СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по ИЗО 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

      Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с:

  • Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ «Новобрянская СКОШИ » на 2020-2021 учебный год;

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по ИЗО 3 класс»

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат»

671325 Заиграевский район с. Новая Брянь тел/факс 8(30136)53-3-02 ул. Школьная, 5 эл.адрес: nbskoshi@yandex.ru



«Рассмотрено»



на заседании методического объединения

протокол №________

от________________


«Согласовано»



Зам. директора по НМР

_______ Е.Г. Сапожникова

от___________________

«Утверждено»



Директор школы

_________С.О. Будаев

от_________________





Адаптированная рабочая программа



Предмет: ИЗО

Класс: 3

Учебный год: 2020-2021

Учитель: Финаева Ольга Сергеевна

Квалификационная категория: первая













с.Новая Брянь

2020

Пояснительная записка


Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с:

  • Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ «Новобрянская СКОШИ » на 2020-2021 учебный год;

  • требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
    образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), и на основании следующих нормативно-правовых документов:

1.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

2. Приказ  Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 – «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

3.Учебный план АООП (вариант 1) на 2020-2021 учебный год ГБОУ «Новобрянская СКОШИ».

4.СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

Основой для разработки рабочей программы является авторская программа М. Ю. Рау «Изобразительное искусство», из сборника программ специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 0-4 классов под редакцией И.М. Бгажноковой – М.: Просвещение, 2011.Данная программа допущена Министерством образования и науки Российской Федерации. В школе-интернате имеются учебники и учебно – методические пособия для реализации данной программы.

Программа по изобразительному искусству составлена с учетом особенностей познавательной деятельности, эмоционально волевой регуляции, поведения младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), способствует формированию личности и воспитанию положительных навыков и привычек.

Основная цель предмета– осуществление комплексного подхода к развитию личности младших школьников с интеллектуальными нарушениями, путем коррекции и развития сенсомоторной сферы, высших психических функций, обогащения чувственного опыта в процессе занятий изобразительной деятельностью.

Для достижения поставленной цели на уроках изобразительного искусства решаются следующие задачи:

1.Формирование навыков и приемов работы в разных видах изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация).

2. Развитие интереса к изобразительной деятельности, эстетических чувств и понимание красоты окружающего мира в процессе знакомства с произведениями декоративно-прикладного и народного искусства.

3.Развитие познавательной активности.

4.Формирование у обучающихся приемов познания предметов и явлений действительности с целью их изображения.

5.Формирование умения следовать инструкции при выполнении работ, а также умения работать самостоятельно.

6.Развитие навыков коллективной работы для получения результата общей деятельности.

7.Коррекция недостатков психической деятельности и развитие речи обучающихся.

8.Воспитание положительных качеств личности (настойчивость, стремление к познанию, доброжелательность).

9.Воспитание адекватного отношения к результатам собственной деятельности и деятельности других.

Предмет имеет коррекционную направленность.

Основными направлениями коррекционной работы являются:

1.Совершенствование движений и сенсомоторное развитие:

  • развитие зрительного восприятия и узнавания;

  • развитие пространственных представлений;

  • развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук (правильное удержание карандаша и кисточки, нажима и темпа движения, прекращения движения в нужной точке; сохранение направления движения).

2.Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

  • развитие зрительной памяти и внимания;

  • развитие слухового внимания и памяти.

3.Развитие основных мыслительных операций и речи:

  • умение работать со словесной и письменной инструкциями, алгоритмом;

  • обогащение словаря за счет введения новых слов, обозначающих художественные материалы, их свойства и качества.

  • умение планировать деятельность;

  • умение систематизировать естествоведческий материал, давать простейшие объяснения;

  • умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями.

4.Развитие различных видов мышления:

  • развитие наглядно-образного мышления;

  • развитие словесно-логического мышления;

5.Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы.

Содержание программы отражено в разделах: «Обучение композиционной деятельности», «Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию»; «Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи»; «Обучение восприятию произведений искусства» и распределено последовательно с постепенным усложнением.

Программой предусмотрены следующие виды работы:

  • рисование с натуры и по образцу (готовому изображению); рисование по памяти, представлению и воображению; рисование на свободную и заданную тему; декоративное рисование.

  • лепка объемного и плоскостного изображения (барельеф на картоне) с натуры или по образцу, по памяти, воображению; лепка на тему; лепка декоративной композиции;

  • выполнение плоскостной и полуобъемной аппликаций (без фиксации деталей на изобразительной поверхности («подвижная аппликация») и с фиксацией деталей на изобразительной плоскости с помощью пластилина и клея) с натуры, по образцу, представлению, воображению; выполнение предметной, сюжетной и декоративной аппликации;

  • проведение беседы о содержании рассматриваемых репродукций с картины художников, книжной иллюстрации, картинки, произведения народного и декоративно-прикладного искусства.

Подбираемый материал для демонстрации доступен пониманию обучающихся по содержанию и отвечает их инте­ресам.

В программе предложен ре­чевой материал в виде отдельных слов, словосочетаний и фраз, который зак­репляется в практической деятельности и в беседах по изобразительному искусству.

