СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А.И. Куприн (1870-1938): жизнь, творчество. Автобиографический и гуманистический характер повести «Поединок». Мир природы и мир человека в повести «Олеся»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«А.И. Куприн (1870-1938): жизнь, творчество. Автобиографический и гуманистический характер повести «Поединок». Мир природы и мир человека в повести «Олеся»»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ


Тема урока: А.И. Куприн (1870-1938): жизнь, творчество. Автобиографический и гуманистический характер повести «Поединок». Мир природы и мир человека в повести «Олеся»

Тип урока: смешанный тип

Место урока в системе уроков литературы в конкретном классе: восьмой урок

Цели и задачи:

1. Обучающая: проверить знание основных фактов жизни и творчества А.И. Куприна, обозначить влияние жизненных этапов на творчество писателя; проверить знание содержания повестей «Поединок» и «Олеся» А.И. Куприна, выявить идейно-художественные особенности повестей, показать своеобразие романтического мироощущения А.И. Куприна и его мастерство в изображении мира человеческих чувств;

2. Развивающая: развивать умения и навыки устной речи, развивать умения и навыки анализа художественного текста;

3. Воспитательная: поднять проблему взаимоотношения людей, воспитывать нравственность, чуткость, вызвать восхищение чистой, нежной, возвышенной любовью, воспитывать интерес к литературе на примере творчества А.И. Куприна;

4. УУД: развивать умения и навыки анализа и оценивания работ одноклассников, развивать память и внимание учащихся.


Хронометраж урока:

1. Оргмомент – 1 мин.

2. Проверка домашнего задания – 13 мин.

3. Объяснение нового материала – 22 мин.

4. Закрепление изученного – 3 мин.

5. Подведение итогов урока. Объяснение домашнего задания – 1 мин.


Наглядность. Необходимые ТСО: мультимедийный проектор, экран.


Ход урока:


Содержание этапа

Что должно остаться в тетради ученика

1

Сегодня мы начинаем изучение творчества одного из самых популярных писателей дореволюционной России, чья проза с одобрением была замечена Л.Н. Толстым, А.П. Чеховым. Мы начинаем изучение творчества А.И. Куприна. Запишите в тетради число, тему урока.

Эпиграф:

Он из тех писателей, на которых достаточно указать: читайте его, это подлинное искусство; оно всякому понятно без комментариев.

Ф. Д. Батюшков

Число, тема урока, эпиграф

2

Проверка домашнего задания. Дома вы читали параграф в учебнике о жизни и творчестве писателя, а также составляли кроссворд по прочитанному материалу. Подпишите свои листочки с вопросами и незаполненным кроссвордом. (Собрать все незаполненные кроссворды, перемешать и раздать их в произвольном порядке.) Задание: заполните кроссворд, который вам достался. На выполнение – 10 минут. После заполнения кроссворда ученик отдают его автору-составителю, и тот считает количество правильных ответов и ставит оценку.

Оценивание:

9-10 правильных ответов – оценка «5»

7-8 правильных ответов – оценка «4»

5-6 правильных ответов – «3»

4 и менее правильных ответов – «2»


3

Уже в своих ранних произведениях А.И. Куприн с большим мастерством раскрывает вечные, бытийные проблемы, критикует темные стороны окружающей действительности («Жизнь», «Ужас»), подневольный труд («Молох»). Пишет он и о горьких судьбах людей («С улицы»), и о русской армии («Поединок»). Но самой заветной темой стала для него любовь, часто неразделенная, безответная («Святая любовь», «Гранатовый браслет»). Важное место занимает и такая тема, как человек и окружающая среда («Олеся», «На глухарей»).

А.И. Куприн – идеалист, мечтатель, романтик, певец возвышенного чувства.

У каждого художника можно всегда увидеть излюбленную тему, есть такая тема и у А.И. Куприна. Это тема «неразделенной, невознагражденной, мучительной любви». А.И. Куприн пишет о той большой любви, которая встречается раз в сто лет, о которой мечтают романтики. Для А.И. Куприна любовь – самая состоятельная форма утверждения и выявления личностного начала в человеке.

