СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная образовательная программа по ФЗК для обучающихся с умственной отсталостью

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная образовательная программа по ФЗК для обучающихся с умственной отсталостью

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная образовательная программа по ФЗК для обучающихся с умственной отсталостью»

2.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа разработана для ученика 7 класса Андреева Максима, обучающегося по адаптированной основной образовательной программе общего образования для обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) (Пр.№ 1599, вариант 1) в форме индивидуального обучения на дому с 01.09.2022 г.

Основание: заключение территориальной психолого-медико-педагогической комиссии г. Балаково № 1037 от 09.10.2017 г. заключение врачебной комиссии № 1047 ГУЗ «Балаковский психоневрологический диспансер».(Протокол ВК № 86 от 15.05.2022г.).

Адаптированная образовательная программа для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в форме индивидуального обучения на дому по фзк в 7 классе рассчитана на 0,5 часа в неделю (17 часов в год),составлена в соответствии с учебным планом школы, расписанием уроков.

Адаптированная образовательная программа по фзк для обучающихся с умственной отсталостью МАОУ СОШ с. Кормежка имени Ф.П. Полынина разработана в соответствии:

-со статьями 2, 79 Федерального закона Российской Федерации № 273-ФЗ от29.12.2012года «Об образовании в Российской Федерации»;

-приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014г. №1599 «Об утверждении Федерального государственного стандарта образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

-с требованиями Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования

-на основе Программы специальных (коррекционных) образовательныхучрежденийVIIIвида6–9 классы под редакцией В. В. Воронковой–М.: «Просвещение»2011г.

Программа содержит учебный материал для обучающихся 6–9 специальных (коррекционных) классов VIII вида. Программа составлена с учётом психофизических особенностей учащихся с интеллектуальной недостаточностью.

Цель программы: развитие физических качеств и способностей, совершенствование функциональных возможностей организма, укрепление индивидуального здоровья. 
Задачи программы

Образовательные задачи:

1. Освоение системы знаний, необходимой для сознательного освоения двигательных умений и навыков.

2. Формирование и развитие жизненно необходимых двигательных умений и навыков.

3.  Обучение технике правильного выполнения физических упражнений.

4.  Формирование навыка ориентировки в схеме собственного тела, в пространстве.

Развивающие задачи:

Развитие двигательных качеств (быстроты, ловкости, гибкости, выносливости, точности движений, мышечной силы, двигательной реакции).

Формирование и совершенствование двигательных навыков прикладного характера.

Развитие пространственно-временной дифференцировки.

Обогащение словарного запаса.

Оздоровительные и коррекционные задачи:

Укрепление и сохранение здоровья, закаливание организма учащихся.

Активизация защитных сил организма ребёнка.

Повышение физиологической активности органов и систем организма.

Укрепление и развитие сердечнососудистой и дыхательной системы.

Коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата (нарушение осанки, сколиозы,   плоскостопия).

Коррекция и компенсация нарушений психомоторики (преодоление страха, замкнутого пространства, высоты, нарушение координации движений, завышение или занижение самооценки).

Коррекция и развитие общей и мелкой моторики.

Обеспечение условий для профилактики возникновения вторичных отклонений в состоянии здоровья школьников.

Воспитательные задачи:

Воспитание в детях чувства внутренней свободы, уверенности в себе, своих силах и возможностях.

Воспитание нравственных и морально-волевых качеств и навыков осознанного отношения к самостоятельной деятельности, смелости, настойчивости.

Воспитание   устойчивого   интереса к занятиям физическими упражнениями.

Формирование у учащихся осознанного отношения к своему здоровью и мотивации к здоровому образу жизни.

Содержание курса

Программа рассчитана на реализацию в течение 5 лет (5-9 классы), 169 часов, 1 час в неделю

Разделы программы:

Основы знаний. Общеразвивающие и коррекционно-развивающие  упражнения.

Двигательные умения и навыки.

Подвижные игры и элементы спортивных игр.

Краткое содержание программы:

В  I раздел программы вошли:

- «Основы знаний» - общие сведения теоретического характера, которые излагаются во время урока при изучении того или иного материала.

- «Общеразвивающие  упражнения» - упражнения без предметов и с предметами: г/палкой, с малым мячом, со средним-большим мячом, с г/обручем, с набивным мячом.