После изложения программного материала в конце каждого класса определен обязательный базовый уровень знаний. Разграничиваются умения, которыми обучающиеся могут овладеть и самостоятельно применять в учебной и практической деятельности (достаточный уровень), и умения которые в силу объективных причин не могут быть полностью сформированы, но очень важны с точки зрения их практической значимости (минимальный уровень).

Программа адресована обучающимся 3 класса с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Срок реализации рабочей программы по изобразительному искусству– 1 год.


Общая характеристика учебного предмета

Изобразительное искусство как учебный предмет имеет большое значение в развитии детей с интеллектуальными нарушениями. Обучающиеся не только рисуют, но и составляют аппликацию, лепят. На уроках они знакомятся с законами композиции и свойствами цвета, с различными видами и жанрами искусства, с некоторыми доступными по содержанию произведениями известных художников.

В подготовительном периоде обучения выделяются спе­циальные разделы пропедевтической и коррекционной работы, направленной на развитие мелкой моторики пальцев и кисти рук, формирование познавательной деятельности, навыков работы с худо­жественными материалами и др.

Работа с натурой в лепке, при составлении аппликации, в рисовании является ведущей. Обучающиеся учатся приемам обследования изображаемых предметов. Рисованию с натуры предшествуют наблюдения изображаемого объекта, определение его формы, строения, цвета и размеров отдельных деталей и их взаимного расположения. После изучения предмета обучающиеся передают его изображение в рисунке так, как видят его со своего места.

При обучении рисованию с натуры используется метод сравнения. Работа над аппликацией предлагается в разных вариантах:

а) составление “подвижной аппликации” - целого изображения из частей (например, человечка, лошадки из частей, составляющих их тело) или композиции из готовых изображений или силуэтов (напри­мер, дом, около дома - дерево, за домом - забор, перед забором - машина). В “подвижной аппликации" части целого объекта или ком­позиции не приклеиваются на изобразительную плоскость (лист бу­маги). Предоставляется возможность передвигать их, показывая: дви­жение объекта; рациональное размещение, планирование при состав­лении композиции (например, передвигать ноги у человечка, пока­зывая, что он то стоит, то идет; показывать правильное и ошибоч­ное расположение силуэта объекта (или объектов) относительно изоб­разительной плоскости: в центре листа, сбоку, слишком высоко или низко;

б) составление и фиксирование частей аппликации с помощью клея при создании целого изображения или композиции (элементы апп­ликации готовятся или учителем, или учащимся).

Наряду с формированием практических умений у обучающихся развивается цветовоcприятие, умение устанавливать связи между свойствами предметов и cенсорными эталонами и т.д. На уроках используются игровые формы, проблемные ситуации.

В композиционной деятельности ведется работа над развитием умений устанавливать пространственные и смысловые связи. С этой це­лью используются методики работы с “подвижной аппликацией”, с правильными и ошибочными изобра­жениями, а также шаблоны, зрительные опоры в виде точек, кото­рые заранее проставляются учителем в альбоме.

Работа над декоративной композицией в полосе при составлении узора позволяет развить у детей чувство ритма при чередовании формы, цве­та, величины элементов.

Работа над тематической композицией начинается с формирования графических образов объектов. Прежде всего, это дерево, дом, чело­век.

Обучающиеся рассматривают предмет, который они собираются нарисовать, выделяют главные признаки предмета: его форму, цвет, величину; расположение предмета в про­странстве; соотносят выделенные части в отношении друг друга и по отношению к целому. Ведущими видами работы в этом направлении является лепка-аппликация - рисунок в названной последовательности. В лепке ребенок воссоздает объемные части и соединяет их в целое объемное изображение. Аппликация является переходным этапом от объемного к плоскостному изображению – рисунку. Знакомство детей со свойствами цвета (цветовым тоном, светлотой, насыщенностью) происходит в практической деятельности. Здесь главную роль играет демонстрация приемов, раскрывающих свойства цвета.

В 3 классе рассматриваются 1-2 объекта произведений искусства. Сначала дети называют на картине предметы и их признаки, затем устанавливают временные, причинно – следственные связи, понимают содержание, сходство с реальностью, высказывают свое отношение к изображенному. Ведется работа над пониманием видов и жанров изобразительного искусства. Ра­бота над развитием речи обучающихся проводится 1 раз в месяц, в конце четверти и в конце учебного года. На уроке, для проверки накопленного лексического материала, отводится по 10-15 мин.

Основной формой организации процесса обучения изобразительному искусству является урок.

В 3 классе на уроках изобразительного искусства продолжается работа над развитием эстетических чувств (радости, любования, удивления и восторга), эстетического восприятия, ведется кропотливая работа над развитием понимания слов «красивый», «красиво» с опорой на анализ воспринимаемой натуры, явления в природе и последующий результат в лепке, рисунке, аппликации. Дети учатся рассматривать красивые объекты, природные явления, находить, в чем проявляется красота. Закрепляются и уточняются образы деревьев, насекомых, человека, животных и насекомых (лошадки, птиц, бабочек и др.).На третьем году обучения осуществляется закрепление полученных ранее и новых знаний, умений и навыков работы в лепке, аппликации, рисунке и живописи, а также происходит знакомство с новыми художественными материалами и техниками работы сними. В 3 классе для детей осуществляется знакомство с новым художественным материалом — угольком.

