Урок 4. | Сюжет и композиция. Система образов-персонажей «Слова о полку Игореве» |
Цели: | закрепить и систематизировать полученные знания по теме «Древнерусская литература»; проработать характеристики героев, позицию автора; выяснить роль главных персонажей произведения «Слово о полку Игореве» в раскрытии идейного замысла автора; развивать критическое мышление, устную речь, воображение, навыки оценивания, умения применять полученные знания в нестандартных ситуациях; воспитывать любовь и интерес к древнерусской литературе; содействовать воспитанию патриотических чувств учащихся. |
Ожидаемые результаты: | Учащиеся дают словесную характеристику героя, представляют героя в виде образа-символа, определяют последовательность и значимость образов, которую отводит им автор; развивают критическое мышление, воображение, монологическую и диалогическую речь, коммуникативные навыки, навыки взаимооценивания |
Оборудование: | тексты «Слова», презентация к уроку, музыкальные фрагменты, РМ – вопросы для работы в группах, иллюстрации, рисунки для формативного оценивания |
Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный этап. | Создание коллаборативной среды. Деление на группы. | Деление учащихся на группы методом составления картин «Пазлы». Названия групп: «Князь Игорь», «Святослав Великий», «Князь Всеволод», «Княжна Ярославна». В группах выбирают: лидера, докладчика, эксперта, секретаря, таймкипера. На столе у каждой группы составлена иллюстрация к «Слову», на обратной стороне картин задания. |
Выход на тему урока. Совместное целеполагание. | Постановка цели: Назовите главные образы поэмы. “Слово…” посвящено военному походу князя Игоря, но кто же главный герой поэмы? | Записывают эпиграф: Святослав - общая мысль произведения. Ярославна - лирическая песня. Е.Осетров. Называют главных персонажей поэмы. Выдвигают предположение, кто является главным героем «Слова», аргументируют свою точку зрения |
Актуализация опорных знаний. |
| История открытия «Слова». Кто сделал открытие? | известный собиратель древних рукописей граф Мусин-Пушкин (один из переписанных экземпляров текста был отправлен Екатерине II) | Когда это произошло и где? | начало 90-х годов XV!!! века, списки найдены в Ярославле | К какому времени относят списки «Слова»? | к XVI веку | Когда вышло первое печатное издание? | 1800 год | Пожар в Москве | 1812 год,сгорела библиотека Мусина-Пушкина и найденный в Ярославле сборник | Как текст «Слова» дошел до наших дней? | сохранились первое печатное издание и рукописный экземпляр, посланный Екатерине II | |
Аналитическое чтение «Слова…» | 1 этап работы: Представьте героя иллюстрации (словесная характеристика). Придумайте образ-символ, отображающий характер данного персонажа и изобразите его, объясните свой выбор. Составьте синквейн. 2 этап работы. Составьте кластер (схему) «Роль персонажей в «Слове о полку Игореве», расположив имена героев в той последовательности и значимости образа, которую отводит им автор. 3 этап работы (*возможно дать в качестве домашнего задания). Задания группам: группе «Князь Игорь»- составить план «Слова», группе «Святослав Великий» – проиллюстрировать главную идею повести, группе «Князь Всеволод» – составить 5 проверочных вопросов, группе «Княжна Ярославна» – написать эссе на тему «Князь Игорь. Кто он?» | Учащиеся работают в группе: дают словесную характеристику героя, обсуждают образ-символ, отображающий характер персонажа, изображают его, составляют синквейн. Заслушивают выступления других групп. Делают записи в тетради – таблица «Герои «Слова» (см. Приложение) Оценивают выступления других групп с помощью оценочных карточек: «книга»-5, «щит»- 4, «меч»-3, »дубина»-2. Составляют кластер, аргументируют последовательность и значимость героев «Слова», отвечают на проблемный ответ, поставленный в начале урока: “Слово…” посвящено военному походу князя Игоря, но кто же главный герой поэмы? |
Подведение итогов. | Рефлексия «ИТОГ» Интерес – Что интересного было на уроке? Творчество – Какие творческие работы вы выполняли? Обучение – Чему вы научились? Главное – Что нового на уроке я узнал (а)? | Ученики заполняют таблицу по методу «ИТОГ» Затем листочки вывешиваются на доску, либо участники приклеивают свои карточки к 4-м большим плакатам. |
Домашнее задание. | На следующем уроке мы проанализируем жанр «Слова», поговорим об образе Русской земли, о жизни «Слова» в литературе нового времени. Позанимаемся творческой работой: поищем мотивы «Слова» в произведениях русской литературы (стихи в учебнике). 1) определить жанры трех основных частей; 2) выписать рефрены в порядке их следования; 3) выписать эпитеты, метафоры, сравнения; 4) инд. задание " Образ Русской земли в "Слове о полку Игореве". | |