СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ: «Окружающий природный мир», 5 класс, ТМНР и ГУО

Нажмите, чтобы узнать подробности

       Адаптированная рабочая программа по предмету «Окружающий природный мир» разработана в соответствии с Законом «Об образовании» Российской Федерации (далее – РФ) от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, Республики Татарстан (далее – РТ) от 22.07.2013 №68-ЗРТ, Законом РФ от 25.10.1991 №1807-1 (ред. от 12.03.2014) «О языках народов РФ», Законом РТ от 08.07.1992г. №1560-XII «О государственных языках Республики Татарстан и других языках в РеспубликеТатарстан», согласно СанПиНу 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в учреждениях, осуществляющих образовательную деятельность по АРП для обучающихся с ОВЗ», порядку организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам, утверждённому приказом МОиН РФ от 30.08.2013г. №1015, на основе ФГОС обучающихся с ОВЗ (далее – Стандарт), утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ (далее – МОиН РФ) от 19.12.2014г. №1598, Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»; адаптированной рабочей программы (далее - АРП) ГБОУ «Казанская школа №76», Устава ГБОУ «Казанская школа №76».

Важным аспектом обучения детей с ТМНР является расширение представлений об окружающем их природном мире. Подобранный программный материал по предмету «Окружающий природный мир» рассчитан на формирование у обучающихся представлений о природе, еѐ многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека.

Цель обучения – формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.

Основными задачами программы являются: формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы,  формирование временных представлений, формирование представлений о растительном и животном мире. Программа представлена следующими разделами: «Растительный мир», «Животный мир», «Временные представления», «Объекты неживой природы».

Просмотр содержимого документа
«АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ: «Окружающий природный мир», 5 класс, ТМНР и ГУО»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Казанская школа № 76 для детей с ограниченными возможностями здоровья»




Рассмотрено Согласовано Рассмотрено Утверждено

на заседании м/о заместитель директора на заседании директор школы №76

учителей ср. и ст.зв ____ по УВР педагогического совета _________ Тулаева Н.И.

протокол №1 ____Вандышева Л.Е. протокол № 1

от «25» 08 2020 г. от «28» 08 2020 г.









АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ПРЕДМЕТУ: «Окружающий природный мир»

ТМНР и ГУО

Макарова Лейсан Рустемовна


5 В класс








Казань 2020

Пояснительная записка


Адаптированная рабочая программа по предмету «Окружающий природный мир» разработана в соответствии с Законом «Об образовании» Российской Федерации (далее – РФ) от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, Республики Татарстан (далее – РТ) от 22.07.2013 №68-ЗРТ, Законом РФ от 25.10.1991 №1807-1 (ред. от 12.03.2014) «О языках народов РФ», Законом РТ от 08.07.1992г. №1560-XII «О государственных языках Республики Татарстан и других языках в РеспубликеТатарстан», согласно СанПиНу 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в учреждениях, осуществляющих образовательную деятельность по АРП для обучающихся с ОВЗ», порядку организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам, утверждённому приказом МОиН РФ от 30.08.2013г. №1015, на основе ФГОС обучающихся с ОВЗ (далее – Стандарт), утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ (далее – МОиН РФ) от 19.12.2014г. №1598, Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»; адаптированной рабочей программы (далее - АРП) ГБОУ «Казанская школа №76», Устава ГБОУ «Казанская школа №76».

Важным аспектом обучения детей с ТМНР является расширение представлений об окружающем их природном мире. Подобранный программный материал по предмету «Окружающий природный мир» рассчитан на формирование у обучающихся представлений о природе, еѐ многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека.

Цель обучения – формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.

Основными задачами программы являются: формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы, формирование временных представлений, формирование представлений о растительном и животном мире. Программа представлена следующими разделами: «Растительный мир», «Животный мир», «Временные представления», «Объекты неживой природы».

