Министерство образования и науки Республики Бурятия
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат»
671325 Заиграевский район с. Новая Брянь тел/факс 8(30136)53-3-02 ул. Школьная, 5 эл.адрес: nbskoshi@yandex.ru
«Рассмотрено» на заседании методического объединения протокол №________ от________________ | «Согласовано» Зам. директора по НМР _______ Е.Г. Сапожникова от___________________ | «Утверждено» Директор школы _________С.О. Будаев от_________________ |
Адаптированная рабочая программа
Предмет: ИЗО
Класс: 3
Учебный год: 2020-2021
Учитель: Финаева Ольга Сергеевна
Квалификационная категория: первая
с.Новая Брянь
2020
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с:
Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ «Новобрянская СКОШИ » на 2020-2021 учебный год;
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), и на основании следующих нормативно-правовых документов:
1.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 – «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
3.Учебный план АООП (вариант 1) на 2020-2021 учебный год ГБОУ «Новобрянская СКОШИ».
4.СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
Основой для разработки рабочей программы является авторская программа М. Ю. Рау «Изобразительное искусство», из сборника программ специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 0-4 классов под редакцией И.М. Бгажноковой – М.: Просвещение, 2011.Данная программа допущена Министерством образования и науки Российской Федерации. В школе-интернате имеются учебники и учебно – методические пособия для реализации данной программы.
Программа по изобразительному искусству составлена с учетом особенностей познавательной деятельности, эмоционально волевой регуляции, поведения младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), способствует формированию личности и воспитанию положительных навыков и привычек.
Основная цель предмета– осуществление комплексного подхода к развитию личности младших школьников с интеллектуальными нарушениями, путем коррекции и развития сенсомоторной сферы, высших психических функций, обогащения чувственного опыта в процессе занятий изобразительной деятельностью.
Для достижения поставленной цели на уроках изобразительного искусства решаются следующие задачи:
1.Формирование навыков и приемов работы в разных видах изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация).
2. Развитие интереса к изобразительной деятельности, эстетических чувств и понимание красоты окружающего мира в процессе знакомства с произведениями декоративно-прикладного и народного искусства.
3.Развитие познавательной активности.
4.Формирование у обучающихся приемов познания предметов и явлений действительности с целью их изображения.
5.Формирование умения следовать инструкции при выполнении работ, а также умения работать самостоятельно.
6.Развитие навыков коллективной работы для получения результата общей деятельности.
7.Коррекция недостатков психической деятельности и развитие речи обучающихся.
8.Воспитание положительных качеств личности (настойчивость, стремление к познанию, доброжелательность).
9.Воспитание адекватного отношения к результатам собственной деятельности и деятельности других.
Предмет имеет коррекционную направленность.
Основными направлениями коррекционной работы являются:
1.Совершенствование движений и сенсомоторное развитие:
развитие зрительного восприятия и узнавания;
развитие пространственных представлений;
развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук (правильное удержание карандаша и кисточки, нажима и темпа движения, прекращения движения в нужной точке; сохранение направления движения).
2.Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
развитие зрительной памяти и внимания;
развитие слухового внимания и памяти.
3.Развитие основных мыслительных операций и речи:
умение работать со словесной и письменной инструкциями, алгоритмом;
обогащение словаря за счет введения новых слов, обозначающих художественные материалы, их свойства и качества.
умение планировать деятельность;
умение систематизировать естествоведческий материал, давать простейшие объяснения;
умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями.
4.Развитие различных видов мышления:
развитие наглядно-образного мышления;
развитие словесно-логического мышления;
5.Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы.
Содержание программы отражено в разделах: «Обучение композиционной деятельности», «Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию»; «Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи»; «Обучение восприятию произведений искусства» и распределено последовательно с постепенным усложнением.
Программой предусмотрены следующие виды работы:
рисование с натуры и по образцу (готовому изображению); рисование по памяти, представлению и воображению; рисование на свободную и заданную тему; декоративное рисование.
лепка объемного и плоскостного изображения (барельеф на картоне) с натуры или по образцу, по памяти, воображению; лепка на тему; лепка декоративной композиции;
выполнение плоскостной и полуобъемной аппликаций (без фиксации деталей на изобразительной поверхности («подвижная аппликация») и с фиксацией деталей на изобразительной плоскости с помощью пластилина и клея) с натуры, по образцу, представлению, воображению; выполнение предметной, сюжетной и декоративной аппликации;
проведение беседы о содержании рассматриваемых репродукций с картины художников, книжной иллюстрации, картинки, произведения народного и декоративно-прикладного искусства.
Подбираемый материал для демонстрации доступен пониманию обучающихся по содержанию и отвечает их интересам.
В программе предложен речевой материал в виде отдельных слов, словосочетаний и фраз, который закрепляется в практической деятельности и в беседах по изобразительному искусству.
После изложения программного материала в конце каждого класса определен обязательный базовый уровень знаний. Разграничиваются умения, которыми обучающиеся могут овладеть и самостоятельно применять в учебной и практической деятельности (достаточный уровень), и умения которые в силу объективных причин не могут быть полностью сформированы, но очень важны с точки зрения их практической значимости (минимальный уровень).
