СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А. П. Чехов "Маленькая трилогия"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация может использоваться на уроках по творчеству А.П. Чехова. Включает в себя историю создания, особенности композиции, тематику и проблематику цикла "Маленькая трилогия".

Просмотр содержимого документа
«А. П. Чехов "Маленькая трилогия"»

А.П. Чехов  «Маленькая  трилогия»

А.П. Чехов «Маленькая трилогия»

История создания  С конца 1880-х годов в творческие планы А.П.Чехова входит написание романа. Он повторяет, что роман будет писать «в форме отдельных законченных рассказов», причем каждый рассказ должен иметь свое заглавие, а роман в целом должен был называться «Рассказы из жизни моих друзей». Роман А. П. Чеховым так и не был написан, однако его фрагментами в числе прочих некоторые исследователи считают и трилогию о «футлярной жизни». Эти рассказы были в 1898 г. опубликованы в журнале «Русская мысль» с общей нумерацией страниц, что свидетельствует о цельности цикла. Эти произведения получили название «маленькая трилогия».

История создания

  • С конца 1880-х годов в творческие планы А.П.Чехова входит написание романа. Он повторяет, что роман будет писать «в форме отдельных законченных рассказов», причем каждый рассказ должен иметь свое заглавие, а роман в целом должен был называться

«Рассказы из жизни моих друзей».

  • Роман А. П. Чеховым так и не был написан, однако его фрагментами в числе прочих некоторые исследователи считают и трилогию о «футлярной жизни». Эти рассказы были в 1898 г. опубликованы в журнале «Русская мысль» с общей нумерацией страниц, что свидетельствует о цельности цикла. Эти произведения получили название «маленькая трилогия».
История создания А.П. Чехов предполагал создать целую серию произведений об особенностях

История создания

  • А.П. Чехов предполагал создать целую серию произведений об особенностях "футлярной жизни" людей, но ему удалось написать только три рассказа, после чего писатель разочаровался в своих творческих устремлениях. Он так отозвался о состоянии своей души: "Писать не хочется, пишешь как о надоевшей, пресной, постной еде, без вкуса и запаха..."

Футлярность - это обозначение

ограниченности, косности,

неспособности личности выйти

за пределы стандартов и предписаний

Композиция  В

Композиция

  • В "Маленькую трилогию» вошли три рассказа: " Человек в футляре", "Крыжовник" , "О любви».
  • Трилогия, как и любое литературное произведение, следует определенному сюжету. "Маленькая трилогия" Чехова построена по принципу «рассказчик и слушатели».
  • А.П. Чехов объединил троих закадычных друзей, которые за долгие годы дружбы привыкли делиться друг с другом историями из своей жизни. Это учитель сельской гимназии некто, Буркин ветврач Иван Иванович Чимша-Гималайский и Алехин, образованный человек средних лет, живущий в имении своего отца, отошедшем ему по наследству.
«Человек в футляре»  Это первый рассказ, в основе которого лежит история учителя греческого языка Беликова, сослуживца Буркина.  Краткое содержание : учитель Беликов преподает в гимназии «мертвый» древнегреческий язык. Он ведет уединенный образ жизни, и живет по принципу «Как бы чего не вышло».  Беликов вечно чем-то обеспокоен и даже в солнечную погоду выходит на улицу в неизменных очках, калошах и с зонтом. Для него огромное значение имеет мнение окружающих людей, особенно тех, кто стоит выше по должности. Его поведение не самым лучшим образом влияет не только на гимназию, но и на всех жителей города. Беликов только тем и занимается, что внушает всем непреложную истину – жить нужно исключительно по правилам и циркулярам.

«Человек в футляре»

