СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А.С.Пушкин. Пролог к поэме «Руслан и Людмила» Пушкинское лукоморье.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

презентация к уроку литературы по творчеству А.С.Пушкина.

Просмотр содержимого документа
«А.С.Пушкин. Пролог к поэме «Руслан и Людмила» Пушкинское лукоморье.»

А.С.Пушкин.  Пролог к поэме «Руслан и Людмила» Пушкинское лукоморье.   Презентацию подготовила:  учитель русского языка и литературы  Яменской СОШ  Трофименко Светлана Александровна.

А.С.Пушкин. Пролог к поэме «Руслан и Людмила» Пушкинское лукоморье. Презентацию подготовила: учитель русского языка и литературы Яменской СОШ Трофименко Светлана Александровна.

 «С восторгом помню я  и память не нарушу О днях моей ребячьей  простоты, Когда в открытую и  жаждущую душу Твоих мне сказок  сыпались цветы.»  Н.Храброва.

«С восторгом помню я

и память не нарушу

О днях моей ребячьей

простоты,

Когда в открытую и

жаждущую душу

Твоих мне сказок

сыпались цветы.»

Н.Храброва.

Там русский дух…  Там Русью пахнет…

Там русский дух… Там Русью пахнет…

Замысел поэмы «Руслан и Людмила» возник в Лицее. Закончил и написал ее Пушкин в Петербурге в 1820 году. Поэту было 20 лет. Поэма имела успех необыкновенный. Первый поэт того времени Жуковский, считавшийся учителем Пушкина в поэзии, подарил ему свой портрет с надписью:  «Победителю – ученику от побеждённого учителя в тот высокоторжественный день, в который он окончил поэму «Руслан и Людмила», 1820, марта 26, великая пятница».

Замысел поэмы «Руслан и Людмила» возник в Лицее. Закончил и написал ее Пушкин в Петербурге в 1820 году. Поэту было 20 лет. Поэма имела успех необыкновенный. Первый поэт того времени Жуковский, считавшийся учителем Пушкина в поэзии, подарил ему свой портрет с надписью:

«Победителю – ученику от побеждённого учителя в тот высокоторжественный день, в который он окончил поэму «Руслан и Людмила», 1820, марта 26, великая пятница».

Пролог – вводная часть художественного произведения, содержащая рассказ о событиях, предшествовавших основному повествованию.

Пролог – вводная часть художественного произведения, содержащая рассказ о событиях, предшествовавших основному повествованию.

Создание пролога связано с пребыванием Пушкина в ссылке, в Михайловском, где он слушал народные сказки, которые рассказывала ему няня, Арина Родионовна, где он слышал живую, яркую народную речь на местных ярмарках. А.С.Пушкин сам определяет жанр «Руслана и Людмилы» («… сказку эту поведаю теперь я свету».)

Создание пролога связано с пребыванием Пушкина в ссылке, в Михайловском, где он слушал народные сказки, которые рассказывала ему няня, Арина Родионовна, где он слышал живую, яркую народную речь на местных ярмарках.

А.С.Пушкин сам определяет жанр «Руслана и Людмилы» («… сказку эту поведаю теперь я свету».)

1. Каким настроением проникнут Пролог? 2. Какие эпитеты создают живописную палитру стихотворения? 3. Какие образы-сюжеты вы предложили бы для иллюстрации Пролога?

1. Каким настроением проникнут Пролог?

2. Какие эпитеты создают живописную палитру стихотворения?

3. Какие образы-сюжеты вы предложили бы для иллюстрации Пролога?

Далее появляются сцены из сказок. Однако первые образы – лешего и русалки – еще не сказочные. Это персонажи быличек – историй, в которые русский народ издавна верил
  • Далее появляются сцены из сказок. Однако первые образы – лешего и русалки – еще не сказочные. Это персонажи быличек – историй, в которые русский народ издавна верил
Мир волшебного входит в сознание читателя постепенно. Вот появляется хорошо знакомая каждому избушка на курьих ножках.
  • Мир волшебного входит в сознание читателя постепенно. Вот появляется хорошо знакомая каждому избушка на курьих ножках.
А с тридцатью витязями мы знакомы по пушкинской сказке. Откуда эти строчки: В свете есть иное диво: Море вздуется бурливо, Закипит, подымет вой, Хлынет на берег пустой, Разольется в шумном беге, И очутятся на бреге В чешуе, как жар горя, Тридцать три богатыря .

А с тридцатью витязями мы знакомы по пушкинской сказке. Откуда эти строчки:

В свете есть иное диво:

Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой,

Хлынет на берег пустой,

Разольется в шумном беге,

И очутятся на бреге

В чешуе, как жар горя,

Тридцать три богатыря .

Следующая сценка («Колдун несет богатыря») – из поэмы «Руслан и Людмила», которая, в свою очередь, восходит к сказке «три подземных царства».

Следующая сценка («Колдун несет богатыря») – из поэмы «Руслан и Людмила», которая, в свою очередь, восходит к сказке «три подземных царства».

А вот царевна и волк «пришли» из сказки «Иван-царевич и Серый Волк».

А вот царевна и волк «пришли» из сказки «Иван-царевич и Серый Волк».

Баба Яга и Кощей могли прийти из самых разных сказок.

Баба Яга и Кощей могли прийти из самых разных сказок.

В конце Пролога мы вновь встречаемся со сказочной формулой, слегка измененной поэтом. Вспомните эту традиционную сказочную концовку. («И я там был, мед, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало»). Что изменил в ней поэт и зачем? (Он опустил отрицательную часть («по усам текло, а в рот не попало») и ввел целый ряд утверждений: «был», «пил», «видел», «сидел», «мне сказки говорил». Этим поэт подчеркивает, что в чудесный мир сказки он вошел навсегда и расстаться с ним не желает.

В конце Пролога мы вновь встречаемся со сказочной формулой, слегка измененной поэтом. Вспомните эту традиционную сказочную концовку. («И я там был, мед, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало»). Что изменил в ней поэт и зачем? (Он опустил отрицательную часть («по усам текло, а в рот не попало») и ввел целый ряд утверждений: «был», «пил», «видел», «сидел», «мне сказки говорил». Этим поэт подчеркивает, что в чудесный мир сказки он вошел навсегда и расстаться с ним не желает.

Лукоморье Чредой  Неведомые (дорожки) Мимоходом  Невиданные (звери)  Пленяет  … и дол видений полны… Темница  Прихлынут Над златом чахнет  Брег песчаный  Витязь Поведать

Лукоморье Чредой

Неведомые (дорожки) Мимоходом

Невиданные (звери) Пленяет

и дол видений полны… Темница

Прихлынут Над златом чахнет

Брег песчаный

Витязь Поведать

У лукоморья дуб зеленый…

У лукоморья дуб зеленый…

Выучить наизусть «Пролог», Составить иллюстрацию к «Прологу». Вспомнить сказки А.С.Пушкина
  • Выучить наизусть «Пролог»,
  • Составить иллюстрацию к «Прологу».
  • Вспомнить сказки А.С.Пушкина
Спасибо за урок !

Спасибо за урок !


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!