Уроки решают следующие задачи:

а) обучение композиционной деятельности:

  • закрепление умения размещать рисунок на изобразительной плоскости в зависимости от содержания рисунка или особенностей формы изображаемого предмета; соотносить размер рисунка и величину листа бумаги;

  • развитие пространственных представлений (понятия: перед, за, около, рядом с, далеко от, посередине, справа от, слева от);

  • формирование умения изображать на листе бумаги предметы, соблюдая их пространственные отношения: ближние - ниже, дальние-выше; использовать приём загораживания одних предметов другими;

  • формирование представлений о различных вариантах построения композиции в декоративной работе (в вертикальном и горизонтальном формате);

  • закрепление умения передавать ритм в полосе узора, соблюдая очерёдность формы и цвета его элементов;

  • формирование умения самостоятельно планировать свою изобразительную деятельность (лепку, работу над аппликацией, рисование).

б) развитие умения воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию:

  • формирование умений проводить анализ предмета с целью его изображения; использование в этой работе метода сравнения, определённой последовательности в видах работ: сначала лепка, затем составление аппликации и рисование;

  • формирование умения соотносить форму предмета с геометрическими фигурами: круг, овал, квадрат и др.;

  • формирование представления о строении тела животных и способах изображения некоторых животных в лепке и аппликации с опорой на образ дымковских игрушек;

  • формирование умения передавать движения различных одушевлённых и неодушевлённых предметов;

  • формирование элементарных представлений о явлениях симметрии и асимметрии в природе, знакомство с основной симметрией.

  • знакомство с приёмом составления узора в квадрате с учётом центральной симметрии в аппликации.

в) развитие восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи:

  • расширение представлений обучающихся о цвете и красках, работа над понятиями «основные» (главные) цвета – красный, синий, жёлтый и «составные» цвета – зелёный, оранжевый, фиолетовый, коричневый и др.;

  • развитие технических навыков работы с красками;

  • закрепление приёмов получения смешанных цветов на палитре;

  • обучение приёмам осветления цвета (разбавлением краски водой или добавлением в краску белил); получение голубой, розовой, светло – зелёной, серой, светло – коричневой красок;

  • развитие умений в использовании осветлённых красок в сюжетных рисунках, в декоративном рисовании, в рисовании с натуры и по представлению.

г) обучение восприятию произведений искусства:

  • формирование представлений о работе художника;

  • развитие умений рассматривать картины, иллюстрации в книге, предметы декоративно – прикладного искусства.

Для достижения планируемых результатов предполагается использование разнообразных методов, типов уроков, форм проведения уроков и элементов образовательных технологий.

Методы и приемы обучения изобразительному искусству:

Общепедагогические:

  • практическая работа, упражнения, игры;

  • наблюдение, иллюстрация, демонстрация;

  • беседа, объяснение, работа с учебником.

Приемы:

  • сравнение, нахождение сходства и различия, выявление существенных признаков;

  • классификация и дифференциация и др.

Основные типы уроков:

  • урок изучения нового материала;

  • урок обобщающего повторения и систематизации знаний;

  • урок контроля знаний и умений.

Основным типом урока является комбинированный.

Нетрадиционные формы уроков:

  • интегрированный,

  • урок-игра,

  • урок - экскурсия,

  • урок – путешествие;

  • урок с элементами исследования.

Формы работы на уроке:

Ведущей формой работы учителя с обучающимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода. Обязательным требованием к каждому уроку является практическая работа. Обучающиеся, нуждающиеся в дифференцированной помощи со стороны учителя, участвуют во фронтальной работе со всеми обучающимися класса, а самостоятельно выполняют более облегченные варианты практической работы, используют шаблоны.

Элементы образовательных технологий:

  • технология исследовательской направленности;

  • здоровьесберегающая технология ;

  • игровые технологии;

  • информационно-коммуникационные технологии;

  • технология проблемного обучения;

  • технологии разноуровнего и дифференцированного подхода;

  • приёмы рефлексивных технологий.


Описание места учебного предмета в учебном плане

Предмет «Изобразительное искусство» входит в образовательную область «Искусство». В соответствии с Учебным планом ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» рабочая программа в 3 классе рассчитана на 34 ч. в год (1ч. в неделю).





Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам.

1.Личностные результаты:

У обучающихся будут сформированы:

  • положительное отношение и интерес к процессу изобразительной деятельности и ее результату;

  • приобщение к культуре общества, понимание значения и ценности

Предметов искусства;

  • воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • отношение к собственной изобразительной деятельности как к одному из возможных путей передачи представлений о мире и человеке в нем, выражения настроения, переживаний, эмоций;

  • умение наблюдать красоту окружающей действительности, адекватно реагировать на воспринимаемое, проявлять возникающую эмоциональную реакцию (красиво /некрасиво);

  • представление о собственных возможностях, осознание своих достижений в области изобразительной деятельности, способность к оценке результата собственной деятельности;

  • стремление к организованности и аккуратности в процессе деятельности с разными материалами и инструментами, проявлению дисциплины и выполнению правил гигиены и безопасного труда;

  • умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности (нравится / не нравится; что получилось / что не получилось); принятие факта существования различных мнений;

  • проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания удачам;

  • стремление к использованию приобретенных знаний и умений в предметно-практической деятельности, к проявлению творчества в самостоятельной изобразительной деятельности;

  • стремление к дальнейшему развитию собственных изобразительных навыков и накоплению общекультурного опыта;

  • стремление к сотрудничеству со сверстниками на основе коллективной творческой деятельности, владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия для решения практических и творческих задач.


