СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

8 класс Урок №31. Художественная модель мира в литературе романтизма (1 вариант)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные задачи урока: 

  1. Образовательный аспект: создать условия для выявления основных черт романтизма как литературного направления путем изучения материалов научных статей о романтизме.
  2. Развивающий аспект: способствовать формированию аналитического и креативного мышления, интеллектуальных навыков, обобщения, умения выделять главное, ставить перед собой вопросы, развитию исследовательских умений учащихся, развитию речевых навыков.
  3. Воспитательный аспект: способствовать приобщению к культурному наследию и процессу духовного развития учащихся; воспитанию культуры умственного труда; формированию коммуникативных качеств личности (сотрудничество, умение выслушать собеседника и высказать свою точку зрения).

Просмотр содержимого документа
«8 класс Урок №31 Романтизм»

8 класс


Урок №31.

Художественная модель мира в литературе романтизма.

Общедидактическая цель:

создать условия для осознания и первичного осмысления блока новой учебной информации, способствовать осмыслению связей нового материала с изученным ранее.

Задачи:

  1. Образовательный аспект: создать условия для выявления основных черт романтизма как литературного направления путем изучения материалов научных статей о романтизме.

  2. Развивающий аспект: способствовать формированию аналитического и креативного мышления, интеллектуальных навыков, обобщения, умения выделять главное, ставить перед собой вопросы, развитию исследовательских умений учащихся, развитию речевых навыков.

  3. Воспитательный аспект: способствовать приобщению к культурному наследию и процессу духовного развития учащихся; воспитанию культуры умственного труда; формированию коммуникативных качеств личности (сотрудничество, умение выслушать собеседника и высказать свою точку зрения).

Прогнозируемый результат:

учащиеся самостоятельно выявят основные признаки романтизма как литературного направления; на основе полученных знаний сумеют назвать произведения, которые можно отнести к романтическим, а также определить некоторые сходства и различия с классицизмом и сентиментализмом.

Тип учебного занятия:

урок изучения нового материала и первичного закрепления.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

ФОПД

Контроль

Вызов.

Актуализация имеющихся знаний.

 

Пробуждение интереса к теме.

Создает условия для актуализации знаний, формирования проблемы и цели на основе мотивации.

– Актуализируют знания по предыдущим темам "Классицизм", "Сентиментализм";
– сравнивают и определяют принадлежность одного из трех предложенных учителем стихотворений к тому или иному направлению, аргументируя свой выбор;
– представляют свои выводы.

– Находят одно из стихотворений, которое нельзя отнести к известным им направлениям, аргументируя свой ответ;
– ставят проблему;

– формулируют цель урока, предполагают результат.

Парная.

Групповая.

Заслушивание.

Взаимоконтроль.

Осмысление.

 

 

 

 

 

Получение новой информации.

 

Соотнесение новой информации с собственными знаниями.

Создает условия для работы с научной статьей по теме "Романтизм как литературное направление"

 

 

 

Создает условия дополнительной мотивации, предлагая в конце работы сравнить самостоятельно полученные выводы с высказыванием классика на эту тему (Белинский В.Г. о романтизме). Цитата закрыта.

Чертят и заполняют таблицу ЗХУ

Знаю (предполагаю)

*
*
* ........

Хочу узнать

*
*
* ........

Узнал

*
*
* ........

– работают со статьей учебника "Романтизм" и дополнительными материалами;

– обсуждают полученную информацию в парах;
– отмечают знаком + то, что совпало с их предположениями, и те вопросы, на которые они получили ответы.

 

Индивидуальная.

 

 

 

 

 



Парная.

 

Самоконтроль.

 

 

 

 

 



Взаимоконтроль.

Рефлексия

Целостное осмысление и обобщение полученной информации.

Выработка собственного отношения к изучаемому материалу.

Создает условия для обобщения полученной информации, для само- и взаимоконтроля и личного осмысления

– Обсуждают и заполняют листы с вопросами, предложенными учителем по теме "Романтизм";

– афишируют и представляют ответы;

– задают вопросы, на которые не получили ответа в своих таблицах ЗХУ;

– отвечают на вопросы одноклассников.

– Составляют синквейн по теме "Романтизм";
– Представляют свои синквейны классу (кроме последнего слова).

