СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по чтению для 6 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

               Рабочая программа по предмету «Чтение» составлена в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ «Новобрянская специальная (коррекционная) школа-интернат» на 2022-2023 учебный год;

- требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), и на основании следующих нормативно-правовых документов:

1.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599  –  «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с   умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

3.Учебный план АООП (вариант 1) на 2022-2023 учебный год ГБОУ «Новобрянская специальная (коррекционная) школа-интернат».

4. СанПиН 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по чтению для 6 класса»

Пояснительная записка.

            Рабочая программа по предмету «Чтение» составлена в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ «Новобрянская специальная (коррекционная) школа-интернат» на 2022-2023 учебный год;

- требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), и на основании следующих нормативно-правовых документов:

1.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 – «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

3.Учебный план АООП (вариант 1) на 2022-2023 учебный год ГБОУ «Новобрянская специальная (коррекционная) школа-интернат».

4. СанПиН 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".

Программа по чтению направлена на развитие речемыслительных способностей обучающихся, формирование нравственных позиций поведения и всестороннее развитие и социализацию личности, учитывает особенности познавательной деятельности умственно отсталого ребенка. Программа предполагает реализацию дифференцированного и деятельностного подхода к обучению и воспитанию ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

            Цель:

-     развитие речи учащихся через совершенствование техники чтения и понимание, осмысление и пересказ содержания художественных произведений;

-    формирование речи как средства общения, способа коррекции познавательной деятельности учащихся и подготовки к социально трудовой адаптации.

            Задачи изучения предмета:

-  совершенствование техники чтения и понимания художественных произведений;

-     овладение различными формами пересказа;

-    развитие умений грамотно и достаточно самостоятельно излагать свои мысли в устной форме;

-     расширение и активизация словарного запаса;

-    формирование нравственных качеств  у учащихся;

-      коррекция высших психических функций учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.

             Основные направления коррекционной работы:

-    развитие артикуляционной моторики;

-       формирование умения работать по словесной инструкции;

-    развитие высших психических функций;

-     коррекция нарушений эмоционально – личностной сферы;

-     развитие речи, владение техникой речи;

-    расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;

-      коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

Форма организации образовательного процесса: урок.

 Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, работа в парах и группах, коллективная работа.

 Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

 Приёмы обучения: осуществление индивидуального дифференцированного подхода с учётом возрастных особенностей, уровнем развития, интеллектуальных возможностей.

 Технологии обучения: игровые, здоровье сберегающие, информационно – коммуникационные, проблемно – поисковые.

  За чтением осуществляется повседневный и текущий контроль.

Общая характеристика учебного предмета

Чтение - один из основных предметов в обучении школьников. Успешность изучения курса обеспечивает результативность по другим предметам школы.

   Тематика произведений подобрана с учётом развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств. Изучаются произведения о нашей Родине, её прошлом и настоящем, о мудрости и героизме народа, что влияет положительно на формирование патриотических качеств личности обучающихся.

    Ориентация обучающихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.

     Продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все обучающиеся старших классов в достаточной степени владеют указанными навыками.    

      Меняются и формы организации. Наряду с коллективной работой над выразительностью чтения, школьников обучают приемам, способствующим выделению фразового ударения, установлению семантических пауз, интонационной окрашенности чтения. Становятся более разнообразными формы работы с текстом, методы и приѐмы обучения, применяются ТСО.

      Также уделяется большое внимание развитию речи обучающихся и их мышлению. Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы. Полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного. Кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении. Называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно – следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана.

Описание места учебного предмета в учебном плане.

Предмет «Чтение» входит в образовательную область «Язык и речевая практика». В соответствии с Учебным планом ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» рабочая программа в 6 классе рассчитана на 136 ч. в год (4 ч. в неделю).

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

Программа обеспечивает достижение учащимися следующих личностных результатов:

- осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.









Предметные результаты:

Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.

Минимальный уровень

Достаточный уровень

-читать вслух правильно, целыми словами, трудные слова – по слогам, соблюдая - читать вслух правильно, выразительно, осознанно, бегло в соответствии с нормами литературного произношения; синтаксические паузы, интонацию конца предложения в зависимости от знаков препинания;

-читать «про себя» проанализированный заранее текст, выполняя несложные задания;

-участвовать в обсуждении темы и текста;

-оценивать поступки героев с помощью учителя;

-отвечать на вопросы учителя, пересказывать несложные по содержанию тексты с помощью наводящих вопросов, по плану

- читать вслух правильно, выразительно, осознанно, бегло в соответствии с нормами литературного произношения;

- читать « про себя»; - выделять тему и идею произведения с помощью учителя;

- формулировать вопросы к тексту;

- делить текст на части или озаглавливать данные части под руководством учителя, в простейших случаях — самостоятельно;

- составлять простой план под руководством учителя;

- характеризовать главных действующих лиц (с помощью учителя), давать оценку их поступкам;

- выделять незнакомые слова в тексте, правильно их объяснять (с помощью учителя);

- производить пересказ прочитанного по составленному плану; полный и выборочный пересказ;

- учить стихотворения наизусть (объем текста с учетом особенностей учеников);

- участвовать в уроках внеклассного чтения, выполняя доступные задания по прочитанному тексту;

-выучить наизусть 8-10 стихотворений.



