СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А. С. Пушкин. Биография. Урок.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

А. С. Пушкин. Биография.

Просмотр содержимого документа
«А. С. Пушкин. Биография. Урок.»

Конспект урока по литературе

9 класс

Тема: Русский гений: жизнь и творчество А. С. Пушкина



Цели

- расширить знания учащихся о жизни и творчестве А. С. Пушкина

- систематизировать имеющиеся знания учеников о жизни и творчестве А. С. Пушкина

- пробудить интерес к личности поэта

Образовательные: рассмотреть этапы жизни А. С. Пушкина и его произведения в контексте исторической эпохи жизни в России

Развивающие:

- развивать устную речь учащихся

- развивать навыки работы с информацией

Воспитательные: воспитывать любовь к Родине, искусству, саморазвитию.



Планируемые результаты:

Предметные: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами

Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений и ценностно-смысловых установок (личностные и гражданские позиции в деятельности);

Метапредметые: освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия, использовать их в учебной, познавательной, социальной деятельности, планирование и осуществление учебной деятельности самостоятельно, умение творчески мыслить.



Оборудование: раздаточный материал, демонстрационная доска.















Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые методы, приёмы, формы

Формируемые УУД

Организационный момент

1 минута

Добрый день, дорогие друзья. Прошу садиться. Вам раздали таблицы (см. приложение). По ходу урока заполните пропуски в колонках нужной информацией. Будьте внимательны.


Словесный метод, организация внимания

Личностные: внимание и уважение к окружающим


Актуализация

2 минуты


Любая личность неотделима от своей эпохи. Эпоха влияет на человека, а человек – на эпоху. Александр Сергеевич Пушкин жил в первой воловине 19 века. Запишите его годы жизни, они есть на доске. Скажите, пожалуйста, какие основные исторические события Вам известны на данный период.

Правильно. Скажите, пожалуйста, в это время было социальное расслоение? В чем оно выражалось?


Ответ: «Отечественная война с Наполеоном в 1812 году, декабристское восстание в 1825 году».





Ответ: «Да, было. Были крестьяне и дворяне. Также в этот период еще существовало крепостное право».











Беседа
Блицопрос

Метапредметные: развитие памяти и логического мышления


Мотивация

2 минуты

Слайд 2. Посмотрите на слайд. Что вы видите на нем?



Скажите, эти портреты передают одинаковое состояние поэта, показывают его личность с одной стороны или с нескольких сторон? Какой поэт на этих портретах? Охарактеризуйте.











Мы видим три портрета А. С. Пушкина.


Это три разных портрета. На одном портрете А.С. Пушкин веселый и беззаботный, на другом – важный, серьезный, на третьем – беспомощный, печальный.












Беседа

Исследование


развитие аналитического мышления, развитие интереса к смежным видам искусства

Целеполагание

1 минута

Мы увидели разные состояния поэта. Исходя из этого, скажите, какие цели у нашего урока? Что мы должны рассмотреть?


Мы должны изучить личность А. С. Пушкина, рассмотреть разные стороны его жизни, разные состояния, настроения, ситуации.


Исследование

Метапредметные: развитие аналитического мышления

Новый материал
33 минуты


Слайд 3 . Александр Сергеевич Пушкин родился в 1799 году в Москве. Александр Сергеевич происходил из старого дворянского рода Пушкиных. В роду матери текла африканская кровь, так как мать была родной внучкой знаменитого африканца Ганнибала, бывшего любимцем Петра 1. Маленькому Саше не хватало родительской ласки, так как родители больше времени уделяли двум другим детям. Скажите, пожалуйста, как это могло отразиться на характере подрастающего поэта?



Верно. Начальное образование Александр получал дома, под руководством гувернеров-иностранцев. Скажите, пожалуйста, почему гувернеры Пушкина были именно иностранцы? Как это могло повлиять на поэта?







Слайд 4.Верно.Уже в семь лет Пушкин писал стихотворения на французском языке. У маленького Саши была няня, Арина Родионовна. Она была простой крестьянской женщиной, которая делилась с ним сказками, преданиями, сказаниями и прочим устным народным творчеством. Скажите, как это могло отразиться на мировоззрении и творчестве поэта?




Да. Отражение фольклора особенно заметно в его сказках. Какие сказки Пушкина Вы знаете?


Прекрасно. Итак, Александр Сергеевич имел африканскую кровь, которая наложила отпечаток на его темперамент и нрав ( Пушкин был вспыльчив, что влекло за собой множество дуэлей), им занимались иностранные гувернеры, с ним сидела няня, которая была русской крестьянкой. Как все это повлияло на кругозор Пушкина?


Да. Если мы знаем много о многих культурах, то это помогает нам чувствовать лучше самых разных людей.

