СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

8 класс Урок №3. «Слово о полку Игореве». Открытие и изучение. Историческая основа. Сюжет и композиция.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учащиеся расширяют свои знания о древнерусской литературе, самостоятельно  осмысливают и осваивают информацию через просмотр видеофрагментов, работу с раздаточным материалом и доносят ее до своих одноклассников, анализируют текст, обобщают и делают выводы, реализуют  в процессе познавательной деятельности  коммуникативные умения, выражают свои мысли по заданной теме, рефлексируют по поводу своего понимания информации.

Просмотр содержимого документа
«8 класс. Таблица.Слово о полку Игореве»

"Слово о полку Игореве" в таблицах

1. История открытия «Слова»

Кто сделал открытие

известный собиратель древних рукописей граф Мусин-Пушкин (один из переписанных экземпляров текста был отправлен Екатерине II)

Когда это произошло и где

начало 90-х годов XV!!! века, списки найдены в Ярославле

К какому времени относят списки «Слова»

к XVI веку

Когда вышло первое печатное издание

1800 год

Пожар в Москве

1812 год, сгорела библиотека Мусина-Пушкина и найденный в Ярославле сборник

Как текст «Слова» дошел до наших дней

сохранились первое печатное издание и рукописный экземпляр, посланный Екатерине II

 

2. Композиция и жанр «Слова»

«Слово» состоит из следующих частей:

1 часть — Вступление

2 часть — Описание похода князя Игоря

3 часть — Вещий сон Святослава и его «золотое слово», обращенное к князьям с призывом отомстить за «землю Русскую, за раны Игоревы»

4 часть — Возвращение Игоря из плена

Композиция «Слова» отличается строгостью и стройностью. Стройность композиции поддерживается делением «Слова» на ряд картин-песен. Такие части-картины заканчиваются припевом-рефреном: «О, Русская земля, ты уж за холмом!»

Д.С. Лихачев говорит о том, что автору «Слова» удалось соединить в своей поэме плач и славу: горький упрек в безрассудстве — и восхищение мужеством защитников Русской земли; одобрение героизма, жажда воли — и сомнение в том, что победа может быть достигнута лишь дерзким порывом отдельных князей.

 


3. Герои «Слова»

 Князь Игорь

Вдохновитель и руководитель похода, защитник Русской земли, который «навел свои храбрые полки на землю Половецкую за землю Русскую». Храбрый воин, у него сильная воля, мужественное сердце. Забота о защите государства руководит мыслями и действиями Игоря. Неблагоприятное предзнаменование — солнечное затмение — не охлаждает его боевого пыла.

 Брат князя Игоря Всеволод

Отвага, мужество, храбрость, воинская честь отличают Всеволода даже в большей степени, чем Игоря.

 Жена князя Игоря Ярославна

Особый светлый образ русской женщины. В целом, этот образ можно рассматривать как символ русской земли, родины, матери, любви. Ее устами говорит простая русская женщина, горячо любящая своего мужа, тоскующая в разлуке с ним и горюющая о том, что он ранен и в плену. Ее обращение к природе за помощью объединяет их силы и помогает плененным бежать. Это патриотка, болеющая душой за воинов. Для Ярославны поражение русских воинов — большое личное несчастье.

 Святослав

Произносит свое «золотое слово». В этом слове живет надежда объединить князей в борьбе за Русь, преодолеть поражение, которое потерпел князь Игорь. Мудрость, справедливость и доброта — вот отличительные черты этого сильного человека.

 Русская земля, Родина

Мир родины, общий русский мир показан не мстительным, а добрым. Доброта как основа отношения русского народа к миру и к людям выявлены автором очень ярко.


4. Поэтические особенности

Язык

Речь автора обнаруживает его живое отношение к событиям: скорбит о поражении русских воинов, порицает и обличает князей, которые не прислушались к призыву об объединении, переживает о судьбе своей родины, прославляет мощь русского народа.

Художественные приёмы

Автор создает живые картины происходящего, пытается создать у читателей нужное настроение. Это можно заметить в описании природы, которая перед походом князя Игоря как бы предвещает трагический исход сражения: вой волков, возбуждающий ужас; клекот орлов, созывающий вереей на трупы; лай лисиц; звериный свист и т. п.