Программа адресована обучающимся 3 класса с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Срок реализации рабочей программы по изобразительному искусству– 1 год.
Общая характеристика учебного предмета
Изобразительное искусство как учебный предмет имеет большое значение в развитии детей с интеллектуальными нарушениями. Обучающиеся не только рисуют, но и составляют аппликацию, лепят. На уроках они знакомятся с законами композиции и свойствами цвета, с различными видами и жанрами искусства, с некоторыми доступными по содержанию произведениями известных художников.
В подготовительном периоде обучения выделяются специальные разделы пропедевтической и коррекционной работы, направленной на развитие мелкой моторики пальцев и кисти рук, формирование познавательной деятельности, навыков работы с художественными материалами и др.
Работа с натурой в лепке, при составлении аппликации, в рисовании является ведущей. Обучающиеся учатся приемам обследования изображаемых предметов. Рисованию с натуры предшествуют наблюдения изображаемого объекта, определение его формы, строения, цвета и размеров отдельных деталей и их взаимного расположения. После изучения предмета обучающиеся передают его изображение в рисунке так, как видят его со своего места.
При обучении рисованию с натуры используется метод сравнения. Работа над аппликацией предлагается в разных вариантах:
а) составление “подвижной аппликации” - целого изображения из частей (например, человечка, лошадки из частей, составляющих их тело) или композиции из готовых изображений или силуэтов (например, дом, около дома - дерево, за домом - забор, перед забором - машина). В “подвижной аппликации" части целого объекта или композиции не приклеиваются на изобразительную плоскость (лист бумаги). Предоставляется возможность передвигать их, показывая: движение объекта; рациональное размещение, планирование при составлении композиции (например, передвигать ноги у человечка, показывая, что он то стоит, то идет; показывать правильное и ошибочное расположение силуэта объекта (или объектов) относительно изобразительной плоскости: в центре листа, сбоку, слишком высоко или низко;
б) составление и фиксирование частей аппликации с помощью клея при создании целого изображения или композиции (элементы аппликации готовятся или учителем, или учащимся).
Наряду с формированием практических умений у обучающихся развивается цветовоcприятие, умение устанавливать связи между свойствами предметов и cенсорными эталонами и т.д. На уроках используются игровые формы, проблемные ситуации.
В композиционной деятельности ведется работа над развитием умений устанавливать пространственные и смысловые связи. С этой целью используются методики работы с “подвижной аппликацией”, с правильными и ошибочными изображениями, а также шаблоны, зрительные опоры в виде точек, которые заранее проставляются учителем в альбоме.
Работа над декоративной композицией в полосе при составлении узора позволяет развить у детей чувство ритма при чередовании формы, цвета, величины элементов.
Работа над тематической композицией начинается с формирования графических образов объектов. Прежде всего, это дерево, дом, человек.
Обучающиеся рассматривают предмет, который они собираются нарисовать, выделяют главные признаки предмета: его форму, цвет, величину; расположение предмета в пространстве; соотносят выделенные части в отношении друг друга и по отношению к целому. Ведущими видами работы в этом направлении является лепка-аппликация - рисунок в названной последовательности. В лепке ребенок воссоздает объемные части и соединяет их в целое объемное изображение. Аппликация является переходным этапом от объемного к плоскостному изображению – рисунку. Знакомство детей со свойствами цвета (цветовым тоном, светлотой, насыщенностью) происходит в практической деятельности. Здесь главную роль играет демонстрация приемов, раскрывающих свойства цвета.
В 3 классе рассматриваются 1-2 объекта произведений искусства. Сначала дети называют на картине предметы и их признаки, затем устанавливают временные, причинно – следственные связи, понимают содержание, сходство с реальностью, высказывают свое отношение к изображенному. Ведется работа над пониманием видов и жанров изобразительного искусства. Работа над развитием речи обучающихся проводится 1 раз в месяц, в конце четверти и в конце учебного года. На уроке, для проверки накопленного лексического материала, отводится по 10-15 мин.
Основной формой организации процесса обучения изобразительному искусству является урок.
В 3 классе на уроках изобразительного искусства продолжается работа над развитием эстетических чувств (радости, любования, удивления и восторга), эстетического восприятия, ведется кропотливая работа над развитием понимания слов «красивый», «красиво» с опорой на анализ воспринимаемой натуры, явления в природе и последующий результат в лепке, рисунке, аппликации. Дети учатся рассматривать красивые объекты, природные явления, находить, в чем проявляется красота. Закрепляются и уточняются образы деревьев, насекомых, человека, животных и насекомых (лошадки, птиц, бабочек и др.).На третьем году обучения осуществляется закрепление полученных ранее и новых знаний, умений и навыков работы в лепке, аппликации, рисунке и живописи, а также происходит знакомство с новыми художественными материалами и техниками работы сними. В 3 классе для детей осуществляется знакомство с новым художественным материалом — угольком.
