СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

9 класс Урок №47-48 Сложные предложения с разными видами связи

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основная цель урока: помочь учащимся практически усвоить понятие “сложное предложение с различными видами связи”, показать необходимость формирования умения использовать различные синтаксические конструкции в зависимости от задач, условий общения.

Просмотр содержимого документа
«9 класс Урок №47-48 СП с разными видами связи»

9 класс


Урок №47-48

Сложные предложения с разными видами связи

Цели:

помочь учащимся практически усвоить понятие “сложное предложение с различными видами связи”, показать необходимость формирования умения использовать различные синтаксические конструкции в зависимости от задач, условий общения.

Задачи:

  1. дать понятие о сложных предложениях с разными видами союзной и бессоюзной связи; ознакомить учащихся с правилом постановки знаков препинания в сложных предложениях с сочинительной и подчи­нительной связью в случаях, когда сочинительный и подчинительный союзы оказываются рядом; начать отра­ботку пунктуационных навыков в предложениях данной структуры;

  2. развивать умения определять структурные особенности сложных предложений с разными видами связи – союзной и бессоюзной; формировать умение анализировать, строить и употреблять в письменной речи такие конструкции, правильно расставлять в них знаки препинания;

  3. воспитывать чувство ответственности за свое образование.

Прогнозируемые результаты:

учащиеся самостоятельно осуществляют поиск знания, в сотрудничестве решают учебные задачи, находят пути решения проблемных учебных ситуаций; анализируют сложные предложения с разными видами связи, понимают схемы предложений, составляют свои сложные предложения с разными видами связи.

Оборудование:

презентация, опорные схемы, раздаточный материал для парной и групповой работы

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационно - мотивационный этап

  1. Приветствие учащихся.

  2. Определение темы урока. Целеполагание.

Для одного нет ничего сложнее синтаксиса сложного предложения, для другого нет ничего проще синтаксиса сложного предложения, но для того и другого нет ничего интереснее синтаксиса сложного предложения, потому что и тот, и другой думают, пытаются анализировать синтаксис сложного предложения!

Академик В.А.Обручев

  • Как вы думаете, какая тема будет главной на уроке?

  • Что мы должны будем отложить в «багаж наших знаний»? (С какой целью мы будем работать на уроке?)

  • А зачем нам нужны эти новые знания в будущем? И нужны ли?

  1. Мотивация учебной деятельности.

- Прочитайте предложение. Определите шаги, которые приведут вас цели.

Знание выше простой информации, а мудрость - это больше, чем знание;
стать мудрым можно лишь тогда, когда овладеешь информацией, суммой знаний и опытом. Мудрый человек, обладая знаниями и подкрепив их опытом, становится по-настоящему УСПЕШНЫМ!

Приветствуют учителя.


Читают высказывания Обручева, определяют тему урока, формулируют цель и задачи урока.



Прочитывают предложение, определяют ключевые слова – шаги успешности.

Вот эти шаги к успешности:

  • информация

  • знания

  • опыт

  • мудрость

  • и как результат – успешность!

  1. Этап актуализации опорных знаний

  1. Мозговой штурм.

1 часть. Теоретический опрос.

1. Какие предложения называются сложными?

2. Как в сложных предложениях могут быть соединены простые предложения?

3. На какие две группы в зависимости от средств связи делятся сложные предложения?

4. На какие две группы делятся союзные сложные предложения?

5. Какое предложение называется сложносочинённым?

6. Какое предложение называется сложноподчинённым?

7. Посредством чего соединяются части бессоюзного сложного предложения?


2 часть. Работа со схемами

  1. Найдите среди предложенных схем 4-е лишнее и обоснуйте свой выбор.

    1) а) [ ],и [ ].

    б) [ ], (чтобы.. .).

    в) [ ], ( когда.. ..).

    г) [ ], [ ].


    2 ) а) [ ], ( что. . . ).

    б) [ ], но [ ].

    в) [ ], а [ ].

    г) [ ], и [ ].


    3) а) [ ] - [ ].

    б) [ ]: [ ].

    в) [ ], и [ ].

    г) [ ]; [ ].


  2. Соотносите указанные сложные предложения с данными схемами.

1) [ - = ] : [ - = ].

А) ССП

2) [ - = ], (что… ).

Б) БСП

3) [ - = ], а [ - = ].

В) СПП

4) [ - = ] : [ - = ], (которые… ).

Г) сложное с разными видами связи

  • Как вы определили СП с разными видами связи? Вспомните, какие существуют связи простых предложений в составе сложной конструкции.


Групповая работа.

Лист с вопросами передается от одного члена группы к другому и заполняется ответами – прием «Малая карусель»

Взаимопроверка - прием «Большая карусель».






Ответ: 1-Г, 2-А, 3-В










Ответ: 1-Б, 2-В, 3-А, 4-Г



  1. Этап открытия нового знания

  1. Исследовательская работа.

А. Виды синтаксической связи в сложных предложениях.

  • Определите виды союзной и бессоюзной связей в сложном предложении. Соотнесите виды связи с предложениями. Сделайте вывод.

1. Солнце закатилось, и ночь последовала за ним, без промежутка, как это обыкновенно бывает на юге (М. Лермонтов)

А. сочинительная и бессоюзная связи

2. Когда проснулся, уже всходило солнце; курган заслонял его собою (А. Чехов)

Б. сочинительная и подчинительная связи

3. Когда он проснулся, уже всходило солнце; курган заслонял его собою, а оно, стараясь брызнуть светом на мир, напряженно палило свои лучи во все стороны и заливало горизонт золотом (А. Чехов)

В. подчинительная и бессоюзная связи

4. Уже давно село солнце, но еще лес не успел стихнуть: горлинки журчали вблизи, кукушка куковала в отдаленье (И. Бунин)

Г. сочинительная, подчинительная и бессоюзная связь


Б. Знаки препинания в сложном предложении с различными видами связи

Блок 1. Знаки препинания в сложном предложении с различными видами связи (на стыке двух союзов)

  • Внимательно рассмотрите два предложения. Что у них общего?