2.Предметные результаты по учебному предмету «Изобразительное искусство» на конец обучения в 3 классе:

Минимальный уровень:

Достаточный уровень:

Обучающиеся овладеют знаниями:

  • названий частей конструкции изображаемого предмета (дерева дома тела человека);

  • названий некоторых народных промыслов, изготавливающих игрушки (Дымково, Городец);

  • приемов передачи глубины пространства: загораживание одних предметов другими, зрительное уменьшение их по сравнению с вблизи расположенными;

  • об осевой симметрии.

Обучающиеся овладеют умениями:

  • сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом с помощью учителя;

  • планировать деятельность при выполнении частей целой конструкции с помощью учителя;

  • находить правильное изображение предмета среди выполненных ошибочно; исправлять свой рисунок, используя ластик;

  • с помощью учителя достигать в узоре при составлении аппликации ритм повторением или чередованием формы и цвета его элементов;

  • изображать некоторые элементы городецкой росписи с помощью учителя;

  • соотносить форму предметов с геометрическими эталонами;

  • владеть приемами осветления цвета;

  • рассказывать, что изображено на картине, перечислять характерные признаки изображенного времени года с помощью вопросов учителя.


Обучающиеся получат возможность овладеть знаниями:

  • названий частей конструкции изображаемого предмета (дерева дома тела человека);

  • названий некоторых народных промыслов, изготавливающих игрушки (Дымково, Городец);

  • приемов передачи глубины пространства: загораживание одних предметов другими, зрительное уменьшение их по сравнению с вблизи расположенными;

  • об осевой симметрии.

Обучающиеся получат возможность овладеть умениями:

  • самостоятельно сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом;

  • самостоятельно планировать деятельность при выполнении частей целой конструкции;

  • находить правильное изображение предмета среди выполненных ошибочно; исправлять свой рисунок, используя ластик;

  • самостоятельно достигать в узоре при составлении аппликации ритм повторением или чередованием формы и цвета его элементов;

  • изображать элементы городецкой росписи самостоятельно;

  • соотносить форму предметов с геометрическими эталонами; владеть приемами осветления цвета;

  • самостоятельно рассказывать, что изображено на картине, перечислять характерные признаки изображенного времени года.



3.Формирование базовых учебных действий

Личностные базовые учебные действия:

У обучающихся будут сформированы:

  • осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы,

  • положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;

  • самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;

Регулятивные базовые учебные действия:

Обучающиеся научатся:

  • адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.)

  • принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать

предложенному плану и работать в общем темпе;

  • активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои

действия и действия одноклассников;

  • соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами,

  • принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

Познавательные базовые учебные действия:

Обучающиеся научатся:

  • выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;

  • устанавливать видо - родовые отношения предметов;

  • делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

  • пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями;

  • читать;

  • наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;

  • работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях) под руководством и с помощью учителя.

Коммуникативные базовые учебные действия:

Обучающиеся научатся:

вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель - класс);

  • использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

  • обращаться за помощью и принимать помощь;

  • сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

  • слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

  • доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;

  • договариваться и изменять свое поведение с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.


Содержание учебного предмета

Обучение композиционной деятельности

Рисование на темы: «Осень. Птицы улетают», «Дети лепят снеговика», «Скворечник на берёзе. Весна», «Деревня. Дома и деревья в деревне летом». Иллюстрирование сказки «Колобок»: «Колобок лежит на окне», «Колобок катится по дорожке».

Выполнение аппликаций: «Закладка для книг» (узор из растительных форм), «Разная посуда» (коллективная работа, на цветной фон наклеиваются чашки, кружки, кринки, которые дети вырезают из полосок сложенной вдвое бумаги).

Выполнение узора с помощью «картофельного» штампа (элементы узора – растительные формы, снежинки и т.п. – выполняется с помощью учителя).

Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию.

Лепка: «Зайчик», «Гусь» (по мотивам дымковской игрушки); пирамида из шаров, круглых лепёшек, выделенных различной величины из пластилина: «Человек стоит – идёт - бежит» (преобразование вылепленной из пластилина фигурки человека).

Аппликация: «Бабочка» (вырезание из цветной бумаги, сложенной вдвое, дорисовывание фломастером), «Узор в квадрате из листьев».

Рисование с натуры вылепленных игрушек: «Лошадка», или «Гусь» (по выбору учителя), рисование разной посуды: чашки, кружки, кринки и т.п.

Рисование по образцу и наблюдению: «Деревья зимой», «Деревья осенью. Дует ветер».

Рисование с натуры вылепленного человечка в положении статики и динамики: стоит, идёт, бежит.

Рисование элементов городецкой росписи: листья, бутоны. Цветы. Составление узора в квадрате: «Коробочка».

Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи.

Рисование с натуры 3 шаров, окрашенных в главные цвета.