-  «Корригирующие упражнения»  специально подобранные  упражнения, направленные на коррекцию и компенсацию тех или иных отклонений в физическом развитии: упражнения на осанку; упражнения на дыхание, упражнения для профилактики плоскостопия, упражнения для развития общей и мелкой моторики, упражнения для развития точности и координации движений.

Во II раздел программы вошли основные двигательные умения и навыки:

- различные виды построений и перестроений;

- различные виды бега, прыжков;

- упражнения в бросках, ловле, метании,  переноске  и передаче предметов;

- упражнения в равновесии, лазанье, перелезании, подлезании;

- элементы художественной гимнастики с предметами (г/мячом, г/обручем, г/лентой);

- упражнения на тренажерах, которые  направлены для тренировки сердечнососудистой и дыхательной систем, для профилактики кардиореспираторных заболеваний и гармоничного физического развития учащихся.

III важнейшим разделом программы являются игры, включающие в себя, как подвижные игры, направленные на коррекцию нарушенных функций, так и игры, направленные на развитие координационных способностей, пространственной ориентировки, на формирование зрительно-моторной координации, игры, направленные на совершенствование функции дыхания, а также элементы спортивных игр (настольный теннис, баскетбол,  пионербол, хоккей на полу, бочче).

Ожидаемый результат: повышение реабилитационного потенциала детей с ОВЗ через коррекцию физического развития. Развитие и поддержание интереса занятиями адаптивной физкультурой как образа жизни. 
В ходе реализации программы оценивается уровень физического развития, развитие координации движений. 
Формами подведения итогов реализации программы являются: 
- включенное наблюдение за обучающимися в процессе учебно-тренировочных занятий; 
- проверка выполнения отдельных упражнений; 
- выполнение установленных для каждого индивидуально заданий.

























3.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



п/п

Тема раздела

Количество часов

1

Основы знаний. Общеразвивающие и корригирующие упражнения

5

2

Двигательные умения и навыки

8

3

Подвижные игры и элементы спортивных игр

4


Всего

17



4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Основы знаний. Общеразвивающие и корригирующие упражнения

Основы знаний:

Правила техника безопасности на уроках АФК.

Самоконтроль и меры предупреждения травматизма на уроках АФК.

Практический материал

Общеразвивающие и корригирующие упражнения:

Основные положения и движения головы, конечностей и туловища: Общеразвивающие упражнения  без предметов и с предметами (с г/палкой, с малым мячом, с большим обручем, с г/мячом, с набивным мячом).

Упражнения на дыхание: Выполнение быстрого, короткого вдоха и выдоха в сочетании с движениями; тренировка дыхания в  ходьбе с преобладанием выдоха над вдохом. Глубокое дыхание с движениями рук.

Упражнения на осанку: Упражнения на укрепление мышц спины и брюшного пресса путем прогиба назад: «Кораблик», «Качели», «Ящерица». Упражнения для укрепления мышц спины путем складывания: «Птица»,  «Носорог», «Кошечка». Упражнения для укрепления позвоночника путем поворота туловища и наклона его в стороны: «»Ежик», «Маятник», «Месяц». Упражнения на укрепление мышц тазового пояса, бедер, ног: «Лягушка», «Зайчик», «Рак». Упражнения на развитие мышц плечевого пояса: «Мельница», «Замочек», «Дощечка».

Упражнения в расслаблении мышц: Расслабление мышц потряхиванием  конечностей  после выполнения бега, ходьбы. Расслабление,  лежа на спине.

Упражнения для развития точности и координации движений: Ходьба между различными ориентирами. Бег по начерченным на полу ориентирам. Несколько поворотов подряд по инструкции. Ходьба по двум параллельно поставленным скамейкам с помощью. Прохождение расстояния до 3 метров от одного ориентира до другого с открытыми глазами за определенное количество шагов и воспроизведение его за столько же шагов без контроля зрения.

Профилактика плоскостопия: Упражнения сидя: «Ходьба», «Лошадка», «Медвежонок», катание мяча ногами; ходьба на внутреннем и внешнем своде стопы. Ходьба по массажной дорожке для стоп.

Двигательные умения и навыки.