  • Это первый рассказ, в основе которого лежит история учителя греческого языка Беликова, сослуживца Буркина.
  • Краткое содержание : учитель Беликов преподает в гимназии «мертвый» древнегреческий язык. Он ведет уединенный образ жизни, и живет по принципу «Как бы чего не вышло». Беликов вечно чем-то обеспокоен и даже в солнечную погоду выходит на улицу в неизменных очках, калошах и с зонтом. Для него огромное значение имеет мнение окружающих людей, особенно тех, кто стоит выше по должности. Его поведение не самым лучшим образом влияет не только на гимназию, но и на всех жителей города. Беликов только тем и занимается, что внушает всем непреложную истину – жить нужно исключительно по правилам и циркулярам.
«Человек в футляре»   Ситуация меняется, когда в гимназию устраивается новый учитель Коваленко. Беликов знакомится с его очаровательной сестрой Варенькой, и влюбляется в нее. Жизнерадостная, общительная, миловидная девушка вносит сумбур в размеренную жизнь героя. О его чувствах становится известно всему городу, кто-то рисует карикатуру на влюбленного Беликова. Возмущению героя нет предала, когда он видит Вареньку на велосипеде. Он уверен, что это верх неприличия. Беликов хочет прочесть нравоучение Коваленко, но тот под смех Вареньки спускает его с лестницы.  Мысль о пережитом унижении доводит Беликова до могилы. Лежа в гробу, герой выглядит счастливым – теперь он надежно защищен от мира крепким футляром.

«Человек в футляре»

Ситуация меняется, когда в гимназию устраивается новый учитель Коваленко. Беликов знакомится с его очаровательной сестрой Варенькой, и влюбляется в нее. Жизнерадостная, общительная, миловидная девушка вносит сумбур в размеренную жизнь героя. О его чувствах становится известно всему городу, кто-то рисует карикатуру на влюбленного Беликова. Возмущению героя нет предала, когда он видит Вареньку на велосипеде. Он уверен, что это верх неприличия. Беликов хочет прочесть нравоучение Коваленко, но тот под смех Вареньки спускает его с лестницы.

Мысль о пережитом унижении доводит Беликова до могилы. Лежа в гробу, герой выглядит счастливым – теперь он надежно защищен от мира крепким футляром.

«Крыжовник»  Это второй рассказ, в основе которого лежит история брата Ивана Иваныча, Николая Иваныча.  Краткое содержание:  у Ивана Иваныча был младший брат Николай Иваныч. Отец оставил им «потомственное дворянство», а также имение, которое вскоре после его смерти отобрали за долги. У Николая Иваныча появилась мечта купить маленькую усадьбу, где непременно будет расти крыжовник. Мужчина постоянно читал «хозяйственные книжки», объявления о продаже земли, мечтал о том, как будет проводить время в деревне. Иван Иваныч желания брата не разделял.  Стараясь скопить как можно больше денег, Николай «недоедал, недопивал», одевался, «словно нищий». Когда ему минуло сорок лет, мужчина женился на старой, некрасивой вдове с деньгами все с той же целью – купить усадьбу с крыжовником. Ее деньги он положил в банк на свое имя, а саму женщину «держал впроголодь». Жена начала чахнуть и через три года умерла.

«Крыжовник»

  • Это второй рассказ, в основе которого лежит история брата Ивана Иваныча, Николая Иваныча.
  • Краткое содержание: у Ивана Иваныча был младший брат Николай Иваныч. Отец оставил им «потомственное дворянство», а также имение, которое вскоре после его смерти отобрали за долги. У Николая Иваныча появилась мечта купить маленькую усадьбу, где непременно будет расти крыжовник. Мужчина постоянно читал «хозяйственные книжки», объявления о продаже земли, мечтал о том, как будет проводить время в деревне. Иван Иваныч желания брата не разделял.

Стараясь скопить как можно больше денег, Николай «недоедал, недопивал», одевался, «словно нищий». Когда ему минуло сорок лет, мужчина женился на старой, некрасивой вдове с деньгами все с той же целью – купить усадьбу с крыжовником. Ее деньги он положил в банк на свое имя, а саму женщину «держал впроголодь». Жена начала чахнуть и через три года умерла.

«Крыжовник»  Николай Иваныч, не виня себя в смерти жены, вскоре купил «сто двенадцать десятин с барским домом, с людской, с парком», но ни фруктового сада, ни крыжовника. Однако Николай Иваныч не опечалился: «выписал себе двадцать кустов крыжовника, посадил и зажил помещиком».  Он «постарел, располнел, обрюзг». «Это уж был не прежний робкий бедняга-чиновник, а настоящий помещик, барин». Николай Иваныч уже судился с обществом и заводами, заставлял мужиков называть себя «ваше высокоблагородие».  Вечером Николай Иваныч с волнением ел по ягодке крыжовник, восторгаясь тем, как же это вкусно, хотя на самом деле крыжовник был жестким и кислым. Иван Иваныч видел перед собой «счастливого человека», «который достиг цели в жизни», им «овладело тяжелое чувство», близкое к отчаянию.