Эпитеты

Народнопоэтические, то есть такие, которые чаще встречаются в устной народной поэзии, чем в книжно-письменной речи, например: серый волк, сизый орел, черный ворон и т. п.

Метафоры

Часто автор прибегает к метафорическим эпитетам, например: железные полки, золотое слово, живые копья и т. п.

Олицетворение

Например: «Уже Пустыня Силу прикрыла! Встала Обида в полках Дажьбожьего внука, вступила девою на землю Троянову, заплескала лебедиными крыла ми на синем море у Дона». Здесь обида дается в образе девы, которая машет лебедиными крыльями.

Использование символики

Например: «Черные тучи с моря идут, хотят прикрыть четыре солнца». Здесь черные тучи — это вражеские полки, а четыре солнца — это четыре русских князя.

Аллитерация (созвучие)

Например: «…в пяток потопташа поганые полки половецкие».

Автор «Слова» обращается к походу Игоря для того, чтобы страстно, доказательно защи­тить мысль о необходимости единения русской земли. Если лучшие из князей, наделенные любовью к Родине, доблестью, силой и мужеством, не способны отдельными выступлениями защитить страну от «поганых», то становится очевидной необходимость общих действий.


Просмотр содержимого документа
«pril1»



Приложение 1

Кроссворд.


Заполнив кроссворд, вы прочитаете зашифрованное слово.










4












5

 

 

 

 

 

 

 



2




 







1


 




 







666

 

 

 

3

 

 

 






 


 


 


 







 


 


 


 







 




 













 













 













 













 
























По вертикали:


  1. Образец торжественного красноречия.

  2. Описание духовных подвигов и добрых дел святых.

  3. Проникновенная беседа о духовных ценностях.

  4. Повествование о важных исторических событиях.


По горизонтали:


  1. Информация о далеких путешествиях.


Просмотр содержимого документа
«pril2»


Приложение 2





















1

Где и когда произошло первое упоминание о рукописи?


2

Кто сделал открытие «Слова… » и в каком году это произошло?


3

Когда вышло первое печатное издание?


4

Какой текст дошел до наших дней?


5

Кто занимался переводом слова?


6

В состав какой книги входила рукопись?



Просмотр содержимого документа
«pril3»

Приложение 3


Историческая основа «Слова о полку Игореве».


О походе Игоря Святославича, князя Новгород – Северского, сообщается в Лаврентьевской летописи

В ней говорится, что 23 апреля 1185г. князь Игорь Святославович с небольшими силами, не сговорившись с киевским князем Святославом, очертя голову, «не сдержав юности», как о нём говорит летопись, отправился в далёкий поход на половцев, которые совсем недавно стали соседями Руси.


ПОЛОВЦЫ (кипчаки) – кочевой народ, появившийся в южнорусских степях в XI в. занимались скотоводством, ремеслами. С 1055 г. часто совершали набеги на Русь. Наиболее опасными были нападения в кон. XI в. Прекратились после поражений от русских князей в 1103-1116 гг. Возобновились во 2-й пол. XII в. Разгромлены и покорены монголо-татарами в XIII в. (часть перешла в Венгрию).


Князь Игорь Святославович хотел дойти до берегов Черного моря и вернуть Руси далёкую Тмутаракань, когда-то входившую в состав Черниговского княжества и находившуюся на месте нынешней Тамани. По дороге к нему присоединился со своим отрядом его брат Всеволод Святославич. Вместе с ними отправились также сын князя Игоря Владимир, княжий в Путивле, и племянник Святослав Ольгович из Рыльска.

1 мая 1185 года случилось затмение (подробно описанное в Лаврентьевской летописи). Среди дня солнце вдруг померкло, и на несколько минут настала ночь. Солнечное затмение, которое всегда считалось на Руси недобрым предзнаменованием, встревожило князей, но Игорь убедил их не обращать на предзнаменование внимания и идти вперёд.

Утром 10 мая недалеко от Азовского моря, на реке Сюурлий, русские встретились с вышедшими вперёд полками половцев, разбили их и захватили богатую добычу. После победы Игорь собрался повернуть назад, но тут подоспели другие половецкие отряды. Дружина князя Игоря заночевала в степи. Наутро русские обнаружили, что они окружены войсками ханов Гзака и Кончака. «Собрали на себя всю землю половецкую»- говорит Игорь.

