(Слайд 1)
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ
XIХ В.
РОМАНТИЗМ
(Слайд 2)
Классицизм и романтизм – вот два слова… с коими мы засыпали и просыпались, за кои дрались насмерть, о коих спорили до слез и в классах и гостиных, и на площадях и на улицах.
В.Г. Белинский
План урока:
1. Русская история и русская литература первой половины XIX века.
2. Романтизм.
(Слайд 3)
Цель урока: показать развитие русской истории и литературы первой половины XIХ века; ввести понятие «романтизм».
Словарная работа: личность, индивидуальность, абсолютная свобода, идеал, романтизм, субъективное, исключительное, двоемирие, пафос.
(Слайд 4 - Русская история первой половины XIХ века)
Начало XIХ века в жизни России ознаменовалось событиями, имевшими первостепенное значение для дальнейшей истории нашей родины.
В 1812 году началась Отечественная война. Война против Наполеона была для России борьбой за жизнь. Это была народная война. Чувство горячей любви к родине охватило широчайшие массы.
Наполеон был разбит, потому что на войну с ним поднялся весь русский народ.
Отечественная война пробудила народные силы, вызвала подъем народного самосознания, патриотического духа. В. Белинский: «12-й год был великою эпохою в жизни России. Напряженная борьба… с Наполеоном пробудила дремавшие силы России и заставила ее увидеть в себе силы и средства, которые она дотоле не подозревала».
Крестьяне, солдаты ожидали отмены крепостного права, они стали роптать на правительство. Правительство было напугано, правительственная реакция усилилась. Ее возглавлял военный министр Аракчеев, человек невежественный и жестокий крепостник.
Крестьянство отвечает на усилившуюся эксплуатацию волнениями и восстаниями. Все эти восстания подавлялись жестокими мерами.
Но народное возмущение не прекращается, а разливается по всей стране.
Сильное движение против самодержавия возникает среди дворянской интеллигенции. Война 1812 года произвела глубокий идейный раскол в среде помещичьего класса. Организовываются тайные общества, деятельность которых завершается восстанием 14-го декабря 1825 года.
Декабристы были образованными людьми. Они подвергли резкой критике внешнюю и внутреннюю политику правительства.
Восстание было разгромлено. Декабристы были разгромлены потому, что они не решились призвать к революции народные массы, опирались только на офицеров. Но идеи декабристов вошли в сознание многих современников, были подхвачены передовыми писателями и повлияли на их творчество.
В начале XIХ века в России открывается целый ряд высших учебных заведений: университеты в Казани, Харькове. В Петербурге – педагогический институт, в 1811 году открыт Царскосельский лицей.
(Слайд 5 – Русская литература первой половины XIХ века)
Эти учебные заведения становятся очагами культуры и просвещения. При них возникают литературные общества, издаются журналы. Происходит оживленная дискуссия по вопросам литературы и языка, идет борьба литературных направлений.
После войны 12-го года реакционеры обрушиваются на университеты: изгоняются профессора, усиливается гнет цензуры.
Подъем народного самосознания, обострение классовой борьбы, развитие общественно-политической мысли в начале XIХ века вызвали борьбу и в литературе.
Ожесточенные споры велись по целому ряду важных вопросов:
Об отношении литературы к действительности.
О народности и самобытности русской литературы.
Об отношении ее к УНТ, к западно-европейской литературе.
О литературных направлениях.
О языке.
(Слайд 6,7,8 )
Во главе литературного движения стали члены тайных декабристских обществ (К.Ф. Рылеев, А.А. Бестужев, А.И. Одоевский, В.К. Кюхельбекер, А.С. Грибоедов, А.С. Пушкин).
(Слайд 9)
Декабристы придавали большое значение художественной литературе, видя в ней одно из средств борьбы против самодержавия, могучую общественную силу. Они создавали гражданскую поэзию, обличающую крепостнический порядок, воспевающую героическую личность, поэзию, насыщенную революционным политическим содержанием. Поэт, по мнению декабристов, не только гражданин, но и организатор общественного мнения.