Многолики герои произведений А.И. Куприна. Объединяет их одно: постоянная борьба с внешними обстоятельствами и со своими внутренними переживаниями.

Повесть «Поединок» (1905 г.)

В жизни А.И. Куприна был период, когда он служил в звании подпоручика в пехотном полку на протяжении 4-ех лет. Этот период отражен в повести «Поединок», где армейская тема раскрывается с помощью личного опыта и масштабных социальных обобщений. М. Горький писал об этой повести: «Великолепная повесть. Я полагаю, на всех честных, думающих офицеров она должна произвести неотразимое впечатление».

Просмотр буктрейлера на повесть «Поединок» (2.30 мин).

Работа с 1 вариантом.

Определите тему повести. (Кризис России, всех сфер русской жизни, т.к. проблемы армии всегда отражают жизнь общества.)

Какие тематические линии можно выделить в повести? (Жизнь офицеров, строевая и казарменная жизнь солдат, отношения между людьми.)

Как автор рисует образы офицеров? (А.И. Куприн прекрасно знал армейскую среду по своему опыту. Образы офицеров даны точно, реалистично, с беспощадной достоверностью. Почти все офицеры в «Поединке» - ничтожества, пьяницы, жестокие карьеристы и невежды. Перед нами проходят командир полка Шульгович, который при обходе взводов «ругался матерными словами с… особенной молодеческой виртуозностью»; подполковник Рафальский, кажущийся добрейшей душой и чудаком, но способный выбить горнисту зубы; сгорбленный и обрюзгший ротный командир капитан Слива, не прочитавший за всю жизнь ни одной книги и газеты, бивший солдат «жестоко, до крови, до того, что провинившийся падал с ног под его ударами». А.И. Куприн нередко пытается увидеть в этих людях что-то светлое, человеческое, запрятанное глубоко под привычной для всех оболочкой. Этим самым оттеняется то грубое, жестокое и злое, что стало для офицеров повседневной нормой поведения. Они уверены в своем сословном и моральном превосходстве, презрительно относятся к штатским, которых именуют «рябчиками», «шпаками», «штафирками». Даже Пушкин для них «какой-то шпак». Среди них считается «молодечеством изругать или побить ни с того ни с сего штатского человека, потушить об его нос зажженную папироску, надвинуть ему на уши цилиндр». Ни на чем не основанное высокомерие, извращенные представления о «чести мундира» и чести вообще, хамство – следствие изоляции, оторванности от общества, бездеятельности, отупляющей муштры. В безобразных кутежах, пьянстве, нелепых выходках выражался какой-то слепой, животный, бессмысленный бунт против смертной тоски и однообразия. Офицеры не привыкли думать и рассуждать, некоторые всерьез считают, что на военной службе вообще «думать не полагается».)

Какую роль играют образы солдат? (Изображены массой, пестрой по национальному составу, но серой по сути. Солдаты полностью бесправны: офицеры срывают на них злость, бьют, крошат зубы, разбивают барабанные перепонки. Изображая серых, обезличенных, придавленных «собственным невежеством, общим рабством, начальническим равнодушием, произволом и насилием» солдат, А.И. Куприн вызывает в читателе сострадание к ним, показывает, что на самом деле это живые люди, а не безликие «винтики» военной машины. Так А.И. Куприн выходит на очень важную тему – тему личности.)

Авторские идеалы выражают герои, противопоставленные основной массе – Ромашов и Назанский. Что мы узнаем о Назанском? (Это «отпетый человек», он «увольняется в отпуск на один месяц по домашним обстоятельствам… Это значит – запил»; «такие офицеры – позор для полка, мерзость!» Назанский рассуждает «о возвышенных материях», философствует, а это, с точки зрения окружающих, - «чепуха, праздная и нелепая болтовня». Он чувствует чужую радость и чужую скорбь, ощущает несправедливость существующего строя, бесцельность своей жизни, ищет и не находит выхода из тупика. Мечтая о «грядущей богоподобной жизни», Назанский прославляет могущество и красоту человеческого разума, восторженно призывает уважать человека, увлеченно говорит о любви – и выражает при этом взгляды самого автора. Проповедует равенство и счастье, воспевает разум человека. В страстных речах Назанского много желчи и злости, мысли о необходимости борьбы против «двухголового чудовища» - царского самодержавия и полицейского режима в стране, предчувствий неотвратимости глубоких социальных потрясений. Верит в грядущую жизнь. Он противник военной службы и вообще армии, осуждает зверское обращение с солдатами. Обличительные речи Назанского исполнены открытого пафоса.)