  Построения и перестроения: Выполнение команд «Становись!», «Разойдись!», «равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!». Повороты на месте направо, налево, кругом с показом направления. Размыкание в колонне, шеренге. Построение в шеренгу, в колонну, в круг в различных частях зала по команде учителя.

     Ходьба и бег: Ходьба со сменой направления за учителем. Чередование ходьбы и бега. Сочетание ходьбы и бега в разном темпе. Бег в колонне по одному в равномерном темпе. Челночный бег 3 Х 10 метров. Бег на 30 метров  с высокого старта на скорость.

    Прыжки: Прыжки в длину с места толчком двух ног в обозначенное место. Прыжки в длину с разбега  (место толчка не обозначено).  Прыжки в высоту способом «согнув ноги» с трех шагов.

   Метание мяча: Метание малого мяча с места на дальность способом «из-за головы через плечо». Метание малого мяча в цель с шага. Броски набивного мяча весом 1 кг различными способами: двумя руками снизу и от груди, из-за головы. Передача и переноска предметов: набивных мячей, г/палок, больших мячей на расстояние до 20 метров.

Равновесие: «Петушок», «Ласточка» на полу с поддержкой. Ходьба по г/скамейке вверх, вниз с помощью. Ходьба по г/скамейке с доставанием предмета с пола наклоном и в приседе (кегли, малые мячи, г/палки и т.д.). Расхождение вдвоем на г/скамейке

Лазание, перелезание, подлезание: Лазание по г/стенке вверх-вниз ранее изученными способами. Лазание по наклонной г/скамейке с переходом на г/стенку, движение по г/стенке вправо, влево. Сочетание переползания через препятствия с подлезанием. Вис на руках на г/стенке до 3 секунд. Полоса препятствий  из 5-6 заданий в подлезании, перелезании и равновесии.

    Элементы художественной гимнастики: Упражнения с мячом – броски и ловля мяча ранее изученными способами; передача мяча из рук в руки за спиной; поочередные отбивы мяча об пол  и ловля на одну руку; перекаты мяча по рукам.

Упражнения с обручем – броски и ловля обруча двумя руками в лицевой плоскости; перекаты из одной руки в другую в лицевой плоскости  и в парах различными способами; впрыгивание в качающийся обруч в лицевой плоскости; вращение обруча на руке в лицевой плоскости с помощью.

Упражнения с лентой  –  хват ленты; горизонтальные и вертикальные махи; спирали и змейки в лицевой плоскости.

     Упражнения на тренажерах: Степ доска. Кардиотренажеры (беговая дорожка, велотренажер, степпер). Тренажеры со свободными весами (силовые тренажеры для мышц спины; брюшного пресса;  подтягивание-отжимание; гантели). Тренажеры с встроенными весами (силовые тренажеры: разгибание ног; разгибание рук сидя; жим лежа; становая тяга).

    Подвижные игры и элементы спортивных игр.

     Подвижные игры: «Рыбаки и рыбки», эстафеты с передачей предметов сидя и стоя,  «Снайперы», «Охотники и утки".

Элементы  спортивных игр:

 Настольный теннис: Удержание шарика на теннисной ракетке на месте и в ходьбе. Набивание шарика открытой ракеткой (внутренней стороной ракетки). Игра-соревнование «Кто больше набьет?».

  Бочче: Ознакомление с содержанием игры. Технические правила игры. Вбрасывание шара «паллино». Бросок шара «пунто».

Пионербол: Броски и ловля мяча в парах через сетку одной рукой от плеча.  Нижняя подача мяча (одной рукой снизу).

Хоккей на полу:  Прием и передача шайбы в парах на месте на разные расстояния. Ведение шайбы по прямой и змейкой с обводкой конусов. Броски по воротам на точность.

 Баскетбол: Передача и ловля мяча двумя руками от груди на месте в парах. Ведение мяча  шагом по прямой. Броски мяча двумя руками от груди  из-под кольца с места.















































5. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



урока

Тема урока

Дата проведения урока

Примеча

ние

1 Раздел:   Основы знаний. Общеразвивающие и корригирующие упражнения (9 часов).

1

Правила техники безопасности на уроках АФК. Общеразвивающие и корригирующие упражнения:

основные положения и движения головы, конечностей и туловища.