В бою Игорь был ранен и попал в плен. Схваченный,он видел, как жестоко бьется его брат Всеволод. Из окружения смогли пробиться и уйти на Русь лишь несколько всадников. Одержав победу над Игорем, половцы нанесли ответный удар, опустошив левобережье Днепра, осадили Переяславль Южный.

В плену Игорь пользовался относительной свободой и почётом. За него, как за раненого, поручился хан Кончак.

Половец Лавр предложил Игорю бежать. Игорь сначала отказался пойти «неславным путём», но вскоре ему стало известно, что возвращающиеся с набега на русский город Переяславль половцы, обозлённые неудачами, собираются перебить всех пленных. И он решил бежать.

Одиннадцать дней пробирался Игорь до пограничного города Донца, убегая от погони. Приехав в родной Новгород-Северский, он вскоре пустился в объезд – в Чернигов и в Киев, ища помощи и поддержки, и всюду был встречен с радостью.

Таковы зафиксированные летописью события 1185 года.


Просмотр содержимого документа
«pril4»



Приложение 4


Вопрос об авторе «Слова».


Подобно другим древнерусским произведениям, «Слово» является анонимным, безымянным. До сих пор остаётся неясным, кто был автором «Слова». Его считали дружинником, участником похода. Это заключение делали из того, что он хорошо знал ход похода, верно описывал сражения. Были версии, что он черниговский певец, выходец из окружения галицких князей, знатным боярином, независимым писателем южанином. В ряде работ, посвящённых этому вопросу, делаются попытки связать его с конкретным человеком, например, что это тысяцкий Рагуил, певец Митуса, летописец Пётр Бориславич и даже Киевский князь Святослав Всеволодович.

Ни одна из этих гипотез до сих пор не доказана. Мы можем сказать только одно, что этот человек был очень образованным, знающим историю русских князей, прекрасно владеющий образным и выразительным словом, прекрасно разбирающийся в воинском деле. Кроме того он имеет своё мнение, так как не защищает местные интересы, не является идеологом князей и бояр, хотя, несомненно, человек очень образованный, следовательно, аристократ.

Были даже предположения, что «Слово» не подлинное произведение, а гораздо более поздняя мистификация, написанная, например, самим Мусиным-Пушкиным, так как потом был найден текст «Задонщины», очень напоминающий «Слово», но не настолько высокохудожественный.


Просмотр содержимого документа
«8 класс Урок №3 Открытие и изучение. Историческая основа. Сюжет и композиция.»

8 класс

Урок 3.

«Слово о полку Игореве». Открытие и изучение. Историческая основа. Сюжет и композиция.

Цели:


  1. подготовить учащихся к восприятию древнерусского памятника «Слово о полку Игореве»; помочь воссоздать картину времён написания произведения; познакомить с историей открытия "Слова", а также с исследованиями "Слова" и его переводами.

  2. формировать умения ориентироваться в разных источниках, давать монологические ответы, наблюдать по содержанию текста, сравнивать, оценивать, делать выводы, обобщать, соединять словесные и зрительные образы;

  3. содействовать воспитанию патриотических чувств учащихся, приобщению к произведениям искусства.

Ожидаемые результаты:

Учащиеся расширяют свои знания, самостоятельно осмысливают и осваивают информацию и доносят ее до своих одноклассников, анализируют текст, обобщают и делают выводы по тексту, реализуют в процессе познавательной деятельности коммуникативные умения, выражают свои мысли по заданной теме, рефлексируют по поводу своего понимания информации.

Оборудование:

РМ – приложения (для групповой работы), презентация, видеофрагменты, карта «Русь в XII – нач. XIII вв.»;

ссылки на видеофрагменты: 1) nofollow.ru/video.php?c=lyzknbFDRHU 2) http://www.nofollow.ru/video.php?c=WmyZt4XGe_c

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент.

Приветствие учащихся. Мотивация на успех.

«Создай шедевр из сегодня…»

Джон Вуден (американский баскетболист и баскетбольный тренер-легенда).

