СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

8 класс Урок №4. Система образов-персонажей «Слова о полку Игореве».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учащиеся дают словесную характеристику героя, представляют героя в виде образа-символа, определяют последовательность и значимость образов, которую отводит им автор в раскрытии идейного замысла поэмы; развивают критическое мышление, воображение, монологическую и диалогическую речь, коммуникативные навыки, навыки взаимооценивания

Просмотр содержимого документа
«8 класс Урок №4 Герои Слова о полку Игореве»

8 класс

Урок 4.

Сюжет и композиция. Система образов-персонажей «Слова о полку Игореве»

Цели:

  1. закрепить и систематизировать полученные знания по теме «Древнерусская литература»; проработать характеристики героев, позицию автора; выяснить роль главных персонажей произведения «Слово о полку Игореве» в раскрытии идейного замысла автора;

  2. развивать критическое мышление, устную речь, воображение, навыки оценивания, умения применять полученные знания в нестандартных ситуациях;

  3. воспитывать любовь и интерес к древнерусской литературе; содействовать воспитанию патриотических чувств учащихся.

Ожидаемые результаты:

Учащиеся дают словесную характеристику героя, представляют героя в виде образа-символа, определяют последовательность и значимость образов, которую отводит им автор; развивают критическое мышление, воображение, монологическую и диалогическую речь, коммуникативные навыки, навыки взаимооценивания

Оборудование:

тексты «Слова», презентация к уроку, музыкальные фрагменты, РМ – вопросы для работы в группах, иллюстрации, рисунки для формативного оценивания

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный этап.

Создание коллаборативной среды. Деление на группы.


Деление учащихся на группы методом составления картин «Пазлы». Названия групп: «Князь Игорь», «Святослав Великий», «Князь Всеволод», «Княжна Ярославна».

В группах выбирают: лидера, докладчика, эксперта, секретаря, таймкипера.

На столе у каждой группы составлена иллюстрация к «Слову», на обратной стороне картин задания.

  1. Выход на тему урока. Совместное целеполагание.


  • Исходя из эпиграфа урока и выбранных иллюстраций для деления на группы, сформулируйте тему урока. Определите основные цели.

Постановка цели:

  • Назовите главные образы поэмы.

  • “Слово…” посвящено военному походу князя Игоря, но кто же главный герой поэмы?


Записывают эпиграф:

Святослав - общая мысль произведения.
Ярославна - лирическая песня.
Е.Осетров.

Называют главных персонажей поэмы. Выдвигают предположение, кто является главным героем «Слова», аргументируют свою точку зрения

  1. Актуализация опорных знаний.


  • Заполните таблицу, ответив на вопросы.




История открытия «Слова».

Кто сделал открытие?

известный собиратель древних рукописей граф Мусин-Пушкин (один из переписанных экземпляров текста был отправлен Екатерине II)

Когда это произошло и где?

начало 90-х годов XV!!! века, списки найдены в Ярославле

К какому времени относят списки «Слова»?

к XVI веку

Когда вышло первое печатное издание?

1800 год

Пожар в Москве

1812 год,сгорела библиотека  Мусина-Пушкина и найденный в Ярославле сборник

Как текст «Слова» дошел до наших дней?

сохранились первое печатное издание и рукописный экземпляр, посланный Екатерине II


  1. Аналитическое чтение «Слова…»


1 этап работы:

  1. Представьте героя иллюстрации (словесная характеристика).

  2. Придумайте образ-символ, отображающий характер данного персонажа и изобразите его, объясните свой выбор.

  3. Составьте синквейн.

2 этап работы.

Составьте кластер (схему) «Роль персонажей в «Слове о полку Игореве», расположив имена героев в той последовательности и значимости образа, которую отводит им автор.

3 этап работы (*возможно дать в качестве домашнего задания).

Задания группам:

  • группе «Князь Игорь»- составить план «Слова»,

  • группе «Святослав Великий» – проиллюстрировать главную идею повести,

  • группе «Князь Всеволод» – составить 5 проверочных вопросов,

  • группе «Княжна Ярославна» – написать эссе на тему «Князь Игорь. Кто он?»

Учащиеся работают в группе: дают словесную характеристику героя, обсуждают образ-символ, отображающий характер персонажа, изображают его, составляют синквейн.

Заслушивают выступления других групп. Делают записи в тетради – таблица «Герои «Слова» (см. Приложение)

Оценивают выступления других групп с помощью оценочных карточек: «книга»-5, «щит»- 4, «меч»-3, »дубина»-2.

