Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Зюзинская средняя общеобразовательная школа
Барабинского района Новосибирской области
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения учителей _______________________ от ___________ 20__ года Руководители ШМО: ___________ Н.В. Чабанова Подпись Ф.И.О. ___________ С.В. Никитина подпись Ф.И.О. ___________ О.Л. Бекарева ___________ О.В. Богданова подпись Ф.И.О. | УТВЕРЖДЕНО решением педагогического совета от ___. ___.20___года протокол № ___ Зам. директора по УВР _______ А.С. Вологжанина Приказ №_____ от «___» ____________20__ г. |
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
по «Рисованию»
(указать учебный предмет, курс)
Уровень образования (класс) начальное общее образование 2, 3, 4 классы______________________
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием классов)
Количество часов 2 класс – 34, 4 класс 34, всего – 68ч. на курс – 102 ч.
Учитель Ветринский Вячеслав Юрьевич
Программа разработана на основе ФГОС НОО О УО Приказ Министерства образования и науки РФ № 1599 от 19.12.14 и примерных рабочих программ по отдельным учебным предметам и коррекционным курсам для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(указать примерную или авторскую программу/программы, издательство, год издания при наличии)
с.Зюзя, 2020г.
Рисование 2, 3, 4 классы (8 вид).
Раздел 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета рисование
1.1. Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству для детей с умственной отсталостью разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);
Федеральной государственный образовательный стандарт обучающихся с умственной отсталостью (приказ МОиН РФ №1599 от 19.12.2014г.);
Приказ Минобрнауки Новосибирской области от 17.05.2017г. №1090 «Об определении порядка регламентации и оформления отношений государственной образовательной организации Новосибирской области и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей – инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях»;
Письмо Министерства образования и науки РФ «О создании условий для получения образования детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами» от 18.04.2008г. №АФ-150\06;
Письмо Министерства образования и науки РФ «О коррекционном и инклюзивном образовании детей» от 07.06.2013г. №ИР-535\07;
Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организация, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным СанПиН 2.4.2.3286-15;
Санитарно-эпидемиологические правила Главного санитарного врача России от 30.06.2020 №16, «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию, и организации работы образовательной организации и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распростронения новой короновирусной инфекции(COVId-19)/
ФГОС НОО О УО Приказ Минобрнауки РФ №1599 от 19.12.14.
Примерные рабочие программы по отдельным учебным предметам и коррекционным курсам для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Адаптированной общеобразовательной программы (Протокол №11 от 29.08.2019г.)
Цели и задачи учебного предмета
Основная цель изучения предмета заключается во всестороннем развитии личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения его к художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в жизни и искусстве; формировании элементарных знаний об изобразительном искусстве, общих и специальных умений и навыков изобразительной деятельности (в рисовании, лепке, аппликации), развитии зрительного восприятия формы, величины, конструкции, цвета предмета, его положения в пространстве, а также адекватного отображения его в рисунке, аппликации, лепке; развитие умения пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни.
Основные задачи изучения предмета:
Воспитание интереса к рисованию.
Раскрытие значения изобразительного искусства в жизни человека
Воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты окружающего мира, художественного вкуса.
Формирование элементарных знаний о видах и жанрах изобразительного искусства искусствах. Расширение художественно-эстетического кругозора;
Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, умения анализировать их содержание и формулировать своего мнения о них.
Формирование знаний элементарных основ реалистического рисунка.
Обучение изобразительным техникам и приёмам с использованием различных материалов, инструментов и приспособлений, в том числе экспериментирование и работа в нетрадиционных техниках.
Обучение правилам и законам композиции, цветоведения, построения орнамента и др., применяемых в разных видах изобразительной деятельности.
Формирование умения создавать простейшие художественные образы с натуры и по образцу, по памяти, представлению и воображению.
Развитие умения выполнять тематические и декоративные композиции.
Воспитание у учащихся умения согласованно и продуктивно работать в группах, выполняя определенный этап работы для получения результата общей изобразительной деятельности («коллективное рисование»)
1.2. Общая характеристика учебного предмета
Рисование как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно - развивающее значение. Уроки рисования при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек.
Рисование – это прекрасный удивительный мир. Увлечение искусством, любовь к нему приходят к ребёнку не сами по себе, к этому должен заботливо и пристрастно вести его взрослый. Данная программа призвана сформировать у школьников художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественной деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной культуры.
Процесс обучения рисованию неразрывно связан с решением специфической задачи специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида – коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, воли, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.
Обучение рисованию носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, является одним из средств социальной адаптации в условиях современного общества.
1.3. Место предмета в учебном плане
Учебная программа «Рисование» разработана для 2, 3, 4 классов начальной школы. На изучение предмета отводится 1 ч в неделю, всего на курс - 102 ч. Предмет изучается: во 2, 3 и 4 классах – 34 часа в год.
1.4. Личностные, и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям;
Предметные результаты:
Минимальный уровень:
Организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы;
Знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, обращения и санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
Пользование материалами для рисования, аппликации, лепки; знание названий предметов, подлежащих рисованию, лепке и аппликации;
Знание названий некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих игрушки: Дымково
следование при выполнении работы инструкциям учителя;
Рациональная организация своей изобразительной деятельности; планирование работы; осуществление текущего и заключительного контроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы;
владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание);
ориентировка в пространстве листа; размещение изображения одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности;
узнавать и различать цвета,с помощью учителя адекватно передавать цвет изображаемого объекта;
узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий;
выполняя рисунки, использовать только одну сторону листа бумаги;
обводить карандашом шаблоны несложной формы, соединять точки, проводить от руки вертикальные, горизонтальные, наклонные, округлые (замкнутые) линии;
закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры рисунка и направление штрихов (сверху вниз, слава направо, наискось);
узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела;
передавать в рисунках основную форму предметов, устанавливать ее сходство с известными геометрическими формами с помощью учителя;
в работе над аппликацией составлять целое изображение из частей;
узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений, известных детям из ближайшего окружения, сравнивать их между собой.
