СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная программа по искусству для обучающихся 8-9 с ОВЗ (ЗПР) классов

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная программа по искусству для обучающихся 8-9 с ОВЗ (ЗПР) классов...

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная программа по искусству для обучающихся 8-9 с ОВЗ (ЗПР) классов»

ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СУДЖАНСКАЯ ШКОЛА – ИНТЕРАНТ»



Рассмотрено на ШМО

Рук. МО ______________/Е.Н. Рудакова/

от 28.08.2017г.


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УР

_____________ /О. П. Березуцкая/

01.09.2017

УТВЕРЖДЕНО

Приказом

от 30.08.2017г. №115

Директор школы-интерната

__________________/Н. А. Пилипенко/


Решением заседания

педагогического совета

от 30.08.2017г. №1






АДАПТИРОВАННАЯ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО МУЗЫКЕ

ДЛЯ 8 «Б» - 9 «Б» КЛАССОВ

для обучающихся с ОВЗ (ЗПР)

(в соответствии с ФГОС ООО)

учителя

Рудаковой Елены Николаевны



Срок реализации – 2 года





2017-2018 учебный год



Рабочая программа на уровне основного общего образования разработана на основе:

Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от 02.05.2015) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.03.2015)

Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 17.12.2010 № 1897

Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»

Примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)

Основной образовательной программы основного общего образования ОБОУ «Суджанская школа – интернат»

Примерных программ по учебным предметам:

Изобразительное искусство, 5 – 7 классы. Музыка, 5 – 7 классы. Искусство, 8 – 9 классы. проект. – М.: Просвещение, 2010. – 176с. – (Стандарты второго поколения).

Музыка. 5 – 7 классы. Искусство 8 – 9 классы. Сборник рабочих программ. Предметная линия учебников Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, И.Э. Кашекова. – М.: Просвещение, 2011. – 104с. – (Стандарты второго поколения).

УМК: Искусство. 8 – 9 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы:  Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова Е.Д. Критская. – М.: Просвещение, 2011. – 191с.

Искусство. Фонохрестоматия музыкального и литературного материала (mp3) – 8 класс.

Искусство. Фонохрестоматия музыкального и литературного материала (mp3) – 9 класс.



  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета:

Изучение курса «Искусства» в основной школе обеспечивает определённые результаты:

Предметные результаты изучения искусства в основной школе включают:

*расширение сферы познавательных интересов, гармоничное интеллектуальное и эмоциональное развитие; развитие устойчивой потребности в общении с искусством в качестве зрителя, слушателя, читателя, в собственной художественно-творческой деятельности в каком-либо виде искусства;

* присвоение духовного опыта человечества на основе эмоционального переживания произведений искусства; понимание и оценку художественных явлений действительности во всем их многообразии;

* общее представление о природе искусств и специфике выразительных средств отдельных его видов; знание основных художественных стилей, направлений и выдающихся деятелей отечественного и зарубежного искусства;

* развитие художественного мышления, творческого воображения, внимания, памяти, в том числе зрительной, слуховой и др.; овладение умениями и навыками для реализации художественно-творческих идей и создания выразительного художественного образа в каком либо виде искусства;

* осознанное применение специальной терминологии для обоснования собственной точки зрения на факты и явления искусства;

* умение эмоционально воспринимать разнообразные явления культуры и искусства, проявлять интерес к содержанию урока и внеурочных форм работы;

* осознанное отношение к изучаемым явлениям, фактам культуры и искусства (усвоение основных закономерностей, категории и понятий искусств, стилей, видов, жанров, особенностей языка);

*воспроизведение полученных знаний в активной деятельности, владение практическими умениями и навыками. Способами художественной деятельности;

* иметь личностно-оценочные суждения о роли и месте культуры и искусства в жизни, нравственных ценностях и идеалах, современности звучания шедевров прошлого в наши дни;

* использование знаний, умений и навыков, полученных в процессе эстетического воспитания и художественного образования, в изучении других предметов, межличностных общений, создание эстетической среды школьной жизни, досуга и др.

Личностные результаты проявляются в индивидуальных особенностях, которые развиваются в процессе художественно-творческой и учебной деятельности обучающихся и отражают:

* сформированность чувств гордости за свою Родину, российскую культуру и искусство, знание их истоков, основных направлений и этапов развития; понимание ценности культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества, сформированность основ гражданской идентичности;

* присвоение художественного опыта человечества в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий, обогащение на этой основе собственного духовного мира;

* развитие эстетического осознания через освоение художественного наследия народов России и мира, в процессе творческой деятельности;

* уважительное отношение к учению, инициативность и самостоятельность в решении учебно-творческих задач; готовность и способность к саморазвитию и самообразованию, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;

* уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

* освоение ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, участие в общественной жизни школы с учетом региональных, этнокультурных, социальных особенностей;

* коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в различных видах деятельности;

* навыки проектирования индивидуальной художественно-творческой деятельности и понимание своей роли в разработке и воплощении коллективных проектов на основе уважения к художественным интересам сверстников.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной практической деятельности учащихся, и отражают умения:

* самостоятельно ставить новые учебные, познавательные и художественно-творческие задачи и осознанно выбирать наиболее эффективные способы их решения;

* адекватно оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

* осуществлять контроль по результатам и способам действия и вносить необходимые коррективы;

* устанавливать причинно-следственные связи; рассуждать и делать умозаключения и выводы; владеть логическим действиями определения понятий, обобщения, установления ассоциаций, аналогий и классификации;

* организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, находить общее решение;

* пользоваться информационно-коммуникативными технологиями (ИКТ);

* эстетически относиться к окружающему миру; самостоятельно организовывать свой культурный отдых.

УУД

В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Регулятивные УУД

  1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:

  • анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

  • идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

  • выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

  • ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

  • формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

  • обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

  1. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

  • определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

  • обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

  • определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

  • выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);

  • выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;

  • составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

  • определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;

  • описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;

  • планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

  1. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:

  • определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

  • систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;

  • отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

  • оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

  • находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;

  • работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;

  • устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;

  • сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

  1. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:

  • определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

  • анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;

  • свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;

  • оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

  • обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;

  • фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

  1. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:

  • наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

  • соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;

  • принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

  • самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

  • ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;

  • демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).