Уроки решают следующие задачи:
а) обучение композиционной деятельности:
закрепление умения размещать рисунок на изобразительной плоскости в зависимости от содержания рисунка или особенностей формы изображаемого предмета; соотносить размер рисунка и величину листа бумаги;
развитие пространственных представлений (понятия: перед, за, около, рядом с, далеко от, посередине, справа от, слева от);
формирование умения изображать на листе бумаги предметы, соблюдая их пространственные отношения: ближние - ниже, дальние-выше; использовать приём загораживания одних предметов другими;
формирование представлений о различных вариантах построения композиции в декоративной работе (в вертикальном и горизонтальном формате);
закрепление умения передавать ритм в полосе узора, соблюдая очерёдность формы и цвета его элементов;
формирование умения самостоятельно планировать свою изобразительную деятельность (лепку, работу над аппликацией, рисование).
б) развитие умения воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию:
формирование умений проводить анализ предмета с целью его изображения; использование в этой работе метода сравнения, определённой последовательности в видах работ: сначала лепка, затем составление аппликации и рисование;
формирование умения соотносить форму предмета с геометрическими фигурами: круг, овал, квадрат и др.;
формирование представления о строении тела животных и способах изображения некоторых животных в лепке и аппликации с опорой на образ дымковских игрушек;
формирование умения передавать движения различных одушевлённых и неодушевлённых предметов;
формирование элементарных представлений о явлениях симметрии и асимметрии в природе, знакомство с основной симметрией.
знакомство с приёмом составления узора в квадрате с учётом центральной симметрии в аппликации.
в) развитие восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи:
расширение представлений обучающихся о цвете и красках, работа над понятиями «основные» (главные) цвета – красный, синий, жёлтый и «составные» цвета – зелёный, оранжевый, фиолетовый, коричневый и др.;
развитие технических навыков работы с красками;
закрепление приёмов получения смешанных цветов на палитре;
обучение приёмам осветления цвета (разбавлением краски водой или добавлением в краску белил); получение голубой, розовой, светло – зелёной, серой, светло – коричневой красок;
развитие умений в использовании осветлённых красок в сюжетных рисунках, в декоративном рисовании, в рисовании с натуры и по представлению.
г) обучение восприятию произведений искусства:
формирование представлений о работе художника;
развитие умений рассматривать картины, иллюстрации в книге, предметы декоративно – прикладного искусства.
Для достижения планируемых результатов предполагается использование разнообразных методов, типов уроков, форм проведения уроков и элементов образовательных технологий.
Методы и приемы обучения изобразительному искусству:
Общепедагогические:
практическая работа, упражнения, игры;
наблюдение, иллюстрация, демонстрация;
беседа, объяснение, работа с учебником.
Приемы:
сравнение, нахождение сходства и различия, выявление существенных признаков;
классификация и дифференциация и др.
Основные типы уроков:
урок изучения нового материала;
урок обобщающего повторения и систематизации знаний;
урок контроля знаний и умений.
Основным типом урока является комбинированный.
Нетрадиционные формы уроков:
Формы работы на уроке:
Ведущей формой работы учителя с обучающимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода. Обязательным требованием к каждому уроку является практическая работа. Обучающиеся, нуждающиеся в дифференцированной помощи со стороны учителя, участвуют во фронтальной работе со всеми обучающимися класса, а самостоятельно выполняют более облегченные варианты практической работы, используют шаблоны.
Элементы образовательных технологий:
технология исследовательской направленности;
здоровьесберегающая технология ;
игровые технологии;
информационно-коммуникационные технологии;
технология проблемного обучения;
технологии разноуровнего и дифференцированного подхода;
приёмы рефлексивных технологий.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Предмет «Изобразительное искусство» входит в образовательную область «Искусство». В соответствии с Учебным планом ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» рабочая программа в 3 классе рассчитана на 34 ч. в год (1ч. в неделю).
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам.
1.Личностные результаты:
У обучающихся будут сформированы:
положительное отношение и интерес к процессу изобразительной деятельности и ее результату;
приобщение к культуре общества, понимание значения и ценности
Предметов искусства;
воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
отношение к собственной изобразительной деятельности как к одному из возможных путей передачи представлений о мире и человеке в нем, выражения настроения, переживаний, эмоций;
умение наблюдать красоту окружающей действительности, адекватно реагировать на воспринимаемое, проявлять возникающую эмоциональную реакцию (красиво /некрасиво);
представление о собственных возможностях, осознание своих достижений в области изобразительной деятельности, способность к оценке результата собственной деятельности;
стремление к организованности и аккуратности в процессе деятельности с разными материалами и инструментами, проявлению дисциплины и выполнению правил гигиены и безопасного труда;
умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности (нравится / не нравится; что получилось / что не получилось); принятие факта существования различных мнений;
проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания удачам;
стремление к использованию приобретенных знаний и умений в предметно-практической деятельности, к проявлению творчества в самостоятельной изобразительной деятельности;
стремление к дальнейшему развитию собственных изобразительных навыков и накоплению общекультурного опыта;
стремление к сотрудничеству со сверстниками на основе коллективной творческой деятельности, владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия для решения практических и творческих задач.
