СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по географии Вариант 1

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная основная образовательная программа по географии для 6 класса вариант 1 составлена для обучающихся с лёгкими и умственными интеллектуальными нарушениями на основе авторской программы по географии для 5-6 класса Т. М. Лифановой, Е.Н. Соломиной.

Просмотр содержимого документа
«АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по географии Вариант 1»

РАССМОТРЕНА:на заседании ШМО МКОУ «Кульбакинская средняя общеобразовательная школа» Руководитель МО

_________ /__________/

Протокол № __

от «__»________ 20__ г.

ПРИНЯТА:

на заседании педагогического совета МКОУ «Кульбакинская средняя общеобразовательная школа»

Протокол № __

от «__»________ 20__ г.


УТВЕРЖДЕНА:

Директор школы

МКОУ «Кульбакинская средняя общеобразовательная школа»

_________ /_________/

Приказ № ____

от «__»_________ 20__ г.













АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

по географии

Вариант 1






6 класс







Учитель:

Нестеренко Людмила Петровна,

учитель географии и биологии,

I квалификационная категория

2019-2020 учебный год

Адаптированная основная образовательная программа по географии

для 6 класса вариант 1 составлена на основе:

 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

 Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

 Устава Муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Кульбакинская средняя общеобразовательная школа» Глушковского района Курской области;

 примерной основной образовательной программы соответствующей ступени обучения;

 санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в Муниципальном казённом общеобразовательном учреждении «Кульбакинская средняя общеобразовательная школа» Глушковского района Курской области;

 учебного плана Муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Кульбакинская средняя общеобразовательная школа» Глушковского района Курской области (федерального и регионального компонента, компонента Муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Кульбакинская средняя общеобразовательная школа» Глушковского района Курской области);

 годового учебного календарного графика на текущий учебный год;

 основной образовательной программы Муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Кульбакинская средняя общеобразовательная школа» Глушковского района Курской области;

 примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями Вариант 1);


 авторской программы по географии для 6 класса Т. М. Лифановой, Е. Н. Соломиной, допущенной Министерством образования и науки РФ, Просвещение, 2010 г.



Рабочая программа построена с учетом реализации межпредметных связей с курсом природоведения 5 класса, в ходе которого изучались основные знания о неживой природе; формировались представление о мире, который окружает человека.       

   География дает благодатный материал для патриотического, интернационального и экологического воспитания учащихся.

Данная рабочая программа составлена с учетом психофизических особенностей учащихся с интеллектуальной недостаточностью.

        Познание мира предполагает изучение системы взаимосвязанных дисциплин, обеспечивающих преемственность содержания. Курс географии имеет много смежных тем с биологией, историей, русским языком, чтением, математикой, изобразительным искусством, СБО и другими предметами.

        Учитывая общие и специальные задачи коррекционной школы, данная рабочая программа предусматривает повторяемость материала (в разных формах и объеме). Ряд тем постепенно усложняется и расширяется от 6 к 9 классу, что способствует более прочному усвоению элементарных географических знаний умственно отсталыми учащимися.



Цели программы:

*дать элементарные, но научные и систематические сведения о природе, населении, хозяйстве своего края, России и зарубежных стран;

* показать особенности взаимодействия человека и природы, познакомить с культурой и бытом разных народов;

* помочь усвоить правила поведения в природе;

* сформировать у учащихся умение использовать географические знания и умения в повседневной жизни для объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных, социально-эконо­мических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности, экологически сообразного поведения в окру­жающей среде.



Задачами курса «АООП география 6 класс вариант 1» являются:

*формирование основополагающих знаний о природе Земли как целостной системе, составные части которой находятся в непрерывном развитии, о географической зональности и поясности, единстве человека и природы, о необходимости сохранения природной среды как условия существования человечества;

*овладение основами картографической грамотности, элементарными практическими умениями применения простых приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы, учета фенологических изменений в природе своей местности, проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями и их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;

*приобретение представлений о месте географии в системе научных знаний и ее роли в освоении человеком планеты, о результатах выдающихся путешествий и географических открытий;

*формирование экологического взгляда на географическую информацию, способности ее рассмотрения через призму сохранения устойчивого развития географической оболочки как единой социоприродной среды и решения проблем экологической безопасности;

*формирование умений описывать и объяснять разнообразные явления, навыков применения приобретенных географических знаний и повседневной жизни для оценки последствий своих действий по отношению к окружающей среде, уровня безопасности окружающей среды и адаптации к условиям проживания на конкретной территории.



Место предмета в учебном плане

Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями Вариант 1) предмет «География» изучается в 6-м классе – 2 часа в неделю (70 часов).






















Учебник – География  6 класс, Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина, Москва, «Просвещение», 2011 г.

Рабочая программа построена с учетом реализации межпредметных связей с курсом природоведения 5 класса, в ходе которого изучались основные знания о неживой природе; формировались представление о мире, который окружает человека.


 География дает благодатный материал для патриотического, интернационального и экологического воспитания учащихся.

Данная рабочая программа составлена с учетом психофизических особенностей учащихся с интеллектуальной недостаточностью.

        Познание мира предполагает изучение системы взаимосвязанных дисциплин, обеспечивающих преемственность содержания. Курс географии имеет много смежных тем с биологией, историей, русским языком, чтением, математикой, изобразительным искусством, СБО и другими предметами.

        Учитывая общие и специальные задачи коррекционной школы, данная рабочая программа предусматривает повторяемость материала (в разных формах и объеме). Ряд тем постепенно усложняется и расширяется от 6 к 9 классу, что способствует более прочному усвоению элементарных географических знаний умственно отсталыми учащимися.