Познавательные УУД

  1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:

  • подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

  • выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

  • выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

  • объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

  • выделять явление из общего ряда других явлений;

  • определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;

  • строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

  • строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

  • излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

  • самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;

  • вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;

  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);

  • выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные /наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;

  • делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

  1. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

  • обозначать символом и знаком предмет и/или явление;

  • определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;

  • создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;

  • строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;

  • создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;

  • преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

  • переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;

  • строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;

  • строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;

  • анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.

  1. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:

  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

  • устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

  • резюмировать главную идею текста;

  • преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);

  • критически оценивать содержание и форму текста.

  1. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:

  • определять свое отношение к природной среде;

  • анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;

  • проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;

  • прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;

  • распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;

  • выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.

10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:

  • определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

  • осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;

  • формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;

  • соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

Коммуникативные УУД

  1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:

  • определять возможные роли в совместной деятельности;

  • играть определенную роль в совместной деятельности;

  • принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

  • определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

  • строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

  • корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

  • критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

  • предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

  • выделять общую точку зрения в дискуссии;

  • договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

  • организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

  • устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.

  1. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:

  • определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;

  • отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);

  • представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

  • соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;

  • высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;

  • принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

  • создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;

  • использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;

  • использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;

  • делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.

  1. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:

  • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

  • выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;

  • выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;

  • использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;

  • использовать информацию с учетом этических и правовых норм;

  • создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

По окончании 9 класса школьники научатся:

* понимать значимость искусства, его место и роль в жизни человека; уважать культуру другого народа;

* воспринимать явления художественной культуры разных народов, осознавать место в ней отечественного искусства;

* личностно интерпретировать художественные образы, делать выводы и умозаключения;

* описывать явления художественной культуры, используя для этого соответствующую терминологию;

* воспринимать эстетические ценности, проводить сравнения и обобщения, выделять отдельные свойства и качества целостного явления; высказывать мнение о достоинствах произведений искусства, видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой, исполнительской деятельности;

* осуществлять самооценку художественно-творческих возможностей; проявлять умение вести диалог, аргументировать свою позицию;

* структурировать изученный материал, полученный из разных источников, в том числе в Интернете; применять информационно-коммуникативные технологии в индивидуальной и коллективной проектной художественной деятельности;

* ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности; устанавливать связи и отношения между явлениями культуры и искусства;

* аккумулировать, создавать и транслировать ценности искусства и культуры; чувствовать и понимать свою сопричастность окружающему миру;

* использовать коммуникативные свойства искусства; действовать самостоятельно при выполнении учебных и творческих задач; проявлять толерантность в совместной деятельности;

* участвовать в художественной жизни класса, школы, города и др.; заниматься художественным самообразованием.


Программа рассчитана на обучающихся с ОВЗ (ЗПР), имеющих задержку психического развития. Учитывая следующие психические особенности детей: неустойчивое внимание, малый объём памяти, неточность и затруднен е при воспроизведении материала, негрубые нарушения речи, несформированность мыслительных операций анализа, сравнения, обобщения.

Процесс обучения ребят с ОВЗ (ЗПР) имеет коррекционно-развивающий характер, что выражается в использовании заданий направленных на коррекцию имеющихся у детей недостатков и опирается на субъективный опыт учащихся, связь изучаемого материала с реальной жизнью.

Постижение музыкального искусства учащимися подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. Принципы отбора основного и дополнительного содержания материала связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой межпредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся на основе принципа минимального числа вводимых понятий, которые будут использоваться на уроке.

Изучение наиболее трудных тем сопровождается предварительным накоплением устного музыкального опыта, наблюдением за реальными событиями.

Ввиду психологических особенностей, обучающихся с ОВЗ (ЗПР), с целью усиления практической направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления.

Коррекция отдельных сторон психической деятельности: коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений; коррекция – развитие памяти; коррекция – развитие внимания; формирование обобщенных представлений о средствах выразительности (темп, мелодия, ритм и т.д.).

Развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления; развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).

Развитие основных мыслительных операций: развитие умения сравнивать, анализировать; развитие умения выделять сходство и различие понятий; умение планировать деятельность.

Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование умения преодолевать трудности; воспитание самостоятельности принятия решения; формирование адекватности чувств; формирование устойчивой и адекватной самооценки; формирование умения анализировать свою деятельность; воспитание правильного отношения к критике.

Важнейшим методом программы, во многом опре­деляющим ее содержание, является метод междис­циплинарных взаимодействий. Границы его распро­странения на область учебных дисциплин, значительно расширяются и углубляются



  1. Содержание учебного курса искусство на уровень (8-9 класс)


Основное содержание образования в примерной программе представлено следующими содержательными линиями: «Искусство как духовный опыт человечества», «Современные технологии в искусстве». Предлагаемые содержательные линии нацелены на формирование целостного представления об искусстве и обобщение разнообразных знаний, умений, и способов учебной деятельности, полученных учащимися в ходе изучения курсов «Изобразительного искусства» и «Музыки» в начальной школе.

Искусство как духовный опыт человечества. Народное искусство как культурно-историческая память предшествующих поколений, основа национальных профессиональных школ. Единство формы и содержания как закономерность искусства и специфика её преломления в народном и профессиональном искусстве. Древние образы и их существование в современном искусстве. Специфика языка народного искусства, взаимосвязь с природой и бытом человека. Многообразие фольклорных традиций мира, их творческое переосмысление в современной культуре. Этническая музыка. Национальное своеобразие и особенности региональных традиций.

Временные искусства. Содержание и духовное своеобразие музыки и литературы, их воздействие на человека. Особенности воплощения вечных тем жизни в музыке и литературе: любовь и ненависть, война и мир, личность и общество, жизнь и смерть, возвышенное и земное. Современность в музыке и литературе.

Пространственные (пластические) искусства: живопись и скульптура, графика, архитектура и дизайн, декоративно-прикладное искусство. Средства художественной выразительности пластических искусств. Единство стиля эпохи в архитектуре, живописи, материальной культуре. Роль пластических искусств в жизни человека и общества: формирование архитектурного облика городов, организация масс средствами плаката, открытие мира в живописи, книжной и станковой графики, украшение быта изделиями декоративно-прикладного искусства и др. Особенности современного изобразительного искусства: перформанс, акция, коллаж и др.

Пространственно-временные искусства. Средства художественной выразительности в киноискусстве. Создание кинофильма как коллективный творческий процесс. Истоки театра, его взаимосвязь с духовной жизнью народа, культурой и историей. Драматургия – основа театрального искусства. Опера как синтетический жанр. Возникновение танца и основные средства его выразительности. Балет. Воздействие хореографического искусства на зрителей.