2.Предметные результаты по учебному предмету «Изобразительное искусство» на конец обучения в 3 классе:
Минимальный уровень: | Достаточный уровень: |
Обучающиеся овладеют знаниями: названий частей конструкции изображаемого предмета (дерева дома тела человека); названий некоторых народных промыслов, изготавливающих игрушки (Дымково, Городец); приемов передачи глубины пространства: загораживание одних предметов другими, зрительное уменьшение их по сравнению с вблизи расположенными; об осевой симметрии. Обучающиеся овладеют умениями: сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом с помощью учителя; планировать деятельность при выполнении частей целой конструкции с помощью учителя; находить правильное изображение предмета среди выполненных ошибочно; исправлять свой рисунок, используя ластик; с помощью учителя достигать в узоре при составлении аппликации ритм повторением или чередованием формы и цвета его элементов; изображать некоторые элементы городецкой росписи с помощью учителя; соотносить форму предметов с геометрическими эталонами; владеть приемами осветления цвета; рассказывать, что изображено на картине, перечислять характерные признаки изображенного времени года с помощью вопросов учителя. | Обучающиеся получат возможность овладеть знаниями: названий частей конструкции изображаемого предмета (дерева дома тела человека); названий некоторых народных промыслов, изготавливающих игрушки (Дымково, Городец); приемов передачи глубины пространства: загораживание одних предметов другими, зрительное уменьшение их по сравнению с вблизи расположенными; об осевой симметрии. Обучающиеся получат возможность овладеть умениями: самостоятельно сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом; самостоятельно планировать деятельность при выполнении частей целой конструкции; находить правильное изображение предмета среди выполненных ошибочно; исправлять свой рисунок, используя ластик; самостоятельно достигать в узоре при составлении аппликации ритм повторением или чередованием формы и цвета его элементов; изображать элементы городецкой росписи самостоятельно; соотносить форму предметов с геометрическими эталонами; владеть приемами осветления цвета; самостоятельно рассказывать, что изображено на картине, перечислять характерные признаки изображенного времени года. |
3.Формирование базовых учебных действий
Личностные базовые учебные действия:
У обучающихся будут сформированы:
осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы,
положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
Регулятивные базовые учебные действия:
Обучающиеся научатся:
адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.)
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать
предложенному плану и работать в общем темпе;
активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои
действия и действия одноклассников;
соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами,
принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные базовые учебные действия:
Обучающиеся научатся:
выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
устанавливать видо - родовые отношения предметов;
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями;
читать;
наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;
работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях) под руководством и с помощью учителя.
Коммуникативные базовые учебные действия:
Обучающиеся научатся:
вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель - класс);
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
обращаться за помощью и принимать помощь;
сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
договариваться и изменять свое поведение с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
Содержание учебного предмета
Обучение композиционной деятельности
Рисование на темы: «Осень. Птицы улетают», «Дети лепят снеговика», «Скворечник на берёзе. Весна», «Деревня. Дома и деревья в деревне летом». Иллюстрирование сказки «Колобок»: «Колобок лежит на окне», «Колобок катится по дорожке».
Выполнение аппликаций: «Закладка для книг» (узор из растительных форм), «Разная посуда» (коллективная работа, на цветной фон наклеиваются чашки, кружки, кринки, которые дети вырезают из полосок сложенной вдвое бумаги).
Выполнение узора с помощью «картофельного» штампа (элементы узора – растительные формы, снежинки и т.п. – выполняется с помощью учителя).
Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию.
Лепка: «Зайчик», «Гусь» (по мотивам дымковской игрушки); пирамида из шаров, круглых лепёшек, выделенных различной величины из пластилина: «Человек стоит – идёт - бежит» (преобразование вылепленной из пластилина фигурки человека).
Аппликация: «Бабочка» (вырезание из цветной бумаги, сложенной вдвое, дорисовывание фломастером), «Узор в квадрате из листьев».
Рисование с натуры вылепленных игрушек: «Лошадка», или «Гусь» (по выбору учителя), рисование разной посуды: чашки, кружки, кринки и т.п.
Рисование по образцу и наблюдению: «Деревья зимой», «Деревья осенью. Дует ветер».
Рисование с натуры вылепленного человечка в положении статики и динамики: стоит, идёт, бежит.
Рисование элементов городецкой росписи: листья, бутоны. Цветы. Составление узора в квадрате: «Коробочка».
Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи.
Рисование с натуры 3 шаров, окрашенных в главные цвета.
Рисование с натуры или по представлению предметов, которые можно окрасить составными цветами: лист тополя, апельсин, цветок и т.п.
Получение на палитре оттенков чёрного цвета: тёмно – серый, серый, светло – серый; зелёного цвета: светло-зелёный; окраска изображений (например, лист сирени, монеты и т.п.)
Раскрашивание нарисованных с натуры предметов: посуда, игрушки простой формы (например, мяч, кубики и т.п.).
Рисование элементов городецкой или косовской росписи: листья, бутоны, цветы.