Место предмета в учебном плане

Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями Вариант 1) предмет «География» изучается в 6-м классе – 2 часа в неделю (70 часов).

  Учебный материал расположен по годам обучения следующим образом:

6 класс – «Начальный курс физической географии»;

7 класс – «География России»;

8 класс – «География материков и океанов»;

9 класс – «География материков и океанов» (продолжение), «Наш край».

        

В рабочей программе выделены практические работы, а также по годам обучения сформулированы основные требования к знаниям и умениям школьников.

        Предлагаемое в рабочей программе распределение часов по темам соответствует авторской программе Т.Г. Лифановой «География 6-9 классы».

Учащиеся научатся ориентироваться на местности, познакомятся с физической картой России, ее географическим положением, границами, формами земной поверхности, водоемами. Этот раздел предполагает проведение экскурсий с целью формирования более точных географических представлений о формах земной поверхности и водоемах своей местности. Изучаются темы «Явления природы», «Краткие сведения о Земле, Солнце и Луне», «Освоение космоса». Это позволит своевременно начать формирование элементарных географических знаний и тесной связи с физическими и астрономическими, что создает наиболее полное представление о планете Земля и ее оболочках.

Практические работы:

Упражнение в определении направлений на местности, плане и карте.

        Упражнения в умении обозначать направления на плане и контурной карте.

        Упражнения в измерении расстояний на местности и изображение их на плане (чертеже) в масштабе.

        Вычерчивание простейших планов (нескольких предметов, класса).

        Изготовление в столярной мастерской во внеклассное время съемного плана-макета школьного участка.

        Зарисовка в тетрадях и изготовление таблицы условных знаков плана, условных знаков и цветов физической карты.

        Чтение простейших планов по условным знакам (школьного участка, местности).

        Изготовление топографического лото.

        Моделирование из пластилина и воды реки, озера, острова, полуострова или изготовление макетов.

        Зарисовка схем реки, озера, колодца, острова, полуострова.

        Проведение опытов, доказывающих:

  1. растворение морской соли в воде и сравнение ее по вкусу с пресной водой;

  2. очистка воды фильтрованием.

Упражнение в определении направления течения реки, различение берегов и других ее частей.

Изготовление из пластилина модели земного шара с обозначением экватора и полюсов.

Показ с помощью теллурия смены дня и ночи.

Оформление таблицы океанов и материков.

Обозначение на контурной карте материков и океанов, первых кругосветных путешествий.

Вычерчивание в тетради схемы расположения поясов освещенности на земном шаре.

«Опоясывание» глобуса лентами красного, зеленого и белого цветов. Прикрепление контуров растений и животных к соответствующим поясам освещенности.

Обозначение границ нашей Родины, пограничных государств, нанесение названий изученных географических объектов на контурную карту России.

Изготовление условных знаков полезных ископаемых и прикрепление их к магнитной карте.

Изготовление планшетов: условный знак полезного ископаемого – образец из коллекции – его название – основные месторождения.

Путешествия (на карте) по нашей стране.



Планируемые результаты освоения учебного  предмета 6 класс

Личностные результаты

• воспитание чувства патриотизма, уважения к Отечеству, чувства гордости за свою страну, осознания себя гражданином России;

• формирование установки на безопасный здоровый образ жизни;

• совершенствование освоения социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности;

• формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии

 с задачей, поставленной учителем;

 • развитие навыков взаимодействия в группе одноклассников в процессе проведения географических экскурсий;

• воспитание эстетических чувств в процессе экскурсий в природу, воспитание навыков безопасного поведения в природе (при изучении грозы, молнии, лавин)

учить ориентироваться в незнакомом пространстве по планам местности, некоторым местным признакам, по Солнцу, звездам, компасу);

•        при изучении родника колодца, водопровода воспитывать бережное отношение к пресной, питьевой воде;

• учить понимать необходимость бережного отношения и мероприятий по охране водоемов от загрязнения


Предметные результаты

Минимальный уровень

Достаточный уровень

Обучающиеся должны знать:

• названия основных сторон горизонта;

• основные формы земной поверхности;

• названия водоемов;

• основные правила безопасного поведения в природе;

• условные цвета и наиболее распространенные условные знаки географической карты;

• названия материков и океанов;

• значение Солнца для жизни на Земле;

• название нашей страны, ее столицы;

Учащиеся должны уметь:

• делать простые схематические зарисовки;

• составлять рассказы об изучаемых геогра-фических объектах из предложенных учителем предложений;

• показывать на географической

карте объекты, заранее выделенные учителем

Обучающиеся должны знать:

• что изучает география;

• горизонт, линию и стороны горизонта;

• основные формы земной поверхности;

• виды водоемов, их различия;

• меры по охране воды от загрязнения;

• отличие плана от рисунка и географической карты;

• основные направления на плане, географической карте;

• условные цвета и основные знаки географической карты;

• распределение суши и воды на Земле;

• материки и океаны, их расположение на глобусе и карте полушарий;

• Солнце как ближайшую к Земле звезду и его значение для жизни на Земле;

• кругосветные путешествия, доказывающие шарообразность Земли;

• значение запусков в космос искусственных спутников Земли и полетов людей в космос;         формирование навыков самостоятельной работы с учебными пособиями (учебник, приложение

к учебнику, тетрадь на печатной

основе, глобус, настенная карта,

компас, и др.);

• совершенствование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

• развитие умения фиксировать результаты самостоятельной деятельности (наблюдений, опытов);

• развитие навыков взаимодействия при работе в паре при изготовлении моделей или макета форм рельефа местности;

• различия в нагревании и освещении земной поверхности Солнцем;

• географическое положение нашей страны на физической карте России и карте полушарий;

• названия географических объектов, обозначенных в программе по теме «Карта России».