12.09


2

Общеразвивающие упражнения  без предметов и с предметами (с г/палкой, с малым мячом, с большим обручем, с г/мячом, с набивным мячом).

26.09


3

Упражнения на осанку. Упражнения на укрепление мышц спины и брюшного пресса путем прогиба назад. Упражнения для укрепления мышц спины путем складывания. Упражнения для укрепления позвоночника путем поворота туловища и наклона его в стороны. Упражнения на укрепление мышц тазового пояса, бедер, ног. Упражнения на развитие мышц плечевого пояса.

10.10


4

Упражнения для развития точности и координации движений. Ходьба между различными ориентирами. Бег по начерченным на полу ориентирам. Несколько поворотов подряд по инструкции. Ходьба по двум параллельно поставленным скамейкам с помощью.

24.10


5

Прохождение расстояния до 3 метров от одного ориентира до другого с открытыми глазами за определенное количество шагов и воспроизведение его за столько же шагов без контроля зрения.

14.11


2. Раздел:   Двигательные умения и навыки (15 часов).

6

Построения и перестроения: Выполнение команд «Становись!», «Разойдись!», «равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!». Повороты на месте направо, налево, кругом с показом направления. Размыкание в колонне, шеренге. Построение в шеренгу, в колонну, в круг в различных частях зала по команде учителя.

28.11


7

   Ходьба и бег: Ходьба со сменой направления за учителем. Чередование ходьбы и бега. Сочетание ходьбы и бега в разном темпе. Бег в колонне по одному в равномерном темпе

12.12


8

    Прыжки: Прыжки в длину с места толчком двух ног в обозначенное место. Прыжки в длину с разбега  (место толчка не обозначено).  Прыжки в высоту способом «согнув ноги» с трех шагов.

26.12


9

Равновесие: «Петушок», «Ласточка» на полу с поддержкой. Ходьба по г/скамейке вверх, вниз с помощью. Ходьба по г/скамейке с доставанием предмета с пола наклоном и в приседе (кегли, малые мячи, г/палки и т.д.). Расхождение вдвоем на г/скамейке

16.01


10

Лазание, перелезание, подлезание: Лазание по г/стенке вверх-вниз ранее изученными способами. Лазание по наклонной г/скамейке с переходом на г/стенку, движение по г/стенке вправо, влево.

30.01


11

Сочетание переползания через препятствия с подлезанием. Вис на руках на г/стенке до 3 секунд. Полоса препятствий  из 5-6 заданий в подлезании, перелезании и равновесии.

13.02


12

    Элементы художественной гимнастики: Упражнения с мячом – броски и ловля мяча ранее изученными способами; передача мяча из рук в руки за спиной; поочередные отбивы мяча об пол  и ловля на одну руку; перекаты мяча по рукам.

27.02


13

Упражнения с обручем – броски и ловля обруча двумя руками в лицевой плоскости; перекаты из одной руки в другую в лицевой плоскости  и в парах различными способами; впрыгивание в качающийся обруч в лицевой плоскости; вращение обруча на руке в лицевой плоскости с помощью

13.03


3 .       Раздел:   Подвижные игры и элементы спортивных игр (10 часов).

14

Элементы  спортивных игр. Настольный теннис.  Удержание

шарика на теннисной ракетке на месте и в ходьбе. Набивание шарика открытой ракеткой (внутренней стороной ракетки).

03.04


15

Настольный теннис.  Игра-соревнование «Кто больше набьет?».

17.04


16

Пионербол: Броски и ловля мяча в парах через сетку одной рукой от плеча.

15.05


17

 Баскетбол: Передача и ловля мяча двумя руками от груди на месте в парах. Ведение мяча  шагом по прямой. Броски мяча двумя руками от груди  из-под кольца с места.

29.05
















Уроки



ПРЫЖКИ В ДЛИНУ С РАЗБЕГА СПОСОБОМ «СОГНУВ НОГИ»

 

Дальности прыжка в длину в основном зависит от угла вылета общего центра массы тела, определяемого действием прыгуна в отталкивании, и величины скорости полета, во многом зависящей от скорости разбега перед отталкиванием.

Обучение прыжкам в длину предусмотрено учебной программой для учащихся всех классов.        