Групповая

 Фронтальная

 

 Индивидуальная

Взаимоконтроль





Афиширование

 

Вновь обращает внимание на высказывание В.Г.Белинского: "Романтизм – это …".

Ваши варианты?

Называют последнее слово синквейна.

Фронтальная

 

 

Открывается цитата: "…это желание, стремление, порыв, чувства, вздох, стон, жалоба на несовершенные надежды… грусть по утраченном счастии…" (См. дидактические материалы №№ 1-3)

Те, у которых есть "совпадения", поднимают руки (40-50 %)

Индивидуальная

Самоконтроль

Повторная проблематизация, (новый "вызов")

Обобщает полученные результаты

Столкнувшись с проблемной ситуацией (романтизм – стон? жалоба? грусть?), ставят цели на следующий урок.

Домашнее задание. "В чем особенности русского романтизма?"

 

 

Дидактический материал № 1

В.Г. Белинский: " Романтизм – это желание, стремление, порыв, чувства, вздох, стон, жалоба на несовершенные надежды… на грусть по утраченном счастии…, это мир…, населенный тенями и призраками, конечно, очаровательный, но тем не менее неуловимый; это унылое медленно текущее, никогда не оканчивающееся настоящее, которое оплакивает прошедшее и не видит перед собой будущего; наконец, это любовь, которая питается грустью."

Стихотворения, предложенные для анализа

В.К. Тредиаковский Стихи похвальные России

Начну на флейте стихи печальны,
Зря на Россию через страны дальны:
Ибо все днесь мне ее доброты
Мыслить умом есть много охоты.
Россия мати! Свет мой безмерный!
Позволь то, чадо прошу твой верный,
Ах, как сидишь ты на троне красно!
Небо российску ты солнце ясно!
Красят иных все златые скиптры,
И драгоценна порфира, митры;
Ты собой скипетр свой украсила,
И лицем светлым венец почтила.
О благородстве твоем высоком
Кто бы не ведал в свете широком?
Прямое сама вся благородство:
Божие ты, ей! Светло изводство.

Н.М. Карамзин К соловью

Пой во мраке тихой рощи,
Нежный, кроткий соловей!
Пой при свете лунной нощи!
Глас твой мил душе моей.
Но почто ж рекой катятся
Слезы из моих очей,
Чувства ноют и томятся
От гармонии твоей.
Ах! Я вспомнил незабвенных,
В недрах хладные земли,
Хищной смертью заключенных;
Их могилы заросли.
Все высокою травою.
Я остался сиротою…
Я остался в горе жить,
Тосковать и слезы лить!...
С кем теперь мне наслаждаться
Нежной песнею твоей?
С кем природой утешаться?
Все печально без друзей.

В.А. Жуковский Море

Безмолвное море, лазурное море,
Стою очарован над бездной твоей.
Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,
Тревожною думой наполнено ты.
Безмолвное море, лазурное море,
Открой мне глубокую тайну твою:
Что движет твое необъятное лоно?
Чем дышит твоя напряженная грудь?
…Когда же сбираются темные тучи,
Чтоб ясное небо отнять у тебя, -
Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь,
Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу...
И мгла исчезает, и тучи уходят,
Но, полное прошлой тревоги своей,
Ты долго вздымаешь испуганны волны,
И сладостный блеск возвращенных небес
Не вовсе тебе тишину возвращает;
Обманчив твоей неподвижности вид:
Ты в бездне покойной скрываешь смятенье,
Ты, небом любуясь, дрожишь за него.

Дидактический материал № 2 Вопросы для обобщения изученного материала

Предлагаются для обсуждения в группах. Формулируются на основе тех вопросов, которые ставят перед собой учащиеся, работая с таблицей ЗХУ. Кроме того, для каждой группы один из вопросов составлен учителем.

1-я группа

1. Что обозначает слово " романтизм "? Время появления романтизма.
2. Почему возникло новое литературное направление?

2-я группа

1. В чем своеобразие главных героев романтических произведений? Какие качества личности и почему наиболее ценимы писателями - романтиками?
2. Чем романтизм отличается от сентиментализма?

3-я группа

1. Проанализировав лексический состав стихотворения "Море", проведите параллель с произведениями классицизма.
2. Основные жанры романтизма.

4-я группа

1. Что отвергают в литературе и в жизни представители романтизма? Куда устремлены? Почему?
2. Представители романтизма в литературе и других видах искусства. Какие из ранее изученных вами произведений можно отнести к романтическим?