Формирование базовых учебных действий

  Личностными результатами в 6 классе является формирование следующих умений:

-   формировать понимание важности процесса обучения;

-    развивать эстетические чувства и художественный вкус на основе знакомства с отечественной и зарубежной литературой;

-    формировать нравственно развитую личность в процессе чтения, развивать морально-этические представления, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;

-     развивать чувство ответственности за свои поступки при сопоставлении образов персонажей из прочитанного произведения с собственным опытом;

-   формировать умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

-    формировать умение активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;



-     развивать умение осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации;

-    развивать умение составлять тексты в устной форме;

-      развивать умение строить рассуждения в процессе характеристики текста;

-     развивать готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение, аргументировать свою точку зрения и оценку событий при чтении и обсуждении художественных произведений;

-    совершенствовать мотивации к систематическому , самостоятельному чтению.

 Регулятивные:

-    определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;

-     учиться планировать учебную деятельность на уроке;

-    высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике);

-    с  помощью учителя  давать самооценку своей деятельности;

-    оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

-      ориентироваться в учебнике, планировать свою работу по изучению незнакомого материала.

 Коммуникативные:

-     оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

-    слушать и понимать речь других;

-    вступать в диалог на уроке и в жизни;

-   адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации).

  Предметные:

-    читать  текст   правильно, осознанно и выразительно вслух и про себя;

-      делить текст на смысловые части, пересказывать текст различными способами (полный пересказ, выборочный, краткий);

-  определять мотивы поступков героев, выражать свое  отношение к ним;

-    пользоваться монологической и диалогической речью при пересказах, рассказывании, выражении собственной точки зрения, коллективном обсуждении и т.п.;

-   самостоятельно составлять и задавать одноклассникам (или учителю) вопросы к тексту;

-   понимать жанровые особенности произведений (сказка, стихотворение, рассказ, басня);

-    заучивать наизусть стихотворения, басни;

-    совершенствовать читательский опыт, развивать умение пользоваться библиотекой  (нахождение нужной книги по теме урока, выбор книги для самостоятельного чтения, для выполнения творческих работ и т.д.)

          Содержание учебного предмета

      Устное народное творчество

Загадки, пословицы, поговорки, небылицы (особый мир игры-игра мыслей, столкновение мира обычного и потешного). Народные и литературные сказки. Мир добра и зла.

Люблю природу русскую

Рассказы, стихи и научно-популярные статьи о природе в разные времена года, о красоте родной земли, об открытиях человека, умеющего всматриваться в окружающий мир. Светские и православные праздники в связи с разными временами года.

О далеком прошлом России





Рассказы, стихи. Научно-популярные статьи о далеком прошлом, о нашем времени из истории России.

Животные в нашем доме

Рассказы, стихи, сказки о жизни животных. Отношение человека к животному миру как показатель его нравственных черт.

Будь человеком, человек!

Рассказы и стихи, раскрывающие восприятие мира в детстве, осмысление мира и своего места в нем.

Они прославили Россию

Рассказы, стихи, научно-популярные статьи, содержащие сведения о жизни великих людей прошлого и настоящего России

Смешное и веселое

Юмористические произведения разных жанров.

Вечный свет подвига

Художественные произведения о подвигах защитников Отечества в прошлом и настоящем.

Писатели мира - детям

Художественные произведения зарубежных авторов различных жанров.

Навыки чтения

Сознательное, правильное, выразительное и беглое чтение словосочетанием, в трудных случаях – целым словом в соответствии с нормами литературного произношения. Использование простых по содержанию и структуре слов, отрывков из текста учебника для совершенствования навыка беглого чтения.

Чтение про себя при выполнении различных заданий. Выразительное чтение произведений с отработкой логических ударений, синтаксических пауз, тона голоса и темпа речи, перечислительной интонации при однородных членах.

Работа с текстом

Анализ текста по вопросам. Постановка проблемных вопросов, соотнесение содержания прочитанного с опытом учащихся.

Развитие у учащихся умения ставить вопросы к тексту.

Выделение темы и идеи произведения, соотнесение того или другого с заглавием текста.

Деление текста на части, составление простого плана под руководством учителя.

Осознание последовательности и причинности событий. Определение мотивов поступков действующих лиц, их оценка.

Полный или частичный пересказ произведения. Правильное использование средств связи предложений и частей текста. Передача событий от лица разных героев.

Формирование внимания к авторскому слову: самостоятельное выделение незнакомых слов в тексте. Выяснение их значения. Нахождение слов, употребляемых в прямом и переносном значении, их объяснение. Обсуждение вопросов о причинах выбора автором того или иного слова. Передача с помощью авторских слов характера героев, отношения автора к ним.

Уточнение жанровых особенностей произведения (сказка, стихотворение, рассказ, басня).

Внеклассное чтение (1 раз в месяц). Самостоятельное чтение доступных по содержанию книг, написанных для детей и юношества. Коллективное ведение дневников внеклассного чтения. Самостоятельная запись фамилии автора и названия книги.

 Система оценки достижений предметных результатов, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и формы контроля.

Оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов основана на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объёму и эле­ментарные по содержанию знания и умения выполняют коррекцион­но-развивающую функцию, поскольку они играют определённую роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом.

В 6 классе осуществляется текущий, тематический и итоговый контроль знаний, умений и навыков обучающихся с фиксированием отметки в журнале.

