.

Итак, 18 век, сегодня мы с вами ещё раз пройдём дорогой века, о котором можно сказать словами А.Н.Радищева: «Мощно, велико ты было столетие!» Наш урок пройдет в форме групповой игры. За каждое задание группа будет получать баллы в виде фантов, это позволит узнать, кто лучше подготовился. Но баллы сегодня не главное. Сегодня мы с вами будем совместно строить некое здание. Каждое задание является частью этого здания. В конце игры мы посмотрим, что у нас получилось, и вы сами сможете сказать, почему именно такое здание мы соорудили.


  1. Ход игры.

Слайд 5. Расположите в правильной последовательности предложения, чтобы получился текст, а затем прочитайте его.


Готовый текст должен выглядеть так:

2. Воцарилась Екатерина Вторая, и для русского народа наступила эра новой, лучшей жизни.

4. Её царствование – это эпопея, эпопея гигантская и дерзкая по замыслу, величественная и смелая по созданию, обширная и полная по плану, блестящая и великолепная по изложению.

1. Её царствование – это драма, драма многосложная и запутанная по завязке, живая и быстрая по ходу действия, пёстрая и яркая по разнообразию характеров, наконец, драма, зрелище которой исторгнет у вас невольно крики восторга и радости.

3. Да – чудно, дивно было это время.

(Этот текст – слова В.Г. Белинского об эпохе Екатерины Второй.)


Слайд 6. Следующее задание позволит нам проверить, насколько хорошо вы владеете материалом по литературе 18 века, знаете ли вы писателей, героев произведений.


Вопросы для 1 команды:

А) Дайте определение сентиментализма.

Б) Назовите автора оды «Фелица»

В) В чём состоит новаторство М.В.Ломоносова в области литературы?

Вопросы для 2 команды:

А) Дайте определение классицизма.

Б) Назовите автора книги «История государства Российского»

В) Что обозначают названия глав из книги А.Н.Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву»?

Вопросы для 3 команды:

А) Дайте определение оды.

Б) Кому посвящена ода Г.Р.Державина «Фелица».

В) Какова главная тема оды М.В.Ломоносова, посвящённой Елизавете.


Слайд 7. При изучении литературы важны биографические сведения об авторе. Узнайте, о ком из писателей идёт речь. Назовите годы жизни.


А) Это виднейший общественный деятель, мыслитель, писатель, родился в Москве. Первоначальное образование получил дома, затем в пажеском корпусе. Позднее был отправлен в Лейпцигский университет. Вернувшись, служил чиновником (А.Н.Радищев 1749-1802).

Б) Родился в Москве, в богатой семье. Окончив гимназию, поступает в Московский университет. После окончания сначала служит переводчиком в иностранной коллегии, а затем и чиновником. Находясь на службе, составляет проект государственных реформ. Литературой занимается с юношеских лет. В своих произведениях сатирически изображает быт и нравы современного дворянства (Д.И.Фонвизин 1745-1792).

В) Он прошел сложный жизненный путь, прежде чем стать знаменитым поэтом. Учился в Казанской гимназии, но гимназию не окончил, т.к. был востребован в Преображенский полк. При выходе из армии занимал высокие посты, был сенатором, министром юстиции (Г.Р.Державин 1743-1816).


Слайд 8. По отрывку узнайте произведение, назовите автора.

А) «Я обозрел в первый раз всю утварь крестьянской избы…» (А.Н.Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву», гл. «Пешки»).

Б) «Тут я увидел, что между людьми случайными и людьми почтенными бывает иногда неизмеримая разница, что в большом свете водятся премелкие душонки» (Д.И.Фонвизин «Недоросль»).

В) Воззри в поля твои широки,

Воззри на горы превысоки… (М.В.Ломоносов «Ода на день восшествия…»).

Г) «Может быть никто из живущих в Москве не знает так хорошо окрестности города сего, как я…» (Н.М.Карамзин «Бедная Лиза»).

Д) «Наступил день и час продажи. Покупщики съезжаются. В зале, где оное производится, стоят неподвижно на продажу осуждённые…» (А.Н.Радищев «Путешествие…», гл. «Медное»).

Е) Ваш долг есть сохранять законы,

На лица сильных не взирать… (Г.Р.Державин «Властителям и судиям»).


Слайд 9. Вопросы на скорость мышления.


А) Кого назвала Екатерина Вторая «бунтовщиком хуже Пугачёва» и за что? (А.Н.Радищева, за его книгу «Путешествие…»).