Рисование с натуры или по представлению предметов, которые можно окрасить составными цветами: лист тополя, апельсин, цветок и т.п.

Получение на палитре оттенков чёрного цвета: тёмно – серый, серый, светло – серый; зелёного цвета: светло-зелёный; окраска изображений (например, лист сирени, монеты и т.п.)

Раскрашивание нарисованных с натуры предметов: посуда, игрушки простой формы (например, мяч, кубики и т.п.).

Рисование элементов городецкой или косовской росписи: листья, бутоны, цветы.

Работа в цвете на темы: «Осень. Птицы улетают», «Дети лепят снеговика», «Скворечник на берёзе. Весна», «Деревня. Дома и деревья в деревне летом». (Использование расширенных знаний учащихся о цвете, закрепление приёмов получения светлых оттенков цвета при изображении неба, земли, стволов деревьев).

Обучение восприятию произведений искусства.

Беседа по плану:

  1. Как художник наблюдает природу, чтобы её изобразить?

  2. Как он рассматривает предметы, чтобы их изобразить или придумать другие?

  3. Какие краски использует художник, изображая деревья в разные времена года?

  4. Что использует художник, придумывая узоры для тканей и посуды?

Для демонстрации можно использовать произведения живописи: картины И.Левитана, И.Шишкина, А.Куинджи, А.Саврасова, И.Бродского, А.Пластов, К.Коронина, Ф.Толстого.

Произведения декоративно – прикладного искусства: полотенца, платки с узорами, изделия Городца, Косова, Дымкова, Хохломы, Каргополя.

Работа над развитием речи

В 3 классе закрепляется речевой материал 1 и 2 классов. Новые слова, словосочетания:

художник, природа, красота; белила, палитра;

ритм (в узоре); фон; украшение, движение;

загораживать, украшать, изображать, рассматривать, сравнивать;

уменьшаться (маленький), увеличиваться (большой); придумывать;

идёт, бежит, стоит; развивается (флаг на ветру); примакивать, высыхать (о краске);

светлый (светло – синий); голубой, розовый, серый; широкий, узкий; высокий, низкий; близко, далеко;

форма предмета, кончик кисти, ритм в узоре, «картофельный» штамп, русский узор, народный узор; Россия, Русь, народ.

Новые фразы:

Приготовить рабочее место. Рисуй, чтобы было похоже (одинаково). Рисуй по памяти. Работай кончиком кисти, вот так.

Помой кисточку в воде.

В узоре повторяется форма и цвет; фон в узоре жёлтый; форма предмета похожа на овал.

Сначала нарисую ствол, потом ветки… Машина загораживает дом.


Система оценки достижений предметных результатов, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и формы контроля.

Оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов основана на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объёму и эле­ментарные по содержанию знания и умения выполняют коррекцион­но-развивающую функцию, поскольку они играют определённую роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом.

В 3 классе осуществляется текущий и итоговый контроль знаний, умений и навыков обучающихся.

Текущий контроль.

Цель проведения: проверка уровня усвоения изучаемого материала, обнаружение пробелов в знаниях отдельных обучающихся, принятие мер к устранению этих пробелов, предупреждение неуспеваемости.

Текущая проверка по предмету «Изобразительное искусство» проводится в следующих формах:

  • фронтальный опрос;

  • творческие и практические работы;

Итоговый контроль проводится в конце года в рамках промежуточной аттестации в форме творческой работы.

При оценке предметных результатов необходимо принимать во внимание индивидуальные особенности интеллектуального развития обучающихся, состояние их эмоционально-волевой сферы.

Результаты овладения АООП выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения:

чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель надежности полученных результатов, что дает основание оценивать их как «удовлетворительные», «хорошие», «очень хорошие» (отличные).

В оценочной деятельности результаты, продемонстрированные учеником в ходе выполнения творческих, самостоятельных, практических работ и тестах, соотносятся с оценками:

  • «очень хорошо» (отлично), если обучающиеся верно выполняют свыше 65% заданий;

  • «хорошо» - от 51% до 65% заданий;

  • удовлетворительно» (зачёт) - от 35% до 50% заданий.

При оценке устных ответов по предмету используется традиционная система отметок по 5-балльной шкале: (минимальный балл – 2, максимальный балл – 5), притом

2 балла «плохо», обучающийся не приступал к выполнению задания;

3 балла «удовлетворительно», если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий;

4 балла «хорошо» - от 51% до 65% заданий;

5 баллов «очень хорошо» (отлично) свыше 65%.

Знания и умения обучающихся по изобразительному искусству оцениваются     по результатам выполнения практических, творческих работ.

«5» - выставляется за безошибочное и аккуратное выполнение работы, обучающийся умеет применить полученные знания в практической деятельности; верно передает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения; умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.

«4» -выставляется за безошибочное и аккуратное выполнение работы, но обучающийся допускает неточности в выполнении  работы, гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения; умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее характерное.

«3» - выставляется за неточности в выполнении работы (восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов) и, если работа требует корректировки со стороны учителя; предлагаемые действия выполняет с ошибками, работает с помощью и под постоянным контролем педагога.

«2» - не выставляется.

При оценке итоговых предметных результатов из всего спектра оценок выбираются такие, которые стимулируют учебную и практическую деятельность обучающегося, оказывают положительное влияние на формирование жизненных компетенций.




































