СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная программа "Коррекция нарушений устной и письменной речи у детей 1 класса с ОВЗ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие, уточнение и активизация речевого запаса по лексическим темам,  развитие способности наблюдать, находить различия и сходства предметов, явлений, понимать и объяснять смысл устойчивых выражений, определять предметы и явления с помощью описания (загадки), закрепление четкости и разборчивости произнесения текстов (чистоговорки, поговорки, пословицы).

Развитие умения составлять предложения с заданным словом, восстанавливать правильный порядок слов в предложении, образовывать новые слова с использованием разных способов словообразования, объяснять образование сложных слов, понимать и правильно использовать логико-грамматические конструкции.

Развитие фонематического восприятия (развитие способности различать оппозиционные звуки изолированно).

Развитие слогового синтеза и анализа. Развитие фонемного анализа и синтеза

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная программа "Коррекция нарушений устной и письменной речи у детей 1 класса с ОВЗ"»

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Брасовского района Чаянская основная общеобразовательная школа


Тел. /факс 8 (483) 549 43 30

E-mail: thajnka32@yandex.ru






Утверждено

Директор МБОУ Чаянская ООШ

__________Н.Г.Антоненко

Приказ № 1-а

от 28.08.2023г.








Адаптированная программа


«Коррекция нарушений устной и письменной речи у детей 1 класса с ОВЗ»









Составитель:

Учитель начальных классов

Антоненко М.И.












Чаянка

2023



Пояснительная записка


Речь является важнейшей психической функцией человека. Овладевая речью, ребенок приобретает способность к обобщенному отражению окружающей действительности, к осознанию, планированию и регуляции своего поведения.

В отличие от устной, письменная речь формируется только в условиях целенаправленного обучения, то есть ее механизмы складываются в период обучения грамоте и совершенствуются в ходе всего дальнейшего обучения.

Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно высоком уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности языковых средств, а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этим средствами в целях общения (Савина Е.А. Возможности комплексного логопедического обследования детей младшего школьного возраста // Практическая психология и логопедия. 2005). Совершенно очевидно, что отклонения в развитии речи затрудняют общение, препятствуют правильному формированию познавательных процессов, затрудняют усвоение чтения, письма и, как следствие, других школьных навыков и знаний. Проблема нарушения письма и чтения занимает одно из ведущих мест в практике школьного обучения, что препятствует формированию у детей полноценной учебной деятельности.

Рабочая программа составлена в соответствии с

  1. Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);

  2. Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования для обучающихся с задержкой психического развития; нормативно-методическими документами Минобрнауки Российской Федерации и другими нормативно-правовыми актами в области образования,

  3. Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования для обучающихся с задержкой психического развития;

  4. Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования для обучающихся с ТНР.

Также программа составлена с учетом степени проявления речевой патологии и основывается на следующих теоретических положениях:

  • комплексное взаимодействие анализаторов (И.П. Павлов);

  • компенсаторные возможности развивающегося мозга в условиях стабилизации патологического процесса (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, С.С. Ляпидевский, П.К.Анохин, В.В. Лебединский);

  • поэтапное формирование умственных операций (А.Н. Леонтьев, П.Я.Гальперин).

Программа опирается на основные принципы: системность, комплексность, последовательность и систематичность, доступность, индивидуальный подход, онтогенетический принцип развития речевой системы.


Актуальность данной программы обусловлена наличием у обучающихся 1 класса для детей с ОВЗ отклонений в правильном произношении звуков, в фонематическом и лексико-грамматическом развитии, в построении связного высказывания, что является серьёзным препятствием в усвоении программы общеобразовательной школы.

Картина речевых нарушений обучающихся характеризуется множественными нарушениями языковых систем в сочетании с комплексными анализаторными расстройствами.

У значительной части школьников отмечаются особенности речевого поведения – незаинтересованность в вербальном контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, а в случае выраженных речевых расстройств – негативизм и значительные трудности речевой коммуникации.

Социальное развитие большинства детей с нарушениями речи полноценно не происходит в связи с недостаточным освоением способов речевого поведения, неумением выбирать коммуникативные стратегии и тактики решения проблемных ситуаций.

В соответствии с данной программой планируется обеспечить результаты по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребенка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

Системное и общее недоразвитие речи может наблюдаться при различных сложных формах детской речевой патологии, выделяемых в клинико-педагогической классификации речевых расстройств (алалия, афазия, дизартрия, ринолалия, заикание, нарушения письменной речи).

Несмотря на различную природу, механизм речевого дефекта, у этих детей отмечаются типичные проявления, свидетельствующие о системном нарушении речевой функциональной системы.

