СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

9 класс Урок №9-10. Основные виды сложных предложений, средства связи в них.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные задачи урока: 

  1. углубить, систематизировать полученные ранее учащимися сведения о сложном предложении; ввести новые понятия о видах сложных предложений; ознакомить со средствами связи простых предложений в составе сложного; формировать знания о союзной и бессоюзной связи;

  2. совершенствовать языковые и пунктуационные на­выки: конструирование сложных предложений, правильной постановки знаков препинания, умение производить синтаксический анализ предложений, составлять схемы предложений;

  3.  способствовать воспитанию самостоятельности в мышлении и высказывании мыслей, умения работать в команде, объективно оценивать свои знания и ответы одноклассников.

Просмотр содержимого документа
«9 класс Урок №9-10»

9 класс

Урок 9-10.

Основные виды сложных предложений, средства связи в них.

Цели:


  1. углубить, систематизировать полученные ранее учащимися сведения о сложном предложении; ввести новые понятия о видах сложных предложений; ознакомить со средствами связи простых предложений в составе сложного; формировать знания о союзной и бессоюзной связи;

  2. совершенствовать языковые и пунктуационные на­выки: конструирование сложных предложений, правильной постановки знаков препинания, умение производить синтаксический анализ предложений, составлять схемы предложений;

  3. способствовать воспитанию самостоятельности в мышлении и высказывании мыслей, умения работать в команде, объективно оценивать свои знания и ответы одноклассников.

Планируемые результаты:

воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; структурируют знания, осуществляют правильный выбор сложных предложений; оценивают уровень владения учебным действием; умеют формулировать собственное мнение и позицию.

Оборудование:

учебные тексты, схемы, рисунки по теме урока, репро­дукция картины И. Левитана «Берёзовая роща».

Ход урока.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

І. Организационный этап

Приветствие.

«Подари комплимент»

Приветствуют учителя и друг друга.


ІІ. Актуализация опорных знаний.

  1. Таблица ЗХУ (1 столбик)

  2. Прием “Корзина идей”

1. Каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по теме (индивидуальная работа продолжается 1-2 минуты – заполняется 1 столбик таблицы ЗХУ).

2. Обмен информацией в группах.

3. Далее каждая группа называет какое-то одно сведение или факт, не повторяя ранее сказанного.

4. Все сведения кратко записываются в “корзине идей”, даже если они ошибочны.


ІІІ. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности


  1. Вступительное слово учителя.

- Представьте себе несколько отдельных домиков. Можно ли, не меняя формы, объединить их в один большой дом? Нет, у объ­единённого дома общая крыша, несколько общих стен и т. д. Так и сложное предложение не просто включает в себя несколько про­стых, но и объединяет их в одно целое. Вот сложное предложение: Я взял высоту с первой попытки, мой соперник — со второй. В нём есть общая «крыша» (смысловая и интонационная законченность) и общие «стены» (общими становятся члены предложения взял, вы­соту, попытки, поэтому они не повторяются дважды).

В арифметике 1+1 всегда даёт 2, а вот сложное предложение бо­гаче по содержанию объединившихся простых предложений.

  1. Таблица ЗХУ (2 столбик)












Формулируют цели и задачи урока, заполняют 2 столбик таблицы ЗХУ

IV. Изучение нового материала


  1. «Лингвистическая миниатюра»

На схемах показаны типы сложных предложе­ний: сложносочинённого, сложноподчинённого и бессоюзного. Эти же типы символически изображены на рисунках. Нам предстоит разобраться, какому типу соответствует каждый рисунок.

Известно, что в сложносочинённых предложениях равноправ­ные части связаны с помощью сочинительных союзов. Видите на первом рисунке в поводке сочинительный союз и? Кроме того, мальчик не ведёт собаку, а они гуляют как равные. Это символ сложносочинённого предложения (Я иду на прогулку, и Верный гу­ляет со мной).

В сложноподчинённых предложениях одна часть является зависи­мой и подчинена главной с помощью подчинительных союзов. На вто­ром рисунке в поводок включён подчинительный союз если, а собака вынуждена подчиняться хозяину. Это символ сложноподчинённого предложения (Если Верный не хочет гулять, я его всё-таки веду).

Бессоюзные предложения состоят из частей, связанных интона­цией и по смыслу, но без союзов. На нижнем рисунке мальчик и со­бака идут вместе свободно, не связанные поводком. Это символ бес­союзного предложения (Я иду на прогулку, Верный гуляет со мной).

  1. Ознакомление с теоретическим материалом учебника. Прием «Инсерт»

Чтение материала учебника стр.35-38, используя прием маркировки с использованием значка «V», «+», «-», «?» (по мере чтения ставятся на полях учебника)

  1. Составление кластера или диаграммы «Круги Эйлера»





Определяют, на каком рисунке показано ССП, СПП, БСП. Доказывают свою точку зрения.


















Читают материал учебника,

Заполняется таблица в справочниках

“+”, “V”, “?”, “-” (думал иначе).

Обсуждают, делают выводы

Исправляются по мере освоения новой информации ошибки, допущенные при приеме «Корзина идей»







На основе выводов составляют кластер (1, 3 группы) или диаграмму «Круги Эйлера» (2,4 группы). Презентация работы.

Оценивание (прием «Светофор»).

V. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся


  1. Наблюдение над языковым материалом (тексты разложены на каждой парте)

«Берёзовая роща» И. И. Левитана

Горячий летний день. Маленький лесной уголок. Много солн­ца, света и тепла.