  • Чем они отличаются? Нужна ли запятая на стыке союзов?

  • Сделайте вывод: когда в многочленных сложных предложениях между рядом оказавшимися союзами ставится запятая, а когда – нет.

  1. С вёсел падали капли, и (?) когда они касались воды, на их месте вспыхивало голубое сияние.

  2. С вёсел падали капли, и (?) когда они касались воды, то на их месте вспыхивало голубое сияние.

Блок 2. Знаки препинания в сложном предложении с различными видами связи (запятая перед И)

Мы знаем, что в сложных предложениях перед разделительным союзом И ставится запятая. [ - = ], и [ - = ] Гол забили, и игра оживилась.

  • Как вы думаете, всегда ли ставится запятая перед союзом И в сложном предложении?

  • Запишите предложения и объясните, почему в них не стоит запятая перед сочинительным союзом И.

  1. Это было в ту пору, когда все казалось радостным и от жизни ждали только одни радости.

  2. Занималась заря и двери заводили свой разноголосый концерт, когда старички садились за столик и пили кофе.


Исследование рабочего материала (работа в парах).

Определяют виды связи в предложенных предложениях, соотносят с вариантами ответов.

Ответ: 1-Б, 2-В, 3-Г, 4-А

Делают выводы, сверяют с теорией учебника §35, стр. 220









Исследование рабочего материала (работа в парах).

Вывод:

Ставим ли запятую между союзами, оказавшимися рядом?

ДА! Условие: после придаточного нет

второй части составного союза (то, так, тем ).

НЕТ! Условие: после придаточного есть

вторая часть составного союза (то, так, тем ).




Ставим ли запятую перед союзом И в данных ситуациях?

Вывод:

запятая не ставится перед союзом И, если соединяемые ими предложения имеют общий второстепенный член или общее придаточное предложение

  1. Операционно-деятельный этап

  1. «Тренинг начинающего корректора» (орфографический и пунктуационный практикум)

  1. Рассказ Клавы Ошибкиной

- Вы работаете в редакции детского журнала. Клава Ошибкина прислала рассказ.
Внимательно прочитайте его и помогите Клаве исправить ошибки в тексте.
Какой совет вы бы дали Клаве Ошибкиной?

Не смотря на бальшие трудности, которые встретились нам в туристическом походе, который состоялся во второй половине июня месяца, когда законьчились все эгзамины мы провели его с хорошим успехом, так-как все учасники были хорошо подготовленны к тому, что бы не опасатся лишений, которые если ты хорошо помниш теорию туризма не избежны в каждом походе.

  1. Заполните таблицу (2, 3 колонки пустые, знаки препинания не расставлены)


Предложение

Виды связи

Схемы

Нужно делать то, что делаешь, и тогда труд, даже самый грубый, возвышается до творчества.

сочинение и подчинение

[ ], (что …), и [ ].


Оковы тяжкие падут, темницы рухнут, и свобода вас примет радостно у входа…

сочинение и бессоюзная связь

[ ], [ ], и [ ].


Борьба есть условие жизни: жизнь умирает, когда кончается борьба.

подчинение и бессоюзная связь

[ ] : [ ], (когда …).


Не изобразить словом то, что чувствовал я тогда: было на душе и восторженно и жутко, а потом всё слилось в счастливую мысль.

сочинение, подчинение и бессоюзная связь

[ ], (что …):[ ], а [ ].



  1. Мини-тест

- В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?


1.В воображении теснились самые разные замыслы (1) и (2) если писатель усилием воли заставлял себя останавливаться на чём-то одном (3) то он опять забывал (4) каким должно быть начало.


1)1,2,3,4

2) 1,3

3) 1,3,4

4) 2,4

2.Все меня любили (1) и (2) хотя я безмерно шалил (3) мне прощалось всё (4) что бы я ни сделал.


1)1,3,4

2) 2,3

3) 1,2,4

4) 1,2,3,4

3.В родительском доме всё было по-прежнему (1) и (2) если Володе казалось домашнее пространство как будто сузившимся (3) то это только оттого (4) что за годы отсутствия он очень повзрослел и вырос.

1)1,2,4

2) 1,3

3) 1,3,4

4) 2,3,4

4.Прямо над головой вспыхнула запоздалая молния (1) и (2) пока она светила (3) я увидел (4) как мерцает какая-то белая точка на берегу.

1)1,3,4

2) 1,2,3,4

3) 2,4

4) 1,3

5.Когда художник жил в Крыму (1) он всё своё время посвящал созерцанию картин природы (2) и (3) если погода располагала к прогулкам (4) часами изучал на морском берегу рисунок бесконечно бегущих одна за другою волн.

1)1,2,3,4

2) 2,4

3) 1,3

4) 1,3,4



Работа в группах (парах).

Выполняют предложенные задания, сверяют с эталоном на слайдах презентации.

Самопроверка, взаимопроверка.



























  1. Рефлексивно-оценочный этап

  1. Рефлексия деятельности.

  1. Оцените свою работу на уроке, выбрав начало фразы за основу:

  • Сегодня я узнал(а)…

  • Было интересно…

  • Было сложно…

  • Я понял(а),что …

  • Теперь я могу…

  • Я научился(ась)…

  • У меня получилось…

  • Я смог(ла)…

  1. Поставьте себе оценку: как усвоили тему, как работали (реально и виртуально) .


Осуществляют рефлексию деятельности – заполняют оценочный лист

Домашнее задание

§35, стр. 220, выводы в тетради-справочнике (опорные схемы); упражнение №408 (группировка предложений по типам связи, составление схем)

Записывают домашнее задание



Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа»

Исследовательская работа.