Дидактический материал № 3

Дополнительный материал к статье учебника "Романтизм"

РОМАНТИЗМ (Энциклопедия "Русская литература в XIX веке", стр. 346 - 353)

Своих вершин романтизм достиг в первой трети XIX века в творчестве немца А.Гофмана, англичанина Дж. Байрона, француза В.Гюго. К той же поре относятся и успехи русского романтизма, который развивался в тесном соприкосновении с западным. У истоков русского романтизма стояли две замечательно яркие фигуры: В.А.Жуковский и К.Н.Батюшков. Широко известна строка Жуковского: "Жизнь и поэзия – одно". Так считали все романтики. Они были убеждены, что нужно не только создавать прекрасные произведения, но и жить вдохновенно, поэтично. Дух романтизма определил Николай Полевой: "Совершенное недовольство собою, миром, людьми… и оттого стремление за пределы мира, стремление к грусти о прошедшем… " Излюбленный герой романтиков – это поэт, художник, музыкант, артист – словом, истинно творческий человек, владеющий божественным даром. Такой, как герой стихотворения Д.Веневитинова "Поэт".

Тебе знаком ли сын богов,
Любимец муз и вдохновенья?
Узнал ли б меж земных сынов
Ты речь его, его движенья?
………………………………….
О, если встретишь ты его
С раздумьем на челе суровом, -
Пройди без шума близ него,
Не нарушай холодным словом
Его священных, тихих снов!
Взгляни с слезой благоговенья
И молви: это сын богов,
Любимец муз и вдохновенья!

Просмотр содержимого документа
«Романтизм»

(Слайд 1)

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIХ В.
РОМАНТИЗМ

(Слайд 2)

Классицизм и романтизм – вот два слова… с коими мы засыпали и просыпались, за кои дрались насмерть, о коих спорили до слез и в классах и гостиных, и на площадях и на улицах.

В.Г. Белинский

План урока:

1. Русская история и русская литература первой половины XIX века.

2. Романтизм.

(Слайд 3)

Цель урока: показать развитие русской истории и литературы первой половины XIХ века; ввести понятие «романтизм».

Словарная работа: личность, индивидуальность, абсолютная свобода, идеал, романтизм, субъективное, исключительное, двоемирие, пафос.

(Слайд 4 - Русская история первой половины XIХ века)

Начало XIХ века в жизни России ознаменовалось событиями, имевшими первостепенное значение для дальнейшей истории нашей родины.

В 1812 году началась Отечественная война. Война против Наполеона была для России борьбой за жизнь. Это была народная война. Чувство горячей любви к родине охватило широчайшие массы.

Наполеон был разбит, потому что на войну с ним поднялся весь русский народ.

Отечественная война пробудила народные силы, вызвала подъем народного самосознания, патриотического духа. В. Белинский: «12-й год был великою эпохою в жизни России. Напряженная борьба… с Наполеоном пробудила дремавшие силы России и заставила ее увидеть в себе силы и средства, которые она дотоле не подозревала».

Крестьяне, солдаты ожидали отмены крепостного права, они стали роптать на правительство. Правительство было напугано, правительственная реакция усилилась. Ее возглавлял военный министр Аракчеев, человек невежественный и жестокий крепостник.

Крестьянство отвечает на усилившуюся эксплуатацию волнениями и восстаниями. Все эти восстания подавлялись жестокими мерами.

Но народное возмущение не прекращается, а разливается по всей стране.

Сильное движение против самодержавия возникает среди дворянской интеллигенции. Война 1812 года произвела глубокий идейный раскол в среде помещичьего класса. Организовываются тайные общества, деятельность которых завершается восстанием 14-го декабря 1825 года.

Декабристы были образованными людьми. Они подвергли резкой критике внешнюю и внутреннюю политику правительства.

Восстание было разгромлено. Декабристы были разгромлены потому, что они не решились призвать к революции народные массы, опирались только на офицеров. Но идеи декабристов вошли в сознание многих современников, были подхвачены передовыми писателями и повлияли на их творчество.

В начале XIХ века в России открывается целый ряд высших учебных заведений: университеты в Казани, Харькове. В Петербурге – педагогический институт, в 1811 году открыт Царскосельский лицей.