В процессе формирования представлений о неживой природе ребенок получает знания о явлениях природы (снег, дождь, туман и др.), о цикличности в природе – сезонных изменениях (лето, осень, весна, зима), суточных изменениях (утро, день, вечер, ночь), учится устанавливать общие закономерности природных явлений. Ребенок знакомится с разнообразием растительного и животного мира, получает представления о среде обитания животных и растений, учится выделять характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Внимание ребенка обращается на связь живой и неживой природы: растения и животные приспосабливаются к изменяющимся условиям среды, ветер переносит семена растений и др. Наблюдая за трудом взрослых по уходу за домашними животными и растениями, ребенок учится выполнять доступные действия: посадка, полив и другой уход за растениями, кормление аквариумных рыбок, животных и др. Особое внимание уделяется воспитанию любви к природе, бережному и гуманному отношению к ней.

Формирование представлений у детей с ТМНР должно происходить по принципу «от частного к общему». Сначала ребенок знакомится с конкретным объектом, например, гриб: его строением, местом, где растет, учится узнавать этот объект среди нескольких предложенных объектов (кружка, гриб, мяч). Затем ребенок знакомится с разными грибами (белый, подосиновик, мухомор), учится их различать, объединять в группы (съедобные / несъедобные грибы). Ребенок получает представление о значении грибов в природе и жизни человека, о способах их переработки (варка, жарка, засол, консервирование). Формирование представления о грибах предполагает постановку следующих задач в СИОП: узнавание гриба, различение частей гриба, различение грибов (подосиновик, сыроежка и др.), различение съедобных и несъедобных грибов, значение грибов, способы переработки грибов.

В учебном плане предмет представлен на каждой ступени обучения. Кроме того, в рамках курса «Коррекционно-развивающие занятия» также возможно проведение занятий по естествознанию с обучающимися, которые нуждаются в дополнительной индивидуальной работе. Тем обучающимся, для которых материал предмета недоступен, содержание «Окружающий природный мир» не включаются в индивидуальную образовательную программу и данный предмет не вносится в их индивидуальный учебный план.

Материально-техническое обеспечение предмета включает: объекты природы: камни, почва, семена, комнатные растения и другие образцы природного материала (в т.ч. собранного вместе с детьми в ходе экскурсий); наглядный изобразительный материал (видео, фотографии, рисунки для демонстрации обучающимся); муляжи овощей, фруктов; пиктограммы с изображениями действий, операций по уходу за растениями, животными; различные календари; изображения сезонных изменений в природе; рабочие тетради с различными объектами природы для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал; обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных представлений о природе; аудио- и видеоматериалы; живой уголок, аквариум, скотный дворик, огород, теплица и др.

По возможности, в организации создаются «живые уголки» для непосредственного контакта с живыми обитателями природы (аквариумными рыбками, птицами, хомячками, морскими свинками и т.д.). При наличии соответствующих ресурсов в организации может быть создан небольшой скотный двор, в котором содержатся домашние животные и птицы, разбит небольшой учебный огород и/или поставлена тепличка. Подобные хозяйства обеспечивают условия эффективного формирования представлений об окружающем мире, а также развитию навыков трудовой деятельности для обучающихся с ТМНР. Кроме того, организованные занятия с животными и растениями способствуют нормализации эмоционального состояния детей в процессе их непосредственного контакта с живой природой. В случае отсутствия возможности выращивать растения и содержать животных в учреждении, необходимо организовывать учебные поездки детей в зоопарк, на ферму, в тепличные хозяйства и т.д

Содержание учебного предмета.

Растительный мир.