«Крыжовник»

Николай Иваныч, не виня себя в смерти жены, вскоре купил «сто двенадцать десятин с барским домом, с людской, с парком», но ни фруктового сада, ни крыжовника. Однако Николай Иваныч не опечалился: «выписал себе двадцать кустов крыжовника, посадил и зажил помещиком».

Он «постарел, располнел, обрюзг». «Это уж был не прежний робкий бедняга-чиновник, а настоящий помещик, барин». Николай Иваныч уже судился с обществом и заводами, заставлял мужиков называть себя «ваше высокоблагородие».

Вечером Николай Иваныч с волнением ел по ягодке крыжовник, восторгаясь тем, как же это вкусно, хотя на самом деле крыжовник был жестким и кислым. Иван Иваныч видел перед собой «счастливого человека», «который достиг цели в жизни», им «овладело тяжелое чувство», близкое к отчаянию.

«Крыжовник»  В «Крыжовнике» Буркин и Алехин не понимают, какую идею пытался донести до них своим рассказом Иван Иваныч. Мужчины восприняли историю Николая Иваныча как обычный бытовой случай, не вынеся из нее никакой морали. Равнодушное молчание со стороны собеседников Ивана Иваныча подтверждает его мысли, что счастливые люди живут, словно в «гипнозе», в своеобразном «футляре» достижения собственного счастья.

«Крыжовник»

В «Крыжовнике» Буркин и Алехин не понимают, какую идею пытался донести до них своим рассказом Иван Иваныч. Мужчины восприняли историю Николая Иваныча как обычный бытовой случай, не вынеся из нее никакой морали. Равнодушное молчание со стороны собеседников Ивана Иваныча подтверждает его мысли, что счастливые люди живут, словно в «гипнозе», в своеобразном «футляре» достижения собственного счастья.

«О любви»  Это третий рассказ цикла, в котором Алехин рассказывает историю своей любви…  Краткое содержание:  он переехал в Софьино сразу после окончания университета. Так как «на имении был большой долг», Алехин решил уступить своим городским привычкам и усердно работать, пока все не уплатит. Вместе со всеми он пахал, сеял, косил.  В первые же годы мужчину выбрали в «почетные мировые судьи». На одном из заседаний он познакомился с Лугановичем. Тот позвал Алехина на обед и представил своей жене Анне Алексеевне, которой тогда было не более двадцати двух лет. К тому времени у неё был ребенок. Алехин «почувствовал в женщине существо близкое, уже знакомое». Он старался не думать о ней, но “легкая тень её “лежала на его душе. Следующий раз Алехин увиделся с Анной Алексеевной на благотворительном спектакле. Он опять почувствовал близость к ней, был пленен её красотой.

«О любви»

  • Это третий рассказ цикла, в котором Алехин рассказывает историю своей любви…
  • Краткое содержание: он переехал в Софьино сразу после окончания университета. Так как «на имении был большой долг», Алехин решил уступить своим городским привычкам и усердно работать, пока все не уплатит. Вместе со всеми он пахал, сеял, косил.

В первые же годы мужчину выбрали в «почетные мировые судьи». На одном из заседаний он познакомился с Лугановичем. Тот позвал Алехина на обед и представил своей жене Анне Алексеевне, которой тогда было не более двадцати двух лет. К тому времени у неё был ребенок. Алехин «почувствовал в женщине существо близкое, уже знакомое». Он старался не думать о ней, но “легкая тень её “лежала на его душе. Следующий раз Алехин увиделся с Анной Алексеевной на благотворительном спектакле. Он опять почувствовал близость к ней, был пленен её красотой.

«О любви»  Алехин все чаще бывал у Лугановичей, став у них «своим». Каждый раз Анна Алексеевна производила на него «впечатление чего-то нового, необыкновенного и важного». Они могли беседовать, подолгу молчать; она играла ему на рояле.  Алехин все время пытался «понять тайну молодой, красивой, умной женщины, которая выходит за неинтересного человека, имеет от него детей».  Каждый раз, приезжая в город, мужчина видел, что Анна Алексеевна ждала его. Однако они не признавались в своей любви. Алехин размышлял над тем, к чему бы могла привести их любовь, что он не может предложить ей интересную жизнь, а только «более будничную обстановку». «И она, по-видимому, рассуждала подобным же образом», думала о муже и детях.

