СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная программа 1-4 класс

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная рабочая программа по музыке и пению разработана с учетом общих образовательных потребностей обучающихся с задержкой психического развития. Обучающиеся с ЗПР — это дети,  имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная программа 1-4 класс»




Рассмотрено на заседании

МО педагогов, реализующих

коррекционно – развивающее

обучение

Протокол № ________

«_____» __________2015 г.

ПМО _________ И. И. Пешкова

Согласовано

«______»_________2015 г.

Зам. директора по

учебно – воспитательной работе

МБУ СОШ № 73


_________Ю. В. Алексеева


Утверждаю к использованию

В образовательном процессе

Приказ № ________

«_______» _________2015 г.


Директор МБУ СОШ № 73

________Т.Л. Ющенко



















Адаптированная рабочая программа

по музыке и пению


1 – 4 классы






Автор - составитель:

О. Г. Вдовина,

учитель музыки

МБУ СОШ № 73



Тольятти

2015 г.



Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа по музыке и пению составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития. Алеев В.В., Кичак Т.Н. программы по музыке для общеобразовательных учреждений.

Адаптированная рабочая программа по музыке и пению разработана с учетом общих образовательных потребностей обучающихся с задержкой психического развития. Обучающиеся с ЗПР — это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Категория обучающихся с ЗПР – наиболее многочисленная среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и неоднородная по составу группа школьников. К категории обучающихся с задержкой психического развития относятся обучающиеся, испытывающие в силу различных биологических и социальных причин стойкие затруднения в усвоении образовательных программ при отсутствии выраженных нарушений интеллекта.

Готовность к изучению предмета «Музыка» в основной школе предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, а именно: духовно – нравственного развития, эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру

У обучающихся с задержкой психического развития формирование предметных знаний, умений, навыков затруднено в результате неорганизованности, импульсивности, низкой продуктивности, снижения внимания, возникновения импульсивных необдуманных действий. Низкая работоспособность, в сочетании с пониженной познавательной активностью приводит к тому, что получаемые знания, недостаточно закреплены, не связаны в системы, очень быстро теряются. Навыки обучающихся формируются крайне медленно, для их закрепления требуется многократные упражнения, указания, напоминания.

Основу для содержания адаптированной рабочей программы по музыке и пению составляют психолого-дидактические принципы коррекционно-развивающего обучения, а именно:

  • введение в содержание по предмету дополнительных тем, которые предусматривают восполнение пробелов предшествующего развития, формирование готовности к восприятию наиболее сложного программного материала;

  • использование методов и приемов обучения с ориентацией на «зону ближайшего развития» обучающегося, создание оптимальных условий для реализации его потенциальных возможностей;

  • осуществление коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса, обеспечивающего решение задач общего развития, воспитания и коррекции познавательной деятельности и речи обучающегося, преодоление индивидуальных недостатков развития;

  • определение оптимального содержания учебного материала и его отбор в соответствии с поставленными задачами.

Адаптированная рабочая программа по музыке и пению предусматривает дифференциацию образовательного материала, то есть отбор методов, средств, приемов, заданий, упражнений, соответствующих уровню психофизического развития, на практике обеспечивающих усвоение обучающимися образовательного материала. Дифференциация программного материала соотносится с дифференциацией категории обучающихся в соответствии со степенью выраженности, характером, структурой нарушения психического развития. Для обеспечения системного усвоения знаний по предмету осуществляется:

  • усиление практической направленности изучаемого мате­риала;

  • выделение сущностных признаков изучаемых явлений;

  • опора на жизненный опыт ребенка;

  • опора на объективные внутренние связи в содержании изу­чаемого материала в рамках предмета,

  • соблюдение необходимости и достаточности при определении объема изучаемого материала;

  • активизация познавательной деятельности обучающихся,

  • формирование школьно-значимых функций, не­обходимых для решения учебных задач.

Содержание программы направлено на освоение учащимися с ЗПР базовых знаний и формирование базовых компетентностей, что соответствует основной образовательной программе основного общего образования. Она включает все темы, предусмотренные Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по музыки и авторской программой.

Изменения, внесенные в текст адаптированной рабочей программы следующие:

Резерв учебного времени направлен на наиболее сложные для усвоения темы, на отработку практических навыков, на самостоятельную работу, а также на изучении наиболее сложных тем по предмету, а именно «Опера Руслан и Людмила», «Форма произведения – один из видов музыкальной речи», «Трёхчастная форма», «Картины, изображающие музыкальные инструменты», «Что такое мюзикл?», «Симфонический оркестр». Большая часть времени отводится изучению данных тем.


