СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Драматический театр «Непоседы»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Драматический театр «Непоседы»»

областное государственное казённое общеобразовательное учреждение "Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 39"









АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

художественной направленности

"Драматический театр" "Непоседы"






Возраст обучающихся: 7-17

Срок реализации: 1 год

Уровень программы: базовый



Разработчик программы:

Педагог дополнительного образования

Септарева Анжелика Викторовна











г.Ульяновск, 2023

Содержание

1.КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ

1.1. Пояснительная записка

1.2. Цель и задачи программы

1.3. Планируемые результаты освоения программы

1.4. Учебный план

1.5. Содержание учебного плана

2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

2.1. Календарный учебный график

2.2. Формы аттестации/контроля

2.3. Оценочные материалы

2.4. Методическое обеспечение программы

2.5. Условия реализации программы

2.6. Воспитательный компонент

3. Список литературы для педагога…………………………………………..…___


























  1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ

    1. Пояснительная записка

Нормативно-правовое обеспечение программы:

Рабочая программа по дополнительному образованию: по направлению "Драматический театр" "Непоседы" разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 2, ст. 15, ст.16, ст.17, ст.75, ст. 79);

Концепция развития дополнительного образования до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 года № 678-р;

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по адаптированным дополнительным общеобразовательным программам»;

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020 г. № 533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по адаптированным дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196»;

Методические рекомендации по проектированию адаптированных дополнительных общеразвивающих программ № 09-3242 от 18.11.2015 года;

СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи;

Локальные акты образовательной организации:

Устав образовательной организации ОГКОУШ № 39 город Ульяновск;

Положение о разработке, структуре и порядке утверждения адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы в ОГКОУШ № 39 город Ульяновск;

Положение о порядке проведения входного, текущего контроля, итогового контроля освоения обучающимися адаптированных дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в ОГКОУШ № 39 город Ульяновск;

Нормативные документы, регулирующие использование сетевой формы:

Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 года № АК – 2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ);

Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 г. N 882/391 "Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ».

Положение о реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме ОГКОУШ № 39 город Ульяновск;

Договор о сетевой форме реализации адаптированных дополнительных общеразвивающих программ.

Положение о порядке зачета результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), адаптированных дополнительных образовательных программ в других образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Нормативные документы, регулирующие использование электронного обучения и дистанционных технологий:

Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 года № 816 «Порядок применения организациями, осуществляющих образовательную деятельность электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»

Методические рекомендации от 20 марта 2020 г. по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и адаптированных дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Положение о реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в ОГКОУШ № 39 город Ульяновск;

Нормативные документы, регулирующие реализацию адаптированных программ:

Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей инвалидов, с учетом их образовательных потребностей (письмо от 29.03.2016 № ВК-641/09).


Уровень освоения программы: базовый

Направленность (профиль): художественная


Актуальность программы:

Актуальность программы определяется необходимостью социализации ребёнка в современном обществе, его жизненного и профессионального самоопределения. Программа объединяет в себе различные аспекты театрально-творческой деятельности, необходимые как для профессионального становления, так и для практического применения в жизни.

Отличительные особенности программы:

Театрализованная деятельность является способом самовыражения, средством снятия психологического напряжения, предполагает развитие активности, инициативы учащихся, их индивидуальных склонностей и способностей.

Новизна программы:

Новизна программы в том, что она даёт возможность каждому ребёнку не только развиваться творчески, но и решать вопросы его социализации и адаптации в обществе.

Адресат программы:

Программа предназначена для обучения детей (подростков) в возрасте 7-17.

7-9 лет

Характерные черты этого возраста — подвижность, любознательность, конкретность мышления, большая впечатлительность, подражательность и вместе с тем неумение долго концентрировать свое внимание на чем-либо. В эту пору высок естественный авторитет взрослого. Все его предложения принимаются и выполняются очень охотно. Его суждения и оценки, выраженные эмоциональной и доступной для детей форме, легко становятся суждениями и оценками самих детей. Дети этого возраста весьма дружелюбны, легко вступают в общение. Для них все большее значение начинают приобретать оценки их поступков не только со стороны старших, но и сверстников. Их увлекает совместная коллективная деятельность. В этом возрасте ребята склонны постоянно меряться силами, готовы соревноваться буквально во всем.

10-13 лет

Складываются собственные моральные установки и требования, которые определяют характер взаимоотношений со старшими и сверстниками. Появляется способность противостоять влиянию окружающих, отвергать те или иные требования и утверждать то, что они сами считают несомненным и правильным. Они начинают обращать эти требования и к самим себе. Они способны сознательно добиваться поставленной цели, готовы к сложной деятельности, включающей в себя и малоинтересную подготовительную работу, упорно преодолевая препятствия. Чем насыщеннее, энергичнее, напряженнее их жизнь, тем более она им нравится. Больше не существует естественный авторитет взрослого. Они болезненно относятся к расхождениям между словами и делами взрослого. Они все настойчивее начинают требовать от старших уважения своих взглядов и мнений и особенно ценят серьезный, искренний тон взаимоотношений.