Приветствуют учителя.

Высказываются, как понимают фразу выдающегося человека.

  1. Актуализация опорных знаний


Молчат гробницы, мумии и кости, -
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь письмена,
И нет у нас иного достоянья:

И.А. Бунин. "Слово"

  1. Блиц-опрос.

- Назовите хронологические рамки существования Древнерусской литературы.

- С чем связано возникновение древнерусской литературы?

- Каковы основные темы литературы XI - XIII веков?

- Какие жанры древнерусской литературы вы знаете?

- Какими особенностями обладала древнерусская литература?

- Приведите примеры произведений Древнерусской литературы.

  1. Кроссворд

- Заполните кроссворд и прочитайте, какое слово зашифровано. (Приложение 1)










Пользуясь таблицей, составленной на прошлом уроке, учащиеся отвечают на поставленные вопросы.





Решают кроссворд в группах (Приложение 1). Получают ключевое слово «летопись»

  1. Мотивация познавательной деятельности.

(Слайд 1)

- Сегодня мы познакомимся с жемчужиной древнерусской словесности "Словом о полку Игореве". (Слайд 2) Дмитрий Сергеевич Лихачев говорил: "Слово о полку Игореве", продолжающее жить в сотнях произведений русской литературы 19 и 20 веков, мы вправе считать произведением не только древней, но и в известной мере и произведением современной литературы. Оно живо и действенно, заряжает своей поэтической энергией и воспитывает, учит литературному мастерству и любви к Родине". На протяжении нескольких уроков мы с вами будем изучать "Слово.. " и попытаемся подтвердить слова Д. С. Лихачева (Слайд 3)


Запись эпиграфа:

- Вижу Русь!

Торжественно-сурово

Вслушиваюсь в темную строку:

Так и есть,

Сначала было "Слово"

Это было "Слово о полку…"

Л. Мазуркин


  1. Работа по теме урока.


  1. Знакомство с историей открытия слова.

А) Просмотрите видеосюжет (фрагмент 1) и ответьте на вопросы таблицы (Приложение 2)

Б) Работа с таблицей и ответы на вопросы слайда 5

В качестве иллюстраций к ответам таблицы слайд 6, 7, 8

Известный любитель и собиратель русских древностей граф А.И. Мусин-Пушкин в начале 90-х гг. XVIII века приобрел в Спасском монастыре г. Ярославля старинный рукописный сборник. В числе древнерусских произведений, оригинальных и переводных, было “Слово…”.

В начале же 90-х гг. по поручению А.И. Мусина-Пушкина для императрицы Екатерины II была снята копия с древнерусского текста, а в 1800 г. “Слово…” было издано. Чудесная находка вызвала сразу же большой интерес.

Во время французского нашествия 1812 года в огне сгорела вся библиотека Мусина-Пушкина. Так был утрачен оригинал «Слова…». Сохранились только первый печатный текст и рукописная копия “Слова…”, выполненная для Екатерины II. В настоящее время она хранится в Центральном Архиве древних актов в Москве.

  1. Знакомство с исторической основой произведения.

- Для более глубокого осознания похода и того, что связано с ним, следует обратиться к истории. Что из истории известно о положении Руси в XII веке и князе Игоре?

А) Сообщение ученика об исторической основе "Слова " или работа с приложением в группе (Приложение 3).

Сообщение иллюстрируется слайдами 9 - 10

- В XII веке на Руси полностью возобладала феодальная раздробленность. Обширное древнерусское государство с центром в Киеве распалось на множество княжеств, лишь слабо объединенных между собой государственной общностью: Владимиро-Суздальское, Смоленское, Полоцкое, Галицко-Волынское, Черниговское, Киевское, Новгород-Северское – всего 15 княжеств. В южно-русских степях в это время кочевали половцы, тюркоязычный народ, и совершали опасные набеги на Русь. Князья отдельных княжеств проводили свою обособленную политику, вступали в междоусобные войны, иногда призывали себе на помощь врагов русской земли – половцев. Общерусская власть киевского князя не исчезла еще полностью, но ее значение неудержимо падало. Двоюродные братья – Святослав и Игорь – княжили в это время один – в Киеве, другой – в Новгороде-Северском княжестве и вели противоборство с половцами, которые ежегодно предпринимали походы на русские земли. Весной 1185 г. Святослав Киевский удачно выступил против половцев, нанес им поражение, захватил много добычи и пленников. Позднее, когда половцы были сокрушены киевским князем, Игорь Новгород-Северский совершил самостоятельный поход, имея небольшую дружину (это было 23 апреля 1185 г.). Но закончился он для Игоря бесславно: рать почти полностью уничтожена, князь взят в плен. В дальнейшем Игорь бежал. В 1198 г. стал князем Черниговским, умер в 1202 г.