Современные технологии в искусстве. Компьютерная графика как область художественной деятельности. Использование компьютера как синтеза изображений, обработки визуальной информации, полученной из реального мира. Применение данной технологии в изобразительном искусстве: компьютерный дизайн анимация, художественное проектирование, полиграфия, спецэффекты в кинематографе. Соотношение технических характеристик и художественной основы получаемого творческого продукта. Различия в восприятии визуального произведения: классического и с использованием компьютера.

Электронная музыка. Электронная музыка как музыкальное сопровождение театральных спектаклей, радиопередач и кинофильмов.

Мультимедийное искусство. Влияние технического прогресса на традиционные вида искусства. Особенности и возможности, современных мультимедийных технологий в создании произведений искусства. Цифровое фото. Фотография как способ художественного отражения действительности. Современное телевидение и его образовательный потенциал. Особенности телевизионного изображения подвижных объектов. Ресурсы цифрового телевидения в передаче перспективы, светотени, объема. Эстетическое воздействие телевидения на человека.

Традиции и новаторства в искусстве. Искусство в современном информационном пространстве: способ познания действительности, воплощение духовных ценностей и часть культуры человечества. Художественный образ в различных видах искусства, специфика восприятия. Взаимодополнение выразительных средств разных видов искусства. Значение искусства в духовном и интеллектуально-творческом развитии личности.

Учащиеся постигают своеобразие литературы на примере выдающихся художественных произведений, получивших свою «вторую жизнь» музыкальных произведениях Дж. Верди, Г. Берлиоза, Ж. Бизе, М. Глинки, П. Чайковского, А. Бородина, Н.А. Римкого-Корсакова, М. Мусоргского, С. Прокофьева, С. Рахманинова, Д. Шостаковича, Д. Кабалевского, И. Стравинского, Р. Щедрина и др.; размышляют о проблемах современности в музыке и литературе, обращаясь к духовной (церковной) музыке, наследию И. Баха, В. Моцарта, Л. Бетховена, Р. Шумана, Ф. Шуберта, Ф. Шопена, Э. Грига, Б. Бриттена, К. Орфа, А. Шнитке, С. Губайдуллиной, Э. Денисова и др.

Школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, представляющими эпоху, страну, город, получают общие сведения об их создателях; узнают основные стили и направления в живописи, графике и скульптуре на примере произведений русских (А. Рублев, Б. Расрелли, Э. Фальконе, И. Мартос, Ф. Рокотов, Д. Левицкий, В. Боровиковский, О. Кипренский и др.) и зарубежных (Л.да Винчи, Рафаэль Санта, Микеланджело Буанарроти, Тициан, П. Брейгель, Эль Греко, А. Дюрер, Д. Арчимбольдо, М Караваджо и др.) художников. Учащиеся узнают о художественных стилях в искусстве XX века (модерн, авангард, соцреализм, постмодернизм).

Подростки получают представление о творчестве выдающихся деятелей киноискусства (Ч. Чаплин, У. Дисней, С. Эйзенштейн, А. Долженко, С. Бондарчук, А. Тарковский и др.) театра (Б. Брехт, Б. Шоу, И. Бергман, П. Брук, П. Штайн, К. Станиславский, В. Немирович-Данченко, В. Мейерхольд, Е. Вахтангов, А. Таиров и др.), хореографии (М. Бежар, Д. Ноймайер, М. Петипа, Ю. Григорович и др.). Народное искусство раскрывается во всем интонационном и жанровом многообразии самобытных культурных традиций (фольклор народов России и других стран, региональные традиции). В процессе обучения у школьников накапливаются знания о всемирно известных исполнителях (Р. Тибальди, Л. Паваротти, Г. Фон Караян, Е. Светланов, Л. Русланова, Л. Зыкина, С. Лемешев, И. Козловский, Л. Коган, Э. Гилельс, Г. Вишневская, М. Ростропович и др.), актерах театра и кино (Г. Гарбо, Г. Пек, А. Делон, Л. Орлова, В. Марецкая, Н. Черкасов, М. Ульянов, В. Тихонов, Н. Мордюкова и др.), артистах балета и выдающихся танцовщиках (А. Истомина, А. Павлова, В. Нижинский, А. Дункан, Г. Уланова, Р. Нуреев, М. Эсамбаев, В. Васильев, М. Плисецкая и др.), исполнительских коллективах современности (Венский хор мальчиков, Бостонский симфонический оркестр, Камерный оркестр Гидона Кремера, Голландский королевский оркестр Концертгебау, Фольклорный ансамбль Д. Покровского, Ансамбль песни и пляски Российской армии А.В. Александрова, Государственный академический ансамбль народного танца им. И. Моисеева и др.).




  1. Тематическое планирование (8-9 класс)



Тема


Кол-во часов


Планируемые результаты (характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся)


8 класс


Раздел 1. Искусство в жизни современного человека


- Искусство вокруг нас


-Художественный образ – стиль – язык


-Наука и искусство.

Знание научное и знание художественное


Определять место и роль музыкального искусства в жизни человека и общества.

Наблюдать (воспринимать) произведение искусства, смысл художественного образа.

Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественного произведения.

Записывать (рассказывать о) свои впечатлений от посещения театра, музея, выставки, концерта, от просмотра телевизионных передач и кинофильмов; от полюбившихся художественных произведений.

Соотносить характер звучащей музыки с образным строем архитектурных памятников, особенностями одежды (костюмов) разных эпох и народов.

Воспринимать художественные произведения разных видов искусства и выражать свое отношение к ним.

Понимать специфику художественного образа в разных видах искусства, особенности языка, художественных средств выразительности изобразительных (пластических) искусств, музыки, литературы, театра и кино.

Разбираться в соотношении научного и художественного творчества.

Различать виды, стили и жанры искусства.

Знать/понимать смысл употребляемых терминов.

Характеризовать многообразие форм художественного воплощения мира в различных видах и жанрах искусства. Различать основные жанры народной и профессиональной музыки.

Раздел 2. Искусство открывает новые грани мира

Искусство рассказывает о красоте земли. Литературные страницы.


Пейзаж – поэтичная и музыкальная живопись. Зримая музыка


Человек в зеркале искусства: жанр портрета.


Портрет в искусстве России.


Портреты наших великих соотечественников. Как начиналась галерея.


Музыкальный портрет. Александр Невский.


Портрет композитора в литературе и кино.


