ІІ. Актуализация опорных знаний. | Таблица ЗХУ (1 столбик) Прием “Корзина идей” | 1. Каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по теме (индивидуальная работа продолжается 1-2 минуты – заполняется 1 столбик таблицы ЗХУ). 2. Обмен информацией в группах. 3. Далее каждая группа называет какое-то одно сведение или факт, не повторяя ранее сказанного. 4. Все сведения кратко записываются в “корзине идей”, даже если они ошибочны. |
ІІІ. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности | Вступительное слово учителя. - Представьте себе несколько отдельных домиков. Можно ли, не меняя формы, объединить их в один большой дом? Нет, у объединённого дома общая крыша, несколько общих стен и т. д. Так и сложное предложение не просто включает в себя несколько простых, но и объединяет их в одно целое. Вот сложное предложение: Я взял высоту с первой попытки, мой соперник — со второй. В нём есть общая «крыша» (смысловая и интонационная законченность) и общие «стены» (общими становятся члены предложения взял, высоту, попытки, поэтому они не повторяются дважды). В арифметике 1+1 всегда даёт 2, а вот сложное предложение богаче по содержанию объединившихся простых предложений. Таблица ЗХУ (2 столбик) | Формулируют цели и задачи урока, заполняют 2 столбик таблицы ЗХУ |
IV. Изучение нового материала | «Лингвистическая миниатюра» На схемах показаны типы сложных предложений: сложносочинённого, сложноподчинённого и бессоюзного. Эти же типы символически изображены на рисунках. Нам предстоит разобраться, какому типу соответствует каждый рисунок. Известно, что в сложносочинённых предложениях равноправные части связаны с помощью сочинительных союзов. Видите на первом рисунке в поводке сочинительный союз и? Кроме того, мальчик не ведёт собаку, а они гуляют как равные. Это символ сложносочинённого предложения (Я иду на прогулку, и Верный гуляет со мной). В сложноподчинённых предложениях одна часть является зависимой и подчинена главной с помощью подчинительных союзов. На втором рисунке в поводок включён подчинительный союз если, а собака вынуждена подчиняться хозяину. Это символ сложноподчинённого предложения (Если Верный не хочет гулять, я его всё-таки веду). Бессоюзные предложения состоят из частей, связанных интонацией и по смыслу, но без союзов. На нижнем рисунке мальчик и собака идут вместе свободно, не связанные поводком. Это символ бессоюзного предложения (Я иду на прогулку, Верный гуляет со мной). Ознакомление с теоретическим материалом учебника. Прием «Инсерт» Чтение материала учебника стр.35-38, используя прием маркировки с использованием значка «V», «+», «-», «?» (по мере чтения ставятся на полях учебника) Составление кластера или диаграммы «Круги Эйлера»
| Определяют, на каком рисунке показано ССП, СПП, БСП. Доказывают свою точку зрения. Читают материал учебника, Заполняется таблица в справочниках “+”, “V”, “?”, “-” (думал иначе). Обсуждают, делают выводы Исправляются по мере освоения новой информации ошибки, допущенные при приеме «Корзина идей» На основе выводов составляют кластер (1, 3 группы) или диаграмму «Круги Эйлера» (2,4 группы). Презентация работы. Оценивание (прием «Светофор»). |
V. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся | Наблюдение над языковым материалом (тексты разложены на каждой парте) «Берёзовая роща» И. И. Левитана Горячий летний день. Маленький лесной уголок. Много солнца, света и тепла. Стволы деревьев ослепительно белеют в тех местах, где на них падают проникшие сквозь густую листву жаркие солнечные лучи. Тёмные пятна на коре берёз в блеске этих лучей кажутся совсем золотыми. Листья то скрыты в тени, то щедро залиты светом. Лучи солнца, пронизывая местами густые кроны, падают на сочную траву, и здесь она особенно яркая. Главное в картине — игра ослепительного света в зелёной роще, которую так мастерски передал художник. Искрится, дрожит, прячется и снова возникает этот удивительно радостный свет. Бегают по стволам берёз, в кружеве листвы, в траве весёлые солнечные зайчики. Вглядываешься в пейзаж и видишь: перед тобой подлинная природа. Ощущаешь даже аромат трав, слышишь негромкий шум листьев, видишь верхушки берёз и горячее небо над ними. (По Т. Ржевусской) Задание Сформулируйте тему и основную мысль текста. Назовите сложные предложения, их типы и средства связи между простыми предложениями в составе сложного. Конструирование. Придумайте и запишите примеры основных видов сложных предложений, используя картину художника. | Выполняют задания. |