Текущая проверка по чтению проводится на материале изучаемых программных произведений на каждом уроке в основном в форме индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно); выразительное чтение, чтение наизусть.

Также используются самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением.

Тематический контроль осуществляется в соответствии с календарно – тематическим планированием в конце изучения темы и раздела в форме творческой работы, которая проводится в рамках нетрадиционных уроков: уроки – праздники, уроки – драматизации, уроки – путешествия.

Итоговый контроль проводится в конце учебных четвертей и в конце года в форме проверки техники чтения и осознанности прочитанного.

Для проверки навыков чтения подбираются незнакомые, но доступные тексты. Их объём и словарь соответствуют индивидуальным возможностям обучающихся.

В начале учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года.

При оценке предметных результатов обучающихся учитываются индивидуальные особенности интеллектуального развития, состояние их эмоционально-волевой сферы. Ученику с низким уровнем интеллектуального развития предлагается более лёгкий вариант задания.

Результаты овладения АООП выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения:

чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель надежности полученных результатов, что дает основание оценивать их как «удовлетворительные», «хорошие», «очень хорошие» (отличные).

В оценочной деятельности результаты, продемонстрированные учеником в ходе выполнения контрольных, самостоятельных, творческих работ и тестах, соотносятся с оценками:

- «очень хорошо» (отлично), если обучающиеся верно выполняют свыше 65% заданий;

- «хорошо» - от 51% до 65% заданий;

- удовлетворительно» (зачёт) - от 35% до 50% заданий.

При оценке знаний и умений по предмету используется и традиционная система отметок по 5-балльной шкале: (минимальный балл – 2, максимальный балл – 5), притом

2 балла «плохо», обучающийся не приступал к выполнению задания

3 балла «удовлетворительно», если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий;

4 балла «хорошо» - от 51% до 65% заданий;

5 баллов «очень хорошо» (отлично) свыше 65%.

При оценке устных ответов по чтению принимается во внимание:

а) правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала;

б) полнота ответа;

в) умение практически применять свои знания;

г) последовательность изложения и речевое оформление ответа.

«5» ставится ученику, если он:

- читает по слогам (с переходом к концу года к чтению целыми словами) правильно с 1-2 самостоятельно исправленными ошибками короткие тексты;

- соблюдает синтаксические паузы;

- отвечает на вопросы по содержанию прочитанного;

-пересказывает прочитанное с использованием вопросов и видов плана полно, правильно, последовательно;

- твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.

«4» ставится ученику, если он:

- читает по слогам, затрудняется читать целиком даже легкие слова;

- допускает 1-2 ошибки при чтении и соблюдении синтаксических пауз;

- допускает неточности в ответах на вопросы и пересказе содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя;

- допускает при чтении наизусть 1-2 самостоятельно исправленные ошибки, читает наизусть недостаточно выразительно.

«3» ставится ученику, если он:

- затрудняется в чтении по слогам трудных слов;

- допускает 3-4 ошибки при чтении и соблюдении синтаксических пауз;

- отвечает на вопросы и пересказывает содержание прочитанного с помощью учителя;

- обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста.

«2» не выставляется из-за специфики интеллектуального дефекта и особенностей речевого развития обучающихся.




























КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЧЕТВЕРТЯМ

I

четверть

II

четверть

III

четверть

IV

четверть

Всего за год

36

28

40

32

136

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Разделы и темы программного материала

Всего

часов

Контрольные работы

Практические работы

1

Раздел I

25



2

Раздел II

32

1


3

Раздел III

22



4

Раздел IV

50

1


5

Из внеклассного чтения

9



Итого


136

2



Поурочное планирование по предмету «Чтение» в 6 классе


урока

Разделы

Тема (6 класс)

Кол-во

 часов

Дата

Планируемые результаты

Предметные

Личностные

1

Раздел 1

Инструктаж по ТБ Чтение и анализ рассказа В. Пескова «Отечество»

1


Уметь анализировать и выражать свое отношение

Адекватная мотивация

2


Выразительное чтение стихотворения М. Ножкина «Россия»

1


Уметь видеть красоту Родины

Самостоятельная и личная ответственность к Родине

3


Знакомство с рассказом М. Пришвина «Моя Родина»

1


Уметь отвечать на вопросы

Интерес к чтению, потребность в чтении

4


Чтение и обсуждение рассказа В. Бианки «Сентябрь»

1


Уметь видеть красоту родного края

        Прививать любовь к родной приро природе         

5


Выразительное чтение стихотворения И. Бунина «Лес, точно терем расписной» Заучивание наизусть

1


Уметь видеть скрытый, переносный смысл стихотворения

Стремиться к совершенствованию собственной речи  

6


Чтение и обсуждение рассказа Ю. Качаева «Грабитель»

1


Уметь отвечать на вопросы по содержанию

Интерес к чтению

7


Знакомство с I частью рассказа Б. Житкова «Белый домик»

1


Уметь анализировать поступки героев

Уметь осознавать и определять свои поступки

8


Чтение и анализ II части рассказа Б. Житкова «Белый домик»

1


Уметь анализировать поступки героев

Адекватная мотивация

9


Чтение пересказ I части рассказа А. Беларусец «Звонкие ключи»