Общая характеристика содержания учебного предмета


Музыкальную основу программы составляют произведения композиторов – классиков, охватывающие временной диапазон от эпохи барокко до наших дней, народная музыка России и стран ближнего и дальнего зарубежья, образцы духовной музыки, репертуар композиторов –песенников. Отбор музыкальных произведений осуществлен с учетом их доступности, художественной выразительности, очевидной образовательной и воспитательной направленности.

В качестве главных методов программы избраны метод междисциплинарных взаимодействий, стилевой подход, творческий метод, системный подход, метод восхождения от частного к общему. Интегративность обучения музыке обуславливает формирование результатов обучения: личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.

Концептуальные основы, цель и задачи изучения музыки, содержание и требования к уровню подготовки обучающихся описанные в программе, лежащей в основе данной, сохранены.

Цель: формирование основ духовно-нравственного воспитания школьников

через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту

гармоничного развития личности.

Задачи:

- привить интерес, любовь и уважение к музыке как предмету искусства;

- научить воспринимать музыку как важную часть жизни каждого человека;

сформировать первоначальные представления о роли музыки в жизни

человека;

- способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к

окружающему миру;

- воспитать нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, к

традициям своего народа;

- привить основы художественного вкуса;

- развить способности эмоционального восприятия музыки, интереса к

музыкально-творческой деятельности;

- научит видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства;

- развить образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальные

способности в различных видах деятельности;

- обогатить знания о музыкальном искусстве;

- сформировать потребность в общении с музыкой;


Описание места учебного предмета в учебном плане


По учебному плану школы на изучение музыки отводится 1 час в неделю, всего 34 часа.


Личностные, метапредметные, предметные результаты

освоения учебного предмета


Личностные результаты освоения АООП НОО обучающимися с ЗПР включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции, социально значимые ценностные установки, необходимые для достижения основной цели современного образования — введения обучающихся с ЗПР в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР личностные результаты освоения АООП НОО должны отражать:

-осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

-формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;

-формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

-овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

-принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

-способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально­ - нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

-формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям

-развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

-овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

-владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, в том числе с использованием информационных технологий;

-способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации.

Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями (составляющими основу умения учиться) и межпредметными знаниями, а также способность решать учебные и жизненные задачи и готовность к овладению в дальнейшем АООП основного общего образования.

С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР метапредметные результаты отражают:

-овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, коллективного поиска средств их осуществления;

-формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

-формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

-использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

-овладение навыками смыслового чтения доступных по содержанию и объему художественных текстов и научно-популярных статей в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

-овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям на уровне, соответствующем индивидуальным возможностям;

-готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

-определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

-готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

-овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

-овладение некоторыми базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметные результаты включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения. С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР предметные результаты отражают:

-формирование первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека;

-формирование элементов музыкальной культуры, интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности, формирование элементарных эстетических суждений;

-развитие эмоционального осознанного восприятия музыки, как в процессе активной музыкальной деятельности, так и во время слушания музыкальных произведений;

-формирование эстетических чувств в процессе слушания музыкальных произведений различных жанров;

-использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.


Содержание учебного предмета


Музыка в жизни человека. Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Обобщённое представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл. Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры-драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов. Основные закономерности музыкального искусства. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей человека. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация — источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.). Музыкальная речь как способ общения между людьми, её эмоциональное воздействие. Композитор — исполнитель — слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, её выразительный смысл.

Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Развитие музыки — сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального развития (повтор и контраст). Формы построения музыки как обобщённое выражение

Художественно-образного содержания произведений. Формы одночастные, двух- и трёхчастные, вариации, рондо и др. Музыкальная картина мира. Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD). Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов. Народное и профессиональное музыкальное творчество

разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.











Тематическое планирование с определением

основных видов учебной деятельности обучающихся


1 класс


Тема

Кол-во

часов

1

«Внутренняя музыка»


«Музыка в окружающей жизни»


1

2

«Колыбельная песня»


1

3

«Звучащий образ»

1

4

«Родная речь»


«Родные корни, родной музыкальный язык»


2

5

«Русские народные инструменты»

1

6

«Портреты   заговорили   и запели»

1

7

«Пётр Ильич Чайковский»


«Детские годы»

1

8

«Здесь живёт музыка П.И. Чайковского»

1

9

«Волшебный тот цветок… Тренируем свою «внутреннюю музыку»

1

10

«Михаил Иванович Глинка»


«Детские годы»

1

11

Опера «Руслан и Людмила». «Бряцайте, струны золотые»

1

12

«Опера «Руслан и Людмила» О, поле, поле!»