(Слайд 5 – Русская литература первой половины XIХ века)

Эти учебные заведения становятся очагами культуры и просвещения. При них возникают литературные общества, издаются журналы. Происходит оживленная дискуссия по вопросам литературы и языка, идет борьба литературных направлений.

После войны 12-го года реакционеры обрушиваются на университеты: изгоняются профессора, усиливается гнет цензуры.

Подъем народного самосознания, обострение классовой борьбы, развитие общественно-политической мысли в начале XIХ века вызвали борьбу и в литературе.

Ожесточенные споры велись по целому ряду важных вопросов:

  1. Об отношении литературы к действительности.

  2. О народности и самобытности русской литературы.

  3. Об отношении ее к УНТ, к западно-европейской литературе.

  4. О литературных направлениях.

  5. О языке.

(Слайд 6,7,8 )

Во главе литературного движения стали члены тайных декабристских обществ (К.Ф. Рылеев, А.А. Бестужев, А.И. Одоевский, В.К. Кюхельбекер, А.С. Грибоедов, А.С. Пушкин).

(Слайд 9)

Декабристы придавали большое значение художественной литературе, видя в ней одно из средств борьбы против самодержавия, могучую общественную силу. Они создавали гражданскую поэзию, обличающую крепостнический порядок, воспевающую героическую личность, поэзию, насыщенную революционным политическим содержанием. Поэт, по мнению декабристов, не только гражданин, но и организатор общественного мнения.

Излюбленными жанрами были сатира, поэма, ода.

Любимыми темами – темы мятежей, восстаний, народных движений, борьбы русского народа с внешними врагами. (Рылеев воспевает в «думах» Вадима, новгородского борца за свободу, Дмитрия Донского, Ивана Сусанина).

Декабристы как подлинные патриоты считали необходимостью развитие самобытной национальной литературы. Решение этой задачи видели в сближении литературы с русским народным творчеством.

Никогда в истории русской литературы не было такого разнообразия литературных направлений. Живет и привлекает своей гражданской тематикой, возвышенным стилем русский классицизм (ранняя поэзия Рылеева, Пушкина).

Видным литературным направлением в первое десятилетие XIХ века был сентиментализм. (Последователи Н.М. Карамзина – молодой Жуковский, Дмитриев).

Однако сентиментализм, вследствие узости своей тематики и отхода от реальной действительности не смог сложится и вырасти в ведущее направление в литературе.

(Слайд 10)

Во втором десятилетии XIХ века определяется новое литературное направление – романтизм.

На рубеже XVIII и XIХ веков на Западе и несколько позднее в России в литературе (и в других видах искусства) возникает направление, названное романтизмом.

(Слайд 11)

Романтизм – творческий метод в литературе и искусстве – возник как своего рода реакция на рационализм и немотивированный (ни на чем не основанный) оптимизм классицизма, разочарование в идеях просвещения.

В основе романтизма – стремление личности к абсолютной свободе, к духовному совершенству, к недостижимому идеалу, в сочетании с пониманием несовершенства окружающего мира.

Выдающиеся представители романтизма:

(Слайды 12,13,14,15,16)

Франция – В. Гюго; Германия – Э.Т.А. Гофман; Англия – Дж.Г. Байрон, П.Шелли; Россия – Жуковский, Пушкин, Лермонтов, Баратынский, Бестужев, Рылеев.

Это литературное направление было вызвано обострением борьбы между феодализмом и буржуазией, борьбы 1789 года во Франции.

В России оно было связано с борьбой защитников феодально-крепостнического строя с представителями возникающего революционно-освободительного движения.

В такие моменты обострения классовой борьбы особенно остро ощущается неудовлетворенность настоящим, современной действительностью. Эта неудовлетворенность порождает мечты о должном, о желанном. Писатель-романтик стремится уйти от современности в прошлое или в будущее. Если и изображалось настоящее, то оно противопоставлялось желаемой действительности.

Романтизм, как и другие направления, пришел к нам с Запада.

(Слайд 17)

Истоки русского романтизма: с одной стороны, чувствуется влияние немецкого романтизма (Гете, Шиллер, Гофман) с их мистицизмом, интересом к философским аспектам бытия, противопоставлением «дневного» и «ночного» мира; с другой стороны – влияние английского и французского романтизма (Байрон, Шелли, Шатобриан, Нодье) с их богоборческими мотивами, конфликтом личности и общества, проблематикой «сильной личности» и «естественного человека», экзотикой сюжета и места действия.

