Тема: А.Н. Плещеев «Дети и птичка», И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями…».
Цели: расширить знания о поэтах А.Н.Плещееве и И.С.Никитине, их жизни и творчестве; пополнять словарный запас; учить видеть прекрасное вокруг; развивать память, речь, мышление.
Тип урока: открытие новых знаний
Планируемые результаты:
Предметные
познакомить учащихся с произведением А.Н. Плещеева, И.С.Никитина; добиться понимания смысла стихотворений;
развивать умение выражать свои чувства по отношению к прочитанному, видеть настроение лирического произведения;
помочь вспомнить определение и найти в тексте образные языковые средства: эпитеты, олицетворения; сравнения
Метапредметные
Регулятивные:
формулировать учебную задачу урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности;
планировать учебную деятельность совместно с учителем;
оценивать свою работу.
Познавательные:
анализировать художественный текст, выделять в нём основную мысль;
уметь ориентироваться в учебной и художественной книге;
Коммуникативные:
отвечать на вопросы на основе художественного текста учебника,
отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения; осознавать цель своего высказывания;
осмысливать правила взаимодействия в паре.
Личностные:
проявление интереса к чтению и изучению творчества А.Н. Плещеева и И.С. Никитина;
формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы.
Оборудование: проектор, экран, презентация, колонки, аудио-приложение к учебнику, портреты А.Н. Плещеева, И.С. Никитина, А.А. Фета, Ф.И.Тютчева, Е.А.Баратынского; дерево и листочки на каждого ученика, карточки с текстами и с отдельными биографическими данными, карточки со словами, карточки с названием литературных приёмов.
Ход урока:
Организационный момент
Я рада видеть каждого из вас!
И пусть прохладой осень в окна дышит,
Нам будет здесь уютно, ведь наш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит.
Релаксация «Путешествие на облаке».
Сядьте удобнее и закройте глаза. Два-три раза глубоко вдохните, и выдохните. Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Вы - птички. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуйте, как ваши ноги, спина удобно расположились на этой большой облачной подушке. Теперь начинается путешествие. Облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Здесь, высоко в небе всё спокойно и тихо. Пусть облако перенесёт вас сейчас в такое место, где вы будете счастливы. Постарайтесь мысленно увидеть это место. Здесь может произойти что-нибудь чудесное и волшебное. Теперь вы снова на своём облаке, и оно везёт вас назад, на ваше место в класс. Спускайтесь с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало. Теперь понаблюдайте, как оно медленно растёт в воздухе. Потянитесь, выпрямитесь и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными. Мы спустились с облака, удобно сели и отправляемся в удивительный мир поэзии. Перед вами дерево.
-Кто готов со мной отправиться в мир литературы, путешествовать по страницам поэзии и получать хорошее настроение, прикрепите на дерево жёлтый лист.
-Кто не желает путешествовать и получать хорошее настроение-зелёный лист.
2. Проверка домашнего задания
- Как называется раздел учебника, который мы изучаем?
- Вспомним, с творчеством каких поэтов мы уже познакомились на прошлых уроках. Ваша задача – прочитать на слайде строки из стихотворения, назвать автора и название стихотворения и показать портрет поэта. Слайд 2
Ты прав. Одним воздушным очертаньем
Я так мила.
Весь бархат мой сего живым миганьем –
Лишь два крыла. ( А.А. Фет. Бабочка.)
Как неожиданно и ярко,
На влажной неба синеве,
Воздушная воздвиглась арка
В своём минутном торжестве! (Ф.И.Тютчев. Как неожиданно и ярко)
Где сладкий шёпот Слайд 3
Моих лесов?
Потоков ропот,
Цветы лугов? ( Е.А.Баратынский. Где сладкий шёпот моих лесов?)
3. Проблемная ситуация
- У нас осталось два портрета. Кто может назвать фамилии этих поэтов?
- Проверьте. Слайд 4
- Как вы думаете, с какой целью я поместила портреты именно этих поэтов?
4. Сообщение темы и постановка целей урока
- Ребята! Сегодня на уроке мы снова отправимся в чудесный мир поэзии, где вы обязательно откроете для себя новую, интересную страничку.
- Какие цели поставим перед собой??
5. Работа по теме урока
- А начнём с того, что вы самостоятельно познакомитесь с биографией этих замечательных поэтов. У каждого у вас на парте лежит карточка с данными из биографии одного из поэтов. Нам нужно будет разместить эти карточки под соответствующим портретом в хронологической последовательности.
4 декабря 1825 года в Костроме родился мальчик – будущий известный русский поэт Алексей Николаевич Плещеев.