1


Уметь понимать содержания прочитанного

Адекватная мотивация

10


Чтение и обсуждение II,III части рассказа А. Белорусец «Звонкие ключи»

1


Уметь высказывать свое отношение

Интерес к чтению, потребность в чтении

11


Обобщающий урок по теме: А. Беларусец. «Звонкие ключи»

1


Уметь обобщать, анализировать

Работа по инструкции

12


Знакомство с I частью рассказа К. Паустовского «Заячьи лапы»

1


Уметь наблюдать за развитием событий

Мотивация к творческому труду        =

13


Чтение и пересказ II части рассказа «Заячьи лапы»

1


Уметь наблюдать за развитием событий

Интерес к чтению

14


Обобщающий урок по теме: К. Паустовский «Заячьи лапы»

1


Уметь анализировать изученное

Уметь работать по инструкции

15


Внеклассное чтение. Чтение русской народной сказки. Каша из топора

1


Уметь выражать собственное отношение к поступкам героев

Уметь чувствовать красоту художественного слова

16


Чтение и обсуждение рассказа И. Тургенева «Осенний бал в берёзовой роще»

1


Уметь отвечать на вопросы по содержанию

Уметь работать по инструкции

17


Чтение и пересказ рассказа Е. Носова «Хитрюга»

1


Уметь понимать содержание прочитанного

Адекватная мотивация

18


Е. Носов «Хитрюга». Обобщающий урок

1


Уметь обобщать, анализировать

Интерес к чтению, потребность в чтении

19


Знакомство и обсуждение рассказа В. Бианки «Октябрь»

1


Уметь соотносить рассказа с темой и главной мыслью

Адекватная мотивация

20


Выразительное чтение стихотворения С. Михалкова «Будь человеком»

1


Уметь отвечать на вопросы по содержанию и анализировать поступки героя

Уметь развивать самостоятельность

21


Чтение и обсуждение стихотворения Б. Заходера «Петя мечтает» Заучивание наизусть

1


Уметь отвечать на вопросы по содержанию и анализировать поступки героя

Мотивация к творческому труду

22


Чтение и анализ сказки по Д. Биссету «Слон и муравей»

1


Уметь находить, сравнивать и характеризовать героев

Уметь развивать самостоятельность

23


Чтение и пересказ сказки по Д. Биссету «Кузнечик Денди»

1


Уметь находить, сравнивать и характеризовать героев

Адекватная мотивация

24


Знакомство с рассказом Дж. Родари «Как один мальчик играл с палкой»

1


Уметь понимать содержание прочитанного, высказывать свое отношение

Эмоционально- оценочное отношение к прочитанному

25


Знакомство с рассказом Дж. Родари «Пуговкин домик»

1


Уметь понимать содержание прочитанного, высказывать свое отношение

Эмоционально- оценочное отношение к прочитанному

26


Обобщающий урок по теме Дж. Родари «Пуговкин домик»

1


Уметь обобщать и высказывать свое отношение

Имеет готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика

27


Внеклассное чтение. В. Бианки. Голубые лягушки.

1


Уметь выражать свое отношение к поступку героя

Адекватная мотивация

28

Раздел 2

Выразительное чтение былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник»

1


Уметь различать виды устного народного творчества и находить, сравнивать, характеризовать героя

Осознает смысл учения и понимает личную ответственность за будущий результат

29


Выразительное чтение стихотворения Ф. Глинки «Москва»

1


Уметь видеть красоту нашей столицы

Уметь развивать самостоятельность

30


Знакомство и обсуждение рассказа В. Бианки «Ноябрь»

1


Уметь наблюдать за развитием и последовательностью событий

Уметь чувствовать прекрасное, воспринимать красоту природы

31


Знакомство с рассказом С. Алексеева «Без Нарвы не видать и моря»

1


Уметь находить, сравнивать и характеризовать героев

Эмоционально- оценочное отношение к прочитанному

32


Выразительное чтение рассказа С. Алексеева «На берегу Невы»

1


Уметь находить, сравнивать и характеризовать героев

Эмоционально- оценочное отношение к прочитанному

33


Знакомство с рассказом С. Алексеева «Рассказы о русском подвиге»

1


Научить понимать, содержание прочитанного, высказывать свое отношение

Эмоционально- оценочное отношение к прочитанному

34


Обобщающий урок по рассказу С. Алексеева «Рассказы о русском подвиге»

1


Уметь обобщать поступки русских героев

Развивать самостоятельность

35


Чтение и обсуждение рассказа по Е. Холмогоровой «Серебряный лебедь»

1


Уметь выразить основные черты характера героя

Уметь наблюдать за развитием событий

36


Чтение и обсуждение рассказа Е. Холмогоровой «Боевое крещение»

1


Уметь выразить основные черты характера героя

Уметь наблюдать за развитием событий

37


Чтение и обсуждение рассказа Е. Холмогоровой «День рождения Наполеона»

1


Уметь находить, сравнивать и характеризовать поступки героев

Адекватная мотивация

38


Чтение и анализ рассказа Е. Холмогоровой «В дни спокойные»

1


Уметь высказывать свое отношение

Уметь наблюдать за развитием событий

39


Чтение и обсуждение рассказа Н. Носова «Как Незнайка сочинял стихи» (I часть)

1


Знать главные качества человека

Имеет готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика

40


Чтение и обсуждение рассказа Н. Носова «Как Незнайка сочинял стихи» (II часть)

1


Уметь высказывать свое отношение к главному герою

Имеет готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика

41


Чтение и анализ сказки Е. Пермяка «Тайна цены»

1


Уметь пересказывать по плану

Мотивация к творческому труду

42


Чтение и анализ отрывка из рассказа «Здравствуйте!»