Наблюдать жизненные явления и сопоставлять их с особенностями художественного воплощения в произведениях искусства.

Соотносить особенности композиции (формы) в воплощении художественных образов живописи, музыки.

Устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусства.

Подбирать музыкальные произведения, созвучные картинам русских художников; живописные полотна, созвучные литературным образам и др.; художественные произведения, раскрывающие эмоциональное богатство мира.

Обосновывать выбор художественных произведений для компьютерной презентации на тему «Пейзаж в литературе, музыке, живописи».

Составлять музыкально-литературные композиции.

Подготовить беседу с младшими школьниками о красоте и гармонии окружающей природы.

Выражать разные эмоциональные состояния при создании этюдов (литературных, живописных).

Находить сходные и различные черты, выразительные средства, воплощающие отношение творца к природе.

Знакомиться с современными обработками, аранжировками классических музыкальных произведений и оценивать их художественную значимость.

Сопоставлять язык различных направлений портретной живописи и определять выразительность линий, цвета, ритма, композиции.

Собирать художественную информацию для создания альбома, альманаха, компьютерной презентации на тему «Жанр портрета в культуре разных времен».

Понимать, какими знаниями обогащает знакомство с различными произведениями искусства (живописным портретом, литературным текстом, музыкальным произведением).

Устанавливать ассоциативные связи между слуховыми и зрительными образами-представлениями и анализировать средства музыкальной выразительности, воплощающие характеры героев и персонажей.

Осуществлять перевод художественных впечатлений с языка музыки на язык литературный (поэтический), язык жестов, графики и др.

Рассматривать особенности воплощения образа средствами разных видов и жанров искусства в историко-культурной ретроспективе.

Аргументировать свое отношение к стилистике интерпретаций художественных произведений. Ориентироваться в системе ценностей, представленных в произведениях музыкального и изобразительного искусства.

Раздел 3. Искусство как универсальный способ общения


Мир в зеркале искусства


Роль искусства в сближении народов.


Искусство художественного перевода – искусство общения


Как происходит передача сообщения в искусстве?


Искусство – проводник духовной энергии


Знаки и символы искусства


Художественные послания предков


Разговор с современником


Символы в жизни и искусстве


Музыкально-поэтическая символика огня









Понимать роль искусства в жизни человека и общества: использовать коммуникативные свойства искусства.

Воспринимать произведения разных видов искусства, анализировать особенности их языка и соотносить их с эпохой.

«Прочитывать» информацию, заключенную в памятниках культуры.

Раскрывать специфику искусства и его особенности как универсального способа общения.

Интерпретировать содержание (смысл, художественную информацию) шедевров мирового музыкального искусства с позиций их эстетической и нравственной ценности.

Знать музеи, художественные галереи, архитектурные памятники мирового значения.

Знать музеи, художественные галереи, архитектурные памятники своего края (города, поселка и др.) и подготовить рассказ о значимых культурно-исторических объектах своего края.

Владеть информацией о конкурсах и фестивалях различной тематической направленности и знакомиться с творческими достижениями их лауреатов.

Проявлять творческую активность при создании своего варианта афиш конкурса или фестиваля, при разработке вопросов интервью с победителями.

Участвовать в разных видах художественно-исполнительской деятельности, понимать ее коммуникативное значение.

Понимать значение классического и современного искусства в общении людей разных стран, различных национальностей и культур, в воспитании толерантности.

Сравнивать содержание и эмоциональный строй художественных переводов (поэтический перевод, музыкальные версии одного и того же поэтического текста и др.).

Выявлять стилистические особенности художественного перевода.

Понимать специфику художественно-образной информации в отличие от научной, повседневной и др.

Раскрывать смысл художественного образа различных видов искусства как выразителя эпохального, национального, индивидуального стиля.

Различать знаки и символы искусства и интерпретировать их.

Разработать сценарий народного праздника (по выбору учащихся), использовать его знаки и символы.

Участвовать в разработке совместного художественно-исследовательского проекта.

Знать/понимать символику основных религиозных обрядов, изображений святых (иконы).

Раскрывать свое понимание художественной идеи, нравственно-эстетического смысла образов-символов (дороги, солнца, огня и др.).

Участвовать в компьютерной презентации на тему образов-символов в искусстве.

Анализировать синтетический характер кинообразов, роль музыки в ритмизации действия, характеристике персонажей, в драматургии фильма.

Понимать значение искусства как универсального способа общения и проводника духовной энергии.

Раздел 4. Красота в искусстве и жизни


Что есть красота?


Откровенье вечной красоты.


Застывшая музыка.


Есть ли у красоты свои законы?


Всегда ли люди одинаково понимали красоту.


Великий дар творчества: радость и красота созидания.



Как соотносятся красота и польза


Как человек реагирует на явления в жизни и в искусстве.

10ч

Различать объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведениях искусства и объяснять разницу.

Понимать общее и особенное в произведении изобразительного искусства и в художественной фотографии; в произведениях литературы и музыкального искусства.

Выбирать и использовать различные художественные материалы для передачи собственного художественного замысла.

Устанавливать образно-ассоциативные связи между памятниками архитектуры, произведениями музыкального, изобразительного искусства и литературы.

Создавать композицию на заданную тему на плоскости (живопись, рисунок, орнамент) и в пространстве (скульптура, художественное конструирование).

Создавать музыкальную композицию на заданную тему с использованием ИКТ (клавишный синтезатор, компьютер и др.).

Наблюдать за развитием музыки (драматургией музыкального произведения), понимать значение контраста в создании гармонии целого как выражения красоты.

Выявлять особенности представлений человека о красоте в разные эпохи, в разных слоях общества.

Подбирать музыкальные произведения, соответствующие времени.

Сопоставлять различные исполнительские трактовки музыкальных произведений и раскрывать образно-смысловой строй произведения в зависимости от стиля исполнения.

Различать жанры искусства и их роль в жизни человека. Понимать значения символов культуры.

Анализировать образные средства воплощения трагического, комического, лирического, драматического содержания произведений. Различать истинные и ложные ценности; понимать самоценность различных явлений.

Анализировать и оценивать произведения различных видов искусства; знать специфические особенности языка.

Раздел 5. Прекрасное пробуждает доброе


Преобразующая сила искусства.


«Полна чудес могучая природа». Весенняя сказка «Снегурочка»

Размышлять об произведениях искусства, выявляя важные, значимые жизненные проблемы.

Создавать эскизы плаката или рекламной листочки на социально-значимые темы.