Слайд 6. В 12 лет Пушкин поступил в лицей в Царском селе. Лицей готовил дворянских детей для высшей государственной службы. У Александра был буйный нрав, что влияло на его учебу: ему плохо давались точные науки, зато он делал успехи в языках и литературе. Там же Александр встретил своих друзей, с которыми не переставал общаться до самой смерти. В число этих друзей входили А.А. Дельвиг, И.И. Пущин, В. Кюхельбекер. Интересно, что все лицеисты занимались поэзией. Посмотрите отрывок из фильма о лицейских годах Пушкина. Как вы можете охарактеризовать Пушкина и его товарищей в эти годы? Здесь им по 15-16 лет.


Верно. Лицейские годы наиболее ярко отражены в стихотворении А. С. Пушкина «Царское село». Лицей он окончил в 18 лет. После выпуска он был определен на государственную службу в коллегию иностранных дел, однако данная работа его не очень привлекала. Он посещал балы, рестораны, различные мероприятия. Позже Пушкин в ступил в общество «Зеленая лампа», где обсуждались вопросы искусства, политики, темы необходимости вопросы отмены крепостного права. Итак, если в монархической стране, где есть крепостное право обсуждались подобные вопросы, то как к подобным обществам могла относиться власть?

В это время было написано много эпиграмм (высмеивающих что-либо небольших стихотворений), посвященных власти. За это Пушкина перевели служить на юг. Эта ссылка продлится 4 года. Там Пушкин впитывал в себя Кавказскую атмосферу, которая отразилась в большом количестве его произведений. Какие из них вам известны?

Да. Еще стихотворения «На холмах Грузии», «Узник» и т.д.

В это время дворянские революционеры готовились пошатнуть монархию. А Пушкин увлекся атеистическими учениями, что привело его к ссылке в село Михайловское, так как общество 19 века было очень религиозно. Пушкину было уже 25 лет. Пыл бездумной молодости прошел. Пушкин наблюдал за русским бытом, за природой. Это стало его вдохновением, он ходил на базары, слушал речь крестьян. Как думаете, зачем?







Верно. Роман «Евгений Онегин», работа над которым была начата в ссылке, считается энциклопедией русской жизни. В каких еще произведениях показан просто русский народ?

Скончался император Александр 1. Пушкин предчувствовал восстание друзей-вольнодумцев. Пушкин решил покинуть деревню, однако дорогу ему перебежал заяц, а затем встретился священник. Эти приметы считались несчастливыми. Пушкин был суеверен и вернулся домой. Это спасло ему жизнь, так как после смерти Александра 1 заговорщики вышли на сенатскую площадь, попытка переворота была неудачной. Новый император Николай 1 подавил переворот. Многие друзья Пушкина были арестованы, а некоторые погибли. Связь с декабристами отражается в таких стихотворениях, как «Во глубине сибирских руд», «19 октября» и т.п. Лирический герой поэта в стихотворении говорит: «Любовь и дружество до вас

Дойдут сквозь мрачные затворы,

Как в ваши каторжные норы

Доходит мой свободный глас».

Получается, что Пушкин сильно рисковал, когда писал эти строки. Однако, при всем при этом он пишет слова поддержки для друзей, рискуя собственной свободой и жизнью. Как это характеризует Пушкина?



Верно. Ссылка длилась 2 года. Николай 1 лично общался с Пушкиным. Император назвал поэта умнейшим человеком в России.

Пушкин начал думать о женитьбе. На одном из балов встретил Наталью Гончарову. Слайд 6. Ее красота была необычна, поэтому все взгляды были прикованы к ней. Однако, репутация Пушкина привела к тому, что сначала родители Натальи отказывали ему в женитьбе. Но радостное событие все равно произошло. Брак был счастливым.

Пушкин отправился в Болдино, чтобы заложить имение и вернуться в Москву, но этим планам помешала вспышка холеры, и Пушкину пришлось остаться в Болдино на время карантина. За это время были написаны стихотворения из цикла «Болдинская осень».


Мы сказали о том, что Пушкин имел успех на балах, был талантливым, боролся за правду, его жена была первой красавицей. Все эти вещи способствовали нарастанию завести со стороны высшего света. Пушкину 31 год. Он стал спокоен, но как и прежде, высшая ценность для него – его честь и честь его семьи. Посчитайте, через сколько лет скончается Пушкин?


Верно. В эти годы он уже практически ничего не создавал, однако здесь нужно обратить внимание на саму личность Пушкина, которая уже сама по себе была искусством, особым выражением мысли.

В это время он изучал историю Петра 1, Емельяна Пугачева. В каком произведении вы встречали образ Пугачева?

Пушкин был историографом. Ему дали звание камер-юнкера, что оскорбила Пушкина, так как на этой должности были юнцы. Пушкина заставляли ходить в мундире, что он не очень любил.

Александр опережал время: он писал исторические труды, которые в то время еще не поняли и не приняли.

Как отразились на Александре нападки критики, непонимание его в творческой среде, напряжение отношений со светским обществом и низкий доход, который теперь у него был?