Б) «Чудище обло, озорно, стозевно и лаяй» – что это за слова, где мы с ними встречаемся, что они обозначают? (это эпиграф к книге А.Н.Радищева «Путешествие», чудище – самодержавие, обло – круглое, жирное, озорно - разоряющее, стозевно – сто глоток, жадное, ненасытное, лаяй – лающее, ругающееся).

В) Сентиментализм и классицизм нашли отражение не только в литературе, но и в живописи. Перед вами две репродукции.(медиопроекции) Кто изображён? (Екатерина Вторая). Назовите художников (Д.Левицкий) и В.Боровиковский ). Используя черты сентиментализма и классицизма, определите, к какому направлению относятся эти работы, назовите признаки (работа Д.Левицкого – к классицизму, Работа В.Боровиковского – к сентиментализму).

Классицизм и сентиментализм. Заполнить в сопоставительной таблице пустые графы:



Классицизм

Сентиментализм

1. Как решается конфликт между чувством и долгом?


Культ чувства

2. Сфера интереса

Общественная жизнь человека


3. Особенности языка


Нарушение литературных границ и правил в изображении героя, речи персонажей, элементы психологизма

4. Ведущие жанры

Высокие (ода, героическая поэма, трагедия) и низкие (комедия, басня)


5. Изображение героя



6. Роль литературы


Сострадать, пробуждать лучшие чувства


18 век – век Просвещения. Однако по данным статистики, в 1750 г. около половины дворян в России были неграмотными. Вот потому-то перед государством и литературой встала великая задача: показать необходимость образования, заклеймить невежество.

  • В каком известном вам произведении поднимается эта проблема? (Д.И.Фонвизин «Недоросль»).


Слайд 10. Определите, какому герою из комедии принадлежат эти слова:

А) «При твоих глазах мои ничего не видят…» (Простаков)

Б) «Потому что она приложена к своему месту» (Митрофан)

В) «Невежда без души – зверь» (Стародум)

Г) «Что греха таить, одного помёту, да вишь как развизжалась» (Скотинин)

Д) «А ты, скот, подойди поближе. Не говорила я тебе, воровская харя, чтоб кафтан пустил шире?» (Простакова)

Е) «Дайте правила… Руководствуйтесь сердцем. Оно готово вам повиноваться. (Софья)

  • Почему мы и сегодня смеёмся над тем, что было написано в 18 веке?

  • К какому жанру относится произведение Д.И.Фонвизина «Недоросль»? (комедия)


Слайд 11. Назовите самый популярный жанр в литературе 18 века? (ода). Прослушайте отрывок из оды М.В.Ломоносова «По случаю прибытия императрицы Елизаветы В Петербург», вспомните признаки оды и найдите их в данном отрывке

Какой приятный зефир веет

И нову силу в чувства льёт?

Какая красота яснеет?

Что всех умы к себе влечёт?

Мы славу дщери зрим Петровой,

Зарёй торжеств святящу новой.

Чем ближе та сеяет к нам,

Мрачнее ночь грозит врагам.

Брега Невы руками плещут,

Брега Ботнийских вод трепщут.

Дерзай ступить на сильны плечи

Атлантских к небу смежных гор…


К какому «штилю» относил жанр оды М.В.Ломоносов? (к высокому). Во всём строгость, обилие церковнославянизмов, рассудок. Против теории и практики классицизма выступили сентименталисты. На первое место выдвигалась «приятность изложения», отсюда и выбор средств: обилие сравнений, метафор, эпитетов, олицетворений.


Слайд 12 Задание командам: в данном отрывке из повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» найдите как можно больше изобразительно-выразительных средств.

«Лиза спала очень худо. Новый гость души её, образ Эрастов, столь живо ей представлялся, что она почти всякую минуту просыпалась, просыпалась и вздыхала. Ещё до восхождения солнечного Лиза встала, сошла на берег Москвы-реки, села на траве и, подгорюнившись, смотрела на белые туманы, которые волновались в воздухе и, подымаясь вверх, оставляли блестящие капли на зелёном покрове натуры. Везде царствовала тишина. Но скоро восходящее светило дня пробудило всё творение: рощи, кусточки оживились, птички вспорхнулись и запели, цветы подняли свои головки, чтобы напитаться животворными лучами света».


- Новый слог сентименталистов был свободен от славянизмов и оказался доступен читателю. Главное достоинство человека сентименталисты усматривали в способности чувствовать, переживать.


Слайд 13 -14 Кроссворд – последнее задание. (Воспроизводится как медиапроекция на доске, а также раздается каждой команде отпечатанный на листах) В нём есть ключевое слово, ответив на вопросы, мы узнаем, почему именно это слово является ключевым.





