Муниципальное общеобразовательное учреждение Каменская средняя общеобразовательная школа №2 Дмитровского района Московской области |
| | |
Рассмотрено на заседании МО Руководитель МО __________ /М.В. Киселева 30 августа 2022 года Протокол №1 от 30 августа 2022 года | Согласовано Заместитель директора по УВР ___________/ Е.Н.Любогощинская 31 августа 2022 года | Утверждаю Директор школы ______________ /Л.П. Савкевич 31 августа 2022 года Приказ № от 31 августа 2022 года |
План подготовки к ОГЭ
«Практикум по решению задач по
Информатике и ИКТ»
по предмету «Информатика»
9 класс
2022-2023 учебный год
Учитель Мельниченко Дмитрий Петрович
Пояснительная записка
План подготовки к ОГЭ по информатике для 9 класса составлен на основе федерального компонента государственного стандарта базового уровня общего образования. В его основе лежат примерные программы основного общего образования.
План подготовки направлен на расширение знаний и умений содержания по курсу информатики, а также на тренировку и отработку навыка решения тестовых заданий в формате ОГЭ. Это позволит учащимся сформировать положительное отношение к ОГЭ по информатике, выявить темы для дополнительного повторения, почувствовать уверенность в своих силах перед сдачей ОГЭ.
Курс рекомендован учащимся 9 класса основной школы, для:
овладения конкретными знаниями по информатике, необходимыми для применения в практической деятельности, для продолжения образования;
интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для продуктивной жизни в обществе;
подготовке учащихся, сдающих ОГЭ по информатике.
При составлении плана использовалась нормативно-правовая база:
Закон РФ «Об образовании» №273 от 29.12.2012 г.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 № 1897.
2. Основная образовательная программа основного общего образования МОУ Каменской СОШ №2.
Цели реализации плана подготовки
Использование плана подготовки направлено на расширение содержания основного образования по курсу информатики для повышения качества результатов ОГЭ.
Достижение поставленной цели связывается с решением следующих задач:
изучение структуры и содержания контрольных измерительных материалов по информатике;
повторение методов решения тестовых заданий различного типа по основным тематическим блокам по информатике;
формирование умения эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов;
формирование умения оформлять решение заданий с развернутым ответом в соответствии с требованиями инструкции по проверке.
отработка навыка решения заданий ОГЭ.
Задачи реализации плана подготовки:
систематизация и расширение знаний учащихся в области информатики;
формирование у учащихся умений работы с тестами;
повышение мотивации и интереса учащихся к обучению, активизация их самостоятельной учебно-познавательной деятельности.
Содержание программы направлено на систематизацию и расширение знаний учащихся в области информатики. Учащиеся знакомятся с новыми программами. Значительный объём учебного времени отводится на решение тестов, практические занятия.
При проведении занятий используются различные формы обучения, направленные на развитие способностей и самостоятельной работы учащихся. Объяснение приёмов работы рекомендуется сопровождать демонстрацией примеров. Индивидуальный подход к обучению реализуется методом проектов. В ходе работы над проектом учащиеся занимаются с различными методами, технологиями, решениями различных задач. В результате каждый ученик сдает его в форме ОГЭ.
Учебно-методическое обеспечение занятий включает комплекс дидактических материалов для учащихся, методические рекомендации для педагогов по организации и проведению занятий, перечень рекомендуемой литературы.
Для текущего контроля учащимся предлагается набор заданий, принцип решения которых разбирается совместно с учителем.
Ожидаемые результаты реализации плана подготовки:
Учащиеся должны знать/понимать:
процедуру контроля в формате ОГЭ;
структуру и содержание контрольных измерительных материалов по предмету;
назначение заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом).
Учащиеся должны уметь:
работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена в целом;
эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов;
правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом.
Общая характеристика плана подготовки
Основной государственный экзамен – это первое серьезное испытание для учащихся 9-х классов. От ее результатов зависит зачисление в 10-й класс по выбранному профилю дальнейшего обучения.
