СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока "А.Н. Плещеев «Дети и птичка», И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями…»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока  по УМК "Школа России"

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "А.Н. Плещеев «Дети и птичка», И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями…»»

Тема: А.Н. Плещеев «Дети и птичка», И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями…».

Цели: расширить знания о поэтах А.Н.Плещееве и И.С.Никитине, их жизни и творчестве; по­полнять словарный запас; учить видеть прекрасное вокруг; раз­вивать память, речь, мышление.

Тип урока: открытие новых знаний

Планируемые результаты:

Предметные

  • познакомить учащихся с произведением А.Н. Плещеева, И.С.Никитина; добиться понимания смысла стихотворений;

  • развивать умение выражать свои чувства по отношению к прочитанному, видеть настроение лирического произведения;

  • помочь вспомнить определение и найти в тексте образные языковые средства: эпитеты, олицетворения; сравнения

Метапредметные

Регулятивные:

  • формулировать учебную задачу урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности;

  • планировать учебную деятельность совместно с учителем;

  • оценивать свою работу.

Познавательные:

  • анализировать художественный текст, выделять в нём основную мысль;

  • уметь ориентироваться в учебной и художественной книге;

Коммуникативные:

  • отвечать на вопросы на основе художественного текста учебника,

  • отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения; осознавать цель своего высказывания;

  • осмысливать правила взаимодействия в паре.

Личностные:

  • проявление интереса к чтению и изучению творчества А.Н. Плещеева и И.С. Никитина;

  • формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы.

Оборудование: проектор, экран, презентация, колонки, аудио-приложение к учебнику, портреты А.Н. Плещеева, И.С. Никитина, А.А. Фета, Ф.И.Тютчева, Е.А.Баратынского; дерево и листочки на каждого ученика, карточки с текстами и с отдельными биографическими данными, карточки со словами, карточки с названием литературных приёмов.

Ход урока:

Организационный момент

Я рада видеть каждого из вас!

И пусть прохладой осень в окна дышит,

Нам будет здесь уютно, ведь наш класс

Друг друга любит, чувствует и слышит.

Релаксация «Путешествие на облаке».

Сядьте удобнее и закройте глаза. Два-три раза глубоко вдохните, и выдохните. Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Вы - птички. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуйте, как ваши ноги, спина удобно расположились на этой большой облачной подушке. Теперь начинается путешествие. Облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Здесь, высоко в небе всё спокойно и тихо. Пусть облако перенесёт вас сейчас в такое место, где вы будете счастливы. Постарайтесь мысленно увидеть это место. Здесь может произойти что-нибудь чудесное и волшебное. Теперь вы снова на своём облаке, и оно везёт вас назад, на ваше место в класс. Спускайтесь с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало. Теперь понаблюдайте, как оно медленно растёт в воздухе. Потянитесь, выпрямитесь и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными. Мы спустились с облака, удобно сели и отправляемся в удивительный мир поэзии. Перед вами дерево.

-Кто готов со мной отправиться в мир литературы, путешествовать по страницам поэзии и получать хорошее настроение, прикрепите на дерево жёлтый лист.

-Кто не желает путешествовать и получать хорошее настроение-зелёный лист.

2. Проверка домашнего задания

- Как называется раздел учебника, который мы изучаем?

- Вспомним, с творчеством каких поэтов мы уже познакомились на прошлых уроках. Ваша задача – прочитать на слайде строки из стихотворения, назвать автора и название стихотворения и показать портрет поэта. Слайд 2

Ты прав. Одним воздушным очертаньем

Я так мила.

Весь бархат мой сего живым миганьем –

Лишь два крыла. ( А.А. Фет. Бабочка.)

Как неожиданно и ярко,

На влажной неба синеве,

Воздушная воздвиглась арка

В своём минутном торжестве! (Ф.И.Тютчев. Как неожиданно и ярко)

Где сладкий шёпот Слайд 3

Моих лесов?

Потоков ропот,

Цветы лугов? ( Е.А.Баратынский. Где сладкий шёпот моих лесов?)

3. Проблемная ситуация

- У нас осталось два портрета. Кто может назвать фамилии этих поэтов?

- Проверьте. Слайд 4

- Как вы думаете, с какой целью я поместила портреты именно этих поэтов?

4. Сообщение темы и постановка целей урока

- Ребята! Сегодня на уроке мы снова отправимся в чудесный мир поэзии, где вы обязательно откроете для себя новую, интересную страничку.

- Какие цели поставим перед собой??

5. Работа по теме урока

  • Знакомство с биографией А.Н.Плещеева и  И.С. Никитина

- А начнём с того, что вы самостоятельно познакомитесь с биографией этих замечательных поэтов. У каждого у вас на парте лежит карточка с данными из биографии одного из поэтов. Нам нужно будет разместить эти карточки под соответствующим портретом в хронологической последовательности.