Представление о растениях (дерево, куст, трава). Представление о деревьях (берѐза, дуб, клѐн, ель, осина, сосна, ива, каштан). Представление о фруктах (яблоко, слива, вишня, банан, лимон, апельсин, груша, мандарин, персик, абрикос, киви). Представление об овощах (помидор, огурец, капуста, лук, картофель, морковь, свекла, репа, редис, тыква, кабачок, перец). Представление о ягодах (смородина, клубника, малина, крыжовник, земляника, черника, ежевика, голубика, брусника, клюква). Представление о грибах (белый гриб, мухомор, шампиньон, вѐшенка, подберѐзовик, лисичка, подосиновик, опенок, поганка). Представление о травянистых растениях (цветах) (астра, гладиолус, тюльпан, нарцисс, фиалка, роза, лилия, пион). Представление о пряных травянистых растениях (петрушка, укроп, базилик, кориандр, мята (мелисса, перечная)). Представление о комнатных растениях (герань, кактус, фиалка, фикус), особенностях ухода за ними, значением в жизни человека (украшение помещения, очищение воздуха в помещении). Представление о зерновых культурах (пшеница, про со, ячмень, рожь, кукуруза, горох, фасоль, бобы), хлебе. Различение растений природных зон холодного пояса (мох, карликовая береза). Различение растений природных зон жаркого пояса (кактус, верблюжья колючка, пальма, лиана, бамбук). Представление о значении растений в жизни человека: сборе урожая овощей, фруктов, ягод, грибов, способами их переработки (изготовление сока, варенья, джема, варка, жарка, засол и др.).

Животный мир.

Представление о животном. Представление о домашних животных (корова, свинья, лошадь, коза, овца (баран), кот, собака). Представление о диких животных (лиса, заяц, волк, медведь, лось, белка, еж, кабан, тигр). Представление о животных, обитающих в природных зонах холодного пояса (белый медведь, пингвин, олень, песец, тюлень, морж). Представление о диких животных, обитающих в природных зонах жаркого пояса (верблюд, лев, слон, жираф, зебра, черепаха, носорог, обезьяна, бегемот, питон, крокодил). Представление о птице. Представление о домашних птицах (курица (петух), утка, гусь, индюк). Представление о перелетных и зимующих птицах (голубь, ворона, воробей, дятел, синица, снегирь, сова, аист, ласточка). Представление о водоплавающих птицах (лебедь, утка, гусь). Представление о рыбе. Представление о речных рыбах (сом, окунь, щук). Представление о морских рыбах (акула, сельдь, камбала, рыба-ѐж, скат). Представление о насекомом. Представление о насекомых (жук, бабочка, стрекоза, муравей, кузнечик, муха, комар, пчела, таракан). Представление о морских обитателях (кит, дельфин, морская звезда, медуза, морской конек, осьминог, креветка). Представление о значении животных в жизни человека (источник питания, из шкур и шерсти изготавливают одежду и др.).

Объекты природы.

Представление о почве. Представление о воде. Представление об огне. Представление о воздухе. Представление о земле и небе. Представление о реке. Представление о водоеме. Представление о лесе. Представление о луге. Представление о формах земной поверхности. Представление об изображении земной поверхности на карте. Представление о полезных ископаемых (уголь, нефть, газ, известняк, гранит, золото, серебро и др.) с учетом местных природных ресурсов. Представление о значении объектов природы в жизни человека.

Временные представления.

Представление о частях суток. Представление о неделе. Представление о годе. Представление о временах года (осень, зима, весна, лето). Представление о сезонных явлениях природы (дождь, снег, гроза, радуга, туман, ветер). Представление о погоде текущего дня. Представления о деятельности человека в контексте течения времени: в разное время года, в разную погоду. Измерение времени (календарь, часы).

Место курса в учебном плане.

Изучение предмета «Окружающий природный мир» в 5 классе рассчитано на 68 часов (34 недели – 2 часа в неделю).

При проведении уроков используют беседы, экскурсии, дидактические игры, работу в группах.


Учебно - тематический план


Раздел

Наименование темы

Общее количество часов

1

2

3

4

Вселенная

Наш дом – Земля

Растительный мир Земли

Животный мир Земли

6

24

18

20


Требование к уровню подготовки учащихся.

Знать:

1.Названия изучаемых предметов, части предметов.

2.Знание изменений, происходящих в жизни человека в разное время года.

3.Знание изменений, происходящих в жизни животных в разное время года.

4.Знание изменений, происходящих в жизни растений в разное время года.

