СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа декоративно-прикладной направленности «Выжигание на древесине»

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель адаптированной дополнительной общеразвивающей программы декоративно-прикладной направленности «Выжигание на древесине» создание условий для личностного и интеллектуального развития обучающихся, формирования у них практических умений и навыков художественной обработки древесины.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа декоративно-прикладной направленности «Выжигание на древесине»»



Рассмотрена и рекомендована

к утверждению МО учителей трудового обучения протокол от 30.08.2021 №1

Руководитель МО

_____________ Алёхин Е.В.

Приложение к приказу

от 31.08.2021 г. № 67

Утверждаю

директор школы - интерната

___________Федотова М.В.







Тамбовское областное государственное бюджетное образовательное учреждение «Знаменская школа – интернат для обучающихся с

ограниченными возможностями здоровья.




Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа декоративно-прикладной направленности «Выжигание на древесине»











Учитель – Алёхин Е. В.















2021

Пояснительная записка.



Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа декоративно- прикладной направленности «Выжигание на древесине» разработана на основе:

  • Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,

  • Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 года № 1726-р),

  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

Настоящая программа составлена с учетом требований действующих учебных программ специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений YIII вида по столярному делу для 5-9 классов, опыта работы кружков декоративно-прикладного искусства.

Цель адаптированной дополнительной общеразвивающей программы декоративно-прикладной направленности «Выжигание на древесине» создание условий для личностного и интеллектуального развития обучающихся, формирования у них практических умений и навыков художественной обработки древесины.

Задачи адаптированной дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Выжигание на древесине»

Обучающие:

Освоить основы технологии и технику безопасности при выжигании древесине.

Научить познавать и использовать красоту и свойства древесины для создания заготовок для выжигания.

Учить различать породы деревьев, выбирать пригодные для

работы, пиломатериалы, фанеру.

Изучить технологию работы лобзиком, электролобзиком.

Изучить технологию работы электровыжигателем;

Научить работать различными инструментами, приспособлениями.

Развивающие:

Развивать художественно – творческие способности обучающихся;

Развивать объемное видение предметов, фантазию, память, эмоционально – эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности;

Развивать моторику рук,

Повышать познавательную и творческо-поисковую активность детей.

Воспитывающие:

Прививать любовь к народным традициям, к истории родного края;

Пробуждать интерес к русскому народному творчеству и к новым, современным направлениям народного творчества;

Развивать терпение, настойчивость, трудолюбие;

Сформировать навыки работы в коллективе.

Актуальность адаптированной дополнительной общеразвивающей программы декоративно- прикладной направленности «Выжигание на древесине» заключается в реализации прав детей с ограниченными возможностями здоровья на участие в программах дополнительного образования. Принимая во внимание «Методические рекомендации по решению задачи увеличения числа детей, обучающихся по дополнительным образовательным программам, в общей численности детей этого возраста до 80 %», утверждённые Министерством образования и науки 1 июля 2014 года № ВК-102/09 данная программа имеет важное значение в решении одной из важнейших задач государственной образовательной политики на современном этапе.

Педагогическая целесообразность адаптированной дополнительной общеразвивающей программы «Выжигание на дереве» состоит в том, что она направлена на расширение знаний, умений и навыков обучающихся по программе профессионально-трудового обучения (столярное дело), на формирование основных компетенций, на коррекцию познавательной деятельности, мышления, моторики обучающихся школы- интернат, на развитие их творческих способностей, эстетическое воспитание, профориентацию через усвоение традиций русского народа.

Среди самых распространенных видов декоративно – прикладного искусства по художественной обработке древесины в нашей стране были выпиливание, выжигание.

Многовековая культура художественной обработки древесины имеет национальные традиции, которые передаются из поколения в поколение при украшении жилища, создании бытовых декоративных изделий.

Несложность оборудования, наличие инструментов и приспособлений, материалов, доступность работы позволяют заниматься выпиливанием, выжиганием, обучающимся с ограниченными возможностями развития.