Тематическое планирование


№п\п

Наименование разделов и тем

Всего

часов

Основные виды

учебной деятельности


Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию

2


1

Беседа на тему: «Лето, осень. Изменения в природе» Лепка по образцу и наблюдению

Деревья осенью. Дует сильный ветер.

1

Наблюдение за

изменениями в природе.

Работа с рассказом; составление предложений для характеристики изменений в природе. Лепка по образцу и наблюдению.

2

Рисование по образцу. Деревья осенью. Дует сильный ветер.

1

Рисование по образцу после наблюдений, используя помощь учителя.


Обучение композиционной деятельности. Развитие восприятия цвета предметов, умений передавать в живописи.

1


3

Рисование на тему. Осень. Птицы улетают. Журавли летят клином.

1

Характеристика признаков осени, составление плана работы, работа цветными карандашами; оценка своей работы, сравнение ее с другими работами.


Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию

3


4

Аппликация. Бабочка. Рисование. Бабочка и цветы.

1

Рассматривание картин художника, рассуждение о своих впечатлениях;

Ответы на вопросы по содержанию картин.

Работа с понятиями: «контраст, фон, осевая симметрия»; анализ формы и частей предмета, работа в технике акварели. Оценка своей работы, сравнение ее с другими работами.

5

Рисование узора с использованием трафарета. «Бабочка на ткани».

1

Работа цветными карандашами, акварелью и в технике аппликации, используя графические средства выразительности: пятно, линию. Работа с понятием «узор». Работа с трафаретом.

6

Разные способы изображения бабочек. Аппликация. Бабочка из гофрированной бумаги.

1

Развивать декоративное чувство при выборе цвета, при совмещении материалов и заполнении формы.

Работа с геометрической формой простого плоскостного тела (бабочки); работа с новым материалом — гофрированной бумагой (техника сгибания, скручивания при работе); освоение работы в технике (объемной) аппликации(практические навыки).


Развитие восприятия цвета предметов, умений передавать в живописи.

3


7

Рисование по образцу. Одежда ярких и нежных цветов.

1

Работа с понятиями «яркие цвета», «разбеленные цвета».

Обсуждение выбора цвета для одежды мальчика и девочки. Работа с трафаретом. Составление рисунка в соответствии с

условиями творческого задания. Обсуждение творческих работ одноклассников; оценивание результатов своей работы и работ одноклассников.

8

Рисование по образцу. Превращение цветового пятна в изображение (цветы, листья, деревья).

1

Работа над значениями понятий «цветовое пятно, насыщенность цвета» в рисунке; понятия «контраст».

Использование прорисовки

в работе. Последовательное выполнение рисунка согласно замысла и композиции; работа в технике акварели.

9

Рисование кистью по сырой бумаге. Небо, радуга, листья, цветок.

1

Усвоение понятия «рисование по- сырому», «мазок»; рисование цветовых пятен необходимой формы и

нужного размера в технике рисования «по-сырому»; прорисовывание полусухой кистью по сырому листу; закрепление правил работы с акварелью; правильное смешивание краски во время работы. Оценивание своей работы.


Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию Обучение композиционной деятельности.

10


10

Рисование с натуры человека в положении статики и динамики (стоит, идет, бежит). Дорисовывание.

1

Рассматривание иллюстрации картин художника А. Дейнеки «Раздолье», «Бег», в которых художник изобразил людей в движении; ответы на вопросы по теме. Называние частей тела человека; понимание расположения тела человека в движении относительно вертикальной линии. Работа с трафаретом; усвоение понятий статика (покой), динамика (движение).Овладение навыками работы с цветными мелками. Самостоятельное рисование.

11

Лепка на тему «Зимние забавы».

1

Рассматривание произведения художников, изобразивших зимние игры детей, состояние и настроение природы в зимнем пейзаже; выделение общего и различного в передаче движения детей, изображения зимних игр и зимнего пейзажа; выполнение работы в технике «лепка в рельефе»; участие в

подведении итогов, обсуждении и оценке творческой работы.

12

Рисование с натуры вылепленного человечка на тему «Зимние забавы».

1

Изображение фигур детей в движении, соблюдая пропорции; овладение навыками работы гуашью. Самостоятельная работа. Оценивание своей работы.

13

Рисование на тему «Дети лепят снеговиков».

1

Называние частей фигуры человека; объяснение, как выглядит снеговик; работа от общего к частному; анализ формы частей с соблюдением пропорций; работа в технике акварели с соблюдением пропорций при изображении детей на рисунке, с соблюдением плановости (задний, передний планы), при создании рисунка; оценивание своей работы и работ

одноклассников.

14

Рисование гуашью по образцу. Деревья зимой в лесу (лыжник).

1

Называние отличительных особенностей техники работы с краской гуашью от техники работы акварелью. Выполнение эскиза живописного фона для зимнего пейзажа; определение цвета для передачи радостного солнечного зимнего состояния природы; прорисовывание деталей кистью, фломастером; участие в подведении итогов работы; обсуждение работ одноклассников и оценка результатов своей и их деятельности.

15

Рисование угольком. Зима.

