Работа по теме урока. | Знакомство с историей открытия слова. А) Просмотрите видеосюжет (фрагмент 1) и ответьте на вопросы таблицы (Приложение 2) Б) Работа с таблицей и ответы на вопросы слайда 5 В качестве иллюстраций к ответам таблицы слайд 6, 7, 8 Известный любитель и собиратель русских древностей граф А.И. Мусин-Пушкин в начале 90-х гг. XVIII века приобрел в Спасском монастыре г. Ярославля старинный рукописный сборник. В числе древнерусских произведений, оригинальных и переводных, было “Слово…”. В начале же 90-х гг. по поручению А.И. Мусина-Пушкина для императрицы Екатерины II была снята копия с древнерусского текста, а в 1800 г. “Слово…” было издано. Чудесная находка вызвала сразу же большой интерес. Во время французского нашествия 1812 года в огне сгорела вся библиотека Мусина-Пушкина. Так был утрачен оригинал «Слова…». Сохранились только первый печатный текст и рукописная копия “Слова…”, выполненная для Екатерины II. В настоящее время она хранится в Центральном Архиве древних актов в Москве. Знакомство с исторической основой произведения. - Для более глубокого осознания похода и того, что связано с ним, следует обратиться к истории. Что из истории известно о положении Руси в XII веке и князе Игоре? А) Сообщение ученика об исторической основе "Слова " или работа с приложением в группе (Приложение 3). Сообщение иллюстрируется слайдами 9 - 10 - В XII веке на Руси полностью возобладала феодальная раздробленность. Обширное древнерусское государство с центром в Киеве распалось на множество княжеств, лишь слабо объединенных между собой государственной общностью: Владимиро-Суздальское, Смоленское, Полоцкое, Галицко-Волынское, Черниговское, Киевское, Новгород-Северское – всего 15 княжеств. В южно-русских степях в это время кочевали половцы, тюркоязычный народ, и совершали опасные набеги на Русь. Князья отдельных княжеств проводили свою обособленную политику, вступали в междоусобные войны, иногда призывали себе на помощь врагов русской земли – половцев. Общерусская власть киевского князя не исчезла еще полностью, но ее значение неудержимо падало. Двоюродные братья – Святослав и Игорь – княжили в это время один – в Киеве, другой – в Новгороде-Северском княжестве и вели противоборство с половцами, которые ежегодно предпринимали походы на русские земли. Весной 1185 г. Святослав Киевский удачно выступил против половцев, нанес им поражение, захватил много добычи и пленников. Позднее, когда половцы были сокрушены киевским князем, Игорь Новгород-Северский совершил самостоятельный поход, имея небольшую дружину (это было 23 апреля 1185 г.). Но закончился он для Игоря бесславно: рать почти полностью уничтожена, князь взят в плен. В дальнейшем Игорь бежал. В 1198 г. стал князем Черниговским, умер в 1202 г. Б) Просмотр видеосюжета (2 фрагмент) - Почему поход князя Игоря против половцев оказался неудачным? Оценка исторических событий современниками (Слайд № 11) А) - Вспомните, в каком году князь Игорь предпринял поход? Значит, «Слово…» написано по горячим следам от пожаров и набегов – в промежутке между 1185 – 1187 годами. К сожалению, точной даты в летописях не сохранилось. Современники по-разному оценивали события 1185 г., мы узнаем об этом из двух древних летописей - Лаврентьевской и Ипатьевской. Б) Просмотр видеосюжета (3 фрагмент) - Лаврентьевская летопись резко осуждает Игоря, изображая его самонадеянным и честолюбивым князем, недальновидным полководцем. В "Летописной повести", которая читается в Ипатьевской летописи, нет прямого осуждения князя, он вызывает даже сочувствие не только достойным поведением во время битвы, но и искренним раскаянием в том, что причинил много страданий русской земле. В) «Спектральные дебаты» Утверждающая сторона доказывает, что Игоря нельзя простить. Опровергающая сторона доказывает, что Игоря можно простить. Авторство "Слова" (Слайд №12) А) – Обычно вместе с названием произведения мы произносим имя его автора. А сегодня я не произнесла его имени. Как вы думаете, почему? Б) Сообщение ученика о гипотезах авторства "Слова" или работа с приложением в группе (Приложение 4) На протяжении всех двух веков со времени публикации "Слова" выдвигаются гипотезы разной степени доказательности о том, кто (конкретное лицо или круг лиц) мог бы быть его автором. Практически все известные по летописи деятели конца XII века назывались в качестве возможных кандидатур. "Слово" - слишком короткий, необычный и сложный текст, чтобы по нему можно было уверенно судить о тех или иных свойствах его автора или сравнивать его с другими текстами той эпохи. Одни исследователи считали, что тон обращений автора к князьям указывают на то, что он сам был князем или членом княжеской фамилии (в частности, назывались имена самого Игоря, Ярославны, Владимира Игоревича и ряда других князей, включая крайне малоизвестных); другие, напротив, утверждали, что князь не мог называть князя "господином". Б. А. Рыбаков, Существует версия исследователя Юрия Сбитнева о том, что автором летописи является дочь князя Святослава Всеволодовича, которую звали Болеслава. При известном на сегодня корпусе источников установить имя автора "Слова" не представляется возможным. - Да, мы не знаем его имени. Но его личность за каждой строкой произведения. Он размышляет о страшном походе князя Игоря, оплакивает погибших воинов, радуется возвращению Игоря. Благодаря таланту неизвестного автора, мы услышим свист стрел, увидим, как никнут от жалости к павшим травы, как «болотом» течёт река Двина. Зачитываю текст: «Уже ведь, братия, невесёлое время настало…» до слов: «…а поганые со всех сторон приходили с победами на землю Русскую». Идейное содержание «Слова» – Ребята, как вы думаете, с какой целью автор написал «Слово…»? Только ли потому, чтобы рассказать о неудачном походе князя Игоря? - Поход Игоря против половцев и поражение его войска – это для автора и нас повод для глубокого раздумья о судьбах Русской земли, для горячего призыва объединиться и защитить Русь. Эта мысль – единение русских против общих врагов – и является главной мыслью произведения. Причину неудачного похода Игоря автор видит не в слабости русских воинов, а в князьях, которые не объединены, действуют порознь и разоряют родную землю, забывают общерусские интересы. Он взывает к русским князьям: почему не пришли, не помогли. “Слово…”, по мнению Д.С. Лихачева, - произведение огромной идейной силы, это – произведение, призывающее к единству, обличающее усобицы князей”. Итог урока. Слово в литературе, живописи и музыке (Слайд 17-20) | Просматривают видеоурок «Слово о полку Игореве»: история открытия, историческая основа Разделить на 3 фрагмента: История открытия «Слова» Историческая основа «Слова» Оценка современников похода князя Игоря Отвечают на вопросы таблицы (Приложение 2), обсуждая ответы в группах. Делают записи в тетради после проверки. Работают с Приложением 3. Просматривают видеосюжет (фрагмент 2) Делают записи в тетради. Отвечают на вопрос: Почему поход Игоря был неудачен? Просматривают видеосюжет (3 фрагмент), определяют различные оценки современников. В группах обсуждают поступок Игоря, подбирают аргументы и доказывают, что Игоря нельзя простить (1-2 группы), что Игоря можно простить (3-4 группы) Высказывают предположения. Читают Приложение 4. Определяют гипотезы об авторе «Слова» Высказывания учащихся о цели создания «Слова» неизвестным автором. Просматривают видеосюжет: «Слово о полку Игореве»: композиция, авторская идея. Делают записи в тетради.
Отвечают на вопросы викторины «Проверь себя» |