Учащиеся должны уметь:

• определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу, компасу и местным признакам

природы;

• выявлять на местности особенности рельефа, водоемов;

• делать схематические зарисовки изучаемых форм земной поверхности;

• ориентироваться на географической карте и глобусе;

• читать географическую карту (условные цвета и основные знаки);

• составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и картины;

• показывать на карте объекты, указанные в программе, обозначать их при помощи учителя на контурной карте


Дифференцированный уровень   включает уч-ся, имеющих в силу  воего  психо-физического  состояния  значительные  трудности по  усвоению  учебного  материала:

- узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;

- представления о назначении изученных объектов;

- называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе (например-растения, животные);

- соблюдение режима дня, правил личной гигиены и здорового образа жизни (под контролем взрослого);

- соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого);

- выполнение несложных заданий под контролем учителя

 


Содержание рабочей   программы и требования к уровню подготовки обучающихся

1.Введение

Коррекция и развитие зрительного и слухового восприятия. Коррекция пространственной ориентировки. Активизация мыслительных процессов: анализ, синтез. Коррекция мыслительных процессов: обобщения и исключения.

Коррекция и развитие точности и осмысленности восприятия. Коррекция процесса запоминания и воспроизведения учебного материала. Коррекция связной устной речи при составлении устных рассказов. Коррекция и развитие наглядно-образного мышления.

Знать: что изучает география.

2.Ориентирование на местности

Коррекция внимания (объем и переключение). Коррекция пространственного восприятия (ориентирование на плане).

Развитие и коррекция грамматического строя речи, расширение и обогащение словаря. Коррекция и развитие наглядно-образного мышления. Коррекция мыслительных процессов: обобщения и исключения. Коррекция и развитие точности и осмысленности восприятия.

Знать: горизонт, линию и стороны горизонта;

Уметь: определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу, компасу и местным признакам природы.

3.Формы поверхности Земли

Коррекция познавательной деятельности обучающихся. Развитие наблюдательности, умения сравнивать предметы, объекты по данному учителем плану. Коррекция и развитие способности понимать главное в воспринимаемом учебном материале.

Коррекция пространственной ориентировки. Развитие умения соотносить и находить объекты физической и контурной карты.

Коррекция восприятия времени.

Знать: основные формы земной поверхности;

Уметь: выявлять на местности особенности рельефа.

4.Вода на Земле

Коррекция пространственного восприятия, восприятия физической карты. Развитие мыслительных процессов анализа, синтеза.

Коррекция мыслительных процессов обобщения изучаемого материала. Развитие умения отвечать полными, развернутыми высказываниями на вопросы учителя. Коррекция устойчивости внимания. Развитие умения устанавливать причинно-следственные зависимости.

Знать: виды водоёмов, их различия; меры по охране воды от загрязнений; правила поведения в природе;

Уметь: выявлять на местности особенности водоёмов.

5.План и карта

Коррекция и развития устойчивости внимания и умения осуществлять его переключение. Развитие способности обобщать и делать выводы. Развитие слуховой, зрительной памяти, умения использовать приемы запоминания и припоминания.

Коррекция и развитие наглядно-образного мышления. Развитие наблюдательности, умения сравнивать предметы, объекты по данному учителем плану. Развитие пространственного восприятия.

Знать: отличие плана от рисунка и географической карты; основные направления на плане, географической карте; условные цвета и основные знаки географической карты; распределение суши и воды на Земле; материки и океаны, их расположение на глобусе и карте полушарий;

Уметь: делать схематические зарисовки изучаемых форм земной поверхности.

6.Земной шар

Дать представление о распределении суши и воды на Земле, о материках и океанах; познакомить детей с картой полушарий.

Коррекция внимания (объем и переключение). Коррекция зрительного и слухового восприятия. Коррекция пространственного восприятия (расположение предметов, объектов на карте). Коррекция процессов запоминания и воспроизведения учебной информации. Развитие и коррекция грамматического строя речи, расширение и обогащение словаря. Развитие способности обобщать и делать выводы. Развитие умения устанавливать причинно-следственные зависимости.

Знать: Солнце как ближайшую к Земле звезду и его значение для жизни на Земле; кругосветные путешествия, доказывающие шарообразность Земли; значение запусков в космос искусственных спутников Земли и полётов людей в космос; имена первых космонавтов; различия в нагревании и освещении земной поверхности Солнцем;

7.Карта России

Коррекция и развития устойчивости внимания и умения осуществлять его переключение. Развитие слуховой, зрительной памяти, умения использовать приемы запоминания и припоминания. Коррекция эмоционально-волевой сферы (способности к волевому усилию). Коррекция и развитие умения работать в группе. Коррекция, обогащение и расширение активного и пассивного географического словаря. Коррекция памяти: быстроты и прочности восприятия. Коррекция пространственного восприятия, восприятия физической карты. Развитие мыслительных процессов анализа, синтеза. Развитие умения отвечать полными, развернутыми высказываниями на вопросы учителя. Коррекция познавательной деятельности обучающихся.