Излюбленными жанрами были сатира, поэма, ода.
Любимыми темами – темы мятежей, восстаний, народных движений, борьбы русского народа с внешними врагами. (Рылеев воспевает в «думах» Вадима, новгородского борца за свободу, Дмитрия Донского, Ивана Сусанина).
Декабристы как подлинные патриоты считали необходимостью развитие самобытной национальной литературы. Решение этой задачи видели в сближении литературы с русским народным творчеством.
Никогда в истории русской литературы не было такого разнообразия литературных направлений. Живет и привлекает своей гражданской тематикой, возвышенным стилем русский классицизм (ранняя поэзия Рылеева, Пушкина).
Видным литературным направлением в первое десятилетие XIХ века был сентиментализм. (Последователи Н.М. Карамзина – молодой Жуковский, Дмитриев).
Однако сентиментализм, вследствие узости своей тематики и отхода от реальной действительности не смог сложится и вырасти в ведущее направление в литературе.
(Слайд 10)
Во втором десятилетии XIХ века определяется новое литературное направление – романтизм.
На рубеже XVIII и XIХ веков на Западе и несколько позднее в России в литературе (и в других видах искусства) возникает направление, названное романтизмом.
(Слайд 11)
Романтизм – творческий метод в литературе и искусстве – возник как своего рода реакция на рационализм и немотивированный (ни на чем не основанный) оптимизм классицизма, разочарование в идеях просвещения.
В основе романтизма – стремление личности к абсолютной свободе, к духовному совершенству, к недостижимому идеалу, в сочетании с пониманием несовершенства окружающего мира.
Выдающиеся представители романтизма:
(Слайды 12,13,14,15,16)
Франция – В. Гюго; Германия – Э.Т.А. Гофман; Англия – Дж.Г. Байрон, П.Шелли; Россия – Жуковский, Пушкин, Лермонтов, Баратынский, Бестужев, Рылеев.
Это литературное направление было вызвано обострением борьбы между феодализмом и буржуазией, борьбы 1789 года во Франции.
В России оно было связано с борьбой защитников феодально-крепостнического строя с представителями возникающего революционно-освободительного движения.
В такие моменты обострения классовой борьбы особенно остро ощущается неудовлетворенность настоящим, современной действительностью. Эта неудовлетворенность порождает мечты о должном, о желанном. Писатель-романтик стремится уйти от современности в прошлое или в будущее. Если и изображалось настоящее, то оно противопоставлялось желаемой действительности.
Романтизм, как и другие направления, пришел к нам с Запада.
(Слайд 17)
Истоки русского романтизма: с одной стороны, чувствуется влияние немецкого романтизма (Гете, Шиллер, Гофман) с их мистицизмом, интересом к философским аспектам бытия, противопоставлением «дневного» и «ночного» мира; с другой стороны – влияние английского и французского романтизма (Байрон, Шелли, Шатобриан, Нодье) с их богоборческими мотивами, конфликтом личности и общества, проблематикой «сильной личности» и «естественного человека», экзотикой сюжета и места действия.
(Слайд 18 – представители)
Испытывая влияние романтизма западного, романтизм в России формируется как литературное направление с присущим ему своеобразием.
(Слайд 19)
В творчестве Жуковского, Батюшкова, Вяземского, Одоевского – последователей немецкого романтизма – прослеживаются следующие характерные черты: (Слайд 20)
(Слайд 21)
В творчестве молодого Пушкина, Лермонтова:
Пафос вольнолюбия;
Мотив разлада сильной личности с обществом;
Экзотизм сюжетов;
Немотивированность действий романтического героя, его неизменяемость (в романтизме отсутствует эволюция характеров, т.к. обстоятельства не влияют на личность).
(Слайд 22)
Основные свойства романтизма:
доминанта субъективного над объективным;
стремление не воссоздавать, а пересоздавать действительность;
тяга к выдвижению на передний план исключительного (в характерах и обстоятельствах);
использование символов (символ – это возведение от конкретного к абстрактному).