При ознакомлении учащихся I—VI классов с техникой прыжка в длину с разбега способом «согнув ноги» (и в высоту способом «перешагивание») не следует заострять их внимание на мелких деталях, необходимо отметить только основные положения прыжка. Детальное ознакомление с техникой осуществляется в VI—VIII классах. Обучать надо в облегченных условиях: укороченный разбег с небольшой скоростью (скорость должна быть такой, чтобы ученики могли контролировать свои движения); отталкивание с повышенной опоры и т. д.

Обучение и последующее совершенствование техники прыжка в длину обычно сопровождается многократным повторением   его  элементов   и   целостного  упражнения.

Задачи  обучения

 

1. Научить основам техники прыжка в длину с места.

1. Научить основам правильного приземления после прыжка.

2. Научить основам техники прыжка в длину с разбега.



Методическая  последовательность обучения

I. Упражнения для овладения основами техники прыжка в длину с места:

1. И. п. – полуприсед, руки отведены назад. Выполнить энергичный мах руками

вперед-вверх с одновременным разгибанием ног и подъемом на носки.

2. И. п.—.то же, что и в упражнении 1. Выполнить прыжок вверх толчком двумя

ногами.

3. И. п. — упор присев. Выполнить прыжок вверх со взмахом рук вверх и приземлением в положение полуприседа руки вперед.

4.  И. п. — полуприсед, руки отведены назад. Небольшой прыжок вперед (на гимнастический мат) в положение полуприседа, руки вперед.

5.  Встать на скамейку. И. п. — ноги на ширине плеч, руки опущены вниз. Выполнить полуприсед с отведением рук назад и не задерживаться, сочетая отталкивание (разгибание ног) со взмахом рук, прыгнуть со скамейки на гимнастический мат в положение полуприседа, руки вперед.,

6.  Принять позу приземления и сохранять ее в течение 5 с. Из стойки ноги на ширине стопы, стопы параллельно, руки опущены вниз выполнить полуприсед с небольшим наклоном  туловища  вперед,   руки  вперед — в  стороны.

7.  То же, что и упражнение 6, но выполнить быстро с точной фиксацией позы.

8.  И. п. — о. с. Подняться на носки, руки вверх и быстро принять позу приземления.

9.  Прыжок с гимнастической скамейки на мостик с последующим  отталкиванием  двумя  ногами   и приземлением на гимнастический мат в квадрат 40X40 см.

10. Прыжки с гимнастической скамейки на заданную линию (первая линия на расстоянии 25 см от возвышения, вторая - 45 см,  третья — 65 см).   Приземление  производится на линию, названную учителем.

11. Прыжки в длину с места на 50 и 100 см с закрытыми глазами на полосу приземления шириной 30 см.

II.Упражнения   для   овладения основами  техники прыжка в длину с разбега. 

     Общую схему прыжка в длину с разбега выполнить может каждый учащийся с первого раза. Поэтому основная задача обучения технике прыжка в длину в младших классах заключается в  выработке у учащихся умения правильного отталкивания и мягкого приземления.

1. Прыжки на одной ноге  из круга в круг. Круги делаются из гимнастических обручей, скакалок  или  рисуются мелом на полу (всего 10—15 кругов),

2.Прыжки через «канавки»,  обозначенные  мелом, шнуром, лежащим на полу (земле), выполняя между ними по 3 беговых шага.

3.Прыжки в шаге с 4 беговых шагов через «ров» шириной 1 м с мягким приземлением на две ноги.

4.Прыжки в длину с разбега (6—8 беговых шагов) с преодолением  препятствия (скамейка, натянутая  резиновая лента), установленного недалеко (80—90 см) от места отталкивания.

5. Прыжки в длину с разбега (6—8 беговых шагов).

 

Задача  обучения



Научить технике отталкивания с небольшого разбега и закрепить   навыки  мягкого  приземления.

 

Методическая  последовательность обучения

 

  Упражнение 1.И. п. — толчковая нога и противоположная ей рука впереди, маховая нога и другая рука сзади. Имитация движений при отталкивании (на месте) с активным выведением бедра маховой ноги вперед-вверх (до уровня таза) и одновременной сменой положения рук.

    По команде учителя на счет «раз» — поднять бедро маховой ноги вперед, согнув ее в колене, одноименную руку отвести назад и поднять локтем в сторону, другую руку вперед. На счет «два» — исходное положение.

