СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

8 класс Урок №5. Образ Русской земли в «Слове...» Художественное своеобразие, связь с фольклором.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учащиеся обобщают содержание произведения, определяют позицию писателя через знакомство с критической статьей Д.С.Лихачева “Золотое слово русской литературы”, выявляют фольклорные мотивы в тексте «Слова», читают выразительно наизусть фрагменты «Слова».

Просмотр содержимого документа
«КМ»

2



Приложение 1.


Образ русской земли в „Слове о полку Игореве"


Свой призыв к единению, свое чувство единства родины автор «Слова о полку Игореве» воплотил в живом, конкретном образе Русской земли. «Слово о полку Игореве» посвящено всей Русской земле в целом. Героем «Слова» является не какой-либо из князей, а русский народ, Русская земля. К ней, к Русской земле, обращены все лучшие чувства автора. Образ Русской земли — центральный в «Слове»; он очерчен автором широко и свободно.

Автор «Слова о полку Игореве» рисует обширные, простран­ства Русской земли. Он ощущает родину как единое огромное целое.

Едва ли в мировой литературе есть произведение, в котором были бы одновременно втянуты в действие такие огромные геогра­фические пространства. Половецкая степь («страна незнаема»), «синее море», Дон, Волга, Днепр, Донец, Дунай, Западная Двина, Рось, Сула, Стугна, Немига, а из городов — Корсунь, Тмуторокань, Киев, Полоцк, Чернигов, Курск, Переяславль, Белгород, Новгород, Галич, Путивль, Римов и многие другие — вся Рус­ская земля находится в поле зрения автора, введена в круг его повествования. Обширность Русской земли подчеркивается им одновременностью действия в разных ее частях: «девици поють на Дунаи, — вьются голоси чрезъ море до Киева». Одновременно с походом Игорева войска двигаются к Дону половцы «неготовами дорогами», скрипят их несмазанные телеги.

Обширные пространства родины, в которых разворачивается действие «Слова о полку Игореве», объединяются гиперболической быстротой передвижения в нем действующих лиц. Всеслав дотро­нулся копьем до золотого престола киевского, отскочил от него лютым зверем, в полночь из Белгорода скрылся в синей ночной мгле, наутро же, поднявшись, оружием отворил ворота Новгорода, расшиб славу Ярослава... Всеслав-князь людей судил, князьям города уряжал, а сам в ночи волком рыскал: из Киева дорыскивал до петухов Тмуторокани; великому Хорсу (солнцу) волком путь перерыскивал. Святослав, словно вихрь, исторгнул поганого Кобяка из лукоморья, из железных великих полков половецких, и пал Кобяк в городе Киеве, в гриднице Святославовой.

В обширных пространствах Руси могущество героев «Слова о полку Игореве» приобретает гиперболические размеры: Влади­мира I Святославича нельзя было пригвоздить к горам киев­ским, галицкий Ярослав подпер горы угорские (венгерские) свои­ми железными полками, загородив королю путь, затворив Дунаю ворота.

Такой же грандиозностью отличается и пейзаж «Слова о полку Игореве», всегда конкретный и взятый как бы в движении: перед битвой с половцами кровавые зори свет поведают, черные тучи с моря идут... быть грому великому, идти дождю стрелами с Дону ве­ликого... Земля гудит, реки мутно текут, прах над полями несется. После поражения войска Игоря широкая печаль течет по Руси.

Ветер, солнце, грозовые тучи, в которых трепещут синие молнии, утренний туман, дождевые облака, щёкот соловьиный по ночам и галочий крик утром, вечерние зори и утренние восходы, море, овраги, реки составляют огромный, необычайно широкий фон, на котором развертывается действие «Слова», передают ощущение бескрайних просторов родины.