1

13

«Руслан и Людмила. Слава!»

1

14

«Мелодия жизни»


«Заветное слово.»

1

15

«Как начинается музыка?»

1

16

«Вольфганг Амадей Моцарт.»

1

17

«Моцарт сочиняет.»

1

18

«Сергей Сергеевич Прокофьев»

«Детство композитора»

1

19

«Дорогой, Щелкунчик!»

1

20

«Музыка для детей С. Прокофьева»

1

21

«Путешествие во времени и пространстве»


«Тренируем свою «внутреннюю музыку»»

1

22

«Народное музыкально-поэтическое творчество. Русские обряды. Празднуем Масленицу»

1

23

«Тренируем свою «внутреннюю музыку»

1

24

«Две песни. Сочиняем песенку»

1

25

«Русские обряды. Ждём   весну, встречаем птиц. Весенние заклички»

1

26

«Профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Иные земли»

1

27

«Счастье, ты где?»


«Идём за Синей  птицей»

1

28

«Тренируем свою  «внутреннюю музыку»


1

29

«Счастье, ты где?»

1

30

«Итоговое повторение. Урок – концерт»

1

31

Резерв

1

32

Контроль уровня предметной подготовленности на конец учебного года.

1







2 класс

Тема

Кол-во часов

1

«Три кита в музыке - песня, танец, марш»


«Из чего состоит музыка?»


1

2

Знакомство с жанром «Марш»

1

3

«Марш»


1

4

«Танец»


1

5

«Различные виды танцев»


1

6

«Танец»


1

7

«Песня»

1

8

«Песня-танец, песня-марш»


1

9

«Встреча «китов» в музыке»

1

10

«О чём говорит музыка?»


«Музыка выражает настроение и чувства человека»


1

11

«Музыка выражает различные черты характера человека»

1

12

«Музыка создаёт музыкальные  портреты людей, сказочных  персонажей»

1

13

«Музыка изображает различные состояния и картины природы»

1

14

«Музыка изображает движение»

1

15

«Взаимосвязь выразительности и изобразительности в музыке»


1

16

Обобщение по теме «О чём говорит музыка»

1

17

«КУДА ВЕДУТ НАС «ТРИ КИТА»?»


«Введение в тему. «Три кита» ведут в большую музыку»

1

18

«Песня ведёт в оперу»

1

19

«Песня ведёт в симфонию»

1

20

«Песня ведёт в концерт»

1

21

«Танец ведёт в балет»

1

22

«Марш ведёт в оперу»

1

23

«Марш ведёт в балет»

1

24

«Три кита» ведут в оперу. М. Коваль. Опера «Волк и семеро козлят»

1

25

«Профессиональная музыка о родном крае»

1

26

Обобщение по теме «Куда ведут нас «три кита»

1

27

«Что такое музыкальная речь»

«Какие бывают музыкальные звуки. Введение в тему»


1

28

«Музыкальная речь – сочетание различных музыкальных звуков»

1

29

«Форма произведения – один из видов музыкальной речи. Одночастная форма»

1

30

«Форма произведения – один из видов музыкальной речи. Двухчастная форма»

1

31

«Форма произведения – один из видов музыкальной речи. Трёхчастная форма»

1

32

«Выразительные возможности русских народных инструментов»

1

33

«Выразительные возможности инструментов симфонического оркестра»


«Создание музыкальных образов. Детские музыкально-творческие коллективы родного края»

1

34

Контроль уровня предметной подготовленности на конец учебного года.

1


3 класс


Тема

Кол-во часов

1

«О чем рассказывает музыка»


«Картинки с выставки»

1

2

«Может ли музыка нарисовать портрет?

1

3

«В сказочной стране гномов»

1

4

«Многообразие в единстве: вариации»

1

5

«Дела давно минувших дней…»

1

6

«Там русский дух… там Русью пахнет»

1

7

«На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу»

1

8

«Бег по кругу: рондо»

Заключительный урок.

Урок викторина

2

9

«Какими бывают музыкальные интонации»

2

10

«Знаки препинания в музыке»

1

11

«Мороз и солнце, день чудесный…»

1

12

«Рождество Твое, Христе Боже наш…»

Заключительный урок.

Урок концерт

2

13

«Колокольные звоны на Руси»

1

14

«Музыка в храме»

1

15

М.И. Глинка – основоположник русской классической музыки»

1

16

«Что такое патриотизм?»