Составлять программы концертов (классической музыки, авторской песни, современных композиций и др.)

Участвовать в их презентации перед младшими школьниками, раскрывая нравственно-эстетические, гражданственно-патриотические идеалы и ценности общества.

Разработать художественную идею и замысле совместного проекта.

Определить свою роль (участие) в проекте.

Наметить способы реализации собственной исследовательской и художественно-практической деятельности.

Общаться и взаимодействовать в процессе подготовки и осуществления проекта.

Использовать опыт художественно-творческой деятельности на уроках, во внеурочных и внешкольных занятиях искусством.

Осуществить презентацию проекта в рамках класса, школы, района, города.


9 класс


Тема


Кол-во часов


Планируемые результаты (характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся)


Раздел 1. Воздействующая сила искусства


Искусство и власть.

Какими средствами воздействует искусство?


Храмовый синтез искусств.


Синтез искусств в театре, кино, на телевидении.


Сопоставлять художественные образы, символизирующие власть.

Выявлять сходство и различия этих образов.

Называть общие черты.

Высказывать свое отношение к различным художественным образам.

Оценивать произведения разных видов искусства с позиции позитивных или негативных влияний на чувства и сознание человека.

Приводить примеры исторических эпох с авторитарным и демократическим правлением.

Подбирать произведения искусства, отражающие идеи этих государств.

Пользоваться справочной литературой.

Участвовать в подготовке доклада или компьютерной презентации на тему, связанную с внушением.

Понимать и объяснять значение терминов «композиция», «содержание», «сюжет», «фактура», «ритм», «пропорции», «форма».


Выявлять ритмическую организацию орнамента, композиции картины, музыки разных эпох.

Передавать графически композиционное построение картины.

Выявлять особенности построения (формы) музыки.

Понимать значение повтора и контраста в произведениях музыкального и изобразительного искусства.

Анализировать художественные произведения одного вида искусства в разные эпохи или представлять целостный образ одной эпохи по произведениям различных видов искусств.

Находить жизненные и художественные ассоциации с пропорциями архитектурных сооружений.

Знать и описывать специфику храмов, представляющих основные мировые религии.

Соотносить характер звучания музыки, сопровождающей богослужения в разных религиях, с особенностями того или иного храма.

Понимать роль синтеза искусств в театре, кино, на телевидении.

Инсценировать фрагменты опер, мюзиклов и др.

Исполнять песни и известные хиты из мюзиклов и рок-опер.

Создавать эскизы декораций или костюмов к музыкальному спектаклю, опере, балету, мюзиклу.

Создавать эскизы для граффити, сценария клипа, раскадровки мультфильма рекламно-внушающего характера.

Подбирать и анализировать различные художественные произведения, использовавшиеся в разные годы для внушения народу определённых чувств и мыслей.

Воплощать эмоционально-образное содержание сценическими средствами.

Раздел 2. Искусство предвосхищает будущее


Дар предвосхищения. Какие знания дает искусство?


Предсказание в искусстве.


Художественное мышление в авангарде науки.


Художник и ученый.





Называть сказки, народные предания, легенды, персонажи которых предвосхитили явления и события будущего.

Выявлять иносказания, метафоры, аллегории, олицетворения в известных произведениях разных видов искусства.

Давать эстетическую оценку произведениям различных видов искусства, предметам быта, архитектурным постройкам, сопровождающим жизнь человека.

Размышлять о соотношении науки и искусства.

Составлять собственный прогноз будущего средствами какого-либо вида искусства.

Выявлять жизненные ассоциации музыки.

Интерпретировать художественные образы произведений разных искусств и выявлять их идеи с позиции сегодняшнего дня.

Размышлять о соотношении науки и искусства.

Понимать значение симметрии и асимметрии в искусстве и науке.

Приводить примеры научного значения художественного знания.


Участвовать в разработке музыкально-литературного сценария на тему «Колокольные звоны России».

Участвовать в создании средствами искусства композиции, отражающей представления о будущем России, мира.

Пользоваться справочной литературой

Создавать цветовую палитру музыкального фрагмента.

Раздел 3. Дар созидания


Эстетическое формирование искусством окружающей среды. Архитектура исторического города.

Архитектура современного города.

Специфика изображений в полиграфии.

Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества.

Декоративно-прикладное искусство.

Музыка в быту.

Массовые, общедоступные искусства.

Изобразительная природа кино. Музыка в кино.

Тайные смыслы образов искусства, или Загадки музыкальных хитов.


11ч

Участвовать в подготовке проекта «Искусство на улицах нашего города»: создавать эскиз-проект ландшафтного дизайна сквера, парка; дизайн интерьера школы, музея, актового зала, спортивной или игровой площадки; составлять музыкально-литературные композиции для презентации проектов на школьной конференции.

Соотносить современные архитектурные постройки с их функциями в городском ландшафте, с климатическими условиями; определять особенности материала и др.

Приводить примеры использования монументальной живописи и декоративной скульптуры в современных городах, областных центрах и в других местах.

Изучать облик своего города ( района, деревни, поселка) и выявлять его особенности с позиции традиций и новаторства.

Прослеживать историческую трансформацию одного из предметов быта или орудий труда.

Понимать особенности художественного оформления, иллюстрирования книги, журнала.

Анализировать средства выразительности художника-графика; интерпретировать особенности музыкальной иллюстрации.

Разрабатывать идею фрагмента макета (в технике коллажа или компьютерной графики) сборника стихов, учебника по любимому предмету, журнала и выполнять его.

Разбираться в терминах и понятиях

(промышленное искусство, техническая эстетика, дизайн).

Анализировать символику орнаментов на различных произведениях декоративно-прикладного искусства.

Соотносить народные песни с произведениями декоративно-прикладного искусства.

Подбирать информацию об истории одного из известных народных промыслов.

Готовить альбом, компьютерную презентацию для учащихся класса.

Определять принадлежность музыкального произведения к области легкой или серьезной музыки.

Аргументировать свой ответ, анализируя содержание, эмоциональный строй, средства выразительности.

Подготавливать программу вечера песни.

Разрабатывать содержание танцевального конкурса или дискотеки.

Придумывать элементы костюмов, отражающих эпоху. Подбирать музыкальные записи.

Знать принципы работы фотоаппарата.

Создавать портретную галерею учителей и одноклассников. Писать литературные комментарии к серии фотографий.

Знать жанры киноискусства. Приводить примеры.

Анализировать и соотносить средства анимации и музыки мультфильма.

Анализировать язык киноискусства как средства раскрытия драматургии музыкальных, литературных образов.