Широкий простор родной природы живо ощущается и в плаче Ярославны. Ярославна обращается к ветру, веющему под облака­ми, лелеющему корабли на синем море, к Днепру, который пробил каменные горы сквозь землю Половецкую и лелеял на себе Святославовы ладьи до Кобякова стана, к солнцу, которое для всех тепло и прекрасно, а в степи безводной простерло жгучие свои лучи на русских воинов, жаждою им луки скрутило, истомою им колчаны заткнуло.

В радостях и печалях русского народа принимает участие вся русская природа: понятие родины — Русской земли — объединяет для автора ее историю, «страны», то есть сельские местности, горо­да, реки и всю природу — живую, сочувствующую русским. Солнце тьмою заслоняет путь князю — предупреждает его об опасности. Донец стелет бегущему из плена Игорю зеленую постель на своих серебряных берегах, одевает его теплым туманом, сторожит гого­лями и дикими утками.

Чем шире охватывает автор Русскую землю, тем конкретнее и жизненнее становится ее образ, в котором оживают реки, вступающие в беседу с Игорем, наделяются человеческим разумом звери и птицы.

Ощущение обширности пространства и простора родины, по­стоянно присутствующее в «Слове о полку Игореве», усиливается многочисленными образами соколиной охоты, участием в действии птиц (гуси, гоголи, вороны, галки, соловьи, кукушки, лебеди, кре­четы), совершающих большие перелеты к Дону и к синему морю, через поля широкие. Постоянные упоминания о море подчеркивают это ощущение.

Охватывая мысленным взором всю Русскую землю, автор видит и слышит все, что в ней происходит. Автор «Слова о полку Игоре­ве» говорит о подробностях походной жизни, о приемах защиты и нападения, о различных деталях вооружения, отмечает поведение птиц и зверей.

Образ родины, полной городов, рек и многочисленных обитате­лей, как бы противопоставлен образу пустынной половецкой степи — «стране незнаемой», ее яругам (оврагам), холмам, боло­там и «грязивым» местам.

Русская земля для автора «Слова о полку Игореве» — это, конечно, не только «земля» в собственном смысле этого слова, не только русская природа, русские города, это, в первую очередь, народ, ее населяющий. Автор «Слова» говорит о мирном труде русских «ратаев» — пахарей, нарушенном усобицами князей; он говорит о женах русских воинов, оплакивающих своих мужей, павших в битве за Русь; он говорит о горе всего русского народа после поражения Игоря, о гибели достояния русского народа, о ра­дости жителей городов и сельских местностей при возвращении Игоря.

Войско Игоря Новгород-Северского — это прежде всего «ру­сичи» (русские сыны). Они идут на половцев за родину; пере­ходя границу Руси, они прощаются с родиной — с Русской землей в целом, а не с Новгород-Северским княжеством, не с Курском или с Путивлем. «О Русская земля! уже за шеломянемъ еси!»

Вместе с тем понятие родины включает для автора «Слова о полку Игореве» и ее историю. В зачине к «Слову» автор говорит, что он собирается вести свое повествование «отъ стараго Владимеpa (Владимира I Святославича) до нынешняго Игоря». Излагая историю неудачного похода князя Игоря на половцев, автор охва­тывает события русской жизни за полтора столетия и ведет свое повествование, «свивая славы оба полы сего времени» — по­стоянно обращаясь от современности к истории, сопоставляя прошлые времена с настоящим. Автор вспоминает века Трояновы, годы Ярославовы, походы Олеговы, времена «стараго Владимера» Святославича.

Автор «Слова о полку Игореве» рисует удивительно живой образ Русской земли. Создавая «Слово», он сумел окинуть взором всю Русь целиком, объединил в своем описании и русскую природу, и русских людей, и русскую историю. Образ страдающей родины очень важен в художественном и идейном замысле «Слова»: он вызывает сочувствие к ней читателя, он возбуждает ненависть к ее врагам, он зовет русских людей на ее защиту. Образ Русской зем­ли — существенная часть «Слова» как призыва к ее защите от внешних врагов.