Составляют кластер, аргументируют последовательность и значимость героев «Слова», отвечают на проблемный ответ, поставленный в начале урока: “Слово…” посвящено военному походу князя Игоря, но кто же главный герой поэмы?


  1. Подведение итогов.

Рефлексия «ИТОГ»

  • Интерес – Что интересного было на уроке?

  • Творчество – Какие творческие работы вы выполняли?

  • Обучение – Чему вы научились?

  • Главное – Что нового на уроке я узнал (а)?

Ученики заполняют таблицу по методу «ИТОГ»

Затем листочки вывешиваются на доску, либо участники приклеивают свои карточки к 4-м большим плакатам.

Домашнее задание.


На следующем уроке мы проанализируем жанр «Слова», поговорим об образе Русской земли, о жизни «Слова» в литературе нового времени. Позанимаемся творческой работой: поищем мотивы «Слова» в произведениях русской литературы (стихи в учебнике).

1) определить жанры трех основных частей;

2) выписать рефрены в порядке их следования;

3) выписать эпитеты, метафоры, сравнения;

4) инд. задание " Образ Русской земли в "Слове о полку Игореве".







































ПРИЛОЖЕНИЕ.

Герои «Слова»

 Князь Игорь

Вдохновитель и руководитель похода, защитник Русской земли, который «навел свои храбрые полки на землю Половецкую за землю Русскую». Храбрый воин, у него сильная воля, мужественное сердце. Забота о защите государства руководит мыслями и действиями Игоря. Неблагоприятное предзнаменование — солнечное затмение — не охлаждает его боевого пыла.

Игорь.

Смелый, тщеславный.

Пренебрегает, сражается, тоскует.

«Сядем же, други, на борзых коней да посмотрим синего Дона!»

Раскаяние

 Брат князя Игоря Всеволод

Отвага, мужество, храбрость, воинская честь отличают Всеволода даже в большей степени, чем Игоря.

Всеволод.

Храбрый, мужественный.

Любит, сражается, погибает.

Он «прыщет» на врагов стрелами, куда ни поскачет, всюду ложатся головы половецкие.

Богатырь.

 Жена князя Игоря Ярославна

Особый светлый образ русской женщины. В целом, этот образ можно рассматривать как символ русской земли, родины, матери, любви. Ее устами говорит простая русская женщина, горячо любящая своего мужа, тоскующая в разлуке с ним и горюющая о том, что он ранен и в плену. Ее обращение к природе за помощью объединяет их силы и помогает плененным бежать. Это патриотка, болеющая душой за воинов. Для Ярославны поражение русских воинов — большое личное несчастье.

Ярославна.

Нежная, любимая.

Плачет, надеется, верит

Обращается к силам природы с просьбой помочь мужу вернуться на родину.

Верность.

 Святослав

Произносит свое «золотое слово». В этом слове живет надежда объединить князей в борьбе за Русь, преодолеть поражение, которое потерпел князь Игорь. Мудрость, справедливость и доброта — вот отличительные черты этого сильного человека.

Святослав.

Мудрый, великий.

Гордится, осуждает, призывает.

Князь как глава Русской земли несёт ответственность за события, которые в ней происходят.

Единство





Просмотр содержимого документа
«РМ Система образов»

Система образов-персонажей «Слова о полку Игореве»

Вопросы к 1-й группе:

  • Каково отношение автора к князю Игорю?

  • Каким является главный принцип изображения героя?

  • Какова роль солнечной символики в раскрытии образа Игоря?

  • Специфика представлений древнерусского писателя о судьбе человека?

  • В каком произведении вы уже встречали не подчинение героя судьбе и наказание его за неверие? (А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»).

  • Найти фольклорные мотивы в эпизодах, связанных с образом Игоря.

  • Какой бы вы нарисовали герб, посвящённый князю Игорю? Нарисуйте его.



Система образов-персонажей «Слова о полку Игореве»

Вопросы для 2-й группы:

  • Почему Всеволод назван в «Слове» «Буй туром»?

  • Как проявляется эпическое начало в создании его образа?

  • Речь Всеволода как образец военного ораторского искусства.

  • Как связаны образы Всеволода и Игоря в «Слове».

  • Зачем автор ввёл этот образ?

  • Фольклорные мотивы в создании этого образа.

  • Рыцарская эмблема Всеволода.