Знать лучшие фильмы отечественного кинематографа. На основе анализа кинофильмов формулировать вопросы дискуссии на темы: «Зло мгновенно в этом мире, неизбывна доброта», «Человек в поиске жизненного смысла» и др.

Знать жанры киноискусства. Приводить примеры.

Систематизировать телевизионные передачи по жанрам. Анализировать средства художественной выразительности и делать свои выводы о функциях, значении, особенностях влияния телевидения на человека.

Знать лучшие фильмы отечественного кинематографа.

Раздел 4.

Искусство и открытие мира для себя

Вопрос себе как первый шаг к творчеству.


Литературные страницы.


Исследовательский проект «Пушкин – наше все» (Защита проекта)

Размышлять о произведениях различных видов искусства, высказывания, суждения об их функциях (познавательной, коммуникативной, эстетической, ценностно-ориентирующей).

Иметь представление о том, какое место в семье искусств занимают изобразительной искусство, музыка, литература, театр, кино и др.

Называть символы красоты в жизни, человеческих взаимоотношениях, произведениях искусства.

Приводить примеры о значении искусства в жизни выдающихся людей.

Размышлять о произведениях различных видов искусства, высказывания, суждения об их функциях (познавательной, коммуникативной, эстетической, ценностно-ориентирующей).

Реализация совместных творческих идей в проектной деятельности;

Анализ и оценка процесса и результатов собственного художественного творчества.

Размышлять о произведениях различных видов искусства, высказывания, суждения об их функциях (познавательной, коммуникативной, эстетической, ценностно-ориентирующей).







МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСКУССТВО» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Для обязательного изучения учебного предмета «Искусство» в 8-9 «Б» с ОВЗ (ЗПР) классе федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 34 часов. Количество учебных недель – 33(34).

Рабочая программа предусматривает изучение искусства в объеме 1 час в неделю в течение 1 учебного года на базовом уровне.

Для 9»Б» класса в программе есть изменения: вместо 2 часов -1 час – урок №8 «Синтез искусств в театре, кино, на телевидении», урок №14 «Художник и ученый», и урок № 17 «Архитектура исторического города. Архитектура современного города».

Предпочтительными формами организации учебного процесса на уроке являются групповая, коллективная работа с учащимися. Промежуточная аттестация проводится в соответствии с требованиями к уровню подготовки учащихся:

-8 «Б» класса с ОВЗ (ЗПР) класса основной школы в форме: игра «Что? Где? Когда?» - урок № 10,17, 27 и защита исследовательского проекта - урок №33 (34).

-9 «Б» с ОВЗ (ЗПР) класса основной школы в форме: урок №15 и «№28 «Обобщение тем полугодия» - контрольная работа (облегченный тест), урок №29-32 – подготовка исследовательских проектов и урок №33 - защита исследовательского мини-проекта «Пушкин – наше все».

Контроль уровня обученности 8 класс

№ урока

Тема урока

Вид контроля

Форма контроля

10.

Игра «Что? Где? Когда?»

Текущий-устный

Викторина

17

Игра «Что? Где? Когда?»

Текущий-устный

Викторина

27

Игра «Что? Где? Когда?»

Текущий-устный

Викторина

34

Исследовательский проект «Полна чудес могучая природа». Весенняя сказка «Снегурочка».

Итоговый

Защита проекта

Контроль уровня обученности 9 класс

15.

(50)

Обобщение тем 1 полугодия.

Текущий - письменный

контрольная работа (тест)

28

(63)

Обобщение тем 2 полугодия.

Подготовка к защите исследовательского проекта (выбор темы)

Итоговый

контрольная работа (тест)

Подготовка материалов

29-32.

(64-67)

Исследовательский проект «Пушкин – наше все» С.186-189



33.

(68)


Защита мини исследовательского проекта

Итоговый

Защита проекта


Логика изложения и содержание программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, поэтому в программу не внесено изменений.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА В 8 «Б» с ОВЗ (ЗПР) КЛАССЕ

№ п/п

Название раздела, темы

Содержание тем

1.

Раздел 1. Искусство в жизни современного человека – 3ч

Искусство вокруг нас

Художественный образ – стиль – язык

Наука и искусство.

Знание научное и знание художественное


2.

Раздел 2. Искусство открывает новые грани мира (7 ч)

Искусство рассказывает о красоте земли. Литературные страницы.

Пейзаж – поэтичная и музыкальная живопись. Зримая музыка

Человек в зеркале искусства: жанр портрета.

Портрет в искусстве России.

Портреты наших великих соотечественников. Как начиналась галерея.

Музыкальный портрет. Александр Невский.

Портрет композитора в литературе и кино.


3.

Раздел 3. Искусство как универсальный способ общения

(7 ч)

Мир в зеркале искусства

Роль искусства в сближении народов.

Искусство художественного перевода – искусство общения

Как происходит передача сообщения в искусстве?

Искусство – проводник духовной энергии

Знаки и символы искусства

Художественные послания предков

Разговор с современником

Символы в жизни и искусстве

Музыкально-поэтическая символика огня

4.

Раздел 4.

Красота в искусстве и жизни (10 ч)

Что есть красота?

Откровенье вечной красоты.

Застывшая музыка.

Есть ли у красоты свои законы?

Всегда ли люди одинаково понимали красоту.

Великий дар творчества: радость и красота созидания. Как соотносятся красота и польза

Как человек реагирует на явления в жизни и в искусстве.

5.

Раздел 5.

Прекрасное пробуждает доброе (6)


Преобразующая сила искусства.

«Полна чудес могучая природа». Весенняя сказка «Снегурочка»



СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА В 9 «Б» с ОВЗ (ЗПР) КЛАССЕ


№ п/п

Название раздела, темы

Содержание тем

1.

Раздел 1. Воздействующая сила искусства (8ч)

Искусство и власть.

Какими средствами воздействует искусство?

Храмовый синтез искусств.

Синтез искусств в театре, кино, на телевидении.

2.

Раздел 2. Искусство предвосхищает будущее (7 ч)

Дар предвосхищения. Какие знания дает искусство?

Предсказание в искусстве.

Художественное мышление в авангарде науки.

Художник и ученый

3.

Раздел 3. Дар созидания (11 ч)

Эстетическое формирование искусством окружающей среды. Архитектура исторического города.

Архитектура современного города.

Специфика изображений в полиграфии.

Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества.

Декоративно-прикладное искусство.

Музыка в быту.

Массовые, общедоступные искусства.