  Упражнение. 2. То же, но с отталкиванием вверх.

  Упражнение 3. Прыжки в длину с места толчком одной ногой с приземлением на обе ноги. И. п.—поставить толчковую ногу вперед примерно в 0,5—1 м от края прыжковой ямы (матов). Маховую ногу отставить назад на полшага. Из этого положения быстро вынести согнутую в; колене маховую ногу и противоположную ей руку вперед-вверх и одновременно оттолкнуться толчковой ногой. Приземление осуществляется на две ноги.                                                     

 Упражнение 4. То же, но с одного шага. И. п.— маховая нога впереди, толчковая сзади.

 Упражнение 5. То же, но с двух шагов. И. п. — толчковая нога впереди, маховая сзади.

 Упражнение 6. То же, но с трех шагов. И. п. — маховая нога впереди, толчковая сзади.

 Упражнение 7. Прыжки в «шаге» по кружкам, начерченным на земле (расстояние между кружками до 1,5 м).

Упражнение 8. Прыжки в шаге, отталкиваясь при медленном беге через один шаг.

Упражнение 9. Прыжки в шаге, отталкиваясь при медленном беге через три шага на четвёртый.

Упражнение 10. Прыжки в длину с короткого разбега через веревочку (планку, натянутую резиновую ленту и т. п.) на высоте 20—30 см и на расстоянии 1—1,3 м от места отталкивания.

Планка (натянутая резиновая лента) регулирует угол вылета учащегося и способствует активности движения маховой ноги при отталкивании.  

Упражнение 11. Прыжки в; длину с разбега с приземлением в «зоны», обозначенные (линиями) в прыжковой яме. Для девочек — 190, 230, 260 см, для мальчиков — 250, 280, 310 см.                                                

Упражнение 12. Прыжки в длину со среднего разбега.

 

Приземление

Упражнение 1. Прыжки в длину с места толчком двух ног на точность приземления и на результат.

        Обращать внимание на выполнение полуприседа, мах руками, выпрямление ног и мягкое приземление.

Упражнение 2. Прыжки в длину с места с постепенно увеличивающейся высоты — 20, 30, 60, 80 см (со скамейки, со стопы гимнастических матов). Во время приземления учащиеся должны ставить стопы ног параллельно, примерно на ширине плеч, и, мягко приседая, выносить руки вперед.           Упражнение 3. То же, но с одного шага. И. п. — маховая нога впереди, толчковая сзади.          

Упражнение 4. Прыжки на возвышение 20, 40, 50 см (горка матов) с приземлением на обе ноги: а) толчком двух ног; б) толчком одной ноги .    

Упражнение 5. Овладение приземлением в положении «сидя». С 3—5 шагов разбега, отталкиваясь на расстоянии 1—1,5 м от положенных один на другой 5—6 матов, учащиеся поднимают обе ноги вперёд носками вверх и приземляются на горку матов в положении, показанном на рисунке:

Упражнение 6. Из виса на гимнастической стенке, спиной к ней, махом вперёд соскок с приземлением на две ноги на гимнастический мат.

Упражнение 7.Прыжки в длину с короткого разбега через веревочку, резиновую ленту,  положенную на предполагаемом месте приземления.

 

Задачи   обучения

1.  Закрепление учебного материала

2.  Научить технике разбега в сочетании с отталкиванием.



Методическая   последовательность обучения

 

Упражнение 1. Имитация техники движения маховой ноги при отталкивании. И. п. — толчковая нога на всей ступне впереди, маховая сзади, руки опущены вдоль туловища. Перенести вес тела на толчковую ногу, а согнутую в колене маховую поднять вперед-вверх до уровня таза.

Упражнение 2. И. п. — толчковая нога впереди, маховая  сзади, руки опущены вдоль туловища. Имитация движения плечевого пояса и рук при отталкивании, потянуться вверх.

Упражнение 3. То же, но в ходьбе на месте.

Упражнение 4. Имитация техники движения рук и ног в отталкивании. И. п. — толчковая нога и противоположная ей рука впереди, маховая нога и другая рука сзади. Перенести вес тела на толчковую ногу, бедро согнутой в колене маховой ноги поднять до уровня таза и одновременно сменить положение рук.