1

Называние разных художественных материалов (гуашь, акварель, мелки, уголь); выполнение рисунка (зарисовки)деревьев зимой.

16

Лошадка. Лепка и зарисовка вылепленной фигурки.

1

Знакомство с каргопольской игрушкой, промыслом; ответы на вопросы; изображение каргапольских лошадок; определение центра композиции рисунка; лепка лошадок, состоящих из нескольких частей, соединяя их путем прижимания друг к другу.

17

Рисование на тему «Лошадка везет из леса сухие ветки, дрова».

1

Анализ формы частей с

Соблюдением пропорций. Составление предложений о красоте, зимнем состояние природы. Оценка своей работы, сравнение ее с другими работами.

18

Аппликация с зарисовкой. Кружка, яблоко, груша.

1

Рассматривание картин художников, ответы на вопросы по их содержанию

Называние фамилий художников; называние фруктов, разных по цвету и форме. Понимание значения «натюрморт»; работа акварелью и в технике аппликации.

19

Рисование по описанию. Деревья в лесу. Домик лесника. Человек идет по дорожке.

1

Анализ формы частей с соблюдением пропорций; работа в технике акварели с соблюдением пропорций при изображении; составление предложений о красоте, зимнем состояние природы; оценивание своей работы и работ

одноклассников.


Обучение композиционной деятельности. Развитие восприятия цвета предметов, умений передавать в живописи.

15


20

Элементы косовской росписи. Декоративное рисование. Украшение силуэтов сосудов косовской росписью.

1

Называние города, где изготавливают косовскую керамику; изделий косовской керамики; использование линии, точки, пятна как основы для выполнения узора косовской росписи; овладение первичными навыками в создании косовской росписи в технике акварели; работа с понятием «узор» («орнамент»); выполнение простых элементов косовской росписи; оценка своей работы, сравнение ее с другими работами.

21

Декоративное рисование. Орнамент в круге.

1

Работа с понятиями: сосуд, силуэт, узор, орнамент; называть, что такое роспись; украшение силуэта сосуда элементами косовской росписи; работа красками с максимальной самостоятельностью; оценка своей работы, сравнение ее с другими работами.

22

Беседа по картинам. Сказочная птица на картинах И.Билибина. Декоративное рисование. Сказочная птица.

1

Работа с понятиями: элемент росписи, силуэт; называние имени художника И. Билибина; составление предложений о своих впечатлениях; ответы на вопросы по содержанию произведений художника;

работа в технике акварели; оценка своей работы.

23

Декоративное рисование. Сказочная птица. Украшение узором рамки.

1

Знакомство с видами орнамента, узора, его символами и принципами композиционного построения; выполнение орнаментальную композицию; работа с

рассказом об отражении элементов природы в произведениях художника; украшение рамки для рисунка

«Сказочная птица» красивым узором; работа в технике акварели.

24

Беседа по картинам. И. Левитан «Март», А. Саврасов «Грачи прилетели». Рисование на тему «Скворечник на березе. Весна»

1

Ответы на вопросы по содержанию картин; составление предложений об изменениях в природе весной; работа в технике акварели.

25

Рисование с использованием картофельного штампа. Закладка для книги.

1

Рассматривание разных узоров в закладках для книги; усвоение понятий: ритм, ритмично, повторение, чередование, элементы узора, штамп.

Освоение процесса изготовления штампа.

26

Беседа натему «Красота вокруг нас. Посуда». Демонстрация образцов посуды с орнаментом. Рисование элементов узора на посуде.

1

Беседа, ответы на вопросы; объяснение значения понятия«декоративность»; выполнение творческого задания согласно условиям; самостоятельность при работе; оценка своей работы, сравнение ее с другими работами.

27

Аппликация. Украшение изображений посуды узором.

1

Усвоение значений понятий«декоративность» и «изменение» (трансформация); работа в технике аппликации с определением центра композиции и характера расположения растительных мотивов, связь декора с формой украшаемого предмета.

28

Беседа на тему «Святой праздник Пасхи». Декоративное рисование. Украшение узором яиц к празднику Пасхи.

1

Ответы на вопросы по теме; сравнение своей работы с оригиналом (образцом); усвоение понятий: роспись, расписывать, орнамент,

Пасха, пасхальное яйцо, самостоятельность при работе; оценка своей работы, сравнение ее с другими работами.

29

Беседа на заданную тему «Городецкая роспись». Рисование элементов городецкой росписи.

1

Объяснение смысла понятия «городецкая роспись». обсуждении средств художественной выразительности для передачи формы, колорита.

Работа гуашью

самостоятельно.

30

Декоративное рисование. Украшение силуэта кухонной доски городецкой росписью.

1

Рисование по образцу, в технике гуаши; выполнение узоров росписи составными, осветленными цветами; участие в подведении итогов, обсуждении и оценке творческой работы.

31

Беседа на тему «Иллюстрация к сказке, зачем нужна иллюстрация». Рисование эпизодов к сказке «Колобок».

1

Рассматривание иллюстраций в книгах, высказывание своего мнения о роли цвета, атрибутов при создании образов героев;

32

Рисование красками, гуашью по образцу «Колобок на окне». Украшение элементов рисунка городецкой росписью.

1

Выделение этапов работы в соответствии с поставленной целью; обсуждение и оценка творческой работы. Работа в технике акварели.