1


Отвечать на вопросы по содержанию

Развивать самостоятельность

43


Внеклассное чтение. Родная природа в стихах поэтов XX века

1


Уметь читать выразительно

Чувствовать красоту художественного слова

44


Выразительное чтение стихотворения А. Никитина «Встреча зимы»

1


Уметь читать выразительно

Чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию к собственной речи

45


Чтение и анализ рассказа А. Дорохова «Тёплый снег»

1


Уметь видеть скрытый и переносный смысл рассказа

Чувствовать красоту художественного слова

46


Чтение и анализ стихотворения А. Пушкина «Вот север, тучи нагоняя…» Заучивание наизусть

1


Уметь выразительно читать и понимать прочитанное

Адекватная мотивация

47


Знакомство с биографией А.С.Пушкина

1


Знать биографию великого поэта

Интерес к чтению

48


Чтение и обсуждение рассказа Д. Хармса «Пушкин» (I часть)

1


Уметь находить и сравнивать черты характера героя

Адекватная мотивация

49


Чтение и обсуждение рассказа Д. Хармса «Пушкин» (II часть)

1


Уметь находить и сравнивать черты характера героя

Развивать самостоятельность

50


Чтение и обсуждение рассказа В.Бианки «Декабрь»

1


Уметь отвечать на вопросы

Наличие мотивации к учебе

51


Чтение и обсуждение сказки Г.Х. Андерсена «Ель» (I часть)

1


Уметь находить, сравнивать

Эмоционально- оценочное отношение к прочитанному

52


Чтение и обсуждение сказки Г.Х. Андерсена «Ель» (II часть)

1


Уметь находить, сравнивать

Эмоционально- оценочное отношение к прочитанному

53


Обобщающий урок по сказке Г.Х. Андерсена «Ель»

1


Уметь обобщать и отвечать на вопросы

Развивать самостоятельность

54


Знакомство с биографией А.П. Чехова

1


Уметь отвечать на вопросы и выражать свое мнение

Интерес к чтению, потребность к чтению

55


Чтение и обсуждение рассказа А. П. Чехова «Ванька»

1


Уметь понимать содержание прочитанного, высказывать свое отношение главному герою

Развивать самостоятельность

56


Контрольная работа . Выполнение тестов.

1


Уметь понимать содержание прочитанного, высказывать свое отношение главному герою

Интерес к чтению

57


Выразительное чтение стихотворения И. Никитина «Весело сияет солнце над селом»

1


Уметь видеть скрытый смысл стихотворения

Стремится к совершенствованию собственной речи

58


Выразительное чтение по произведениям И. Сурикова Заучивание наизусть

1


Уметь читать выразительно

Уметь чувствовать прекрасное

59


Внеклассное чтение по произведениям А.С.Пушкина

1


Отвечать на вопросы, пересказывать, выражать свое мнение

Уметь самостоятельно работать

60

Раздел 3

Чтение и обсуждение рассказа В. Бианки «Январь»

1


Уметь отвечать на вопросы

Наличие мотивации к учебе

61


Е.Благинина «Новогодние загадки»

1


Научить различать виды устного народного творчества малые и большие жанры

Адекватная мотивация

62


Знакомство с рассказом М. Зощенко «Лея и Минька»

1


Научить находить, сравнивать и характеризовать героев

Уметь самостоятельно работать

63


Чтение и обсуждение рассказа Ю. Рытхэу «Пурга»

1


Научить находить в тексте слова и выражения, подтверждающие высказанную мысль, составлять план для краткого пересказа

Имеет готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика

64


Чтение и пересказ рассказа Ю.Дмитриева «Таинственный ночной гость»

1


Уметь оказывать помощь в трудных ситуациях, отвечать на вопросы и выражать свое мнение

Развивать самостоятельность

65


Знакомство со сказкой С. Маршака «Двенадцать   месяцев»

1


Научить понимать содержание прочитанного

Адекватная мотивация

66


Чтение и обсуждение сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев»

1


Научить понимать содержание прочитанного и отвечать на вопросы

Эмоционально- оценочное отношение к прочитанному

67


Чтение и обсуждение сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев»

1


Научить понимать содержание прочитанного и отвечать на вопросы

Чувствовать красоту художественного слова

68


Обобщающий урок по сказке С. Маршака «Двенадцать месяцев»

1


Научить понимать содержание прочитанного и отвечать на вопросы

Уметь чувствовать прекрасное

69


Знакомство со сказкой Г.Х. Андерсена «Снежная королева» (I часть)

1


Уметь понимать содержание прочитанного, высказывать свое отношение главному герою

Эмоционально- оценочное отношение к прочитанному

70


Знакомство со сказкой Г.Х. Андерсена «Снежная королева» (I часть)

1


Уметь понимать содержание прочитанного, высказывать свое отношение главному герою

Эмоционально- оценочное отношение к прочитанному

 71


Чтение и обсуждение сказки Г.Х. Андерсена «Снежная королева» (III часть)