1 п

у

т

е

ш

е

с

т

в

и

е






2 е

к

а

т

е

р

и

н

а





к

а

н

3 т

е

м

и

р











д

4 е

р

ж

а

в

и

н










5 р

а

д

и

щ

е

в










6 б

о

р

о

в

и

к

о

в

с

к

и

й



ч

7 у

в

с

т

в

о









к

а

8 р

а

м

з

и

н








т

р

а

9 г

е

д

и

я










  1. Жанр знаменитой книги А.Н.Радищева.

  2. Императрица.

  3. Писатель, современник М.В.Ломоносова.

  4. Автор оды «Властителям и судиям».

  5. Писатель 18 века, гневный обличитель самодержавия и крепостного права.

  6. Художник, автор картины «Екатерина Вторая на прогулке».

  7. Что лежит в основе сентиментализма?

  8. Писатель 18 века, историк, философ, общественный деятель.

  9. Жанр высокого стиля.


«Петербург» не случайно является ключевым словом кроссворда. Петербург был центром культуры 18 века.


  1. Подведение итогов урока.

Слайд 15. Заключение. Подсчёт баллов.

  • Давайте посмотрим, какое здание мы создали (после каждого задания победившей команде раздавались бумажные детали здания определенного цвета. Командам предлагается из своих деталей построить здание, опираясь на образец на медиапроекции. Побеждает та команда, у которой деталей здания оказалось больше)

  • На слайде здание. Почему именно такое здание? Основным направлением в литературе 18 века был классицизм, а классицизм считал образцом античное искусство. Многие дворцы, здания, библиотеки были построены в Петербурге, ориентируясь именно на греческие образцы архитектуры. Перед нами символический образ литературы 18 века.


  • «Нет, ты не будешь забвенно, Столетье безумно и мудро», – скажет А.Н.Радищев.

Напишите статью для литературоведческого словаря-справочника. Название статьи «Русская литература XVIII века». Объём статьи 5 – 10 предложений.


  1. Заключительное слово учителя:

Век 18 – великий век в истории русской культуры. Из отсталой страны Россия стала огромной сильной державой. Выросло множество городов. Русскими землепроходцами были освоены и описаны земли камчатские, сибирские, а в Московском университете обучались «собственные Платоны и Невтоны». И наконец, появилась «вдруг» новая литература. Писатели, которые всей душой радели за Россию, были патриотами своей страны и трудились на благо Родины. И пусть это было только начало, но, как сказал Н.М.Карамзин:

Во всех, во всех странах Поэзия святая

Наставницей людей, их счастием была,

Везде она сердца любовью согревала…

И уже родились те люди, которые составят славу не только нашей литературе, но и всему Отечеству: Жуковский, Батюшков, Рылеев…


Слайд 16. А в самом конце 18 века, в 1799 году, в обычном московском доме появился мальчик, имя которого через несколько лет станут с благоговением произносить все русские люди – Александр Сергеевич Пушкин.


Домашнее задание.

Темы сочинения:

  1. Образы императриц в одах М.В.Ломоносова и Г.Р.Державина.

  2. Главный герой комедии «Недоросль» - кто он?

  3. Смешное и грустное в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».

  4. Какие традиции сентиментализма отразились в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»?

  5. «Я взглянул окрест меня – душа моя страданиями человечества уязвлена стала». Жизненный подвиг А. Н. Радищева.

  6. Бессмертные страницы литературы 18 века.

  7. Каким я увидел 18 век на страницах … (поэта или писателя - по выбору учащегося)


Просмотр содержимого документа
«РМ - классицизм и сентиментализм»

Последняя треть XVIII–начало XIX в. – важный период развития русской художественной литературы. Среди писателей и высшая знать, возглавляемая Екатериной II, и представители среднего и мелкого дворянства, и мещане. Произведения Н. М.Карамзина и Д. И. Фонвизина, Г. Р. Державина и М. В. Ломоносова, В. А.Жуковского и К. Ф. Рылеева занимают «умы и сердца читателей»*.

На страницах газет и журналов, в литературных салонах идет непримиримая борьба сторонников разных литературных направлений.

Классицизм (от лат. classicus – образцовый) – художественное направление в литературе и искусстве XVIII–начала XIX в., для которого характерны высокая гражданская тематика, строгое соблюдение определенных творческих норм и правил.

Родоначальники и последователи классицизма считали высшим образцом художественного творчества (совершенством, классикой) произведения античности.

Классицизм возник (в эпоху абсолютизма) сначала во Франции в XVII веке, затем распространился в других европейских странах.

