Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ржаксинская средняя общеобразовательная школа №1
имени Героя Советского Союза Н.М.Фролова»
«Согласовано» Руководитель МО _______________ Протокол №____ от «____»__________2018г. | «Утверждено» Директор МБОУ « Ржаксинская СОШ №1 им.Н.М.Фролова» _____________А.В.Леонов Приказ №___ от «____»_______________2018г. |
Адаптированная
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному курсу «ОБЖ»
7 класс (филиал в п. Чакино)
2018
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа разработана для учащихся 7-го класса на основе:
- требований федерального государственного образовательного стандарта общего образования;
- примерной основной образовательной программы по основам безопасности жизнедеятельности для основной школы (5-9 классы);
-санитарно- эпидемеологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 года №189);
- учебного плана филиала МБОУ «Ржаксинская СОШ №1 им.Н.М.Фролова» в п.Чакино;
- годового учебного календарного графика МБОУ «Ржаксинская СОШ №1 им.Н.М.Фролова»;
- основной образовательной программы МБОУ «Ржаксинская СОШ №1 им.Н.М.Фролова»;
- утвержденного федерального перечня учебников и требований по оснащению образовательного процесса по предмету.
- Авторская рабочая программа курса основы безопасности жизнедеятельности основного общего образования. 5-9 классы. Авторы: А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников.- 2-е изд. – М.: Просвещение, 2015
Новизна данной программы заключается в том, что в нее включен новый раздел- «Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации» .
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Цель обучения детей с ОВЗ:
·формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения «фактора риска» в деятельности человека и общества
· выработка умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного,
техногенного и социального характера и адекватно противодействовать им;
· формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни
и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также развитие способностей оценивать
опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учетом своих возможностей.
Задачи обучения детей с ОВЗ:
· усвоение знаний об опасных и чрезвычайных ситуациях;
- о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства;
- о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций;
- об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях;
- о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;
· развитие личных, духовных и физических качеств, обеспечивающих безопасное поведение
в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
· развитие умений предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления.
Коррекционно-развивающие задачи для детей с ОВЗ:
- использовать процесс обучения ОБЖ для повышения общего развития учащихся и
коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств;
- воспитывать у учащихся трудолюбие, самостоятельность, терпеливость, настойчивость,
любознательность, формировать умение планировать свою деятельность.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на
коррекцию умственной деятельности школьников.
Образовательно-коррекционные:
1 Формирование правильного понимания и отношения к ЧС.
2 Овладения учащимися умений наблюдать, различать, сравнивать и применять
усвоенные лингвистические знания в повседневной жизни.
3 Развитие навыков и умений самостоятельно работать с учебником, наглядным и
раздаточным материалом.
Воспитательно-коррекционные:
Формирование у обучающихся качеств творчески думающей и легко адаптирующейся личности.
Формирование здорового образа жизни.
3. Воспитание положительных качеств, таких как, честность, настойчивость, отзывчивость, самостоятельность.
4. Воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни.
Коррекционно-развивающие:
1 Развитие и коррекция познавательной деятельности.
2 Развитие и коррекция устной и письменной речи.
3 Развитие и коррекция эмоционально - волевой сферы на уроках ОБЖ.
4.Повышение уровня развития, концентрации, объёма, переключения и устойчивости внимания.
5. Повышение уровня развития наглядно-образного и логического мышления.
6. Развитие приёмов учебной деятельности.
Адаптация программы происходит за счет сокращения сложных понятий и терминов;
основные сведения в программе даются дифференцированно. Одни факты изучаются таким образом, чтобы обучающиеся смогли опознать их, опираясь на существенные признаки, по другим вопросам обучающиеся получают только общие представления.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Рабочая программа составлена с учетом Учебного плана филиала МБОУ «Ржаксинская СОШ №1 им. Н.М.Фролова» в п.Чакино и учитывает логику учебного процесса данного образовательного учреждения. На изучение ОБЖ в 7 классе отводится 1 учебный час в неделю, всего 34 урока.