Работа в цвете на темы: «Осень. Птицы улетают», «Дети лепят снеговика», «Скворечник на берёзе. Весна», «Деревня. Дома и деревья в деревне летом». (Использование расширенных знаний учащихся о цвете, закрепление приёмов получения светлых оттенков цвета при изображении неба, земли, стволов деревьев).
Обучение восприятию произведений искусства.
Беседа по плану:
Как художник наблюдает природу, чтобы её изобразить?
Как он рассматривает предметы, чтобы их изобразить или придумать другие?
Какие краски использует художник, изображая деревья в разные времена года?
Что использует художник, придумывая узоры для тканей и посуды?
Для демонстрации можно использовать произведения живописи: картины И.Левитана, И.Шишкина, А.Куинджи, А.Саврасова, И.Бродского, А.Пластов, К.Коронина, Ф.Толстого.
Произведения декоративно – прикладного искусства: полотенца, платки с узорами, изделия Городца, Косова, Дымкова, Хохломы, Каргополя.
Работа над развитием речи
В 3 классе закрепляется речевой материал 1 и 2 классов. Новые слова, словосочетания:
художник, природа, красота; белила, палитра;
ритм (в узоре); фон; украшение, движение;
загораживать, украшать, изображать, рассматривать, сравнивать;
уменьшаться (маленький), увеличиваться (большой); придумывать;
идёт, бежит, стоит; развивается (флаг на ветру); примакивать, высыхать (о краске);
светлый (светло – синий); голубой, розовый, серый; широкий, узкий; высокий, низкий; близко, далеко;
форма предмета, кончик кисти, ритм в узоре, «картофельный» штамп, русский узор, народный узор; Россия, Русь, народ.
Новые фразы:
Приготовить рабочее место. Рисуй, чтобы было похоже (одинаково). Рисуй по памяти. Работай кончиком кисти, вот так.
Помой кисточку в воде.
В узоре повторяется форма и цвет; фон в узоре жёлтый; форма предмета похожа на овал.
Сначала нарисую ствол, потом ветки… Машина загораживает дом.
Система оценки достижений предметных результатов, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и формы контроля.
Оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов основана на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объёму и элементарные по содержанию знания и умения выполняют коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определённую роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом.
В 3 классе осуществляется текущий и итоговый контроль знаний, умений и навыков обучающихся.
Текущий контроль.
Цель проведения: проверка уровня усвоения изучаемого материала, обнаружение пробелов в знаниях отдельных обучающихся, принятие мер к устранению этих пробелов, предупреждение неуспеваемости.
Текущая проверка по предмету «Изобразительное искусство» проводится в следующих формах:
Итоговый контроль проводится в конце года в рамках промежуточной аттестации в форме творческой работы.
При оценке предметных результатов необходимо принимать во внимание индивидуальные особенности интеллектуального развития обучающихся, состояние их эмоционально-волевой сферы.
Результаты овладения АООП выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения:
чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель надежности полученных результатов, что дает основание оценивать их как «удовлетворительные», «хорошие», «очень хорошие» (отличные).
В оценочной деятельности результаты, продемонстрированные учеником в ходе выполнения творческих, самостоятельных, практических работ и тестах, соотносятся с оценками:
«очень хорошо» (отлично), если обучающиеся верно выполняют свыше 65% заданий;
«хорошо» - от 51% до 65% заданий;
удовлетворительно» (зачёт) - от 35% до 50% заданий.
При оценке устных ответов по предмету используется традиционная система отметок по 5-балльной шкале: (минимальный балл – 2, максимальный балл – 5), притом
2 балла «плохо», обучающийся не приступал к выполнению задания;
3 балла «удовлетворительно», если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий;
4 балла «хорошо» - от 51% до 65% заданий;
5 баллов «очень хорошо» (отлично) свыше 65%.
Знания и умения обучающихся по изобразительному искусству оцениваются по результатам выполнения практических, творческих работ.
«5» - выставляется за безошибочное и аккуратное выполнение работы, обучающийся умеет применить полученные знания в практической деятельности; верно передает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения; умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.
«4» -выставляется за безошибочное и аккуратное выполнение работы, но обучающийся допускает неточности в выполнении работы, гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения; умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее характерное.
«3» - выставляется за неточности в выполнении работы (восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов) и, если работа требует корректировки со стороны учителя; предлагаемые действия выполняет с ошибками, работает с помощью и под постоянным контролем педагога.
«2» - не выставляется.
При оценке итоговых предметных результатов из всего спектра оценок выбираются такие, которые стимулируют учебную и практическую деятельность обучающегося, оказывают положительное влияние на формирование жизненных компетенций.