Изобразительная природа кино. Музыка в кино.

Тайные смыслы образов искусства, или Загадки музыкальных хитов.


4.

Раздел 4.

Искусство и открытие мира для себя (8 ч)

Вопрос себе как первый шаг к творчеству.

Литературные страницы.

Исследовательский проект «Пушкин – наше все» (Защита проекта)



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО ИСКУССТВУ ДЛЯ 8 «Б» с ОВЗ (ЗПР) КЛАССА

п/п

урока

Тема урока

Кол-во

часов

В том

числе

Контрольные работы

Раздел 1. Искусство в жизни современного человека.


1.

1.

Искусство вокруг нас. С.6-9

1


2.

2.

Художественный образ – стиль – язык. С.10-13

1


3.

3.

Наука и искусство. Знание научное и знание художественное. С.14-19

1


Раздел 2. Искусство открывает новые грани мира.


4.

4.

Искусство рассказывает о красоте Земли. Литературные страницы. С.20-23

1


5.

5.

Пейзаж – поэтическая и музыкальная живопись. Зримая музыка. С.24-27

1


6.

6.

Человек в зеркале искусства: жанр портрета. С.28-33

1


7.

7.

Портрет в искусстве России. С.34-35

1


8.

8.

Портреты наших великих соотечественников. Как начиналась галерея. С.36-39

1


9.

9.

Музыкальный портрет. Александр Невский. С.40-43

Портрет композитора в литературе и кино.

С.44-45

1


10.

10.

Игра «Что? Где? Когда?»

1

1

Раздел 3. Искусство как универсальный способ общения.


11.

11.

Мир в зеркале искусства. Роль искусства в сближении народов. С.46-53

1


12.

12.

Искусство художественного перевода – искусство общения. Искусство - проводник духовной энергии. Как происходит передача сообщения в искусстве? С.54-59

1


13.

13.

Знаки и символы искусства. С.60-63

1


14.

14.

Художественные послания предков. Разговор с современником. С.64-67

1


15.

15.

Символы в жизни и искусстве. С.68-71

1


16.

16.

Звучащий свет и зримый звук. С.72-73

Музыкально-поэтическая символика огня.

С. 74-75

1


17.

17.

Игра «Что? Где? Когда?»

1

1

Раздел 4. Красота в искусстве и жизни.

10ч


18.

18.

Что есть красота. С.76-77

1


19.

19.

Откровение вечной красоты. С.78-79

1


20.

20.

Застывшая музыка. С.80-81

1


21.

21-22.

Есть ли у красоты свои законы. С.82-85

2


22.

23.

Всегда ли люди одинаково понимали красоту. С.86-87

1


23.

24.

Великий дар творчества: радость и красота созидания. С.88-89

1


24.

25.

Как соотносится красота и польза. С.90-93

1


25.

26.

Как человек реагирует на различные явления в жизни и в искусстве. С.94-95

1


26.

27.

Игра «Что? Где? Когда?»

1

1

Раздел 5. Прекрасное пробуждает доброе.


27.

28-29.

Преобразующая сила искусства. С.96-97

2


28.

30-33

Исследовательский проект «Полна чудес могучая природа». Весенняя сказка «Снегурочка». С.98-99

4


29.

34.

Защита проекта, мультимедийная презентация.

1(2)

1

30.

35.

Резервный.



Всего:


34

4











УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО ИСКУССТВУ ДЛЯ 9 «Б» с ОВЗ (ЗПР) КЛАССА


п/п

урока

Тема урока

Кол-во

часов

(35)ч

В том числе

Контрольные работы

Раздел 1. Воздействующая сила искусства.

8


1-3.

(36-38)

1-3.

Искусство и власть. С.102-107

3


4-5.

(39-40)

4-5.

Какими средствами воздействует искусство? С.108-115

2


6-7.

(41-42)

6-7.

Храмовый синтез искусств. С.116-120

2


8.

(43)

8.

Синтез искусств в театре, кино, на телевидении. С.120-121

1


Раздел 2. Искусство предвосхищает будущее.

7


9-10.

(44-45)

9-10.

Дар предвосхищения. Какие знания дает искусство? С.122-123, 124-125

2


11.

(46)

11.

Предсказание в искусстве. С.126-129

1


12-13.

(47-48)

12-13.

Художественное мышление в авангарде науки. С.130-131

2


14.

(49)

14.

Художник и ученый. С.132-135


1


15.

(50)


15.

Обобщение тем 1полугодия.

1

1

(тест)

Раздел 3. Дар созидания.

11


16.

(51)

16.

Эстетическое формирование искусством окружающей среды.

С.136-137

1


17.

(52)

17.

Архитектура исторического города.

С.138-141

Архитектура современного города. С.142-145

1


18.

(53)

18.

Специфика изображений в полиграфии. С.146-151

1


19.

(54)

19.

Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. С.152-155

1


20.

(55)

20.

Декоративно-прикладное искусство. С.156-161

1


21.

(56)

21.

Музыка в быту. С.162-165

1


22.

(57)

22.

Массовые, общедоступные искусства. С.166-173

1


23.

(58)

23.

Изобразительная природа кино.

С.174-175

1


24.

(59)

24.

Музыка в кино. Особенности киномузыки. С.176-179

1


25.

(60)

25.

Тайные смыслы образов искусства, или Загадки музыкальных хитов. С.180-181

1


Раздел 4. Искусство и открытие мира для себя.


26.

(61)

26.

Вопрос себе как первый шаг к творчеству. С.182-183

1


27.

(62)

27.

Литературные страницы. С.184-185

1


28.

(63)

28.


Обобщение тем 2 полугодия.

Подготовка к защите исследовательского проекта (выбор темы)

1

1 Итоговое тестирование

29-32.

(64-67)

29-32.


Исследовательский проект «Пушкин – наше все» С.186-189


4


33.

(68)


33.


Защита исследовательских проектов.

1

1




Всего:


33ч

3







ПРИЛОЖЕНИЕ

Календарно-тематическое планирование в 8 «Б» с ОВЗ (ЗПР) классе


п/п

Наименование разделов и тем урока

Кол-во часов

Дата проведения

Примечание

по

плану

коррек

ция


1.

Раздел 1. Искусство в жизни современного человека-3ч

Искусство вокруг нас. С.6-9

1

08.09



2.

Художественный образ – стиль – язык. С.10-13

1

15.09



3.

Наука и искусство. Знание научное и знание художественное. С.14-19

1

22.09



4.