Достаточный уровень:
Знание названий некоторых народных и национальных промыслов (Дымково);
знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании, лепке и аппликации;
знание видов аппликации (предметная, сюжетная);
применение приемов лепки;
следование при выполнении работы инструкциям учителя или инструкциям, представленным в других информационных источниках;
оценка результатов собственной изобразительной деятельности и одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
использование разнообразных технологических способов выполнения аппликации;
применение разных способов лепки;
рисование с натуры , передача всех признаков и свойств изображаемого объекта; рисование по воображению;
выполняя рисунки, использовать только одну сторону листа бумаги;
обводить карандашом шаблоны несложной формы, соединять точки, проводить от руки вертикальные, горизонтальные, наклонные, округлые (замкнутые) линии;
ориентироваться на плоскости листа бумаги;
закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры рисунка и направление штрихов (сверху вниз, слава направо, наискось);
различать и называть цвета;
узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела;
передавать в рисунках основную форму предметов;
в работе над аппликацией составлять целое изображение из частей;
узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений, известных детям из ближайшего окружения, сравнивать их между собой.
Раздел 2. Содержание учебного предмета «Рисование»
2.1. Содержание учебного предмета
2 класс
Рисование с натуры.
Развивать умения определять последовательность выполнения рисунка; Упражнять обучающихся в изображении предметов округлой и продолговатой формы;
Различать и изображать предметы квадратной, прямоугольной, круглой и треугольной формы, передавая их характерные особенности;
Беседа об изобразительном искусстве
Развивать умение видеть красоту природы в различные времена года.
Декоративное рисование
Рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате; Определять структуру узора (повторение или чередование элементов),
Правильно располагать элементы оформления по всему листу бумаги в декоративных рисунках.
Рисование на темы
Соединять в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов, объединяя их общим содержанием; Располагать изображения в определенном порядке (ближе, дальше), используя весь лист бумаги и соблюдая верх и низ рисунка. Учить детей узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства; развивать у них умение видеть красоту природы в различные времена года.
3 класс
Рисование с натуры
Упражнять обучающихся в изображении предметов округлой и продолговатой формы; учить различать и изображать предметы квадратной, прямоугольной, круглой и треугольной формы, передавая их характерные особенности; при изображении плоских предметов симметричной формы применять среднюю (осевую) линию; развивать умения определять последовательность выполнения рисунка; использовать в рисовании с натуры светлый и темный оттенки цвета.
Декоративное рисование
Учить детей рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате; развивать способность анализировать образец; определять структуру узора (повторение или чередование элементов), форму и цвет составных частей; использовать осевые линии при рисовании орнаментов в квадрате; правильно располагать элементы оформления по всему листу бумаги в декоративных рисунках.
Рисование на темы
Учить детей соединять в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов, объединяя их общим содержанием; располагать изображения в определенном порядке (ближе, дальше), используя весь лист бумаги и соблюдая верх и низ рисунка.
Беседы об изобразительном искусстве
Учить детей узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства; развивать у них умение видеть красоту природы в различные времена года.
4 класс
Рисование с натуры
Учить детей анализировать объект изображения (определять форму, цвет и величину составных частей); развивать умения изображать объемные предметы прямоугольной, цилиндрической и конической формы в несложном пространственном положении; правильно определять величину рисунка по отношению к листу бумаги; передавать в рисунке строение предмета, форму, пропорции и свет его частей; учить пользоваться осевыми линиями при построении рисунка; подбирать соответствующие цвета для изображения предметов, передавая их объемную форму элементарной светотенью.
Декоративное рисование
Учить детей последовательно выполнять построение орнаментов в прямоугольнике и квадрате, используя осевые линии; располагать узор симметрично, заполняя середину, углы, края; размещать декоративные элементы в круге на осевых линиях (диаметрах) в центре и по краям; пользоваться акварельными и гуашевыми красками; ровно заливать, соблюдая контуры, отдельные элементы орнамента; подбирать гармоническое сочетание цветов.
Рисование на темы
Развивать у учащихся зрительные представления и умения передавать в рисунке свои впечатления от ранее увиденного; учить правильно располагать изображения на листе бумаги, объединяя их общим замыслом.
Беседы об изобразительном искусстве
Учить детей узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства; развивать у них умение видеть красоту природы в различные времена года.
2.2. Тематическое планирование
№ п\п | Разделы и темы | Количество часов |
Всего | Проверочные работы | Контрольные работы |
2 класс |
1 | Рисование с натуры | 8 | 1 | 1 |
| Рисование школьных принадлежностей. Рисование с натуры овощей. Входная контрольная работа. Рисование с натуры фруктов. Рисование с натуры разных видов грибов. Рисование с натуры веточки ели. Рисование с натуры предметов прямоугольной формы Проверочная работа. Рисование с натуры рамки для картины. Рисование с натуры дорожного знака. «Впереди опасность» | | | |
2 | Беседа об изобразительном искусстве | 2 | | |
| Рассматривание картины И. Хирова «Лиственница». Беседа по картине В. Логинова «Зимний город». | | | |
3 | Рисование на темы | 3 | | |
| «Веточка с елочными игрушками». «Снеговики». Рисование елочных украшений | | | |
4 | Декоративное рисование | 10 | 1 | |