Охарактеризуйте образ поручика Ромашова. (Он заражается настроениями и мыслями Назанского. Это типичный купринский образ правдоискателя и гуманиста. Ромашов дан в непрестанном движении, в процессе его внутреннего изменения и духовного роста. В действиях Ромашова чувствуется внутренняя сила, идущая от чувства правоты и справедливости. Во всех этих поединках Ромашов оказывается на высоте.)

Какой образ жизни ведет? (Ему скучно, одиноко, он пьет, находится в связи с нелюбимой женщиной.)

Есть ли у него какие-то планы? (Обширные по самообразованию, изучению языков, литературы, искусства. Но они остаются лишь планами.)

О чем он мечтает? (О блестящей карьере, видит себя выдающимся полководцем. Мечты его поэтические, но растрачиваются впустую.)

Где любит бывать Ромашов? (Он любит ходить на вокзал встречать поезда. Его сердце стремится к красоте. Железная дорога прочитывается как тема дали, тема жизненного выхода. Ромашов – романтическая, тонкая натура. Привлекательны в герое душевная мягкость, доброта, врожденное чувство справедливости. Все это резко отличает его от остальных офицеров полка. Тягостна, скучна, бессмысленна армейская обстановка в заштатном полку. Разочарования его болезненны.)

­– Эволюционирует ли характер главного героя? В чем это проявляется? (Да, он движется в сторону познания жизни. Столкновение человека и офицера сначала происходит в самом Ромашове, в его душе и сознании. Эта внутренняя борьба постепенно превращается в открытый поединок с Николаевым и со всем офицерством. Ромашов постепенно освобождается от фальшивого понимания чести офицерского мундира. Поворотным моментом явились размышления героя над положением человеческой личности в обществе, его внутренний монолог в защиту прав, достоинств и свободы человека. Ромашова «ошеломило и потрясло неожиданно-яркое сознание своей индивидуальности», и он по-своему восстал против обезличивания человека на военной службе, в защиту рядового солдата. Он негодует на полковое начальство, которое поддерживает состояние вражды между солдатами и офицерами. Но порывы к протесту у него сменяются совершенной апатией и равнодушием, душу нередко охватывает подавленность: «Пропала моя жизнь!» Итак, скромная личность вырастает духовно, открывает извечные ценности бытия. А.И. Куприн видит в юности героя надежду на будущее преображение мира. Служба на него производит отталкивающее впечатление именно своей противоестественностью и античеловечностью.)

Охарактеризуйте Шурочку Николаеву и ее взаимоотношения с Ромашовым. (Мысли о возможности другой жизни соединяются у него с мыслями о любви к Шурочке Николаевой. Милая, женственная Шурочка, в которую влюблен Назанский, по существу виновна в убийстве Ромашова на дуэли. Корысть, расчет, властолюбие, двоедушие, «какая-то злая и гордая сила», изворотливость Шурочки не замечаются влюбленным Ромашовым. Она требует: «Вы непременно должны завтра стреляться» - и Ромашов соглашается ради нее на поединок, которого можно было избежать. Ради завоевания своего места в свете отвергает страстную любовь Назанского, ради сохранения репутации и карьеры мужа жертвует Ромашовым. Внешне обаятельная и умная, отвратительной предстает в разговоре с Ромашовым накануне дуэли.)

