СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

8 класс Урок №29. РР. Сочинение-описание. Описание внешности человека по личным наблюдениям.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные задачи урока: 

  1. ознакомить учащихся с особенностями описания внешности человека;
  2. развивать речевые умения и навыки; формировать наблюдательность и внимание к окружающим людям;
  3. способствовать формированию уважительного отношения к людям, интересу к личности; воспитывать культуру речи

Просмотр содержимого документа
«8 класс Урок №29 РР. Описание внешности человека»

8 класс

Урок №29.

РР. Сочинение-описание. Описание внешности человека по личным наблюдениям.

Цели:


  1. ознакомить учащихся с особенностями описания внешности человека;

  2. развивать речевые умения и навыки; формировать наблюдательность и внимание к окружающим людям;

  3. способствовать формированию уважительного отношения к людям, интересу к личности; воспитывать культуру речи

Ожидаемые результаты:

учащиеся определяют особенности описания внешности, составляют план описания, разыгрывают ситуативные диалоги, составляют описания к предложенным ситуациям

Оборудование:

репродукции картин Леонардо да Винчи «Джоконда, портрет А. П. Струйской художника Ф. С. Рокотова; карточки с индивидуальными заданиями

Тип урока:

урок применения знаний и формирования умений.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный этап


Приветствие учащихся. Позитивный настрой.

- Ребята, успех урока зависит от нашего настроения. Волшебная страна знаний не любит хмурых и сердитых людей. Давайте улыбнемся друг другу. Ребята, вы чувствуете, как от наших улыбок стало хорошо, тепло и уютно.

(Звучит аудиозапись).

Приветствуют учителя. Эмоционально настраиваются на урок.

II. Мотивация учебной деятельности.

Целеполагание.

— Ребята, присмотритесь друг к другу, когда вы разговариваете на переменах… Излишняя жестикуляция, громкий голос, как будто каждый хочет перекричать весь мир… В этот момент мало кто из вас способен заметить печальные глаза одноклассника или побледневшее лицо учителя… Мы разучились смотреть друг другу в глаза… Поэтому очень важным является сегодня разговор о внешности человека. Он поможет сформировать у вас наблюдательность и внимание к окружающим людям, замечать слёзы в глазах бабушки и преждевременные морщины на лице мамы.

  • Обратите внимание на эпиграфы к уроку. Какая мысль объединяет слова французского писателя Гюго и немецкого драматурга Лессинга?

  • Сегодня на уроке мы будем учиться через внешность постигать внутренний мир человека, его характер и настроение, находить главное (неповторимое!) в облике конкретной личности и описывать свои наблюдения.


Определяют основную мысль высказываний.

Никакая внешняя прелесть

не может быть полной, если она

не оживлена внутренней красотой.

В. Гюго

Красота души придаёт прелесть даже невзрачному телу, точно так же, как безобразие души кладёт какой-то отпечаток, который возбуждает в нас необъяснимое отвращение.

Лессинг

Записывают тему урока. Формулируют цели.


Актуализация опорных знаний.


На уроках литературы вы уже знакомились с понятием портрет литературного героя.

Вспомните:

  • Что такое литературный портрет?

  • Для кого он вводится в художественное произведение?

Определите, о портретах каких литературных героев идёт речь в данных отрывках, ответьте на вопросы:

  • Какие элементы внешности использованы автором при описании героев?

  • Что сразу бросается в глаза?

1) «Правду молвит, молодица

Уж и впрямь была царица:

Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла;

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива…»

(Царица, А. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»)

2) «Женщина эта, необычайно прекрасная, была вся изо льда, из ослепительного, сверкающего льда!.. Глаза её сияли, как звёзды, но в них не было ни тепла, ни мира» (Снежная королева, Г. Х. Андерсен «Снежная королева»)

3) «Лицо её было очень строгим, и Гарри сразу подумал, что с такой лучше не спорить и от неё лучше держаться подальше…» (Профессор Мак Гонагалл, Джоан Кэтлин Роллинг «Гарри Поттер и философский камень»)

4) «Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит;

А сама-то величава,

Выступает, словно пава…»

(Царевна, А. Пушкин «Сказка о царе Салтане»)


Вспоминают основные понятия.