Детство Алёши Плещеева прошло в Нижнем Новгороде. Его семья была небогатая. Отец умер, когда Плещеев был ещё ребёнком. Его воспитанием занималась мать, Елена Александровна, давшая сыну хорошее домашнее образование. В 13 лет по желанию матери Алексей Плещеев переехал в Петербург и поступил в школу гвардейских подпрапорщиков. Военная карьера Плещеева не привлекла, и он покинул училище. Осенью 1843 года поступил в Петербургский университет, на восточное отделение историко-филологического университета. В студенческие годы он пробует свои силы в поэзии. Первое стихотворение А. Н. Плещеева было напечатано в журнале «Современник», когда ему было 19 лет.
Умер Плещеев в 1893году.
На основе некоторых его стихов сложили романсы.
Иван Саввич Никитин родился 21 сентября 1824 года в Воронеже. Отец его был торговцем - владел свечным заводом и лавкой. В 8 лет он поступил в духовное училище, затем в семинарию. В этих учебных заведениях готовили будущих служителей церкви. В это же время дела семьи пошли плохо: отец продал завод и купил небольшой постоялый двор (гостиницу). Иван должен был помогать отцу. Он забросил учёбу и был отчислен из семинарии. Помогая отцу в делах, он много читал, изучал языки, писал стихи. Никитин писал: «Продавая извозчикам овёс и сено, я обдумывал прочитанные мною и поразившие меня строки. Я уходил в какой-нибудь отдалённый уголок моего дома. Там я слагал скромный стих, просившийся у меня из сердца»
Первые стихи Никитина появились в печати в 29 лет. Десятилетия тяжёлой работы на постоялом дворе подорвали здоровье И.Никитина, он умер молодым человеком 28 октября 1861 г.
Более 60 романсов и песен на стихи Ивана Никитина живут в народной памяти по сей день.
- Итак, размещаем карточки под соответствующим портретом в хронологической последовательности.
- Давайте сравним, чем различаются судьбы поэтов?
- Что заметили общего в биографии поэтов?
- А ещё у них замечательные стихи.
-А теперь послушайте стихотворение А.Н.Плещеева «Дети и птичка». Слайд 5
(аудиозапись)
-Какое впечатление произвело на вас стихотворение?
-Чем оно необычно? (Написано в форме диалога.)
-Назовите собеседников. (Дети и птичка.)
-Какой вы представили себе птичку?
-А детей? (Маленькие, учатся в 1 классе, т.к. птичка называет их малютками и говорит, что вернётся, когда они научатся читать.)
- Прежде, чем вы самостоятельно прочитаете стихотворение, выясним смысл непонятных слов. (мигающие карточки)
ПРОЧЬ – подальше от кого-либо
ПОНЕСЁМСЯ - следовать очень быстро, стремительно одно за другим
СТУЖА - сильный холод, мороз
ВЕШНЕЕ – весеннее
-А теперь прочитаем вслух «по цепочке» по 2 строчки, после чего вы должны будете ответить на вопрос: В какое время года происходит разговор детей с птичкой? (Осенью)
-Докажите свой ответ.
-О чём просят дети птичку? (Не улетать от них.)
-Почему дети просят птичку не улетать? (Нам жаль твоих песенок звонких.)
-Что она им отвечает? (Гонят меня холода и дожди.)
-Какой глагол указывает на стремительность действий птиц? (Понесёмся.)
-Почему автор использовал именно этот глагол?
-Прочитайте описание юга. (Нет там ни стужи теперь, ни дождей и т.д.)
-Какой ещё вопрос задают дети птичке? (Скоро ли, птичка, вернёшься ты к нам?)
-Как она им объяснила время прилёта назад? (Я вернусь, когда с полей сойдёт снег, зажурчит ручей, когда вся природа начнёт оживать.)
-Какое это будет время года? (Весна.)
-Ребята! Какие литературные приёмы вы встретили в этом стихотворении? (Олицетворения, эпитеты.)
-Что такое олицетворение? (Олицетворение-это литературный приём, при котором неодушевлённые предметы наделяются человеческими качествами.)
-Что такое эпитет? (Эпитет - это образное определение, которое дает художественную характеристику явлению или предмету.
1) Эпитет – чаще всего имя прилагательное.
2) Не всякое прилагательное эпитет. Только то, которое употребляется в переносном значении.
3) Эпитет рисует выразительную картину, а также помогает передать мысли и чувства автора)
-Давайте найдём в стихотворении олицетворения и эпитеты.
ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ
ветер не срывает
солнышко не прячется
ЭПИТЕТЫ
песенки звонкие
милые крошки
новые песни
вешнее солнце
- С какой целью использует поэт эти приёмы? (Они лучше помогают представить картину, которую рисует поэт. Чтобы мы ярко представили себе осень, образы детей и птички.)