4 декабря 1825 года в Костроме родился мальчик – будущий известный русский поэт Алексей Николаевич Плещеев.

Детство Алёши Плещеева прошло в Нижнем Новгороде. Его семья была небогатая. Отец умер, когда Плещеев был ещё ребёнком. Его воспитанием занималась мать, Елена Александровна, давшая сыну хорошее домашнее образование. В 13 лет по желанию матери Алексей Плещеев переехал в Петербург и поступил в школу гвардейских подпрапорщиков. Военная карьера Плещеева не привлекла, и он покинул училище. Осенью 1843 года поступил в Петербургский университет, на восточное отделение историко-филологического университета. В студенческие годы он пробует свои силы в поэзии. Первое стихотворение А. Н. Плещеева было напечатано в журнале «Современник», когда ему было 19 лет.

Умер Плещеев в 1893году.

На основе некоторых его стихов сложили романсы.


Иван Саввич Никитин родился 21 сентября 1824 года в Воронеже. Отец его был торговцем - владел свечным заводом и лавкой. В 8 лет он поступил в духовное училище, затем в семинарию. В этих учебных заведениях готовили будущих служителей церкви. В это же время дела семьи пошли плохо: отец продал завод и купил небольшой постоялый двор (гостиницу). Иван должен был помогать отцу. Он забросил учёбу и был отчислен из семинарии. Помогая отцу в делах, он много читал, изучал языки, писал стихи. Никитин писал: «Продавая извозчикам овёс и сено, я обдумывал прочитанные мною и поразившие меня строки. Я уходил в какой-нибудь отдалённый уголок моего дома. Там я слагал скромный стих, просившийся у меня из сердца»

Первые стихи Никитина появились в печати в 29 лет. Десятилетия тяжёлой работы на постоялом дворе подорвали здоровье И.Никитина, он умер молодым человеком 28 октября 1861 г.

Более 60 романсов и песен на стихи Ивана Никитина живут в народной памяти по сей день.

- Итак, размещаем карточки под соответствующим портретом в хронологической последовательности.

- Давайте сравним, чем различаются судьбы поэтов?

- Что заметили общего в биографии поэтов?

- А ещё у них замечательные стихи.

  • Первичное восприятие стихотворения и анализ

-А теперь послушайте стихотворение А.Н.Плещеева «Дети и птичка». Слайд 5

(аудиозапись)

-Какое впечатление произвело на вас стихотворение?

-Чем оно необычно? (Написано в форме диалога.)

-Назовите собеседников. (Дети и птичка.)

-Какой вы представили себе птичку?

-А детей? (Маленькие, учатся в 1 классе, т.к. птичка называет их малютками и говорит, что вернётся, когда они научатся читать.)

  • Словарная работа

- Прежде, чем вы самостоятельно прочитаете стихотворение, выясним смысл непонятных слов. (мигающие карточки)

ПРОЧЬ – подальше от кого-либо

ПОНЕСЁМСЯ - следовать очень быстро, стремительно одно за другим

СТУЖА - сильный холод, мороз

ВЕШНЕЕ – весеннее

  • Вторичное восприятие стихотворения и анализ

-А теперь прочитаем вслух «по цепочке» по 2 строчки, после чего вы должны будете ответить на вопрос: В какое время года происходит разговор детей с птичкой? (Осенью)

-Докажите свой ответ.

-О чём просят дети птичку? (Не улетать от них.)

-Почему дети просят птичку не улетать? (Нам жаль твоих песенок звонких.)

-Что она им отвечает? (Гонят меня холода и дожди.)

-Какой глагол указывает на стремительность действий птиц? (Понесёмся.)

-Почему автор использовал именно этот глагол?

-Прочитайте описание юга. (Нет там ни стужи теперь, ни дождей и т.д.)

-Какой ещё вопрос задают дети птичке? (Скоро ли, птичка, вернёшься ты к нам?)

-Как она им объяснила время прилёта назад? (Я вернусь, когда с полей сойдёт снег, зажурчит ручей, когда вся природа начнёт оживать.)

-Какое это будет время года? (Весна.)

-Ребята! Какие литературные приёмы вы встретили в этом стихотворении? (Олицетворения, эпитеты.)

-Что такое олицетворение? (Олицетворение-это литературный приём, при котором неодушевлённые предметы наделяются человеческими качествами.)

-Что такое эпитет? (Эпитет - это образное определение, которое дает художественную характеристику явлению или предмету.

1) Эпитет – чаще всего имя прилагательное.

2) Не всякое прилагательное эпитет. Только то, которое употребляется в переносном значении.

3) Эпитет рисует выразительную картину, а также помогает передать мысли и чувства автора)

-Давайте найдём в стихотворении олицетворения и эпитеты.

ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ

ветер не срывает

солнышко не прячется

ЭПИТЕТЫ

песенки звонкие

милые крошки

новые песни

вешнее солнце

- С какой целью использует поэт эти приёмы? (Они лучше помогают представить картину, которую рисует поэт. Чтобы мы ярко представили себе осень, образы детей и птички.)