Подготовка к основному государственному экзамену является одной из основных проблем выпускников 9 класса. По своей сути ОГЭ является своеобразной проверкой знаний, социальной и психологической готовности школьников к постоянно меняющимся условиям современной реальности. В этой связи, психологическая устойчивость школьников является одной из основных характеристик, способствующих успешной аттестации в форме ОГЭ.
Подготовка к ОГЭ, как правило, идет на протяжении последних лет обучения. Учителя стараются подготовить школьников с помощью заданий в форме тестов, дополнительных занятий. Все направлено на достижение поставленной цели – успешной сдачи ОГЭ. Но степень тревожности, напряжения у выпускников не снижается. В свою очередь, повышенный уровень тревоги на экзамене приводит к дезорганизации деятельности, снижению концентрации внимания, работоспособности. Тревога – это весьма энергоемкое занятие. Чем больше ребенок тревожится, тем меньше сил у него остается на учебную деятельность
Совершенно очевидно, что перед психологами, педагогами и родителями встает проблема охраны психического здоровья школьников, для решения которой необходима продуманная система мероприятий, предусматривающая создание стабильной благоприятной атмосферы, уменьшение вероятности возникновения стрессовых ситуаций и повышение функциональных возможностей школьников.
Процедура прохождения ОГЭ – деятельность сложная, отличающаяся от привычного опыта учеников и предъявляющая особые требования к уровню развития психических функций. Эта процедура во многом имеет инновационный для подростков характер, что может явиться причиной значительных трудностей на экзамене.
По результатам тестирования, наиболее значимыми причинами волнения выпускников являются:
сомнение в полноте и прочности знаний;
сомнение в собственных способностях: умение анализировать, концентрировать и распределять внимание;
психофизические и личностные особенности: быстрая утомляемость, тревожность, неуверенность в себе;
стресс незнакомой ситуации;
стресс ответственности перед родителями и школой.
Одна из главных причин предэкзаменационного стресса - ситуация неопределенности. Заблаговременное ознакомление с правилами проведения ОГЭ и заполнения бланков, особенностями экзамена поможет разрешить эту ситуацию.
Тренировка в решении пробных тестовых заданий также снимает чувство неизвестности.
В процессе работы с заданиями важно приучить ребёнка ориентироваться во времени и уметь его распределять.
Участниками итоговой аттестации являются все, кто участвует в проведение и участие в экзамене, (от муниципальных отделов образования до родителей учащихся).
Восприятие ОГЭ его участниками разное чаще негативное, и редко позитивное. Важно формировать у учащихся и их родителей не страх или боязнь к экзамену, а положительное отношение через анализ возможностей, которые предоставляет ОГЭ его участникам.
В процессе подготовки учащихся необходимо обсуждать возможные трудности, с которыми могут столкнуться учащиеся при прохождении ОГЭ. Анализируя трудности, нужно помогать найти наиболее эффективные пути их решения. Нужно готовить не только учащихся к итоговой аттестации, но и работать в тесном контакте с родителями.
Необходимо начинать с уяснения различий, существующих между проведением основного государственного экзамена в традиционной форме и в новой форме проведения аттестации и т.д. В первую очередь подготовка участников включает формирование положительного отношения к ОГЭ, разрешение прогнозируемых трудностей, формирование и развитие определенных знаний, умений и навыков, необходимых для прохождения государственного экзамена.
Необходимо выделить также следующие направления работы по подготовке в процессе предметной подготовки учащихся:
формирование умения решать задания разного уровня;
развитие мотивации и целеполагания;
формирование положительного отношения;
развитие самоконтроля;
формирование уверенности и положительной самооценки.
Для лучшей подготовки учащихся педагог должен:
Правильно оценивать в течение всего учебного периода знания, умения и навыки учащихся в соответствии с их индивидуальными особенностями и возможностями;
исключить «натаскивание» старшеклассников на выполнение заданий различного уровня сложности;
организовать системную продуманную работу в течение всех лет обучения предмету;
проанализировать результаты муниципальных, региональных, пробного тестирования;
составить план собственной работы по подготовке обучающихся в процессе преподавания предмета к итоговой аттестации по новой форме;
работать в тесном контакте с классным руководителем и родителями. Только всем вместе можно добиться хороших результатов на экзамене.