5.Узнавание (различение) явлений природы (дождь, снегопад, листопад, гроза, радуга, туман, гром, ветер).

Уметь:

1.Различать части растения, отображать их на рисунке (схеме).

2.Приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2-3 представителя изученных), раскрывать особенности их внешнего вида и жизни. Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

4.Устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;

Планируемые результаты освоения предмета «Окружающий природный мир» во 5 классе

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 5-м классе является формирование следующих умений:

-Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей.

-Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий природный мир» во 5-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

-Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

-Проговаривать последовательность действий на уроке.

-Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

-Учиться работать по предложенному учителем плану.

-Средством формирования этих действий служит технология диалога на этапе изучения нового материала.

Познавательные УУД:

-Учить узнавать и называть изучаемые объекты и явления.

-Учить называть предметы, характеризовать их по основным свойствам (цвету, форме, размеру, вкусу, запаху, материалу).

-Формировать умение участвовать в беседе, полно отвечать на поставленные вопросы, используя слова данного вопроса.

-Учить составлять простые нераспространенные предложения.

-Учить распространять предложения по вопросам, правильно употребляя формы знакомых слов.

Коммуникативные УУД:

-Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

-Слушать и понимать речь других.

-Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

-Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами изучения курса «Окружающий природный мир» в 5-м классе является сформированность следующих умений:

1.Представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времён года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умений адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям:

-интерес к объектам и явлениям неживой природы;

-расширение представлений об объектах неживой природы (солнце, луна, звёзды, вода, воздух, земля)

-представления о временах года, характерных признаках времён года, погодных изменениях, их влияние на жизнь человека;

-умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения правил жизнедеятельности, охраны здоровья.

2.Представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека:

-интерес к объектам живой природы;

-расширение представлений о животном и растительном мире (растения: деревья, кустарники, травы, цветы; животные, их виды, понятия «дикие» - «домашние» и др.);опыт заботливого и бережного отношения к растениям и животным, ухода за ними;

-умение соблюдать правила безопасного поведения в природе (в лесу, у реки и др.).

3.Элементарные представления о течении времени:

-умение различать части суток, дни недели;

-представления о течении времени: смена событий дня, суток.

Список учебно-методической литературы.

1. Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина «Природоведение. 5 класс»: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида; Москва, изд. «Просвещение», 2011г.

2. Лифанова Т. Ф., Дидактические игры на уроках естествознания.- Москва


Календарно – тематическое планирование «Окружающий природный мир» 2 класc (вариантII)


п/п

Дата

Тема урока

Тип урока

Кол-во час

Планируемый результат

Планируемые результаты (личностные и метапредметные)

Характеристика деятельности

Домашнее задание





Содержание урока (ученик должен знать)

Личностные УУД

Познаватель

ные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

1 четверть -16 часов

1

2


Что такое природа.

Вселенная

Небесные тела: планеты


Небесные тела: звезды

Комбинированный2 ч.

Знать: что такое небесное тело, звезда, планета

Уметь: давать определения терминам


Знать: что такое звезда

Уметь: называть систему планет

Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой роли ученика. Формирование положительного отношения к учению

Логические: анализ объектов с целью выделения признаков, синтез.

Общие учебные: поиск и выделение необходимой информации

Потребность в общении с учителем и сверстниками, умение слушать собеседника

Волеваясаморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

Выучить (переписать) определения на стр. 5; прочитать «Для любознательных» на стр. 5


Отв. на вопросы 1-3 на стр



Солнце


Солнечная система







Комбинированный

2 ч.





Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию


3

4


Знать: что такое Солнце, Солнечная система

Уметь: давать определение

Развитие познавательных интересов, учебных мотивов

Логические: анализ объектов с целью выделения признаков, синтез.

Общеучебные: поиск и выделение необходимой информации.


Потребность в общении с учителем и сверстниками, умение слушать собеседника

Отв. на вопросы 4-5 на стр. 5


Раскрасить и подписать небесные тела


5

6


Исследование космоса

Комбинированный

2 ч.