«Слово о полку Игореве» — произведение поразительно цельное. Художественная форма «Слова» очень точно соответствует его идейному замыслу. Все образы «Слова» способствуют выявлению его основной идеи — идеи единства Руси.

Д.С.Лихачев







Просмотр содержимого документа
«8 класс «Слово о полку Игореве» Итоговая работа (Тест)»

«Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы»

Итоговая работа (Тест)

1. Жанр «Слова…»?

А) Роман в стихах

Б) Лиро-эпическая поэма

В) Лирическая драма

Г) Былина

2. Автор «Слова…»

А) Святослав

Б) Неизвестен

В) Ярослав Мудрый

Г) Летописец

3. К каким силам природы не обращается Ярославна?

А) К ветру

Б) К солнцу

В) К воде

Г) К огню

4. Как звали (имя) жену князя Игоря?

А) Ефросинья

Б) Ярославна

В) Княгиня Ольга

Г) Феврония Муромская

5. Тема «Слова…»

А) Поход князя Игоря

Б) Побег князя Игоря из плена

В) Победа половцев

Г) Неудачный поход князя Игоря на половцев

6. Князь Игорь хотел:

А) Испить из кубка зелена вина

Б) Трапезничать с побежденным ханом

В) Дону зачерпнуть шеломом

Г) Поохотиться в чистом поле

7.Как князь Игорь оказался дома?

А) Его выкупили из плена

Б) Он бежал из плена

В) Его отпустили половцы

Г) Его обменяли на пленных половчан

8. Основные герои «Слова…»

А) Князь Игорь, князь Всеволод, Ярославна, Святослав, Русская Земля

Б) Князь Игорь, князь Всеволод, Ярославна, Кончак, Русская Земля

В) Князь Игорь, князь Всеволод, Святослав, Русская Земля

Г) Князь Игорь, князь Всеволод, Ярославна, Святослав

9. В какое время происходят события в «Слове…»?

А) В 13 веке 1285г.

Б) В 12 веке 1185г.

В) В 18 веке в 1792г.

Г) В 18 веке 1800г.

10. К кому обращено «Золотое слово Святослава»?

А) К князю Игорю

Б) К русским князьям

В) К богам

Г) К татаро-монголам

11. На кого пошел походом князь Игорь?

А) На печенегов

Б) На татар

В) На половцев

Г) На славян

12. Кто из героев «Слова…» увидел вещий сон?

А) Князь Игорь

Б) Князь Всеволод

В) Князь Святослав

Г) Ярославна

13. Когда была обнаружена рукопись со «Словом…»?

А) В1812г.

Б) В 1800г.

В) В 1792г.

Г) В 1825г

14. Чем закончился поход князя Игоря?

А) Русские войска одержали победу над половцами

Б) На русскую землю напали татары

В) Князь Игорь был смертельно ранен

Г) Войско князя Игоря потерпело поражение, а князь Игорь был взят в плен

15. Чем был вызван поход князя Игоря?

А) Желанием защитить родную землю

Б) Желанием славы

В) Желанием освободить из плена сына

Г) Нет верного ответа

16. Какой художественный прием используется в следующих словосочетаниях: «кровавые зори», «булатный меч», «борзый конь», «чистое поле»?

А) Олицетворение

Б) Сравнение

В) Эпитет

Г) Гипербола

17. В каком варианте используется символика?

А) «Добывают острыми мечами князю – славы, почести – себе»

Б) «И бегут, заслышав о побеге, половцы сквозь степи и яруги»

В) Четыре тучи с моря идут, хотят прикрыть четыре солнца»

Г) «Бьется войско князя удалого, и растет кровавых тел гора»

18. Что означает выражение «преломить копье»?

А) Заключить мир

Б) Сразиться с врагом

В) Сломать

Г) Сломать в бою

19.Какое событие предвещало поражение похода князя Игоря?