Б) Просмотр видеосюжета (2 фрагмент)

- Почему поход князя Игоря против половцев оказался неудачным?

  1. Оценка исторических событий современниками (Слайд № 11)

А) - Вспомните, в каком году князь Игорь предпринял поход?

Значит, «Слово…» написано по горячим следам от пожаров и набегов – в промежутке между 1185 – 1187 годами. К сожалению, точной даты в летописях не сохранилось. Современники по-разному оценивали события 1185 г., мы узнаем об этом из двух древних летописей - Лаврентьевской и Ипатьевской.


Б) Просмотр видеосюжета (3 фрагмент)

- Лаврентьевская летопись резко осуждает Игоря, изображая его самонадеянным и честолюбивым князем, недальновидным полководцем. В "Летописной повести", которая читается в Ипатьевской летописи, нет прямого осуждения князя, он вызывает даже сочувствие не только достойным поведением во время битвы, но и искренним раскаянием в том, что причинил много страданий русской земле.

В) «Спектральные дебаты»

Утверждающая сторона доказывает, что Игоря нельзя простить.

Опровергающая сторона доказывает, что Игоря можно простить.

  1. Авторство "Слова" (Слайд №12)

А) – Обычно вместе с названием произведения мы произносим имя его автора. А сегодня я не произнесла его имени. Как вы думаете, почему?
Б) Сообщение ученика о гипотезах авторства "Слова" или работа с приложением в группе (Приложение 4)

На протяжении всех двух веков со времени публикации "Слова" выдвигаются гипотезы разной степени доказательности о том, кто (конкретное лицо или круг лиц) мог бы быть его автором. Практически все известные по летописи деятели конца XII века назывались в качестве возможных кандидатур. "Слово" - слишком короткий, необычный и сложный текст, чтобы по нему можно было уверенно судить о тех или иных свойствах его автора или сравнивать его с другими текстами той эпохи. Одни исследователи считали, что тон обращений автора к князьям указывают на то, что он сам был князем или членом княжеской фамилии (в частности, назывались имена самого Игоря, Ярославны, Владимира Игоревича и ряда других князей, включая крайне малоизвестных); другие, напротив, утверждали, что князь не мог называть князя "господином". Б. А. Рыбаков, Существует версия исследователя Юрия Сбитнева о том, что автором летописи является дочь князя Святослава Всеволодовича, которую звали Болеслава. При известном на сегодня корпусе источников установить имя автора "Слова" не представляется возможным.

- Да, мы не знаем его имени. Но его личность за каждой строкой произведения. Он размышляет о страшном походе князя Игоря, оплакивает погибших воинов, радуется возвращению Игоря. Благодаря таланту неизвестного автора, мы услышим свист стрел, увидим, как никнут от жалости к павшим травы, как «болотом» течёт река Двина. Зачитываю текст: «Уже ведь, братия, невесёлое время настало…» до слов: «…а поганые со всех сторон приходили с победами на землю Русскую».

  1. Идейное содержание «Слова»

– Ребята, как вы думаете, с какой целью автор написал «Слово…»? Только ли потому, чтобы рассказать о неудачном походе князя Игоря?

- Поход Игоря против половцев и поражение его войска – это для автора и нас повод для глубокого раздумья о судьбах Русской земли, для горячего призыва объединиться и защитить Русь. Эта мысль – единение русских против общих врагов – и является главной мыслью произведения. Причину неудачного похода Игоря автор видит не в слабости русских воинов, а в князьях, которые не объединены, действуют порознь и разоряют родную землю, забывают общерусские интересы. Он взывает к русским князьям: почему не пришли, не помогли.