Изучение курса выжигание на древесине позволяет детям и подросткам приобрести общетрудовые и частично специальные знания, а также обеспечит им интеллектуальное, этическое и эстетическое развитие.

В процессе занятий на кружке у обучающихся с нарушением интеллекта формируются представления о месте и роли декоративно-прикладного творчества в жизни человека, в создании материальной среды, развивается пространственнообразное мышление, зрительная память, творческие способности и эстетический вкус, расширяется кругозор. Дети приобретают трудовые умения и навыки, которые могут стать основой для будущего профессионального самоопределения.

В процессе работы по программе осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи,

пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики руки.

Программа содержит установку на раскрытие потребностей детей творить и осознавать свои возможности.

Отличительной особенностью, адаптированной дополнительной общеразвивающей программы декоративно- прикладной направленности «Выжигание на дереве» в том, что она разработана с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в:

  • адаптации содержания программного материала для освоения ребенком с ОВЗ направленной на раскрытие жизненными и социальными компетенциями;

  • «пошаговом» предъявлении материала,

  • дозированной помощи взрослого,

  • использовании адекватных возможностям и потребностям обучающихся современных технологий, методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию обучающихся, так и компенсации индивидуальных недостатков развития.

Наряду с общими задачами профессионально-трудового обучения решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности обучающихся.

Коррекционная работа выражается в формировании умений:

  • ориентироваться в задании

-предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления изделия, определять приёмы работы и инструменты, нужные для их выполнения, отчитываться о проделанной работе);

  • контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий).

Новизна данной программы

заключается в объединении традиций русского народа в изготовлении декоративно-прикладных изделий из древесины и реализации творческой индивидуальности каждого обучающегося. Темы программы помогают обучающимся ознакомиться с особенностями профессий, связанных с деревообработкой: столяр-плотника, так же способствуют развитию и раскрытию творческих (индивидуальных) способностей обучающихся.

Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа «Выжигание на древесине» рассчитана на обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 7 класса ТОГБОУ «Знаменская школа- интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» в возрасте 13 – 15, обладающие необходимыми способностями и проявившие личное желание, не имеющие медицинских противопоказаний.

Минимальный возраст детей для зачисления на обучение 13 лет.

Сроки реализации дополнительной общеразвивающей программы декоративно прикладной направленности «Выжигание на дереве» - 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю.


















ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

В ходе обучения по адаптированной дополнительной общеразвивающей по декоративно - прикладной направленности «Выжигание на древесине» обучающиеся приобретут совокупность знаний, умений, навыков, личностных качеств и компетенций.

Будет знать:

Будет уметь:

Сможет решать следующие жизненно практические задачи:

-Инструменты и материалы для художественной обработки древесины.

-Назначение, правила работы электровыжигателя.

-

Устройство и применение лобзика.

-

Строение и Свойства

древесины.

-

-

Организовать рабочее место.

-

Безопасно пользоваться

инструментами.

- Выбирать и разрабатывать с помощью учителя рисунки для художественной обработки изделия.

-Подготавливать поверхность изделия для художественной обработки; осуществлять художественную отделку поверхности изделия.

-Самостоятельно разрабатывать варианты художественного оформления изделий из древесины.

-Применять основные средства художественной выразительности в самостоятельной творческой деятельности.

-Самостоятельно оформлять изделия из древесины в повседневной жизни.

-Выражать себя в доступных формах

Способы переноса

изображения на заготовку.

- Способы отделки готовых изделий.

-Основы столярной (ручной и механической) подготовки поверхности древесины к отделке.

-Особенности отделки древесины лакокрасочными материалами.

- Составить план работы над будущим изделием.

-

Переносить изображение на заготовку для выпиливания, выжигания.

-

Правильно производить

отделку готового рисунка.

-

Анализировать качество

работы изделий.

Декоративно-прикладного творчества.

- Применять комплекс качеств для безопасной жизнедеятельности во время работы с ручными инструментами.