Знать: географическое положение нашей страны на карте России и карте полушарий; названия географических объектов, обозначенных в программе по теме «Карта России» (по атласу, специально разработанному для коррекционной школы VIII вида);

Уметь: читать географическую карту (условные цвета и основные знаки) по атласам-приложениям к учебнику; составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и картины; показывать на карте объекты, указанные в программе, обозначать их при помощи учителя на контурной карте из рабочей тетради на печатной основе.


Содержание учебного курса «География»

6класс   Начальный курс физической географии (68 ч)

Введение (5 ч) География — наука о природе Земли, населении и его хозяйственной деятельности. Наблюдения за изменениями высоты Солнца и погоды. Компоненты погоды: температура, облачность, давление воздуха, ветер, атмосферные осадки. Опасные природные явления в атмосфере, меры предосторожности. Географические сведения о своей местности и труде населения.

Ориентирование на местности (5 ч) Горизонт. Линия горизонта. Стороны горизонта. Компас и правила пользования им. Ориентирование. Определение основных направлений по Солнцу, звездам, местным признакам и природным объектам.

Формы поверхности Земли (4ч.) Рельеф местности, его основные формы. Равнины (плоские и холмистые), холмы. Овраги, их образование. Горы. Понятия о землетрясениях и извержениях вулканов.

Вода на Земле (10 ч) Значение воды для жизни на Земле. Круговорот воды в природе. Родник, его образование. Колодец. Водопровод. Река, ее части. Горные и равнинные реки. Использование рек. Озера, водохранилища, пруды. Разведение рыб, птиц.

Болота, их осушение. Океаны и моря. Явления природы: ураганы, штормы, цунами.

Острова и полуострова. Водоемы в нашей местности. Охрана воды от загрязнения.

План и карта (9 ч) Рисунок и план предмета. Масштаб. Измерение расстояний и их изображение на плане по масштабу. Использование плана в практической деятельности человека. План класса. План школьного участка. Условные знаки плана местности. План и географическая карта. Основные направления на карте. Масштаб карты. Условные цвета физической карты. Условные знаки физической карты (границы, города, моря, реки, каналы и т. д.). Физическая карта России. Значение географической карты в жизни и деятельности людей.

Земной шар (14 ч) Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне. Планеты. Земля — планета. Доказательства шарообразности Земли. Освоение космоса. Глобус — модель земного шара. Земная ось, экватор, полюса. Особенности изображения суши и воды на глобусе. Физическая карта полушарий. Распределение воды и суши на Земле. Океаны на глобусе и карте полушарий. Материки на глобусе и карте полушарий (Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида).

Первые кругосветные путешествия (Магеллан, Крузенштерн, Лисянский). Значение Солнца для жизни на Земле. Различие в освещении и нагревании Солнцем земной поверхности (отвесные, наклонные и скользящие солнечные лучи). Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата. Пояса освещенности: жаркий, умеренные, холодные. Изображение их на глобусе и карте полушарий.

Природа тропического пояса. Природа умеренных и полярных поясов..

Карта России (19 ч)

Положение России на глобусе, карте полушарий, физической карте нашей страны. Столица России — Москва. Границы России. Сухопутные границы на западе и юге.  Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега России. Моря Северного Ледовитого океана. Моря Тихого и Атлантического океанов. Острова и полуострова России. Рельеф нашей страны. Низменности, возвышенности, плоскогорья. Горы: Урал, Северный Кавказ, Алтай, Саяны. Крупнейшие месторождения полезных ископаемых (каменного угля, нефти, железной и медной руд, природного газа).

Река Волга. Реки: Дон, Днепр, Урал. Реки Сибири: Обь, Енисей. Реки Лена и Амур.

Озера Ладожское, Онежское, Байкал. Крупные города России (по выбору учителя).

Наш край на физической карте России.

Повторение начального курса физической географии (2 ч)

Тематическое планирование 6 класс, география (ОВЗ)



п/п

Тема

Кол.часов

Дата проведения

Планируемые результаты

Личностные результаты

Коррекционная работа на уроке

Задание на дом

1

Введение Что изучает география.

1


Познакомить учащихся с новым предметом, учебником. Дать представление о географии как науке.

Разъяснить происхождение и смысл понятия «география»;

Понимание учащимися, что изучает география, почему необходимо её изучать.


Повышение уровня общего развития учащихся, восполнение пробелов; индивидуальная работа по формированию недостаточно усвоенных ЗУН;

Коррекция в развитии познавательной сферы и речи, направленная подготовка к усвоению нового материала. Наглядные пособия, карточки – задания, кроссворды, ребусы, географическое лото. Учить рассуждать, использовать имеющуюся информацию, применять творческую деятельность, ставить проблемные вопросы, решать географические задачи. Организовать специальные условия: чередование умственной



Деятельности с практической работой. Учет индивидуальных психофизических особенностей, ставить «зону ближайшего развития».

Стр.4-7








Стр.7-13











Стр.13-17



Стр.17-18











2

Наблюдения за изменениями высоты Солнца и погоды.

1


Познакомить с зависимостью влияния высоты Солнца на погоду; довести до понимания учащихся, почему надо изучать признаки времен года, как необходимо к ним подготовиться;

Познакомить с явлениями природы, выяснить причины их возникновения.

Знать, как влияет высота Солнца на погоду, причины возникновения различных явлений природы.









3

Явления природы.

1


Познакомить с явлениями природы, выяснить причины их возникновения.

Понимать причины возникновения различных явлений природы.

4

Географические сведения о своей местности и труде населения.


1


Познакомить с Г.п. своей местности, выяснить ХДЛ живущих здесь людей.


5

Горизонт. Линия горизонта.