Упражнение 5. Имитация движений рук и маховой ноги в сочетании с отталкиванием. И. п. - толчковая нога и противоположная ей рука впереди, маховая нога, согнутая в колене, отведена назад в безопорном положении.

Выполнить мах, отталкивание и вернуться в и. п.. Упражнение выполнить непрерывно 4—5 раз подряд. Взлет строго вверх. Туловище держать прямо, не наклонять к маховой  ноге.  Приземляться  только на  толчковую  ногу,  маховую на опору не опускать.                    

Упражнение 6. Стоя на маховой ноге, толчковая нога согнутая в колене,  выведена вперед и находится  в безопорном положении. Выпрямить толчковую ногу в колен- ном суставе, активно  поставить ее «загребающим» движением на опору примерно на одну стопу впереди себя с одновременным выведением «на ногу» тазобедренной области.                      

Следить  за прямым положением туловища и опорной ноги.                           Упражнение.7.  То  же с  продвижением    вперед  приставным шагом.         Упражнение 8. И. п. то же,  что и    в упражнении 6.

С  активной «загребающей»  постановкой  толчковой  ноги  на опору вывести маховую ногу вперед-вверх  (голень не выхлестывать вперед)   с одновременным движением плечевого пояса и рук.

Упражнение 9. Из положения стоя в шаге, маховая нога  впереди вывести толчковую ногу вперед и  выполнить отталкивание.  Толчковую ногу ставить выпрямленной под острым углом на опору  (на всю стопу), с последующим быстрым переходом на переднюю ее часть. Взлет строго вверх. Приземляться только на толчковую ногу.

Упражнение 10. Имитация отталкивания в ходьбе через один шаг.

Упражнение 11. Имитация отталкивания в ходьбе через три и пять шагов.

Упражнение 12. Многократные прыжки в шаге, отталкиваясь через1,3,5 шагов.

Основное требование при выполнении отталкиваний сериями — взлететь вперед-вверх с небольшой паузой, как будто перепрыгивая через лужу, канаву или подобное препятствие, что способствует большей естественности движений.

Упражнение 13. Прыжки в длину с 3—5 беговых шагов через 3-4 препятствия (набивные мячи, скамейки и т. п.), отталкиваясь толчковой ногой.

Упражнение 14.   Прыжки с 4—5 беговых шагов через горизонтальное  препятствие (коридор шириной   1,5—2,5 м).  Приземляться  на  маховую ногу с  последующим пробеганием  вперед. Для  стимулирования   мощности  отталкивания и высоты прыжка можно на середине горизонтального препятствия положить набивной  мяч.

Упражнение 15. Из положения толчковая нога впереди, наклонив туловище, начать разбег, постепенно выпрямляя туловище.

Упражнение 16. Прыжки в длину с короткого разбега через планку (веревку, резиновую ленту), установленную на высоте 40—50 см на расстоянии, равном половине прыжка от бруска.            

Упражнение 17. Прыжки в длину с 6—7 беговых шагов, применяя технику прыжка способом «согнув ноги» в целом, с отталкиванием  от  гимнастического  мостика.

В прыжках после вылета в положении «шага» не следует спешить подтягивать толчковую ногу к маховой, так как раннее выполнение группировки увеличивает вращательный момент тела вперед и вызывает потерю равновесия в полете. Все это заставляет учащегося раньше времени выполнять приземление (раннее опускание ног). На движения рук в полете не обращать внимания.

Упражнение  18. Соревнования в прыжках в длину с 8 беговых шагов.

                 

Задачи   обучения

1.  Научить движениям в полете и прыжкам в длину 10—12 беговых шагов.

2.  Научить ритму последних шагов разбега.

 

Методическая последовательность обучения

 

Упражнение   1.  Отталкивание и полет с повышенной опоры. Прыжки в длину с места, стоя на гимнастической скамейке, толчковая нога впереди , маховая нога, согнутая в колене, отведена назад (в безопорном положении). Выполнить мах, отталкивание, затяжной полет и приземлиться в яму (на маты).                    

Упражнение 2. Из положения стоя в шаге, толчковая  нога на скамейке, маховая   на опоре   внизу, имитация отталкивания.