Система образов-персонажей «Слова о полку Игореве»

Вопросы к 3-й группе:

  • Почему Святослав Киевский назван в произведении отцом Игоря и Всеволода?

  • Почему сон «Слова» назван «вещим»? В чём заключается символический смысл выражений «чёрной паполомою», «на кровати тисовой», «синее вино», «крупным жемчугом», «доски без князька», «вороны граяли»?

  • Почему речь Святослава Киевского, обращённая к русским князьям, - «золотое слово»?

  • Какие князья упомянуты в нём?

  • Какое значение имеет «золотое слово» Святослава в идейном звучании памятника, в историческом контексте своей эпохи?

  • Рыцарская эмблема…



 Система образов-персонажей «Слова о полку Игореве»

Вопросы к 4-й группе

  • Какое место занимает в сюжетно - композиционной системе «Слова» плач Ярославны?

  • Как автор произведения использует устно-поэтическую традицию в создании образа жены князя Игоря?

  • Особенности изображения «войны» - «мира» в этом фрагменте «Слова».

  • Как образ Ярославны связан с другими образами произведения (князем Игоря, русскими жёнами, русской природой, Русской земли).

  • Рисунки, посвящённые Ярославне

Просмотр содержимого документа
«оценивание»







Просмотр содержимого презентации
«8 класс Урок №4 Герои Слова о полку Игореве»

Образы русских князей, их жён в «Слове о полку Игореве» и картинах Г.Н.Маковской

Образы русских князей, их жён в

«Слове о полку Игореве» и картинах Г.Н.Маковской

Тема Отчизны, любовь к родине и народу. Назначение художника (писателя) и его творчества. Тема народа и его вождя. Тема войны и мира. Мирный труд и семья. Разрушительные силы зла.
  • Тема Отчизны, любовь к родине и народу.
  • Назначение художника (писателя) и его творчества.
  • Тема народа и его вождя.
  • Тема войны и мира.
  • Мирный труд и семья.
  • Разрушительные силы зла.
Настоящее Прошлое  Будущее . До нас дошли мудрые мысли автора о мире и единстве государства. «Пролог. Автор «Слова»

Настоящее

Прошлое

Будущее . До нас дошли мудрые мысли автора о мире и единстве государства.

«Пролог. Автор «Слова»

«Брат на брата»

«Брат на брата»

«После боя. Реквием»

«После боя. Реквием»

Задание.

Задание.

  • Рассказать о персонаже выбранной вами картины, опираясь на знание сюжета «Слово о полку Игореве», истории Киевской Руси, особенностей стиля художника - Галины Николаевны Маковской.
  • Придумать образ-символ, отображающий характер данного персонажа и изобразить его, объяснить свой выбор.
  • Написать СИНКВЕЙН о своём персонаже.
«Святослав»

«Святослав»

«Буй-тур Всеволод»

«Буй-тур Всеволод»

«Князь Игорь в плену»

«Князь Игорь в плену»

«Плач Ярославны»

«Плач Ярославны»

Составьте кластер (схему) «Роль персонажей в «Слове о полку Игореве», расположив имена героев в той последовательности и значимости образа, которую отводит им автор.
  • Составьте кластер (схему) «Роль персонажей в «Слове о полку Игореве», расположив имена героев в той последовательности и значимости образа, которую отводит им автор.

Ярославна

Князь Владимир

Князь Игорь

Князь буй-тур Всеволод

Князь киевский Святослав

Князь Игорь – центральный образ в «Слове», его имя вынесено в название произведения. Но почему его имя стоит в ваших схемах ниже всех персонажей?
  • Князь Игорь – центральный образ в «Слове», его имя вынесено в название произведения. Но почему его имя стоит в ваших схемах ниже всех персонажей?

«Затмение солнца»

Серия картин на темы и сюжеты «Слово о полку Игореве». Художник Г.Н.Маковская . Приложение к комплекту «Слово о полку Игореве» Киев, издательство «Мистецтво», 1988 год. Библиотека мировой литературы. Былины. Русские народные сказки. Древнерусские повести. Москва, издательство «Детская литература», 1979 год.
  • Серия картин на темы и сюжеты «Слово о полку Игореве». Художник Г.Н.Маковская .
  • Приложение к комплекту «Слово о полку Игореве» Киев, издательство «Мистецтво», 1988 год.
  • Библиотека мировой литературы. Былины. Русские народные сказки. Древнерусские повести. Москва, издательство «Детская литература», 1979 год.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!