(Слайд 18 – представители)

Испытывая влияние романтизма западного, романтизм в России формируется как литературное направление с присущим ему своеобразием.

(Слайд 19)

В творчестве Жуковского, Батюшкова, Вяземского, Одоевского – последователей немецкого романтизма – прослеживаются следующие характерные черты: (Слайд 20)

  • Медитативность лирики;

  • Созерцательность и философская углубленность в «вечные» вопросы;

  • Интерес к проявлению потусторонних сил.

(Слайд 21)

В творчестве молодого Пушкина, Лермонтова:

  • Пафос вольнолюбия;

  • Мотив разлада сильной личности с обществом;

  • Экзотизм сюжетов;

  • Немотивированность действий романтического героя, его неизменяемость (в романтизме отсутствует эволюция характеров, т.к. обстоятельства не влияют на личность).

(Слайд 22)

Основные свойства романтизма:

  • доминанта субъективного над объективным;

  • стремление не воссоздавать, а пересоздавать действительность;

  • тяга к выдвижению на передний план исключительного (в характерах и обстоятельствах);

  • использование символов (символ – это возведение от конкретного к абстрактному).

(Слайд 23)

Основные черты романтизма:

  • провозглашение человеческой личности, глубокой, сложной, утверждение внутренней бесконечности человеческой индивидуальности;

  • взгляд на мир, жизнь «сквозь призму сердца»;

  • интерес ко всему экзотическому, сильному, яркому, возвышенному;

  • склонность отражать «ночную» сторону движения души; тяга к интуитивному, бессознательному;

  • тяготение к фантастике, условности форм, смешению высокого и низкого, комического и трагического, обыденного и необычного;

  • мучительное переживание разлада с действительностью, т.е. конфликт между личностью и обществом – это главная черта романтизма – так называемое трагическое двоемирие; герой осознает несовершенство мира и людей, страдает от общения с ними и в то же время желает жить в этом мире, с этими несовершенными людьми, мечтает быть ими понятым и принятым;

  • отказ от обыденности;

  • стремление личности к абсолютной свободе, к духовному совершенству, непостижимому идеалу в сочетании с пониманием несовершенства мира;

  • интерес к УНТ, в народной поэзии они видят самобытное и свободное поэтическое творчество народа, отражение черт национального характера;

  • романтические произведения отличаются красочностью языка; широко применяются эпитеты, яркие сравнения, метафоры; обновление слова происходит за счет введения ассоциативности, многозначности; тон речи романтиков всегда приподнятый, взволнованный;

  • необычность пейзажа.

К основным чертам романтизма относят и борьбу против классицизма, против его правил, стесняющих свободу творчества писателя. Но, отвергая классицизм, романтики брали ценные его качества – гражданскую направленность, ясность мыслей.

И то, что они используют не только жанры, уже созданные литературой, а вырабатывают новые. Поэма у классицистов была эпическим произведением, у романтиков в ней отражаются душевные переживания автора, и она становится произведением лиро-эпическим (лиро-эпическая поэма). Появляется лирическая драма, баллада, исторический роман, фантастическая повесть, лирика.

(Слайд 24)

Когда мы говорим о романтизме, особо хочется выделить личность, героя и пейзаж.

Романтическая личность – страстная личность; несет в себе бунтарство и отрицание.

Романтический герой – сильный характер, который стоит выше всех, кто его окружает, часто в романтических произведениях герой – художник; романтический герой несовместим с обыденным миром; беспокойный, неукротимый.

Романтический пейзаж – яркий, без полутонов, величественный и прекрасный; природа – буйная стихия; она сродни страстной натуре героя, а с другой стороны – герой вступает с ней в борьбу; пейзаж: море, горы, небо.

Романтики отрицали окружающий мир, но взгляды романтиков на общество, их позиции в обществе, борьбу были часто несхожими, что дает основания делить романтизм на реакционный, созерцательный, либеральный, прогрессивный. В русском романтизме выделяется два типа: созерцательный (пассивный) и прогрессивный (активный или революционный).

(Слайд 25)

К последнему типу относится романтизм поэтов-декабристов, которому присущи следующие черты:

  • социальная заостренность конфликта;

  • критическое отношение к мистицизму и мечтательности романтиков типа Жуковского;

  • интерес к истории – исторический сюжет заменяет экзотический;

  • пафос героики и борьбы с внешним врагом; с несправедливостью и злом (социально конкретизированным).