Тематическое планирование
№п\п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Основные виды учебной деятельности |
| Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию | 2 | |
1 | Беседа на тему: «Лето, осень. Изменения в природе» Лепка по образцу и наблюдению Деревья осенью. Дует сильный ветер. | 1 | Наблюдение за изменениями в природе. Работа с рассказом; составление предложений для характеристики изменений в природе. Лепка по образцу и наблюдению. |
2 | Рисование по образцу. Деревья осенью. Дует сильный ветер. | 1 | Рисование по образцу после наблюдений, используя помощь учителя. |
| Обучение композиционной деятельности. Развитие восприятия цвета предметов, умений передавать в живописи. | 1 | |
3 | Рисование на тему. Осень. Птицы улетают. Журавли летят клином. | 1 | Характеристика признаков осени, составление плана работы, работа цветными карандашами; оценка своей работы, сравнение ее с другими работами. |
| Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию | 3 | |
4 | Аппликация. Бабочка. Рисование. Бабочка и цветы. | 1 | Рассматривание картин художника, рассуждение о своих впечатлениях; Ответы на вопросы по содержанию картин. Работа с понятиями: «контраст, фон, осевая симметрия»; анализ формы и частей предмета, работа в технике акварели. Оценка своей работы, сравнение ее с другими работами. |
5 | Рисование узора с использованием трафарета. «Бабочка на ткани». | 1 | Работа цветными карандашами, акварелью и в технике аппликации, используя графические средства выразительности: пятно, линию. Работа с понятием «узор». Работа с трафаретом. |
6 | Разные способы изображения бабочек. Аппликация. Бабочка из гофрированной бумаги. | 1 | Развивать декоративное чувство при выборе цвета, при совмещении материалов и заполнении формы. Работа с геометрической формой простого плоскостного тела (бабочки); работа с новым материалом — гофрированной бумагой (техника сгибания, скручивания при работе); освоение работы в технике (объемной) аппликации(практические навыки). |
| Развитие восприятия цвета предметов, умений передавать в живописи. | 3 | |
7 | Рисование по образцу. Одежда ярких и нежных цветов. | 1 | Работа с понятиями «яркие цвета», «разбеленные цвета». Обсуждение выбора цвета для одежды мальчика и девочки. Работа с трафаретом. Составление рисунка в соответствии с условиями творческого задания. Обсуждение творческих работ одноклассников; оценивание результатов своей работы и работ одноклассников. |
8 | Рисование по образцу. Превращение цветового пятна в изображение (цветы, листья, деревья). | 1 | Работа над значениями понятий «цветовое пятно, насыщенность цвета» в рисунке; понятия «контраст». Использование прорисовки в работе. Последовательное выполнение рисунка согласно замысла и композиции; работа в технике акварели. |
9 | Рисование кистью по сырой бумаге. Небо, радуга, листья, цветок. | 1 | Усвоение понятия «рисование по- сырому», «мазок»; рисование цветовых пятен необходимой формы и нужного размера в технике рисования «по-сырому»; прорисовывание полусухой кистью по сырому листу; закрепление правил работы с акварелью; правильное смешивание краски во время работы. Оценивание своей работы. |
| Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию Обучение композиционной деятельности. | 10 | |
10 | Рисование с натуры человека в положении статики и динамики (стоит, идет, бежит). Дорисовывание. | 1 | Рассматривание иллюстрации картин художника А. Дейнеки «Раздолье», «Бег», в которых художник изобразил людей в движении; ответы на вопросы по теме. Называние частей тела человека; понимание расположения тела человека в движении относительно вертикальной линии. Работа с трафаретом; усвоение понятий статика (покой), динамика (движение).Овладение навыками работы с цветными мелками. Самостоятельное рисование. |
11 | Лепка на тему «Зимние забавы». | 1 | Рассматривание произведения художников, изобразивших зимние игры детей, состояние и настроение природы в зимнем пейзаже; выделение общего и различного в передаче движения детей, изображения зимних игр и зимнего пейзажа; выполнение работы в технике «лепка в рельефе»; участие в подведении итогов, обсуждении и оценке творческой работы. |
12 | Рисование с натуры вылепленного человечка на тему «Зимние забавы». | 1 | Изображение фигур детей в движении, соблюдая пропорции; овладение навыками работы гуашью. Самостоятельная работа. Оценивание своей работы. |
13 | Рисование на тему «Дети лепят снеговиков». | 1 | Называние частей фигуры человека; объяснение, как выглядит снеговик; работа от общего к частному; анализ формы частей с соблюдением пропорций; работа в технике акварели с соблюдением пропорций при изображении детей на рисунке, с соблюдением плановости (задний, передний планы), при создании рисунка; оценивание своей работы и работ одноклассников. |
14 | Рисование гуашью по образцу. Деревья зимой в лесу (лыжник). | 1 | Называние отличительных особенностей техники работы с краской гуашью от техники работы акварелью. Выполнение эскиза живописного фона для зимнего пейзажа; определение цвета для передачи радостного солнечного зимнего состояния природы; прорисовывание деталей кистью, фломастером; участие в подведении итогов работы; обсуждение работ одноклассников и оценка результатов своей и их деятельности. |
15 | Рисование угольком. Зима. | 1 | Называние разных художественных материалов (гуашь, акварель, мелки, уголь); выполнение рисунка (зарисовки)деревьев зимой. |