Учебно – методический комплект.
УМК по «Основы безопасности жизнедеятельности» для 7 класса под редакцией А.Т.Смирнова, Б.О.Хренникова, Москва издательство «Просвещение» 2017
В состав УМК входят:
учебник « Основы безопасности жизнедеятельности».7 класс:/ А.Т.Смирнов,Б.О. Хренников/Под ред.А.Т.Смирнова;-3-е издание. , из-во «Просвещение».-М.: Просвещение, 2017.
рабочие программы
рабочая тетрадь
поурочные разработки, 7–9 классы
электронное приложение к учебнику (CD)
справочник для учащихся
комплекты демонстрационных таблиц
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание адаптированной программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует требованиям образовательного стандарта основного общего образования по ОБЖ и авторской программой учебного курса.
Структура предмета при модульном построении содержания образования в 7 классе включает в себя два учебных модуля и пять разделов.
Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства
Разделы 1—2. Основы комплексной безопасности. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
Раздел 3. Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Раздел 4. Основы здорового образа жизни
Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи
Понятийная база и содержание курса «Основы безопасности жизнедеятельности» основаны на положениях Федеральных законов РФ и других нормативно-правовых актов.
Разделы 1—2.
Основы комплексной безопасности. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций.
Глава 1. Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера
1.1. Различные природные явления
1.2. Общая характеристика природных явлений
1.3. Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера
Обучающиеся научатся:
понимать расположение оболочек Земли;
приводить по одному - два примера стихийных бедствий(например, лесные пожары, наводнение) для доказательства опасного влияния природных явлений;
различать природные явления геологического, метеорологического, гидрологического, биологического и космического происхождения;
Глава 2. Чрезвычайные ситуации геологического происхождения
2.1. Землетрясение. Причины возникновения и возможные последствия
2.2. Защита населения от последствий землетрясений
2.3 Правила безопасного поведения населения при землетрясении
2.4 Расположение вулканов на Земле, извержения вулканов
2.5 Последствия извержения вулканов. Защита населения
2.6 Оползни и обвалы, их последствия. Защита населения
Обучающиеся научатся:
уяснить причины возникновения землетрясения и его возможные последствия;
приводить по одному - два примера землетрясений для доказательства влияния этой чрезвычайной ситуации на безопасность человека;
использовать шкалу Меркалли для определения силы землетрясения;
приводить примеры недавних землетрясений (например, на Гаити) для доказательства влияния этого природного явления на безопасность населения и экологию;
показывать на карте регионы Российской Федерации, в которых наиболее часто происходят землетрясения;
основным алгоритмам действий при подготовке к землетрясениям и правила поведения во время землетрясения и после него;
предвидеть возникновение вулканов по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;
различать продукты извержения вулканов;
различать естественные и искусственные причины возникновения оползней и обвалов;
различать скорости движения оползней;
знать и использовать рекомендации специалистов МЧС России населению по действиям при угрозе возникновения оползней и обвала;
Глава 3. Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения
3.1 Ураганы и бури, причины их возникновения, возможные последствия
3.2 Защита населения от последствий ураганов и бурь
3.3Смерчи
Обучающиеся научатся:
понимать причины возникновения бурь и ураганов;
правилам индивидуального и коллективного безопасного поведения во время ураганов и бурь;
осознавать значимость безопасного поведения в условиях чрезвычайной ситуации природного характера – смерча;
Глава 4. Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения
4.1 Наводнения. Виды наводнений и их причины
4.2 Защита населения от последствий наводнений
4.3 Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время наводнения
4.4 Сели и их характеристика
4.5 Защита населения от последствий селевых потоков
4.6 Цунами и их характеристика
4.7 Защита населения от цунами
4.8 Снежные лавины
Обучающиеся научатся:
основным мероприятиям по защите населения от последствий наводнений;
предвидеть возникновение наводнений по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;
понимать причины возникновения селей и селевых потоков;
знать различные способы защиты населения от селевых потоков;
