СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

8 класс Урок №52-53 Образ «маленького человека» в повести Н. В. Гоголя «Шинель».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные задачи урока: 

  1. провести идейно-тематический анализ произведения, выработать навыки определения характера главного героя повести;
  2. создать условия для самостоятельной творческой деятельности уч-ся, способствовать формированию аналитического мышления и навыков сравнения, обобщения; 
  3. воспитание доброты, милосердия, сострадания к людям.

Просмотр содержимого документа
«8 класс Урок №52-53 Шинель Гоголь»

8 класс


Урок №52-53

Образ «маленького человека» в повести Н. В. Гоголя « Шинель».

Цели:

раскрыть образ « маленького человека».

Задачи:

  1. провести идейно-тематический анализ произведения, выработать навыки определения характера главного героя повести;

  2. создать условия для самостоятельной творческой деятельности уч-ся, способствовать формированию аналитического мышления и навыков сравнения, обобщения;

  3. воспитание доброты, милосердия, сострадания к людям.

Прогнозируемые результаты:

учащиеся знают содержание повести, дают характеристику главного героя, выявляют проблемы повести, рассматривают развитие темы «маленького человека» на основе сравнения с произведением Пушкина; высказывают свое отношение к герою; определяют актуальность произведения Гоголя

Тип урока:

комбинированный

Оборудование:

раздаточный материал для работы в группах, стикеры, учебник, текст повести, презентация, видеофрагменты

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационно-мотивационный этап

  1. Орг. момент.

  2. Психологический настрой «Улыбка»

- Улыбка ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом того, кто ею одаривает. Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда. Она создает счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношениях и служит паролем для друзей. Друзья мои, подарите друг другу искренние улыбки, и на позитивной волне начнем наш урок.

  1. Погружение в тему

  1. просмотр фрагмента эстонского фильма «Класс».

  • Какая проблема поднимается в данном фильме? (Тема унижения человеческого достоинства)

  • Тема человеческого страдания, порожденного укладом жизни не нова в русской литературе, какое название она получила? (Тема «Маленького человека»)

  1. Определение понятия «маленький человек»

  • Обратимся к литературному энциклопедическому словарю, как в нем трактуется понятие «маленький человек».

  • В каких произведениях, изучаемых ранее, мы уже сталкивались с данным понятием? ( А. С. Пушкин «Станционный смотритель», Н. М. Карамзин «Бедная Лиза»)

  • На столах у вас лежат карточки, выберите слова, которые у вас ассоциируются с понятием «маленький человек» (бедность, духовная нищета, доброта, наивность, глупость, робость, злость, жадность, упрямство, ненависть, скромность, обреченность, терпение, стеснение)

  1. Совместное целеполагание.

- Итак, как вы поняли, тема нашего урока…, цель которого - определить, как раскрывается она в повести Гоголя.

- Н. Г. Чернышевский как – то сказал: «Гоголю многим обязаны те, которые нуждаются в защите; он стал во главе тех, которые отрицают злое и пошлое». Как вы думаете, кого на этот раз будет защищать Гоголь? (А. А. Башмачкина)

Приветствуют учителя.

Выполняют упражнение, позитивно настраиваясь на урок.





Просматривают фрагмент фильма, определяют проблему.





Дают формулировку понятию «маленький человек»


Записывают тему урока, эпиграф.

Эпиграф к уроку:

Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-то с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные.

А.П.Чехов

Формулируют цель и задачи урока.

  1. Этап актуализации опорных знаний

  1. Заполнение кроссворда.

По горизонтали:

  1. Что могло бы помочь попасть Башмачкину в «статские советники»? (Награды)

  2. Место действия повести. (Петербург)

  3. Это насекомое упоминается в повести дважды. С ним сравнивается главный герой. (Муха)

  4. Какой мех выбран был на воротник шинели? (Кошка)

  5. Мечта всей жизни Башмачкина. (Шинель)

  6. Это окружает всю жизнь Акакия Акакиевича. (Бедствия)

  7. Сильный враг всех, кто получает 400 рублей жалованья в год. (Мороз)

  8. В каком департаменте служил Акакий Акакиевич? (Одном)

По вертикали: ГУМАНИЗМ.