33

Творческая работа в рамках промежуточной аттестации. Лепка, рисование на тему «Летом за грибами».

1

Самостоятельная работа в технике лепки и рисования акварелью.

34

Беседа по картине. А. Пластов. Летом. Составление рассказа по теме «Поход в лес за грибами летом.

1

Рассматривание картин, беседа; составление предложений по теме.


ИТОГО

34




Материально – техническое обеспечение.


Средства обучения и воспитания учебного предмета «Изобразительное искусство» включают:

Учебно-методический комплект:

1.Рау М.Ю. «Изобразительное искусство». 3 класс. Учебник для общеобразовательных

организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные

программы. - М.: Просвещение, 2019.

2.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений

VIII вида 0-4 классы», под ред. И.М. Бгажноковой – М.: Просвещение, 2011.

(Программа по предмету «Изобразительное искусство», автор М.Ю. Рау.

Учебно-практическое оборудование:

Набор конструкторов; краски акварельные, гуашевые; бумага А3, А4; бумага

цветная; картон, клей, фломастеры; кисти; ножницы; пластилин; шаблоны

геометрических фигур и предметов; набор муляжей «Фрукты, овощи, грибы»

(комплект);трафареты пластиковые: «Геометрические фигуры», «Птицы»,

«Животные», «Одежда», «Фрукты», «Овощи», натуральные предметы и игрушки

для рисования по темам.

Технические средства обучения – компьютер, экранно-звуковые пособия.


Литература для учителя:

  1. Грошенков И.А. Уроки рисования в I – VI классах вспомогательной школы. Издание 3-е, испр. и доп. М., «Просвещение», 1975.

  2. Грошенков И.А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 208 стр.

  3. Хворостов А.С. Декоративно – прикладное искусство в школе.

  4. Кузин В.С., Кубышкин Э.И. «Изобразительное искусство». Издательский дом « Дрофа», 1995 г.

  5. Карпенко М.Т. «Сборник загадок» (пособие для учителя ) Москва «Просвещение», 1988 г.

  6. Смирнова А.Н. «Коррекционно – воспитательная работа учителя вспомогательной школы.» М. Просвещение, 1982 г.

  7. М.В. Трофимова, Т.И. Тарабарина «И учеба, и игра изобразительное искусство», Ярославль, Академия развития 2001 год.

  8. Серия книг «Школа рисования», «Мир книги», Москва 2005 год.

  9. И.А.Грошенков «Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида»

  10. Журналы «Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии», ООО издательство «Школьная пресса».

  11. Е. А. Коростина «Изобразительное искусство», издательство «Учитель – АСТ» Волгоград 2002 год.

  12. В. С. Кузин, Э. И. Кубышкина «Изобразительное искусство», издательский дом «Дрофа» 1995 год.



Цифровые образовательные ресурсы: Презентации:

  • Синь России. Гжель.

  • Городецкая роспись.

  • Роспись по дереву

  • Что это за листья?

  • Орнамент.

  • Геометрические узоры

  • Снежинки.

  • Хохломская роспись. Узор в полосе.

  • Рисуем листья, ветку, деревья

Демонстрационное оборудование:

  • Образцы рисунков к каждому уроку.

Картины художников:

  • И. Куинджи «Березовая роща»

  • А. Пластов «Сенокос»

  • И. Левитан «Март»

  • А. Саврасов «Грачи прилетели»

  • К. Юона «Конец зимы», «Полдень»

  • Левитан «Золотая осень»

  • И. Хруцкой «Цветы и плоды»



Интернет ресурсы:



http://www.solnet.ee/index.htmlе

journal.edusite.ru/p84aa1.html

http://mirdetok.tomsk.ru/

tgl.net.ru/wiki/index.php/Ресур

http://www.uroki.net/docnach.htm

nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshc...

planeta.tspu.ru/?ur=810&ur1=863&ur2.. nachalka.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_...

planeta.tspu.ru/files/file/Chertkov...







Литература для учащихся:

  1. Каменева, Е. Какого цвета радуга / Е. Каменева. - М.: Детская литература, 1984.Туберовская, О. М.

  2. В гостях у картин. Рассказы о живописи / О. М. Туберовская. - Л. : Детская литература, 1973.

  3. Энциклопедический словарь юного художника. - М. : Педагогика, 1983.

  4. Детские презентации http://viki.rdf.ru/item/395/download

  5. Фестиваль «Открытый урок» [email protected]


Литература для родителей:

  1. Ходушина, Н. П. Ребенок и изобразительное искусство / Н. П. Ходушина // Здравствуй, музей! - СПб., 1995.

  2. Т. А. Копцева «Природа и художник» М. 2000.

  3. В. С. Горичева «Сказку сделаем из глины, снега, из теста, пластилина» Яр-ль. 1998.

  4. Г. Г. Григорьева «Изобразительная деятельность дошкольников» М., 1997.

  5. Г. С. Швайко «Занятия по ИЗО в д/с» М., 2001

  6. И. А. Курочкина «Знакомим с натюрмортом» С-П., 1999. п-ма «Детство»

  7. Т. Н. Доронова «Природа, искусство, изобразительная деятельность» п-ма «Радуга» М.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!