Символично ли название повести? За что погибает герой? (Название повести весьма символично, о реальном поединке читатель узнает только из эпилога, в котором приводится отрывок из протокола дуэли Ромашова с мужем Шурочки Николаевым, откуда и становится ясно, что герой смертельно ранен. За что погибает герой? За любовь? Вряд ли. Скорее всего, поединок — попытка активного протеста, проявление сильной воли и бесстрашия, тогда как смерть героя — это единственный способ не мириться с отвратительной жизнью и уйти из нее, оставаясь верным своему идеалу. Поединок мыслится автором гораздо шире: это поединок любви настоящей, искренней и пошлой, сниженной до плотского удовлетворения. Поединок — это борьба низких, ложных, тщеславных устремлений с чистыми, высокими и глубоко нравственными порывами человеческой души. Но основной поединок в повести — поединок самого писателя с суровой действительностью, с неприемлемыми условиями реальной жизни, которые давят на человека, мешают ему быть свободным, независимым от обстоятельств, сохранять прежде всего свою духовную свободу.

Вывод. Это произведение основано на жизненном опыте писателе, в его основу легли впечатления от офицерской жизни. В центре повествования – судьба честного и благородного русского офицера Ромашова (в фигуре которого выразились многие черты самого автора), который попадает в условия армейской казарменной жизни, где и проходит суровую школу, ощущая на себе всю неправильность человеческих взаимоотношений. Добрый и простодушный герой погибает из-за расчетливости любимой, так и не познав счастливой любви. Жестокими штрихами А.И. Куприн рисует и армейскую среду. Из многолетнего опыта созданы образы офицеров. Служба для офицеров скучная, тягостная обязанность. Интеллектуальных интересов нет никаких, ни читать, ни думать они не умеют, да и не хотят. Люди превращены в безропотные механические величины, называемые ротой, батальоном, полком. Нравственное разложение армейской среды раскрывается в судьбе и гибели Ромашова, в образе Назанского. Все это вырисовывается в контексте русской жизни накануне первой революции.

Повесть «Олеся» (1898 г.)

Весной 1897 года А.И. Куприн находился в Полесье. Впечатления этой поездки послужили основой создания повести «Олеся». «Я люблю Россию и привязан к ее земле. Я с радостью провожу время в простой русской деревне: поле, лес, размах русской природы…», – писал он. Повесть поставила проблему народного характера и явилась воплощением мечты писателя о прекрасном человеке, о вольной, здоровой жизни, о слиянии с природой.

Просмотр буктрейлера на повесть «Олеся» (4 мин.).

Работа со 2 вариантом.

Почему повесть так называется? (В центре внимания автора необычная девушка, которую зовут Олеся. Именно ее судьба, ее поступки задели героя-рассказчика, который сообщает читателю историю своих отношений с Олесей.)

Итак, в центре внимания - Олеся, о которой рассказывает главный герой Иван Тимофеевич, он дает оценки героине, выражает свое отношение ко всему, изображенному в повести.

В чем особенности композиции произведения? (В повести чередуются рассказ героя о событиях его жизни и его размышления.)

Каким показан герой? Что о нем известно? Почему он оказался в Полесье? (Герой - интеллигент, который случайно попал в Полесье. Ему скучно в глуши, он пытается общаться с крестьянами (занимается их лечением), читать, общаться с местной интеллигенцией. Но эти попытки не удовлетворяют его потребности в общении, единственный его собеседник - Ярмола, которого Иван Тимофеевич учит грамоте. Основным занятием героя становится охота.)

Как встречает героя Мануйлиха? Почему? (Иван Тимофеевич решает найти избушку «ведьмы», отправляется в лес, и это ему удается. Мануйлиха встречает его неприветливо, т.к. общение с людьми из цивилизованного мира не сулит ей ничего хорошего, она словно пытается защитить от встречи с мужчиной свою внучку.)

Как происходит знакомство с Олесей? Что поразило героя в этой девушке? (Прежде герой услышал песню, а потом появилась Олеся, которая произвела на него сильное впечатление. «Моя незнакомка, высокая брюнетка лет около двадцати — двадцати пяти, держалась легко и стройно. Просторная белая рубаха свободно и красиво обвивала ее молодую, здоровую грудь. Оригинальную красоту ее лица, раз увидев, нельзя было позабыть, но трудно было, даже привыкнув к нему, его описать. Прелесть его заключалась в этих больших, блестящих, темных глазах, которым тонкие, надломленные посередине брови придавали неуловимый оттенок лукавства, властности и наивности; в смугло-розовом тоне кожи, в своевольном изгибе губ, из которых нижняя, несколько более полная, выдавалась вперед с решительным капризным видом».)