1

17

«Русский национальный герой Иван Сусанин»

1

18

«Прощай, Масленица!»

1

19

«Музыкальная интонация»

2

20

«Композиторы детям»

1

21

«Картины, изображающие музыкальные инструменты».

1

22

«Жизненные правила для музыкантов» Р. Шумана

Заключительный урок.

Урок игра.

1

23

«Струнные смычковые инструменты»

1

24

С. Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк»

2

25

«Вечная память героям. День Победы»

1

26

«Легко ли быть музыкальным исполнителем?»

1

27

«Выдающиеся музыканты – исполнители»

1

28

«Концертные залы мира»


1

29

Контроль уровня предметной подготовленности на конец учебного года

1





4 класс


Тема

Кол-во часов

1

«Музыкальная прогулка»


«Россия – любимая наша страна…»

1

2

«Великое содружество русских композиторов».

1

3

«Тема Востока в творчестве русских композиторов»

1

4

«Музыка Украины»

1

5

«Музыка Белоруссии»

1

6

«Осень в Желязовой Воле»

1

7

«Блеск и мощь полонеза»

1

8

«Музыкальное путешествие в Италию»

1

9

«Народный» композитор Италии Джузеппе Верди.

Заключительный урок.

Урок викторина

1

10

«Музыкальная Австралия. Венские музыкальные классики.

1

12

«Знаменитая Сороковая»

1

13

«Героические образы Л. Бетховена»

1

14

«Песни и танцы Ф. Шуберта»

1

15

«Не ручей – море ему имя»

1

16

«Суровая красота Норвегии. Музыка Э. Грига»

2

17

«Так полюбил я древние дороги..»

2

18

«Ноктюрны Ф. Шопена»

1

19

«Музыка Шопена – это пушки, прикрытые цветами»

1

20

«Арлекин и Пьеро»

1

21

«В подводном царстве»

1

22

Цвет и звук: «Музыка витража»

1

23

«Вознесение к звездам»

1

24

«Симфонический оркестр»

1

25

Поэма огня «Прометей»

1

26

«Жизненные правила для музыкантов» Р. Шумана.

Заключительный урок.

Урок концерт.

1

27

«Джазовый оркестр»

1

28

«Что такое мюзикл?»

1

29

«Под небом Парижа»»

1

30

«Петербург. Белые ночи»

1

31

«Москва! Как много в этом звуке…»

1

32

«Россия – священная наша держава, Россия – любимая наша страна»

Заключительный урок.

Урок обобщения.

1

33

Контроль уровня предметной подготовленности на конец учебного года.

1


Требования к уровню подготовки обучающихся


Учащийся научится:

-слова и мелодию Гимна России;

-выразительность и изобразительность музыкальной интонации;

-смысл понятий: «композитор», «исполнитель», «слушатель»;

-названия изученных жанров и форм музыки;

-образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды);

-названия изученных произведений и их авторов;

-наиболее популярные в России музыкальные инструменты; певческие голоса, виды оркестров и хоров;

Учащийся получит возможность научиться:

-узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;

-определять на слух основные жанры музыки (песня, танец и марш);

-определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях (фрагментах);

-передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально- пластическом движении, игре на музыкальных инструментах;

-исполнять в хоре вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения, одноголосные и с элементами двухголосия;

-исполнять несколько народных и композиторских песен (по выбору учащегося);

-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-восприятия художественных образцов народной, классической и современной музыки;

-исполнения знакомых песен;

-участия в коллективном пении;

-музицирования на элементарных музыкальных инструментах;

-передачи музыкальных впечатлений пластическими, изобразительными средствами и др.

Учебно–методическое и материально – техническое обеспечение

  • Данная адаптированная рабочая программа

  • Учебники: Алеев В.В., Кичак Т.Н. Музыка. 1 класс. – М.: Просвещение, 2009-2011.; Алеев В.В., Кичак Т.Н. Музыка. 2 класс. – М.: Просвещение, 2009-2011.; Алеев В.В., Кичак Т.Н. Музыка. 3 класс. – М.: Просвещение, 2009-2011.; Алеев В.В. Музыка. 4 класс. – М.: Просвещение, 2009-2011.

  • Методические пособия

  • Дидактические материалы

  • Аудиозаписи

  • Интернет – ресурсы: http://dic.academic.ru/contents.nsf/enc_music/ , http://www.music-dic.ru/ , http://ru.wikipedia.org/wiki/

  • Компьютерное оборудование

  • цифровые видео материалы и др.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!