А) Скопление войск Кончака

Б) Затмение солнца

В) Сильный дождь и ветер

Г) Предсказание

20. Карна и Жля –это

А) Жены русских князей

Б) Языческие божества

В) Названия русских рек

Г) названия половецких городов

21. Кто «изронил злотое слово»?

А) Игорь

Б) Святослав

В) Владимир Мономах

Г) Всеволод

22. Кому принадлежат слова:

«Встаньте, государи, в злат-стремень

За обиду в этот черный день, За Русскую землю…»?

А) Князю Игорь

Б) Кончаку

В) Святославу
Г) Ярославу




Просмотр содержимого документа
«8 класс Урок №5»

8 класс

Урок 5.

Образ Русской земли в «Слове...» Художественное своеобразие, связь с фольклором.

Цели:


  1. обобщить содержание произведения, проработать характеристики героев, позицию автора, выявить лиризм повествования и фольклорные мотивы в тексте;

  2. развивать умение писать конспекты по критической литературе, речь, память, мышление, умение выразительно читать наизусть; формировать эстетические взгляды и вкусы;

  3. воспитывать любовь и интерес к древнерусской литературе

Ожидаемые результаты:

учащиеся обобщают содержание произведения, определяют позицию писателя через знакомство с критической статьей Д.С.Лихачева “Золотое слово русской литературы”, выявляют фольклорные мотивы в тексте «Слова», читают выразительно наизусть фрагменты «Слова».

Оборудование:

текст произведения, РМ - критическая статья Д.С.Лихачева

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент.


Приветствие учителя. Мотивация на успех.

Мотивирующая короткая притча от Бориса Крумера:

Однажды Учитель спросил учеников:

— На бревне сидели три лягушки. Одна из них решила прыгнуть в воду. Сколько лягушек осталось на бревне?

— Три… — неуверенно ответил один из них. — Конечно же, три лягушки, — улыбнулся Учитель. — Поскольку лягушка только решила прыгнуть, но не предприняла для этого никаких действий. Никогда не путайте действие с принятием решения. Иногда вам кажется, что вы уже прыгнули, но на самом деле вы по-прежнему сидите на бревне. Причем, в окружении таких же, как и вы сами, земноводных.

Я желаю вам не только принимать решения, но и претворять их в жизнь

Приветствуют учителя

Вникают в суть притчи (отвечают на вопрос – делают предположение о количестве оставшихся на бревне лягушек).

Записывают число и тему урока.

Формулируют цели урока

  1. Побуждение.


  1. Беседа.

- Стоит ли перечитывать рукописные книги, рассматривать почерневшие от времени фрески в давно заброшенных и вновь восстановленных церквах? Есть ли смысл сохранять бревенчатые избы, домотканые полотенца, расшитые красными нитями, вышитые скатерти из праздничных горниц? Эти вопросы задаём мы себе всякий раз, когда открываем литературу Древней Руси.


  1. Работа с таблицей.

План событий
по Ипатьевской летописи

План событий по композиционным
частям «Слова»

1. Выступление в поход Игоря.

2. Солнечное затмение.

3. Присоединение к войску буй-тур Всеволода.

4. Первое удачное столкновение
с половцами.

5. Неудачи второго боя.

6. Ранение и пленение Игоря.

7. Набеги половцев на Русь.

8. Побег Игоря.

1. Вступление.

2. Сборы в поход, предзнаменование.

3. Первый бой.

4. Сон.

5. Второй бой.

6. История сражения с половцами.

7. Поражение.

8. Лирическое отступление о междоусобицах.

9. Сон Святослава. «Золотое слово» Святослава.

10. Обращение к князьям.

11. Плач Ярославны.

12. Возвращение Игоря.

13. Приветственная встреча.


– Чем повествование в «Слове» отличается от Ипатьевской летописи?

– Какие наиболее яркие композиционные части, не связанные с сюжетом, свойственны только «Слову»?


