СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Добро и Зло в сказке.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку по теме "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях"

Просмотр содержимого документа
«А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Добро и Зло в сказке.»

Яменская СОШ  А.С.Пушкин.  «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».  Добро и Зло в сказке. УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ Автор –Трофименко С.А. Учитель русского языка и литературы

Яменская СОШ

А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Добро и Зло в сказке.

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ

Автор –Трофименко С.А.

Учитель русского языка и литературы

 Вечером слушаю сказки – и вознаграждаю тем недостатки своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!  А.С.Пушкин Портрет А.С. Пушкина  1833  года .

Вечером слушаю сказки – и вознаграждаю тем недостатки своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!

А.С.Пушкин

Портрет А.С. Пушкина 1833 года .

Проблемные вопросы . Любите ли вы сказки и почему?  Какую пользу они приносят?  Нужны ли сказки в жизни?  Кто пишет сказки?

Проблемные вопросы .

  • Любите ли вы сказки и почему?
  • Какую пользу они приносят?
  • Нужны ли сказки в жизни?
  • Кто пишет сказки?
Основные проблемные вопросы Является ли авторская сказка самостоятельным произведением или это обработанный повтор народной сказки? Кто в сказке является олицетворение добра и зла?

Основные проблемные вопросы

  • Является ли авторская сказка самостоятельным произведением или это обработанный повтор народной сказки?
  • Кто в сказке является олицетворение добра и зла?
Правильный ответ. Авторская сказка – это самостоятельные произведения, так как они написаны с более сложным сюжетом, в другой форме, добавлено много персонажей, у героев сказок свои характеры, изменены имена, зачины и концовки.  Содержание сказок подчинено более глубокой идее: «Со злом нельзя бороться злом. Только добро может победить зло, причем, оставаясь добром».

Правильный ответ.

  • Авторская сказка – это самостоятельные произведения, так как они написаны с более сложным сюжетом, в другой форме, добавлено много персонажей, у героев сказок свои характеры, изменены имена, зачины и концовки.
  • Содержание сказок подчинено более глубокой идее: «Со злом нельзя бороться злом. Только добро может победить зло, причем, оставаясь добром».
Сказка мудростью богата А. Родионовна А.С. Пушкин Братья Гримм русская народная  сказка  «Волшебное Зеркальце» Шарль Перро авторская сказка  «Белоснежка и семь гномов» авторская сказка  «Сказка о мертвой Царевне и о семи богатырях» авторская сказка «Спящая красавица

Сказка мудростью богата

А. Родионовна

А.С. Пушкин

Братья Гримм

русская народная

сказка

«Волшебное

Зеркальце»

Шарль Перро

авторская сказка

«Белоснежка

и семь гномов»

авторская сказка

«Сказка о мертвой

Царевне и о семи

богатырях»

авторская сказка

«Спящая красавица

Гипотезы. Сказка А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» – это обработанный повтор народной сказки.  «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» – самостоятельное произведение. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» – заимствование из западно-европейской культуры.

Гипотезы.

  • Сказка А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» – это обработанный повтор народной сказки.
  • «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» – самостоятельное произведение.
  • «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» – заимствование из западно-европейской культуры.

Выразительное чтение сказки 1.Чтение сказки. 2. Работа по вопросам. —  Какое настроение вызвала у вас сказка Пушкина?         («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» вызывает хорошее, радостное настроение. Но сначала возникает чувство грусти, тревоги за судьбу царевны, и только когда королевич Елисей спасает царевну, грусть и печаль уходят). —  Кто из героев особенно понравился вам? Кто вызвал другие чувства?         (Детям обычно нравится молодая царевна, богатыри, Соколко и королевич Елисей, а мачеха вызывает чувство возмущения).

Выразительное чтение сказки

1.Чтение сказки.

2. Работа по вопросам.

—  Какое настроение вызвала у вас сказка Пушкина?

       («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» вызывает хорошее, радостное настроение. Но сначала возникает чувство грусти, тревоги за судьбу царевны, и только когда королевич Елисей спасает царевну, грусть и печаль уходят).

—  Кто из героев особенно понравился вам? Кто вызвал другие чувства?

       (Детям обычно нравится молодая царевна, богатыри, Соколко и королевич Елисей, а мачеха вызывает чувство возмущения).

