СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по литературному чтению для учащихся с ЗПР

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по литературному чтению для учащихся с ЗПР»

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, адаптированной образовательной программы начального общего образования МБОУ  Ярской средней общеобразовательной школы № 2. Программа отражает содержание обучения предмету «Литературное чтение» с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР. Сущность специфических для варианта 7.2 образовательных потребностей в приложении к изучению предмета раскрывается в соответствующих разделах пояснительной записки, учитывается в распределении учебного содержания по годам обучения и в тематическом планировании.

Программа ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту «Школа России». Предназначена  для изучения по учебнику: Л. Ф. Климанова. В. Г. Горецкий, М. В. Голованова «Литературное чтение», М. Просвещение, 2017.

Курс «Литературное чтение» рассчитан в 3 классе на 136 часов (34 учебных недели по 4 часа).

Общей целью изучения предмета «Литературное чтение» является формирование у обучающихся навыков чтения и понимания прочитанного, введение ребенка в мир художественной литературы, привитие вкуса к чтению.

Общие задачи учебного предмета:

  • формировать фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез;

  • формировать, закреплять и постепенно совершенствовать навыки чтения (сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения вслух и про себя);

  • уточнять и обогащать словарный запас путем расширения и дифференциации непосредственных впечатлений и представлений, полученных при чтении;

  • формировать умение полноценно воспринимать литературное произведение в его эмоциональном, образном и логическом единстве, преодолевать недостатки в развитии эмоционально-волевой сферы детей;

  • развивать нравственные и эстетические представления и чувства, художественный вкус, творческое и воссоздающее воображение, корригировать отклонения личностного развития ребенка;

  • преодолевать недостатки в развитии речи обучающихся, формировать речевые умения и навыки;

  • развивать и расширять представления об окружающем мире, обогащать чувственный опыт, развивать мыслительную деятельность и познавательную активность;

  • прививать интерес к книге, к самостоятельному чтению;

  • формировать приемы умственной деятельности, необходимые для овладения навыком чтения (наблюдения, сравнения и обобщения);

  • способствовать совершенствованию познавательной деятельности и речевой коммуникации, обеспечивающих преодоление типичных для младших школьников с ЗПР недостатков сферы жизненной компетенции;

  • содействовать достижению личностных, метапредметных и предметных результатов образования.

С учетом особых образовательных потребностей детей с ЗПР в 3 классе обозначенные задачи конкретизируются следующим образом:

-развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

-учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;

-формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно - ассоциативное мышление;

-развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;

-формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;

-обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;

-формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;

-обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;

-расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;

-обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;

-работать с различными типами текстов;



Общая характеристика и коррекционно-развивающее значение учебного предмета

Учебный предмет «Литературное чтение» является одним из основных предметов в системе подготовки младшего школьника с ЗПР. Овладение читательской компетенцией, умение излагать свои мысли необходимо для полноценной социализации ребенка. Позитивное отношение к книгам и чтению способствует формированию общей культуры. Овладение учебным предметом «Литературное чтение» оказывает положительное влияние на общую успеваемость обучающегося по всем предметным областям. Однако даже у школьника без ограничений по возможностям здоровья овладение навыками правильного, осознанного и беглого чтения нередко вызывает трудности, которые связаны со сложной структурной организацией чтения.

У детей с ЗПР часто оказываются несформированными предпосылки овладения навыком чтения: дети с трудом дифференцируют акустически сходные фонемы, плохо запоминают буквы, наблюдается нарушение перекодировки звука в букву и наоборот. Пространственная ограниченность поля зрения, замедленность мыслительной деятельности затрудняют овладение способом слияния согласной и гласной, привязывая ребенка к побуквенному чтению. Дети с ЗПР не слышат в слове отдельных звуков, не могут установить их последовательность, правильно произнести, отмечаются недостатки лексико-грамматической стороны и связной речи.

Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы. В результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают общие учебные умения, навыки и способы деятельности: осознанно читать, строить диалогическое и монологическое высказывания на основе литературного произведения и личного опыта; описывать и сопоставлять различные объекты, самостоятельно пользоваться справочниками, находить информацию в словарях и др.