В поэме «Поэтическое искусство» Н. Буало создал развернутую эстетическую теорию классицизма. Он утверждал, что литературные произведения создаются без вдохновения, но «рассудочным путем, после строгого обдумывания». В них все должно быть точно, ясно и стройно.

Писатели-классицисты целью литературы считали воспитание людей в верности абсолютистскому государству, а выполнение обязанностей перед государством и монархом – основной задачей гражданина.

По правилам эстетики классицизма, строго придерживающейся так называемой «иерархии жанров» ,трагедия, ода, эпопея относились к «высоким жанрам» и должны были разрабатывать особо значимые общественные проблемы. «Высоким жанрам» противостояли «низкие»: комедия, сатира, басня, «призванные отражать современную действительность»[16].

Драматические произведения в литературе классицизма подчинялись правилам «трех единств» – времени, места и действия.

1. Особенности русского классицизма

Русский классицизм не был простым подражанием западному.

В нем сильнее, чем на Западе, звучала критика недостатков общества. Наличие сатирической струи придавало произведениям классицистов правдивый характер.

С самого начала в русском классицизме сильно сказывалась связь с современностью, русской действительностью, которая освещалась в произведениях с точки зрения передовых идей.

Писатели-классицисты «создавали образы положительных героев, неспособных примириться с социальной несправедливостью, развивали патриотическую идею служения родине ,пропагандировали высокие нравственные принципы гражданского долга и гуманного отношения к людям**.

Сентиментализм(от фр. sentiment – чувство, чувствительный) –художественное направление в литературе и искусстве, возникшее в Западной Европе в 20-е годы XVIII века. В России сентиментализм распространился в 70-е годы XVIII века, а в первую треть XIX века занял ведущее положение.

В то время как героями классицизма выступали полководцы, вожди, цари, вельможи, писатели-сентименталисты проявляли искренний интерес к личности, характеру человека (незнатного и небогатого), его внутреннему миру. Умение чувствовать рассматривалось сентименталистами как решающая черта и высокое достоинство человеческой личности. Слова Н. М. Карамзина из повести «Бедная Лиза» «и крестьянки любить умеют» указывали на относительно демократическую направленность сентиментализма. Воспринимая человеческую жизнь как скоротечную ,писатели славили вечные ценности – любовь, дружбу и природу.

Сентименталисты обогатили русскую литературу такими жанрами, как путешествие, дневник, очерк, повесть, бытовой роман, элегия, переписка, «слезная комедия».

События в произведениях происходили в небольших городках или деревнях. Много описаний природы. Но пейзаж – это не просто фон, а живая природа, как бы заново открытая автором, прочувствованная им, воспринятая сердцем. Прогрессивные писатели-сентименталисты видели свое призвание в том, чтобы по возможности утешить людей в страданиях и горестях, обратить их к добродетели, гармонии и красоте.

Самый яркий представитель русских сентименталистов – Н.М. Карамзин.

От сентиментализма «распространились нити» не только к романтизму, но и к психологическому реализму.

2. Своеобразие русского сентиментализма

Русский сентиментализм –дворянско-консервативный.

Писатели-дворяне в своих произведениях изображали человека из народа, его внутренний мир, чувства. Для сентименталистов культ чувства стал средством ухода от действительности, от тех острых противоречий, которые существовали между помещиками и крепостным крестьянством, в узкий мир личных интересов, интимных переживаний.

Русские сентименталисты развивали мысль о том, что все люди, независимо от их общественного положения, способны на самые высокие чувства. А значит, по мысли Н. М. Карамзина, «во всяком состоянии человек может найти розы удовольствия». Если же и простым людям доступны радости жизни, то «не через изменение государственного и общественного строя, а через нравственное воспитание людей лежит путь к счастью всего общества».

Карамзин идеализирует отношения помещиков и крепостных. Крестьяне довольны своей жизнью и прославляют своих помещиков.



Просмотр содержимого документа
«РМ - кроссворд»


1













2










3











4










5








6













7








8









9









Найди ключевое слово

  1. Жанр знаменитой книги А.Н.Радищева.

  2. Императрица.

  3. Писатель, современник М.В.Ломоносова.

  4. Автор оды «Властителям и судиям».

  5. Писатель 18 века, гневный обличитель самодержавия и крепостного права.

  6. Художник, автор картины «Екатерина Вторая на прогулке».

  7. Что лежит в основе сентиментализма?

  8. Писатель 18 века, историк, философ, общественный деятель.

  9. Жанр высокого стиля.