Одним из ведущих признаков является более позднее, по сравнению с нормой, развитие речи; выраженное отставание в формировании экспрессивной речи при относительно благополучном понимании обращенной речи. Наблюдается недостаточная речевая активность, которая с возрастом, без специального обучения, резко снижается.

Развивающаяся речь этих детей аграмматична, изобилует большим числом разнообразных фонетических недостатков, малопонятна окружающим.

Нарушения в формировании речевой деятельности учащихся негативно влияют на все психические процессы, протекающие в сенсорной, интеллектуальной, аффективно-волевой и регуляторной сферах. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает специфические особенности мышления. Дети отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

Учащимся присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы, проявляющееся плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости движений, трудностью реализации сложных двигательных программ, требующих пространственно-временной организации движений (общих, мелких (кистей и пальцев рук), артикуляторных).

Обучающихся 1 класса с ОВЗ отличает выраженная диссоциация между речевым и психическим развитием. Психическое развитие этих детей имеет свои особенности и эмоционально-волевая сфера нуждается в формировании.

Нарушения устной речи обучающихся с НРСХ приводят к возникновению нарушений письменной речи (дисграфии и дислексии), т.к. письмо и чтение осуществляются только на основе достаточно высокого развития устной речи, и нарушения устной и письменной речи являются результатом воздействия единого этиопатогенетического фактора, являющегося их причиной и составляющего патологический механизм.

Симптоматика нарушений письма и чтения проявляется в стойких, специфических, повторяющихся ошибках как на уровне текста, предложения, так и слова. Нарушения письма (дисграфия) и чтения (дислексия) могут сопровождаться разнообразными неречевыми расстройствами и в сочетании с ними входят в структуру нервно-психических и речевых расстройств (при алалии, афазии, дизартрии, ринолалии и т.д.)

Различия механизмов и структуры речевого дефекта у обучающихся с ОВЗ с различным уровнем речевого развития определяют необходимость многообразия специальной поддержки в получении образования.

Цель коррекционно-педагогической работы в 1 классе для детей с ОВЗ, имеющим речевые нарушения: коррекция устной речи, предупреждение и исправление нарушений письменной речи, сопровождение в усвоении АООП.

Задачи:

  • своевременно выявить обучающихся с трудностями адаптации в образовательно-воспитательном процессе;

  • определить особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ, имеющих речевые нарушения;

  • создать предпосылки, необходимые для предупреждения трудностей первоначального обучения грамоте;

  • повышать возможности обучающихся в освоении адаптированной основной общеобразовательной программы НОО для обучающихся с ОВЗ;

  • корректировать устную речь, а также развивать аналитико-синтетическую и регуляторную деятельности;

  • сформировать обобщенные представления (речеслуховые, речедвигательные, зрительно-пространственные, зрительно-двигательные), необходимые для овладения навыком письма и чтения.

  • создать комфортность воспитательного, образовательного, коррекционно-развивающего процесса;

  • оказание родителям (законным представителям) обучающихся консультативной и методической помощи по вопросам коррекции устной и письменной речи.


Формы организации коррекционно-развивающего процесса

Занятия по развитию речи и речемыслительной деятельности проводятся в миниподгруппах. Продолжительность подгрупповых занятий - 30 минут. К категории индивидуальных относятся логопедические занятия по формированию устной и письменной речи. Продолжительность индивидуальных занятий - 30 минут.


Планируемые результаты освоения обучающимися

коррекционно-развивающей программы


В результате коррекционно-развивающего обучения учащихся с ОВЗ будут сформированы личностные, метапредметные и предметные универсальные учебные действия.

Личностные результаты:

- осознание языка, как основного средства человеческого общения;

- осознание необходимости изучения родного языка;

- развитие познавательного интереса к родному языку;

- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных и коммуникативных ситуациях.

Метапредметные результаты:

- сформированность умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- умение составлять план решения учебной задачи, умение работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

- овладение умениями моделирующей деятельности (работать с доступными предметными, знаковыми, графическими моделями; создавать простейшие модели);

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установлением аналогий и причинно-следственных связей, построением рассуждений;

- умение адекватно использовать речевые средства для решения различных познавательных и коммуникативных задач, владеть монологической и диалогической формами речи;

- умение задавать вопросы;

- готовность слушать собеседника и вести диалог.

Предметные результаты:

- формирование устной речи;

- формирование способа звукового анализа слова;

- систематизация знаний о звуках и буква, правилах графики, сведений о некоторых орфограммах;

- выполнение репродуктивных письменных заданий (списывание, письмо под диктовку).


Содержание коррекционно-педагогической работы


  1. Развитие устной речи как основа формирования письма


Коррекция дефектов звукопроизношения.