1. Словесное изображение внешности человека, фигуры, одежды, манеры держаться, жестов, мимики.

2. С помощью портрета писатель даёт зримое представление о внешности героя, своё отношение к герою.


Называют литературных героев, определяют элементы портрета в описаниях.

III. Работа над культурой и развитием речи учащихся


  1. Работа с репродукциями картин и стихотворениями.

— Описание внешности — один из самых трудных видов описания. Редко кому удаётся отыскать особенную, неповторимую деталь внешности, которая позволяет раскрыть внутренний мир человека, мгновенно узнать его, сделать заметным на фоне остальных лиц… Давайте посмотрим, как это делают поэты и художники.


— Как важно при общении уметь смотреть на человека! Как часто мы забываем о том, что наши глаза — ключ к пониманию нашего характера, нашего настроения, нашей души… Народная мудрость гласит: «В глаза боится тот смотреть, кто совершил какое-то преступление или думает его совершить». Обратите внимание на портрет Александры Петровны Струйской работы великого русского художника Фёдора Степановича Рокотова и послушайте замечательные стихи Николая Заболоцкого:

— Доброжелательное, озаренное ласковой улыбкой лицо всегда располагает к себе, поднимает настроение, снимает усталость. Уместно напомнить слова Л. Толстого: «Улыбка скажет о человеке всё. Добр или зол, умён или нет, красив ли — всё покажет». Мы до сих пор замираем перед картиной Леонардо да Винчи «Джоконда».


Любите живопись, поэты!

Лишь ей единственной дано

Души изменчивой приметы

Переносить на полотно.

Ты помнишь, как из тьмы былого,

Едва закутана в атлас,

С портрета Рокотова снова

Смотрела Струйская на нас?

Её глаза — как два тумана,

Полуулыбка, полуплач,

Её глаза — как два обмана,

Покрытых мглою неудач.

Когда потёмки наступают

И приближается гроза,

Со дна души моей мерцают

Её прекрасные глаза.


Улыбка Джоконды

Летел в её улыбку камень,

Вонзали нож по рукоять.

Посмотрит тёмными зрачками —

И улыбается опять.

Из Лувра выкрали. И даже

На Пикассо упала тень,

Но вновь она на вернисаже

Улыбкою встречает день.

Смеялись флейты,

Пели скрипки

На всех сеансах год подряд,

Чтоб вызвать этот миг улыбки,

Непостижимый этот взгляд.

Умолкло всё,

Всё притаилось

На всех ветвях, на всех кустах,

Когда улыбка появилась

У Моны Лизы на устах.

Постичь до дна улыбку надо,

Чтоб увидать в её венце

Измученного Леонардо

С улыбкой на худом лице.

Левша, он сам сработал раму,

Сам врезал в раму вензеля.

С тех пор улыбкой этой самой

Интересуется земля.

Джоконда властно и коварно

Сквозь линзы стёкол четырёх

Глядит с улыбкой лучезарной

Равно на умниц и дурёх.

Смеётся флейта,

Плачет скрипка —

Не расставались будто с ней,

А легендарная улыбка

Меж тем с годами всё ясней.

Не меркнет и не угасает,

Светлее дня,

Сильнее тьмы.

Джоконда, видно, что-то знает,

Чего ещё не знаем мы.

(М. Лисянский)



  1. Редактирование словесного портрета.

- Умение отмечать особые приметы может оказаться полезным (например, в розыске человека). Поэтому с детства надо развивать наблюдательность, зрительную память, умение отмечать в человеке самое яркое, особенное, индивидуальное.

Представьте себе, что нас просят помочь составить словесный портрет девочки. Что из предложенного текста надо оставить?