При обеспечении коррекционной направленности «Литературное чтение» позволяет младшим школьникам с ЗПР освоить обязательный базисный минимум, преодолеть затруднения в формировании навыка чтения. Работа на уроке направлена на формирование языкового анализа и синтеза как основы, на которой формируется позиционный принцип чтения. Содержание работы на уроке позволяет учащимся овладеть техникой чтения, помогает научиться понимать смысл прочитанного, предотвратить ошибки, возникающие при обучении чтению.

Кроме того, на уроках в процессе работы расширяется запас представлений об окружающем мире, обогащается словарь, уточняется понимание лексического значения отдельных слов и содержания текстов в целом. Младшие школьники с ЗПР с помощью учителя учатся самостоятельно использовать контекст при осмыслении встречающихся в нем незнакомых слов и выражений.

Специально организованная учителем работа позволяет детям передать содержащуюся в прочитанном тексте мысль, установить временные, причинно-следственные связи, охарактеризовать действующих лиц и дать оценку их поступкам. Школьники также учатся в правильном интонировании при чтении.

Работа над перечисленными выше компонентами на уроках чтения способствует пониманию прочитанного и, следовательно, накоплению необходимых сведений и знаний об окружающей действительности, речевому развитию учащихся, преодолению специфических недостатков познавательной деятельности, оказывая положительное влияние на весь процесс обучения младшего школьника, имеющего ЗПР.

В процессе реализации данного учебного предмета формируются навыки правильного, сознательного, беглого и выразительного чтения, которые необходимы младшим школьникам с ЗПР для усвоения программного материала по всем предметам учебного плана.

Умение передавать при чтении различными выразительными средствами свое отношение к прочитанному, способность сделать подробный, выборочный и краткий пересказ, умение воспроизводить содержание текста-описания или рассуждения являются одним из необходимых условий успешного обучения. Умение различать в тексте слова, объяснять и использовать в собственной речи оттенки значений слов, образные средства выразительности способствуют развитию всех компонентов речевой системы. Умение отличать связный текст от набора предложений, делить текст на части, озаглавливать их, объяснять смысл названия текста и смысл текста в целом также является необходимым школьным навыком.


Значение предмета в общей системе коррекционно-развивающей работы

Изучение учебного предмета «Литературное чтение» вносит весомый вклад в общую систему коррекционно-развивающей работы, направленную на удовлетворение специфических образовательных потребностей обучающегося с ЗПР.

Обучение предмету построено с соблюдением специальных дидактических принципов, предполагает использование адекватных методов и конкретных приемов, то у школьника пробуждается интерес к чтению, желание им овладеть, совершенствуется связное высказывание, расширяется словарный запас, проявляются возможности осознания своих затруднений и соответствующие попытки их преодоления.

Изучение учебного предмета «Литературное чтение» непосредственно связано с освоением других учебных предметов предметной области «Филология» (предмет «Русский язык»). Его реализация способствует преодолению затруднений в усвоении учебных предметов, относящихся к другим предметным областям, т.к. развитие умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах помогает усвоению программного материала. В процессе слушания и чтения происходит знакомство с новыми словами, значение которых объясняется и закрепляется в процессе неоднократного повторения. Расширение и уточнение словарного запаса способствует лучшему пониманию условий математических задач, повышает качество ответов на уроках «Окружающий мир».

Изучение предмета «Литературное чтение» способствует коррекции мыслительной деятельности. При изучении художественных произведений у младших школьников с ЗПР совершенствуются базовые мыслительные операции. Развитие речи на уроках литературного чтения является базой для преодоления алекситимии (неумения говорить о своих эмоциях и чувствах), типичной для младшего школьника с ЗПР.

Роль предмета велика для реализации различных программ внеурочной деятельности, в частности, для программы духовно-нравственного развития, так как изучаемые произведения преимущественно имеют нравственный потенциал. Дети начинают осознавать красоту родной природы, анализируют поступки героев, учатся их оценивать.