(Слайд 26)

В основе эстетики романтизма:

  • отказ от «подражания природе»;

  • провозглашение творческой активности художника и права на преображение действительности, т.е. реальности;

  • защита творческой свободы автора;

  • произведение искусства воспринимается как живой организм, где содержание и форма неразрывно связаны;

  • синтез искусств, разрушение норм, догм и канонов;

  • переоценка ценностей.

(Слайд 27)

Особенности русского романтизма:

  • доминирующий пафос вольнолюбия и борьбы;

  • придание усиленно-социального звучания общеромантическим мотивам;

  • синтез элементов (отдельных свойств классицизма, Просвещения, доромантической поэтики);

  • активнейшее развитие лирики.

5



Просмотр содержимого документа
«Тест по теме (2)»

Тест по теме «Романтизм в литературе»

1. Когда возникает романтизм как новое литературное направление?

а) в XX веке;

б) в XVII веке;

в) в конце XVIII – первой половине XIX века.

 

2. Назовите родину романтизма:

а) Франция;

б) Европа;

в) Германия;

г) Америка.

 

3. Каковы основные особенности европейского романтизма?

а) выдвижение на первое место культа чувств;

б) «космический пессимизм»;

в) создание нового типа героя – представителя средней и мелкой буржуазии, ремесленников, крестьян;

г) обращение к вечным идеалам, разлад с современной действительностью;

д) следование голосу разума;

ж) двоемирие;

з) самоценность отдельной человеческой личности с её особым внутренним миром, богатство и уникальность человеческой души.

 

4. Назовите представителей романтизма в европейских литературах.

а) Байрон (в Англии);

б) Руссо (во Франции);

в) Гейне (в Германии);

г) Гюго (во Франции);

д) Карамзин (в России).

 

5. Когда появился романтизм в России?

а) после Отечественной войны 1812 года;

б) в эпоху Просвещения;

в) в последнее десятилетие XVIII века;

г) в эпоху Возрождения. 

6. Какие особенности имел русский романтизм?

а) критика общественных пороков;

б) исторический оптимизм;

в) внимание к прошлому своей страны;

г) идеальный герой: гражданин-патриот, наделённый чувством любви и глубокого христианского сострадания.

 

7. Представители романтизма в русской литературе:

а) Баратынский;

б) Жуковский;

в) Ломоносов;

г) Рылеев;

д) Державин.

 

8. Какие жанры являлись любимыми у романтиков?

а) роман;

б) комедия;

в) поэма;

г) элегия;

д) баллада.

 

9. Установите правильное соответствие:

       1) Дж.Байрон

       2) Э.Т.Гофман

       3) В.Гюго

       4) В.Жуковский

       5) К.Рылеев

       6) А.Пушкин

       7) М.Лермонтов

       8) В.Скотт              

 

А) «Собор Парижской богоматери»

Б) «Иван Сусанин»

В) «Беглец»

Г) «Крошка Цахес»

Д) «Айвенго»

Е) «Светлана»

Ж) «Бахчисарайский фонтан»

З) «Корсар»

 

 Ключи

1. в

2. б, г

3. б, г, ж, з

4. а, в, г

5. а

6. б, в, г

7.а, б, г

8. а, в, г, д

9. 1-з, 2- г, 3-а, 4 - е, 5 – б, 6 – ж, 7 – в, 8 –д.

                                          Итоги

 на «5»  –  8 ответов;

на «4»  –  7 – 6 ответов;

на «3»  –  5 – 4  ответов;

на «2»  – меньше 4 ответов.

Сайт: www.uchkopilka.ru


Оригинал публикации: http://uchkopilka.ru/mkhk/kimy/item/1582-test-po-mkhk-dlya-8-klassa-po-teme-romantizm-v-literature



Просмотр содержимого презентации
«Романтизм»

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIХ В.  РОМАНТИЗМ

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIХ В. РОМАНТИЗМ

Классицизм и романтизм – вот два слова… с коими мы засыпали и просыпались, за кои дрались насмерть, о коих спорили до слез и в классах и гостиных, и на площадях и на улицах. В.Г. Белинский

Классицизм и романтизм – вот два слова… с коими мы засыпали и просыпались, за кои дрались насмерть, о коих спорили до слез и в классах и гостиных, и на площадях и на улицах.