Она маленькая, худенькая. Светлые, кудрявые волосы. Глаза задумчивые, голубые. На ней белые гольфы, голубые босоножки, платье в красную клеточку. Она любит долго спать, есть мороженое «Эскимо». Увлекается коллекционированием марок. Любит петь весёлые песни. Над левой бровью шрам. Дружит с девочкой Машей. У неё есть кошка Мурка.

Главный недостаток второго текста — непоследовательность описания внешности. Поэтому для ориентации необходим план.


  1. Работа над составлением плана

  1. О ком я хочу рассказать и почему?

  2. Особенности внешности этого человека.

  3. Основные черты его характера.

  4. Дела (поступки), в которых они раскрываются.

  5. Что привлекает меня в этом человеке?


  1. Работа с ситуативным материалом

  1. Лена — гимнастка. Сегодня у неё ответственные соревнования. Только что она закончила своё выступление на бревне. А что скажут судьи?

Опиши выражение лица девочки. Какие у неё глаза? О чём она думает? Какие строчки можно было бы подписать под фотографией?


  1. Максим. Он уже совсем взрослый. Он любит ходить на прогулки сам. Сколько интересного вокруг!

Опиши выражение лица Максима, когда он увидел кузнечика. Подбери такие слова, которые помогли бы понять его настроение. Своё описание озаглавь. Употребляй слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.


  1. Юра. Он не слушал объяснения учителя. А когда его спросили правило, то…

Опиши выражение лица мальчика, его настроение. Какие слова помогут нам понять его душевное состояние? Своё описание озаглавь.


  1. Настенька. Она с дедушкой пришла на могилу Неизвестного солдата.

Опиши выражение лица девочки, подбери такие слова, которые позволили бы понять её душевное состояние. О чём она думает? Употребляй слова с оценочными суффиксами. Как бы ты озаглавил своё описание?


  1. Составление и разыгрывание диалогов

  • Составьте и разыграйте диалог, учитывая указанные обстоятельства.

Вы договорились встретиться со своим знакомым, чтобы взять книгу (диск, игру, словарь), но оказалось, что не можете пойти на встречу. Позвоните своему другу (своей подруге), объясните, что встречу отменить невозможно, попросите встретиться вместо вас. Опишите своего знакомого.

Вашу просьбу выслушивают и уточняют, где, когда, что нужно передать, спрашивают имя человека, с кем предстоит встретиться, просят описать его внешность.


Рассматривают репродукции художников, знакомятся со стихотворными строками, определяют характерные детали внешности, языковые средства, при помощи которых они передаются.






























































Редактируют предложенный текст, убирают лишние детали, определяют последовательность в описании.










Коллективно составляется план описания внешности человека, записывается в рабочую тетрадь.






Работают в группах над предложенной ситуацией, заслушивается каждая группа.

ФО: «Две звезды-одно желание»

















Работают в группах по составлению диалога, члены группы разыгрывают ситуацию перед классом.

ФО: «Коллекция стикеров» (каждая группа вручает свой стикер той группе, которая с их точки зрения была более успешна в этом задании)

IV. Рефлексия. Подведение итогов урока


  1. «Верные – неверные утверждения»

  1. В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. (А. П. Чехов.)

  2. Гибкость ума может заменить красоту. (Ф. Стендаль.)

  3. Людей неинтересных в мире нет (Е.А. Евтушенко)

  4. Человек рождается с определённым характером и внешностью, первое – изменить нельзя.

  1. Заключительное слово учителя

— Всегда ли могучее телосложение является доказательством сильной воли человека, а люди хрупкие не способны на подвиг? Нет, не всегда внешность человека передаёт его внутренний мир, иногда она обманчива и надо быть очень наблюдательным, чтобы не ошибиться в людях, суметь разглядеть истинные душевные качества.

…что есть красота

И почему её обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?

(Н. Заболоцкий)

Определяют неверные высказывания, обосновывают свою точку зрения.


Домашнее задание


Написать сочинение-миниатюру (на основе личных наблюдений) «Мой друг (подруга) в минуту радости (гнева)».

Записывают домашнее задание











2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!