Слова для справок:

  • Карамзин,

  • трагедия,

  • Екатерина,

  • чувство,

  • Радищев,

  • Боровиковский,

  • путешествие

  • Державин

  • Кантемир

Просмотр содержимого документа
«РМ»

«Дорогой века…»


Расположите в правильной последовательности предложения, чтобы получился текст, а затем прочитайте его.


  1. Воцарилась Екатерина Вторая, и для русского народа наступила эра новой, лучшей жизни.

  2. Её царствование – это эпопея, эпопея гигантская и дерзкая по замыслу, величественная и смелая по созданию, обширная и полная по плану, блестящая и великолепная по изложению.

  3. Её царствование – это драма, драма многосложная и запутанная по завязке, живая и быстрая по ходу действия, пёстрая и яркая по разнообразию характеров, наконец, драма, зрелище которой исторгнет у вас невольно крики восторга и радости.

  4. Да – чудно, дивно было это время.



Классицизм и сентиментализм. Заполнить в сопоставительной таблице пустые графы:



Классицизм

Сентиментализм

1. Как решается конфликт между чувством и долгом?




Культ чувства

2. Сфера интереса

Общественная жизнь человека





3. Особенности языка


Нарушение литературных границ и правил в изображении героя, речи персонажей, элементы психологизма

4. Ведущие жанры

Высокие (ода, героическая поэма, трагедия) и низкие (комедия, басня)





5. Изображение героя











6. Роль литературы





Сострадать, пробуждать лучшие чувства






Задание командам

Вспомните признаки оды и найдите их в данном отрывке


Какой приятный зефир веет

И нову силу в чувства льёт?

Какая красота яснеет?

Что всех умы к себе влечёт?

Мы славу дщери зрим Петровой,

Зарёй торжеств святящу новой.

Чем ближе та сеяет к нам,

Мрачнее ночь грозит врагам.

Брега Невы руками плещут,

Брега Ботнийских вод трепщут.

Дерзай ступить на сильны плечи

Атлантских к небу смежных гор…



Задание командам: в данном отрывке из повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» найдите как можно больше изобразительно-выразительных средств.


«Лиза спала очень худо. Новый гость души её, образ Эрастов, столь живо ей представлялся, что она почти всякую минуту просыпалась, просыпалась и вздыхала. Ещё до восхождения солнечного Лиза встала, сошла на берег Москвы-реки, села на траве и, подгорюнившись, смотрела на белые туманы, которые волновались в воздухе и, подымаясь вверх, оставляли блестящие капли на зелёном покрове натуры. Везде царствовала тишина. Но скоро восходящее светило дня пробудило всё творение: рощи, кусточки оживились, птички вспорхнулись и запели, цветы подняли свои головки, чтобы напитаться животворными лучами света».


Просмотр содержимого документа
«здание»

Просмотр содержимого презентации
«8 класс Урок №29-30 Дорогой века»

«Дорогой века»  Игра по творчеству русских писателей 18 века

«Дорогой века» Игра по творчеству русских писателей 18 века

XVIII век Нет, ты не будешь забвенно, Столетие безумно и мудро…  А.Н.Радищев Мощно, велико ты было, столетие!  А.Н.Радищев Словесность наша явилась вдруг в 18 столетии.  А.С.Пушкин

XVIII век

Нет, ты не будешь забвенно,

Столетие безумно и мудро…

А.Н.Радищев

Мощно, велико ты было, столетие!

А.Н.Радищев

Словесность наша явилась вдруг в 18 столетии.

А.С.Пушкин

Академия художеств Эрмитаж Академия наук

Академия художеств

Эрмитаж

Академия наук

О вы, которых ожидает Отечество от недр своих И видеть таковых желает, Каких зовёт от стран чужих. О ваши дни благословенны, Дерзайте, ныне ободренны, Раченьем вашим показать, Что может собственных Платонов И быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать. Г.Р.Державин А.Н.Радищев Д.И.Фонвизин Н.М.Карамзин М.В.Ломоносов

О вы, которых ожидает

Отечество от недр своих

И видеть таковых желает,

Каких зовёт от стран чужих.

О ваши дни благословенны,

Дерзайте, ныне ободренны,

Раченьем вашим показать,

Что может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать.

Г.Р.Державин

А.Н.Радищев

Д.И.Фонвизин

Н.М.Карамзин

М.В.Ломоносов

1 задание для команд

  • Расположите в правильной последовательности предложения, чтобы получился текст

2. Воцарилась Екатерина Вторая, и для русского народа наступила эра новой, лучшей жизни.