1


Уметь понимать содержание прочитанного, высказывать свое отношение главному герою

Уметь самостоятельно работать

72


Чтение и обсуждение сказки Г.Х. Андерсена «Снежная королева» (IV часть)

1


Уметь понимать содержание прочитанного, высказывать свое отношение главному герою

Наличие мотивации к учебе

73


Чтение и обсуждение сказки Г.Х. Андерсена «Снежная королева» (V часть)

1


Уметь понимать содержание прочитанного, высказывать свое отношение главному герою

Уметь самостоятельно работать

74


Чтение и обсуждение сказки Г.Х. Андерсена «Снежная королева» (VI часть)

1


Уметь понимать содержание прочитанного, высказывать свое отношение главному герою

Уметь самостоятельно работать

75


Чтение и обсуждение сказки Г.Х. Андерсена «Снежная королева» (VII часть)

1


Уметь обобщать и отвечать на вопросы

Эмоционально- оценочное отношение к прочитанному

76


Чтение и обсуждение сказки Г.Х. Андерсена «Снежная королева» (VIII часть)

1


Уметь выразить основные черты характера героя

Интерес к чтению

77


Обобщающий урок по сказке Г.Х. Андерсена «Снежная королева»

1


Уметь выразить основные черты характера героя

Уметь самостоятельно работать

78


Урок внеклассного чтения С. Я. Маршак. Почта военная

1


Уметь обобщать и отвечать на вопросы

Интерес к чтению

79


Чтение и обсуждение рассказа В. Бианки «Февраль»

1


Уметь пересказывать по плану

Чувствовать красоту художественного слова

80


Чтение и анализ стихотворения С. Смирнова «Первые приметы» Заучивание наизусть

1


Уметь видеть скрытый смысл стихотворения

Чувствовать красоту художественного слова

81


Чтение и обсуждение рассказа В. Бианки «Март»

1


Отвечать на вопросы по содержанию

Эмоционально- оценочное отношение к прочитанному

82


Чтение рассказа В. Пескова «Весна идёт»

1


Уметь читать выразительно

Уметь чувствовать прекрасное

83

Раздел 4

Чтение и обсуждение рассказа М. Пришвина «Жаркий час»

1


Научить понимать содержание прочитанного и отвечать на вопросы

Интерес к чтению

84


Чтение и пересказ сказки Г. Скребицкого «Весенняя песня» (I часть)

1


Уметь находить, сравнивать

Стремится к совершенствованию собственной речи

85


Чтение и пересказ сказки Г. Скребицкого «Весенняя песня» (II часть)

1


Уметь находить, сравнивать

Интерес к чтению

86


Чтение и пересказ сказки Г. Скребицкого  «Замечательный сторож»

1


Уметь пересказывать по плану

Уметь самостоятельно работать

87


Чтение и анализ стихотворения В. Жуковского «Жаворонок» Заучивание наизусть

1


Уметь читать выразительно

Чувствовать красоту художественного слова

88


Внеклассное чтение.П. Ершов Конек-Горбунок

1


Уметь читать выразительно

Чувствовать красоту художественного слова

89


Чтение и обсуждение рассказа А. Толстого «Детство Никиты»

1


Уметь выразить основные черты характера героя

Стремится к совершенствованию собственной речи

90


Чтение и анализ стихотворения А. Твардовского «Как после мартовских метелей…»

1


Уметь читать выразительно

Уметь самостоятельно работать

91


Выразительное чтение стихотворения А. Плещеева «И вот шатёр свой голубой…»

1


Уметь понимать содержание прочитанного

Интерес к чтению

92


Чтение отрывков из книги А.П.Гайдара «Тимур и его команда»

1


Знать главные качества человека

Стремится к совершенствованию собственной речи

93


Чтение отрывков из книги А.П.Гайдара «Тимур и его команда»

1


Знать главные качества человека

Развивать самостоятельность

94


Чтение отрывков из книги А.П.Гайдара «Тимур и его команда»

1


Знать главные качества человека

Адекватная мотивация

95


Чтение отрывков из книги А.П.Гайдара «Тимур и его команда»

1


Знать главные качества человека

Адекватная мотивация

96


Чтение и обсуждение рассказа В.Бианки «Апрель»

1


Уметь обобщать и отвечать на вопросы

Уметь чувствовать прекрасное

97


 Внеклассное чтение рассказов из книги М. Азмекея

1


Уметь понимать содержание прочитанного, высказывать свое отношение главному герою

Уметь самостоятельно работать

98


Знакомство со сказкой К. Паустовского «Стальное колечко» (I часть)

1


Отвечать на вопросы по содержанию

Уметь чувствовать прекрасное

99


Знакомство со сказкой К. Паустовского «Стальное колечко» (II часть)

1


Знать главные качества человека

Эмоционально- оценочное отношение к прочитанному

100


Чтение и обсуждение сказки К. Паустовского «Стальное колечко»

1


Уметь пересказывать по плану

Уметь самостоятельно работать

101


Знакомство со сказкой К. Паустовского «Стальное колечко» (III часть)

1


Уметь пересказывать по плану

Адекватная мотивация

102


Обобщающий урок по сказке К. Поустовского «Стальное колечко»

1


Уметь обобщать и отвечать на вопросы

Уметь чувствовать прекрасное

103


Урок вне классного чтения по книге К.Г.Паустовского «Сивый мерин»