1


Познакомить с понятием горизонт, дать представление видам горизонта; продолжить формирование навыков аккуратного составления рисунка

Знать сущность понятия «горизонт», уметь чертить рисунок.

Повышение уровня общего развития учащихся, восполнение пробелов; индивидуальная работа по формированию недостаточно усвоенных ЗУН;

Коррекция в развитии познавательной сферы и речи, направленная подготовка к усвоению нового материала. Наглядные пособия, карточки – задания, кроссворды, ребусы, географическое лото. Учить рассуждать, использовать имеющуюся информацию, применять творческую деятельность, ставить проблемные вопросы, решать географические задачи. Организовать специальные условия: чередование умственной деятельности с практической работой. Учет индивидуальных психофизических особенностей, ставить «зону ближайшего развития».


Стр.18-20







Стр.20-22



Стр.22-24




Стр.24-28







Стр.28-31






Стр.31-33




Стр. 33-39






Стр.39-43







Стр.43-45



Стр.45-47





Стр.47-51







Стр.51-54



Стр.54-57





6

Стороны горизонта.

1


Научить определять стороны горизонта по солнцу, деревьям.

Знать и уметь определять стороны горизонта.

7

Компас и правила пользования им.

1


Познакомить с компасом, его строением и правилами работы; Научить определять стороны горизонта и ориентироваться по компасу.

Уметь определять стороны горизонта по компасу.

8

Ориентирование. Определение основных направлений по Солнцу, компасу, местным признакам и природным объектам.

1


Научить ориентироваться по Солнцу, повторить стороны горизонта, правила работы с компасом


Уметь ориентироваться по Солнцу.

9

Формы поверхности Земли

Равнины, холмы

1


Сформировать представление о видах равнин, научить находить равнины на физической карте, продолжить формирование навыков работы с картой.

Уметь работать с картой, знать виды равнин.

10

Овраги, их образование

1


Сформировать представление о оврагах, выяснить причины их образования и какой урон они наносят с/х

Знать, что такое овраги, причины их образования.

11

Горы. Землетрясения. Извержение вулканов.

1


Углубить понятие рельеф формы рельефа, горы. Сформировать представление о горных системах, хребтах, типах гор по высоте. Продолжить формирование навыков работы с картой.

Знать, что такое горы, землетрясения, извержения вулканов, причины их образования, уметь отличать одно природное явление от другого.

12

Вода на Земле.

Вода в природе.

1


Сформировать представление о воде в природе, научить находить равнины на физической карте, продолжить формирование навыков работы с картой.

Знать процентное соотношение воды к суше, значение воды для всего живого.

13

Родник, его образование

1


Сформировать представление о роднике и его образовании в природе.

Знать причины возникновения родника.

14

Колодец. Водопровод.

1


Сформировать представление о колодце и его образовании в природе, научить находить равнины на физической карте, продолжить формирование навыков работы с картой.

Знать устройство колодца и водопровода.

15

Части реки. Равнинные и горные реки.

1


Сформировать представление о части реки, о горных и равнинных реках в природе, научить находить равнины на физической карте, продолжить формирование навыков работы с картой.

Знать название частей реки, уметь показать на схеме, знать характеристики рек.

16

Как люди используют реки.

1


Сформировать представление о том, как люди используют реки, продолжить формирование навыков работы с картой

Знать правила рационального использования воды.

17

Озёра. Водохранилища. Пруды

1


Продолжить формирование представлений обучающихся о многообразии водоёмов Земного шара

Знать определения «озеро», «водохранилище», «пруды». Отличия озера от водохранилища, водохранилища от пруда

18

Болота, их осушения.

1


Сформировать представление о болотах, продолжить формирование навыков работы с картой.

Знать определение «болото», уметь находить их на карте, знать характеристику болот.

Повышение уровня общего развития учащихся, восполнение пробелов; индивидуальная работа по формированию недостаточно усвоенных ЗУН;

Коррекция в развитии познавательной сферы и речи, направленная подготовка к усвоению нового материала. Наглядные пособия, карточки – задания, кроссворды, ребусы, географическое лото. Учить рассуждать, использовать имеющуюся информацию, применять творческую деятельность, ставить проблемные вопросы, решать географические задачи. Организовать специальные условия: чередование умственной деятельности с практической работой. Учет индивидуальных психофизических особенностей, ставить «зону ближайшего развития».


Стр.57-60





Стр.60-65




Стр.65-69





Стр.69-72








Стр.77-74









Стр.74-76





Стр.76-78





Стр.78-81





Стр.81-83






Стр.83-86






Стр.86-88








Стр.88-91







Стр.91-94








Стр.94-96

19

Океаны и моря.

1


Сформировать представление об океанах и морях, продолжить формирование навыков работы с картой.

Знать определение «море, океан», уметь находить их на карте, знать характеристику морей и океанов.

20

Острова и полуострова.

1


Сформировать представление об островах и полуостровах, продолжить формирование навыков работы с картой.

Знать определение «остров, полуостров», уметь находить их на карте, знать характеристику островов, полуостровов.

21

План и карта. Рисунок и план предмета.

1


Научить составлять план предмета, выяснить его отличие от рисунка; развивать глазомер и умение работать с измерительными приборами; продолжить работу по правильному оформлению работ в тетради.

Знать определение «план, карта», уметь чертить рисунок и план предмета.

22

План и масштаб.

1


Создать у учащихся представление о масштабе и его видах, научить пользоваться масштабом, научить работать с измерительными приборами; продолжить работу по правильному оформлению работ в тетради.

Знать определение «план, масштаб», уметь применять знание на практике.