Развитие, уточнение и активизация речевого запаса по лексическим темам, развитие способности наблюдать, находить различия и сходства предметов, явлений, понимать и объяснять смысл устойчивых выражений, определять предметы и явления с помощью описания (загадки), закрепление четкости и разборчивости произнесения текстов (чистоговорки, поговорки, пословицы).

Развитие умения составлять предложения с заданным словом, восстанавливать правильный порядок слов в предложении, образовывать новые слова с использованием разных способов словообразования, объяснять образование сложных слов, понимать и правильно использовать логико-грамматические конструкции.

Развитие фонематического восприятия (развитие способности различать оппозиционные звуки изолированно).

Развитие слогового синтеза и анализа. Развитие фонемного анализа и синтеза:

  1. Обучение элементам фонемного анализа (выделение гласного звука в начале, середине, конце слова, выделение согласного звука в конце, середине и в начале слова с использованием фишек и схемы-карточки);

  2. Формирование полного фонемного анализа (определение последовательности и количества звуков в слове с помощью схем, умение давать характеристику звука с учетом дифференциальных признаков);

  3. Выполнение различных операций (действий) со звуковым образом слов без наглядной опоры (выполнение упражнений на определение места и окружения заданного звука в слове, количества гласных и согласных звуков в заданном слове).


  1. Формирование и закрепление основных действий, входящих в состав письма

Развитие умения определять место заданного звука в слове и выбор соответствующей буквы, закрепление графического образа печатной и письменной буквы, тренировка в написании строчной и прописной буквы.


  1. Развитие процессов, составляющих базу формирования письменной речи

Развитие речеслухового восприятия, зрительно-пространственного восприятия, зрительной и слуховой памяти, двигательной памяти, образной памяти, моторного планирования, регуляции и самоконтроля.


Тематическое планирование коррекционно-педагогической работы


Тема

Количество часов

Тема 1. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Осенний пейзаж». Звук «О». Буква О.


1

Тема 2. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Осенний пейзаж. Дети собирают грибы». Звук «А». Буква А.


1


Тема 3. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Осенний пейзаж. Животные и птицы готовятся к зиме». Звук «Э». Буква Э.


1

Тема 4. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Зимний пейзаж». Звук «И». Буква И.


1

Тема 5. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Зимний пейзаж. Дети кормят птиц». Звук «Н и Нь». Буква Н.


1

Тема 6. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Зимний пейзаж. Дети лепят снеговика». Звуки «Т и Ть». Буква Т.


1

Тема 7. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Весенний пейзаж». Звуки «С и Сь». Буква С.


1


Тема 8. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Весенний пейзаж. Звери и их детеныши». Звуки «Р и Рь». Буква Р.


1

Тема 9. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Весенний пейзаж. Дети вешают скворечник». Звуки «В и Вь». Буква В.


1

Тема 10. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Летний пейзаж». Звуки «Л и Ль». Буква Л.


1

Тема 11. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Летний пейзаж. Луг.Стадо». Звуки «К и Кь». Буква К.


1

Тема 12. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Летний пейзаж. Отдых людей». Звуки «М и Мь». Буква М.


1


Тема 13. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Двор». Звуки «Д и Дь». Буква Д.


1

Тема 14. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Двор. Домашние птицы и животные». Звуки «П и Пь». Буква П.


1

Тема 15. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Двор. Домашние животные». Звук «У». Буква У.


1

Тема 16. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Улица». Звук «У». Буква У.


1

Тема 17. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Улица. Люди». Звук «ы». Буква Ы.


1


Тема 18. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Комната». Звуки «Г и Гь». Буква Г.


1

Тема 19. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Комната с мебелью». Звуки «З и Зь». Буква З.


1

Тема 20. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Комната. Семья». Звуки «Б и Бь». Буква Б.


1

Тема 21. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Сквер». Звуки «Ч». Буква Ч.


1

Тема 22. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Сквер.Люди». Звук «Й». Буква Й.


1


Тема 23. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Цирк. Клоун». Звуки «Х и Хь». Буква Х.


1

Тема 24. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Африка. Дикие животные». Звук «Ж». Буква Ж.


1

Тема 25. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Цирк. Фокусник». Звук «Ш». Буква Ш.


1

Тема 26-27. Конфликт лексических тем «Зимний пейзаж. Дети собирают грибы». Буква Ю. Звук «Ц». Буква Ц.


1

Тема 28-29. Конфликт лексических тем «Осенний пейзаж. Дети лепят снеговика». Буква Е. Звук «Щ». Буква Щ.


1


Тема 30-31. Конфликт лексических тем «Летний пейзаж. Дети кормят зимующих птиц». Буква Е. Звуки «Ф и Фь». Буква Ф.


1

Тема 32-33. Конфликт лексических тем «Летний пейзаж. Дети кормят зимующих птиц». Буква Ь. Буква Ъ.


1





10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!