16 | Лошадка. Лепка и зарисовка вылепленной фигурки. | 1 | Знакомство с каргопольской игрушкой, промыслом; ответы на вопросы; изображение каргапольских лошадок; определение центра композиции рисунка; лепка лошадок, состоящих из нескольких частей, соединяя их путем прижимания друг к другу. |
17 | Рисование на тему «Лошадка везет из леса сухие ветки, дрова». | 1 | Анализ формы частей с Соблюдением пропорций. Составление предложений о красоте, зимнем состояние природы. Оценка своей работы, сравнение ее с другими работами. |
18 | Аппликация с зарисовкой. Кружка, яблоко, груша. | 1 | Рассматривание картин художников, ответы на вопросы по их содержанию Называние фамилий художников; называние фруктов, разных по цвету и форме. Понимание значения «натюрморт»; работа акварелью и в технике аппликации. |
19 | Рисование по описанию. Деревья в лесу. Домик лесника. Человек идет по дорожке. | 1 | Анализ формы частей с соблюдением пропорций; работа в технике акварели с соблюдением пропорций при изображении; составление предложений о красоте, зимнем состояние природы; оценивание своей работы и работ одноклассников. |
| Обучение композиционной деятельности. Развитие восприятия цвета предметов, умений передавать в живописи. | 15 | |
20 | Элементы косовской росписи. Декоративное рисование. Украшение силуэтов сосудов косовской росписью. | 1 | Называние города, где изготавливают косовскую керамику; изделий косовской керамики; использование линии, точки, пятна как основы для выполнения узора косовской росписи; овладение первичными навыками в создании косовской росписи в технике акварели; работа с понятием «узор» («орнамент»); выполнение простых элементов косовской росписи; оценка своей работы, сравнение ее с другими работами. |
21 | Декоративное рисование. Орнамент в круге. | 1 | Работа с понятиями: сосуд, силуэт, узор, орнамент; называть, что такое роспись; украшение силуэта сосуда элементами косовской росписи; работа красками с максимальной самостоятельностью; оценка своей работы, сравнение ее с другими работами. |
22 | Беседа по картинам. Сказочная птица на картинах И.Билибина. Декоративное рисование. Сказочная птица. | 1 | Работа с понятиями: элемент росписи, силуэт; называние имени художника И. Билибина; составление предложений о своих впечатлениях; ответы на вопросы по содержанию произведений художника; работа в технике акварели; оценка своей работы. |
23 | Декоративное рисование. Сказочная птица. Украшение узором рамки. | 1 | Знакомство с видами орнамента, узора, его символами и принципами композиционного построения; выполнение орнаментальную композицию; работа с рассказом об отражении элементов природы в произведениях художника; украшение рамки для рисунка «Сказочная птица» красивым узором; работа в технике акварели. |
24 | Беседа по картинам. И. Левитан «Март», А. Саврасов «Грачи прилетели». Рисование на тему «Скворечник на березе. Весна» | 1 | Ответы на вопросы по содержанию картин; составление предложений об изменениях в природе весной; работа в технике акварели. |
25 | Рисование с использованием картофельного штампа. Закладка для книги. | 1 | Рассматривание разных узоров в закладках для книги; усвоение понятий: ритм, ритмично, повторение, чередование, элементы узора, штамп. Освоение процесса изготовления штампа. |
26 | Беседа натему «Красота вокруг нас. Посуда». Демонстрация образцов посуды с орнаментом. Рисование элементов узора на посуде. | 1 | Беседа, ответы на вопросы; объяснение значения понятия«декоративность»; выполнение творческого задания согласно условиям; самостоятельность при работе; оценка своей работы, сравнение ее с другими работами. |
27 | Аппликация. Украшение изображений посуды узором. | 1 | Усвоение значений понятий«декоративность» и «изменение» (трансформация); работа в технике аппликации с определением центра композиции и характера расположения растительных мотивов, связь декора с формой украшаемого предмета. |
28 | Беседа на тему «Святой праздник Пасхи». Декоративное рисование. Украшение узором яиц к празднику Пасхи. | 1 | Ответы на вопросы по теме; сравнение своей работы с оригиналом (образцом); усвоение понятий: роспись, расписывать, орнамент, Пасха, пасхальное яйцо, самостоятельность при работе; оценка своей работы, сравнение ее с другими работами. |
29 | Беседа на заданную тему «Городецкая роспись». Рисование элементов городецкой росписи. | 1 | Объяснение смысла понятия «городецкая роспись». обсуждении средств художественной выразительности для передачи формы, колорита. Работа гуашью самостоятельно. |
30 | Декоративное рисование. Украшение силуэта кухонной доски городецкой росписью. | 1 | Рисование по образцу, в технике гуаши; выполнение узоров росписи составными, осветленными цветами; участие в подведении итогов, обсуждении и оценке творческой работы. |
31 | Беседа на тему «Иллюстрация к сказке, зачем нужна иллюстрация». Рисование эпизодов к сказке «Колобок». | 1 | Рассматривание иллюстраций в книгах, высказывание своего мнения о роли цвета, атрибутов при создании образов героев; |
32 | Рисование красками, гуашью по образцу «Колобок на окне». Украшение элементов рисунка городецкой росписью. | 1 | Выделение этапов работы в соответствии с поставленной целью; обсуждение и оценка творческой работы. Работа в технике акварели. |
33 | Творческая работа в рамках промежуточной аттестации. Лепка, рисование на тему «Летом за грибами». | 1 | Самостоятельная работа в технике лепки и рисования акварелью. |
34 | Беседа по картине. А. Пластов. Летом. Составление рассказа по теме «Поход в лес за грибами летом. | 1 | Рассматривание картин, беседа; составление предложений по теме. |
| ИТОГО | 34 | |
Материально – техническое обеспечение.