А. Виды синтаксической связи в сложных предложениях.

  • Определите виды союзной и бессоюзной связей в сложном предложении. Соотнесите виды связи с предложениями. Сделайте вывод.

1. Солнце закатилось, и ночь последовала за ним, без промежутка, как это обыкновенно бывает на юге (М. Лермонтов)

А. сочинительная и бессоюзная связи

2. Когда проснулся, уже всходило солнце; курган заслонял его собою (А. Чехов)

Б. сочинительная и подчинительная связи

3. Когда он проснулся, уже всходило солнце; курган заслонял его собою, а оно, стараясь брызнуть светом на мир, напряженно палило свои лучи во все стороны и заливало горизонт золотом (А. Чехов)

В. подчинительная и бессоюзная связи

4. Уже давно село солнце, но еще лес не успел стихнуть: горлинки журчали вблизи, кукушка куковала в отдаленье (И. Бунин)

Г. сочинительная, подчинительная и бессоюзная связь



Б. Знаки препинания в сложном предложении с различными видами связи

Блок 1. Знаки препинания в сложном предложении с различными видами связи (на стыке двух союзов)

  • Внимательно рассмотрите два предложения. Что у них общего?

  • Чем они отличаются? Нужна ли запятая на стыке союзов?

  • Сделайте вывод: когда в многочленных сложных предложениях между рядом оказавшимися союзами ставится запятая, а когда – нет.

  1. С вёсел падали капли, и (?) когда они касались воды, на их месте вспыхивало голубое сияние.

  2. С вёсел падали капли, и (?) когда они касались воды, то на их месте вспыхивало голубое сияние.

Исследовательская работа.

А. Виды синтаксической связи в сложных предложениях.

  • Определите виды союзной и бессоюзной связей в сложном предложении. Соотнесите виды связи с предложениями. Сделайте вывод.

1. Солнце закатилось, и ночь последовала за ним, без промежутка, как это обыкновенно бывает на юге (М. Лермонтов)

А. сочинительная и бессоюзная связи

2. Когда проснулся, уже всходило солнце; курган заслонял его собою (А. Чехов)

Б. сочинительная и подчинительная связи

3. Когда он проснулся, уже всходило солнце; курган заслонял его собою, а оно, стараясь брызнуть светом на мир, напряженно палило свои лучи во все стороны и заливало горизонт золотом (А. Чехов)

В. подчинительная и бессоюзная связи

4. Уже давно село солнце, но еще лес не успел стихнуть: горлинки журчали вблизи, кукушка куковала в отдаленье (И. Бунин)

Г. сочинительная, подчинительная и бессоюзная связь



Б. Знаки препинания в сложном предложении с различными видами связи

Блок 1. Знаки препинания в сложном предложении с различными видами связи (на стыке двух союзов)

  • Внимательно рассмотрите два предложения. Что у них общего?

  • Чем они отличаются? Нужна ли запятая на стыке союзов?

  • Сделайте вывод: когда в многочленных сложных предложениях между рядом оказавшимися союзами ставится запятая, а когда – нет.

  1. С вёсел падали капли, и (?) когда они касались воды, на их месте вспыхивало голубое сияние.

  2. С вёсел падали капли, и (?) когда они касались воды, то на их месте вспыхивало голубое сияние.

Блок 2. Знаки препинания в сложном предложении с различными видами связи (запятая перед И)

Мы знаем, что в сложных предложениях перед разделительным союзом И ставится запятая.

[ - = ], и [ - = ] Гол забили, и игра оживилась.

  • Как вы думаете, всегда ли ставится запятая перед союзом И в сложном предложении?

  • Запишите предложения и объясните, почему в них не стоит запятая перед сочинительным союзом И.

  1. Это было в ту пору, когда все казалось радостным и от жизни ждали только одни радости.

  2. Занималась заря и двери заводили свой разноголосый концерт, когда старички садились за столик и пили кофе.























Блок 2. Знаки препинания в сложном предложении с различными видами связи (запятая перед И)

Мы знаем, что в сложных предложениях перед разделительным союзом И ставится запятая.

[ - = ], и [ - = ] Гол забили, и игра оживилась.

  • Как вы думаете, всегда ли ставится запятая перед союзом И в сложном предложении?

  • Запишите предложения и объясните, почему в них не стоит запятая перед сочинительным союзом И.

  1. Это было в ту пору, когда все казалось радостным и от жизни ждали только одни радости.

  2. Занималась заря и двери заводили свой разноголосый концерт, когда старички садились за столик и пили кофе.



Просмотр содержимого документа
«Мозговой штурм»

Мозговой штурм

1 часть. Теоретический опрос.

1. Какие предложения называются сложными?


2. Как в сложных предложениях могут быть соединены простые предложения?


3. На какие две группы в зависимости от средств связи делятся сложные предложения?


4. На какие две группы делятся союзные сложные предложения?


5. Какое предложение называется сложносочинённым?


6. Какое предложение называется сложноподчинённым?


7. Посредством чего соединяются части бессоюзного сложного предложения?








Мозговой штурм

2 часть. Работа со схемами

  1. Найдите среди предложенных схем 4-е лишнее и обоснуйте свой выбор.

    1) а) [ ],и [ ].

    б) [ ], (чтобы.. .).

    в) [ ], ( когда.. ..).

    г) [ ], [ ].


    2 ) а) [ ], ( что. . . ).

    б) [ ], но [ ].

    в) [ ], а [ ].

    г) [ ], и [ ].


    3) а) [ ] - [ ].

    б) [ ]: [ ].

    в) [ ], и [ ].

    г) [ ]; [ ].


  2. Соотносите указанные сложные предложения с данными схемами.

1) [ - = ] : [ - = ].

А) ССП

2) [ - = ], (что… ).