- Скажите, как автор относится к птичке? Докажите.
- Как вы думаете, почему поэт написал стихотворение в виде разговора птички с детьми?(хотел показать, что все в природе взаимосвязано, научить доброму душевному общению)
-Представьте, что вы на сцене театра, актеры. Вам предстоит изобразить действия, происходящие в стихотворении. Сколько актёров участвует? (2).
- Прочитаем это произведение в парах по ролям. Распределите роли.
-С каким настроением будете читать 1 строфу (С грустным настроением, с болью и печалью.)
-Меняется ли настроение во 2 строфе стихотворения? С каким чувством вы будете её читать? ( Вторую часть будем читать с чувством лёгкой грусти.)
-Какой темп? (Темп плавный, неспешный.)
-Почему меняется ритм в 3 строфе стихотворения? (Чтобы показать, что время пролетит быстро, и птичка скоро вернётся.)
- Послушаем первую пару Виолетту и Ксюшу.
- Сейчас ребята первого ряда изобразят птичий базар. То есть пары разойдутся по классу и по моей команде одновременно начнут читать. Задача второго ряда – успеть оценить каждую пару.
- Кого выделили среди читающих?
- Сейчас ребята второго ряда изобразят птичий базар. Задача первого ряда –оценить каждую пару.
- Какую пару вы смогли выделить?
6.Продолжение работы над темой. Работа над стихотворением «В синем небе плывут над полями...»
- Сегодня мы познакомимся с ещё одним произведением. Это стихотворение И.С. Никитина « В синем небе плывут над полями…» Слайд 6 Прослушайте это стихотворение и скажите, какие картины возникли в вашем воображении при слушании? (Аудиозапись: электронное приложение к учебнику).
-Какое настроение было у поэта, когда он писал эти строки? ( Радостное, спокойное, умиротворённое)
- Какие слова для вас были не понятными? Слайд 7
грезит | мечтает |
межа | граница земельных участков. |
зарево | огненный свет или отблеск на небе от небесных явлений |
храм | здание для совершения богослужения и религиозных обрядов |
- Что такое синонимы?
- Подберите синонимы к словам: грезит (мечтает), восторг (восхищение, радость)
-Что такое антонимы?
- Подберите антонимы к словам:
Прохладный - жаркий, знойный, тёплый.
Восторг - огорчение, печаль, тоска.
- Прочитайте стихотворение самостоятельно и попытайтесь создать картины, которые увидели в стихотворении. (Летний вечер, красивые облака, солнце заходит за горизонт).
- Подумайте, почему почти каждую строку стихотворения можно проиллюстрировать.
( В стихотворении много эпитетов, сравнений, олицетворений. Мы называем их изобразительно-выразительными средствами языка. )
- Назовите эпитеты? (Слайд 8 Синее небо, золотые края, теплый вечер,
Слайд 9 красное зарево,
Слайд 10 чистое поле, прозрачно- румяный вечер)
- Как вы представляете себе золотые края облаков и золотое сияние звезд?
- Найдите сравнение.
- С чем сравнивает автор природу? (С храмом. Мы видим, что в природе тишина, как в храме, и Никитин восхищается этой тишиной).
- Какое слово помогает в сравнении? (Словно).
- Какие мысли передал автор? (Он выразил красоту родной природы. Никитин очень любил природу и восхищался ею, видел красоту в самых обычных вещах и помог нам увидеть )
- Обсудите в паре, помогают ли последние строчки понять мысли и чувства поэта, его отношение к природе. (В стихотворении видим не только изображение поэтом картины, но и самого поэта. Такие стихи мог написать человек, который любил родную землю, её просторы. Мы вместе с ним восхищаемся этой красотой)
-С какой интонацией нужно читать стихотворение? (Читать его нужно спокойно, но передать свою радость и восхищение).
7. Подведение итогов урока
-Ребята, наш урок подходит к концу. С произведениями каких замечательных поэтов познакомились?
-Что запомнили о Плещееве Алексее Николаевиче?
- Чему учит его стихотворение? (Помогать птицам)
- О Никитине Иване Саввиче?
- Чему учит его стихотворение? (Любить природу, быть наблюдательными)
- Вспомните, какие цели мы поставили в начале урока. Удалось ли нам их достигнуть?
8. Домашнее задание Слайд 11
стр.145 инсценировать; с.146 выразительно читать
9. Рефлексия
- Возвращаемся к дереву. Кому понравилось путешествовать по страницам поэзии и кто получил хорошее настроение, прикрепите на дерево жёлтый лист. А у кого во время путешествия настроение ухудшилось -зелёный лист.
9