Обобщая вышеизложенное, и, анализируя результаты основного государственного экзамена учеников МОУ Каменской СОШ №2 в 2021-2022 учебном году, необходимо определить основные направления по подготовке учащихся к ОГЭ по информатике:
содержания всех разделов школьного курса по информатике:
умение анализировать информацию, представленную в невербальной форме (рисунки, схемы);
выполнение программных практических работ;
понимание основных понятий, умение применять их и приводить примеры;
способность четко формулировать свои мысли;
изучить вопросы, вызвавшие затруднение при сдаче пробных экзаменов;
при проведении контрольных работ по типу ОГЭ больше внимания уделять правилам заполнения бланков ответов, бланков регистрации;
с учетом требований итоговой аттестации совершенствовать методику преподавания; воспитывать в учениках позитивное отношение к учению, самообразованию.
3. Место предмета в учебном плане.
При составлении плана была использована программа базового курса «Информатика» для 9 класса, рассчитанная на 34 часа. На изучение базового курса «Информатика» в универсальных классах отводится 1 час в 9 классе.
4.Содержание учебного предмета курса.
Учебно-тематическое планирование
п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов по программе |
1 | Введение | 1 |
2 | Информация и информационные процессы | 19 |
3 | Проектирование и моделирование | 8 |
4 | Репетиционный экзамен | 6 |
Содержание учебного материала
п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов по программе |
Введение | Основной государственный экзамен по информатике: структура и содержание экзаменационной работы. | 1 |
Информация и информационные процессы | Системы счисления: перевод из десятичной системы счисления, перевод в десятичную систему счисления. Измерение информации. Единицы измерения количества информации. Процесс передачи информации. Кодирование и декодирование информации. Обработка информации. Алгоритм, способы записи алгоритмов. Логические выражения. Базы данных. Поиск в готовой базе. Информация в компьютерных сетях. Поиск информации | 19 |
Разбор заданий демонстрационных тестов. |
Проектирование и моделирование | Чертежи. Таблица как средство моделирования. Математические формулы. Представление формульной зависимости в графическом виде. Ввод математических формул и вычисления по ним | 8 |
Разбор заданий демонстрационных тестов. |
Репетиционный экзамен | Репетиционный экзамен в формате ОГЭ. Анализ результатов | 6 |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Наименование раздела программы | Тема урока Этап проектной или исследовательской деятельности | Количество часов | Форма занятий обучающихся | Вид контроля Измерители | Домашнее задание |
1 | Введение | Основной государственный экзамен по информатике: структура и содержание экзаменационной работы. | 1 | Комбинированный урок | Вводный | Задание в тетради |
2 | Информация и информационные процессы | Системы счисления: перевод из десятичной системы счисления, перевод в десятичную систему счисления. Разбор заданий с краткой формой ответа из части 1 демонстрационных тестов. | 1 | Комбинированный урок | Текущий | Задание в тетради |
3 | Системы счисления: перевод из десятичной системы счисления, перевод в десятичную систему счисления. Разбор заданий с краткой формой ответа из части 2 демонстрационных тестов. | 1 | Комбинированный урок | Текущий | Задание в тетради |
4 | Измерение информации. Единицы измерения количества информации. Разбор заданий с выбором ответа из части 1 демонстрационных тестов. | 1 | Комбинированный урок | Текущий | Задание в тетради |
5 | Единицы измерения количества информации. Разбор заданий с краткой формой ответа из части 2 демонстрационных тестов. | 1 | Комбинированный урок | Текущий | Задание в тетради |
6 | Процесс передачи информации. Кодирование и декодирование информации. Разбор заданий с краткой формой ответа из части 2 демонстрационных тестов. | 1 | Комбинированный урок | Текущий | Задание в тетради |
7 | Обработка информации. Алгоритм, способы записи алгоритмов. Разбор заданий с выбором ответа из части 1 демонстрационных тестов. | 1 | Комбинированный урок | Текущий | Задание в тетради |
