СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптация 5 класса

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Справка по результатам диагностики

адаптации пятиклассников к основной школе.

 

 

Причина исследования: психолого-педагогическое сопровождение учащихся в период адаптации изучение особенностей процесса адаптации

 Цель: изучение степени и особенностей приспособления детей к новой социальной ситуации  

План исследования:

  1. Наблюдение, Диагностика
  2. Обработка и анализ результатов
  3. Выявление детей «группы риска»
  4. Проведение консультаций для учителей
  5. Консультации (индивидуальные для родителей) 

Количество  обучающихся человек испытуемых: 12 обуч.

Дата обследования : сентябрь – октябрь  2019  учебного года

Методики:  Метод наблюдения, Методика «личики», Анкета для оценки уровня школьной мотивации (Н.Г. Лускановой). Диагностика тревожности  (Филипса).

Просмотр содержимого документа
«Адаптация 5 класса»

Справка по результатам диагностики

адаптации пятиклассников к основной школе.



Причина исследования: психолого-педагогическое сопровождение учащихся в период адаптации изучение особенностей процесса адаптации

Цель: изучение степени и особенностей приспособления детей к новой социальной ситуации

План исследования:

  1. Наблюдение, Диагностика

  2. Обработка и анализ результатов

  3. Выявление детей «группы риска»

  4. Проведение консультаций для учителей

  5. Консультации (индивидуальные для родителей)

Количество обучающихся человек испытуемых: 12 обуч.

Дата обследования : сентябрь – октябрь 2017 учебного года

Методики:  Метод наблюдения, Методика «личики», Анкета для оценки уровня школьной мотивации (Н.Г. Лускановой). Диагностика тревожности (Филипса).


Название методики (автор)

Исследуемая функция

1.

Наблюдение


2.

Методика «Личики»

Эмоциональное отношение к школе

3.

Диагностика тревожности (Филипс)

Выявления уровня школьной тревожности

4

Анкета для оценки уровня школьной мотивации (Н.Г. Лускановой)

Содержание мотивационной сферы


Психологическая готовность к обучению в школе включает: развитие высших психических функций (памяти, внимания, мышления, речи) в соответствии с возрастной нормой; развитие коммуникативной сферы (навыков общения и взаимодействия с детьми, взрослыми); саморегуляцию и произвольность (умение слышать, слушать и выполнять инструкцию; вести себя в соответствии с общепринятой нормой поведения); интеллектуальный компонент (развитие познавательных процессов).

В основной школе коренным образом меняются условия обучения: дети переходят от одного основного учителя к системе «классный руководитель -- учителя-предметники», уроки, как правило, проходят в разных кабинетах.




Результаты исследования.

Методика «Личики»

Эмоциональное отношение к школе


Эмоциональное отношение к школе является важнейшим фактором успешной адаптации к школьному обучению в основном звене и важным показателем успешности протекания этого процесса. Ученик, которому комфортно в школе и в классе среди детей и с теми учителями, которые его учат, лучше усваивает учебную программу, меньше болеет, легче переносит возникающие трудности.



Диаграмма 1 – Эмоциональное отношение обучающихся к учителям и школе


Диаграмма 2 – Эмоциональное отношение обучающихся к родителям

Диаграмма 3 – Эмоциональное отношение обучающихся к сверстникам


Результаты по методике «Личики» показали, что положительное эмоциональное отношение к учителям, родителям и сверстникам отмечается у 67% учащихся, нейтральное у 21,7%. Отрицательное эмоциональное отношение зафиксировано у 11,3 % учащихся.




Диагностика тревожности Филипса


В диагностическом обследовании приняли участие 12 обучающихся 5 класса.

     Диагностическое обследование проводилось с использованием методики: тест тревожности Филипса.

       Полученные данные представлены в следующих таблицах:

Таблица 1: «Диагностика школьной тревожности» (тест Филипса)

факторы

Отсутствует

%

норма

50%

повышенная

75%

1.Общая тревожность

58,3

33,3

8,3

2.Переживание социального стресса

50

33,3

16,7

3. Потребность в достижении успеха

25

8,3

76,7

4.Страх самовыражения

75

16,7

8,3

5.Страх  ситуации проверки знаний

83,3

8,3

8,3

6.Страх  не соответствовать ожиданиям окружающих

41,7

8,3

58,3

7.Низкая  физиологическая сопротивляемость стрессу

33,3

25

41,7

8.Проблемы и страхи в отношениях с учителями

33,3

50

16,7

Эти данные наглядно иллюстрируют специфические особенности психологического состояния учащихся 5 класса. Очевидно, что значения по двум видам школьной тревожности превышают допустимые пределы.

Степень выраженности данных видов тревожности напрямую связана с отношением взрослых к результатам учебной деятельности и поведению ребенка. Эти страхи в какой-то мере провоцируются родителями и педагогами, которые ориентируют детей на получение только хорошей оценки, требуют «правильного» поведения и награждают за результат, а не за сам процесс его достижения или просто попытку действовать. Но, с другой стороны, если уверенность ребенка в своих способностях так зависит от взрослого, то, значит, в наших силах создать благоприятные условия не просто для коррекции уровня тревожности, но и для развития эмоционально-волевой сферы учащихся.