(Слайд 23)
Основные черты романтизма:
провозглашение человеческой личности, глубокой, сложной, утверждение внутренней бесконечности человеческой индивидуальности;
взгляд на мир, жизнь «сквозь призму сердца»;
интерес ко всему экзотическому, сильному, яркому, возвышенному;
склонность отражать «ночную» сторону движения души; тяга к интуитивному, бессознательному;
тяготение к фантастике, условности форм, смешению высокого и низкого, комического и трагического, обыденного и необычного;
мучительное переживание разлада с действительностью, т.е. конфликт между личностью и обществом – это главная черта романтизма – так называемое трагическое двоемирие; герой осознает несовершенство мира и людей, страдает от общения с ними и в то же время желает жить в этом мире, с этими несовершенными людьми, мечтает быть ими понятым и принятым;
отказ от обыденности;
стремление личности к абсолютной свободе, к духовному совершенству, непостижимому идеалу в сочетании с пониманием несовершенства мира;
интерес к УНТ, в народной поэзии они видят самобытное и свободное поэтическое творчество народа, отражение черт национального характера;
романтические произведения отличаются красочностью языка; широко применяются эпитеты, яркие сравнения, метафоры; обновление слова происходит за счет введения ассоциативности, многозначности; тон речи романтиков всегда приподнятый, взволнованный;
необычность пейзажа.
К основным чертам романтизма относят и борьбу против классицизма, против его правил, стесняющих свободу творчества писателя. Но, отвергая классицизм, романтики брали ценные его качества – гражданскую направленность, ясность мыслей.
И то, что они используют не только жанры, уже созданные литературой, а вырабатывают новые. Поэма у классицистов была эпическим произведением, у романтиков в ней отражаются душевные переживания автора, и она становится произведением лиро-эпическим (лиро-эпическая поэма). Появляется лирическая драма, баллада, исторический роман, фантастическая повесть, лирика.
(Слайд 24)
Когда мы говорим о романтизме, особо хочется выделить личность, героя и пейзаж.
Романтическая личность – страстная личность; несет в себе бунтарство и отрицание.
Романтический герой – сильный характер, который стоит выше всех, кто его окружает, часто в романтических произведениях герой – художник; романтический герой несовместим с обыденным миром; беспокойный, неукротимый.
Романтический пейзаж – яркий, без полутонов, величественный и прекрасный; природа – буйная стихия; она сродни страстной натуре героя, а с другой стороны – герой вступает с ней в борьбу; пейзаж: море, горы, небо.
Романтики отрицали окружающий мир, но взгляды романтиков на общество, их позиции в обществе, борьбу были часто несхожими, что дает основания делить романтизм на реакционный, созерцательный, либеральный, прогрессивный. В русском романтизме выделяется два типа: созерцательный (пассивный) и прогрессивный (активный или революционный).
(Слайд 25)
К последнему типу относится романтизм поэтов-декабристов, которому присущи следующие черты:
социальная заостренность конфликта;
критическое отношение к мистицизму и мечтательности романтиков типа Жуковского;
интерес к истории – исторический сюжет заменяет экзотический;
пафос героики и борьбы с внешним врагом; с несправедливостью и злом (социально конкретизированным).
(Слайд 26)
В основе эстетики романтизма:
отказ от «подражания природе»;
провозглашение творческой активности художника и права на преображение действительности, т.е. реальности;
защита творческой свободы автора;
произведение искусства воспринимается как живой организм, где содержание и форма неразрывно связаны;
синтез искусств, разрушение норм, догм и канонов;
переоценка ценностей.
(Слайд 27)
Особенности русского романтизма:
доминирующий пафос вольнолюбия и борьбы;
придание усиленно-социального звучания общеромантическим мотивам;
синтез элементов (отдельных свойств классицизма, Просвещения, доромантической поэтики);
активнейшее развитие лирики.
5