Б) БСП

3) [ - = ], а [ - = ].

В) СПП

4) [ - = ] : [ - = ], (которые… ).

Г) сложное с разными видами связи



  • Как вы определили СП с разными видами связи? Вспомните, какие существуют связи простых предложений в составе сложной конструкции.

Просмотр содержимого документа
«Тренинг начинающего корректора»

«Тренинг начинающего корректора» (орфографический и пунктуационный практикум)

  1. Рассказ Клавы Ошибкиной

- Вы работаете в редакции детского журнала. Клава Ошибкина прислала рассказ. Внимательно прочитайте его и помогите Клаве исправить ошибки в тексте. Какой совет вы бы дали Клаве Ошибкиной?

Не смотря на бальшие трудности, которые встретились нам в туристическом походе, который состоялся во второй половине июня месяца, когда законьчились все эгзамины мы провели его с хорошим успехом, так-как все учасники были хорошо подготовленны к тому, что бы не опасатся лишений, которые если ты хорошо помниш теорию туризма не избежны в каждом походе.

  1. Заполните таблицу

Предложение

Виды связи

Схемы

Нужно делать то что делаешь и тогда труд, даже самый грубый, возвышается до творчества.



Оковы тяжкие падут темницы рухнут и свобода вас примет радостно у входа…



Борьба есть условие жизни жизнь умирает когда кончается борьба.



Не изобразить словом то что чувствовал я тогда было на душе и восторженно и жутко а потом всё слилось в счастливую мысль.





«Тренинг начинающего корректора» (орфографический и пунктуационный практикум)

  1. Рассказ Клавы Ошибкиной

- Вы работаете в редакции детского журнала. Клава Ошибкина прислала рассказ. Внимательно прочитайте его и помогите Клаве исправить ошибки в тексте. Какой совет вы бы дали Клаве Ошибкиной?

Не смотря на бальшие трудности, которые встретились нам в туристическом походе, который состоялся во второй половине июня месяца, когда законьчились все эгзамины мы провели его с хорошим успехом, так-как все учасники были хорошо подготовленны к тому, что бы не опасатся лишений, которые если ты хорошо помниш теорию туризма не избежны в каждом походе.

  1. Заполните таблицу


Предложение

Виды связи

Схемы

Нужно делать то что делаешь и тогда труд, даже самый грубый, возвышается до творчества.



Оковы тяжкие падут темницы рухнут и свобода вас примет радостно у входа…



Борьба есть условие жизни жизнь умирает когда кончается борьба.



Не изобразить словом то что чувствовал я тогда было на душе и восторженно и жутко а потом всё слилось в счастливую мысль.





  1. Мини-тест

- В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?


1.В воображении теснились самые разные замыслы (1) и (2) если писатель усилием воли заставлял себя останавливаться на чём-то одном (3) то он опять забывал (4) каким должно быть начало.


1)1,2,3,4

2) 1,3

3) 1,3,4

4) 2,4

2.Все меня любили (1) и (2) хотя я безмерно шалил (3) мне прощалось всё (4) что бы я ни сделал.


1)1,3,4

2) 2,3

3) 1,2,4

4) 1,2,3,4

3.В родительском доме всё было по-прежнему (1) и (2) если Володе казалось домашнее пространство как будто сузившимся (3) то это только оттого (4) что за годы отсутствия он очень повзрослел и вырос.

1)1,2,4

2) 1,3

3) 1,3,4

4) 2,3,4

4.Прямо над головой вспыхнула запоздалая молния (1) и (2) пока она светила (3) я увидел (4) как мерцает какая-то белая точка на берегу.

1)1,3,4

2) 1,2,3,4

3) 2,4

4) 1,3

5.Когда художник жил в Крыму (1) он всё своё время посвящал созерцанию картин природы (2) и (3) если погода располагала к прогулкам (4) часами изучал на морском берегу рисунок бесконечно бегущих одна за другою волн.

1)1,2,3,4

2) 2,4

3) 1,3

4) 1,3,4



  1. Мини-тест

- В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?


1.В воображении теснились самые разные замыслы (1) и (2) если писатель усилием воли заставлял себя останавливаться на чём-то одном (3) то он опять забывал (4) каким должно быть начало.


1)1,2,3,4

2) 1,3

3) 1,3,4

4) 2,4

2.Все меня любили (1) и (2) хотя я безмерно шалил (3) мне прощалось всё (4) что бы я ни сделал.


1)1,3,4

2) 2,3

3) 1,2,4

4) 1,2,3,4

3.В родительском доме всё было по-прежнему (1) и (2) если Володе казалось домашнее пространство как будто сузившимся (3) то это только оттого (4) что за годы отсутствия он очень повзрослел и вырос.

1)1,2,4

2) 1,3

3) 1,3,4

4) 2,3,4

4.Прямо над головой вспыхнула запоздалая молния (1) и (2) пока она светила (3) я увидел (4) как мерцает какая-то белая точка на берегу.

1)1,3,4

2) 1,2,3,4

3) 2,4

4) 1,3

5.Когда художник жил в Крыму (1) он всё своё время посвящал созерцанию картин природы (2) и (3) если погода располагала к прогулкам (4) часами изучал на морском берегу рисунок бесконечно бегущих одна за другою волн.

1)1,2,3,4

2) 2,4

3) 1,3

4) 1,3,4



Просмотр содержимого презентации
«9 класс Постановка ЗП в предложениях с разными видами связи»

Постановка знаков препинания в  в предложениях с разными видами связи

Постановка знаков препинания в в предложениях с разными видами связи

Постановка знаков препинания на стыке союзов. , , , . если… … что Запятая ставится если нет слов : то , но, так. Он сказал, что, если будет болен, не придет. , , , что . если… то Запятая не ставится если есть слова : то , но, так. Он сказал, что если будет болен, то не придет.