4. Её царствование – это эпопея, эпопея гигантская и дерзкая по замыслу, величественная и смелая по созданию, обширная и полная по плану, блестящая и великолепная по изложению.

1. Её царствование – это драма, драма многосложная и запутанная по завязке, живая и быстрая по ходу действия, пёстрая и яркая по разнообразию характеров, наконец, драма, зрелище которой исторгнет у вас невольно крики восторга и радости.

3. Да – чудно, дивно было это время.

1. Её царствование – это драма, драма многосложная и запутанная по завязке, живая и быстрая по ходу действия, пёстрая и яркая по разнообразию характеров, наконец, драма, зрелище которой исторгнет у вас невольно крики восторга и радости.

2. Воцарилась Екатерина Вторая, и для русского народа наступила эра новой, лучшей жизни.

3. Да – чудно, дивно было это время.

4. Её царствование – это эпопея, эпопея гигантская и дерзкая по замыслу, величественная и смелая по созданию, обширная и полная по плану, блестящая и великолепная по изложению.

2 задание для команд  Вопросы для 1 команды : А) Дайте определение сентиментализма. Б) Назовите автора оды «Фелица» В) В чём состоит новаторство М.В.Ломоносова в области литературы?   Вопросы для 2 команды: А) Дайте определение классицизма. Б) Назовите автора книги «История государства Российского» В) Что обозначают названия глав из книги А.Н.Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву»?   Вопросы для 3 команды: А) Дайте определение оды. Б) Кому посвящена ода Г.Р.Державина «Фелица». В) Какова главная тема оды М.В.Ломоносова, посвящённой Елизавете.

2 задание для команд

Вопросы для 1 команды :

А) Дайте определение сентиментализма.

Б) Назовите автора оды «Фелица»

В) В чём состоит новаторство М.В.Ломоносова в области литературы?

Вопросы для 2 команды:

А) Дайте определение классицизма.

Б) Назовите автора книги «История государства Российского»

В) Что обозначают названия глав из книги А.Н.Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву»?

Вопросы для 3 команды:

А) Дайте определение оды.

Б) Кому посвящена ода Г.Р.Державина «Фелица».

В) Какова главная тема оды М.В.Ломоносова, посвящённой Елизавете.

3 задание для команд Узнайте, о ком из писателей идёт речь. Назовите годы жизни.  А) Это виднейший общественный деятель, мыслитель, писатель, родился в Москве. Первоначальное образование получил дома, затем в пажеском корпусе. Позднее был отправлен в Лейпцигский университет. Вернувшись, служил чиновником .   Б) Родился в Москве, в богатой семье. Окончив гимназию, поступает в Московский университет. После окончания сначала служит переводчиком в иностранной коллегии, а затем и чиновником. Находясь на службе, составляет проект государственных реформ. Литературой занимается с юношеских лет. В своих произведениях сатирически изображает быт и нравы современного дворянства В) Он прошел сложный жизненный путь, прежде чем стать знаменитым поэтом. Учился в Казанской гимназии, но гимназию не окончил, т.к. был востребован в Преображенский полк. При выходе из армии занимал высокие посты, был сенатором, министром юстиции  А.Н.Радищев 1749-1802 Д.И.Фонвизин 1745-1792  Г.Р.Державин 1743-1816

3 задание для команд

Узнайте, о ком из писателей идёт речь. Назовите годы жизни.

А) Это виднейший общественный деятель, мыслитель, писатель, родился в Москве. Первоначальное образование получил дома, затем в пажеском корпусе. Позднее был отправлен в Лейпцигский университет. Вернувшись, служил чиновником .

Б) Родился в Москве, в богатой семье. Окончив гимназию, поступает в Московский университет. После окончания сначала служит переводчиком в иностранной коллегии, а затем и чиновником. Находясь на службе, составляет проект государственных реформ. Литературой занимается с юношеских лет. В своих произведениях сатирически изображает быт и нравы современного дворянства

В) Он прошел сложный жизненный путь, прежде чем стать знаменитым поэтом. Учился в Казанской гимназии, но гимназию не окончил, т.к. был востребован в Преображенский полк. При выходе из армии занимал высокие посты, был сенатором, министром юстиции