«О любви»

Алехин все чаще бывал у Лугановичей, став у них «своим». Каждый раз Анна Алексеевна производила на него «впечатление чего-то нового, необыкновенного и важного». Они могли беседовать, подолгу молчать; она играла ему на рояле.

Алехин все время пытался «понять тайну молодой, красивой, умной женщины, которая выходит за неинтересного человека, имеет от него детей».

Каждый раз, приезжая в город, мужчина видел, что Анна Алексеевна ждала его. Однако они не признавались в своей любви. Алехин размышлял над тем, к чему бы могла привести их любовь, что он не может предложить ей интересную жизнь, а только «более будничную обстановку». «И она, по-видимому, рассуждала подобным же образом», думала о муже и детях.

«О любви»  В последние годы Анна Алексеевна «уже лечилась от расстройства нервов», ощущала недовольство жизнью. При посторонних она испытывала «какое-то странное раздражение» против Алехина. Вскоре Лугановича назначили «председателем в одной из западных губерний». В конце августа Анну Алексеевну доктор отправил лечиться в Крым, и было решено, что она приедет к семье позже. Провожая женщину, Алехин в последний момент вбежал в купе. Он обнял ее и начал целовать, она прижалась к нему и плакала. «Я признался ей в своей любви, и со жгучей болью в сердце я понял, как ненужно, мелко и как обманчиво было всё то, что нам мешало любить». Он поцеловал ее в последний раз, и они навсегда расстались.

«О любви»

В последние годы Анна Алексеевна «уже лечилась от расстройства нервов», ощущала недовольство жизнью. При посторонних она испытывала «какое-то странное раздражение» против Алехина.

Вскоре Лугановича назначили «председателем в одной из западных губерний». В конце августа Анну Алексеевну доктор отправил лечиться в Крым, и было решено, что она приедет к семье позже. Провожая женщину, Алехин в последний момент вбежал в купе. Он обнял ее и начал целовать, она прижалась к нему и плакала. «Я признался ей в своей любви, и со жгучей болью в сердце я понял, как ненужно, мелко и как обманчиво было всё то, что нам мешало любить». Он поцеловал ее в последний раз, и они навсегда расстались.

Проблематика  Эти произведения дают читателю возможность оценить, как жестоко ошибается человек, пасующий перед реальными обстоятельствами.  Рассказы цикла посвящены исследованию власти, собственности и семьи.  Герои, закованные в свои «футляры», одержимы идеями, которые полностью подчиняют их себе:  - Беликов испытывает страх перед неуправляемой логикой жизни, от которой прячется в многочисленные «футляры».  - Желание добиться любыми средствами своей цели уродует Николая Иваныча .  - Сомнение в том, что любовь принесёт счастье Анне Алексеевне угнетает Алёхина.

Проблематика

  • Эти произведения дают читателю возможность оценить, как жестоко ошибается человек, пасующий перед реальными обстоятельствами.
  • Рассказы цикла посвящены исследованию власти, собственности и семьи.
  • Герои, закованные в свои «футляры», одержимы идеями, которые полностью подчиняют их себе:

- Беликов испытывает страх перед неуправляемой логикой жизни, от которой прячется в многочисленные «футляры».

- Желание добиться любыми средствами своей цели уродует Николая Иваныча .

- Сомнение в том, что любовь принесёт счастье Анне Алексеевне угнетает Алёхина.

Тема «футлярности»  «Человек в футляре»: учитель греческого языка Беликов мыслит стереотипно, боится отступить от правил и осуждает всё новое, повторяя: «Как бы чего не вышло». Его «футлярность» прорисована и во внешнем облике: он ходит всегда в галошах, под зонтом, в темных очках, в тёплом пальто на вате, с поднятым воротником, как будто хочет спрятаться, отгородиться от внешнего мира. Действительность раздражает и пугает его, вызывая постоянную тревогу. Чтобы преодолеть свое отвращение к настоящему, он хвалит прошлое. Поэтому «футлярным» становится даже его образ мысли. Фигура Беликова жалкая, ранимая и зловещая одновременно. Он олицетворяет общественное явление, получившее название «беликовщины». Его образ становится нарицательным.