Средства обучения и воспитания учебного предмета «Изобразительное искусство» включают:
Учебно-методический комплект:
1.Рау М.Ю. «Изобразительное искусство». 3 класс. Учебник для общеобразовательных
организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные
программы. - М.: Просвещение, 2019.
2.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений
VIII вида 0-4 классы», под ред. И.М. Бгажноковой – М.: Просвещение, 2011.
(Программа по предмету «Изобразительное искусство», автор М.Ю. Рау.
Учебно-практическое оборудование:
Набор конструкторов; краски акварельные, гуашевые; бумага А3, А4; бумага
цветная; картон, клей, фломастеры; кисти; ножницы; пластилин; шаблоны
геометрических фигур и предметов; набор муляжей «Фрукты, овощи, грибы»
(комплект);трафареты пластиковые: «Геометрические фигуры», «Птицы»,
«Животные», «Одежда», «Фрукты», «Овощи», натуральные предметы и игрушки
для рисования по темам.
Технические средства обучения – компьютер, экранно-звуковые пособия.
Литература для учителя:
Грошенков И.А. Уроки рисования в I – VI классах вспомогательной школы. Издание 3-е, испр. и доп. М., «Просвещение», 1975.
Грошенков И.А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 208 стр.
Хворостов А.С. Декоративно – прикладное искусство в школе.
Кузин В.С., Кубышкин Э.И. «Изобразительное искусство». Издательский дом « Дрофа», 1995 г.
Карпенко М.Т. «Сборник загадок» (пособие для учителя ) Москва «Просвещение», 1988 г.
Смирнова А.Н. «Коррекционно – воспитательная работа учителя вспомогательной школы.» М. Просвещение, 1982 г.
М.В. Трофимова, Т.И. Тарабарина «И учеба, и игра изобразительное искусство», Ярославль, Академия развития 2001 год.
Серия книг «Школа рисования», «Мир книги», Москва 2005 год.
И.А.Грошенков «Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида»
Журналы «Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии», ООО издательство «Школьная пресса».
Е. А. Коростина «Изобразительное искусство», издательство «Учитель – АСТ» Волгоград 2002 год.
В. С. Кузин, Э. И. Кубышкина «Изобразительное искусство», издательский дом «Дрофа» 1995 год.
Цифровые образовательные ресурсы: Презентации:
Синь России. Гжель.
Городецкая роспись.
Роспись по дереву
Что это за листья?
Орнамент.
Геометрические узоры
Снежинки.
Хохломская роспись. Узор в полосе.
Рисуем листья, ветку, деревья
Демонстрационное оборудование:
Картины художников:
И. Куинджи «Березовая роща»
А. Пластов «Сенокос»
И. Левитан «Март»
А. Саврасов «Грачи прилетели»
К. Юона «Конец зимы», «Полдень»
Левитан «Золотая осень»
И. Хруцкой «Цветы и плоды»
Интернет ресурсы:
http://www.solnet.ee/index.htmlе
journal.edusite.ru/p84aa1.html
http://mirdetok.tomsk.ru/
tgl.net.ru/wiki/index.php/Ресур
http://www.uroki.net/docnach.htm
nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshc...
planeta.tspu.ru/?ur=810&ur1=863&ur2.. nachalka.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_...
planeta.tspu.ru/files/file/Chertkov...
Литература для учащихся:
Каменева, Е. Какого цвета радуга / Е. Каменева. - М.: Детская литература, 1984.Туберовская, О. М.
В гостях у картин. Рассказы о живописи / О. М. Туберовская. - Л. : Детская литература, 1973.
Энциклопедический словарь юного художника. - М. : Педагогика, 1983.
Детские презентации http://viki.rdf.ru/item/395/download
Фестиваль «Открытый урок» [email protected]
Литература для родителей:
Ходушина, Н. П. Ребенок и изобразительное искусство / Н. П. Ходушина // Здравствуй, музей! - СПб., 1995.
Т. А. Копцева «Природа и художник» М. 2000.
В. С. Горичева «Сказку сделаем из глины, снега, из теста, пластилина» Яр-ль. 1998.
Г. Г. Григорьева «Изобразительная деятельность дошкольников» М., 1997.
Г. С. Швайко «Занятия по ИЗО в д/с» М., 2001
И. А. Курочкина «Знакомим с натюрмортом» С-П., 1999. п-ма «Детство»
Т. Н. Доронова «Природа, искусство, изобразительная деятельность» п-ма «Радуга» М.