- Объясните, почему по вертикали у нас получилось слово «гуманизм»? Подберите синонимы к этому слову. Как это понятие связано с темой произведения?

Работа в группах.

Заполняют кроссворд, определяют ключевое слово, дают ЛЗ слова, подбирают синонимы, определяют связь с темой урока.

  1. Операционно-деятельный этап

  1. Просмотр видеофрагмента. Знакомство с историей создания повести.

  • Почему данный анекдот не вызвал смеха у Гоголя?

  • Как преобразовал анекдот Гоголь?

  1. Работа в группах по образу главного героя повести.

  1. Кластер (или концептуальная таблица).

  • Охарактеризуйте героя (дом, увлечения, семья, имя, воспитание, образование, портрет, отношение к сослуживцам, отношение коллег к герою).


  1. Ключевые слова.

  • Выпишите из гоголевского текста ключевые слова, характеризующие образ жизни и поведение героя повести в эти периоды.

До шинели

С шинелью

Без шинели


  1. Диаграмма Венна.

- Сравните героев повести «Станционный смотритель» А.С.Пушкина и «Шинель» Н.В. Гоголя. Посмотрите табель о рангах царской России. Ваши выводы.

Вывод: И у Пушкина, и у Гоголя мы видим образы "маленького человека", которые ведут примитивное существование, смирились со всём, покорно переносят удары и несправедливости судьбы. Но Башмачкин значительно выше стоит по служебной лестнице, а цель жизни его "необычна, низка" (как сказал Ю. Манн), но в конце повести в отличие от Вырина, который спивается, «призрак» Башмачкина протестует против произвола значительного лица, срывая с него шинель.

  • Обобщающий вопрос: каким изобразил Акакия Акакиевича Башмачкина автор? Какое отношение у читателя вызывает этот персонаж? Сопоставьте свою точку зрения с мнением известного актера и режиссера Алексея Баталова: «Гоголь заставляет нас полюбить героя, которого полюбить нельзя».


  1. Определение проблем, раскрытых в повести Гоголя «Шинель».

- Кроме, казалось бы, банальной проблемы - потери шинели - автор раскрыл и многие другие, более серьезные.

  • Какие проблемы подняты автором в повести «Шинель»?

  • Давайте подумаем, изменилось ли что-то в нашем обществе со времен Гоголя? Актуальны ли эти проблемы для нашего времени?



Просматривают часть видеосюжета, отвечают на поставленные вопросы.

Выполняют работу в группах по характеристике образа главного героя (каждой группе одно из заданий), презентуют работу, обсуждают обобщающий вопрос.
















Ученики в группах получают по три стикера, на которых должны написать, какие, по их мнению, проблемы раскрывает Гоголь в повести и причины их возникновения. По очереди выходят к доске, закрепляют стикеры на листе бумаги, зачитывают записи, комментируют, делают обобщения.

  1. Рефлексивно-оценочный этап

  1. Чтение притчи.

- В жаркий летний день древние афиняне увидели на площади Демосфена с горящим фонарем в руках.

- Что ты ищешь, Демосфен?- спросили они.

- Я ищу человека, - ответил он и продолжил свой путь. Через некоторое время афиняне опять обратились к Демосфену:

- Так что же ты ищешь?

- Я ищу человека.

- Кого: его, меня?

- ЧЕ-ЛО-ВЕ-КА!

  1. Обращение к эпиграфу.

- Мне хотелось бы, чтобы вы в себе не утратили «человека» и всегда вспоминали слова другого классика, А. П. Чехова (обращение к эпиграфу).

  • Зачем же нужно это напоминание?

Прослушивают притчу.











С помощью стикеров выражают свое отношение к эпиграфу.


Домашнее задание

  1. Мини - сочинение «Письмо к Акакию Акакиевичу»

  2. Поразмышляйте письменно над вопросом «Башмачкин – несчастный или посмешище?»

Записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы.