  1. Выразительное чтение (или чтение наизусть) понравившихся отрывков с последующими комментариями.


– Звучат ответы учащихся.




















Предполагаемые ответы:

(Оно более лирично, эмоционально, окрашено авторским отношением к излагаемому материалу.)

(Лирическое отступление о междоусобицах, «золотое слово» Святослава, плач Ярославны.)

  1. Реализация. Осмысление материала.


1. Беседа.

– Для чего автор включает в повествование не связанные с сюжетом части? Как в них находит выражение идея «Слова»?

– Как в них проявился «пронизывающий душу патриотизм» неизвестного автора?

– Каков общечеловеческий смысл истории похода князя Игоря?


2. Характеристика образной системы «Слова».

1) Какие образы «Слова» вам запомнились?

2) Как вы их себе представляете?

3) Кто же главный герой «Слова о полку Игореве»?

- Князь Игорь? Нет. О нем говорится больше, чем о других князьях, но почти всегда в любовно-укоризненном тоне.

- Игорев полк? Но последний потерпел поражение, открыв дорогу на Русь Степи.

- Ярославна? Она прекрасна, трогательна, героична, но она – лицо все-таки эпизодическое, персонаж, возможно, лучшей, но единственной главы поэмы.

- Святослав Киевский? Он – воплощение государственной мудрости и отеческого благородства, высказыватель суждений по поводу происходящих событий, он – второе поэтическое «я», недаром его речь, именуемая Златым словом, незаметно переходит в авторское обращение к князьям.

Учитель.

Подлинный же герой поэмы – Русская земля. Ей певец отдает весь жар сердца, безмерную любовь, сыновнюю привязанность и верность. В «Слове» земля Русская предстает во всей своей исторической и природной красоте. Автор не просто вспоминает о минувших победах, не только скорбит о несчастьях современности, постигших Русскую землю. Поэт призывает встать за «обиду сего времени», за землю Русскую. Певец «Слова» первым избрал главным героем произведения Русскую землю, положив начало героической традиции, живущей века.

– Из чего складывается образ Русской земли?


3. Самостоятельное чтение фрагмента “Образ Русской земли в “Слове...” из статьи Д.С.Лихачева “Золотое слово русской литературы” (см. Приложение 1).


4. Обсуждение прочитанного фрагмента.

– Как вы думаете, зачем автор предлагает нам увидеть поход Игоря глазами людей с разным жизненным опытом, оценить его с разных точек зрения? (Рассказ о походе Игоря выстроен так, что мы смогли увидеть его глазами воина и восхитились дерзкой смелостью князя; услышали голос мудрого государственного правителя и задумались о судьбе Русской земли, прониклись правотой его страстного призыва встать за землю Русскую; нас тронуло и пленило горе Ярославны, скорбящей о муже и стремящейся помочь ему. И в каждом из этих видений событий своя правда, своя «быль». Но во всех откликах на поход Игоря – боль. Душа автора болит за Игоря, за судьбу Русской земли.

- Как через глубокое и проникновенное изображение русской природы, прекрасной и страдающей Родины, автор "Слова " проводит идею единства, сочувствия и любви к родной земле?


5. Изучение влияния фольклора на «Слово».

Учитель. По словам В.Г.Белинского, поэма "Слово о полку Игореве" - "прекрасный благоухающий цветок славянской народной поэзии" Когда говорят о фольклорности «Слова», то обычно вспоминают о богатстве дописьменного творчества, да и обо всей устной поэтической стихии, всегда жившей в народе, и рассматривают, как это богатство отразилось в Игоревой песне.

В устной народной литературе сложились устойчивые представления о народном характере. Достаточно сопоставить страстность и молодечество Игоря и удаль Всеволода с действиями Добрыни Никитича, Ильи Муромца, Алеши Поповича, и станет ясным, что их поступки – буйство в бою, нежелание соразмерить силы с опасностью – не являются исключением. Они ведут себя как сыновья эпохи.