14-17 лет

Этот возраст называют подростковым. Это наиболее сложный, критический период. Главная особенность подросткового периода – резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития личности: стремление к общению со сверстниками и появление в поведении признаков, свидетельствующих о желании утвердить свою самостоятельность, независимость, личную автономию. Несмотря на это, этот возраст – самый благоприятный для творческого и профессионального развития. Он является наиболее интересным в процессе становления и развития личности. Именно в этот период молодой человек входит в противоречивую, часто плохо понимаемую жизнь взрослых, он как бы стоит на ее пороге, и именно от того, какие на данном этапе он приобретет навыки и умения, какими будут его социальные знания, зависят его дальнейшие шаги.

Наполняемость группы: 12

Объем программы: 34 часа

Срок освоения программы: 1 год

Форма(ы) обучения: Очная

Форма реализации: С применением дистанционных образовательных технологий
Режим занятий: 1 раз в неделю

Особенности организации образовательного процесса:

При реализации программы используются в основном групповая форма организации образовательного процесса и работа по подгруппам, в отдельных случаях – индивидуальная в рамках группы. Занятия по программе проводятся в соответствии с учебными планами в одновозрастных группах обучающихся, являющихся основным составом объединения. Состав группы является постоянным.


    1. Цель и задачи программы

Цель программы: Создание образовательной среды, способствующей развитию социальных, интеллектуальных, творческих интересов учащихся средствами театрального искусства.

Задачи программы:

Образовательные:

Познакомить с историей театрального искусства.

Помочь в овладении теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками в области театральной деятельности.

Развивающие:

Развить познавательные процессы: внимание, воображение, память, образное и логическое мышление.

Развить речевые характеристики голоса: правильное дыхание, артикуляцию, силу голоса; мышечную свободу; фантазию, пластику.

Развить творческие и организаторские способности.

Активизировать познавательные интересы, самостоятельность мышления.

Воспитательные:

Приобщить к духовным и культурным ценностям мировой культуры, к искусству.

Воспитать эстетический вкус.

Сформировать у учащихся нравственное отношение к окружающему миру, нравственные качества личности.

Сформировать адекватную оценку окружающих, самооценку, уверенность в себе.



    1. Планируемые результаты освоения программы

Предметные результаты:

познакомить с основными понятиями по теории и истории театрального искусства;

- освоить базовые знания, умения и навыки, предметные компетенции;

- сформировать речевую культуру;

- развить познавательные интересы через расширение представлений о видах театрального искусства;


Метапредметные результаты:

формирование потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности, эрудиции, нестандартных приемах и решениях при реализации творческих идей;

- развитие умения использовать приобретенные знания и навыки, самостоятельно их концентрировать и выражать в творческой деятельности;

- формирование аналитического мышления, умения объективно оценивать свою деятельность.

Личностные результаты:

- формирование социального опыта;

- развитие личностных, ценностно-смысловых, общекультурных, учебно-познавательных, коммуникативных компетенций;

- развитие внутренней (воля, память, мышление, внимание, воображение, подлинность в ощущениях) и внешней (чувства ритма, темпа, чувства пространства и времени, вера в предлагаемые обстоятельства) техники актера.


    1. Учебный план



п/п

Раздел

Количество часов


Вводное занятие.

1


История театра. Театр как вид искусства.

4


Основы театральной культуры

5


Сценическая речь.

5


Ритмопластика.

5


Работа над пьесой

11


Мероприятия и психологические практикумы

3


Итоговое занятие

1


ВСЕГО:

34






    1. Содержание учебного плана


1.Вводное занятие «Разрешите представиться» - 1 час

Теория: Цели и задачи обучения. Перспективы творческого роста. Знакомство с театром как видом искусства.

Практическая работа: Просмотр творческих работ, видеофильмов со спектаклями.

Форма проведения занятия – презентация коллектива.

Приёмы и методы: игровой, наглядный, иллюстрированный.

Дидактический материал: видеофильмы, фотографии.

Форма подведения итогов: анкетирование, беседа.


2. История театра. Театр как вид искусства - 4 часа

2.1.Первоначальные представления о театре как виде искусства.

Теория: Знакомство с особенностями современного театра как вида искусства. Место театра в жизни общества. Общее представление о видах и жанрах театрального искусства: драматический театр, музыкальный театр (опера, балет, оперетта, мюзикл), театр кукол, радио- и телетеатр.

Практическая работа: использование имеющегося художественного опыта учащихся; творческие игры; рисование кинофильма для закрепления представлений о театре как виде искусства. Просмотр театральных постановок драматического театра г.Ульяновск. Игры «Театр в твоей жизни («Что такое театр?», «Театр в твоем доме. Театр на улице», «Школьный театр. Профессиональный театр для детей. Зачем люди ходят в театр?». Упражнения-тренинги «Так и не так в театре (готовимся, приходим, смотрим)». Занятие-тренинг по культуре поведения «Как себя вести в театре».

Формы проведения занятий: групповые занятия по усвоению новых знаний.