Просмотр содержимого документа
«АКАКИЙ АКАКИЕВИЧ БАШМАЧКИН»

АКАКИЙ АКАКИЕВИЧ БАШМАЧКИН -

имя Акакий – (греч. Akakos) - не делающий зла, незлобивый, невинный


Герой

Цитаты

Качества

Портрет





Социальное положение




Отношение к нему людей





Его отношение к насмешкам





Поступки





Речь






Выводы





Положительные

Отрицательные









АКАКИЙ АКАКИЕВИЧ БАШМАЧКИН -

имя Акакий – (греч. Akakos) - не делающий зла, незлобивый, невинный


Выпишите из гоголевского текста ключевые слова, характеризующие образ жизни и поведение героя повести в эти периоды.


До шинели

С шинелью

Без шинели
















































Просмотр содержимого документа
«КАРТОЧКИ»

«маленький человек»


бедность,

духовная нищета,

доброта,

наивность,

глупость,

робость,

злость,

жадность,

упрямство,

ненависть,

скромность,

обреченность,

терпение,

стеснение


«маленький человек»


бедность,

духовная нищета,

доброта,

наивность,

глупость,

робость,

злость,

жадность,

упрямство,

ненависть,

скромность,

обреченность,

терпение,

стеснение

«маленький человек»


бедность,

духовная нищета,

доброта,

наивность,

глупость,

робость,

злость,

жадность,

упрямство,

ненависть,

скромность,

обреченность,

терпение,

стеснение


«маленький человек»


бедность,

духовная нищета,

доброта,

наивность,

глупость,

робость,

злость,

жадность,

упрямство,

ненависть,

скромность,

обреченность,

терпение,

стеснение



Просмотр содержимого документа
«КЛАСТЕР»

Жалкая жизнь «маленького человека»

Пробуждение истинно человеческого в душе чиновника

Человек и жестокая бюрократическая машина России

Негуманное отношение к бедному человеку

«обмеление души»

Обличение «шинельной толпы»

Пробуждение сознания и достоинства у Акакия Акакиевича

Н.В.Гоголь«Шинель»



Просмотр содержимого документа
«КРОССВОРД»

Кроссворд



По горизонтали:

  1. Что могло бы помочь попасть Башмачкину в «статские советники»?

  2. Место действия повести.

  3. Это насекомое упоминается в повести дважды. С ним сравнивается главный герой.

  4. Какой мех выбран был на воротник шинели?

  5. Мечта всей жизни Башмачкина.

  6. Это окружает всю жизнь Акакия Акакиевича.

  7. Сильный враг всех, кто получает 400 рублей жалованья в год.

  8. В каком департаменте служил Акакий Акакиевич?



Просмотр содержимого документа
«Материалы для учителя»

Материалы для учителя:

Критерии характеристики, слова из текста

Версии

Имя героя

 

Акакий

 

 

 

Акакиевич

 

Башмачкин

1. Характер прозвища. Бахтин, М.М. «Гоголь. Мир без имен, в нем только прозвища и клички разного рода»

2. Символ:

  • Греческое: Какос – дурной, злой; Какон – зло; Кака (мн.ч.) – зло, бедствие, несчастье, порок; Акакос – значит незлобный, добрый, невинный, простодушный (Коршунков В.А.)

Тот, кого так назвали, в буквальном смысле, человек, не имеющий злобы и вины, простая душа.

Значение имени усиленно отчеством «кроткий, незлобливый в квадрате» (О.Г. Дилакторская).

Гоголь неоднократно повторяет, что она «произошла от башмака». Но существительное «башмак» в своем значении содержит нечто грубое, даже пренебрежительное. Очевидно, что происхождение фамилии связано не с существительным «башмак», а с «башмачком», что вызывает в памяти что-то детское, трогательное, беззащитное.

Герой с такой фамилией – значит родом из детства и, скорее всего, из детства так и не вышедший.

Если этот смысл связать со значением имени, то герой по сути дела невинное дитя, несмотря на солидный возраст.

По словам Ю.М. Лотмана, «человек не может стать лучше, чем та нравственная норма, которая свойственна ребенку, самой неискаженной природе».