Да. Но это было начало трагедии. Впереди – яркий, мученический уход поэта, который заставил содрогнуться всю Россию. На одном из балов на Наталью обратил внимание француз Дантес. Его не сильно смущало, что Наталья замужем, а его нескромные ухаживания порочат женщину. Как вы думаете, как правдолюбивый Пушкин, для которого высшая ценность – его честь и честь семьи, мог отреагировать на подобное?

Да. Пушкина начали называть «рогоносцем». Это звание порочило и его, и Наталью. Пушкин хотел защитить, в первую очередь, честь честной и верной жены.

В это время Дантес даже успел жениться на родной сестре Натальи, чтобы продолжить с ней общение уже в качестве родственника. Дуэль неизбежна.

Пуля попала Пушкину в живот. Такие раны раньше не лечились. Поэтому поэт умирал мучительно несколько дней. Ему прикладывали лед. Муки были ужасными, но он терпел, чтобы доставлять меньше переживаний Наталье. Перед смертью Пушкин сказал: «Моя жена не виновата». Он сказал Наталье носить траур два года, а затем выходить замуж. Но Наталья носила траур 7 лет. Исходя из этого, что вы можете сказать об отношении супругов друг к другу, об их характерах?

Вы знаете, что крестьяне не умели читать, поэтому стихотворений Пушкина они не знали. Но в городе начали говорить о том, француз убил русского гения. И крестьяне пошли к зданию правительства. Если бы они зашли в него, то вряд ли бы кто остался жив. Скажите, что в словах «француз убил русского поэта» пробудило подобные чувства в сердцах народа, который даже не был знаком с творчеством Пушкина? Что помнил народ?



Своей смертью Пушкин объединил всех: и скорбящих дворян, и простых людей, которые огромной толпой ( по некоторым данным, 50 тыс.человек) пошли к зданию правительства. И через десятки лет, во Вторую Мировую Войну, фашисты будут пытаться взорвать могилу Пушкина. Скажите, для чего им понадобилось это делать?

Слайд 7. В завершении нашего разговора посмотрите отрывок из фильма о последних днях А. С. Пушкина. Здесь показан диалог отчима Дантеса и Жуковского.







.









Возможно, это могло повлиять на некоторую замкнутость в характере, на нехватку нежности, на отсутствие ощущения семьи.






Потому что в то время так было принято в дворянских кругах. Это способствовало тому, что человек часто говорил на французском языке, он впитывал в себя западные ценности, западную культуру.











Пушкин знакомился с исконно русским творчеством, элементы которого использовал и в своих произведениях.

«Сказка о рыбаке и рыбке», «Руслан и Людмила», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».








Связь с разными культурами повлияла на широкий кругозор поэта.





















Пушкин и его друзья достаточно горды, непослушны, но образованы, у них острый ум, они ценят дружбу.


















Отрицательно, так как такие взгляды являлись вольнодумством.










Например, «Кавказский пленник».




















Он собирал материал для своих будущих произведений. Ему нужно было воспроизводить говор крестьян, простого народа для наиболее полного отражения действительности.




В романе «Капитанская дочка».




























Это характеризует его как честного, смелого человека, который готов пострадать во имя дружбы, во имя дела, во имя взглядов.





































Он будет жить еще 6 лет.







В «Капитанской дочке»













Пушкин мог отчаяться, потому что все это давило на него. Вероятно, он мог чувствовать себя ненужным и одиноким.










Вызов на дуэль, так как в то время оскорбление чести у дворян заканчивалось дуэлью.




















Пушкин отдал жизнь ради чести своей семьи. Он пострадал, чтобы защитить любимую жену. Наталья – честная и верная жена, которая чтила память о муже.











Народ помнил войну с французами. Иностранец фактически убил русского гения. Это разгневало народ.










Для того, чтобы осквернить одну из главных ценностей России – ее вечного поэта.


















Рассуждение

Беседа

Анализ информации

Предметные: умение работы с информацией; осмысленное построение речевого высказывания в устной форме
Метапредметные: развитие аналитического мышления


Рефлексия

1 мин

Итак, подпишите свои таблицы и сдайте их на проверку.

Завершают заполнение и сдают.































Приложение:

Период

События в жизни А. С. Пушкина. Его произведения в этот момент.

1799-1811 Детство А. С. Пушкина. Происхождение. Воспитание.


1811-1817 Лицей. С кем общается? Чем увлекается? Какой характер?


1817-1826. Чем занимается? Как проводит время? Две ссылки. Какие политические идеи занимают Пушкина?


1826 – 1830 Женитьба на Наталье Гончаровой. Болдинская осень


1831-1837 Отношения с высшим светом. Кризис в творчестве. Работа с историческим материалом. Конфликт с Дантесом.


1837 - … Реакция народа на убийство Пушкина. Траур вдовы Пушкина. Могила Пушкина в годы ВОВ





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!