Ярославна, причитающая на городской стене, воплотила в себе лучшие черты былинных героинь.

Самый поразительный герой «Слова» – Всеслав Полоцкий, чей образ соединил в себе черты реального («летописного») князя с волшебником Волхом Всеславичем, фольклорным оборотнем, который днем правил людьми, а ночью царствовал над зверями.

– На примере любого фрагмента покажите фольклорную основу «Слова».

- Какие средства художественной выразительности вы нашли в "Слове "?


Подводит итоги.

В тексте произведения неоднократно встречаются народно-поэтические сравнения: например, битвы - с посевом, который печалью всходит по Русской земле, или со свадебным пиром, где воинам - сватам недостает кровавого вина. Из народного творчества поэт заимствовал уподобление людей и явлений человеческой жизни явлениям природы. Так, картина бури в степи незаметно переходит в изображение грозного наступающего половецкого войска. В языке произведения много постоянных эпитетов, характерных для устного народного творчества: "серый волк", "сизый орел", "борзые кони", "чистое поле", "черная земля", "зеленая трава", "светлое солнце".

Старинные народно-поэтические эпитеты, в основном, верно характеризуют изображаемый предмет (или явление), но всегда приписывают ему одно и то же свойство. Автор "Слова" уже не довольствуется только постоянными эпитетами. В предметах и явлениях он умеет подмечать различные свойства и выражать их разнообразными художественными определениями. Не случайно мы встречаем в поэме такие эпитеты, как "вспугнутые лебеди" (в старинной народной поэзии обычно употреблялось определение "белые лебеди"), "серебряные берега" (в творчестве народных сказителей - "крутые берега") и т.п.


- Каким жанрам устного народного творчества близка Игорева песня?


Предполагаемые ответы:

(Мысль о вреде междоусобиц, призыв к единению.)

(Это раздумья не только о честолюбии и человеческой гордыне, но и о любви к Родине.)


Обмен мнениями.




















Читая текст, учащиеся делают пометки:

“P ” – уже знал;

“+” – новое;

“-” – думал иначе;

“?” – есть вопросы.


Вывод.

Идеал автора – могущество Русской земли, единство князей. Он хочет видеть князей братьями, способными почувствовать чужую боль, помочь в горе. «Слово» – это урок сочувствия, сопереживания и любви к своей земле. (Запись в тетради.)















(Выписать примеры постоянных эпитетов, сказочных мотивов, повторов, приема одушевления природы и т. д.).





Былине: эпический сюжет, образы русских князей восходят к образам богатырей - традиционные для былины повторы, финальная слава князьям и дружине, гипербола (Всеволод в бою, бегство Игоря из плена).

Народной песне: в плаче Ярославны прослеживается структурный параллелизм с образами природы, в расшифровке сна Святослава - метафорический пейзаж.

  1. Итог урока. Рефлексия

- Сила любви к родине, к Русской земле покоряет читателей “Слова…”. Вот почему значение “Слова…” так безмерно выросло в наши дни. Вот почему оно находит такой горячий отклик в сердцах всех людей, беззаветно преданных своей Родине” (Д.С. Лихачёв). К концу XX в. книга будет переведена уже на десятки языков и войдет в золотой фонд мировой литературы. Сегодня и на английском, и на японском языках существует несколько переводов "Слова о полку Игореве". А на русском - одних только стихотворных переводов и переложений несколько десятков. В мире выпущено почти две тысячи научных работ, посвященных "Слову". В 1995 г. Институт Российской Академии издал пятитомную Энциклопедию "Слова о полку Игореве".

- Перед вами – шкатулка. Сейчас каждый положит белую метку, если урок понравился, чёрную – если не понравился


Домашнее задание:

  1. написать домашнее сочинение на тему: «Какой из эпизодов «Слова» оказался наиболее интересен для вас и почему?»

  2. итоговый тест




1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!