Моккий

Соссий

 

 

Хоздазат



Варадат

Варух

Дула

Вахтисий

Павсикакий

1. Предопределенность судьбы. Имена объединены вопреки фактической разрозненности на страницах церковного календаря. Возможно Гоголь оценивает возможную судьбу героя.

  • Греч.: осмеивающий, Святой Моккий обезглавлен за верность Христу.

  • Греч.: здравый.

Страшные муки и насильственную смерть претерпел за веру святой Соссий.

Перс: евнух, также был жестоко умерщвлен за верность Христу.

Сирийский пустынник

Еврейский пророк. Их судьбы хотя и были нелегкими, но по крайней мере не подвергались пыткам и мучениям.

  • Греч.: раб, также нежелательна участь для героя.

Святой мученик тоже принял страшную смерть за Христа

Тот, кто унимает зло, то есть борется с грехом, признавая тем самым его существование в мире и в себе самом как «падшем» человеке.

Таким образом, все предполагаемые имена героев содержат что-либо отрицательное и автор, не желая для своего героя судьбы, сходной с судьбами названных святых, не принимает их.

По исследованиям Ф. Дриссена, связь образа с житием святого Акакия Синайского.

Внешний облик героя

«… чиновник нельзя сказать, чтобы очень замечательный, низенького роста…» и далее по тексту

Эти слова рисуют такой детальный портрет героя, с перечислением не красящих его черт внешнего облика. Однако, ни одну из черт внешности героя автор не выразил в своей полноте, все присутствуют как бы в стертой степени (не низкого, а «низенького»; не рябой, а «рябоват»; не рыжий, а «рыжеват»; не слепой, а «подслеповат»).

Если бы этого не было, перед нами появилась бы карикатура на человека. Но такое сознательное преуменьшение вызвано стремлением Гоголя не посмеяться и не поязвить над героем, а посочувствовать ему. И хотя автор объективно видит все недостатки внешности своего героя, жалея его, он старается свести их к минимуму, как бы стереть.

А сравнение его с «котенком» выражает отношение автора к герою как к существу жалкому, лишенному всякой защиты.

«И долго потом, среди веселых минут, представлялся ему низенький чиновник с лысинкой на лбу…»

Такая оценка герою дается со стороны другого персонажа – чиновника по службе. Здесь, конечно, видим пренебрежительное отношение к Башмачкину.

Речь героя

Автор показывает Башмачкина как человека, у которого буквально нет слов. Речь его вынужденная, в ней события своей жизни герой как бы стремится скрыть от себя и от других, затушевать, а еще лучше умолчать о них. Конечно, это отрицательный факт в описании героя.

Особенность одежды героя

Гоголь проявляет к одежде Башмачкина интерес гораздо больший, нежели к чему-то такому, что покрывает человеческое тело, и это неслучайно, так как именно вещь сыграет определяющую роль в судьбе персонажа. «Исходный смысл тела будет переадресован одежде, предназначенной для тела, и появится иноформа тела – шинель». (Л.В. Карасев).

При характеристике одежды значимым является ее цвет. Если за эталон, то есть норму, принять зеленый цвет вицмундира, то цвет «рыжевато-мучной» показывает насколько данный цвет далек по цветовой гамме от исходного, если учесть, что рыжеватый цвет ассоциируется с шутовским, нелепым нарядом, а цвет муки больше подходит к обозначению цвета спецодежды пекаря, нежели к форменному сюртуку чиновника, состоящего на службе в государственном учреждении. Кажется неуместным и в описании детали строгой форменной одежды для службы использовать слово «воротничок», которое скорее подходит к детской одежде. Так, автор это сделал намеренно для того, чтобы дать оценку общему жалкому виду героя. Негативную оценку одежды героя дает портной Петрович. Для портного безразличным является действительное название вещи – шинель, для него она будет только «серпянкой». Это исключительно негативная характеристика от лица портного. Характеристику костюму героя дают и его сослуживцы по канцелярии. Капот – это женская домашняя одежда свободного покроя, род халата.

