СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РП 9 подготовка к ОГЭ информатика 2020

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«РП 9 подготовка к ОГЭ информатика 2020»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Каменская средняя общеобразовательная школа №2

Дмитровского района Московской области




Рассмотрено на заседании МО

Руководитель МО

__________ /М.В. Киселева

30 августа 2022 года

Протокол №1

от 30 августа 2022 года

Согласовано

Заместитель директора по УВР

___________/ Е.Н.Любогощинская

31 августа 2022 года

Утверждаю

Директор школы

______________ /Л.П. Савкевич

31 августа 2022 года

Приказ №

от 31 августа 2022 года








План подготовки к ОГЭ

«Практикум по решению задач по

Информатике и ИКТ»

по предмету «Информатика»

9 класс

2022-2023 учебный год

Учитель Мельниченко Дмитрий Петрович






















  1. Пояснительная записка


План подготовки к ОГЭ по информатике для 9 класса составлен на основе федерального компонента государственного стандарта базового уровня общего образования. В его основе лежат примерные программы основного общего образования.

План подготовки направлен на расширение знаний и умений содержания по курсу информатики, а также на тренировку и отработку навыка решения тестовых заданий в формате ОГЭ. Это позволит учащимся сформировать положительное отношение к ОГЭ по информатике, выявить темы для дополнительного повторения, почувствовать уверенность в своих силах перед сдачей ОГЭ.

Курс рекомендован учащимся 9 класса основной школы, для:

  • овладения конкретными знаниями по информатике, необходимыми для применения в практической деятельности, для продолжения образования;

  • интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для продуктивной жизни в обществе;

  • подготовке учащихся, сдающих ОГЭ по информатике.

При составлении плана использовалась нормативно-правовая база:

Закон РФ «Об образовании» №273 от 29.12.2012 г.

1. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 № 1897.

2. Основная образовательная программа основного общего образования МОУ Каменской СОШ №2.


    1. Цели реализации плана подготовки

Использование плана подготовки направлено на расширение содержания основного образования по курсу информатики для повышения качества результатов ОГЭ.

Достижение поставленной цели связывается с решением следующих задач:

  • изучение структуры и содержания контрольных измерительных материалов по информатике;

  • повторение методов решения тестовых заданий различного типа по основным тематическим блокам по информатике;

  • формирование умения эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов;

  • формирование умения оформлять решение заданий с развернутым ответом в соответствии с требованиями инструкции по проверке.

  • отработка навыка решения заданий ОГЭ.

    1. Задачи реализации плана подготовки:

  • систематизация и расширение знаний учащихся в области информатики;

  • формирование у учащихся умений работы с тестами;

  • повышение мотивации и интереса учащихся к обучению, активизация их самостоятельной учебно-познавательной деятельности.

Содержание программы направлено на систематизацию и расширение знаний учащихся в области информатики. Учащиеся знакомятся с новыми программами. Значительный объём учебного времени отводится на решение тестов, практические занятия.

При проведении занятий используются различные формы обучения, направленные на развитие способностей и самостоятельной работы учащихся. Объяснение приёмов работы рекомендуется сопровождать демонстрацией примеров. Индивидуальный подход к обучению реализуется методом проектов. В ходе работы над проектом учащиеся занимаются с различными методами, технологиями, решениями различных задач. В результате каждый ученик сдает его в форме ОГЭ.

Учебно-методическое обеспечение занятий включает комплекс дидактических материалов для учащихся, методические рекомендации для педагогов по организации и проведению занятий, перечень рекомендуемой литературы.

Для текущего контроля учащимся предлагается набор заданий, принцип решения которых разбирается совместно с учителем.

    1. Ожидаемые результаты реализации плана подготовки:

Учащиеся должны знать/понимать:

  • процедуру контроля в формате ОГЭ;

  • структуру и содержание контрольных измерительных материалов по предмету;

  • назначение заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом).


Учащиеся должны уметь:

  • работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена в целом;

  • эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов;

  • правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом.

  1. Общая характеристика плана подготовки

Основной государственный экзамен – это первое серьезное испытание для учащихся 9-х классов. От ее результатов зависит зачисление в 10-й класс по выбранному профилю дальнейшего обучения.