Формировать первоначальные представления об изменении долготы дня и ночи в летнее время

Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой роли ученика. Формирование положительного отношения к учению

Понимание учебной задачи и стремление ее выполнить;

поиск информации об осени.

Потребность в общении с учителем и сверстниками, умение слушать собеседника

Волеваясаморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

Выучить имена первых космонавтов нашей страны

7

8


Наш дом – Земля. Планета Земля.

Воздух.


Комбинированный

2 ч.

Знать: вокруг какой звезды вращается наша планета, естественный спутник Земли

Уметь: называть оболочки Земли, называть их составляющие.

Знать: для чего необходим кислород, а для чего – углекислый газ, состав воздуха

Уметь: давать определение воздуху

Стремление выполнить учебную задачу урока

Извлечение нужной информации о мире.

Потребность в общении с учителем и сверстниками, умение слушать собеседника

Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию

Прочитать для любознательных на стр. 13


Ответить на вопросы 1, 4 на стр. 15


9

10


Значение воздуха для жизни на Земле


Комбинированный

2 ч.

Знать: от чего происходит загрязнение

Уметь: делать несложные причинно-следственные связи

Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой роли ученика. Формирование положительного отношения к учению

Логические: анализ объектов с целью выделения признаков, синтез.

Общеучебные: поиск и выделение необходимой информации.


Потребность в общении с учителем и сверстниками, умение слушать собеседника

Волеваясаморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

Ответить на вопросы 1-3 на стр. 17

Ответить на вопросы 4-6 на стр. 17

11

12


Поверхность суши. Равнины


Поверхность суши. Холмы

Комбинированный

2 ч.

Знать: что такое равнина, холм

Уметь: давать определения

Развитие познавательных интересов, учебных мотивов

Логические: анализ объектов с целью выделения признаков, синтез.

Общеучебные: поиск и выделение необходимой информации.


Умение учиться и способность к организации своей деятельности

Волеваясаморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

Выучить

определение «равнина».


Выучить

определение «холм».

13

14


Поверхность суши.

Овраги.


Поверхность суши.

Горы.


Комбинированный

2 ч.

Знать: что такое овраг, горы, ущелья.

Уметь: давать определения

Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой роли ученика. Формирование положительного отношения к учению

Поиск и выделение необходимой информации

Логические: анализ объектов с целью выделения признаков, синтез.


Потребность в общении с учителем и сверстниками, умение слушать собеседника

Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию

Выучить

определение «овраг».

Выучить

определение «гора»

15



Почва


Комбинированный

1 ч.

Знать: что такое почва

Использование представленной информации для получения новых знаний

Логические: анализ объектов с целью выделения признаков, синтез.

Общеучебные: поиск и выделение необходимой информации

Умение слушать собеседника

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

Выучить

определение «почва»

16


Обобщающий урок

Урок обобщения и систематизации знаний

1 ч.

Уметь: работать с учебником, воспроизвести полученные ранее знания

Использование представленной информации для получения новых знаний

Логические: анализ объектов с целью выделения признаков, синтез.

Общеучебные: поиск и выделение необходимой информации


Умение слушать собеседника

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

Читать для любознательных

2 четверть-14 часов

1

2


Полезные ископаемые


Нефть.

Комбинированный

2 ч.

Знать: что такое полезные ископаемые нефть, что такое месторождение;

Уметь: называть способы добычи

Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой роли ученика. Формирование положительного отношения к учению

Логические: анализ объектов с целью выделения признаков, синтез.

Нахождение на рисунке предметов определенных групп


Потребность в общении с учителем и сверстниками, умение слушать собеседника

Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию

Ответить на вопросы 1-3, на стр. 27


Выучить

определение «нефть»

3

4


Каменный уголь.

Газ.


Комбинированный

2 ч.

Знать: что такое каменный уголь, газ.

Уметь: давать определения, определять визуально

Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой роли ученика. Формирование положительного отношения к учению

Логические: анализ объектов с целью выделения признаков, синтез.