Предмет «Литературное чтение» связан с курсом коррекционно-развивающей области «Логопедические занятия», поскольку позволяет своевременно заметить признаки специфических нарушений чтения и совместно с логопедом работать над преодолением дислексии.

Связь с курсом «Психокоррекционные занятия» заключается в общности понимания роли чтения для эмоционального развития ребенка, преодоления нарушений поведения. При усвоении программного материала по учебному предмету «Литературное чтение» учащиеся овладевают определенными умениями и способами деятельности: учатся умениям ориентироваться в задании и производить его анализ, обдумывать и планировать предстоящую работу, следить за правильностью выполнения задания, рассказывать о проведенной работе и давать ей оценку.


Планируемые результаты изучения учебного предмета

    • сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение.

    • сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники научатся планировать знакомую деятельность, принимать учебную цель и готовый план деятельности, контролировать

  • оценивать свои действия с опорой на организационную помощь педагога.

    • сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся использовать знаково-символические средства, освоят общие приемы решения задач.

    • сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнера), начнут формировать умение организовывать

и осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.


Личностные результаты включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции, социально значимые ценностные установки, необходимые для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с ЗПР в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР личностные результаты освоения АОП НОО отражают:

    1. осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

    2. формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;

    3. формирование уважительного отношения к иному мнению, истории

  • культуре других народов;

    1. овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

    2. принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование

  • развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

    1. способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

    2. формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

    3. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

    4. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

    5. формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям

    6. развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

    7. овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

    8. владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, в том числе с использованием информационных технологий;

    9. способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации.


Метапредметные результаты освоения включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями (составляющими основу умения учиться) и межпредметными знаниями, а также способность решать учебные и жизненные задачи и готовность к овладению в дальнейшем АОП основного общего образования.

  • учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР метапредметные результаты освоения отражают:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, коллективного поиска средств их осуществления;

2) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

3) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

    1. использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

    2. овладение навыками смыслового чтения доступных по содержанию

  • объему художественных текстов и научно-популярных статей в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

    1. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям на уровне, соответствующем индивидуальным возможностям;

    2. готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

    3. определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

    4. готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

    5. овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

    6. овладение некоторыми базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.



Личностные универсальные учебные действия у выпускника будут сформированы как:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

  • умение различать учебные ситуации, в которых необходима посторонняя помощь для её разрешения, с ситуациями, в которых решение можно найти самому;

  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

  • умение обратиться к учителю при затруднениях в учебном процессе;

  • умение использовать помощь взрослого для разрешения затруднения, давать адекватную обратную связь учителю: понимаю или не понимаю;

  • основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

  • установка на здоровый образ жизни;

  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;


Выпускник получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов;

  • устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

  • компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

  • установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении и поступках;


Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу;

  • планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

  • адекватно оценивать свои возможности для выполнения учебных задач;

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

  • адекватно воспринимать оценку учителя;

  • различать способ и результат действия;


Выпускник получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия.


Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

    • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы при дозированной помощи взрослого;

    • использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения

задач;

    • строить речевое высказывание в устной и письменной форме по предложенному плану;

    • основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;

    • проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

    • устанавливать причинно-следственные связи;

    • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах

  • связях;

    • обобщать накопленный опыт освоения нового при помощи экскурсий, посещения музеев, быть любознательным, наблюдательным, способным замечать новое и задавать вопросы;

    • устанавливать аналогии;

    • владеть общим приемом решения задач.


Выпускник получит возможность научиться:

  • осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

  • осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей;

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных

связей;

  • произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач.


Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • решать актуальные школьные и житейские задачи, используя общение как достижения цели (вербальное и невербальное);

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • находить правильную форм выражения своих чувств (недовольство, благодарность, сочувствие, отказ);

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • получать и уточнять информацию от собеседника, задавать вопросы;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.


Выпускник получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции мнения других людей;

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;

  • с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.


  • учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР предметные результаты отражают:

  1. понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

  2. осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам;

  3. осознанное, правильное, плавное чтение вслух целыми словами с использованием некоторых средств устной выразительности речи;

  4. понимание роли чтения, использование разных видов чтения;

  1. формирование умения осознанно воспринимать и оценивать содержание текстов, участие в обсуждении прочитанных произведений, умение высказывать отношение к поступкам героев, оценивать поступки героев и мотивы поступков с учетом принятых в обществе норм и правил;

  2. достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов;

  3. формирование потребности в систематическом чтении;

  4. выбор с помощью взрослого интересующей литературы.


По итогам обучения в 3 классе можно определенным образом оценить успешность их достижений. В конце 3 класса обучающийся должен знать:

  • наизусть не менее 15 стихотворений;

  • названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;

  • элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация).

  • уметь:

  • повышать и понижать голос в соответствии со знаками препинания и характером содержания;

  • соблюдать паузы и выбирать темп чтения в зависимости от смысла читаемого;

  • определять тему и главную мысль произведения;

  • воспроизводить содержание текста по вопросам или картинному плану, данному в учебнике;

  • подробно пересказывать небольшие произведения с отчетливо выраженным сюжетом;

  • отвечать на вопросы по содержанию текста, находить в нем предложения, подтверждающие устное высказывание;

  • раскрывать содержание иллюстраций к произведению; соотносить их с отрывками рассказа, находить в тексте слова соответствующие им;

  • делить текст на части, озаглавливать их, выявлять основную мысль прочитанного;

  • сопоставлять слова близкие по значению; понимать значение слов и выражений в контексте: различать простейшие случаи многозначности слов, отыскивать в тексте слов и выражений, характеризующих событие, действующих лиц, картины природы;

  • ориентироваться в учебной книге: знакомство с содержанием; нахождение в нем названия нужного произведения; умение пользоваться заданиями и вопросами, помещёнными в учебных книгах;

  • читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

  • различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;

  • приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки).

  • овладеть навыками сознательного, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения незнакомого текста не ниже 70 – 75 слов в минуту.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • самостоятельного чтения книг;

  • высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);

  • самостоятельного выбора и определения содержания книги по её элементам;

  • работы с различными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).

Содержание учебного предмета

Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование (слушание). Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно-познавательному и художественному произведению.

Чтение

Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения, позволяющей осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания.

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объѐму и жанру произведений). Умение находить в тексте необходимую информацию.

Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественный, учебный, научно-популярный, их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Особенности фольклорного текста.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по еѐ названию и оформлению.

Самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, еѐ справочно-иллюстративный материал).

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений.

Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

Характеристика героя произведения. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя), мотивы поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имѐн героев.

Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь.

Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).

Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания.

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).

Говорение (культура речевого общения)

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно-познавательному, художественному тексту).

Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения.

Работа со словом (распознание прямого и переносного значения слов, их многозначности), пополнение активного словарного запаса.

Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание небольшого объѐма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учѐтом специфики учебного и художественного текста. Передача впечатлений (из повседневной жизни, от художественного произведения, произведения изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) с учѐтом особенностей монологического высказывания.

Письмо (культура письменной речи)

Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование выразительных средств языка (сравнение) в мини-сочинениях, рассказ на заданную тему.

Круг детского чтения

Произведения устного народного творчества разных народов России. Произведения классиков отечественной литературы XIX—ХХ вв., классиков детской литературы, произведения современной отечественной (с учѐтом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников с задержкой психического развития.

Представленность разных видов книг: историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература; детские периодические издания (по выбору).

Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, труде, добре и зле, хороших и плохих поступках, юмористические произведения.

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение) Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, сравнений.

Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, автор (рассказчик), сюжет, тема; герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою.

Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

Фольклор и авторские художественные произведения (различение). Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) — узнавание, различение, определение основного смысла.

Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.

Рассказ, стихотворение, басня— общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.

Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий: соблюдение этапности в выполнении действий); изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.

3 класс


Устное народное творчество ( 17 ч)

      Русские народные песни. Докучные сказки.
      Сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и Серый Волк», «Сивка-Бурка».