Приёмы и методы: метод игрового содержания, наглядный, объяснительно-иллюстративный.

Дидактический материал: карточки с заданиями, фотографии, DVD, CD – диски с записями спектаклей.

Форма подведения итогов: блиц-опрос, самостоятельные импровизации.


2.2. Театр как одно из древнейших искусств

Теория: Народные истоки театрального искусства («обряд инициации», славянский обряд «плювиальной» (дождевой магии) песни, пляски, посвящённые Яриле, игры, празднества). Скоморохи – первые профессиональные актеры на Руси, их популярность в народе. Преследование скоморохов со стороны государства и церкви.

Практическая работа: проигрывание игр, обрядов Ульяновской области, праздники «Масленица», «Сретенье», «Покрова», «Рождественские посиделки», «Сочельник и Коляда» и т.д. «Игры в скоморохов» - на придуманные или взятые из литературных источников сюжеты. Кукольный скомороший театр. О Петрушке.

Формы проведения занятий: игровые групповые занятия.

Приёмы и методы: метод игрового содержания, наглядный, объяснительно-иллюстративный

Дидактический материал: карточки с заданиями, фотографии, DVD, CD – диски с народными песнями, танцами.

Форма подведения итогов: игры-импровизации.


2.3. Развитие представления о видах театрального искусства: театр кукол

Теория: Рождение театра кукол. Зарубежные братья Петрушки. Виды кукольного театра. Знакомство с современным кукольным театром. Его художественные возможности. Особенности выразительного языка театра кукол.

Практическая работа: просмотр с детьми кукольных спектаклей. Изготовление кукол-петрушек или других кукол.

Формы проведения занятий: практические занятия, творческая лаборатория.

Приёмы и методы: метод игрового содержания, наглядный, объяснительно-иллюстративный, метод импровизации.

Дидактический материал: карточки с заданиями, фотографии, DVD, CD – диски с кукольными спектаклями.

Форма подведения итогов: разыгрывание сценок на темы сказочных сюжетов.


2.4. Театр – искусство коллективное

Теория: Знакомство с театральными профессиями. Спектакль – результат коллективного творчества. Кто есть кто в театре. Актер – «главное чудо театра».

Практическая работа: творческие задания на ознакомление с элементами театральных профессий: создание афиш, эскизов декораций и костюмов.

Формы проведения занятий: заочная экскурсия по театральным цехам.

Приёмы и методы: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный

Дидактический материал: фотографии, DVD, CD – диски.

Форма подведения итогов: рефераты на тему: «Путешествие по театральной программке».


3. Основы театральной культуры - 5 часов

3.1. Многообразие выразительных средств в театре

Теория: Знакомство с драматургией, декорациями, костюмами, гримом, музыкальным и шумовым оформлением. Стержень театрального искусства – исполнительское искусство актера.

Практическая работа: тренинги на внимание: «Поймать хлопок», «Невидимая нить», «Много ниточек, или Большое зеркало».

Формы проведения занятий: беседы, игровые формы.

Приёмы и методы: метод полных нагрузок, метод игрового содержания, метод импровизации.

Дидактический материал: карточки с заданиями.

Форма подведения итогов: анализ практической деятельности.


3.2. Значение поведения в актерском искусстве.

Теория: возможности актера «превращать», преображать с помощью изменения своего поведения место, время, ситуацию, партнеров.

Практическая работа: упражнения на коллективную согласованность действий (одновременно, друг за другом, вовремя); воспитывающие ситуации «Что будет, если я буду играть один…»; превращения заданного предмета с помощью действий во что-то другое (индивидуально, с помощниками).

Формы проведения занятий: беседы, игровые формы.

Приёмы и методы: метод полных нагрузок, метод игрового содержания, метод импровизации.

Дидактический материал: карточки с заданиями.

Форма подведения итогов: самостоятельная импровизация.


3.3. Бессловесные и словесные действия

Теория: Развитие требований к органичности поведения в условиях вымысла. Словесные действия. Психофизическая выразительность речи. Словесные воздействия как подтекст. Этюдное оправдание заданной цепочки словесных действий.

Практическая работа: Выполнение этюдов, упражнений - тренингов, упражнение: «Я сегодня – это …», этюды на пословицы, крылатые выражения, поговорки, сюжетные стихи, картины – одиночные, парные, групповые, без слов и с минимальным использованием текста.

Формы проведения занятий: беседы, игровые формы, занятия-зачёт.

Приёмы и методы: метод полных нагрузок, метод игрового содержания, метод импровизации.

Дидактический материал: карточки с заданиями.

Форма подведения итогов: анализ работы своей и товарищей.


4. Сценическая речь – 5 часов

    1. Художественное чтение как вид исполнительского искусства.

Теория: Роль чтения вслух в повышении общей читательской культуры. Основы практической работы над голосом. Анатомия, физиология и гигиена речевого аппарата. Литературное произношение.