Подготовка к основному государственному экзамену является одной из основных проблем выпускников 9 класса. По своей сути ОГЭ является своеобразной проверкой знаний, социальной и психологической готовности школьников к постоянно меняющимся условиям современной реальности. В этой связи, психологическая устойчивость школьников является одной из основных характеристик, способствующих успешной аттестации в форме ОГЭ.
Подготовка к ОГЭ, как правило, идет на протяжении последних лет обучения. Учителя стараются подготовить школьников с помощью заданий в форме тестов, дополнительных занятий. Все направлено на достижение поставленной цели – успешной сдачи ОГЭ. Но степень тревожности, напряжения у выпускников не снижается. В свою очередь, повышенный уровень тревоги на экзамене приводит к дезорганизации деятельности, снижению концентрации внимания, работоспособности. Тревога – это весьма энергоемкое занятие. Чем больше ребенок тревожится, тем меньше сил у него остается на учебную деятельность

Совершенно очевидно, что перед психологами, педагогами и родителями встает проблема охраны психического здоровья школьников, для решения которой необходима продуманная система мероприятий, предусматривающая создание стабильной благоприятной атмосферы, уменьшение вероятности возникновения стрессовых ситуаций и повышение функциональных возможностей школьников.

Процедура прохождения ОГЭ – деятельность сложная, отличающаяся от привычного опыта учеников и предъявляющая особые требования к уровню развития психических функций. Эта процедура во многом имеет инновационный для подростков характер, что может явиться причиной значительных трудностей на экзамене.

По результатам тестирования, наиболее значимыми причинами волнения выпускников являются:

  • сомнение в полноте и прочности знаний;

  • сомнение в собственных способностях: умение анализировать, концентрировать и распределять внимание;

  • психофизические и личностные особенности: быстрая утомляемость, тревожность, неуверенность в себе;

  • стресс незнакомой ситуации;

  • стресс ответственности перед родителями и школой.

Одна из главных причин предэкзаменационного стресса - ситуация неопределенности. Заблаговременное ознакомление с правилами проведения ОГЭ и заполнения бланков, особенностями экзамена поможет разрешить эту ситуацию.

Тренировка в решении пробных тестовых заданий также снимает чувство неизвестности.

В процессе работы с заданиями важно приучить ребёнка ориентироваться во времени и уметь его распределять.

Участниками итоговой аттестации являются все, кто участвует в проведение и участие в экзамене, (от муниципальных отделов образования до родителей учащихся).

Восприятие ОГЭ его участниками разное чаще негативное, и редко позитивное. Важно формировать у учащихся и их родителей не страх или боязнь к экзамену, а положительное отношение через анализ возможностей, которые предоставляет ОГЭ его участникам.
В процессе подготовки учащихся необходимо обсуждать возможные трудности, с которыми могут столкнуться учащиеся при прохождении ОГЭ. Анализируя трудности, нужно помогать найти наиболее эффективные пути их решения. Нужно готовить не только учащихся к итоговой аттестации, но и работать в тесном контакте с родителями.

Необходимо начинать с уяснения различий, существующих между проведением основного государственного экзамена в традиционной форме и в новой форме проведения аттестации и т.д. В первую очередь подготовка участников включает формирование положительного отношения к ОГЭ, разрешение прогнозируемых трудностей, формирование и развитие определенных знаний, умений и навыков, необходимых для прохождения государственного экзамена.

Необходимо выделить также следующие направления работы по подготовке в процессе предметной подготовки учащихся:

  • формирование умения решать задания разного уровня;

  • развитие мотивации и целеполагания;

  • формирование положительного отношения;

  • развитие самоконтроля;

  • формирование уверенности и положительной самооценки.

Для лучшей подготовки учащихся педагог должен:

Правильно оценивать в течение всего учебного периода знания, умения и навыки учащихся в соответствии с их индивидуальными особенностями и возможностями;

  • исключить «натаскивание» старшеклассников на выполнение заданий различного уровня сложности;

  • организовать системную продуманную работу в течение всех лет обучения предмету;

  • проанализировать результаты муниципальных, региональных, пробного тестирования;

  • составить план собственной работы по подготовке обучающихся в процессе преподавания предмета к итоговой аттестации по новой форме;

  • работать в тесном контакте с классным руководителем и родителями. Только всем вместе можно добиться хороших результатов на экзамене.