Как дальше развиваются события? (Герой проявляет глубокий интерес к Олесе и ее жизни; у них завязываются постоянные отношения.)

Почему Иван Тимофеевич привязался к девушке? (Размышляя о своем восприятии молодой дикарки, герой говорит: «Не одна красота Олеси меня в ней очаровывала, но также и ее цельная, самобытная, свободная натура, ее ум... Для своей среды, для своего воспитания она обладала изумительными способностями”». Герою приятны непосредственность, естественность, открытость Олеси, некоторая детскость, отсутствие кокетства. То есть его привлекает именно то, чего он, вероятно, не находил в других людях.)

Как окружающие относятся к общению героя с девушкой?Ивана Тимофеевича портятся отношения с жителями деревни и даже с Ярмолой, который тоже не одобряет общения с «ведьмами».)

Что стало переломным моментом в отношениях героев? (Переломным моментом в их отношениях стала болезнь Ивана, из-за которой он долгое время не появлялся в лесной избушке. Именно в разлуке с Олесей он понимает, что в его жизнь вошли новые чувства, с которыми он не может справиться. Иван Тимофеевич признается: «Я и сам не подозревал, какими тонкими, крепкими, незримыми нитями было привязано мое сердце к этой очаровательной, непонятной для меня девушке. Где бы я ни был... все мои мысли были заняты образом Олеси, все мое существо стремилось к ней, каждое воспоминание... сжимало с тихой и сладкой болью мое сердце». Отсутствие героя очень взволновало Олесю, которая тоже испытывает к нему сильную привязанность.)

Что происходит в жизни героев после встречи? (Герои признаются друг другу в любви, важно, что инициатором является именно Олеся. А Иван Тимофеевич испытывает боязнь чего-то нового, появившегося в его жизни.)

Как сами герои воспринимают свою любовь? (Для Олеси любовь – это дар. Она любит и наслаждается этим; хотя героиня предчувствует беду, она сознательно продолжает свои отношения с любимым. «— Теперь мне все равно, все равно! Потому что я люблю тебя... — Олеся, ради Бога, не надо... оставь меня... Теперь и я боюсь... боюсь самого себя... Пусти меня, Олеся». Иван понимает, что его чувство к Олесе вполне серьезно, он ощущает волшебство, исходящее от девушки. Постоянно размышляет о своих отношениях с дикаркой и приходит к убеждению, что даже готов жениться на ней и забрать с собой в город.)

Как воспринимает отношения Ивана Тимофеевича и Олеси Мануйлиха? («Старая Мануйлиха стала после моего выздоровления так несносно брюзглива, встречала меня с такой откровенной злобой и, покамест я сидел в хате, с таким шумным ожесточением двигала горшками в печке, что мы с Олесей предпочитали сходиться каждый вечер в лесу...»)

В своей повести автор формулирует ставит проблему столкновения человека природы и человека цивилизации. Ведь Мануйлиха с самого начала стремилась противиться встрече внучки и чужака, чувствуя, что они принадлежат к разным мирам, и стремясь уберечь Олесю от боли.

Как Олеся воспринимает разговор об отъезде Ивана и его предложение жениться? (Она понимает, что это невозможно, говорит герою, что подобное решение смешно даже представить, что в будущем он сам ее возненавидит за этот брак. Девушка объясняет свой отказ так: «Я ведь только о твоем счастье думаю». «Ты и сам понимаешь, что об этом смешно и думать. Ну какая я тебе жена на самом деле?» Это говорит о том, что любовь Олеси глубока и жертвенна, о себе девушка не думает.)

Как героиня пытается доказать Ивану свою любовь? (Ради любимого Олеся готова пойти в церковь, хотя она уверена, что несет в себе какое-то таинственное и роковое начало. Этот поступок связан с большим риском, но девушка решается на него. «Милый, знаешь, мне ужасно хочется сделать тебе что-нибудь очень, очень приятное».)