А.Н.Радищев 1749-1802

Д.И.Фонвизин 1745-1792

Г.Р.Державин 1743-1816

5 задание для команд  . По отрывку узнайте произведение, назовите автора. А) «Я обозрел в первый раз всю утварь крестьянской избы…» (А.Н.Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву», гл. «Пешки»).  Б) « Тут я увидел, что между людьми случайными и людьми почтенными бывает иногда неизмеримая разница, что в большом свете водятся премелкие душонки»  (Д.И.Фонвизин «Недоросль»).  В)  Воззри в поля твои широки,  Воззри на горы превысоки…  (М.В.Ломоносов «Ода на день восшествия…»).  Г) «Может быть никто из живущих в Москве не знает так хорошо окрестности города сего, как я…» (Н.М.Карамзин «Бедная Лиза»).  Д) «Наступил день и час продажи. Покупщики съезжаются. В зале, где оное производится, стоят неподвижно на продажу осуждённые…» (А.Н.Радищев «Путешествие…», гл. «Медное»).  Е)  Ваш долг есть сохранять законы,  На лица сильных не взирать… ( Г.Р.Державин «Властителям и судиям»).

5 задание для команд

. По отрывку узнайте произведение, назовите автора.

А) «Я обозрел в первый раз всю утварь крестьянской избы…»

(А.Н.Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву», гл. «Пешки»).

Б) « Тут я увидел, что между людьми случайными и людьми почтенными бывает иногда неизмеримая разница, что в большом свете водятся премелкие душонки»

(Д.И.Фонвизин «Недоросль»).

В) Воззри в поля твои широки,

Воззри на горы превысоки…

(М.В.Ломоносов «Ода на день восшествия…»).

Г) «Может быть никто из живущих в Москве не знает так хорошо окрестности города сего, как я…»

(Н.М.Карамзин «Бедная Лиза»).

Д) «Наступил день и час продажи. Покупщики съезжаются. В зале, где оное производится, стоят неподвижно на продажу осуждённые…»

(А.Н.Радищев «Путешествие…», гл. «Медное»).

Е) Ваш долг есть сохранять законы,

На лица сильных не взирать…

( Г.Р.Державин «Властителям и судиям»).

Классицизм и сентиментализм  Заполнить в сопоставительной таблице  пустые графы: Классицизм 1. Как решается конфликт между чувством и долгом? Сентиментализм 2. Сфера интереса Культ чувства Общественная жизнь человека 3. Особенности языка 4. Жанры Нарушение литературных границ и правил в изображении героя, речи персонажей, элементы психологизма Высокие (ода, героическая поэма, трагедия) и низкие (комедия, басня) 5. Изображение героя 6. Роль литературы Сострадать, пробуждать лучшие чувства

Классицизм и сентиментализм Заполнить в сопоставительной таблице пустые графы:

Классицизм

1. Как решается конфликт между чувством и долгом?

Сентиментализм

2. Сфера интереса

Культ чувства

Общественная жизнь человека

3. Особенности

языка

4. Жанры

Нарушение литературных границ и правил в изображении героя, речи персонажей, элементы психологизма

Высокие (ода, героическая поэма, трагедия) и низкие (комедия, басня)

5. Изображение героя

6. Роль литературы

Сострадать, пробуждать лучшие чувства

Вопросы на скорость мышления  Екатерина Вторая А) Кого назвала Екатерина Вторая «бунтовщиком хуже Пугачёва» и за что?  (А.Н.Радищева, за его книгу «Путешествие из Петербурга в Москву»).  Б) «Чудище обло, озорно, стозевно и лаяй» – что это за слова, где мы с ними встречаемся, что они обозначают?  (это эпиграф к книге А.Н.Радищева «Путешествие», чудище – самодержавие, обло – круглое, жирное, озорно - разоряющее, стозевно – сто глоток, жадное, ненасытное, лаяй – лающее, ругающееся). В) Сентиментализм и классицизм нашли отражение не только в литературе, но и в живописи. Перед вами две репродукции. Кто изображён? . Назовите художников. Используя черты сентиментализма и классицизма, определите, к какому направлению относятся эти работы, назовите признаки . В.Боровиковский сентиментализм Д.Левицкий классицизм

Вопросы на скорость мышления

Екатерина Вторая

А) Кого назвала Екатерина Вторая «бунтовщиком хуже Пугачёва» и за что?

(А.Н.Радищева, за его книгу «Путешествие из Петербурга в Москву»).

Б) «Чудище обло, озорно, стозевно и лаяй» – что это за слова, где мы с ними встречаемся, что они обозначают?

(это эпиграф к книге А.Н.Радищева «Путешествие», чудище – самодержавие, обло – круглое, жирное, озорно - разоряющее, стозевно – сто глоток, жадное, ненасытное, лаяй – лающее, ругающееся).

В) Сентиментализм и классицизм нашли отражение не только в литературе, но и в живописи. Перед вами две репродукции. Кто изображён? . Назовите художников. Используя черты сентиментализма и классицизма, определите, к какому направлению относятся эти работы, назовите признаки .