23

План класса.

1


Научить составлять план класса, продолжить работу по правильному оформлению работ в тетради.

Уметь начертить план класса, используя теоретические знания.

24

План школьного участка.

1


Научить составлять план участка, используя масштаб, продолжить работу по правильному оформлению работ в тетради;

Уметь начертить план школьного участка, используя теоретические знания.

25

Условные знаки плана местности.

1


Дать определение «условные знаки», познакомить с их видами и что они обозначают; продолжить работу по правильному оформлению работ в тетради;

Знать условные знаки плана местности, написать графический диктант.

26

План и географическая карта.

1


Сформировать представление о географической карте; познакомить с правилами работы и легендой карты.

Знать определение «план, географическая карта», уметь отличать план от карты, уметь работать с планом и картой в отдельности.

27

Условные цвета физической карты.

1


Продолжить формирование представление о географической карте; познакомить с цветами карты, продолжить работу по правильному оформлению работ в тетради;

Знать условные цвета.

28

Условные знаки физической карты.

1


Продолжить формирование представление о физической карте; познакомить с цветами карты, условными знаками, продолжить работу по правильному оформлению работ в тетради;

Знать условные знаки, написать графический диктант без ошибок.

29

Физическая карта России. Значение географической карты в жизни и деятельности людей.

1


Продолжить формирование представление о физической карте Росси; научить находить географические объекты на карте России; способствовать развитию памяти, внимания, логического мышления.

Знать значение физической карты в жизни человека, уметь работать с картой.

30

Земной шар. Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне. Планеты.

1


Сформировать представление о земном шаре. Продолжать работу по правильному оформлению опорных схем в тетради; развивать внимание, память, логическое мышление.

Знать, что такое космос, вокруг какой звезды вращается наша планета, что такое Солнечная система, чем отличается Земля от других планет Солнечной системы.

31

Планеты

1


Сформировать представление о планетах Солнечной системы.

Знать названия крупных планет. Расположение планет по отношению к Солнцу

32

Земля – планета. Доказательства шарообразности Земли.



1


Сформировать представление о земных планетах. Продолжать работу по правильному оформлению опорных схем в тетради; развивать внимание, память, логическое мышление.

Знать, как менялись представления о размере и форме Луны, приводить доказательства шарообразности Земли, знать первых космонавтов.

Повышение уровня общего развития учащихся, восполнение пробелов; индивидуальная работа по формированию недостаточно усвоенных ЗУН;

Коррекция в развитии познавательной сферы и речи, направленная подготовка к усвоению нового материала. Наглядные пособия, карточки – задания, кроссворды, ребусы, географическое лото. Учить рассуждать, использовать имеющуюся информацию, применять творческую деятельность, ставить проблемные вопросы, решать географические задачи. Организовать специальные условия: чередование умственной Деятельности с практической работой. Учет индивидуальных психофизических особенностей, ставить «зону ближайшего развития».


Стр.96-98








Стр.98-100






Стр.100-103











Стр.103-104









Стр.104-106








Стр.106-109











Стр.109-110








Стр.110-112



Стр.112-116














Стр.116-119









Стр.119-122









Стр.122-125





Стр.125-128

33

Освоение космоса.

1


Познакомить с первыми космонавтами, освоившими космос.

Знать, как менялись представления о размере и форме Луны, приводить доказательства шарообразности Земли, знать первых космонавтов.

34

Глобус — модель Земного шара. Земная ось, экватор, полюса. Особенности изображения суши и воды на глобусе.

1


Сформировать представления о глобусе как модели Земли. Продолжить работу с текстом учебника. продолжить работу по правильному оформлению работ в тетради;

Способствовать развитию памяти, внимания, логического мышления.

Знать, что такое глобус, какое строение он имеет. Какими условными цветами на глобусе обозначены равнины, возвышенности, горы.

35

Физическая карта полушарий.

1


Сформировать представления о физической карте как изображение глобуса на плоскости Продолжить работу с текстом учебника, учить читать карту. Способствовать развитию памяти, внимания, логического мышления.

Знать, как называется карта, где Земля изображена в виде двух окружностей, для чего картографы разделили глобус пополам. Уметь показать на глобусе и карте линию экватора.

36

Распределение воды и суши на Земле.

1


Сформировать представления о Мировом океане его составных частях.

Продолжить работу с текстом учебника, учить читать карту. Способствовать развитию памяти, внимания, логического мышления.

Уметь определить в каком полушарии больше воды и суши, чем отличается материк от части света, уметь показать на карте полушарий океаны и моря.

37

Океаны на глобусе и карте полушарий.

1


Сформировать представления о океанах как части Мирового океана.

Продолжить работу с текстом учебника, учить читать карту. Способствовать развитию памяти, внимания, логического мышления.

Знать, какие океаны составляют мировой океан, какое хозяйственное значение имеет мировой океан, почему Северный Ледовитый океан получил такое название. Уметь подписать названия океанов на контурной карте.

38

Материки на глобусе и карте полушарий. Евразия. Африка, Северная Америка

1


Сформировать представления о материках и частях света.

Продолжить работу с текстом учебника, учить читать карту. Способствовать развитию памяти, внимания, логического мышления.

Знать названия материка, на котором мы живем, на какие две части разделен материк Евразия, знать названия материков Африка и Северная Америка

39

Материки на глобусе и карте полушарий. Южная Америка, Австралия, Антарктида

1


Сформировать представление о расположении материков на карте, умение работать с картой.

Знать названия и месторасположения южных материков

40

Первое кругосветное путешествие.