| Рисование узора в полосе из листьев и ягод (по образцу). Рисование узора в полосе из растительных форм. Рисование геометрического орнамента в квадрате Рисование в квадрате узора из веточек с листочками Узор из цветов для коврика прямоугольной формы Рисование геометрического орнамента в прямоугольнике Знакомство с Городецкой росписью Проверочная работа. Рисование в квадрате узора из веточек ели Знакомство с Городецкой росписью. Рисование узора в круге – расписная тарелка | | | |
5 | Рисование на темы | 11 | 1 | 1 |
| «12 апреля – День космонавтики» Проверочная работа. Моя любимая игрушка. Деревья весной. Мой любимый мультик. Рисование животного. Рисование птиц. Рисование цветов. «Дом, украшенный к празднику флажками и огоньками. Промежуточная аттестация «Мой дом» «Скоро лето» | | | |
| | 34 | 3 | 2 |
3 класс |
1 | Рисование с натуры | 2 | | 1 |
| Рисование с натуры осенних листьев. Входная контрольная работа. | | | |
2 | Беседы об изобразительном искусстве | 2 | | |
| Беседа по картинам об осени (И.Левитан «Золотая осень», В.Поленов «Золотая осень»). Беседа по картине И. Хруцкого «Цветы и плоды» | | | |
3 | Рисование с натуры | 5 | 1 | |
| Рисование с натуры предметов различной формы и цвета (яблоко, груша, огурец, морковь). Рисование с натуры ветки дерева с простыми по форме листьями. Рисование с натуры игрушечного домика. Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала. Проверочная работа. Рисование с натуры будильника круглой формы. | | | |
4 | Декоративное рисование | 2 | | |
| Рисование узора в полосе из веток с листочками. Рисование шахматного узора в квадрате. | | | |
5 | Беседы об изобразительном искусстве | 1 | | |
| Знакомство с работами гжельских мастеров. Беседа. | | | |
6 | Декоративное рисование | 5 | 1 | |
| Узор для гжельской тарелки. Хохлома. Жостово. Проверочная работа. Рисование геометрического орнамента в квадрате. Рисование узора из растительных форм. Цветы. | | | |
7 | Рисование на темы | 3 | | |
| Рисование на тему «Деревья зимой». Рисование сказочного героя. Рисование литературного героя. | | | |
8 | Декоративное рисование | 2 | | |
| Оформление поздравительной открытки «23 февраля». Оформление поздравительной открытки к 8 Марта. | | | |
9 | Рисование на темы | 7 | 1 | |
| Мой любимый мультик. Рисование животного. Рисование птиц. Кошка которая гуляет сама по себе. Аквариум. «12 апреля – День космонавтики». Проверочная работа. Моя любимая игрушка. | | | |
10 | Беседы об изобразительном искусстве | 5 | | 1 |
| Беседа по картинам о весне И.Левитан «Март», А.Саврасов «Грачи прилетели». Беседа по картинам на тему: «Разноцветные краски лета» (А.Пластов «Сенокос», А.Куиджи «Березовая роща»). Рисование весенних цветов. Промежуточная аттестация. Изобразительное искусство в повседневной жизни человека. | | | |
| | 34 | 3 | 2 |
4 класс |
1 | Рисование с натуры | 5 | | 1 |
| Рисование с натуры осенних листьев. «Деревья осенью» Входная контрольная работа Рисование с натуры овощей и фруктов в виде набросков. Рисование с натуры овощей и фруктов. | | | |
2 | Беседы об изобразительном искусстве | 1 | | |
| Беседа на тему: «Как и о чём создаются картины» | 7 | 1 | |
3 | Рисование с натуры | | | |
| Рисование с натуры «Ваза с цветами» Рисование с натуры машинки-игрушки Проверочная работа. Приёмы работы красками и кистью Техника рисования по мокрому листу. Изображение неба. Раскрашивание осенних листьев акварелью по мокрой бумаге. Рисование с натуры предметов конструктивной формы. Рисование с натуры предметов симметричной формы. | | | |
4 | Декоративное рисование | 11 | 1 | |
| Декоративно-прикладное искусство «Полотенце» (элементы узора – листья, цветы) Рисование с образца геометрического орнамента в квадрате. Крышка для столика квадратной формы. Декоративное рисование расписной тарелки Богородская игрушка Оформление поздравительной открытки «23 февраля» «Золотая хохлома». Декоративное рисование расписной тарелки Знакомство с гжельской росписью Рисование элементов росписи посуды Гжели Проверочная работа. | | | |
5 | Беседы об изобразительном искусстве | 1 | | |
| Беседа по картинам на тему «Кончил дело – гуляй смело» (В. Сигорский «Первый снег», Н. Жуков «Дай дорогу!»). | | | |
6 | Рисование на темы | 9 | 1 | 1 |
| «Сказочная избушка» «Моя любимая игрушка» Рисование фигуры человека «Пришла весна» «Космические корабли в полёте» «Домики для птиц» Проверочная работа. «Сказочная избушка» (украшение узором наличников и ставен). Промежуточная аттестация Рисование на тему «Городской транспорт». | | | |
| | 34 | 3 | 2 |
| Итого: | 102 | 9 | 6 |
2.3 Материально – техническое обеспечение образовательного процесса.
Список литературы:
Программы для 1 -4 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида; Допущено Министерством образования Российской Федерации под редакцией В.В. Воронковой
Методика преподавания и в коррекционной школе) образовательных учреждений VIII вида автор И. А. Грошенков
Тематический и итоговый контроль, внеклассные мероприятия.
Изобразительное искусство 3 класс специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида автор И. А. Грошенков.
Учебно-методическое обеспечение:
- методические рекомендации;
- наглядный и раздаточный материал;
- компьютер,
- таблицы;
-простые и цветные карандаши; гуашь, акварель.
Интернет-ресурсы
Социальная сеть работников образования nsportal.ru
Детские электронные презентации и клипы viki.rdf.ru
Образовательная сеть Copyright © 2012 Metodisty.ru
http://www.proshkolu.ru
Дидактический материал в виде предметов различной формы, величины, цвета.
Изделия дымковской игрушки, плакаты с образцами несложных рисунков, раскладные пирамидки, различные игрушки.
Информационно – коммуникационные средства:
Мультимедийные обучающие программы по изобразительному искусству. Презентации, фильмы о художниках. Видеофрагменты и другие информационные объекты (изображения, аудио- и видеозаписи), отражающие основные темы курса изобразительное искусство.
Технические средства обучения:
CD/DVD – проигрыватели.
Ауди-видео магнитофон.
Компьютер.
Магнитная доска с необходимым набором приспособлений для крепления наглядного материала.
Интерактивная доска.
Экранно – звуковые пособия: аудиозаписи музыки, видеофильмы и презентации: по художественным и этнографическим музеям; музеям кукол; народным промыслам и др.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
по «Рисованию»
(указать учебный предмет, курс)
Класс __________2, 3,4_________
Учитель Ветринский В.Ю.