Практическая работа: отработка навыка правильного дыхания при чтении и сознательного управления речеголосовым аппаратом (диапазоном голоса, его силой и подвижностью». Упражнения на рождение звука: «Бамбук», «Корни», «Тряпичная кукла», Резиновая кукла», «Фонарь», Антенна», «Разноцветный фонтан». Отработка навыка правильного дыхания при чтении и сознательного управления речевым аппаратом.

Формы проведения занятий: групповые

Приёмы и методы: метод ступенчатого повышения нагрузок, метод игрового содержания, метод импровизации.

Дидактический материал: индивидуальные карточки с упражнениями по теме.

Форма подведения итогов: упражнения по дыханию, упражнения на развитие и управление речеголосовым аппаратом.


    1. Логика речи.

Теория: Основы сценической «лепки» фразы (логика речи). Понятие о фразе. Естественное построение фразы. Фраза простая и сложная. Основа и пояснение фразы. Пояснения на басах и верхах.

Практическая работа: Артикуляционная гимнастика: упражнения для губ «Улыбка-хоботок», «Часы», «Шторки»; упражнения для языка: «Уколы», «Змея», «Коктейль». Чтение отрывков или литературных анекдотов.

Формы проведения занятий: групповые, игровые.

Приёмы и методы: метод ступенчатого повышения нагрузок, метод игрового содержания, метод импровизации.

Дидактический материал: индивидуальные карточки с упражнениями по теме.

Форма подведения итоговупражнения по дыханию, исполнение текста, демонстрирующего владение «лепкой» фразы.


    1. Словесные воздействия.

Теория: Классификация словесных воздействий. Текст и подтекст литературного произведения Возможность звучащим голосом рисовать ту или иную картину. Связь рисуемой картины с жанром

литературного произведения.

Практическая работа: Упражнения на «распро-ультра-натуральное действие»: превращение заданного предмета с помощью действий во что-то другое (индивидуально, с помощником); упражнения для голоса: «Прыжок в воду», «Колокола», «Прыгун», «Аквалангист».

Формы проведения занятий: групповые, занятие-зачёт.

Приёмы и методы: метод ступенчатого повышения нагрузок, метод игрового содержания, метод импровизации.

Дидактический материал: индивидуальные карточки с упражнениями по теме.

Форма подведения итогов: исполнение каждым воспитанником работ из своего чтецкого репертуара.


5. Ритмопластика – 5 часов

5.1. Основы акробатики.

Теория: Школы и методики движенческой подготовки актера. Развитие психофизического аппарата. Основы акробатики, работа с равновесием, работа с предметами. Техника безопасности.

Практическая работа: Разминка плечевого пояса: «Ветряная мельница», «Миксер», «Пружина», «Кошка лезет на забор». Тренинг: «Тележка», «Собачка», «Гусиный шаг», «Прыжок на месте»Элементы акробатики: кувырок вперед, кувырок назад, кенгуру, кузнечик. Сценические падения: падения вперед согнувшись, падение назад на спину.

Формы проведения занятий: групповые.

Приёмы и методы: метод ступенчатого повышения нагрузок, метод плотных нагрузок, метод взаимообучения.

Дидактический материал: маты или акробатические дорожки

Форма подведения итогов: этюды


5.2. Обучение танцу и искусству танцевальной импровизации.

Теория: Беседы: «В поисках собственного стиля», «Танец сегодня». «Бальные» танцы: «Танец-шествие», «Мазурка», «Менуэт», «Вальс Дружбы», «Фигурный вальс».

Практическая работа: Универсальная разминка. Элементы разных по стилю танцевальных форм. Классический танец (батман тандю, батман жете, гран батман). Основные позиции рук, ног, постановка корпуса. Разучивание основных элементов народного танца: простой шаг, переменный шаг, шаг с притопом, веревочка, ковырялочка. «Бальные» танцы: «Танец-шествие», «Мазурка», «Менуэт». Разучивание их основных элементов.

Разучивание вальсового шага. Счет танцев «Вальс Дружбы», «Фигурный вальс».

Позиции в паре. Основные элементы бального танца «Фигурный вальс»: «балансе с поворотом», «окошечко», «вальсовая дорожка», «правый поворот в паре».

Формы проведения занятий: групповые.

Приёмы и методы: метод ступенчатого повышения нагрузок, метод плотных нагрузок, метод взаимообучения.

Дидактический материал: маты или акробатические дорожки

Форма подведения итогов: танцевальная композиция на заданную тему.


6. Работа над пьесой – 11 часов

6.1. Пьеса – основа спектакля

Теория: Особенности композиционного построения пьесы: ее экспозиция, завязка, кульминация и развязка. Время в пьесе. Персонажи - действующие лица спектакля.

Практическая работа: работа над выбранной пьесой, осмысление сюжета, выделение основных событий, являющихся поворотными моментами в развитии действия. Определение главной темы пьесы и идеи автора, раскрывающиеся через основной конфликт. Определение жанра спектакля. Чтение и обсуждение пьесы, ее темы, идеи. Общий разговор о замысле спектакля.