Обобщая вышеизложенное, и, анализируя результаты основного государственного экзамена учеников МОУ Каменской СОШ №2 в 2021-2022 учебном году, необходимо определить основные направления по подготовке учащихся к ОГЭ по информатике:

  • обратить внимание на усвоение учащимися:

содержания всех разделов школьного курса по информатике:

  1. умение анализировать информацию, представленную в невербальной форме (рисунки, схемы);

  2. выполнение программных практических работ;

  3. понимание основных понятий, умение применять их и приводить примеры;

  4. способность четко формулировать свои мысли;  

  • изучить вопросы, вызвавшие затруднение при сдаче пробных экзаменов;

  • при проведении контрольных работ по типу ОГЭ больше внимания уделять правилам заполнения бланков ответов, бланков регистрации;

  • с учетом требований итоговой аттестации совершенствовать методику преподавания; воспитывать в учениках позитивное отношение к учению, самообразованию. 

3. Место предмета в учебном плане.

При составлении плана была использована программа базового курса «Информатика» для 9 класса, рассчитанная на 34 часа. На изучение базового курса «Информатика» в универсальных классах отводится 1 час в 9 классе.


4.Содержание учебного предмета курса.


Учебно-тематическое планирование

п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов по программе

1

Введение

1

2

Информация и информационные процессы

19

3

Проектирование и моделирование

8

4

Репетиционный экзамен

6


Содержание учебного материала

п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов по программе

Введение

Основной государственный экзамен по информатике: структура и содержание экзаменационной работы.

1

Информация и информационные процессы

Системы счисления: перевод из десятичной системы счисления, перевод в десятичную систему счисления. Измерение информации. Единицы измерения количества информации. Процесс передачи информации. Кодирование и декодирование информации. Обработка информации. Алгоритм, способы записи алгоритмов. Логические выражения. Базы данных. Поиск в готовой базе. Информация в компьютерных сетях. Поиск информации

19

Разбор заданий демонстрационных тестов.

Проектирование и моделирование

Чертежи.

Таблица как средство моделирования. Математические формулы. Представление формульной зависимости в графическом виде. Ввод математических формул и вычисления по ним

8

Разбор заданий демонстрационных тестов.

Репетиционный экзамен

Репетиционный экзамен в формате ОГЭ. Анализ результатов

6


Календарно-тематическое планирование


урока

Наименование раздела программы

Тема урока

Этап проектной или исследовательской деятельности

Количество часов

Форма занятий обучающихся

Вид контроля

Измерители

Домашнее задание

1

Введение

Основной государственный экзамен по информатике: структура и содержание экзаменационной работы.

1

Комбинированный урок

Вводный

Задание в тетради

2

Информация и информационные процессы

Системы счисления: перевод из десятичной системы счисления, перевод в десятичную систему счисления. Разбор заданий с краткой формой ответа из части 1 демонстрационных тестов.

1

Комбинированный урок

Текущий

Задание в тетради

3

Системы счисления: перевод из десятичной системы счисления, перевод в десятичную систему счисления. Разбор заданий с краткой формой ответа из части 2 демонстрационных тестов.

1

Комбинированный урок

Текущий

Задание в тетради

4

Измерение информации. Единицы измерения количества информации. Разбор заданий с выбором ответа из части 1 демонстрационных тестов.

1

Комбинированный урок

Текущий

Задание в тетради

5

Единицы измерения количества информации. Разбор заданий с краткой формой ответа из части 2 демонстрационных тестов.

1

Комбинированный урок

Текущий

Задание в тетради

6

Процесс передачи информации. Кодирование и декодирование информации. Разбор заданий с краткой формой ответа из части 2 демонстрационных тестов.

1

Комбинированный урок

Текущий

Задание в тетради

7

Обработка информации. Алгоритм, способы записи алгоритмов. Разбор заданий с выбором ответа из части 1 демонстрационных тестов.

1

Комбинированный урок

Текущий

Задание в тетради

8

Алгоритм, способы записи алгоритмов. Разбор заданий с выбором ответа из части 1 демонстрационных тестов.