Поэтическая тетрадь ( 11ч)

      1. Ф. И. Тютчев. «Весенняя гроза», «Листья»; 2. А. А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Зреет рожь над жаркой нивой...»; 3. И. С. Никитин. «Полно, степь моя, спать беспробудно...», «Встреча зимы»; 4. И. З. Суриков. «Детство», «Зима».       1. Н. А. Некрасов. «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором

Великие русские писатели ( 27 ч)

      1. А. С. Пушкин. «За весной, красой природы...», «Уж небо осенью дышало...», «В тот год осенняя погода...», «Опрятней модного паркета...», «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Сказка о царе Салтане...»; 2. И. А. Крылов. «Мартышка и очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица»; 3. М. Ю. Лермонтов. «Горные вершины», «На севере диком...», «Утес», «Осень»; 4. Л. Н. Толстой. «Детство» (отрывок), «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка», «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря». 







Литературные сказки (12 ч)

      1. Д. Н. Мамин - Сибиряк. «Аленушкины сказки», «Сказка про храброго Зайца — Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»; 2. В. М. Гаршин. «Лягушка-путешественница»; 3. В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович».

Были и небылицы (14 ч)

      1. М. Горький. «Случай с Евсейкой»; 2. К. Г. Паустовский. «Растрепанный воробей»; 3. А. И. Куприн. «Слон».

Поэтическая тетрадь (9 ч)

      1. С. Черный. «Что ты тискаешь утенка...», «Воробей», «Слон»; 2. А. А. Блок. «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»; 3. С. А. Есенин. «Черемуха».

Люби живое( 16 ч)

      1. М. М. Пришвин. «Моя Родина»; 2. И. С. Соколов-Микитов. «Листопадничек»; 3. В. И. Белов. «Малька провинилась», «Еще про Мальку»; 4. В. В. Бианки. «Мышонок Пик»; 5. Б. С. Житков. «Про обезьянку»; 6. В. Л. Дуров. «Наша Жучка»; 7. В. П. Астафьев. «Капалуха»; 8. В. Ю. Драгунский. «Он живой и светится».

Поэтическая тетрадь  ( 9 ч)

      1. С. Я. Маршак. «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной»; 2. А. Л. Барто. «Разлука», «В театре»; 3. С. В. Михалков. «Если...»; 4. Е. А. Благинина. «Кукушка», «Котенок».

Собирай по ягодке — наберешь кузовок ( 15ч)

      1. Б. В. Шергин. «Собирай по ягодке — наберешь кузовок»; 2. А. П. Платонов. «Цветок на земле», «Еще мама»; 3. М. М. Зощенко. «Золотые слова», «Великие путешественники»; 4. Н. Н. Носов. «Федина задача», «Телефон»; 5. В. Ю. Драгунский.

Зарубежная литература ( 6 ч)

      «Храбрый Персей».  Г. Х. Андерсен. «Гадкий утенок»  







Календано-тематическое планирование

урока


Тема раздела, урока

Количество часов

«Устное народное творчество»

17часов

1 (1)

Введение. Знакомство с элементами учебника.

1

2 (2)

Знакомство с названием раздела «Устное народное творчество».

1

3 (3)

В мире книг

1

4 (4)

Русские народные песни

1

5 (5)

Докучные сказки

1

6 (6)

Народные промыслы

1

7 (7)-8 (8)

Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

2

9 (9)-11 (11)

Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк»

3

12 (12)-14 (14)

Русская народная сказка «Сивка-бурка»

3

15 (15)

Поговорим о самом главном. Обобщение изученного

1

16 (16)

Проверочная работа №1 по разделу «Устное народное творчество».

1

17 (17)

Наши проекты. Волшебная сказка.

1

«Поэтическая тетрадь 1»

11 часов

18 (1)

Знакомство с названием раздела «Поэтическая тетрадь». Как научиться читать стихи.

1

19 (2)

В мире книг

1

20 (3)

Ф.И.Тютчев «Листья»

1

21 (4)

А.Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…»

1

22 (5)

И.Никитин «Встреча зимы…»

1

23 (6)-24 (7)

И.Суриков «Детство»

2

25 (8)

И.Суриков «Зима»

1

26 (9)

Н.Некрасов «Не ветер бушует …»

1

27 (10)

Урок-концерт по стихам русских поэтов.