“Слово…”, по мнению Д.С. Лихачева, - произведение огромной идейной силы, это – произведение, призывающее к единству, обличающее усобицы князей”.

  1. Итог урока. Слово в литературе, живописи и музыке

(Слайд 17-20)


Просматривают видеоурок «Слово о полку Игореве»: история открытия, историческая основа

Разделить на 3 фрагмента:

  1. История открытия «Слова»

  2. Историческая основа «Слова»

  3. Оценка современников похода князя Игоря

Отвечают на вопросы таблицы (Приложение 2), обсуждая ответы в группах.

Делают записи в тетради после проверки.








Работают с Приложением 3.

Просматривают видеосюжет (фрагмент 2)

Делают записи в тетради.

Отвечают на вопрос: Почему поход Игоря был неудачен?

































Просматривают видеосюжет (3 фрагмент), определяют различные оценки современников.





В группах обсуждают поступок Игоря, подбирают аргументы и доказывают, что Игоря нельзя простить (1-2 группы), что Игоря можно простить (3-4 группы)


Высказывают предположения.

Читают Приложение 4. Определяют гипотезы об авторе «Слова»


























Высказывания учащихся о цели создания «Слова» неизвестным автором.

Просматривают видеосюжет: «Слово о полку Игореве»: композиция, авторская идея.

Делают записи в тетради.







Отвечают на вопросы викторины «Проверь себя»

  1. Рефлексия.

Рефлексивно-оценочная методика «ХИМС»

Ученики заполняют таблицу по методу «ХИМС»

Каждый участник на карточках пишет: Х – что было хорошего; И – что было интересно; М – что мешало работе; С – что взял бы с собой. Затем листочки вывешиваются на доску, либо участники приклеивают свои карточки к 4-м большим плакатам.

Домашнее задание


  1. Чтение "Слова о полку Игореве"

  2. Характеристика героев "Слова"

    1. кн. Игорь;

    2. кн. Всеволод;

    3. кн. Святослав;

    4. кн. Ярославна.

  1. Выучить отрывок. «Плач Ярославны» или «Золотое слово Святослава



1


Просмотр содержимого презентации
«8 класс Урок №3 Открытие и изучение. Историческая основа. Сюжет и композиция.»

Вижу Русь!  Торжественно-сурово  Вслушиваюсь в темную строку…  Так и есть,  Сначала было «Слово…»  Это было «Слово о полку…».   Л.Мазуркин

Вижу Русь! Торжественно-сурово Вслушиваюсь в темную строку… Так и есть, Сначала было «Слово…» Это было «Слово о полку…». Л.Мазуркин

«СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ»

«СЛОВО

О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ»

Цели работы

Цели работы

  • Познакомиться с историей открытия «Слова о полку Игореве»
  • Узнать, какова историческая основа произведения.
  • Рассмотреть особенности построения поэмы
  • Узнать, какую роль играет «Слово» в русском и мировом искусстве
История нахождения «Слова»  По ходу просмотра видеосюжета запишите основные моменты

История нахождения «Слова» По ходу просмотра видеосюжета запишите основные моменты

Ответьте на вопросы: Где и когда было найдено «Слово о полку Игореве»? В состав какой книги входила рукопись? Где и когда впервые упоминается рукопись? Кто нашёл рукопись и в каком году? Когда вышло первое печатное издание «Слова..»

Ответьте на вопросы:

  • Где и когда было найдено «Слово о полку Игореве»?
  • В состав какой книги входила рукопись?
  • Где и когда впервые упоминается рукопись?
  • Кто нашёл рукопись и в каком году?
  • Когда вышло первое печатное издание «Слова..»