Количество часов: всего ______102_____ часов; в неделю ___2 класс – 1 час, 4 класс – 1 час, всего – 68 ч.
Планирование составлено на основе рабочей программы Ветринского Вячеслава Юрьевича, ________________________________________
Согласовано: Протокол заседания методического объединения учителей №1 от 28.08.2020; Утверждено: решением педагогического совета протокол №1 от 29.08.2020; Приказ директора школы № 148 от 29.08.2019 _______________________________________________________
(указать ФИО учителя, реквизиты утверждения рабочей программы с датой)
с. Зюзя, 2020 г.
Раздел 3. Календарно – тематическое планирование.
3.1 Планируемые результаты изучения учебного предмета
В результате изучения изобразительного искусства выпускник научится:
правильно располагать лист бумаги (по вертикали или горизонтали) в зависимости от пространственного расположения изображаемого;
самостоятельно размещать изображение отдельно взятого предмета посередине листа бумаги;
ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме;
правильно распределять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги;
делить лист на глаз на две и четыре равные части;
анализировать с помощью учителя строение предмета;
изображать от руки предметы разной формы, передавая их характерные особенности;
рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате (по образцу);
в рисунках на темы изображать основания более близких предметов ниже, дальних предметов – выше; изображать близкие предметы крупнее дальних, хотя и равных по величине;
различать и называть цвета и их оттенки;
узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях художественных картин характерные признаки времён года, передаваемые средствами изобразительного искусства;
анализировать свой рисунок с помощью учителя, отмечать в работе достоинства и недостатки.
В результате изучения изобразительного искусства выпускник будет знать:
цвета;
строение изображаемого предмета;
правила построения узора в полосе, квадрате, круге.
3.2. Календарно – тематическое планирование по рисованию во 2 классе (8 вид).
№ п/п | Дата | Тема урока | Содержание урока | Планируемые результаты | Деятельность учащихся |
Предметные результаты | Личностные результаты |
Рисование с натуры (8 часов) |
1 | | Рисование школьных принадлежностей. | развивать умения определять последовательность выполнения рисунка; | Уметь планировать деятельность при выполнении частей целой конструкции; | положительное отношение и интерес к процессу изобразительной деятельности и ее результату; | Рисование узоров из геометрических форм в полосе, квадрате; анализ образца |
2 | | Рисование с натуры овощей. | Упражнять обучающихся в изображении предметов округлой и продолговатой формы; | Уметь соотносить форму предметов с геометрическими эталонами (на что похожа форма?); | отношение к собственной изобразительной деятельности как к одному из возможных путей передачи представлений о мире и человеке в нем, выражения настроения, переживаний, эмоций; | Рисование с натуры предметов различной формы и цвета (яблоко, груша, огурец, морковь). |
3 | | Входная контрольная работа. Рисование с натуры фруктов. | Упражнять обучающихся в изображении предметов округлой и продолговатой формы; | Уметь соотносить форму предметов с геометрическими эталонами (на что похожа форма?); | отношение к собственной изобразительной деятельности как к одному из возможных путей передачи представлений о мире и человеке в нем, выражения настроения, переживаний, эмоций; | Рисование с натуры предметов различной формы и цвета (яблоко, груша, огурец, морковь). |
4 | | Рисование с натуры разных видов грибов. | Рисование с натуры разных видов грибов (белый, подосиновик, мухомор). |
5 | | Рисование с натуры веточки ели. | развивать умения определять последовательность выполнения рисунка; | Уметь находить правильное изображение знакомого предмета среди выполненных ошибочно; | адекватно реагировать на воспринимаемое, проявлять возникающую эмоциональную реакцию (красиво/некрасиво); | Рисование с натуры веточки ели. |
6 | | Рисование с натуры предметов прямоугольной формы | различать и изображать предметы квадратной, прямоугольной, круглой и треугольной формы, передавая их характерные особенности; | Уметь рисовать предметы прямоугольной формы. | формирование положительного отношения к мнению учителя, сверстников; | Рисование с натуры предметов прямоугольной формы (ранец, портфель, сумка). |
7 | | Проверочная работа. Рисование с натуры рамки для картины. | Рисование с натуры рамки для картины. |
8 | | Рисование с натуры дорожного знака. «Впереди опасность» | различать и изображать предметы квадратной, прямоугольной, круглой и треугольной формы, передавая их характерные особенности; | Уметь рисовать предметы треугольной формы. | формирование положительного отношения к мнению учителя, сверстников; | Рисование с натуры дорожного знака. «Впереди опасность» (равносторонний треугольник желтого цвета с черным восклицательным знаком и красной полосой по краям). |
Беседа об изобразительном искусстве (2 часа). |
9 | | Рассматривание картины И. Хирова «Лиственница». | развивать умение видеть красоту природы в различные времена года. | Уметь рассказать, что изображено на картине, перечислить характерные признаки изображенного времени года. | приобщение к культуре общества, понимание значения и ценности предметов искусства; | Рассматривание картины И. Хирова «Лиственница». |
10 | | Беседа по картине В. Логинова «Зимний город». | развивать умение видеть красоту природы в различные времена года. | Знать о существующем в природе явлении осевой симметрии; | умение обращаться за помощью, принимать помощь; | Беседа по картине В. Логинова «Зимний город». |
Рисование на темы (3часа) |
11 | | «Веточка с елочными игрушками». | различать и изображать предметы квадратной, прямоугольной, круглой и треугольной формы, передавая их характерные особенности; | Уметь рисовать предметы округлой формы. | формирование положительного отношения к мнению учителя, сверстников; | Рисование на тему «Веточка с елочными игрушками». |
12 | | «Снеговики». | Рисование на тему «Снеговики». |
13 | | Рисование елочных украшений | Рисование елочных украшений |
Декоративное рисование ( 10 часов) |
14 | | Рисование узора в полосе из листьев и ягод (по образцу). | рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате; | Знать правила построения узора. | воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств; | Рисование узора в полосе из листьев и ягод (по образцу). |
15 | | Рисование узора в полосе из растительных форм. | рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате; | Уметь исправлять свой рисунок, пользуясь ластиком. | умение выражать своё отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности. | Рисование узора в полосе из растительных форм. Знакомство с Полхов-Майданскими изделиями. |
16 | | Рисование геометрического орнамента в квадрате | рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате; | Знать правила построения узора. | воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств; | Рисование геометрического орнамента в квадрате (построить в квадрате осевые линии, полученные треугольники закрасить цветными карандашами). |