комментировать основные профилактические меры для защиты населения от последствий селей;
понимать причины возникновения цунами;
знать о комплексных мероприятиях по защите населения от цунами и уметь их характеризовать;
объяснять основные причины схождения снежных лавин и характеризовать возможные последствия;
приводить примеры влияния этого природного явления на безопасность человека;
применять правила поведения в условиях схода снежной лавины;
Глава 5. Природные пожары и чрезвычайные ситуации биолого-социального происхождения
5.1 Лесные и торфяные пожары и их характеристика
5.2 Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения
5.3 Инфекционная заболеваемость людей и защита населения
5.4 Эпизоотии и эпифитотии
Обучающиеся научатся:
объяснять основные причины возникновения ленных и торфяных пожаров;
приводить примеры влияния этого природного явления на безопасность человека;
освоить правила пожарной безопасности в лесу;
применять правила поведения в пожароопасный сезон;
знать основные мероприятия и службы, которые предназначены для борьбы с природными пожарами;
иметь представление об инфекционных болезнях;
объяснять на конкретных примерах, как массовое распространение инфекционных болезней среди людей может привести к чрезвычайным ситуациям природного характера;
иметь представление об инфекционных болезнях животных и растений;
объяснять на конкретных примерах, как массовое распространение инфекционных болезней животных и растений при определенных условиях может привести к чрезвычайным ситуациям природного характера;
Раздел 3 «Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации»
Глава 6. Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму
6.1 Терроризм и опасность вовлечения подростка в террористическую и экстремистскую деятельность
6.2 Роль нравственных позиций и личных качеств подростка в формировании антитеррористического поведения
Обучающиеся научатся:
формированию антиэкстремистского и антитеррористического и личностной позиции, в том числе неприятие идеологии экстремизма и терроризма;
знать примерную классификацию видов терроризма;
твёрдой установке на неприятие экстремизма и терроризма, чтобы на все уговоры сказать решительное «Нет!»;
формированию антитеррористического поведения;
формированию установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
Раздел 4 «Основы здорового образа жизни»
Глава 7. Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека
7.1 Психологическая уравновешенность
7.2 Стресс и его влияние на человека
7.3 Анатомо-физиологические особенности человека в подростковом возрасте
Обучающиеся научатся:
формированию умения строить взаимоотношения не только со сверстниками, но и с родителями, старшими и с окружающими людьми;
формированию убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
представлять влияние стресса на человека;
умению бороться со стрессом, чтобы снизить его негативное воздействие;
организовывать постоянную работу над самосовершенствованием, в том числе ставить перед посильные задачи, которые можно выполнить без напряжения;
представлять показатели физического развития в подростковом возрасте;
Раздел 5 «Основы медицинских знаний и оказание первой помощи»
Глава 8. Первая помощь при неотложных состояниях
8.1 Общие правила оказания первой помощи
8.2 Оказание первой помощи при наружном кровотечении
8.3 Оказание первой помощи при ушибах и переломах
8.4 Общие правила транспортировки пострадавшего
Обучающиеся научатся:
оказывать первую помощь пострадавшим;
принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
в каких случаях необходимо вызывать «скорую помощь»;
оказанию первой помощи при незначительных ранах и наружном кровотечении у пострадавшего;
методам и точкам пальцевого прижатия артерий и наложению жгута;
оказывать первую помощь при ушибах и переломах;
правилам транспортировки пострадавшего;
приводить по одному - два примера того, к каким последствиям может привести несвоевременная эвакуация пострадавшего из опасной зоны;
Тематическое планирование
№ | Разделы, темы | Кол-во часов |
Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства
|
Разделы 1—2. Основы комплексной безопасности. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций | 24 |
Глава 1.Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера | 3 |
1 | Различные природные явления | 1 |
2 | Общая характеристика природных явлений | 1 |
3 | Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера | 1 |
Глава 2. Чрезвычайные ситуации геологического происхождения | 6 |
4 | Землетрясение. Причины возникновения и возможные последствия | 1 |
5 | Защита населения от последствий землетрясений | 1 |
6 | Правила безопасного поведения населения при землетрясении | 1 |