Мотивация учения


Сформированность у ребенка мотивационной сферы играет важнейшую роль в успешности овладения учебной деятельностью. Наличие у ребенка мотива хорошо выполнять все предъявляемые в школе требования, показать себя с самой лучшей стороны, заставляет его проявлять активность в отборе и запоминании необходимой информации. При низком уровне учебной мотивации наблюдается снижении школьной успеваемости.


Результаты диагностики

Уровень

Описание уровня

Количество

%

Уровень I
(25 - 30)

Высокий уровень школьной мотивации

1 обуч

8,5%

Уровень II
(20 - 24)

Хорошая школьная мотивация

1 обуч

8,5%

Уровень III
(15 - 19)

Положительное отношение к школе, но школа привлекает детей внеучебной деятельностью

4 обуч

33%

Уровень IV
(10 - 14)

Низкая школьная мотивация

4 обуч

33%

Уровень V
(ниже 10)

Негативное отношение к школе, школьная дезадаптация

2 обуч

17%


На основании данных проведенной диагностики выявлен дисбаланс уровней мотивации школьников. Так, у 17% школьников высокий и хороший уровень школьной мотивации, 33% школьников положительно относятся к школе и внеучебной деятельности. А вот у 33% обучающихся низкая школьная мотивация, у 17 % наблюдается школьная дезадаптация. Однако, затруднять адаптацию детей к основной школе может как рассогласованность требования разных педагогов,родителей так и то, что учителя основной школы часто не делают различий между пятиклассниками и другими учащимися школы, предъявляя ко всем одинаковые требования. Трудности у пятиклассников может вызывать и необходимость на каждом уроке приспособиться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя.

Причины несформированной учебной мотивации характеризуется признаками: имея нормальное интеллектуальное развитие, не хочет учиться, отрицательно относится к процессу обучения; не хочет посещать школу; игровые мотивы преобладают над учебными.

Пути и способы помочь ученику преодолеть эти причины- формировать учебные интересы через игровые формы обучения, коррекцию стиля семейного воспитания.

Не сформированность элементов и навыков учебной деятельности характеризуется низкой успеваемостью по многим предметам, невнимательность, неорганизованность, заучивание без предварительной логической обработки материала, выполнение упражнений без предварительного изучения условия, соответствующих правил, использование случайных примеров.

Устранением этих причин является обучение приемам учебной деятельности, замена неправильных способов работы правильными.

Отсутствие мотивации достижения успеха на фоне достаточно высокого уровня познавательных способностей, предпочитает не браться за решение трудных проблем, всегда выбирает более легкие задачи, не участвует в соревнованиях, неуверенность в собственных силах сочетается с высокой тревожностью, низкой самооценкой.

Пути и способы устранения этих причин - формировать устойчивую мотивацию достижения успеха через эмоционально-положительное подкрепление успешной деятельности, повышения уровня притязаний и самооценки, коррекцию тревожности.

Кроме того, обучение в средних классах школы связанно с определенной индивидуализацией, обезличиванием подхода педагога к школьнику. У некоторых пятиклассников возникает ощущение одиночества, того, что никому из взрослых в школе они не нужны.

Отсюда повышенная зависимость определенной части детей от взрослых, «прилипчивость» к классному руководителю, плач, капризы, интерес к книгам для маленьких детей.


Характерными признаками дезадаптации являются отсутствие интереса к предмету, страх перед учителем. Ученик знает материал, но боится отвечать на уроке, низкая успеваемость по предмету; занятие посторонними делами во время урока, негативные реакции на замечания; поиск предлога для привлечения внимания учителя; возможны прогулы уроков.



По результатам проведённой работы можно сделать следующий вывод.

Как показывает наблюдение и результаты диагностики, большинство детей переживает переход из младшего звена в основное как важный шаг в их жизни. Это наблюдается и в нашей школе. Центральное место занимает, во-первых, сам факт окончания младшей школы, который в той или иной степени подчеркивается учителями и родителями, и, во-вторых, предметное обучение.

Проведя наблюдение за учениками 5 класса, можно отметить, что период адаптации проходит не очень благополучно у учеников 5 класса: ….. Дети не полностью осознали переход в основную школу, ученики до сих пор не могут привыкнуть к смене педагогов, и переходы из класса в класс.

Так же выявлены ученики с высоким уровнем тревожности: …….

При посещении уроков в данном классе выявлено, что некоторые ученики до сих пор не приняли нормы поведения в классе (перебивают педагога, не слышат учителя, часто отвлекаются по пустякам, мешают друг другу). Перед каждым уроком педагогам приходится налаживать дисциплину.

Межличностные отношения в данном классе имеют тоже ряд проблем. Коллективом класса не принимается один ученик (ученица) единого коллектива не наблюдается.

Классному руководителю рекомендовано работать над сплочением коллектива.


Рекомендации педагогам по каждому ребёнку будут даны индивидуально.


Общие рекомендации


  1. Формирование учебных интересов через игровые формы обучения

  2. Учитывать индивидуальные особенности учеников.

в период адаптации

  1. Обсуждение с педагогами индивидуальных особенностей школьников:

  2. Согласование требований разных педагогов.

  3. Коррекции уровня тревожности.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!