В.Г. Белинский

Цель урока: показать развитие русской истории и литературы первой половины XIХ века; ввести понятие «романтизм».     Словарная работа: личность, индивидуальность, абсолютная свобода, идеал, романтизм, субъективное, исключительное, двоемирие, пафос.

Цель урока: показать развитие русской истории и литературы первой половины XIХ века; ввести понятие «романтизм». Словарная работа: личность, индивидуальность, абсолютная свобода, идеал, романтизм, субъективное, исключительное, двоемирие, пафос.

История начала века

История начала века

  • Отечественная война 1812 года
  • Подъем народного самосознания
  • Усиление правительственной реакции
  • Организация тайных обществ
  • Восстание декабристов
  • Открытие ряда учебных заведений
Литература начала века

Литература начала века

  • Борьба в литературе
  • Значение художественной литературы
  • Излюбленные жанры
  • Любимые темы
  • Развитие самобытной национальной литературы
  • Разнообразие направлений
Александр Александрович Бестужев  (1797 - 1837) Кондратий Федорович Рылеев (1795 - 1826)

Александр Александрович

Бестужев

(1797 - 1837)

Кондратий Федорович

Рылеев

(1795 - 1826)

Александр Иванович Одоевский (1802 - 1839) Вильгельм Карлович Кюхельбекер (1797 - 1846)

Александр Иванович

Одоевский

(1802 - 1839)

Вильгельм Карлович

Кюхельбекер

(1797 - 1846)

Александр Сергеевич Пушкин (1799 - 1837)  Александр Сергеевич Грибоедов (1795 - 1829)

Александр Сергеевич

Пушкин

(1799 - 1837)

Александр Сергеевич

Грибоедов

(1795 - 1829)

Литература начала века

Литература начала века

  • Борьба в литературе
  • Значение художественной литературы
  • Излюбленные жанры
  • Любимые темы
  • Развитие самобытной национальной литературы
  • Разнообразие направлений
Романтизм  как литературное направление

Романтизм как литературное направление

Романтизм – творческий метод в литературе и искусстве – возник как своего рода реакция на рационализм и немотивированный (ни на чем не основанный) оптимизм классицизма, разочарование в идеях просвещения.   В основе романтизма – стремление личности к абсолютной свободе, к духовному совершенству, к недостижимому идеалу, в сочетании с пониманием несовершенства окружающего мира.

Романтизм – творческий метод в литературе и искусстве – возник как своего рода реакция на рационализм и немотивированный (ни на чем не основанный) оптимизм классицизма, разочарование в идеях просвещения. В основе романтизма – стремление личности к абсолютной свободе, к духовному совершенству, к недостижимому идеалу, в сочетании с пониманием несовершенства окружающего мира.

Германия Эрнст Теодор Амадей Гофман (1776 - 1822) Франция Виктор Гюго (1802 - 1885)

Германия

Эрнст Теодор Амадей

Гофман (1776 - 1822)

Франция

Виктор Гюго

(1802 - 1885)

Англия Перси Биш Шелли (1792 - 1822) Англия Джордж Ноэл Гордон Байрон (1788 - 1824)

Англия

Перси Биш Шелли

(1792 - 1822)

Англия

Джордж Ноэл Гордон

Байрон (1788 - 1824)

Александр Сергеевич Пушкин (1799 - 1837) Василий Андреевич Жуковский (1783 - 1852)

Александр Сергеевич

Пушкин

(1799 - 1837)

Василий Андреевич

Жуковский

(1783 - 1852)

Михаил Юрьевич Лермонтов (1814 - 1841) Евгений Абрамович Баратынский (1800 - 1844)

Михаил Юрьевич Лермонтов

(1814 - 1841)

Евгений Абрамович

Баратынский

(1800 - 1844)

Александр Александрович Бестужев  (1797 - 1837) Кондратий Федорович Рылеев (1795 - 1826)

Александр Александрович

Бестужев

(1797 - 1837)

Кондратий Федорович

Рылеев

(1795 - 1826)

Истоки русского романтизма Влияние немецкого романтизма И.В. Гете, И.Шиллер, Э.Т.А.Гофман Влияние английского и французского романтизма Дж.Г.Байрон, П.Шелли, А.Шатобриан, Ш.Нодье -мистицизм -богоборческие мотивы  -интерес к философским -разлад личности и общества аспектам бытия -проблематика «сильной  -противопоставление личности» и  «дневного» и «ночного» «естественного человека»  мира -экзотика сюжета