1

28 (11)

Проверочная работа №2 по разделу «Поэтическая тетрадь 1»

1

«Великие русские писатели»

27 часов

29 (1)

Знакомство с названием раздела «Великие русские писатели». В мире книг. А.С.Пушкин – великий русский писатель.

1

30 (2)

А.С.Пушкин – великий русский писатель.

1

31 (3) – 32 (4)

А.Пушкин. Отрывки из романа «Евгений Онегин»

2

33 (5)-34 (6)

А. Пушкин «Зимнее утро»

2

35 (7)

А.Пушкин «Зимний вечер»

1

36 (8)-40 (12)

А.С.Пушкин. «Сказка о царе Салтане»

5

41 (13)

И. Крылов – великий русский баснописец. Басня как жанр литературы.

1

42 (14)

И.А.Крылов. «Мартышка и очки»

1

43 (15)

И.А.Крылов. «Ворона и Лисица»

1

44 (16)

И.А.Крылов. «Зеркало и обезьяна»

1

45 (17)

М.Лермонтов – выдающийся русский поэт.

1

46 (18)

М.Лермонтов. «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…»

1

47(19)

М.Лермонтов. «Утес»

1

48 (20)

Л.Н.Толстой – великий русский писатель. «Детство»

1

49 (21)

Л.Н.Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?»

2

50 (22)-51 (23)

Л.Н.Толстой «Акула»

2

52 - 53 (24 - 25)

Л.Н.Толстой «Прыжок»

2

54 (26)

Обобщение по разделу «Великие русские писатели»

1

55 (27)

Проверочная работа № 3 по разделу «Великие русские писатели»

1

«Литературные сказки»

12 часов

56 (1)

Знакомство с названием раздела «Литературные сказки». В мире книг.

1

57(2)-58 (3)

Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»

2

59(4)-62 (7)

В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович»

4

63(8)-65 (10)

В.Гаршин «Лягушка-путешественница»

3

66 (11)

Обобщение по разделу «Литературные сказки»

1

67(12)

Контрольная работа №1 за 1 полугодие.

1

«Были - небылицы»

14 часов

68 (1)

Знакомство с названием раздела «Были-небылицы». В мире книг.

1

69 (2)-71 (4)

М. Горький. «Случай с Евсейкой»

3

72(5)-75 (8)

К.Паустовский. «Растрепанный воробей»

4

76 (9)-79 (12)

А. Куприн «Слон»

4

80 (13)

Обобщение по разделу «Были-небылицы»

1

81 (14)

Проверочная работа №4 по разделу «Были-небылицы»

1

«Поэтическая тетрадь 2"

9 часов

82 (1)

Знакомство с новым разделом «Поэтическая тетрадь». В мире книг

1

83 (2)

С. Черный. «Что ты тискаешь утенка?..»

1

84 - 85 (3-4)

С. Черный «Воробей», «Слон»

2

86 (5)

А. Блок. «Сны»

1

87(6)

А. Блок «Ворона»

1

88 (7)

С. Есенин. «Черемуха»

1

89 (8)

Поговорим о самом главном. М. Пришвин «Моя родина»

1

90 (9)

Урок – концерт по произведениям изученных поэтов.

1

«Люби всё живое»

16 часов

91 (1)

Знакомство с названием раздела «Люби всё живое». В мире книг

1

92 (2)-94 (4)

И. Соколов-Микитов «Листопадничек»

3

95 (5)

В.И. Белов. «Малька провинилась»

1

96 (6)

В.И. Белов «Еще про Мальку»

1

97-98 (7-8)

В. Драгунский «Он живой и светится»

2

99-100 (9-10)

В. Астафьев «Капалуха»

2

101-104 (11-14)

Б. Житков «Про обезьянку»

4

105 (15)

Обобщение по разделу «Люби всё живое»

1

106 (16)

Проверочная работа №5 по разделу «Люби живое»

1

«Поэтическая тетрадь 3»

9 часов

107 (1)

Знакомство с названием раздела «Поэтическая тетрадь». В мире книг.