Формы проведения занятий: практические

Приёмы и методы: метод ступенчатого повышения нагрузок, метод игрового содержания, метод импровизации.

Дидактический материал: индивидуальные карточки с упражнениями по теме.

Форма подведения итогов: анализ пьесы




6.2. Текст-основа постановки.

Теория: Повествовательный и драматический текст. Речевая характеристика персонажа. Речевое и внеречевое поведение. Монолог и диалог.

Практическая работа: работа по карточкам «от прозы к драматическому диалогу», «Сфера диалога и сфера игры», «Кто это сказал?», «Создание речевых характеристик персонажей через анализ текста», выразительное чтение по ролям, расстановка ударение в тексте, упражнения на коллективную согласованность действий, отработка логического соединения текста и движения. Основная этюдно-постановочная работа по ролям

Формы проведения занятий: практические

Приёмы и методы: эвристический, проблемный

Дидактический материал: индивидуальные карточки с упражнениями по теме.

Форма подведения итогов: составление таблицы «История про…, который…».


6.3. Театральный грим. Костюм.

Теория: Отражение сценического образа при помощи грима. Грим как один из способов достижения выразительности: обычный, эстрадный, характерный, абстрактный. Способы накладывания грима.

Практическая работа: Приемы накладывания грима. Создание эскизов грима для героев выбранной пьесы. Накладывание грима воспитанниками друг другу.

Формы проведения занятий: творческие лаборатории

Приёмы и методы: эвристический, объяснительно-иллюстративный

Дидактический материал: гримировальный набор, жирный крем, тональный крем, помада, гуммоз, пудра, различные кисти, ватные тампоны, бумажные салфетки, альбомы, краски, карандаши.

Форма подведения итогов: создание эскизов более сложного грима.


    1. Театральный костюм.

Теория: Костюм – один из основных элементов, влияющих на представление об образе и характере. Костюм «конкретизированный» и «универсальный». Цвет, фактура.

Практическая работа: создание эскизов костюмов для выбранной пьесы.

Формы проведения занятий: творческие лаборатории

Приёмы и методы: эвристический, объяснительно-иллюстративный

Дидактический материал: иллюстрации из книг, фотографии, альбомы, краски, карандаши.

Форма подведения итогов: рефераты на тему: «Эпохи в зеркале моды».


6.5. Репетиционный период.

Практическая работа: Соединение сцен, эпизодов; репетиции в декорациях, с реквизитом и бутафорией, репетиции в костюмах, репетиции с музыкальным и световым оформлением, сводные репетиции, репетиции с объединением всех выразительных средств. Генеральная репетиция.

Формы проведения занятий: репетиции

Приёмы и методы: метод импровизации, метод полных нагрузок.

Форма подведения итогов: премьера (первый показ спектакля на зрителя). Обсуждение премьерного спектакля (участвуют все актеры, все службы).


7. Мероприятия и психологические практикумы - 3 часа.

Теория: Знакомство с методикой проведения и организации досуговых мероприятий. Тематическое планирование, разработка сценариев.

Практическая работа. Участие в подготовке досуговых мероприятий внутри учреждения. Выявление ошибок Оформление газеты «В мире театра».

Форма проведения занятия: вечера, праздники, конкурсы.

Приёмы и методы: эвристический, метод полных нагрузок

Дидактический материал: сценарии.

Формы подведения итогов: Совместное обсуждение и оценка сделанного.


8. Итоговое занятие – 1 час

Теория: Викторина по разделам программы обучения за год.

Практическая работа: выступление: упражнения на коллективную согласованность; превращение и оправдание предмета, позы, ситуации, мизансцены; этюды на оправдание заданных бессловесных элементов действий разными предлагаемыми обстоятельствами; упражнения по курсу «Художественное слово».

Форма проведения занятия: блиц-турнир, зачет.

Приёмы и методы: дизайн-анализ, создание ситуации достижения и успеха.

Дидактический материал: текст викторины.

Формы подведения итогов: самоанализ деятельности.




  1. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

    1. Календарный учебный график


Место проведения: кабинет

Время проведения занятий: понедельник – 15.20-16.10

Год обучения:2023-2024

Количество учебных недель: 34

Количество учебных часов:34



п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации, контроля

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие.

-Знакомство с театральным объединением.

- Знакомство с коллективом

1

1

-

анкетирование, беседа.

2

История театра. Театр как вид искусства.

- Эволюция театра.

- Знакомство с произведениями великих драматургов мира.

-Упражнения, игры-импровизации, творческие задания.

3

2

1

блиц-опрос, самостоятельные импровизации.

3

Основы театральной культуры

- Многообразие выразительных средств в театре. «Бессловесные элементы действия», «Логика действий» и т.д.

- Тренинги на внимание, память, мышление.

-Упражнения на овладение и пользование словесными воздействиями, этюды.

- Упражнения на выразительность мимики.

5

1

4

анализ практической деятельности,
анализ работы своей и товарищей.

4

Сценическая речь

- «Роль чтения вслух в повышении общей читательской культуры».

«Основы практической работы над голосом» и т.д.

