1.Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является сравнение.
1) Туман ещё не рассеялся; в нём гасли очертания огромного корабля, медленно повёртывающегося к устью реки.
2) Когда для человека главное — получать дражайший пятак, легко дать этот пятак, но, когда душа таит зерно пламенного растения — чуда, сделай ему это чудо, если ты в состоянии.
3) Не было никаких сомнений в звонкой душе Грэя — ни глухих ударов тревоги, ни шума мелких забот.
4) Спокойно, как парус, рвался он к восхитительной цели, полный тех мыслей, которые опережают слова.
5) Я делаю то, что существует, как старинное представление о прекрасном несбыточном, и что, по существу, так же возможно, как загородная прогулка.
2.Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.
1) Мы стояли у окна и смотрели на хмурое октябрьское небо, с которого, словно пух, падал редкий снег.
2) Его и маленькую сестрёнку воспитывала мать, истеричная, крикливая женщина, которая то и дело приходила в школу, чтобы разобраться с обидчиками её детей.
3) Бабушкин замер и благоговейно, словно святыню, взял её в руки, пролистал страницы, и странная восторженная улыбка появилась на его лице.
4) А он, готовый от стыда провалиться сквозь землю, густо покраснел, торопливо поднял её и, погладив обложку, отодвинул от себя, словно извиняясь за то, что посмел к ней прикоснуться.
5) Колька, да я отдал бы тебе всю библиотеку!
3.Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.
1) Лестница блестела, а посередине был ковёр.
2) Вы видели, какой он нарисовал кошмарный рисунок?
3) Это всё приходило мне в голову.
4) Смеялись во весь голос и разговаривали.
5) Чего, думаю, она мне про эти способности говорит, я и сам знаю, что у меня есть способности.
4.Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора.
1) Все бегут, стреляют из деревянных пистолетов, рогаток, кричат «Ура!» и дерутся.
2) Лежу, притаившись, и хихикаю под одеялом, но никто меня не ищет.
3) Ныряю с головой под одеяло.
4) И у нас начинается развесёлая возня, беготня по комнате и швыряние подушек до тех пор, пока мама решительно не прекращает этот шум, который может потревожить соседей.
5) Солнечные лучи, легко пронзая белые занавеси, веером разлетаются по комнате.
5.Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение.
1) Это была обыкновенная школьная тетрадка для рисования, найденная мною в куче мусора.
2) Дым пружиной поднимался к небу, и птички, как отчёркнутые галочки, виднелись в синем звёздном небе.
3) Я перевёртывал хрупкую на морозе бумагу, заиндевелые яркие и холодные наивные листы.
4) Железные нити казённого образца покрывали все заборы в детской тетрадке.
5) Акварельные краски, похожие на женские пуговицы, лежали в белой жестяной коробке.
6.Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи являются эпитеты.
1) Хорошо, перемена — в классе суета, шум, гам.
2) Вроде бы не было в нём ничего необычного – худенький, светло-русый, нос с горбинкой, а взгляд такой твёрдый, решительный…
3) Даже за одной партой сидел с ней, Олькой, которую по фамилии только и знал и никогда, кроме домашнего задания по русскому, ни о чём не спрашивал.
4) Был у них в классе такой Лёшка Игнатьев, высокий, тучный, злой на всех.
5) Только бы поскорее всё закончилось, только бы потише...
7.Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет.
1) Рисунок художника углем на бумаге «Дорога уходит вдаль...», заделав в стеклянную рамку, повесили в моей комнате.
2) Я смотрю на маму умоляющими глазами.
3) Ох, как пригодились мне в жизни эти слова!
4) Он не растерялся, не пал духом, он не просил милостыню, как просят калеки, он работал как мог.
5) На подмостки, где стоит большой мольберт и стул, выходит человек с измятой физиономией, он громко прокашливается и начинает говорить…
8.Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора.
1) По пути домой стало думаться о бабушке.
2) Сердце мальчика облилось жалостью и болью.
3) Гриша глубоко вздохнул, чтобы крикнуть громче, приказать, и бабушка перестанет плакать, и даже ногу поднял — топнуть.