Личностные результаты:

  • повышение творческой активности ребенка, проявление инициативы и любознательности;

  • формирование ценностных ориентаций;

  • формирование мотивов к конструктивному взаимодействию и сотрудничеству со сверстниками и педагогами;

  • навыки в изложении своих мыслей, взглядов;

  • развитие жизненных, социальных компетенций;

  • развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание, эмоционального отношения к искусству;

  • воспитание эстетического вкуса и духовных качеств: настойчивость, выдержка, трудолюбие, целеустремленность;

  • удовлетворенность ребенком своей деятельностью в объединении дополнительного образования.













СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

ВВЕДЕНИЕ (1час)

Тема 1. Вводное занятие. Охрана труда, электро и пожарная безопасность при работе в столярной мастерской.

Теория (1 час).Знакомствоскружковцами.Целиизадачикружка. Обсуждениепланаработ. Правилаповедениявмастерской,правилаработысинструментами, оборудованием. Первичныйинструктажпотехникебезопасности.



ОСНОВЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ (1 часа) Тема 1. Строение древесины. Классификация древесных пород.

Теория (1 час).Изучение строения древесины по торцевому срезу ствола. Классификация пород повидам (хвойные, лиственные);твердости (твердые, мягкие, очень мягкие);, Рассматривание образцов разных пород древесины.

ВЫПИЛИВАНИЕ ЛОБЗИКОМ (7 часов)

Тема 1. Лобзик: устройство, назначение.Заправка полотна (пилки) в лобзик. Теория (1 час). Лобзик: устройство, назначение. Подготовка лобзика к работе. Способы заправки полотна в лобзик.

Практическая работа (1 час). Подготовка лобзика к работе.

Тема 2. Выпиливания лобзиком. Технические приёмы выпиливания.

Теория (1 час). Технология выпиливания лобзиком. Особенности работы лобзиком, исправимый и неисправимый брак при выпиливании. Стандартные приемы выпиливания.

Практическая работа (1 час). Освоение приёмов выпиливания лобзим.

Тема 3. Подготовка заготовки для выжигания.

Практическая работа (4 часа). Выпиливание заготовки согласно выбранным размерам. Отделка, шлифовка.



Тема 4. Изготовление заготовки по выбору.

Практическая работа (8 часов) . Выбор тематики работ. Перевод рисунка для выпиливания на основу.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВЫЖИГАНИЕ (22 часа)

Тема 1. Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию. Правила безопасной работы с электровыжигателем.

Теория (1 час). Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию. ТБ при работе с электровыжигателем. Охрана труда, электро и пожарная безопасность при работе с выжигателем.

Тема 2.Способы и технология декорирования изделий выжиганием.

Теория (1час). Подготовка материалов; перевод рисунка;приёмы выжигания.

Тема 3. Выполнение контурного выжигания.

Теория (1 час). Технология контурного выжигания.Основные приёмы её выполнения.

Практическая работа (2 часа). Освоение приёмов контурного выжигания.

Тема 4. Работа над объектом, выжигание по контуру. Разделочная доска.

Практическая работа (6 часов).Подготовка основы к работе, выбор рисунка, перевод рисунка на основу.Работа над объектом, выжигание по контуру. Выполнение рисунка в цвете (акварель, гуашь). Отделка изделия. Лакирование.

Тема 5. Изготовление изделия по выбору.

Практическая работа (10 часов).Выбор тематики работ, общественно-полезная направленность изделия. Подбор материала для изделия, подготовка и выпиливание основы для выжигания. Обработка основы изделия. Подготовка и перевод рисунка на основу. Выжигание элементов рисунка. Отделка изделия. Раскраска рисунка водными красками. Лакирование поверхности изделия.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа декоративно-прикладной направленности «Выжигание по дереву» (1 часа в неделю)

Название разделов, тем


Кол-во часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

I

Введение.

1ч.

1

-

Опрос

II

Основы материаловедения.

1 ч.

1

-

Опрос

III

Выпиливание лобзиком заготовок.

7 ч.

1

6

Наблюдение за работой

IV

Художественное выжигание.

22 ч.

3

18

Наблюдение за работой

VI

Подведение итогов

1 ч.