17 | | Рисование в квадрате узора из веточек с листочками | рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате; | Знать правила построения узора. | воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств; | Рисование в квадрате узора из веточек с листочками (на осевых линиях). |
18 | | Узор из цветов для коврика прямоугольной формы | рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате; | Знать правила построения узора. | воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств; | Узор из цветов для коврика прямоугольной формы |
19 | | Рисование геометрического орнамента в прямоугольнике | рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате; | Знать правила построения узора. | воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств; | Рисование геометрического орнамента в прямоугольнике (по образцу). |
20 | | Знакомство с Городецкой росписью | рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате; | Знать правила построения узора. | воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств; | Рассматривание иллюстраций в детских книжках. Знакомство с Городецкой росписью |
21 | | Проверочная работа. Рисование в квадрате узора из веточек ели | рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате; | Знать правила построения узора. | воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств; | Рисование в квадрате узора из веточек ели (на осевых линиях). |
22 | | Знакомство с Городецкой росписью. | определять структуру узора (повторение или чередование элементов), | Знать правила построения узора. | воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств; | Рассматривание иллюстраций в детских книжках. Знакомство с Городецкой росписью |
23 | | Рисование узора в круге – расписная тарелка | правильно располагать элементы оформления по всему листу бумаги в декоративных рисунках. | Знать правила построения узора. | владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия для решения практических и творческих задач. | Рисование узора в круге – расписная тарелка (круг - готовая форма). |
Рисование на темы (11часов) |
24 | | «12 апреля – День космонавтики» | соединять в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов, объединяя их общим содержанием; | Уметь правильно размещать элементы рисунка на альбомном листе. | воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств; | Оформление открытки ко дню космонавтики. |
25 | | Проверочная работа. Моя любимая игрушка. | соединять в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов, объединяя их общим содержанием; | Знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и др | Сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении. | Рисование любимой игрушки. Практическая работа. |
26 | | Деревья весной. | располагать изображения в определенном порядке (ближе, дальше), используя весь лист бумаги и соблюдая верх и низ рисунка. | Уметь рисовать акварельными красками. | осознание себя как ученика, формирование интереса (мотивации) к учению; | Рисование на тему. Деревья весной. |
27 | | Мой любимый мультик. | соединять в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов, объединяя их общим содержанием; | Знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и др | Сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении. | Рисование мультипликационного героя |
28 | | Рисование животного. | соединять в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов, объединяя их общим содержанием; | Знание о работе художников, скульпторов, мастеров народных промыслов, дизайнеров. | Воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств | Рисование животного. |
29 | | Рисование птиц. | соединять в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов, объединяя их общим содержанием; | Знание о работе художников, скульпторов, мастеров народных промыслов, дизайнеров. | Воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств | Рисование птиц. |
30 | | Рисование цветов. | соединять в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов, объединяя их общим содержанием; | Знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и др | Сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении. | Рисование цветов. |
31 | | «Дом, украшенный к празднику флажками и огоньками. | соединять в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов, объединяя их общим содержанием; | Знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и др | Сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении. | Тематический рисунок «Дом, украшенный к празднику флажками и огоньками. |
32 | | Промежуточная аттестация | Учить детей узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства; развивать у них умение видеть красоту природы в различные времена года. | Овладение теоретическими знаниями и умениями | Организовывать своё рабочее место. Пользоваться языком изобразительного искусства. | Использование различных художественных материалов и средств. Практическая работа. |
33 | | «Мой дом» | Знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и др | Сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении. | Рисование своего дома по памяти и представлению. |
34 | | «Скоро лето» | | | Рисование по памяти и представлению. |
3.3. Календарно – тематическое планирование по рисованию в 3 классе (8 вид).
№ п/п | Дата | Тема урока | Содержание урока | Планируемые результаты | Деятельность учащихся |
Предметные результаты | Личностные результаты |
Рисование с натуры (2 часа) |
1 | 03.09 | Рисование с натуры осенних листьев. | развивать умения определять последовательность выполнения рисунка; | Уметь планировать деятельность при выполнении частей целой конструкции; | положительное отношение и интерес к процессу изобразительной деятельности и ее результату; | Рисование узоров из геометрических форм в полосе, квадрате; анализ образца |
2 | 10.09 | Входная контрольная работа | Образы природы и человека в живописи. | Знать знаменитые картины-пейзажи И. Айвазовского, И. Шишкина. Уметь передать настроение пейзажа | Основа для развития Чувства прекрасного. | Изображение пейзажа по представлению с ярко выраженным настроением |
Беседы об изобразительном искусстве (2 часа) |
3 | 17.09 | Беседа по картинам об осени (И.Левитан «Золотая осень», В.Поленов «Золотая осень»). | развивать умение видеть красоту природы в различные времена года. | Уметь рассказать, что изображено на картине, перечислить характерные признаки изображенного времени года. | приобщение к культуре общества, понимание значения и ценности предметов искусства; | Чтение стихотворений об осени. Рисование на тему «Парк осенью». Рассматривание картин И. Левитана «Золотая осень», В. Поленова «Золотая осень» |
4 | 24.09 | Беседа по картине И. Хруцкого «Цветы и плоды» | развивать умение видеть красоту природы в различные времена года. | Знать о существующем в природе явлении осевой симметрии; | умение обращаться за помощью, принимать помощь; | Рассматривание иллюстраций в детских книжках. Загадки о цветах, плодах |
Рисование с натуры (5 часов) |