- Скажите, как автор относится к птичке? Докажите.

- Как вы думаете, почему поэт написал стихотворение в виде разговора птички с детьми?(хотел показать, что все в природе взаимосвязано, научить доброму душевному общению)

  • Чтение стихотворения по ролям. Работа в парах.

-Представьте, что вы на сцене театра, актеры. Вам предстоит изобразить действия, происходящие в стихотворении. Сколько актёров участвует? (2).

- Прочитаем это произведение в парах по ролям. Распределите роли.

-С каким настроением будете читать 1 строфу (С грустным настроением, с болью и печалью.)

-Меняется ли настроение во 2 строфе стихотворения? С каким чувством вы будете её читать? ( Вторую часть будем читать с чувством лёгкой грусти.)

-Какой темп? (Темп плавный, неспешный.)

-Почему меняется ритм в 3 строфе стихотворения? (Чтобы показать, что время пролетит быстро, и птичка скоро вернётся.)

- Послушаем первую пару Виолетту и Ксюшу.

- Сейчас ребята первого ряда изобразят птичий базар. То есть пары разойдутся по классу и по моей команде одновременно начнут читать. Задача второго ряда – успеть оценить каждую пару.

- Кого выделили среди читающих?

- Сейчас ребята второго ряда изобразят птичий базар. Задача первого ряда –оценить каждую пару.

- Какую пару вы смогли выделить?

6.Продолжение работы над темой. Работа над стихотворением «В синем небе плывут над полями...»

  • Первичное восприятие стихотворения и анализ

- Сегодня мы познакомимся с ещё одним произведением. Это стихотворение И.С. Никитина « В синем небе плывут над полями…» Слайд 6 Прослушайте это стихотворение и скажите, какие картины возникли в вашем воображении при слушании? (Аудиозапись: электронное приложение к учебнику).

-Какое настроение было у поэта, когда он писал эти строки? ( Радостное, спокойное, умиротворённое)

  • Словарная работа

- Какие слова для вас были не понятными? Слайд 7

грезит

мечтает

межа

граница земельных участков.

зарево

огненный свет или отблеск на небе от небесных явлений

храм

здание для совершения богослужения и религиозных обрядов

- Что такое синонимы?

- Подберите синонимы к словам: грезит (мечтает), восторг (восхищение, радость)

-Что такое антонимы?

- Подберите антонимы к словам:

Прохладный - жаркий, знойный, тёплый.

Восторг - огорчение, печаль, тоска.

  • Вторичное восприятие стихотворения и анализ

- Прочитайте стихотворение самостоятельно и попытайтесь создать картины, которые увидели в стихотворении. (Летний вечер, красивые облака, солнце заходит за горизонт).

- Подумайте, почему почти каждую строку стихотворения можно проиллюстрировать.

( В стихотворении много эпитетов, сравнений, олицетворений. Мы называем их изобразительно-выразительными средствами языка. )

- Назовите эпитеты? (Слайд 8 Синее небо, золотые края, теплый вечер,

Слайд 9 красное зарево,

Слайд 10 чистое поле, прозрачно- румяный вечер)

- Как вы представляете себе золотые края облаков и золотое сияние звезд?

- Найдите сравнение.

- С чем сравнивает автор природу? (С храмом. Мы видим, что в природе тишина, как в храме, и Никитин восхищается этой тишиной).

- Какое слово помогает в сравнении? (Словно).

- Какие мысли передал автор? (Он выразил красоту родной природы. Никитин очень любил природу и восхищался ею, видел красоту в самых обычных вещах и помог нам увидеть )

- Обсудите в паре, помогают ли последние строчки понять мысли и чувства поэта, его отношение к природе. (В стихотворении видим не только изображение поэтом картины, но и самого поэта. Такие стихи мог написать человек, который любил родную землю, её просторы. Мы вместе с ним восхищаемся этой красотой)

-С какой интонацией нужно читать стихотворение? (Читать его нужно спокойно, но передать свою радость и восхищение).

7. Подведение итогов урока

-Ребята, наш урок подходит к концу. С произведениями каких замечательных поэтов познакомились?

-Что запомнили о Плещееве Алексее Николаевиче?

- Чему учит его стихотворение? (Помогать птицам)

- О Никитине Иване Саввиче?

- Чему учит его стихотворение? (Любить природу, быть наблюдательными)

- Вспомните, какие цели мы поставили в начале урока. Удалось ли нам их достигнуть?

8. Домашнее задание Слайд 11

стр.145 инсценировать; с.146 выразительно читать

9. Рефлексия

- Возвращаемся к дереву. Кому понравилось путешествовать по страницам поэзии и кто получил хорошее настроение, прикрепите на дерево жёлтый лист. А у кого во время путешествия настроение ухудшилось -зелёный лист.





9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!