4) И когда, наконец, из комнаты бабушки донеслось ещё невнятное бормотание, он поднялся и пошёл.
5) Раздумывая, Гриша шёл неторопливо, и в душе его что-то теплело и таяло, там что-то жгло и жгло.
9. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.
1) Весь вагон радовался моей покупке, и на полчаса я стал центром внимания.
2) Мы сели в вагон дачного поезда, и все, разумеется, сразу заметили, какую книгу я везу.
3) Книга исчезла между двойными окнами вагона.
4) Я был на седьмом небе от счастья и засыпáл с книгой в руках.
5) А поезд бежал, и вот уже скоро наша станция.
10.Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнительный оборот.
1) Прислушиваясь к ночным звукам, он часто думал, что вот проходит жизнь, а ничего ещё толком не сделано.
2) Но Феня стряхнула капли, всё кончилось, и он понял, что никакой музыкой не сможет передать прелесть этих мимолетных капель.
3) Он работал, работал, как подёнщик, как вол, и вдохновение рождалось в работе.
4) Ещё это напоминало оркестр перед увертюрой, когда оркестранты настраивают инструменты.
5) Когда из-за тучи ударило солнце, капли в ушах у Фени заблестели, как алмазные серьги.
11.Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет.
1) И Фёдор не выдержал — бросился к двери, стал колотить как сумасшедший.
2) Повисли плотные сумерки, и во мраке, возле пляшущих языков огня, метались молчаливыми тенями обезумевшие голуби.
3) Птицы носились в прозрачном осеннем небе, а Фёдор медленно и деловито собирал стружку.
4) Троллейбус послушно притормозил, дверь с шипением распахнулась, Фёдор выпрыгнул, зацепившись ногой за порожек, грохнулся на дорогу и ударился коленом.
5) Кто-то там сказал, какой-то мудрец: мы отвечаем за тех, кого приручили.
12.Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение.
1) Загадочное существо тринадцати лет, невероятная красавица с улыбкою до ушей, с золотыми глазами, с тонюсенькой талией.
2) Верочка наблюдает за ним сурово, как тренер.
3) Верочка снисходительно наблюдает, как мальчишки возятся с ракетой, как бережно кладут её на ступеньки подъезда, а сами отправляются за рюкзаками.
4) И Гоша теперь сердит и почти свысока разговаривает с Верочкой: «На, смотри, если хочется...»
5) Наконец что-то зашипело, заскворчало, как масло на сковородке...
13.Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.
1) Я от нечего делать зашёл к Шалимовым.
2) И сегодня мне хочется вспомнить подробности тех дней, когда я впервые ощутил тоску по Севастополю.
3) Впрочем, Лёшкины дразнилки были беззлобные, а по-настоящему злился он, если к нему лезли под руку во время важной работы.
4) Я непослушными пальцами расстегнул на животе оловянные пуговки, запихал книгу и боком скользнул на кухню.
5) Он может ответить «бери», а может и буркнуть «сам читаю» или «не моя».
14.Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.
1) Эти пуговицы бросились мне в глаза прежде всего: у всех были железные пуговицы со звёздочкой, а у Витьки Борецкого — с якорями.
2) Был он развязный, невоспитанный, и у него даже, казалось, глазки хищно щурились, когда он смотрел на Витьку.
3) И вот однажды Анна Николаевна сказала, что школе дали много денег для оборудования, и мы отправились в магазин наглядных пособий.
4) Он нехотя взял карточку, и глаза у него поехали на лоб.
5) Решительным шагом я подошёл к Борецкому, придвинул его к скелету, взял костлявую кисть и положил Витьке на плечо.
15.Укажите варианты ответов, в которых не использован фразеологизм.
1) Однажды я на своей шкуре испытал, насколько непримиримым может быть мягкий, покладистый Павлик.
2) Он сидел за пустой партой далеко от меня.
3) На первый взгляд так оно и было.
4) Вдруг ни с того ни с сего она вызвала меня к доске.
5) У него были какие-то странные глаза — красные и налитые влагой.