Постановка знаков препинания на стыке союзов.

,

,

,

.

если…

что

Запятая ставится если нет слов : то , но, так.

Он сказал, что, если будет болен, не придет.

,

,

,

что

.

если…

то

Запятая не ставится если есть слова : то , но, так.

Он сказал, что если будет болен, то не придет.

, , , . когда… и Налетели тучи, и , когда мы вбежали, начался дождь. , , . и когда… то Налетели тучи, и когда мы вбежали, то начался дождь.

,

,

,

.

когда…

и

Налетели тучи, и , когда мы вбежали, начался дождь.

,

,

.

и когда…

то

Налетели тучи, и когда мы вбежали, то начался дождь.

, , , . и  хотя … По сумрачному небу носились густые тучи , и , хотя шел только третий час дня, было темно. , , . и но  хотя … По сумрачному небу носились густые тучи , и хотя шел только третий час дня, но было темно.

,

,

,

.

и

хотя …

По сумрачному небу носились густые тучи , и , хотя шел только третий час дня, было темно.

,

,

.

и

но

хотя …

По сумрачному небу носились густые тучи , и хотя шел только третий час дня, но было темно.

Просмотр содержимого презентации
«9 класс Сложные (многочленные ) предложения с различными видами связи»

Для одного нет ничего сложнее синтаксиса сложного предложения, для другого нет ничего проще синтаксиса сложного предложения, но для того и другого нет ничего интереснее синтаксиса сложного предложения, потому что и тот, и другой думают , пытаются анализировать синтаксис сложного предложения! Академик В.А.Обручев

Для одного нет ничего сложнее синтаксиса сложного предложения, для другого нет ничего проще синтаксиса сложного предложения, но для того и другого нет ничего интереснее синтаксиса сложного предложения, потому что и тот, и другой думают , пытаются анализировать синтаксис сложного предложения!

Академик В.А.Обручев

- Как вы думаете, какая тема будет главной на уроке ? Что мы должны будем отложить в «багаж наших знаний» ? (С какой целью мы будем работать на уроке?) А зачем нам нужны эти новые знания в будущем? И нужны ли ?

- Как вы думаете, какая тема будет главной на уроке ?

  • Что мы должны будем отложить в «багаж наших знаний» ? (С какой целью мы будем работать на уроке?)
  • А зачем нам нужны эти новые знания в будущем? И нужны ли ?

Шестое марта  Классная работа Сложное предложение  с различными видами связи

Шестое марта Классная работа

Сложное предложение

с различными видами

связи

Прочитайте предложение.Определите шаги , которые приведут вас цели.  Знание выше простой информации ,  а мудрость - это больше, чем знание;  стать мудрым можно лишь тогда , когда овладеешь информацией ,  суммой знаний и опытом . Мудрый человек , обладая знаниями и подкрепив их опытом , становится по-настоящему УСПЕШНЫМ!

Прочитайте предложение.Определите шаги , которые приведут вас цели.

Знание выше простой информации , а мудрость - это больше, чем знание; стать мудрым можно лишь тогда , когда овладеешь информацией , суммой знаний и опытом . Мудрый человек , обладая знаниями и подкрепив их опытом , становится

по-настоящему

УСПЕШНЫМ!

Вот эти шаги к успешности :  информация  знания  опыт  мудрость и как результат – успешность !

Вот эти шаги к успешности :

информация

знания

опыт

мудрость и как результат успешность !

Актуализация знаний по синтаксису. 1. Какие предложения называются сложными ? 2. Как в сложных предложениях могут быть соединены простые предложения? 3. На какие две группы в зависимости от средств связи делятся сложные предложения? 4. На какие две группы делятся союзные сложные предложения? 5. Какое предложение называется сложносочинённым ? 6. Какое предложение называется сложноподчинённым ? 7. Посредством чего соединяются части бессоюзного сложного предложения ?

Актуализация знаний по синтаксису.

1. Какие предложения называются сложными ?

2. Как в сложных предложениях могут быть соединены простые предложения?

3. На какие две группы в зависимости от средств связи делятся сложные предложения?

4. На какие две группы делятся союзные сложные предложения?

5. Какое предложение называется

сложносочинённым ?

6. Какое предложение называется

сложноподчинённым ?

7. Посредством чего соединяются

части бессоюзного сложного предложения ?

Работа со схемами Найдите среди предложенных схем 4-е лишнее и обоснуйте свой выбор . 1 2  а) [ ],и [ ].  б) [ ], (чтобы.. .).  а) [ ], ( что. . . ). 3  б) [ ], но [ ].  в) [ ], ( когда.. ..).  а) [ ] - [ ].  г) [ ], [ ].  в) [ ], а [ ].  б) [ ]: [ ].  г) [ ], и [ ].  в) [ ], и [ ].    г) [ ]; [ ].     Ответ: 1-Г, 2-А, 3-В

Работа со схемами

Найдите среди предложенных схем 4-е лишнее

и обоснуйте свой выбор .

1

2

а) [ ],и [ ].

б) [ ], (чтобы.. .).

а) [ ], ( что. . . ).

3

б) [ ], но [ ].

в) [ ], ( когда.. ..).

а) [ ] - [ ].

г) [ ], [ ].

в) [ ], а [ ].

б) [ ]: [ ].

г) [ ], и [ ].

в) [ ], и [ ].

 

г) [ ]; [ ].

 

 

Ответ: 1-Г, 2-А, 3-В

Работа со схемами Соотносите указанные сложные предложения с данными схемами. 1) [ - = ] : [ - = ]. А) ССП 2) [ - = ], (что… ). Б) БСП 3) [ - = ], а [ - = ]. В) СПП 4) [ - = ] : [ - = ], (которые… ). Г) сложное с разными видами связи Ответ: 1-Б, 2-В, 3-А, 4-Г Как вы определили СП с разными видами связи? Вспомните, какие существуют связи простых предложений в составе сложной конструкции.

