СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптация и социализация выпускников школ в процессе включения их в производственные отношения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одним из приоритетных направлений специального (коррекционного) обу­чения детей с отклонениями в развитии на­ряду с общим образованием является обе­спечение для них реальной возможности получения трудовой подготовки. Обусловлено это тем, что большинству выпускников толь­ко трудовое обучение в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах, школах-интернатах, направленное на профес­сиональную подготовку, коррекцию и компен­сацию их умственного и физического развития, обеспечивает возможность трудоустройства в сфере материального производства.

Просмотр содержимого документа
«Адаптация и социализация выпускников школ в процессе включения их в производственные отношения»

Адаптация и социализация выпускников школ в процессе включения их в производственные отношения

Одним из приоритетных направлений специального (коррекционного) обу­чения детей с отклонениями в развитии на­ряду с общим образованием является обе­спечение для них реальной возможности получения трудовой подготовки. Обусловлено это тем, что большинству выпускников толь­ко трудовое обучение в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах, школах-интернатах, направленное на профес­сиональную подготовку, коррекцию и компен­сацию их умственного и физического развития, обеспечивает возможность трудоустройства в сфере материального производства.

Отличия трудовой подготовки детей с от­клонениями в развитии, по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками, вызваны необходимостью ее усиления в це­лях коррекции отклоняющегося развития и подготовки выпускников к полноценному участию в трудовой жизни в современных условиях экономического развития обще­ства. Задачами трудовой подготовки учащих­ся с отклонениями в развитии являются: воспитание мотивированного жизненно-заинтересованного отношения к труду и фор­мирование соответствующих качеств лично­сти (умения работать в коллективе, чувства самостоятельности, самоутверждения, от­ветственности); коррекция и компенсация средствами трудового обучения недостатков физического и умственного развития; про­фессиональная подготовка к производитель­ному труду, которая позволяет окончившим школу работать на производстве.

Эти задачи, являющиеся основополагаю­щими для всех категорий детей с отклонения­ми в развитии, особое значение приобретают в отношении умственно отсталых учащихся, которые в силу своих интеллектуальных и психофизических особенностей и возможно­стей являются наиболее ущербными в плане обеспечения им общего образования, тру­довой подготовки и особенно трудоустрой­ства.

К сожалению, дальнейшая судьба вы­пускников специальных (коррекционных) школ проблематична, так как на рынке труда они не выдерживают конкуренции со своими нормально развивающимися сверстниками. Особенно остра проблема трудоустройства, так как помимо снижения интеллекта, уча­щиеся имеют, как правило, сопутствующие психоневрологические, физические и сома­тические осложнения, мешающие становле­нию профессиональных навыков, ведущих к квалификационным умениям. Особенности памяти и мышления у умственно отсталых учащихся ведут к затруднениям при форми­ровании технико-технологических знаний, что в свою очередь влияет на осознанность и мобильность навыков и умений. Человек с проблемами в интеллектуальном и физиче­ском развитии, как гражданин ничем не от­личается в праве на труд от других членов общества. Но ему нужна особая помощь в развитии своих способностей к трудовой дея­тельности и реализации своих прав на нее с обоюдной пользой для себя и окружающих. Наиболее полно задачам максимально откры­того для трудовой подготовки и обеспечения трудовой занятостью лиц со специальными потребностями отвечает образовательно - адаптационная и реабилитационная среда школ VIII вида. Как показывает практика, правильно созданные в них условия, формы и содержание профессионально-трудовой под­готовки способны обеспечить ученику освое­ние в соответствии с его возможностями тру­довых умений и навыков, профессиональных программ, формирование общей культуры личности, ее социализации и решению со­путствующих проблем социально-бытовых, досуговых, нравственно-этических. Эта среда должна, по возможности, компенсировать, ограничения жизнедеятельности умствен­но отсталого ребенка, позволяя ему после окончания школы выступать на рынке труда в доступных для него областях.

Государство и современная наука ориенти­руют школу на доступность, вариативность, индивидуализацию образовательных услуг, максимально обеспечивающих интересы раз­вивающейся личности.


Эти направления в деятельности специальной школы являются смысловыми и приоритетными в организа­ции образовательной среды для детей с нарушениями интеллектуального развития. Специальная школа для этой категории детей по-прежнему остается не только стабильным, но и социально защищенным источником жизневедческого опыта. Успешное решение социально-трудовой адаптации учащихся с недостатками интел­лектуального развития целиком и полностью зависит от отношения к ним общества и го­сударства.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!