1


Уметь понимать содержание прочитанного, высказывать свое отношение главному герою

Имеет готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика

104


Чтение и обсуждение рассказа В.Астафьева (Злодейка)

1


Научить понимать содержание прочитанного и отвечать на вопросы

Развивать самостоятельность

105


Чтение и обсуждение рассказа В.Астафьева (Злодейка)

1


Научить понимать содержание прочитанного и отвечать на вопросы

Уметь самостоятельно работать

106


Чтение рассказов про зверей по Е.Барониной

1


Уметь отвечать на вопросы и выражать свое мнение

Чувствовать красоту художественного слова

107


Чтение рассказов про зверей по Е.Барониной

1


Уметь отвечать на вопросы и выражать свое мнение

Эмоционально- оценочное отношение к прочитанному

108


Чтение и обсуждение сказки Д.Хармса «Заяц и ёж»

1


Отвечать на вопросы по содержанию

Чувствовать красоту художественного слова

109


Чтение и обсуждение сказки Д.Хармса «Заяц и ёж»

1


Отвечать на вопросы по содержанию

Уметь чувствовать прекрасное

110


Выразительное чтение басни И.Крылова «Зеркало и обезьяна»

1


Уметь находить, сравнивать и обобщать

Стремится к совершенствованию собственной речи

111


Знакомство со сказкой Р.Киплинга «Рикки –Тикки - Тави» (I часть)

1


Научить понимать содержание прочитанного и отвечать на вопросы

Адекватная мотивация

112


Знакомство со сказкой Р.Киплинга «Рикки –Тикки - Тави» (II часть)

1


Научить понимать содержание прочитанного и отвечать на вопросы

Уметь самостоятельно работать

113


Знакомство со сказкой Р.Киплинга «Рикки –Тикки - Тави» (III часть)

1


Научить понимать содержание прочитанного и отвечать на вопросы

Развивать самостоятельность

114


Знакомство со сказкой Р.Киплинга «Рикки –Тикки - Тави» (IV часть)

1


Отвечать на вопросы по содержанию

Интерес к чтению

115


Чтение и обсуждение сказки Р.Киплинга «Рикки –Тикки - Тави» (V часть)

1


Уметь читать выразительно

Адекватная мотивация

116


Чтение и обсуждение сказки Р.Киплинга «Рикки –Тикки - Тави» (VI часть)

1


Отвечать на вопросы по содержанию

Наличие мотивации к учебе

117


Обобщающий урок по сказке Р.Киплинга «Рикки –Тикки - Тави»

1


Уметь обобщать и отвечать на вопросы

Эмоционально- оценочное отношение к прочитанному

118


Урок внеклассного чтения по книге Е.А.Пермяка «Волшебная правда»

1


Уметь высказывать свое отношение

Чувствовать красоту художественного слова

119


Выразительное чтение стихотворения В.Набокова «Дождь пролетел и сгорел на лету…» Заучивание наизусть

1


Уметь читать выразительно

Эмоционально- оценочное отношение к прочитанному

120


Чтение стихотворений марийских поэтов о природе

1


Уметь видеть красоту

Уметь чувствовать прекрасное

121


Чтение и обсуждение рассказа В. Бианки «Май»

1


Уметь пересказывать по плану

Уметь чувствовать прекрасное

122


Выразительное чтение стихотворения М.Дудина «Наши песни спеты на войне»

1


Уметь читать выразительно

Эмоционально- оценочное отношение к прочитанному

123


Чтение и пересказ сказки В. Медведева «Звездолёт Брунька»

1


Уметь обобщать и отвечать на вопросы

Интерес к чтению

124


Чтение и пересказ сказки В. Медведева «Звездолёт Брунька»

1


Уметь находить, сравнивать

Интерес к чтению

125


Обобщающий урок по сказке В. Медведева «Звездолёт Брунька»

1


Уметь обобщать и отвечать на вопросы

Интерес к чтению

126


Чтение и обсуждение рассказа К. Паустовского «Корзина с еловыми шишками» (часть I)

1


Уметь читать выразительно

Уметь чувствовать прекрасное

127


Чтение и обсуждение рассказа К. Паустовского «Корзина с еловыми шишками» (часть II)

1


Отвечать на вопросы по содержанию

Чувствовать красоту художественного слова

128


Обобщающий урок по рассказу К. Паустовского «Корзина с еловыми шишками»  Контрольная работа. Выполнение тестов.

1


Уметь пересказывать по плану

Чувствовать красоту художественного слова

129


Чтение и обсуждение сказки А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

1


Уметь понимать содержание прочитанного, высказывать свое отношение главному герою

Эмоционально- оценочное отношение к прочитанному

130


Чтение и обсуждение сказки А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

1


Научить понимать содержание прочитанного и отвечать на вопросы

Эмоционально- оценочное отношение к прочитанному

131


Чтение и анализ главы «Зорькина песня» из повести В. Астафьева «Последний поклон»

1


Уметь выразить основные черты характера героя

Наличие мотивации к учебе

132


Чтение и анализ главы «Зорькина песня» из повести В. Астафьева «Последний поклон»

1


Уметь выразить основные черты характера героя

Адекватная мотивация

133


Чтение и обсуждение рассказа В. Астафьева «Зачем я убил коростыля?»