Нахождение на рисунке предметов определенных групп


Потребность в общении с учителем и сверстниками, умение слушать собеседника

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

Выучить определение «каменный уголь».


Выучить определение «газ»

5

6


Полезные ископаемые: торф

Свойства воды

Комбинированный

2 ч.

Знать: что такое торф, свойства воды, агрегатные состояния воды

Уметь: называть свойства воды, приводить примеры агрегатного состояния

Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой роли ученика. Формирование положительного отношения к учению

Логические: анализ объектов с целью выделения признаков, синтез.


Потребность в общении с учителем и сверстниками, умение слушать собеседника

Волеваясаморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

Выучить определение «торф»


Выучить свойства воды

7

8


Вода в природе


Воды суши: ручьи, реки.


Комбинированный

2 ч.

Знать: где находится вода в природе, что такое ручьи, реки

Уметь: давать определения

Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой роли ученика. Формирование положительного отношения к учению

Логические: анализ объектов с целью выделения признаков, синтез.


Умение слушать и вступать в диалог

Волеваясаморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

Ответить на 1, 2 вопрос, стр. 36


Выучить определение «река»;

Ответить на 1-3 вопросы, стр. 39

9

10


Воды суши: озера


Воды суши: болота.

Комбинированный

2 ч.

Знать: что такое естественный, искусственный водоем, озеро, болото

Уметь: давать определения

Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой роли ученика. Формирование положительного отношения к учению

Логические: анализ объектов с целью выделения признаков, синтез.

Установление причинно – следственных связей, представление цепочек объектов и явлений.

Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов.

Умение слушать и вступать в диалог

Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию

Выучить определение «озеро»


Выучить определение «болото»

11



Воды суши: пруды

Комбинированный

1 ч.

Знать: что такое пруд

Уметь: давать определения

Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой роли ученика. Формирование положительного отношения к учению

Логические: анализ объектов с целью выделения признаков, синтез.

Установление причинно – следственных связей, представление цепочек объектов и явлений.

Общеучебные: поиск и выделение необходимой информации.


Потребность в общении с учителем и сверстниками, умение слушать собеседника

Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию

Выучить определение «пруд»

12

13


Моря и океаны. Использование и охрана воды

Комбинированный

2 ч.

Знать: что такое океан, Мировой океан, море.

Уметь: давать определения

Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой роли ученика. Формирование положительного отношения к учению

Логические: анализ объектов с целью выделения признаков, синтез.

Установление причинно – следственных связей, представление цепочек объектов и явлений.

Потребность в общении с учителем и сверстниками, умение слушать собеседника

Волеваясаморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

Ответить на вопросы 1-3 на стр. 46

14


Обобщающий урок.

Письменное тестирование

Урок обобщения и систематизации знаний

1 ч.

Уметь: работать с учебником, воспроизвести полученные ранее знания

Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой роли ученика. Формирование положительного отношения к учению

. Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой роли ученика. Формирование положительного отношения к учению

Потребность в общении с учителем и сверстниками, умение слушать собеседника

Волеваясаморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном


3 четверть – 22 часа

1

2


Растительный мир Земли

Разнообразие растительного мира


Среда обитания растений

Комбинированный

2 ч.

Знать: что такое дикорастущие, культурные растения. Что такое Красная книга, что такое хвойный, лиственный, смешанный леса

Уметь: приводить примеры дикорастущих и культурных растений)


Понимание учебной задачи урока

Логические: анализ объектов с целью выделения признаков, синтез.

Установление причинно – следственных связей, представление цепочек объектов и явлений.


Умение слушать и вступать в диалог

Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию

Прочитать «Для любознательных» на стр. 49


Выучить определения «хвойный лес», «луг», «лиственный лес», «смешанный лес»

3

4


Части растения


Деревья

Комбинированный

2 ч.

Знать: составные части растения, что такое дерево.

Уметь: называть составные части растения


Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой роли ученика. Формирование положительного отношения к учению.