Место находки Ярославль Спасский монастырь Акварель И. Белоногова 1848г

Место находки

Ярославль Спасский монастырь

Акварель

И. Белоногова 1848г

  • Начало 90х годов XVIII века
  • Сборник «Спасо - Ярославский хронограф»
Первооткрыватель «Слова» А.И.Мусин-Пушкин нашёл сборник древнерусских произведений, включающих «Слово» и приобрёл его. 3 года переводили и расшифровывали текст Рукописный вариант текста представлен Екатерине Великой А.И.Мусин –Пушкин (1744 -1817)

Первооткрыватель «Слова»

  • А.И.Мусин-Пушкин нашёл сборник древнерусских произведений, включающих «Слово» и приобрёл его.
  • 3 года переводили и расшифровывали текст
  • Рукописный вариант текста представлен Екатерине Великой

А.И.Мусин –Пушкин

(1744 -1817)

Первое издание 1800 год А.И Мусин-Пушкин совместно с историком Н.М.Карамзиным издали «Слово о полку Игореве» «Слово» сразу же привлекло к себе внимание Рукопись «Слова» была утрачена во время пожара в Москве в 1812 году Н.М.Карамзин

Первое издание

  • 1800 год А.И Мусин-Пушкин совместно с историком Н.М.Карамзиным издали «Слово о полку Игореве»
  • «Слово» сразу же привлекло к себе внимание
  • Рукопись «Слова» была утрачена во время пожара в Москве в 1812 году

Н.М.Карамзин

«Слово о полку Игореве» «Слово» написано неизвестным автором в 1187 Основа сюжета – неудачный поход Игоря, князя Новгород- северского, против половцев. Русичи потерпели поражение, Игорь попал в плен Гравюра В.Фаворского

«Слово о полку Игореве»

  • «Слово» написано неизвестным автором в 1187
  • Основа сюжета – неудачный поход Игоря, князя Новгород- северского, против половцев.
  • Русичи потерпели поражение, Игорь попал в плен

Гравюра В.Фаворского

Поход русских князей на половцев

Поход русских князей на половцев

Современники по-разному оценивали события 1185 г., мы узнаем об этом из двух древних летописей - Лаврентьевской и Ипатьевской. Лаврентьевская летопись резко осуждает Игоря, изображая его самонадеенным и честолюбивым князем, недальновидным полководцем. В «Летописной повести», которая читается в Ипатьевской летописи, нет прямого осуждения князя, он вызывает даже сочувствие не только достойным поведением во время битвы, но и искренним раскаянием в том, что причинил много страданий русской земле.

Современники по-разному оценивали события 1185 г., мы узнаем об этом из двух древних летописей - Лаврентьевской и Ипатьевской. Лаврентьевская летопись резко осуждает Игоря, изображая его самонадеенным и честолюбивым князем, недальновидным полководцем.

В «Летописной повести», которая читается в Ипатьевской летописи, нет прямого осуждения князя, он вызывает даже сочувствие не только достойным поведением во время битвы, но и искренним раскаянием в том, что причинил много страданий русской земле.

Авторство «Слова о полку Игореве …» На протяжении всех двух веков со времени публикации «Слова» выдвигаются гипотезы разной степени доказательности о том, кто (конкретное лицо или круг лиц) мог бы быть его автором Одни исследователи считали, что тон обращений автора к князьям указывают на то, что он сам был князем или членом княжеской фамилии (в частности, назывались имена самого Игоря, Ярославны, Владимира Игоревича и ряда других князей, включая крайне малоизвестных); другие, напротив, утверждали, что князь не мог называть князя «господином».

Авторство «Слова о полку Игореве …»

На протяжении всех двух веков со времени публикации «Слова» выдвигаются гипотезы разной степени доказательности о том, кто (конкретное лицо или круг лиц) мог бы быть его автором Одни исследователи считали, что тон обращений автора к князьям указывают на то, что он сам был князем или членом княжеской фамилии (в частности, назывались имена самого Игоря, Ярославны, Владимира Игоревича и ряда других князей, включая крайне малоизвестных); другие, напротив, утверждали, что князь не мог называть князя «господином».

Композиция «Слова» Зачин – содержит указание на время и место действия 1 часть –сборы в поход, продвижение в степи, затмение солнца, два боя. 2 часть – вещий сон Святослава. 3 часть – плач Ярославны, побег Игоря из плена В.Назарук «Пень о походе Игоря»

Композиция «Слова»

  • Зачин – содержит указание на время и место действия
  • 1 часть –сборы в поход, продвижение в степи, затмение солнца, два боя.
  • 2 часть – вещий сон Святослава.
  • 3 часть – плач Ярославны, побег Игоря из плена

В.Назарук

«Пень о походе Игоря»

Уж с утра до вечера и снова С вечера до самого утра Бьется Войско князя удалого, И растет кровавых тел гора.