В.Боровиковский

сентиментализм

Д.Левицкий

классицизм

Определите, какому герою из комедии  принадлежат эти слова: А) «При твоих глазах мои ничего не видят…»  (Простаков) Б) «Потому что она приложена к своему месту»  (Митрофан) В) «Невежда без души – зверь» (Стародум) Г) «Что греха таить, одного помёту, да вишь как развизжалась» (Скотинин) Д) «А ты, скот, подойди поближе. Не говорила я тебе, воровская харя, чтоб кафтан пустил шире?» (Простакова) Е) «Дайте правила… Руководствуйтесь сердцем. Оно готово вам повиноваться.   (Софья)

Определите, какому герою из комедии принадлежат эти слова:

А) «При твоих глазах мои ничего не видят…»

(Простаков)

Б) «Потому что она приложена к своему месту»

(Митрофан)

В) «Невежда без души – зверь»

(Стародум)

Г) «Что греха таить, одного помёту, да вишь как развизжалась»

(Скотинин)

Д) «А ты, скот, подойди поближе. Не говорила я тебе, воровская харя, чтоб кафтан пустил шире?»

(Простакова)

Е) «Дайте правила… Руководствуйтесь сердцем. Оно готово вам повиноваться.

(Софья)

Найдите признаки оды Какой приятный зефир веет И нову силу в чувства льёт? Какая красота яснеет? Что всех умы к себе влечёт? Мы славу дщери зрим Петровой, Зарёй торжеств светящу новой. Чем ближе та сияет к нам, Мрачнее ночь грозит врагам. Брега Невы руками плещут, Брега Ботнийских вод трепщут. Дерзай ступить на сильны плечи Атлантских к небу смежных гор

Найдите признаки оды

Какой приятный зефир веет

И нову силу в чувства льёт?

Какая красота яснеет?

Что всех умы к себе влечёт?

Мы славу дщери зрим Петровой,

Зарёй торжеств светящу новой.

Чем ближе та сияет к нам,

Мрачнее ночь грозит врагам.

Брега Невы руками плещут,

Брега Ботнийских вод трепщут.

Дерзай ступить на сильны плечи

Атлантских к небу смежных гор

В данном отрывке из повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» найдите как можно больше изобразительно-выразительных средств.   «Лиза спала очень худо. Новый гость души её, образ Эрастов, столь живо ей представлялся, что она почти всякую минуту просыпалась, просыпалась и вздыхала. Ещё до восхождения солнечного Лиза встала, сошла на берег Москвы-реки, села на траве и, подгорюнившись, смотрела на белые туманы, которые волновались в воздухе и, подымаясь вверх, оставляли блестящие капли на зелёном покрове натуры. Везде царствовала тишина. Но скоро восходящее светило дня пробудило всё творение: рощи, кусточки оживились, птички вспорхнулись и запели, цветы подняли свои головки, чтобы напитаться животворными лучами света».

В данном отрывке из повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» найдите как можно больше изобразительно-выразительных средств.

«Лиза спала очень худо. Новый гость души её, образ Эрастов, столь живо ей представлялся, что она почти всякую минуту просыпалась, просыпалась и вздыхала. Ещё до восхождения солнечного Лиза встала, сошла на берег Москвы-реки, села на траве и, подгорюнившись, смотрела на белые туманы, которые волновались в воздухе и, подымаясь вверх, оставляли блестящие капли на зелёном покрове натуры. Везде царствовала тишина. Но скоро восходящее светило дня пробудило всё творение: рощи, кусточки оживились, птички вспорхнулись и запели, цветы подняли свои головки, чтобы напитаться животворными лучами света».

Кроссворд 3 1 2 4 5 6 7 8 9

Кроссворд

3

1

2

4

5

6

7

8

9

Кроссворд к а п е н у т т д к е е а е м ш р р т ж ч б а е е и т к у а д с р а р р о а в р р и в и т щ а о с и г в н м е в е н т и а з д в и в е о и к и н я о в с к и й

Кроссворд

к

а

п

е

н

у

т

т

д

к

е

е

а

е

м

ш

р

р

т

ж

ч

б

а

е

е

и

т

к

у

а

д

с

р

а

р

р

о

а

в

р

р

и

в

и

т

щ

а

о

с

и

г

в

н

м

е

в

е

н

т

и

а

з

д

в

и

в

е

о

и

к

и

н

я

о

в

с

к

и

й

А.С.Пушкин

А.С.Пушкин


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!