Раздел 2. Искусство открывает новые грани мира-7ч

Искусство рассказывает о красоте Земли. Литературные страницы. С.20-23


1

29.09



5.

Пейзаж – поэтическая и музыкальная живопись. Зримая музыка. С.24-27


1

06.10



6.

Человек в зеркале искусства: жанр портрета.

С.28-33

1

13.10



7.

Портрет в искусстве России.

С.34-35

1

20.10



8.

Портреты наших великих соотечественников. Как начиналась галерея. С.36-39

1

27.10



9.

Музыкальный портрет. Александр Невский. С.40-43

Портрет композитора в литературе и кино. С.44-45

1

10.11



10.

Игра «Что? Где? Когда?»

1

17.11


1

11.

Раздел 3. Искусство как универсальный способ общения -7ч

Мир в зеркале искусства. Роль искусства в сближении народов С.46-53

1

24.11



12.

Искусство художественного перевода – искусство общения. Искусство - проводник духовной энергии. Как происходит передача сообщения в искусстве? С.54-59

1

01.12



13.

Знаки и символы искусства. 60-63

1

08.12



14.

Художественные послания предков. Разговор с современником. С.64-67

1

15.12



15.

Символы в жизни и искусстве. С.68-71

1

22.12



16.

Звучащий свет и зримый звук. С.72-73 Музыкально-поэтическая символика огня. С.74-75

1

29.12



17.

Игра «Что? Где? Когда?»

1

12.01


1

18.

Раздел 4. Красота в искусстве и жизни-10ч


Что есть красота. С.76-77

1

19.01



19.

Откровение вечной красоты. С.78-79

1

26.01



20.

Застывшая музыка. С.80-81

1

02.02



21-22.

Есть ли у красоты свои законы. С.82-85

2

09.02

16.02



23.

Всегда ли люди одинаково понимали красоту. С.86-87

1

23.02



24.

Великий дар творчества: радость и красота созидания. С.88-89

1

02.03




25.

Как соотносится красота и польза. С.90-93

1

09.03



26.

Как человек реагирует на различные явления в жизни и в искусстве. С.94-95

1

16.03.



27

Игра «Что? Где? Когда?»

1

23.03



28-29.

Раздел 5. Прекрасное пробуждает доброе-6ч Преобразующая сила искусства. С.96-97

2

06.04

13.04



30-33.

Исследовательский проект «Полна чудес могучая природа». Весенняя сказка «Снегурочка». С.98-99

4

20.04

27.04

04.05

11.05



34

Защита проекта .

1

18.05



35

Резервный






Итого

34






Календарно-тематическое планирование искусство 9 «Б» с ОВЗ (ЗПР) классе


п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

Примечание

по плану

по факту

1 - 3.

(36-38)

Раздел 1. Воздействующая сила искусства-9ч.

Искусство и власть. С.102-107

3

04.09

11.09

18.09



4 - 5.

(39-40)

Какими средствами воздействует искусство? С.108-115

2

25.09

02.10



6 - 7.

(41-42)

Храмовый синтез искусств. С.116-120

2

09.10

16.10



8.

(43)

Синтез искусств в театре, кино, на телевидении. С.120-121

1

23.10



9-10

(44-45)

Раздел 2. Искусство предвосхищает будущее.7ч.

Дар предвосхищения. Какие знания дает искусство? С.122-123, 124-125

2

13.11



20.11



11.

(46)

Предсказание в искусстве. С.126-129

1

27.11



12-13

(47-48)

Художественное мышление в авангарде науки. С.130-131

2

04.12

11.12



14.

(49)

Художник и ученый. С.132-135


1

18.12



15.

(50)

Обобщение тем 1 полугодия.


1

25.12


1тест

16.

(51)

Раздел 3. Дар созидания-11ч.

Эстетическое формирование искусством окружающей среды. С.136-137

1

15.01



17.

(52)

Архитектура исторического города. С.138-141 Архитектура современного города. С.142-145

1

22.01



18.

(53)

Специфика изображений в полиграфии.

С.146-151

1

29.01



19.

(54)

Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. С.152-155

1

05.02



20.

(55)

Декоративно-прикладное искусство.

С.156-161

1

12.02



21.

(56)

Музыка в быту. С.162-165

1

19.02



22.

(57)

Массовые, общедоступные искусства.

С.166-173

1

26.02



23.

(58)

Изобразительная природа кино. С.174-175

1

05.03



24.

(59)

Музыка в кино. Особенности киномузыки. 176-179

1

12.03



25.

(60)

Тайные смыслы образов искусства, или Загадки музыкальных хитов. 4ч. С.180-181

1

19.03



26.

(61)

Раздел 4. Искусство и открытие мира для себя-8ч

Вопрос себе как первый шаг к творчеству.

С.182-183

1

02.04



27.

(62)

Литературные страницы. С.184-185

1

09.04



28

(63)

Обобщение тем 2 полугодия.

Подготовка к защите исследовательского проекта (выбор темы)

1

16.04



1 Итоговое тестирование

29-32.

(64-67)

Исследовательский проект «Пушкин – наше все» С.186-189


4

23.03

30.04

07.05

14.05



33.

(68)

Защита исследовательских проектов.

1

21.05


1


ИТОГО

33



3



Методические пособия для учителя:

1. Искусство. 8 класс (Электронный ресурс): фонохрестоматия музыкального и литературного материала на 1 СD МР3 / Е. Д. Критская – М.: Дрофа, 2011. – 2 электрон. опт. диска (СD-Rom).

2. Искусство. 9 класс (Электронный ресурс): фонохрестоматия музыкального и литературного материала на 1 СD МР3 / Е. Д. Критская – М.: Дрофа, 2011. – 2 электрон. опт. диска (СD-Rom).

3. Золина Л. В. Уроки музыки с применением информационных технологий.1-8 классы: методическое пособие с электронным приложением /авт.-сост.–М.: Глобус, 2008г

4. Затямина Т. А. Современные уроки музыки / Т. А. Затямина. – М.: Глобус, 2008.

5.Разумовская О. К. Зарубежные композиторы. Биографии, викторины, кроссворды / О.К. Разумовская. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 176с. - (Методика).



MULTIMEDIA – поддержка предмета

1. Учимся понимать музыку. Практический курс. Школа развития личности Кирилла и Мефодия. М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.(CD ROM)

2. Мультимедийная программа «Соната» Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК)

3. Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».

4. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»

5. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»

6. Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП), издательство РГПУ им. А.И.Герцена

7. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»

8.Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве"

9. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2009г.»

10.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»

11.Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164

12.Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/

13.Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!