- Упражнения на тренировку силы голоса, диапазона голоса, тембра, дикции.

5

1

4

исполнение каждым воспитанником работ из своего чтецкого репертуара, анализ выполненной работы.

5

Ритмопластика

- Пластическая выразительность актера.

- Сценическая акробатика.

Танцевальная импровизация.

5

2

3

Танцевальная композиция на предложенную тему, этюды.

6

Работа над пьесой

-Анализ пьесы, чтение и обсуждение. Образы героев.

- Выразительное чтение по ролям. Определение сквозного действия роли.

- Репетиции.

11

3

8

Анализ пьесы,

составление эскизов,

Показ спектакля.

7

Мероприятия и психологические практикумы.

3

-

3

Совместное обсуждение и оценка сделанного.

8

Итоговое занятие.

- Подведение итогов за прошедший год.

- Планы на будущий год.

2

-

2

Экзамен, самоанализ деятельности.

ВСЕГО:

34

10

24




Календарно-тематический план



п/п

Дата по плану

Дата по факту

Кол-во часов

Тема занятий

Форма занятий

Формы контроля

1

04.09


1

Вводное занятие

Очная

Практическая работа

2-4

11.09

18.09

25.09


3

История театра. Театр как вид искусства.

- Эволюция театра.

- Знакомство с произведениями великих драматургов мира.

-Упражнения, игры-импровизации, творческие задания.

Очная

Беседа, блиц-опрос, самостоятельные импровизации.

5-9

02.10

16.10

23.10

30.10

06.11

.


5

Основы театральной культуры

- Многообразие выразительных средств в театре. «Бессловесные элементы действия», «Логика действий» и т.д.

- Тренинги на внимание, память, мышление.

-Упражнения на овладение и пользование словесными воздействиями, этюды.

- Упражнения на выразительность мимики.

Очная

Практическая работа, анализ практической деятельности,
анализ работы своей и товарищей.

10-14

13.11

27.11

04.12

11.12

18.12


5

Сценическая речь

- «Роль чтения вслух в повышении общей читательской культуры».

«Основы практической работы над голосом» и т.д.

- Упражнения на тренировку силы голоса, диапазона голоса, тембра, дикции.

Очная

Практическая работа, исполнение каждым воспитанником работ из своего чтецкого репертуара, анализ выполненной работы

15-19

25.12

15.01

22.01

29.01

05.02



5

Ритмопластика

- Пластическая выразительность актера.

- Сценическая акробатика.

Танцевальная импровизация

Очная

Практическая работа Танцевальная композиция на предложенную тему, этюды.

20-30

12.02

19.02

26.02

04.03

11.03

18.03

25.03

01.04

08.04

15.04

22.04



11

Работа над пьесой

-Анализ пьесы, чтение и обсуждение. Образы героев.

- Выразительное чтение по ролям. Определение сквозного действия роли.

- Репетиции.

Очная

Практическая работа

Анализ пьесы,

составление эскизов,

Показ спектакля.

31-33

29.04

06.05

13.05.


3

Мероприятия и психологические практикумы.

Очная

Практическая работа

Совместное обсуждение и оценка сделанного.

34

20.05

27.05.


2

Итоговые занятия, творческие отчеты

Очная

Практическая работа

    1. Формы аттестации/контроля

Формы аттестации/контроля для выявления предметных и метапредметных результатов:

творческая работа, фестиваль, конкурс, отчетный концерт,

Формы аттестации/контроля формы для выявления личностных качеств:

наблюдение, беседа,

Особенности организации аттестации/контроля:

Применяются следующие формы проверки усвоения знаний:

 Выполнение контрольных упражнений, этюдов.

 Показ самостоятельных работ.

 Участие в играх, викторинах, конкурсах, фестивалях.

Диагностика результативности воспитательного образовательного процесса выделяются в качестве основных пять показателей:

1 Качество знаний, умений, навыков.

2 Особенности мотивации к занятиям.

3 Творческая активность.

4 Эмоционально-художественная настроенность.

5Достижения.


    1. Оценочные материалы

Формой подведения итогов по образовательной программе выбран: спектакль, участие в областных, международных, всероссийских конкурсах, фестивалях.

Критерии и формы оценки качества знаний

Программой предусмотрены формы контроля:

-анкетирование;

-тестирование;

Эффективным способом проверки реализации программы является итоговая творческая работа каждого учащегося (проза, стихотворение, монолог).

Результат обучения прослеживается в творческих достижениях (грамоты, дипломы) обучающихся, в призовых местах на конкурсах и фестивалях.

Так же в течение учебного процесса проводится текущий контроль по освоению конкретной темы, упражнения, задания.


    1. Методическое обеспечение программы

Методические материалы:

В программе используются следующие конкретные методики и технологии

Методики и технологии:

В процессе обучения используются следующие методы.