Истоки сказки

       В 1812—1814 гг. Якоб и Вильгельм Гримм издали «Детские и семейные сказки», в 1816—1818 гг. — «Немецкие предания».       В 1818 г. под названием «Древние российские стихотворения» был издан с музыкальными нотами сборник русских былин, исторических и лирических песен, духовных стихов и скоморошин, составленный Киршей Даниловым, жившем в XVIII столетии. Интерес к традиционной культуре и истории народа поддерживал выпуск «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина. Вскоре Пушкин создает поэму «Руслан и Людмила» (опубликована в 1820 г.), в которой исторические мотивы вплетаются в сказочный сюжет.       Внимание передовых членов дворянского общества постепенно обращается к народной культуре. В ссылке в Михайловском А. С. Пушкин не просто слушает сказки няни Арины Родионовны, но делает конспекты (краткие записи) этих сказок. В шутливом споре с В. А. Жуковским о лучшей обработке народной сказки Пушкин опирается именно на эти записи. Тогда, летом 1831 г., он пишет «Сказку о царе Салтане...».       Спустя два года, осенью 1833 г. (т. е. в знаменитую Болдинскую осень), Пушкин закончил «Сказку о мертвой царевне». Сюжетно эта сказка перекликается со «Спящей царевной» В. А. Жуковского, но он опирался на записи европейских сказок, а А. С. Пушкин взял за основу записанный им русский народный сюжет.

СОГЛАШЕНИЕ Пушкиным и Жуковским было заключено шутливое соглашение на лучшую обработку народной сказки. В результате появились сказка «Спящая царевна» Жуковского, «Сказка о царе Салтане...» Пушкина и другие пушкинские сказки. Так что и это шутливое соревнование послужило стимулом к написанию сказок.

СОГЛАШЕНИЕ

  • Пушкиным и Жуковским было заключено шутливое соглашение на лучшую обработку народной сказки. В результате появились сказка «Спящая царевна» Жуковского, «Сказка о царе Салтане...» Пушкина и другие пушкинские сказки. Так что и это шутливое соревнование послужило стимулом к написанию сказок.
Какие фрагменты из сказки изображены?

Какие фрагменты

из сказки

изображены?

Звуковая фонограмма. Черница пришла к царевне. Царевич Елисей ищет свою невесту. (Обращается к Солнцу, Месяцу, Ветру).

Звуковая фонограмма.

  • Черница пришла к царевне.
  • Царевич Елисей ищет свою невесту. (Обращается к Солнцу, Месяцу, Ветру).

Основные образы сказки ●  Опиши царицу-мачеху по ее делам, отношению к другим людям. ●  Как автор характеризует ее в начале сказки? Почему ее красота не радует окружающих? ●  Как отомстила царица-мачеха царевне? ●  Чем закончилась история злобной мачехи? За что она наказана?

Основные образы сказки

  • Опиши царицу-мачеху по ее делам, отношению к другим людям.
  • Как автор характеризует ее в начале сказки? Почему ее красота не радует окружающих?
  • Как отомстила царица-мачеха царевне?
  • Чем закончилась история злобной мачехи? За что она наказана?
  Подготовьте рассказ о царевне, пользуясь планом Подготовьте рассказ о царевне, пользуясь планом Внешность царевны и ее внутренние качества. Отношение к ней других персонажей: Чернавки, пса Соколки, семи богатырей, Королевича Елисея. Поведение царевны в тереме богатырей, по отношению к окружающим ее людям. Отношение автора к героине.

Подготовьте рассказ о царевне, пользуясь планом

  • Подготовьте рассказ о царевне, пользуясь планом
  • Внешность царевны и ее внутренние качества.
  • Отношение к ней других персонажей: Чернавки, пса Соколки, семи богатырей, Королевича Елисея.
  • Поведение царевны в тереме богатырей, по отношению к окружающим ее людям.
  • Отношение автора к героине.

Художественные средства выражения.         Метафора  — скрытое сравнение. Обычное сравнение мы можем легко найти при помощи сравнительных слов как, будто, словно, как будто . В метафоре сравнение есть, а слова, указывающего на него, нет. Пример можно привести из стихотворения С. А. Есенина: «...Задрожало зеркало затона... » — вода затона сравнивается с зеркалом, перед нами метафора.        Ощущение напряженного ожидания няней своего питомца передают такие художественные средства:         —  сравнение : «горюешь, будто на часах »;        — эпитеты: «в забытые вороты», «на черный отдаленный путь»;        —  метафора : «Тоска, предчувствия, заботы //  Теснят твою всечасно грудь... »;         — противопоставление ( антитеза ): светлый — черный («ты под окном своей светлицы » — «на черный отдаленный путь»).

Художественные средства выражения.