1


Отвечать на вопросы по содержанию

Интерес к чтению

134


Урок внеклассного чтения по книге А.Н. Толстого «Золотой ключик или приключение Буратино»

1


Уметь обобщать поступки русских героев

Чувствовать красоту художественного слова

136


Выразительное чтение стихотворения Н. Рыленкова «Нынче ветер, как мальчишка, весел… » Заучивание наизусть

2


Уметь видеть скрытый смысл стихотворения

Эмоционально- оценочное отношение к прочитанному









Перечень компонентов учебно-методического комплекса, обеспечивающего реализацию рабочей программы

Базовый учебник:

  1. Чтение. 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные общеобразовательные программы\ авт.-сост.И.М. Бгажнокова, Е.С. Погостина. – 15-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2020

Литература для учителя:

  1. Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. «Дидактические игры на уроках чтения в 5 – 7 классах вспомогательной школы ». – М., 2008.

  2. Белов, Н.В. Большая хрестоматия по чтению для начальной школы. 1-4 класс / Н.В. Белов. - М.: Харвест, 2014.

  3. Волина В. «Занимательное азбуковедение». – Москва, «Знание», 2004г.;

  4. Воронкова В.В. «Обучение грамоте и правописанию в  1 – 4 классах вспомогательной школы». – М., 2008.

  5. Времена года. Стихи для чтения и заучивания в детском саду и начальной школе. - М.: Академия развития, 2007.

  6. Гурцкой, А. А. В мире чудес. Пособие для внеклассного чтения в начальной школе и не только... / А.А. Гурцкой. - М.: Феникс, 2007.

  7. Дорофеева, Г. В. Литературное чтение. 1-4 классы. Итоговая аттестация за курс начальной школы. Тестовые тренировочные задания / Г.В. Дорофеева. - М.: Эксмо, 2013. - 783 c.

  8. Ефросинина Л.А. Литературное чтение в начальной школе. Контрольные работы, тесты, диктанты. Ч. - Москва: Огни, 2014

  9. Жукова, О. С. Готов ли ребенок к школе? Тесты. Проверяем речь и навыки чтения / О.С. Жукова. - М.: Астрель, Астрель-СПб, 2012.

  10. Карпова Е.В. «Дидактические игры в начальный период обучения». – Ярославль, 2009.

  11. «Обучение учащихся 5-9 классов вспомогательной школы»./ Под ред. В.Г. Петровой; М., 2007.

  12. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. «Толковый словарь русского языка». – М.,2010.

  13. Г.М. Гусева, Е.Н. Моргачёва « Уроки чтения во 2 классе», Москва, «Просвещение», 2002 год.

  14. Коренев А. Н. « Нарушения чтения и письма у детей» / А. Н. Коренев. — СПб.: Речь, 2006.

  15. Костромина С. Н., Л. Г. Нагаева «Как преодолеть трудности в обучении чтению». — М.,2008.

  16. . Лалаева Р. И. «Устранение нарушений чтения у учащихся вспомогательной школы». М.: Просвещение, 2010.

  17. Львов М. Р., Рамзаева Т. Г., Светловская Н. Н. «Методика обучения русскому языку в начальных классах». — М.: Просвещение, 2007.

  18. «Обучение учащихся I—IV классов вспомогательной школы»: пособие для учителей / под ред. В. Г. Петровой. — М.: Просвещение, 2007.

Дополнительная литература для учащихся:

-Серия «Говорим правильно»: Читаем предложения

Читаем слова

Подбери нужный предлог

-Созонова Н.Н., Куцина Е.В. Фонетические рассказы и сказки. Тетрадь №1,2,3 – Екатеринбург: ООО Издательский дом «Литур», 2009.

-Л.Н. Зуева и др. « Логопедия для дошкольников- занимательные упражнения по развитию речи» (четыре альбома).

-Шанский, Н. М. В мире слов / Н. М. Шанский. – М., 2007.

- Я познаю мир: детская энциклопедия:Литература.–М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.

Литература для родителей:

  1. Закрепина, А. В. Трудный ребенок. Пути к сотрудничеству : методическое пособие [Текст] / А. В. Закрепина. – М. : Дрофа, 2007. – 141с.

  2. Бондаренко А.А. Орфография для малышей. // Начальная школа. – 2002. -№ 5. –с.28-41.

  3. Бондаренко А.А. Чуркова И.В. Учим русскому языку по-новому! //Начальная школа. – 2002. - № 11. – с. 44-56.

  4. С.Е. Гаврина и др. «Развиваем руки, чтоб учиться и писать, и красиво рисовать»

  5. Ильина С.Ю. Методическое руководство к учебнику "Чтение" для 2 класса

специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – Москва: «Просвещение»,2009.

  1. Серия «Говорим правильно»: Читаем предложения

Читаем слова

  1. Созонова Н.Н., Куцина Е.В. Рассказы о временах года. Зима. Тетрадь. – Екатеринбург: ООО Издательский дом «Литур», 2009.

  2. Созонова Н.Н., Куцина Е.В. Рассказы о временах года. Осень. Тетрадь. – Екатеринбург: ООО Издательский дом «Литур», 2009.

  3. Созонова Н.Н., Куцина Е.В. Фонетические рассказы и сказки. Тетрадь №1,2,3 – Екатеринбург: ООО Издательский дом «Литур», 2009.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!