5 | 01.10 | Рисование с натуры предметов различной формы и цвета (яблоко, груша, огурец, морковь) | Упражнять обучающихся в изображении предметов округлой и продолговатой формы; | Уметь соотносить форму предметов с геометрическими эталонами (на что похожа форма?); | отношение к собственной изобразительной деятельности как к одному из возможных путей передачи представлений о мире и человеке в нем, выражения настроения, переживаний, эмоций; | Рисование с натуры предметов различной формы и цвета (яблоко, груша, огурец, морковь). |
6 | 08.10 | Рисование с натуры ветки дерева с простыми по форме листьями. | развивать умения определять последовательность выполнения рисунка; | Уметь находить правильное изображение знакомого предмета среди выполненных ошибочно; | адекватно реагировать на воспринимаемое, проявлять возникающую эмоциональную реакцию (красиво/некрасиво); | Составление узора в полосе из веток с листочками |
7 | 15.10 | Рисование с натуры игрушечного домика. | использовать в рисовании с натуры светлый и темный оттенки цвета. | Уметь планировать деятельность при выполнении частей целой конструкции | проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи. | Рисование с натуры игрушечного домика. |
8 | 22.10 | Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала. | учить различать и изображать предметы квадратной, прямоугольной, круглой и треугольной формы, передавая их характерные особенности; | Уметь работать по образцу. | приобщение к культуре общества, понимание значения и ценности предметов искусства; | Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала |
9 | 05.11 | Проверочная работа. Рисование с натуры будильника круглой формы. | различать и изображать предметы квадратной, прямоугольной, круглой и треугольной формы, передавая их характерные особенности; | Уметь рисовать предметы округлой формы. | формирование положительного отношения к мнению учителя, сверстников; | Рисование с натуры будильника круглой формы. Практическая работа. |
Декоративное рисование (2 часа) |
10 | 12.11 | Рисование узора в полосе из веток с листочками. | рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате; | Знать правила построения узора. | воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств; | Составление узора в полосе из веток с листочками |
11 | 19.11 | Рисование шахматного узора в квадрате. | рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате; | Уметь исправлять свой рисунок, пользуясь ластиком. | умение выражать своё отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности. | Рассматривание и анализирование шахматной доски. Последовательность выполнения рисунка |
Беседы об изобразительном искусстве (1 час) |
12 | 26.11 | Знакомство с работами гжельских мастеров. Беседа. | правильно располагать элементы оформления по всему листу бумаги в декоративных рисунках. | Знать названия некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих игрушки (Дымково, Городе ц и др.); | владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия для решения практических и творческих задач. | Беседа «Знакомство с работами гжельских мастеров». Рассматривание иллюстраций с применением узора в круге. |
Декоративное рисование (5 часов) |
13 | 03.12 | Узор для гжельской тарелки. | правильно располагать элементы оформления по всему листу бумаги в декоративных рисунках. | Уметь передавать основные смысловые связи в несложном рисунке на тему | умение организовать своё рабочее место; | Узор для гжельской тарелки (тарелка — готовая форма) |
14 | 10.12 | Хохлома. | развивать способность анализировать образец; | Уметь рисовать по образцу орнамент из квадратов; | воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств; | Рисование по образцу орнамента из квадратов |
15 | 17.12 | Жостово. | определять структуру узора (повторение или чередование элементов), | Знать правила построения узора. | воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств; | Рисование узора из растительных форм в полосе |
16 | 24.12 | Проверочная работа. Рисование геометрического орнамента в квадрате. | рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате; | Уметь достигать в узоре при составлении аппликации ритм повторением или чередованием формы и цвета его элементов; | стремление к использованию приобретенных знаний и умений в предметно-практической деятельности, к проявлению творчества в самостоятельной изобразительной деятельности; | Рассматривание иллюстраций с применением узора в квадрате. Рисование геометрического орнамента в квадрате. Практическая работа. |
17 | 14.01 | Рисование узора из растительных форм. Цветы. | рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате; | Знать правила построения узора. | воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств; | Рисование узора из растительных форм. |
Рисование на темы (3 часа) |
18 | 21.01 | Рисование на тему «Деревья зимой» | располагать изображения в определенном порядке (ближе, дальше), используя весь лист бумаги и соблюдая верх и низ рисунка. | Уметь рисовать акварельными красками. | осознание себя как ученика, формирование интереса (мотивации) к учению; | Рисование на тему «Деревья зимой» |
19 | 28.01 | Рисование сказочного героя | соединять в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов, объединяя их общим содержанием; | Знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и др | Сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении. | Иллюстрирование сказок. |
20 | 04.02 | Рисование литературного героя | соединять в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов, объединяя их общим содержанием; | Уметь владеть приемами посветления цвета (разбавлением краски водой или добавлением белил); | стремление к дальнейшему развитию собственных изобразительных навыков и накоплению общекультурного опыта; | Рассматривание иллюстраций в книжках. Чтение рассказа учителем. Иллюстрирование рассказа |
Декоративное рисование (2 часа) |
21 | 11.02 | Оформление поздравительной открытки «23 февраля» | правильно располагать элементы оформления по всему листу бумаги в декоративных рисунках. | Уметь правильно размещать элементы рисунка на альбомном листе. | положительное отношение и интерес к процессу изобразительной деятельности и ее результату; | Декоративное рисование — оформление поздравительной открытки к 23 февраля |
22 | 18.02 | Оформление поздравительной открытки к 8 Марта. | правильно располагать элементы оформления по всему листу бумаги в декоративных рисунках. | Уметь правильно размещать элементы рисунка на альбомном листе. | осознание себя как ученика, формирование интереса (мотивации) к учению; | Декоративное рисование — оформление поздравительной открытки к 8 Марта |
Рисование на темы (7 часов) |
23 | 25.02 | Мой любимый мультик. | соединять в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов, объединяя их общим содержанием; | Знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и др | Сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении. | Рисование мультипликационного героя |