7 | Расположение вулканов на Земле, извержения вулканов | 1 |
8 | Последствия извержения вулканов. Защита населения | 1 |
9 | Оползни и обвалы, их последствия. Защита населения | 1 |
Глава 3. Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения | 3 |
10 | Ураганы и бури, причины их возникновения, возможные последствия | 1 |
11 | Защита населения от последствий ураганов и бурь | 1 |
12 | Смерчи | 1 |
Глава 4. Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения | 8 |
13 | Наводнения. Виды наводнений и их причины | 1 |
14 | Защита населения от последствий наводнений | 1 |
15 | Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время наводнения | 1 |
16 | Сели и их характеристика | 1 |
17 | Защита населения от последствий селевых потоков | 1 |
18 | Цунами и их характеристика | 1 |
19 | Защита населения от цунами | 1 |
20 | Снежные лавины | 1 |
Глава 5. Природные пожары и чрезвычайные ситуации биолого-социального происхождения | 4 |
21 | Лесные и торфяные пожары и их характеристика | 1 |
22 | Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения | 1 |
23 | Инфекционная заболеваемость людей и защита населения | 1 |
24 | Эпизоотии и эпифитотии | 1 |
Раздел 3. Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации | 2 |
Глава 6. Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму | 2 |
25 | Терроризм и опасность вовлечения подростка в террористическую и экстремистскую деятельность | 1 |
26 | Роль нравственных позиций и личных качеств подростка в формировании антитеррористического поведения | 1 |
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
|
Раздел 4. Основы здорового образа жизни | 3 |
Глава 7. Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека | 3 |
27 | Психологическая уравновешенность | 1 |
28 | Стресс и его влияние на человека | 1 |
29 | Анатомо-физиологические особенности человека в подростковом возрасте | 1 |
Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи | 4 |
Глава 8. Первая помощь при неотложных состояниях | 4 |
30 | Общие правила оказания первой помощи | 1 |
31 | Оказание первой помощи при наружном кровотечении | 1 |
32 | Оказание первой помощи при ушибах и переломах | 1 |
34 | Общие правила транспортировки пострадавшего | 1 |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Ученик научится:
узнавать потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;
оказывать первую медицинскую помощь;
основным правила безопасного поведения на дороге;
правилам поведения при угрозе террористического акта;
вести здоровый образ жизни;
узнавать основные составляющие здорового образа жизни, обеспечивающие духовное, физическое и социальное благополучие;
выявлять факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье;
находить вредные привычки и способы их профилактики;
правилам безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях природного характера;
способам безопасного поведения в природной среде: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия;
оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, обморожениях, ушибах;
пользоваться средствами индивидуальной защиты.
Ученик получит возможность научиться:
предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам;
принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций;
действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила личной безопасности;
оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях;
предвидеть опасные ситуации по их характерным признакам, принимать решение и действовать, обеспечивая личную безопасность;
действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;
соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;
оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях;
соблюдать правила личной безопасности в криминогенных ситуациях и в местах скопления большого количества людей;
действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выработки потребности в соблюдении норм ЗОЖ, невосприимчивости к вредным привычкам;
обеспечения личной безопасности в различных опасных и ЧС;
соблюдения мер предосторожности на улицах, дорогах и правил безопасного поведения в общественном транспорте;
безопасного пользования бытовыми приборами, инструментами и препаратами бытовой химии в повседневной жизни;
проявления бдительности и безопасного поведения при угрозе террористического акта или при захвате в качестве заложника;
оказания первой медицинской помощи пострадавшим в различных опасных или бытовых ситуациях;
обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи
распознания экстремизма и терроризма, как опасности для общества и государства;
выработки убеждений и потребности в соблюдении норм здорового образа жизни.