1

Комбинированный урок

Текущий

Задание в тетради

9

Информация и информационные процессы

Алгоритм, способы записи алгоритмов. Разбор заданий с краткой формой ответа из части 2 демонстрационных тестов.

1

Комбинированный урок

Текущий

Задание в тетради

10

Алгоритм, способы записи алгоритмов. Разбор заданий с краткой формой ответа из части 2 демонстрационных тестов.

1

Комбинированный урок

Текущий

Задание в тетради

11

Алгоритм, способы записи алгоритмов. Разбор заданий с краткой формой ответа из части 2 демонстрационных тестов.

1

Комбинированный урок

Текущий

Задание в тетради

12

Логические выражения. Разбор заданий с краткой формой ответа из части 2 демонстрационных тестов.

1

Комбинированный урок

Текущий

Задание в тетради

13-14

Логические выражения. Разбор заданий с краткой формой ответа из части 2 демонстрационных тестов.


2

Комбинированный урок

Текущий

Задание в тетради

15-16

Базы данных. Поиск в готовой базе. Разбор заданий с выбором ответа из части 2 демонстрационных тестов.

2

Комбинированный урок

Текущий

Задание в тетради

17-18

Поиск в готовой базе. Разбор заданий с выбором ответа из части 2 демонстрационных тестов.

2

Комбинированный урок

Текущий

Задание в тетради

19-20

Информация в компьютерных сетях. Поиск информации. Разбор заданий с выбором ответа из части 2 демонстрационных тестов.

2

Комбинированный урок

Текущий

Задание в тетради

21

Проектирование и моделирование

Чертежи. Разбор заданий с выбором ответа из части 2 демонстрационных тестов.


1

Комбинированный урок

Текущий

Задание в тетради

22

Таблица как средство моделирования. Математические формулы. Представление формульной зависимости в графическом виде. Разбор заданий с выбором ответа из части 1 демонстрационных тестов.


1

Комбинированный урок

Текущий

Задание в тетради

23

Таблица как средство моделирования. Ввод математических формул и вычисления по ним. Разбор заданий с развернутым ответом из части 3 демонстрационных тестов.


1

Комбинированный урок

Текущий

Задание в тетради

24-25

Таблица как средство моделирования. Ввод математических формул и вычисления по ним. Разбор заданий с развернутым ответом из части 3 демонстрационных тестов.


2

Комбинированный урок

Текущий

Задание в тетради

26

Таблица как средство моделирования. Ввод математических формул и вычисления по ним. Разбор заданий с развернутым ответом из части 3 демонстрационных тестов.

1

Комбинированный урок

Текущий

Задание в тетради

27-28

Таблица как средство моделирования. Ввод математических формул и вычисления по ним. Разбор заданий с развернутым ответом из части 3 демонстрационных тестов.

2

Комбинированный урок

Текущий

Задание в тетради

29-30

Репетиционный экзамен

Репетиционный экзамен в формате ГИА.

2

Комбинированный урок

Текущий


31

Анализ результатов репетиционного экзамена.

1

Комбинированный урок

Текущий

Задание в тетради

32-33

Итоговый репетиционный экзамен в формате ГИА.

2

Комбинированный урок

Итоговый


34

Анализ результатов итогового репетиционного экзамена.

1

Комбинированный урок

Текущий



6. Перечень учебно-методических средств:

учебно-методическое обеспечение

  1. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса / Н.Д. Угринович. – М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2020.

  2. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса / Н.Д. Угринович. – М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2020.

  3. ОГЭ 2022. Информатика и ИКТ. Типовые экзаменационные варианты: 20 вариантов. Крылов С.С., Чуркина Т.Е.    

  4. Информатика и ИКТ. 9 класс. Подготовка к ГИА-2022. Под ред. Евич Л.Н., Кулабухова С.Ю. 

  5. http:/edu.ru/, Федеральный портал «Российское образование».

  6. http://www.fipi.ru/ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ НАУЧНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ (ФГБНУ «ФИПИ»).

  7. http://statgrad.mioo.ru/, Москва.

  8. http://kpolyakov.narod.ru/school/ege.htm - сайт К.Ю. Поляков.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!