Такое отрицательное отношение сослуживцев – чиновников героя к его одежде граничит с уничижением ее как совершенно не представляющую ценность.

Недостаток своей одежды оценен героем в небольшой степени, «шинель-то сукно… в других местах совсем крепкое, оно немножко запылилось, и кажется, как будто старое, а оно новое…»

Сторона службы героя.

«… вечный титулярный советник».

«… мало сказать: он служил ревностно – нет, он служил с любовью».

 

 

 

 

 

 

 

 

«Так протекала мирная жизнь человека…»

Отношение к работе, к «службе» – это важнейшая черта характера Акакия Акакиевича, раскрывающая его образ. Известно, сколь огромное значение придавал Гоголь словам – «служба», «служить». От прямого, общественного значения, он постоянно обращается к более высокому, гражданскому, а потом и религиозно-духовному смыслу. Для Гоголя личная жажда служить связана с осознанием достоинства любого места служения, а потому и постоянные призывы его не пренебрегать никаким из них: «Если вы действительно любите Россию, вы можете рваться служить ей; последнее место, которое не отыщется в ней, возьмете».

«Вечный» можно воспринимать по-разному. С одной стороны, вечный – это «не ограниченный сроком», всегдашний титулярный советник, который не ждет повышения по службе, а значит для обывателя это плохо. Но с позиции Гоголя «вечный» – не только воплощение долгой, не перестающей существовать привязанности к своей службе героя, но и особое «звание», «утверждающее совершенную преданность служению – подвигу. Поэтому неправильно было бы видеть в этом «служителе писаной буквы только страшную узость кругозора, убожество интересов». (В. Маркович)

«Мирная» жизнь употребляется в значении «хорошая». Иного «мира», кроме того, который определен Башмачкину его местом в департаменте, он не видел и не знал. Гоголь показал, что Акакий Акакиевич считает естественными, то есть «хорошими» те условия жизни, в которых он находится. Башмачкин не только мирится с ними, но и не желает для себя ничего лучшего. Его ревностная служба, его сосредоточение исключительно на переписыванье сделали его глухим к себе. Такое безразличное отношение к себе спроецировалось на отношения с другими людьми. И как внешний мир и люди просто не стали ему нужными, так и окружающим он стал не интересен и не нужен.

Отношение других действующих лиц к герою.

«Сторожа не только не вставали с мест, когда он проходил….

исчезло существо…»

Служащие департамента помещают Башмачкина ниже насекомого, обыкновенной мухи. Этим показывают его как нечто бесполезное, не стоящее внимания.

Дважды Гоголь показывает героя «существом» и также сопоставляет его с «обыкновенной мухой». Автор лишь дает понять, что это была «живая особь», а «человек или животное» решить проблематично. Хотя в черновом наброске Гоголь писал определеннее: «В существе своем это было очень доброе животное, и то, что называют благонамеренный человек – ибо и в самом деле от него почти не слыхали ни дурного, ни доброго слова». Поэтому В. Розанов утверждает, то «животность» Акакия Акакиевича, а иными словами «ничтожность» является и его высшим качеством. Он воплощение идеала простоты, духовной нищеты, отсутствия суетности, абсолютной доброты, даже его косноязычие происходит от несоответствия человеческой речи его внутреннему духовному миру. Окружающий мир издевается над ним, потому, что он юродивый, «другой».

Жизненные интересы героя

По тихому руслу текла бы неприметная жизнь гоголевского героя, вплоть до самого ее конца, если бы в его замкнутый мир не ворвалась грандиозная идея – приобретение новой шинели.