24 | 03.03 | Рисование животного. | соединять в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов, объединяя их общим содержанием; | Знание о работе художников, скульпторов, мастеров народных промыслов, дизайнеров. | Воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств | Рисование животного. |
25 | 10.03 | Рисование птиц. | соединять в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов, объединяя их общим содержанием; | Знание о работе художников, скульпторов, мастеров народных промыслов, дизайнеров. | Воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств | Рисование птиц. |
26 | 17.03 | Кошка которая гуляет сама по себе. | соединять в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов, объединяя их общим содержанием; | Знание о работе художников, скульпторов, мастеров народных промыслов, дизайнеров. | Воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств | Рисование кошки по памяти и воображению. |
27 | 31.03 | Аквариум. | соединять в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов, объединяя их общим содержанием; | Овладевать первичными навыками работы с различными графическими материалами | Начальное формирование навыков работы с различными графическими материалами. | Изображение предметов различной формы. |
28 | 07.04 | «12 апреля – День космонавтики» | соединять в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов, объединяя их общим содержанием; | Уметь правильно размещать элементы рисунка на альбомном листе. | воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств; | Оформление открытки ко дню космонавтики. |
29 | 14.04 | Проверочная работа. Моя любимая игрушка. | соединять в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов, объединяя их общим содержанием; | Знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и др | Сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении. | Рисование любимой игрушки. Практическая работа. |
Беседы об изобразительном искусстве (5 часов) |
30 | 21.04 | Беседа по картинам о весне И.Левитан «Март», А.Саврасов «Грачи прилетели». | Учить детей узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства; развивать у них умение видеть красоту природы в различные времена года. | Уметь планировать деятельность при выполнении частей целой конструкции | приобщение к культуре общества, понимание значения и ценности предметов искусства; | Беседа по картинам о весне (И. Левитан. «Март», А. Саврасов. «Грачи прилетели» |
31 | 28.04 | Беседа по картинам на тему: «Разноцветные краски лета» (А.Пластов «Сенокос», А.Куиджи «Березовая роща»). | Уметь достигать в узоре при составлении аппликации ритм повторением или чередованием формы и цвета его элементов; | положительное отношение и интерес к процессу изобразительной деятельности и ее результату; | Беседа по картинам на тему «Разноцветные краски лета» (А. Куинджи «Березовая роща», А. Пластов «Сенокос») |
32 | 05.05 | Рисование весенних цветов. | Уметь работать по образцу. | формирование мотивации к творческому труду; | Рисование весенних цветов по образцу. |
33 | 12.05 | Промежуточная аттестация | Овладение теоретическими знаниями и умениями | Организовывать своё рабочее место. Пользоваться языком изобразительного искусства. | Использование различных художественных материалов и средств. Практическая работа. |
34 | 19.05 | Изобразительное искусство в повседневной жизни человека. | Знать и различать виды и назначение изобразительного искусства. | Воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств | Различение жанров изобразительного искусства |
3.4. Календарно – тематическое планирование по рисованию в 4 классе (8 вид).
№ п/п | Дата | Тема урока | Содержание урока | Планируемые результаты | Деятельность учащихся |
Предметные результаты | Личностные результаты |
Рисование с натуры (5 часов) |
1 | | Рисование с натуры осенних листьев. | развивать умения определять последовательность выполнения рисунка; | Уметь планировать деятельность при выполнении частей целой конструкции; | положительное отношение и интерес к процессу изобразительной деятельности и ее результату; | Рисование с натуры |
2 | | «Деревья осенью» | Образы природы и человека в живописи. | Знать знаменитые картины-пейзажи И. Айвазовского, И. Шишкина. Уметь передать настроение пейзажа | Основа для развития Чувства прекрасного. | Изображение пейзажа по представлению с ярко выраженным настроением |
3 | | Входная контрольная работа | развивать умения определять последовательность выполнения рисунка; | Уметь планировать деятельность при выполнении частей целой конструкции; | положительное отношение и интерес к процессу изобразительной деятельности и ее результату; | Рисование с натуры |
4 | | Рисование с натуры овощей и фруктов в виде набросков. | развивать умения изображать объемные предметы прямоугольной, цилиндрической и конической формы в несложном пространственном положении; | Уметь планировать деятельность при выполнении частей целой конструкции; | положительное отношение и интерес к процессу изобразительной деятельности и ее результату; | Рисование с натуры |
5 | | Рисование с натуры овощей и фруктов. | Рисование с натуры |
Беседы об изобразительном искусстве (1 час) |
6 | | Беседа на тему: «Как и о чём создаются картины» | развивать умение видеть красоту природы в различные времена года. | Уметь рассказать, что изображено на картине, перечислить характерные признаки изображенного времени года. | приобщение к культуре общества, понимание значения и ценности предметов искусства; | Беседа по картинам на тему «Мы растем на смену старшим» (А. Пахомов. «Василий Васильевич», Л. Кербель. «Трудовые резервы»). |
Рисование с натуры (7 часов) |
7 | | Рисование с натуры «Ваза с цветами» | правильно определять величину рисунка по отношению к листу бумаги; передавать в рисунке строение предмета, форму, пропорции и свет его частей; | Уметь планировать деятельность при выполнении частей целой конструкции; | положительное отношение и интерес к процессу изобразительной деятельности и ее результату; | Рисование с натуры |
8 | | Рисование с натуры машинки-игрушки Проверочная работа. | развивать умения определять последовательность выполнения рисунка; | Уметь соотносить форму предметов с геометрическими эталонами (на что похожа форма?); | положительное отношение и интерес к процессу изобразительной деятельности и ее результату; | Рисование с натуры |
9 | | Приёмы работы красками и кистью | развивать умения определять последовательность выполнения рисунка; | Уметь планировать деятельность при выполнении частей целой конструкции; | положительное отношение и интерес к процессу изобразительной деятельности и ее результату; | Рисование красками и кистью по мокрой и сухой бумаги |
10 | | Техника рисования по мокрому листу. Изображение неба. | развивать умения определять последовательность выполнения рисунка; | Уметь планировать деятельность при выполнении частей целой конструкции; | положительное отношение и интерес к процессу изобразительной деятельности и ее результату; | Рисование красками и кистью по мокрой и сухой бумаги |