Тема «футлярности»

«Человек в футляре»: учитель греческого языка Беликов мыслит стереотипно, боится отступить от правил и осуждает всё новое, повторяя: «Как бы чего не вышло». Его «футлярность» прорисована и во внешнем облике: он ходит всегда в галошах, под зонтом, в темных очках, в тёплом пальто на вате, с поднятым воротником, как будто хочет спрятаться, отгородиться от внешнего мира. Действительность раздражает и пугает его, вызывая постоянную тревогу. Чтобы преодолеть свое отвращение к настоящему, он хвалит прошлое. Поэтому «футлярным» становится даже его образ мысли. Фигура Беликова жалкая, ранимая и зловещая одновременно. Он олицетворяет общественное явление, получившее название «беликовщины». Его образ становится нарицательным.

Тема «футлярности»  «Крыжовник»: Чехов поднимает тему духовной опустошённости и слепого следования своей навязчивой идее. Главный герой не пробуждает ни сочувствия, ни симпатии, планомерно заковывая себя в свой «футляр». Невинная мечта рядового чиновника Николая Ивановича купить имение доводит его жизнь до абсурда. Чехов призывает: «Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства и особенности своего свободного духа».

Тема «футлярности»

«Крыжовник»: Чехов поднимает тему духовной опустошённости и слепого следования своей навязчивой идее. Главный герой не пробуждает ни сочувствия, ни симпатии, планомерно заковывая себя в свой «футляр». Невинная мечта рядового чиновника Николая Ивановича купить имение доводит его жизнь до абсурда. Чехов призывает: «Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства и особенности своего свободного духа».

Тема «футлярности»  «О любви»: тема семьи и отношений раскрыта писателем в рассказе «О любви», в котором герои притупляют свои чувства к другим. Анна Алексеевна опасается разрушить несуществующее семейное счастье, а её возлюбленный Алёхин не уверен, что может предложить ей достойную жизнь. И лишь когда приходит пора расставаться, они понимают, каким незначительным является всё то, что мешает им любить.  Герои «Маленькой трилогии» получают урок: они слишком поздно осознают безысходный тупик «футлярной жизни». Писатель призывает к духовной свободе, поэтому его произведения остаются актуальными и в наше время.

Тема «футлярности»

«О любви»: тема семьи и отношений раскрыта писателем в рассказе «О любви», в котором герои притупляют свои чувства к другим. Анна Алексеевна опасается разрушить несуществующее семейное счастье, а её возлюбленный Алёхин не уверен, что может предложить ей достойную жизнь. И лишь когда приходит пора расставаться, они понимают, каким незначительным является всё то, что мешает им любить.

Герои «Маленькой трилогии» получают урок: они слишком поздно осознают безысходный тупик «футлярной жизни». Писатель призывает к духовной свободе, поэтому его произведения остаются актуальными и в наше время.

Задания В использовании пейзажа в рассказах проявляется отношение А.П.Чехова к своим героям. Соотнесите описание с названиями рассказов «Маленькой трилогии». К какому рассказу относятся пейзажи:«О любви», «Человек в футляре», «Крыжовник»? Пейзажные зарисовки: 1 . Душа лунной ночью «кротка, печальна, прекрасна, и кажется, что и звёзды смотрят на неё ласково и с умилением и что зла уже нет на земле и всё благополучно». 2. «Теперь, в тихую погоду, когда вся природа казалась кроткой и задумчивой, Иван Иваныч и Буркин были проникнуты любовью к этому полю, и оба думали о том, как велика, как прекрасна эта страна». 3. «Буркин и Иван Иваныч вышли на балкон; отсюда был прекрасный вид на сад и на плес, который блестел теперь на солнце, как зеркало».

Задания

В использовании пейзажа в рассказах проявляется отношение А.П.Чехова к своим героям. Соотнесите описание с названиями рассказов «Маленькой трилогии». К какому рассказу относятся пейзажи:«О любви», «Человек в футляре», «Крыжовник»?

Пейзажные зарисовки:

1 . Душа лунной ночью «кротка, печальна, прекрасна, и кажется, что и звёзды смотрят на неё ласково и с умилением и что зла уже нет на земле и всё благополучно».

2. «Теперь, в тихую погоду, когда вся природа казалась кроткой и задумчивой, Иван Иваныч и Буркин были проникнуты любовью к этому полю, и оба думали о том, как велика, как прекрасна эта страна».