Разгибание толчковой  ноги,  подъем  маховой, движение плечевого пояса и рук. Встать и вытянуться на толчковой ноге как можно больше. Для  правильного выполнения  характерны  широкая  амплитуда  и ускоряющийся к концу разгибания ритм движений.

Упражнение 3. То же, но с отталкиванием, затяжным прыжком и приземлением.                      

Упражнение 4. И. п. — стоя на расстоянии одного шага от скамейки, маховая нога впереди, толчковая сзади. Выполнить шаг толчковой ногой на скамейку, отталкивание, затяжной полет, приземление.

Упражнение 5. То же, но стоя на расстоянии двух шагов от скамейки (толчковая нога впереди, маховая сзади).

Упражнение 6. Прыжки на возвышение (горку матов) с 1—4 шагов разбега: а) с приземлением в положении «шага» (положение широкого выпада); б) через препятствие (планку, резиновую ленту и т. п.) с приземлением в шаге. Повторяя это упражнение, ученики привыкают отталкиваться с высоким выносом бедра маховой ноги.

Упражнение 7. То же, но с приземлением на две ноги.

Упражнение 8. Прыжки со среднего разбега через препятствие, установленное у места приземления, с целью отработки движения ног вперед.

Упражнение 9.  То  же, но  через более  высокое  препятствие, расположенное примерно в метре от места отталкивания.

Упражнение10. Прыжки в длину способом «согнув ноги» с 8-12 беговых шагов. Разбег можно выполнить с разметкой последних шагов (поролоновые полоски, резиновые квадраты  и т.п.). Расстояние между ориентирами должно позволить правильно выполнить последние два шага.

Для стимулирования мощности отталкивания и повышения эффективности движения при приземлении можно выполнить прыжки через два препятствия. Первое препятствие высотой 40-50 см ставится на расстоянии 1/3 дальности прыжка от места отталкивания, второе - высотой 10-20 см ставится на расстоянии 1/3 дальности прыжка от места приземления.

Для облегчения условий обучения технике прыжка в целом можно выполнить прыжки с небольшого трамплина (мостика). При этом увеличиваются время полета, дальность прыжка, что позволяет учащимся лучше прочувствовать изучаемое положение и научиться управлять своими движениями в полете.

Постановка толчковой ноги на место отталкивания осуществляется с пятки или со всей стопы.


Упражнение 11. Соревнования в прыжках в длину с 10-12 шагов разбега.



 

Основные ошибки, встречающиеся в процессе обучения школьников технике прыжка в длину с разбега способом «согнув ноги»

 

Элементы техники

Основные ошибки

Разбег и подготовка к отталкиванию

1. Напряжённый, скованный разбег.

2. Чрезмерно быстрое начало разбега с замедлением скорости перед отталкиванием.

3. Отсутствие ритмичного стандартного разбега.

4. Отклонение в длине шагов уже в начале разбега и попытки «подобрать» шаги при подбегании к месту отталкивания.

5. Излишнее приседание на последних шагах разбега.

6. Растягивание последних шагов в разбеге и особенно последнего.

7. Непопадание на брусок толчковой ногой.

Отталкивание

1. Далёкое, стопорящее выставление вперёд на брусок толчковой ноги (постановка ноги с пятки).

2. Недостаточно активная («загребающая») постановка ноги на брусок.

3. Постановка ноги на место отталкивания расслабленными мышцами, особенно стопы.

4. Излишний наклон туловища вперёд или назад.

5. Отталкивание заканчивается неполным выпрямлением опорной ноги во всех суставах.

6. Откидывание головы назад.

7. Мах ногой не в направлении разбега.

8. Низкий подъём бедра маховой ноги.

9. Мах недостаточно согнутой ногой (мах выпрямленной ногой).

10. Пассивная работа рук.

11. Недостаточно быстрый мах руками.

12. Несогласованный мах рук и ноги.

13. Слабый, неэффективный толчок.

14. Запоздалое отталкивание.

Полёт

1. Преждевременное подтягивание толчковой ноги к маховой после вылета «в шаге».

2. Сильный наклон туловища вперёд (закручивание), вызывающий потерю равновесия и преждевременное опускание ног вниз.

3. Низко подняты ноги к моменту приземления.

Приземление

1. Приземление одной ногой ближе, а другой дальше (стопы расположены непараллельно).

2. Падение назад, ближе следа, оставленного ногами.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!