Методы формирования интереса к учению: общеразвивающие и познавательные игры, поддержка, создание комфортной эмоциональной атмосферы, создание эмоциональных нравственных ситуаций, создание ситуаций новизны, удивления, успеха, использование занимательных примеров. Словесный рассказ, беседа, лекция, работа с печатными источниками. Деятельность обучающихся заключается в восприятии и осмыслении получаемой информации, выполнении записей, работе с наглядным материалом.

Наглядный - демонстрация наглядных пособий (предметов, схем, таблиц), просмотр спектаклей, видеофильмов и т.д.

Практический - тренинги, упражнения, творческие задания и показы. Данный метод является основным.


Краткое описание работы с методическими материалами:

Все занятия по программе построены с учетом основных принципов педагогики искусства:

1 От постановки творческой задачи до достижения творческого результата.

2 Вовлечение в творческий процесс всех учеников.

3 Смена типа и ритма работы.

4 От простого к сложному.

5 Индивидуальный поход к каждому учащемуся.

Основными формами организации образовательного процесса являются коллективная, групповая, индивидуально-групповая.


    1. Условия реализации программы

Для эффективной реализации настоящей программы необходимы определённые условия:

наличие помещения для учебных занятий, рассчитанного на 12 и отвечающего правилам СанПин;

наличие ученических столов и стульев, соответствующих возрастным особенностям обучающихся;

шкафы стеллажи для оборудования, а также разрабатываемых и готовых прототипов проекта;

наличие необходимого оборудования согласно списку;

наличие учебно-методической базы: качественные иллюстрированные определители животных и растений, научная и справочная литература, наглядный материал, раздаточный материал, методическая литература.


Материально-техническое обеспечение программы:

декорации, реквизит, костюмы, компьютер, телевизор, видеомагнитофон, магнитофон, мультимедийный проектор. специальная литература, сценическая площадка, костюмерная.


Кадровое обеспечение программы:

Для реализации программы требуется педагог дополнительного образования с уровнем образования и квалификации, соответствующим профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».

    1. Воспитательный компонент

Цель воспитательной работы

развитие творческих способностей учащихся средствами театрального искусства.

Задачи воспитательной работы

Обучающие:

Познакомить с историей театрального искусства.

Помочь в овладении теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками в области театральной деятельности.

Воспитательные:

Приобщить к духовным и культурным ценностям мировой культуры, к искусству.

Воспитать эстетический вкус.

Сформировать у учащихся нравственное отношение к окружающему миру, нравственные качества личности.

Сформировать адекватную оценку окружающих, самооценку, уверенность в себе.

Развивающие:

Развить познавательные процессы: внимание, воображение, память, образное и логическое мышление.

Развить речевые характеристики голоса: правильное дыхание, артикуляцию, силу голоса; мышечную свободу; фантазию, пластику.

Развить творческие и организаторские способности.

Активизировать познавательные интересы, самостоятельность мышления.

Приоритетные направления воспитательной деятельности

здоровьесберегающее воспитание, культурологическое и эстетическое воспитание

Формы воспитательной работы

беседа, фестиваль, деловая игра, сюжетно-ролевая игра,

Методы воспитательной работы

беседа, упражнение, требование, игра, поощрение, наблюдение, анализ результатов деятельности

Планируемые результаты воспитательной работы

В результате полученных учащимися основ знаний, умений и навыков по театральному мастерству, духовно-нравственному и патриотическому воспитанию, нравственному совершенствованию, формированию внутренней культуры, коллективизма, воспитания, уважения к окружающим, старшим, помощи слабым - все это в комплексе предполагает получение следующих результатов:

предметные:

- изучены основные понятия по теории и истории театрального искусства;

- освоены базовые знания, умения и навыки, предметные компетенции;

- сформирована речевая культура;

- развиты познавательные интересы через расширение представлений о видах театрального искусства;

личностные:

-развиты личностные, ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, коммуникативные компетенции;

- развиты внутренняя (воля, память, мышление, внимание, воображение, подлинность в ощущениях) и внешняя (чувства ритма, темпа, чувства пространства и времени, вера в предлагаемые обстоятельства) техники актера;

метапредметные:

- сформированы потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности, эрудиции, нестандартных приемах и решениях при реализации творческих идей;

- развиты умения использовать приобретенные знания и навыки, самостоятельно их концентрировать и выражать в творческой деятельности;

- сформированы навыки аналитического мышления, умение объективно оценивать свою деятельность.

Сформированы знания основных театральных терминов и истории театра, культура восприятия сценического действия, сформирован стойкий интерес к театральному искусству.

Владение навыками актерского мастерства.

Владение навыками сотрудничества и взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Устойчивая мотивация к обучению.
























Календарный план воспитательной работы


п/п

Название мероприятия

Задачи

Форма проведения

Сроки проведения

1

День учителя

Воспитывать уважительное отношение к учителям

Развивать творческие способности детей посредством участия их в праздничной программе

Коррегировать коммуникативные и поведенческие навыки учащихся

сценка

октябрь

2

День матери

Учить детей быть заботливыми, нежными, ласковыми по отношению к близким;

сценка

ноябрь

3

Новый год

Развивать артистичность, собранность, уверенность детей при выступлении на сцене

новогоднее представление

декабрь

4

8 марта

Воспитывать любовь и уважение к родным людям. Способствовать сближению детей, родителей, педагогов.