1

108 (2)

С.Я.Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной»

1

109 (3)

А. Барто «Разлука»

1

110 (4)

А. Барто «В театре»

1

111 (5)

С. Михалков «Если»

1

112 (6)

Поговорим о самом главном. М.Дружинина «Мамочка-мамуля...». Т.Бокова «Родина слово большое, большое…»

1

113 (7)

Е. Благинина «Кукушка», «Котенок»

1

114 (8)

Наши проекты «В мире детской поэзии»

1

115 (9)

Проверочная работа №6 по теме «Поэтическая тетрадь 3».

1

«Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»

15 часов

116 (1)

Знакомство с названием раздела. В мире книг

1

117-118 (2-3)

Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»

2

119 (4)-121 (6)

М. Зощенко «Золотые слова»

3

122 (7)-124 (9)

М. Зощенко «Великие путешественники»

3

125 (10)

Н. Носов «Федина задача»

1

126-127(11-12)

А. Платонов «Цветок на земле»

2

128-129 (13-14)

Н. Носов «Телефон»

2

130 (15)

Итоговая контрольная работа №2 за 2 полугодие

1

«Зарубежная литература»

6 часов

131 (1)

Знакомство с названием раздела «Зарубежная литература». В мире книг

1

132 (2)-134 (4)

Г.Х.Андерсен. «Гадкий утенок»

3

135-136(5-6)

Обобщающий урок за курс 3 класса.

2





Контрольная работа №1.

Вариант 1.

Прочитай текст, ответь на вопросы, выполни задания.

Джек – поводырь.

Жители улицы Мира хорошо знают этого человека. Зимой и летом, в больших чёрных очках на испещрённом синимиотметинками лице, он каждый день проходит по тротуару и тук – тук – постукивает своей резной палочкой. Человек в чёрных очках – бывший военный лётчик. От взрыва вражеского снаряда он лишился одной руки и обоих глаз. И вдруг, к удивлению прохожих, слепой лётчик появился без своей извечной палочки. Вместо неё он держал за поводок собаку. Джек уверенно вёл своего хозяина по улице. У перекрёстка Джек останавливался и выжидал, пока пройдут машины. Он обходил стороной каждый столб, каждую выбоину и лужу.

«Джек, на остановку!» - и собака послушно ведёт своего хозяина к автобусу. Если пассажиры автобуса сами не догадываются уступить место слепому, Джек выбирает из сидящих человека помоложе и тыкается носом ему в колени: мол, ты и постоять можешь, а моему хозяину стоять трудно… «Джек, в магазин!» - ведёт в гастроном.

- Джек теперь мне взамен глаз! – не нахвалится своим поводырём бывший лётчик.

(Г. Юрмин).

Вопросы и задания:

  1. Определи жанр произведения.

  1. Рассказ

  2. Басня

  3. Сказка

  4. Стихотворение

  1. Почему жители улицы Мира хорошо знали этого человека?

  1. Он отличался от всех внешним видом

  2. Он всегда гулял с собакой

  3. Он гулял в одном и том же месте

  1. По какой причине ослеп лётчик? Выпиши ответ из текста.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Как ты понимаешь значение слова поводырь?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



  1. Кто стал верным другом бывшего лётчика?

_________________________________________________________________________________



  1. Как ты понимаешь выражение Джек теперь мне взамен глаз?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



  1. Подбери синоним к слову выбоина.

  2. Как Джек помогал хозяину занять место в автобусе?

  1. Лаял на молодого человека

  2. Тыкался носом в колени пассажира помоложе

  3. Начинал рычать на пассажира

  1. Восстанови последовательность событий рассказа.

  1. Вместо палочки он держал за поводок собаку.

  2. Джек ведёт к автобусу.

  3. Каждый день проходит по тротуару, постукивая палочкой.

  4. Он лишился одной руки и обоих глаз.

  5. Бывший лётчик доволен другом.

  1. Определи главную мысль текста.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!