8 | Алгоритм, способы записи алгоритмов. Разбор заданий с выбором ответа из части 1 демонстрационных тестов. | 1 | Комбинированный урок | Текущий | Задание в тетради |
9 | Информация и информационные процессы | Алгоритм, способы записи алгоритмов. Разбор заданий с краткой формой ответа из части 2 демонстрационных тестов. | 1 | Комбинированный урок | Текущий | Задание в тетради |
10 | Алгоритм, способы записи алгоритмов. Разбор заданий с краткой формой ответа из части 2 демонстрационных тестов. | 1 | Комбинированный урок | Текущий | Задание в тетради |
11 | Алгоритм, способы записи алгоритмов. Разбор заданий с краткой формой ответа из части 2 демонстрационных тестов. | 1 | Комбинированный урок | Текущий | Задание в тетради |
12 | Логические выражения. Разбор заданий с краткой формой ответа из части 2 демонстрационных тестов. | 1 | Комбинированный урок | Текущий | Задание в тетради |
13-14 | Логические выражения. Разбор заданий с краткой формой ответа из части 2 демонстрационных тестов. | 2 | Комбинированный урок | Текущий | Задание в тетради |
15-16 | Базы данных. Поиск в готовой базе. Разбор заданий с выбором ответа из части 2 демонстрационных тестов. | 2 | Комбинированный урок | Текущий | Задание в тетради |
17-18 | Поиск в готовой базе. Разбор заданий с выбором ответа из части 2 демонстрационных тестов. | 2 | Комбинированный урок | Текущий | Задание в тетради |
19-20 | Информация в компьютерных сетях. Поиск информации. Разбор заданий с выбором ответа из части 2 демонстрационных тестов. | 2 | Комбинированный урок | Текущий | Задание в тетради |
21 | Проектирование и моделирование | Чертежи. Разбор заданий с выбором ответа из части 2 демонстрационных тестов. | 1 | Комбинированный урок | Текущий | Задание в тетради |
22 | Таблица как средство моделирования. Математические формулы. Представление формульной зависимости в графическом виде. Разбор заданий с выбором ответа из части 1 демонстрационных тестов. | 1 | Комбинированный урок | Текущий | Задание в тетради |
23 | Таблица как средство моделирования. Ввод математических формул и вычисления по ним. Разбор заданий с развернутым ответом из части 3 демонстрационных тестов. | 1 | Комбинированный урок | Текущий | Задание в тетради |
24-25 | Таблица как средство моделирования. Ввод математических формул и вычисления по ним. Разбор заданий с развернутым ответом из части 3 демонстрационных тестов. | 2 | Комбинированный урок | Текущий | Задание в тетради |
26 | Таблица как средство моделирования. Ввод математических формул и вычисления по ним. Разбор заданий с развернутым ответом из части 3 демонстрационных тестов. | 1 | Комбинированный урок | Текущий | Задание в тетради |
27-28 | Таблица как средство моделирования. Ввод математических формул и вычисления по ним. Разбор заданий с развернутым ответом из части 3 демонстрационных тестов. | 2 | Комбинированный урок | Текущий | Задание в тетради |
29-30 | Репетиционный экзамен | Репетиционный экзамен в формате ГИА. | 2 | Комбинированный урок | Текущий | |
31 | Анализ результатов репетиционного экзамена. | 1 | Комбинированный урок | Текущий | Задание в тетради |
32-33 | Итоговый репетиционный экзамен в формате ГИА. | 2 | Комбинированный урок | Итоговый | |
34 | Анализ результатов итогового репетиционного экзамена. | 1 | Комбинированный урок | Текущий | |
6. Перечень учебно-методических средств:
учебно-методическое обеспечение
Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса / Н.Д. Угринович. – М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2020.
Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса / Н.Д. Угринович. – М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2020.
ОГЭ 2022. Информатика и ИКТ. Типовые экзаменационные варианты: 20 вариантов. Крылов С.С., Чуркина Т.Е.
Информатика и ИКТ. 9 класс. Подготовка к ГИА-2022. Под ред. Евич Л.Н., Кулабухова С.Ю.
http:/edu.ru/, Федеральный портал «Российское образование».
http://www.fipi.ru/ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ НАУЧНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ (ФГБНУ «ФИПИ»).
http://statgrad.mioo.ru/, Москва.
http://kpolyakov.narod.ru/school/ege.htm - сайт К.Ю. Поляков.