  •         Метафора  — скрытое сравнение.
  • Обычное сравнение мы можем легко найти при помощи сравнительных слов как, будто, словно, как будто . В метафоре сравнение есть, а слова, указывающего на него, нет. Пример можно привести из стихотворения С. А. Есенина: «...Задрожало зеркало затона... » — вода затона сравнивается с зеркалом, перед нами метафора.       Ощущение напряженного ожидания няней своего питомца передают такие художественные средства:        —  сравнение : «горюешь, будто на часах »;       — эпитеты: «в забытые вороты», «на черный отдаленный путь»;       —  метафора : «Тоска, предчувствия, заботы //  Теснят твою всечасно грудь... »;        — противопоставление ( антитеза ): светлый — черный («ты под окном своей светлицы » — «на черный отдаленный путь»).
Словарь Сравнение  – образное определение предмета, понятия или явления при помощи сопоставления его с другим. В сравнении непременно содержатся два элемента: то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается. Сравнение выражается с помощью слов как, точно, словно, а может просто указывать на сходство (похож на..0. сравнение может иногда пронизывать ткань произведения, то есть включаться в текст без указанных слов. Например: Между тем росла, росла, Поднялась и расцвела.. Сравнить – значит найти черты сходства и различия.

Словарь

  • Сравнение – образное определение предмета, понятия или явления при помощи сопоставления его с другим. В сравнении непременно содержатся два элемента: то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается. Сравнение выражается с помощью слов как, точно, словно, а может просто указывать на сходство (похож на..0. сравнение может иногда пронизывать ткань произведения, то есть включаться в текст без указанных слов. Например:

Между тем росла, росла,

Поднялась и расцвела..

  • Сравнить – значит найти черты сходства и различия.
Практическая работа Царица Царевна Царского происхождения, умны, красивы Злая Завистливая Гордая Своенравная Ленивая Грубая Надменная Жестокосердная  Добрая Бескорыстная Скромная Кроткая Трудолюбивая Вежливая Простая Добродетельная

Практическая работа

Царица

Царевна

Царского происхождения, умны, красивы

Злая

Завистливая

Гордая

Своенравная

Ленивая

Грубая

Надменная

Жестокосердная

Добрая

Бескорыстная

Скромная

Кроткая

Трудолюбивая

Вежливая

Простая

Добродетельная

Рифма. Ритм. Стихотворная и прозаическая речь Прочтите статью учебника (стр. 106 – 107).  Основные положения статьи запишите в тетрадь. Определите способы рифмовки : Царь с царицею простил ся , В путь-дорогу снарядил ся , И царица у ок на Села ждать его од на . Парная Там на неведомых дорожк ах Следы невиданных звер ей ; Избушка там на курьих ножк ах Стоит без окон, без двер ей .. Перекрестная

Рифма. Ритм. Стихотворная и прозаическая речь

  • Прочтите статью учебника (стр. 106 – 107).
  • Основные положения статьи запишите в тетрадь.
  • Определите способы рифмовки :

Царь с царицею простил ся ,

В путь-дорогу снарядил ся ,

И царица у ок на

Села ждать его од на .

Парная

Там на неведомых дорожк ах

Следы невиданных звер ей ;

Избушка там на курьих ножк ах

Стоит без окон, без двер ей ..

Перекрестная

Контрольные вопросы. Является ли авторская сказка самостоятельным произведением или это обработанный повтор народной сказки? Какие существуют гипотезы создания сказки? Какие вы знаете истоки создания сказки? Какие художественные средства выражения применяются автором в сказке? Подберите пословицы о добре и зле, характеризующие сказку?

Контрольные вопросы.

  • Является ли авторская сказка самостоятельным произведением или это обработанный повтор народной сказки?
  • Какие существуют гипотезы создания сказки?
  • Какие вы знаете истоки создания сказки?
  • Какие художественные средства выражения применяются автором в сказке?
  • Подберите пословицы о добре и зле, характеризующие сказку?

Пословицы о добре и зле. Добро не лихо: бродит по миру тихо (рус.)  Добрым путем Бог правит. (рус.) За недобрым пойдешь - на беду набредешь. (рус.) Лучше открытый упрек, чем тайная злоба. (арабская.) Тому тяжело, кто помнит зло. (рус.) Час в добре пробудешь - все горе забудешь. (рус.) Чем сердиться, так лучше помириться. (рус.)

Пословицы о добре и зле.

  • Добро не лихо: бродит по миру тихо (рус.) Добрым путем Бог правит. (рус.)
  • За недобрым пойдешь - на беду набредешь. (рус.)
  • Лучше открытый упрек, чем тайная злоба. (арабская.)
  • Тому тяжело, кто помнит зло. (рус.)
  • Час в добре пробудешь - все горе забудешь. (рус.)
  • Чем сердиться, так лучше помириться. (рус.)
Домашнее задание. Подготовить художественный пересказ понравившегося эпизода или нарисовать рисунок.

Домашнее задание.

  • Подготовить художественный пересказ понравившегося эпизода или нарисовать рисунок.
Спасибо за урок

Спасибо за урок


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!