Работа со схемами

Соотносите указанные сложные предложения с данными схемами.

1) [ - = ] : [ - = ].

А) ССП

2) [ - = ], (что… ).

Б) БСП

3) [ - = ], а [ - = ].

В) СПП

4) [ - = ] : [ - = ], (которые… ).

Г) сложное с разными видами связи

Ответ: 1-Б, 2-В, 3-А, 4-Г

Как вы определили СП с разными видами связи? Вспомните, какие существуют связи простых предложений в составе сложной конструкции.

Формирование нового понятия   Многочленные сложные предложения Многочленные сложные предложения сообщают о трёх и более ситуациях . Вспомните , какие существуют связи простых предложений в составе сложного.

Формирование нового понятия Многочленные сложные предложения

Многочленные сложные предложения сообщают о трёх и более ситуациях .

Вспомните , какие существуют связи простых предложений в составе сложного.

Вспомнили? Сравните свой ответ: Сочинительная; Подчинительная ; Бессоюзная.

Вспомнили?

Сравните свой ответ:

  • Сочинительная;
  • Подчинительная ;
  • Бессоюзная.

Формирование новых понятий и действий  (блок 1)  Виды синтаксической связи в сложных предложениях. 1. Солнце закатилось, и ночь последовала за ним, без промежутка, как это обыкновенно бывает на юге (М. Лермонтов) А. сочинительная и бессоюзная связи 2. Когда проснулся, уже всходило солнце; курган заслонял его собою (А. Чехов) Б. сочинительная и подчинительная связи 3. Когда он проснулся, уже всходило солнце; курган заслонял его собою, а оно, стараясь брызнуть светом на мир, напряженно палило свои лучи во все стороны и заливало горизонт золотом (А. Чехов) В. подчинительная и бессоюзная связи 4. Уже давно село солнце, но еще лес не успел стихнуть: горлинки журчали вблизи, кукушка куковала в отдаленье (И. Бунин) Г. сочинительная, подчинительная и бессоюзная связь  Ответ: 1-Б, 2-В, 3-Г, 4-А

Формирование новых понятий и действий (блок 1) Виды синтаксической связи в сложных предложениях.

1. Солнце закатилось, и ночь последовала за ним, без промежутка, как это обыкновенно бывает на юге (М. Лермонтов)

А. сочинительная и бессоюзная связи

2. Когда проснулся, уже всходило солнце; курган заслонял его собою (А. Чехов)

Б. сочинительная и подчинительная связи

3. Когда он проснулся, уже всходило солнце; курган заслонял его собою, а оно, стараясь брызнуть светом на мир, напряженно палило свои лучи во все стороны и заливало горизонт золотом (А. Чехов)

В. подчинительная и бессоюзная связи

4. Уже давно село солнце, но еще лес не успел стихнуть: горлинки журчали вблизи, кукушка куковала в отдаленье (И. Бунин)

Г. сочинительная, подчинительная и бессоюзная связь

Ответ: 1-Б, 2-В, 3-Г, 4-А

Формирование новых понятий и действий  (блок 2)  Знаки препинания в сложном предложении с различными видами связи  В сложном предложении с различными видами связи применяются те же пунктуационные правила , что и в ССП,СПП и БСП.  (Расставьте знаки препинания)  Местность по которой мы ехали казалась знакомой те же холмы и перелески то же бездонное небо но что-то насторожило меня.

Формирование новых понятий и действий (блок 2) Знаки препинания в сложном предложении с различными видами связи

В сложном предложении с различными видами связи применяются те же пунктуационные правила , что и в ССП,СПП и БСП.

(Расставьте знаки препинания)

Местность по которой мы ехали казалась знакомой те же холмы и перелески то же бездонное небо но что-то насторожило меня.

Знаки препинания в сложном предложении с различными видами связи (рядом два союза)  А сейчас – ВНИ-МА-НИ-Е! В многочленных сложных предложениях с сочинительной и подчинительной связями рядом могут стоять два союза ! (и когда , и хотя ,что если , что когда  и другие).

Знаки препинания в сложном предложении с различными видами связи (рядом два союза)

А сейчас – ВНИ-МА-НИ-Е!

В многочленных сложных предложениях с сочинительной и подчинительной связями рядом могут стоять два союза !

(и когда , и хотя ,что если , что когда

и другие).

Создание проблемной ситуации   Как вы думаете , нужно ли ставить между союзами ,  стоящими рядом ,  запятую ?

Создание проблемной ситуации

Как вы думаете , нужно ли

ставить между союзами ,

стоящими рядом ,

запятую ?

Исследование учебного материала   План - задание для исследования (работа в парах)  Внимательно рассмотрите два предложения .Что у них общего?  Чем они отличаются? Нужна ли запятая на стыке союзов ?  Сделайте вывод : когда в многочленных сложных предложениях между рядом оказавшимися союзами ставится запятая , а когда – нет. С вёсел падали капли , и (?) когда они касались воды, на их месте вспыхивало голубое сияние.   С вёсел падали капли , и (?) когда они касались воды, то на их месте вспыхивало голубое сияние.

Исследование учебного материала

План - задание для исследования (работа в парах)

Внимательно рассмотрите два предложения .Что у них общего?

Чем они отличаются? Нужна ли запятая на стыке союзов ?

Сделайте вывод : когда в многочленных сложных предложениях между рядом оказавшимися союзами ставится запятая , а когда – нет.

С вёсел падали капли , и (?) когда они касались воды, на их месте вспыхивало голубое сияние.

С вёсел падали капли , и (?) когда они касались воды, то на их месте вспыхивало голубое сияние.