3. «Буркин и Иван Иваныч вышли на балкон; отсюда был прекрасный вид на сад и на плес, который блестел теперь на солнце, как зеркало».

Задания Проверь себя! Пейзажные зарисовки: 1 . Душа лунной ночью «кротка, печальна, прекрасна, и кажется, что и звёзды смотрят на неё ласково и с умилением и что зла уже нет на земле и всё благополучно ». «Человек в футляре» 2. «Теперь, в тихую погоду, когда вся природа казалась кроткой и задумчивой, Иван Иваныч и Буркин были проникнуты любовью к этому полю, и оба думали о том, как велика, как прекрасна эта страна». «Крыжовник» 3. «Буркин и Иван Иваныч вышли на балкон; отсюда был прекрасный вид на сад и на плес, который блестел теперь на солнце, как зеркало ». «О любви» Пейзаж создаёт эмоциональный фон, на котором развёртывается действие, подчёркивает психологическое состояние героев, придаёт рассказанным историям более глубокий смысл.

Задания

Проверь себя!

Пейзажные зарисовки:

1 . Душа лунной ночью «кротка, печальна, прекрасна, и кажется, что и звёзды смотрят на неё ласково и с умилением и что зла уже нет на земле и всё благополучно ». «Человек в футляре»

2. «Теперь, в тихую погоду, когда вся природа казалась кроткой и задумчивой, Иван Иваныч и Буркин были проникнуты любовью к этому полю, и оба думали о том, как велика, как прекрасна эта страна». «Крыжовник»

3. «Буркин и Иван Иваныч вышли на балкон; отсюда был прекрасный вид на сад и на плес, который блестел теперь на солнце, как зеркало ». «О любви»

Пейзаж создаёт эмоциональный фон, на котором развёртывается действие, подчёркивает психологическое состояние героев, придаёт рассказанным историям более глубокий смысл.

Задания На ленте времени в хронологическом порядке расположите события , которые показывают нам деградацию героя как личности («Крыжовник»), используйте пронумерованные точки. Николай Иванович - Обрюзгший, располневший, постаревший - Скупой, жадный, не умеющий жалеть и любить. - Самодовольный «Ваше высокоблагородие», «Мы дворяне». - Мечтающий, кроткий, добрый.

Задания

На ленте времени в хронологическом порядке расположите события , которые показывают нам деградацию героя как личности («Крыжовник»), используйте пронумерованные точки.

Николай Иванович

- Обрюзгший, располневший, постаревший

- Скупой, жадный, не умеющий жалеть и любить.

- Самодовольный «Ваше высокоблагородие», «Мы дворяне».

- Мечтающий, кроткий, добрый.

Задания Проверь себя! Николай Иванович 1. Мечтающий, кроткий, добрый. 2. Скупой, жадный, не умеющий жалеть и любить. 3. Обрюзгший, располневший, постаревший 4. Самодовольный «Ваше высокоблагородие», «Мы дворяне». «Футлярное» существование ведёт к деградации личности. Вспомним, как изменился Николай Иванович, когда воплотил свою мечту. Это изменение коснулось его физической формы – новоявленный помещик потолстел, стал вести малоподвижный образ жизни, подурнел: «постарел, располнел, обрюзг; щёки, нос и губы тянутся вперёд, - того и гляди, хрюкнет в одеяло». Деградировала и его внутренняя сущность. Хотя, скорее всего, просто вышло наружу всё то, что в «канцелярской» жизни героя не могло раскрыться.

Задания

Проверь себя!

Николай Иванович

1. Мечтающий, кроткий, добрый.

2. Скупой, жадный, не умеющий жалеть и любить.

3. Обрюзгший, располневший, постаревший

4. Самодовольный «Ваше высокоблагородие», «Мы дворяне».

«Футлярное» существование ведёт к деградации личности. Вспомним, как изменился Николай Иванович, когда воплотил свою мечту. Это изменение коснулось его физической формы – новоявленный помещик потолстел, стал вести малоподвижный образ жизни, подурнел: «постарел, располнел, обрюзг; щёки, нос и губы тянутся вперёд, - того и гляди, хрюкнет в одеяло». Деградировала и его внутренняя сущность. Хотя, скорее всего, просто вышло наружу всё то, что в «канцелярской» жизни героя не могло раскрыться.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!