Способствовать развитию творческих способностей детей. Воспитывать эстетический вкус и культуру общения.

сценка

март

5

Областной фестиваль «Храните детские сердца!»

Развитие патриотического и творческого воспитания подрастающего поколения, воспитание чувства уважения и бережного отношения к национальной культуре, успешная интеграция в социум воспитанников областных государственных образовательных учреждений.

спектакль

апрель


Педагогическая оценка развития навыков театрализованной деятельности

Диагностическая карта


№ п/п

Фамилия имя ребенка

Знание театральных терминов

Речевая культура

Эмоционально-образное развитие

Основы изобразительно-оформительских деятельности

Основы коллективной творческой деятельности



Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

1












2

























  1. Список литературы

для педагога:

Аджиева Е.М. 50 сценариев классных часов / Е.М.Аджиева, Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина, О.В. Еремкина, Н.А. Жокина, Н.В. Мартишина. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2002. – 160 с.

Бабанский Ю. К. Педагогика / Ю.К. Бабанский - М., 1988. - 626 с.

Безымянная О. Школьный театр. Москва «Айрис Пресс» Рольф, 2001 г.-270 с.

Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации / Под ред. Е.Н. Степанова. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 128с.

Методическое пособие. В помощь начинающим руководителям театральной студии, Белгород, 2003 г.

Немов Р.С. Психология: Учебн.для студ.высш.пед.учеб.заведений: В 3 кн.- 4е изд. / Р.С. Немов – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2002. -Кн.»: Психология образования. - 608 с.

Особенности воспитания в условиях дополнительного образования. М.: ГОУ ЦРСДОД, 2014. – 64 с. (Серия «Библиотечка для педагогов, родителей и детей»).

Организация воспитательной работы в школе: для заместителей директоров по воспитанию, классных руководителей и воспитателей/Библиотека администрации школы. Образовательный центр “Педагогический поиск”/под ред. Гуткиной Л.Д., - М., 2006. - 79с.

Панфилов А.Ю., Букатов В.М. Программы. «Театр 1-11 классы». Министерство образования Российской Федерации, М.: «Просвещение», 2013г.

Потанин Г.М., Косенко В.Г. Психолого-коррекционная работа с подростками: Учебное пособие. - Белгород: Изд-во Белгородского гос. пед. университета, 2005. -222с.

Театр, где играют дети: Учеб.-метод.пособие для руководителей детских театральных коллективов/ Под ред. А.Б.Никитиной.–М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001. – 288 с.: ил.

Щуркова Н.Е. Классное руководство: Формирование жизненного опыта у учащихся. -М.: Педагогическое общество России, 2002. -160с.

Чернышев А. С. Психологические основы диагностики и формирование личности коллектива школьников/ А.С. Чернышов – М., 2009.- 347с.


для обучающихся:

Методическое обеспечение программы:

Наглядные пособия (иллюстрации, таблицы, видеоматериал, презентации, фонограммы, карточки для заданий).

Музыкальная фонотека: классическая и современная музыка, театральные шумы и звуки, звуки природы, аудиотеатр.

Видеотека: записи спектаклей.

Методическая копилка (разработки занятий, сценарии и т.д.)


для родителей (законных представителей):

Воронова Е.А. «Сценарии праздников, КВНов, викторин. Звонок первый – звонок последний. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2004 г.-220 с.

Давыдова М., Агапова И. Праздник в школе. Третье издание, Москва «Айрис Пресс», 2004 г.-333 с.

Журнал «Театр круглый год», приложение к журналу «Читаем, учимся, играем» 2004, 2005 г.г.

Каришев-Лубоцкий, Театрализованные представления для детей школьного возраста. М., 2005 3.Выпуски журнала «Педсовет»

Куликовская Т.А. 40 новых скороговорок. Практикум по улучшению дикции. – М., 2003.

Любовь моя, театр (Программно-методические материалы) – М.: ГОУ ЦРСДОД, 2004. – 64 с. (Серия «Библиотечка для педагогов, родителей и детей»).

Савкова З. Как сделать голос сценическим. Теория, методика и практика развития речевого голоса. М.: «Искусство», 1975 г. – 175 с.

У. Шекспир «Собрание сочинений»

Школьный театр. Классные шоу-программы» / серия «Здравствуй школа» - Ростов н/Д:Феникс, 2005. – 320 с.

«Школьные вечера и мероприятия» (сборник сценариев) - Волгоград. Учитель, 2004г









Информация для карточки в Навигаторе


Полное название: АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

художественной направленности "Драматический театр "Непоседы"



Публичное название: "Драматический театр "Непоседы"


Краткое описание:

Важная роль в духовном становлении личности принадлежит театральному искусству, которое, удовлетворяя эстетические потребности личности, обладает способностью формировать ее сознание, расширять жизненный опыт и обогащать чувственно-эмоциональную сферу.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!