Уж с утра до вечера и снова

С вечера до самого утра

Бьется Войско князя удалого,

И растет кровавых тел гора.

День и ночь над полем незнакомым Стрелы половецкие свистят, Сабли ударяют по шеломам, Копья харалужные трещат.

День и ночь над полем незнакомым

Стрелы половецкие свистят,

Сабли ударяют по шеломам,

Копья харалужные трещат.

Далеко в Путивле, Причитая, Как кукушка раннею весной, Ярославна кличет молодая, На стене рыдая городской

Далеко в Путивле,

Причитая,

Как кукушка раннею весной,

Ярославна кличет молодая,

На стене рыдая городской

«Слово» в литературе После выхода из печати «слово» привлекло внимание писателей и поэтов А.С.Пушкин использовал мотивы «Слова» в поэме «Руслан и Людмила» Жуковский и Рылеев переводили поэму на современный язык В.А.Жуковский Г.Р.Державин К.Ф.Рылеев А.С.Пушкин

«Слово» в литературе

  • После выхода из печати «слово» привлекло внимание писателей и поэтов
  • А.С.Пушкин использовал мотивы «Слова» в поэме «Руслан и Людмила»
  • Жуковский и Рылеев переводили поэму на современный язык

В.А.Жуковский

Г.Р.Державин

К.Ф.Рылеев

А.С.Пушкин

Образы «Слова» оказали влияние на творчество А.Толстого, В.Брюсова, И.Бунина, А.Блока. Эти мотивы хорошо чувствуются в цикле стихов Блока « На поле Куликовом»
  • Образы «Слова» оказали влияние на творчество А.Толстого, В.Брюсова, И.Бунина, А.Блока.
  • Эти мотивы хорошо чувствуются в цикле стихов Блока « На поле Куликовом»

А.К.Толстой

И.А.Бунин

А.А.Блок

«Слово» в живописи Огромен интерес художников к поэме. «Глубоко вдохновенная» картина Васнецова «После побоища» Гравюры В.Фаворского «Сеча» Г.Поплавский В.М.Васнецов «Плач Ярославны» В.Зотов

«Слово» в живописи

  • Огромен интерес художников к поэме.
  • «Глубоко вдохновенная» картина Васнецова «После побоища»
  • Гравюры В.Фаворского

«Сеча» Г.Поплавский

В.М.Васнецов

«Плач Ярославны» В.Зотов

«Слово» в музыке Опера «Князь Игорь» Создавалась в течение 17 лет Премьера состоялась в Мариинском театре (Санкт-Петербург) «Таких глубоко вдохновенных и оригинальных созданий мало на свете» (В.В.Стасов) А.П.Бородин В.В.Стасов

«Слово» в музыке

  • Опера «Князь Игорь»
  • Создавалась в течение 17 лет
  • Премьера состоялась в Мариинском театре (Санкт-Петербург)
  • «Таких глубоко вдохновенных и оригинальных созданий мало на свете» (В.В.Стасов)

А.П.Бородин

В.В.Стасов

Проверь себя

Проверь себя

  • В каком году было написано «Слово о полку Игореве» ?
  • Какому событию посвящена поэма?
  • Какова композиция поэмы?
  • Назовите литераторов, обращавшихся к материалам «Слова» (2-3х)
  • Кто написал оперу «Князь Игорь»?
Ответы

Ответы

  • «Слово» написано в 1187 году
  • «Слово» посвящено походу князя Игоря на половцев
  • Поэма состоит из зачина и трёх частей
  • К «Слову» обращались А.С.Пушкин, К.Ф.Рылеев, А.А.Блок, И.А.Бунин, В.А.Жуковский
  • Автор оперы – А.П.Бородин
Источники

Источники

  • «Слово о полку Игореве. 800 лет» М, Государственный исторический музей, М., 1987
  • Рыбаков Е.А. Как вникнуть в сущность «Слова о полку Игореве», \\ Литература в школе, №4 1990, М., Просвещение.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!