1

-

Выставка работ

Итого

32

5

27





Список использованной литературы.

1.Ращупкина С. Ю. Выжигание по дереву. – М.: РИПОЛ классик, 2011.

2.Федотов Г. Дарите людям красоту. – М.: Просвещение 1985.

3. Карабанов И.А. Технология обработки древесины. - М.: Просвещение, 2002 г.

4. Соколов Ю. Художественное выпиливание. Изд. Лесная промышленность. 1987.

5. Школа и производство. 2006 г. №24.















Календарно–тематическое планирование «Выжигание по дереву»

(1час в неделю – 32часа в год)

Тема занятия

Кол-во часов

Дата проведения

I

ВВЕДЕНИЕ

1 ч.

1

Вводное занятие. Охрана труда, электро и пожарная безопасность при работе в столярной мастерской.

6.09.21

2

Мастерство и деятельность человека. Общие сведения о народных ремеслах.

6.09.21

3

Рабочее место мастера.

6.09.21

II

ОСНОВЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ

1 ч.

4

Строение древесины. Классификация древесных пород.

13.09.21

5

Характеристики некоторых пород древесины.

13.09.21

III

ВЫПИЛИВАНИЕ ЛОБЗИКОМ

7 ч.

6

Лобзик: устройство, назначение.

1

20.09.21

7

Подготовка лобзика к работе.

Заправка полотна (пилки) в лобзик.

1

27.09.21

8

Выпиливания лобзиком. Технические приёмы выпиливания.

3

4.10.21

11.10.21

18.10.21


9

Освоение приёмов выпиливания лобзиком.

2

25.10.21

8.11.21

IV

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВЫЖИГАНИЕ

22 ч.

10

Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию. Правила безопасной работы с электровыжигателем.

1

15.11.21

11

Способы и технология декорирования изделий выжиганием.

1

22.11.21

12

Технология контурного выжигания.

1

29.11.21

13

Освоение приёмов контурного выжигания.

3

6.12.21

13.12.21

20.12.21

14

Разделочная доска. Подготовка основы к работе, выбор рисунка, перевод рисунка на основу.

2

27.12.21

10.01.22

15

Разделочная доска. Работа над объектом, выжигание по контуру.

4

17.01.22

24.01.22

31.01.22

7.02.22

16

Разделочная доска. Выполнение рисунка в цвете

(акварель, гуашь).

2

14.02.22

21.02.22

17

Разделочная доска. Отделка изделия. Лакирование.

2

28.02.22

14.03.22

18

Изготовление изделия по выбору и декорирование выжиганием. Выбор тематики работ.

1

28.02.22

19

Подбор материала для изделия, подготовка и выпиливание основы для выжигания.

2

14.03.22

28.02.22

20

Обработка основы изделия.

1

14.03.22

21

Подготовка и перевод рисунка на основу.

1

28.03.22

22

Выжигание элементов рисунка.

3

4.04.22

11.04.22

18.04.22

23

Отделка изделия. Раскраска рисунка водными красками.

1

25.04.22

24

Лакирование поверхности изделия.

1

16.05.22

V

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

1 ч.

25

Выставка детского творчества.Выставка работ и их обсуждение.

1

23.05.22



СИСТЕМА ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Система оценки результатов освоения дополнительной общеразвивающей программы декоративно - прикладной направленности «Выжигание на древесине» состоит из следующих видов контроля:

- текущий контроль, состоящий в оценке качества освоения разделов и тем программы;

- итоговый контроль, состоящий в оценке качества освоения содержания программы в целом.

Текущий контроль по овладению содержанием программы осуществляется непосредственно на занятиях, устно отмечается результат достижений каждого конкретного ученика, его индивидуальный рост и достижения. Оцениваются устные ответы и продукты деятельности. Отметки не выставляются.

Итоговый контроль проводится в конце обучения по программе. Форма подведения итогов реализации программы: отчетная выставка творческих работ для педагогов и родителей.

Основной показатель работы творческого объединения – участие в конкурсах декоративно-прикладного творчества различного уровня.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!