Сравните свой вывод .  Ставим ли запятую между союзами , оказавшимися рядом? НЕТ ! Условие : после придаточного есть вторая часть составного союза ( то , так , тем ). (С вёсел падали капли , и когд а они касались воды, то на их месте вспыхивало голубое сияние). ДА! Условие : после придаточного нет  второй части составного союза ( то , так , тем ). (С вёсел падали капли , и, когда они касались воды, на их месте вспыхивало голубое сияние).

Сравните свой вывод . Ставим ли запятую между союзами , оказавшимися рядом?

НЕТ !

Условие :

после придаточного есть

вторая часть составного союза ( то , так , тем ).

(С вёсел падали капли , и когд а они касались воды, то на их месте вспыхивало голубое сияние).

ДА!

Условие :

после придаточного нет

второй части составного союза ( то , так , тем ).

(С вёсел падали капли , и, когда они касались воды, на их месте вспыхивало голубое сияние).

Формирование умений и навыков (анализ предложений) Брат строго сказал Алёше что если тот обещал принести книгу должен обещание выполнить.   Брат строго сказал Алёше что если тот обещал принести книгу так должен обещание выполнить. Ну, получилось ?  Да – молодец!  Нет – задай вопрос !  ( Рефлексия деятельности)

Формирование умений и навыков

(анализ предложений)

Брат строго сказал Алёше что если тот обещал принести книгу должен обещание выполнить.

Брат строго сказал Алёше что если тот обещал принести книгу так должен обещание выполнить.

Ну, получилось ?

Да – молодец!

Нет – задай вопрос !

( Рефлексия деятельности)

Формирование новых понятий и действий  (блок 2)  Знаки препинания в сложном предложении с различными видами связи (запятая перед И)  Ещё раз – ВНИ-МА-НИ-Е! Мы знаем ,  что в сложных предложениях  перед разделительным союзом И  ставится запятая. [ - = ], и [ - = ] Гол забили, и игра оживилась.

Формирование новых понятий и действий (блок 2) Знаки препинания в сложном предложении с различными видами связи (запятая перед И)

Ещё раз – ВНИ-МА-НИ-Е!

Мы знаем ,

что в сложных предложениях

перед разделительным союзом И

ставится запятая. [ - = ], и [ - = ]

Гол забили, и игра оживилась.

Создание проблемной ситуации    Как вы думаете ,  всегда ли ставится запятая  перед союзом И  в сложном предложении ?

Создание проблемной ситуации

Как вы думаете ,

всегда ли ставится запятая

перед союзом И

в сложном предложении ?

Исследование рабочего материала ( работа в парах)   Записать предложение и объяснить, почему в нём не стоит запятая между предложениями перед сочинительным союзом И.  Не получилось? Даём подсказку! ( [  Это было в ту пору , когда все казалось радостным и от жизни ждали только одни радости . ] ( ) )

Исследование рабочего материала ( работа в парах) Записать предложение и объяснить, почему в нём не стоит запятая между предложениями перед сочинительным союзом И. Не получилось? Даём подсказку!

(

[

Это было в ту пору , когда все казалось радостным и от жизни ждали только одни радости .

]

(

)

)

Продолжаем исследование рабочего материала  ( работа в парах)  Записать предложение и объяснить, почему в нём не стоит запятая между предложениями перед сочинительным союзом И.  Не получилось? Даём подсказку! когда? 2) Занималась заря и двери заводили свой разноголосый концерт , когда старички садились за столик и пили кофе . [ когда? ( ] )  )(

Продолжаем исследование рабочего материала ( работа в парах) Записать предложение и объяснить, почему в нём не стоит запятая между предложениями перед сочинительным союзом И. Не получилось? Даём подсказку!

когда?

2) Занималась заря и двери заводили свой разноголосый концерт , когда старички садились за столик и пили кофе .

[

когда?

(

]

)

)(

Сравните свой вывод .   Ставим ли запятую перед союзом И в данных ситуациях ? Вывод:  запятая не ставится перед союзом И , если соединяемые ими предложения имеют общий второстепенный член или общее придаточное предложение

Сравните свой вывод . Ставим ли запятую перед союзом И в данных ситуациях ?

Вывод:

запятая не ставится перед союзом И , если соединяемые ими предложения имеют общий второстепенный член или общее придаточное предложение

Формирование умений и навыков (анализ предложения) Мы заторопились домой когда наступил вечер и когда сильно похолодало. Когда наступил вечер сильно похолодало и мы заторопились домой. Ну, получилось ?  Да – молодец!  Нет – задай вопрос !  ( Рефлексия деятельности)

Формирование умений и навыков

(анализ предложения)

Мы заторопились домой когда наступил вечер и когда сильно похолодало.

Когда наступил вечер сильно похолодало и мы заторопились домой.

Ну, получилось ?

Да – молодец!

Нет – задай вопрос !

( Рефлексия деятельности)

Формирование умений и навыков (конструирование) Придумать и записать предложения по схемам:   1 вариант  ( - = ),[ - = ] и[ - = ] .   [ - = ] , (что,( если - = ), - = ).   2 вариант  [ - = ] , (- = ) и (- = ).   [ - = ] ,( что ( если - = ) , то - = ).  Сделайте общий вывод : что новое вы узнали.

Формирование умений и навыков

(конструирование)

Придумать и записать предложения по схемам: 1 вариант

( - = ),[ - = ] и[ - = ] .

[ - = ] , (что,( если - = ), - = ).

2 вариант

[ - = ] , (- = ) и (- = ).

[ - = ] ,( что ( если - = ) , то - = ).

Сделайте общий вывод : что новое вы узнали.

Формирование  комплексных умений и навыков (коррекция) Рассказ  Клавы  Ошибкиной Вы работаете в редакции детского журнала.  Клава Ошибкина прислала рассказ.  Внимательно прочитайте его и помогите Клаве исправить ошибки в тексте.  Какой совет вы бы дали Клаве Ошибкиной?  Не смотря на бальшие трудности, которые встретились нам в туристическом походе, который состоялся во второй половине июня месяца, когда законьчились все эгзамины мы провели его с хорошим успехом, так-как все учасники были хорошо подготовленны к тому, что бы не опасатся лишений, которые если ты хорошо помниш теорию туризма не избежны в каждом походе.