Ю.В. Манн в связи с этим писал: «Какой страшный образ – Акакий Акакиевич! В этом существе, оказывается, скрыта могучая внутренняя сила. И как необычна, «низка», неромантична та цель, к которой она обращена. И как жизненно необходима эта цель – шинель! – его бедной, холодной жизни». С ее появлением жизнь Башмачкина как бы раздваивается, и его вторая жизнь будет совершенной противоположностью первой. Шинель заменяет Башмачкину все в его жизни, все ценности земного мира. Во-первых, заменяет женитьбу, а значит семью, детей и мечту о счастье. Во-вторых, заменяет его одиночество, «как будто он не один», а другой человек присутствовал с ним. И наконец, по словам Ю.М. Лотмана, шинель становится его теплом, а значит и его домом «Шинель» – дом. Дом как особое пространство любви, уюта и понимания, потому она же – подруга». Но обыкновенная вещь не может стать заменителем главных компонентов человеческой жизни, поэтому итальянский ученый Чинция де Лотто увидел в образе шинели «беса», который и привел героя к гибели. Идея приобретения шинели только на миг расцвечивает жизнь героя, наполняет ее особым содержанием.

С появлением шинели герой и сам преображается. Когда же шинель украдена, мы возвращаемся к прежнему Акакию Акакиевичу, кроткому, жалкому мученику, занимающему скромное, малозначительное место в обществе, к так называемому «маленькому человеку», к жертве, к духовно «стертой» личности.

Качественная характеристика образа жизни.

«Наконец бедный Акакий Акакиевич испусти дух»

Отношение автора очевидно. Конечно, Акакий Акакиевич бедный и по контексту не бедный в имущественном отношении человек, а – несчастный, заслуживающий сожаления.





Примерная таблица (заполняется в ходе урока)




Герой


Его качества


Художественные средства

Портрет




низенького роста, рябоват, подслеповат (нет надобности в описании лица, не личность)




Безликий, ничтожный


Суффиксы:

  • уменьшительно-ласкательные: -оньк-, -еньк-;

  • со значением неполного признака: -оват-, -еват-;

  • литота (преуменьшение)

Социальное положение


Титулярный советник (чин 9-го класса)






Не честолюбивый (т. к. не стремится вверх по карьерной лестнице); доволен своей жизнью, до фанатизма любит работу)


Эпитет вечный:

  • лексический повтор;

  • одно и то же место;

  • одна и та же должность;

  • все те же чиновники

Отношение к нему людей


Отношение

  • сторожей;

  • начальника;

  • помощника начальника;

  • молодых чиновников –

насмешки, пренебрежение












  • Эпитет канцелярское остроумие;

  • сравнение с мухой;

  • сниженная лексика (совал под нос);

  • оксюморон (невыносимая шутка – шутка должна быть доброй)


Его отношение к насмешкам




  • Ни одного слова в ответ;

  • никого не замечает, когда шутят, и дишь, когда шутка очень жестока... «зачем вы меня обижаете»


  • Безответность,

  • бессловестность,

  • неуверенность в себе,

  • робость,

  • застенчивость


Грустная ирония (Акакий Акакиевич стал автоматом – при разговоре несет бессмыслицу от робости)


Поступки


  • Кроме переписывания (работы) для него ничего не существует;

  • ни разу не обратил внимания на то, что делается вокруг;

  • не думает вовсе о своем платье (шинели);

  • ест, не чувствуя вкуса;

  • разговаривает сам с собой, как с приятелем;

  • экономия на грани абсурда


  • Трудолюбие, доходящее до фанатизма (отдает лучшие годы однообразной и бесперспективной работе);

  • экономен, практичен;

  • одинок


  • Описание вицмундира (узенький...);

  • сравнение с гипсовым котенком, у которого длинная шея


Речь



Изъясняется предлогами, наречиями, незаконченными фразами


Недалекий, нерешительный, «забитый»


Примеры:

это право...

того...

секретари того...


Выводы


Н. В. Гоголь хотел сказать:

так жить нельзя, надо себя отстаивать, сопротивляться.

Положительные

имя Акакий – (греч. Akakos) - не делающий зла, незлобивый, невинный 

Отрицательные

Кротость Душевное незлобие Безропотное терпение

Акакий
Акакиевич
Башмачкин

Ограниченность Скудность интересов Неспособность логически мыслить Косноязычие


Работа с иллюстрациями

 

- Какие эпизоды нашли отражение на этих иллюстрациях?

- На какой предмет обратить внимание?

(на шинель)

-Что общего в этих иллюстрациях?

(отсутствуют лица, т.е. доказательство того, что процесс растворения человека произошел)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!