Истоки русского

романтизма

Влияние немецкого

романтизма

И.В. Гете, И.Шиллер,

Э.Т.А.Гофман

Влияние английского и

французского романтизма

Дж.Г.Байрон, П.Шелли,

А.Шатобриан, Ш.Нодье

-мистицизм -богоборческие мотивы -интерес к философским -разлад личности и общества аспектам бытия -проблематика «сильной -противопоставление личности» и «дневного» и «ночного» «естественного человека» мира -экзотика сюжета

Франция Шарль Нодье (1780 - 1844) Германия Иоганн Фридрих Шиллер (1759 - 1805)

Франция

Шарль Нодье

(1780 - 1844)

Германия

Иоганн Фридрих

Шиллер (1759 - 1805)

Петр Андреевич Вяземский (1792 - 1878) Константин Николаевич Батюшков (1787 - 1855)

Петр Андреевич

Вяземский

(1792 - 1878)

Константин Николаевич

Батюшков

(1787 - 1855)

Русский романтизм Последователи немецкого романтизма В.А.Жуковский, К.Н.Батюшков, П.А.Вяземский, А.И.Одоевский Последователи английского и французского романтизма Молодой А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов

Русский

романтизм

Последователи немецкого

романтизма

В.А.Жуковский, К.Н.Батюшков,

П.А.Вяземский, А.И.Одоевский

Последователи английского

и французского романтизма

Молодой А.С.Пушкин,

М.Ю.Лермонтов

Михаил Юрьевич Лермонтов (1814 - 1841) Александр Сергеевич Пушкин (1799 - 1837)

Михаил Юрьевич Лермонтов

(1814 - 1841)

Александр Сергеевич

Пушкин

(1799 - 1837)

Основные свойства романтизма:

Основные свойства романтизма:

  • доминанта субъективного над объективным;
  • стремление не воссоздавать, а пересоздавать действительность;
  • тяга к выдвижению на передний план исключительного (в характерах и обстоятельствах);
  • использование символов.
Черты романтизма:

Черты романтизма:

  • провозглашение человеческой личности;
  • взгляд на мир «сквозь призму сердца»;
  • интерес ко всему экзотическому;
  • тяга к интуитивному, бессознательному;
  • тяготение к условности форм;
  • трагическое двоемирие ;
  • стремление личности к абсолютной свободе;
  • интерес к УНТ;
  • красочность языка;
  • необычность пейзажа.
Романтическая личность – страстная личность.   Романтический герой – сильный характер, который стоит выше всех, кто его окружает.   Романтический пейзаж – яркий, без полутонов, величественный и прекрасный.

Романтическая личность – страстная личность. Романтический герой – сильный характер, который стоит выше всех, кто его окружает. Романтический пейзаж – яркий, без полутонов, величественный и прекрасный.

Романтизм поэтов-декабристов социальная заостренность конфликта; критическое отношение к мистицизму и мечтательности; интерес к истории – исторический сюжет заменяет экзотический; пафос героики и борьбы с внешним врагом; с несправедливостью и злом. К.Ф. Рылеев, А.И. Одоевский, В.К.Кюхельбекер, А.И. Бестужев.

Романтизм поэтов-декабристов

  • социальная заостренность конфликта;
  • критическое отношение к мистицизму и мечтательности;
  • интерес к истории – исторический сюжет заменяет экзотический;
  • пафос героики и борьбы с внешним врагом; с несправедливостью и злом.

К.Ф. Рылеев, А.И. Одоевский,

В.К.Кюхельбекер, А.И. Бестужев.

В основе эстетики романтизма:

В основе эстетики романтизма:

  • отказ от «подражания природе»;
  • провозглашение творческой активности художника и права на преображение действительности;
  • защита творческой свободы автора;
  • произведение искусства – живой организм;
  • синтез искусств;
  • переоценка ценностей.
Особенности русского романтизма:

Особенности русского романтизма:

  • доминирующий пафос вольнолюбия и борьбы;
  • придание усиленно-социального звучания общеромантическим мотивам;
  • синтез элементов (отдельных свойств классицизма, Просвещения, доромантической поэтики);
  • активнейшее развитие лирики.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!