Расскажите о последствиях этого похода. (Когда Олеся пришла в деревню, то подверглась оскорблениям со стороны женщин, которые насмехались над ней, ругались и не позволяли девушке пройти. Кто-то предложил вымазать ее дегтем, а когда Олеся вырвалась из круга своих обидчиц, вслед ей полетели камни. Разозлившаяся Олеся, «отбежав шагов на пятьдесят... остановилась, повернула к озверевшей толпе свое бледное, исцарапанное, окровавленное лицо и крикнула так громко, что каждое ее слово было слышно на площади: — Хорошо же!.. Вы еще у меня вспомните это! Вы еще наплачетесь досыта!» Последствия ее похода в деревенскую церковь послужили причиной отъезда героинь — местные жители в озлоблении могли причинить им огромный вред. Олеся и ее бабушка понимают, что после случившегося им нужно покинуть Полесье, так как в причинах любого несчастья обвинят их. «...Ведь я там... в Перебродье... погрозилась со зла да со стыда... А теперь чуть что случится, сейчас на нас скажут: скот ли начнет падать или хата у кого загорится — все мы будем виноваты», — говорит Олеся Ивану. После его ухода они покидают Полесье. Сама героиня говорила: «Нет... я знаю, я вижу... Ничего нам, кроме горя, не будет... ничего... ничего...»)

Обратите внимание на последние строки повести. В них — отношение рассказчика ко всему происшедшему. «С стесненным, переполненным слезами сердцем я хотел уже выйти из хаты, как вдруг мое внимание привлек яркий предмет, очевидно, нарочно повешенный на угол оконной рамы. Это была нитка дешевых красных бус, известных в Полесье под названием «кораллы», — единственная вещь, которая осталась мне на память об Олесе и о ее нежной, великодушной любви». Посмотрите, какими словами характеризует свое состояние Иван Тимофеевич – «с стесненным, переполненным сердцем...» Оно переполнено чувствами, а любовь Олеси остается для него чудесной сказкой, она будет храниться в памяти, ведь только память связывает его с нежной и великодушной девушкой, подарившей герою свое чувство и ничего не потребовавшей взамен.

Почему счастье героев оказалось таким коротким? (Олеся, владеющая даром предвидения, чувствует, осознает неизбежность трагического конца короткого счастья. Продолжение этого счастья в душном, тесном городе невозможно. Они слишком разные люди. Тем более ценно ее самоотречение, попытка примирить свой независимый образ жизни с тем, что ей глубоко чуждо. Тема «волшебной» любви сменяется другой, постоянно звучащей в творчестве А.И. Куприна, — темой недостижимости счастья.)

Повесть «Поединок» (1905 г.)


Кризис России и всех сфер русской жизни


В центре повествования – судьба честного и благородного русского офицера Ромашова, который ощущает на себе всю неправильность человеческих взаимоотношений.


Повесть «Олеся» (1898 г.)


Только в единении с природой, в сохранении естественности человек способен достигнуть духовной чистоты и благородства.



4

Вывод. А.И. Куприн изобразил в своем произведении искреннюю, чуткую, красивую героиню, выросшую вдали от цивилизации, в гармонии с природой, способную на глубокие чувства. Подлинный смысл любви писатель видит в стремлении бескорыстно отдать своему избраннику всю полноту чувств, на которую способен любящий человек. Человек несовершенен, но сила любви может, хоть ненадолго, вернуть ему остроту ощущений и естественность, которые сохранили в себе лишь люди, подобные Олесе. Сила души героини повести способна внести гармонию даже в столь противоречивые отношения, как те, которые описаны в повести. Только вдали от цивилизации, от равнодушного города можно найти человека, способного любить бескорыстно, преданно. Сильная, чистая любовь героев не понята и не принята жестоким окружающим миром, настоящая любовь обречена на трагическое завершение, поэтому только в единении с природой, в сохранении естественности человек способен достигнуть духовной чистоты и благородства.)


5

Домашнее задание – прочитать повесть А.И. Куприна «Гранатовый браслет».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!