Стволы деревьев ослепительно белеют в тех местах, где на них па­дают проникшие сквозь густую листву жаркие солнечные лучи. Тём­ные пятна на коре берёз в блеске этих лучей кажутся совсем золо­тыми. Листья то скрыты в тени, то щедро залиты светом. Лучи солнца, пронизывая местами гу­стые кроны, падают на сочную траву, и здесь она особенно яр­кая. Главное в картине — игра ослепительного света в зелёной роще, которую так мастерски передал художник. Искрится, дрожит, прячется и снова воз­никает этот удивительно радост­ный свет. Бегают по стволам бе­рёз, в кружеве листвы, в траве весёлые солнечные зайчики.

Вглядываешься в пейзаж и видишь: перед тобой подлинная природа. Ощущаешь даже аромат трав, слышишь негромкий шум листьев, видишь верхушки берёз и горячее небо над ними.

(По Т. Ржевусской)

Задание

  • Сформулируйте тему и основную мысль текста.

  • Назовите сложные предложения, их типы и средства связи между простыми предложениями в составе сложного.


  1. Конструирование.

Придумайте и запишите примеры основных видов сложных предложений, используя картину художника.


Выполняют задания.

VI. Рефлексия. Подведение итогов урока.

  1. Таблица ЗХУ (3 столбик)


Оценивают свои знания по теме.

VII. Домашнее задание

  1. Выучить теоретический материал по теме урока &8-9.

  2. Упражнения №59 (по заданию учебника), №61 (цифровой диктант: ССП, БСП, СПП – записать цифрами)

  3. Творческое задание. Написать небольшой текст-описание (6–7 предложений), используя разные виды сложных предло­жений


Записывают домашнее задание.



Просмотр содержимого документа
«РМ»

«Лингвистическая миниатюра»

На схемах показаны типы сложных предложе­ний:

  • сложносочинённого,

  • сложноподчинённого,

  • бессоюзного.

Эти же типы символически изображены на рисунках. Нам предстоит разобраться, какому типу соответствует каждый рисунок.

[- =], И [- =]

[- =], [- =]

[- =], ЕСЛИ (- =)

  • Я иду на прогулку, и Верный гуляет со мной

  • Если Верный не хочет гулять, я его всё-таки веду

  • Я иду на прогулку, Верный гуляет со мной













«Лингвистическая миниатюра»

На схемах показаны типы сложных предложе­ний:

  • сложносочинённого,

  • сложноподчинённого,

  • бессоюзного.

Эти же типы символически изображены на рисунках. Нам предстоит разобраться, какому типу соответствует каждый рисунок.

[- =], И [- =]

[- =], [- =]

[- =], ЕСЛИ (- =)

  • Я иду на прогулку, и Верный гуляет со мной

  • Если Верный не хочет гулять, я его всё-таки веду

  • Я иду на прогулку, Верный гуляет со мной













«Берёзовая роща» И. И. Левитана

Горячий летний день. Маленький лесной уголок. Много солнца, света и тепла.

Стволы деревьев ослепительно белеют в тех местах, где на них падают проникшие сквозь густую листву жаркие солнечные лучи. Тёмные пятна на коре берёз в блеске этих лучей кажутся совсем золотыми. Листья то скрыты в тени, то щедро залиты светом. Лучи солнца, пронизывая местами густые кроны, падают на сочную траву, и здесь она особенно яркая. Главное в картине — игра ослепительного света в зелёной роще, которую так мастерски передал художник. Искрится, дрожит, прячется и снова возникает этот удивительно радостный свет. Бегают по стволам берёз, в кружеве листвы, в траве весёлые солнечные зайчики.

Вглядываешься в пейзаж и видишь: перед тобой подлинная природа. Ощущаешь даже аромат трав, слышишь негромкий шум листьев, видишь верхушки берёз и горячее небо над ними.

(По Т. Ржевусской)

Задание

  • Сформулируйте тему и основную мысль текста.

  • Назовите сложные предложения, их типы и средства связи между простыми предложениями в составе сложного.

  • Придумайте и запишите примеры основных видов сложных предложений, используя картину художника.





«Берёзовая роща» И. И. Левитана

Горячий летний день. Маленький лесной уголок. Много солнца, света и тепла.

Стволы деревьев ослепительно белеют в тех местах, где на них падают проникшие сквозь густую листву жаркие солнечные лучи. Тёмные пятна на коре берёз в блеске этих лучей кажутся совсем золотыми. Листья то скрыты в тени, то щедро залиты светом. Лучи солнца, пронизывая местами густые кроны, падают на сочную траву, и здесь она особенно яркая. Главное в картине — игра ослепительного света в зелёной роще, которую так мастерски передал художник. Искрится, дрожит, прячется и снова возникает этот удивительно радостный свет. Бегают по стволам берёз, в кружеве листвы, в траве весёлые солнечные зайчики.

Вглядываешься в пейзаж и видишь: перед тобой подлинная природа. Ощущаешь даже аромат трав, слышишь негромкий шум листьев, видишь верхушки берёз и горячее небо над ними.

(По Т. Ржевусской)

Задание

  • Сформулируйте тему и основную мысль текста.

  • Назовите сложные предложения, их типы и средства связи между простыми предложениями в составе сложного.

  • Придумайте и запишите примеры основных видов сложных предложений, используя картину художника.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!