Формирование

комплексных умений и навыков

(коррекция)

Рассказ Клавы Ошибкиной

Вы работаете в редакции детского журнала. Клава Ошибкина прислала рассказ. Внимательно прочитайте его и помогите Клаве исправить ошибки в тексте. Какой совет вы бы дали Клаве Ошибкиной?

Не смотря на бальшие трудности, которые встретились нам в туристическом походе, который состоялся во второй половине июня месяца, когда законьчились все эгзамины мы провели его с хорошим успехом, так-как все учасники были хорошо подготовленны к тому, что бы не опасатся лишений, которые если ты хорошо помниш теорию туризма не избежны в каждом походе.

Проверьте и  сами оцените свою грамотность Не смотря на б о льшие трудности, встретившиеся нам в туристическом походе, который состоялся во второй половине июня , когда зако нч ились все э к зам е ны , мы провели его с большим успехом , так как все учас т ники были хорошо подготовле н ы к тому, чтобы не опасат ь ся лишений, которые , если ты хорошо помниш ь теорию туризма ,  неи збежны в каждом походе.  Совет Клаве : следите за грамотностью и за культурой своей речи ! Будьте успешны!

Проверьте и сами оцените свою грамотность

Не смотря на б о льшие трудности, встретившиеся нам в туристическом походе, который состоялся во второй половине июня , когда зако нч ились все э к зам е ны , мы провели его с большим успехом , так как все учас т ники были хорошо подготовле н ы к тому, чтобы не опасат ь ся лишений, которые , если ты хорошо помниш ь теорию туризма , неи збежны в каждом походе.

Совет Клаве : следите за грамотностью и за культурой своей речи !

Будьте успешны!

Заполните таблицу Предложение Виды связи Нужно делать то, что делаешь, и тогда труд, даже самый грубый, возвышается до творчества. Схемы Оковы тяжкие падут, темницы рухнут, и свобода вас примет радостно у входа… Борьба есть условие жизни: жизнь умирает, когда кончается борьба. Не изобразить словом то, что чувствовал я тогда: было на душе и восторженно, и жутко, а потом всё слилось в счастливую мысль.

Заполните таблицу

Предложение

Виды связи

Нужно делать то, что делаешь, и тогда труд, даже самый грубый, возвышается до творчества.

Схемы

Оковы тяжкие падут, темницы рухнут, и свобода вас примет радостно у входа…

Борьба есть условие жизни: жизнь умирает, когда кончается борьба.

Не изобразить словом то, что чувствовал я тогда: было на душе и восторженно, и жутко, а потом всё слилось в счастливую мысль.

Заполните таблицу Предложение Виды связи Нужно делать то, что делаешь, и тогда труд, даже самый грубый, возвышается до творчества. Схемы сочинение и подчинение Оковы тяжкие падут, темницы рухнут, и свобода вас примет радостно у входа… Борьба есть условие жизни: жизнь умирает, когда кончается борьба. [ ], (что …), и [ ]. сочинение и бессоюзная связь Не изобразить словом то, что чувствовал я тогда: было на душе и восторженно, и жутко, а потом всё слилось в счастливую мысль. подчинение и бессоюзная связь [ ], [ ], и [ ].     [ ] : [ ], (когда …). сочинение, подчинение и бессоюзная связь   [ ], (что …):[ ], а [ ].  

Заполните таблицу

Предложение

Виды связи

Нужно делать то, что делаешь, и тогда труд, даже самый грубый, возвышается до творчества.

Схемы

сочинение и подчинение

Оковы тяжкие падут, темницы рухнут, и свобода вас примет радостно у входа…

Борьба есть условие жизни: жизнь умирает, когда кончается борьба.

[ ], (что …), и [ ].

сочинение и бессоюзная связь

Не изобразить словом то, что чувствовал я тогда: было на душе и восторженно, и жутко, а потом всё слилось в счастливую мысль.

подчинение и бессоюзная связь

[ ], [ ], и [ ].

 

 

[ ] : [ ], (когда …).

сочинение, подчинение и бессоюзная связь

 

[ ], (что …):[ ], а [ ].

 

Мини-тест 3) 1,3,4  4) 1,2,3,4 3) 1,3,4  2) 1,2,3,4  4) 1,3,4

Мини-тест

  • 3) 1,3,4
  • 4) 1,2,3,4
  • 3) 1,3,4
  • 2) 1,2,3,4
  • 4) 1,3,4

Подведение итогов урока.  Рефлексия. Оцените свою работу на уроке , выбрав начало фразы за основу : Сегодня я узнал(а)… Было интересно… Было сложно… Я понял(а),что … Теперь я могу… Я научился(ась)… У меня получилось… Я смог(ла)…   Поставьте себе оценку :  как усвоили тему, как работали ( реально и виртуально) .  Домашнее задание (с опорой на записи, сделанные на уроке ): §35, стр. 220, упражнение №408 (группировка предложений по типам связи, составление схем)

Подведение итогов урока. Рефлексия.

Оцените свою работу на уроке , выбрав начало фразы за основу :

  • Сегодня я узнал(а)…
  • Было интересно…
  • Было сложно…
  • Я понял(а),что …
  • Теперь я могу…
  • Я научился(ась)…
  • У меня получилось…
  • Я смог(ла)…

Поставьте себе оценку :

как усвоили тему, как работали ( реально и виртуально) .

Домашнее задание (с опорой на записи, сделанные на уроке ):

§35, стр. 220, упражнение №408 (группировка предложений по типам связи, составление схем)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!