1


Ознакомить учащихся с тем как в течении времени формировалось представление о Земле.

Продолжить работу с текстом учебника, учить читать карту. Способствовать развитию памяти, внимания, логического мышления.

Знать, как происходило первое путешествие, сколько лет длилось это плавание. Каково значение первого кругосветного плавания, кто руководил первой русской экспедицией, как назывались корабли первых русских путешественников, какой вклад внесли русские моряки в географическую науку.

41

Значение Солнца. Различие в освещении и нагревании солнцем земной поверхности (отвесные, наклонные и скользящие солнечные лучи).

1


Выявить зависимость температуры от высоты солнца и угла падения солнечных лучей на земную поверхность. продолжить работу по правильному оформлению работ в тетради;

Способствовать развитию памяти, внимания, логического мышления.

Знать, как солнечные лучи нагревают землю в течение года. Как лучи падают на Землю в каком месяце в северном полушарии Солнце не поднимается высоко над горизонтом.

42

Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата.

1


Выявить зависимость климата от Г.п., рельефа, морей и океанов. Продолжить работу по правильному оформлению работ в тетради;

Способствовать развитию памяти, внимания, логического мышления.

Знать, чем характеризуется погода, от чего зависит погода, что такое климат, отчего зависит климат.

43

Пояса освещенности: жаркие, умеренные, холодные.

1


Формирование понятий о поясах освещенности

Знать, от чего зависит разделение поверхности Земли на 5 поясов освещенности. Уметь показать на карте пояса освещенности.

44

Природа тропического пояса.


1


Сформировать представления о влиянии климата на природу, научить учащихся описывать природу тропического пояса. Продолжить работу с текстом учебника. Способствовать развитию памяти, внимания, логического мышления.

Знать, какие материки и океаны расположены в пределах тропического пояса. Почему в тропическом поясе круглый год стоит жара, каковы особенности природы умеренных поясов. Уметь сравнить особенности и различия поясов.

45








Природа умеренных и полярных поясов

1


Познакомить обучающихся с особенностями природных условий умеренных и полярных поясов

Знать материки и океаны, расположенные в пределах умеренных и полярных поясов. Особенности природы

Повышение уровня общего развития учащихся, восполнение пробелов; индивидуальная работа по формированию недостаточно усвоенных ЗУН;

Коррекция в развитии познавательной сферы и речи, направленная подготовка к усвоению нового материала. Наглядные пособия, карточки – задания, кроссворды, ребусы, географическое лото. Учить рассуждать, использовать имеющуюся информацию, применять творческую деятельность, ставить проблемные вопросы, решать географические задачи. Организовать специальные условия: чередование умственной Деятельности с практической работой. Учет индивидуальных психофизических особенностей, ставить «зону ближайшего развития».


Стр.128-132







Стр.132-134





Стр.134-138

46


Карта России. Географическое положение России на карте. Границы России


1







47

Столица России -Москва

1


Продолжить формировать представление обучающихся о Москве, как главном городе (столице) России

Знать , что Москва – столица Российской Федерации

48

Границы России. Сухопутные границы на западе и юге

1


Формировать представление о государственных границах

Знать сухопутные границы, их протяжённость. Государства, с которыми РФ граничит на западе и юге.


Стр.138-140

49

Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега России. Моря Северного Ледовитого океана.

1


Продолжить формировать представление обучающихся о государственных границах. Закреплять знания условных обозначений и условных цветов физической карты. Формировать навыки правильного показа объектов на географической карте

Морские границы РФ. Уметь объяснить,

почему порт Мурманск работает круглый год, почему Россию называют великой морской державой, перечислить окраинные моря Северного Ледовитого океана.


Стр.140-143











Стр.143-148







Стр.148-152

50

Моря Тихого и Атлантического океанов.

1


Раскрыть особенности морей Тихого океана. Продолжить формирование самостоятельных навыков при работе с картой.

Развивать внимание, географическую зоркость.

Уметь показать на карте морские границы России на востоке, уметь определить по карте, какое из морей Атлантического океана самое глубокое, описать моря Тихого и Атлантического океанов по плану.

51

Острова и полуострова России

1


Формировать представление о территории РФ, островах и полуостровах Северного Ледовитого, Тихого, Атлантического океанов. Закреплять знания условных обозначений.

Знать острова и полуострова России. Положение на карте. Особенности природы островов и полуостровов.

52










Рельеф нашей страны. Низменности, возвышенности, плоскогорья.

1


Раскрыть особенности поверхности нашей страны. Ввести понятие низменности, возвышенности, плоскогорья. Продолжить формирование самостоятельных навыков при работе с картой.


Уметь называть и показывать на карте равнины, низменности и возвышенности, описать равнину по плану.

Повышение уровня общего развития учащихся, восполнение пробелов; индивидуальная работа по формированию недостаточно усвоенных ЗУН;

Коррекция в развитии познавательной сферы и речи, направленная подготовка к усвоению нового материала. Наглядные пособия, карточки – задания, кроссворды, ребусы, географическое лото. Учить рассуждать, использовать имеющуюся информацию, применять творческую деятельность, ставить проблемные вопросы, решать географические задачи. Организовать специальные условия: чередование умственной Деятельности с практической работой. Учет индивидуальных психофизических особенностей, ставить «зону ближайшего развития».