11 | | Раскрашивание осенних листьев акварелью по мокрой бумаге. | развивать умения определять последовательность выполнения рисунка; | Уметь планировать деятельность при выполнении частей целой конструкции; | положительное отношение и интерес к процессу изобразительной деятельности и ее результату; | Рисование красками и кистью по мокрой и сухой бумаги |
12 | | Рисование с натуры предметов конструктивной формы. | развивать умения изображать объемные предметы прямоугольной, цилиндрической и конической формы в несложном пространственном положении; правильно определять величину рисунка по отношению к листу бумаги; | Уметь планировать деятельность при выполнении частей целой конструкции; | положительное отношение и интерес к процессу изобразительной деятельности и ее результату; | Рисование с натуры предметов конструктивной формы (часы настольные, напольные, настенные). |
13 | | Рисование с натуры предметов симметричной формы. | Уметь планировать деятельность при выполнении частей целой конструкции; | положительное отношение и интерес к процессу изобразительной деятельности и ее результату; | Рисование с натуры предметов симметричной формы (настольная лампа, зонт) |
Декоративное рисование (11 часов) | | | | | |
14 | | Декоративно-прикладное искусство | Учить детей последовательно выполнять построение орнаментов в прямоугольнике и квадрате, используя осевые линии; располагать узор симметрично, заполняя середину, углы, края; размещать декоративные элементы в круге на осевых линиях (диаметрах) в центре и по краям; пользоваться акварельными и гуашевыми красками; ровно заливать, соблюдая контуры, отдельные элементы орнамента; подбирать гармоническое сочетание цветов. | Знать правила построения узора. | воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств; | Беседа |
15 | | «Полотенце» (элементы узора – листья, цветы) | Знать правила построения узора. | воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств; | Составление узора в полосе из листочков и цветов. |
16 | | Рисование с образца геометрического орнамента в квадрате. | Уметь планировать деятельность при выполнении частей целой конструкции; | умение выражать своё отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности. | Рисование с образца геометрического орнамента в квадрате. |
17 | | Крышка для столика квадратной формы. |
18 | | Декоративное рисование расписной тарелки | Знать правила построения узора. | воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств; | Рисование орнамента в круге. |
19 | | Богородская игрушка | Знать правила построения узора. | воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств; | Рисование Богородской игрушки. |
20 | | Оформление поздравительной открытки «23 февраля» | | | |
21 | | «Золотая хохлома». | Знать правила построения узора. | воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств; | Беседа |
22 | | Декоративное рисование расписной тарелки | Уметь планировать деятельность при выполнении частей целой конструкции; | умение выражать своё отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности. | Рисование орнамента в круге. |
23 | | Знакомство с гжельской росписью | Знать правила построения узора. | воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств; | Беседа |
24 | | Рисование элементов росписи посуды Гжели Проверочная работа. | Уметь планировать деятельность при выполнении частей целой конструкции; | умение выражать своё отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности. | Рисование элементов орнамента. |
Беседы об изобразительном искусстве (1 час) |
25 | | Беседа по картинам на тему «Кончил дело – гуляй смело» (В. Сигорский «Первый снег», Н. Жуков «Дай дорогу!»). | Знать отличие картины от репродукции. | Уметь рассказывать о содержании и особенностях рассматриваемых репродукций худож. произведений, переданных средствами изобразительного искусства. | Уметь выражать свои мысли.Элементарно обосновывать высказанное суждение. | Беседа |
Рисование на темы ( 9 часов) |
26 | | «Сказочная избушка» | Развивать у учащихся зрительные представления и умения передавать в рисунке свои впечатления от ранее увиденного; учить правильно располагать изображения на листе бумаги, объединяя их общим замыслом. | Уметь рисовать акварельными красками. | осознание себя как ученика, формирование интереса (мотивации) к учению; | Рисование на тему |
27 | | «Моя любимая игрушка» | Знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и др | Сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении. | Рисование на тему |
28 | | Рисование фигуры человека | Уметь владеть приемами посветления цвета (разбавлением краски водой или добавлением белил); | стремление к дальнейшему развитию собственных изобразительных навыков и накоплению общекультурного опыта; | Рисование на тему |
29 | | «Пришла весна» | Развивать у учащихся зрительные представления и умения передавать в рисунке свои впечатления от ранее увиденного; учить правильно располагать изображения на листе бумаги, объединяя их общим замыслом. | Уметь владеть приемами посветления цвета (разбавлением краски водой или добавлением белил); | стремление к дальнейшему развитию собственных изобразительных навыков и накоплению общекультурного опыта; | Рисование на тему Рассматривание иллюстраций картин (И. Левитан. «Март», «Первая зелень», К. Юон. «Мартовское солнце»). |
30 | | «Космические корабли в полёте» | Уметь рисовать акварельными красками. | осознание себя как ученика, формирование интереса (мотивации) к учению; | Рисование на тему |
31 | | «Домики для птиц» Проверочная работа. | Уметь рисовать акварельными красками. | осознание себя как ученика, формирование интереса (мотивации) к учению; | Рисование на тему |
32 | | «Сказочная избушка» (украшение узором наличников и ставен). | Развивать у учащихся зрительные представления и умения передавать в рисунке свои впечатления от ранее увиденного; учить правильно располагать изображения на листе бумаги, объединяя их общим замыслом. | Уметь рисовать акварельными красками. | осознание себя как ученика, формирование интереса (мотивации) к учению; | Рисование на тему |
33 | | Промежуточная аттестация | Овладение теоретическими знаниями и умениями | Организовывать своё рабочее место. Пользоваться языком изобразительного искусства. | Использование различных художественных материалов и средств. Практическая работа. |
34 | | Рисование на тему «Городской транспорт». | Уметь рисовать акварельными красками. | осознание себя как ученика, формирование интереса (мотивации) к учению; | Рисование на тему |
3.4. Контрольно-измерительные материалы (Приложение 1)
3.5. Критерии оценки учебной деятельности по изобразительному искусству
Оценка "5"
Учащийся полностью справляется с поставленной целью урока;
Правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике;
Верно, решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
Умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.
Оценка "4"
Учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;
Гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
Умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее характерное.
Оценка "3"
Учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;
Допускает неточность в изложении изученного материала.