Стр.152-155









Стр.155






Стр.155-159














Стр.159-162











Задание в контурной карте



Стр.162-166






Стр.166-168







Стр.168-172





Стр.172-175






Стр.175-176







Стр.176-178









Задание в контурной карте


Стр.178-180 Доп.уч.с. 2-4



Доп. уч.с.4-7




Доп.уч.с.7-10




Доп.уч.с.10-13


Доп.уч.с.13-15




Доп.уч.с.15-20






53

Работа с контурными катами

1


Закреплять представления о рельефе РФ, совершенствовать навыки работы с настенной и настольной картами, навыки работы в контурных картах.

Уметь наносить на контурную карту названия крупных объектов России.

54














Горы: Урал, Кавказ, Алтай, Саяны, Крымские.

1


Дать общие сведения, что такое горы, каким цветом они обозначаются на карте, познакомить с горами: Урал, Кавказ, Саяны, Алтай, Крымские.

Знать, какие горы расположены в европейской, азиатской частях России. Уметь сравнивать высоту гор по рисунку, уметь пользоваться картой, описать горы по плану.

55













Крупнейшие месторождения полезных ископаемых.

1


Формировать представления о крупнейших месторождениях полезных ископаемых, их применением, свойствами, способами добычи; развивать познавательную активность, умение работать с картой, развивать речь, логическое мышление.

Знать условные знаки полезных ископаемых, уметь ориентироваться на карте, уметь пользоваться контурной картой. Знать, какие полезные ископаемые добываются в нашей местности, где их используют.

56

Работа с контурными катами

1


Закреплять представления о рельефе РФ, совершенствовать навыки работы с настенной и настольной картами, навыки работы в контурных картах.

Уметь наносить на контурную карту названия крупных объектов России.

57

Река Волга.

1


Раскрыть особенности рек. Продолжить формирование самостоятельных навыков при работе с картой.

Развивать внимание, географическую зоркость.

Уметь находить на карте реки. Знать, для чего на Волге построили плотину. Уметь описать Волгу по плану.

58

Реки: Дон, Днепр, Урал.

1


Раскрыть особенности рек. Продолжить формирование самостоятельных навыков при работе с картой.

Развивать внимание, географическую зоркость.

Уметь показать реку Дон на карте, показать крупное водохранилище на реке Дон, знать, где начинается река Днепр, показать реку Урал. Уметь описать данные реки по плану.

59

Реки Сибири: Обь, Енисей

1


Раскрыть особенности рек. Продолжить формирование самостоятельных навыков при работе с картой.

Развивать внимание, географическую зоркость.

Знать по какой равнине протекают эти реки. Какой приток Енисея вытекает из озера Байкал. Уметь описать изученные реки по плану.

60

Реки Лена и Амур.

1


Раскрыть особенности рек. Продолжить формирование самостоятельных навыков при работе с картой.

Развивать внимание, географическую зоркость.

Уметь показать эти реки на карте, сравнивать по протяженности, знать, в какие моря впадают эти реки. Уметь описать их по плану.

61

Озера Ладожское, Онежское, Байкал.

1


Раскрыть особенности озер России. Продолжить формирование самостоятельных навыков при работе с картой.

Развивать внимание, географическую зоркость.


Уметь показать озера на карте. Знать, какие реки впадают в Каспийское море. Почему каспийское озеро называют морем, уметь работать с контурной картой.

62

Крупные города России.

1


Сформировать представления о многообразии городов России, познакомить с названиями , географическим положением и достопримечательностями крупных городов РФ.


Знать столицу России. Города-миллионники, географическое положение, основные достопримечательности городов.

63

Работа с контурными катами

1


Закреплять представления о рельефе РФ, совершенствовать навыки работы с настенной и настольной картами, навыки работы в контурных картах.

Уметь наносить на контурную карту названия крупных объектов России.

64

Наш край на физической карте России. Границы Курской области и Глушковского района

1


Расширить представления о родном крае. Раскрыть особенности образования Курской области и Глушковского района.

Знать историю Курской области

65

Животный мир и растительный мир области и района.

1


Раскрыть особенности растительного и животного мира Курской области и Глушковского района

Уметь показать на карте границы, знать растительный и животный мир своего края.

66

Полезные ископаемые Курской области. Экологические проблемы .

1


Дать характеристику полезным ископаемым Курской области. Обозначить экологическую обстановку.

Знать какие полезные ископаемые добываются, как используются.

67

Внутренние воды области.

1


Раскрыть особенности внутренних вод области.

Знать особенности внутренних вод Курской области

68

Основные черты рельефа (почвы) Курской области


1


Выявить отличительные черты рельефа Курской области

Знать особенности, основные черты рельефа

69

Промышленность и сельское хозяйство Курской области.

1


Сформировать знания о промышленности и сельском хозяйстве

Знать ведущие промышленные отрасли , ведущие предприятия города, направления работы, развития сельского хозяйства.

70

По страницам «Красной книги» Курской области". Обобщающее занятие.

1


Формировать представление о животных и растениях, занесенных в Красную книгу Курской области

Знать, какие растение и животные охраняются законом, уметь бережно относиться к природе родного края.

Литература и средства обучения

Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений восьмого вида, 5-9-класса, допущенная Министерством образования РФ, Москва «ВЛАДОС» 2011, под редакцией ВВ. Воронковой.

Рабочие программы по учебным предметам ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Вариант 1.5-9 классы. «Природоведение. Биология. География». Москва «Просвещение».2018.


Учебники  1. География  6 класс, Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина, Москва, «Просвещение», 2011 г.

Рабочая тетрадь. Т.М. Лифанова. «Рабочая тетрадь по начальному курсу физической географии». Учебное пособие для 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений восьмого вида. Москва. «Просвещение».2017.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!