Общеучебные: поиск и выделение необходимой информации.

Выполнение тестовых заданий учебника.

Потребность в общении с учителем и сверстниками, умение слушать собеседника.

Волеваясаморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.

Выучить части растения.


Ответить на вопросы на стр. 58.

5

6


Кустарники


Травы

Комбинированный

2 ч.

Знать: что такое кустарники, травы

Уметь: давать определения

Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой роли ученика. Формирование положительного отношения к учению.

Логические: анализ объектов с целью выделения признаков, синтез.

Установление причинно – следственных связей, представление цепочек объектов и явлений.

Умение анализировать иллюстрации учебника .

Общеучебные: поиск и выделение необходимой информации.


Потребность в общении с учителем и сверстниками, умение слушать собеседника.

Волеваясаморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.

Выучить определение «кустарники»

Выучить определение «травы»

7

8


Лиственные деревья


Листопад

Комбинированный

2 ч.

Знать: что такое лиственные деревья, листопад

Уметь: определять лиственные деревья и их плоды

Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой роли ученика. Формирование положительного отношения к учению.

Логические: анализ объектов с целью выделения признаков, синтез.

Установление причинно – следственных связей, представление цепочек объектов и явлений.

Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов

Общеучебные: поиск и выделение необходимой информации.


Потребность в общении с учителем и сверстниками, умение слушать собеседника.

Волеваясаморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

Выучить определение «лиственные деревья»


Выучить определение «листопад»

9

10


Хвойные деревья


Травы

Комбинированный

2 ч.

Знать: что такое хвойные деревья, название трав

Уметь: определять хвойные деревья

Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой роли ученика. Формирование положительного отношения к учению.

Логические: анализ объектов с целью выделения признаков, синтез.

Установление причинно – следственных связей, представление цепочек объектов и явлений.

Общеучебные: поиск и выделение необходимой информации.


Потребность в общении с учителем и сверстниками, умение слушать собеседника.

Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию.

Выучить определение «хвойные деревья»


прочитать для «Для любознательных» на стр. 69

11

12


Дикорастущие растения


Культурные растения

Комбинированный

2 ч.

Знать: что такое дикорастущие растения, культурные растения

Уметь: определять дикорастущие растения, культурные растения

Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой роли ученика. Формирование положительного отношения к учению

Логические: анализ объектов с целью выделения признаков, синтез.

Установление причинно – следственных связей, представление цепочек объектов и явлений.


Потребность в общении с учителем и сверстниками, умение слушать собеседника.

Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию.

Ответить на в. 1-3 на стр. 69


Ответить на вопросы 4-6 на стр. 69

13

14


Декоративные растения


Лекарственные растения

Комбинированный

2 ч.

Знать: названия декоративных трав, что такое лечебные свойства

Уметь: определять визуально декоративные растения, называть лекарственные растения и их свойства

Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой роли ученика. Формирование положительного отношения к учению.

Логические: анализ объектов с целью выделения признаков, синтез.

Установление причинно – следственных связей, представление цепочек объектов и явлений.

Общеучебные: поиск и выделение необходимой информации.


Умение слушать и вступать в диалог.

Волеваясаморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

Ответить на вопросы 1-5 на стр. 72; прочитать «Для любознательных» на стр. 72


Ответить на вопросы 1-5 на стр. 74; прочитать «Для любознательных» на стр. 74

15

16


Комнатные растения


Охрана растений

Комбинированный

2 ч.

Знать: что такое комнатные растения, про охрану растений, бережное отношение к растениям

Уметь: приводить примеры комнатных растений, определять визуально, называть растения, занесенные в Красную книгу


Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой роли ученика. Формирование положительного отношения к учению

Логические: анализ объектов с целью выделения признаков, синтез.

Установление причинно – следственных связей, представление цепочек объектов и явлений.

Установление связи между строением, обра­зом жизни животных и природными условиями

Общеучебные: поиск и выделение необходимой информации.


Потребность в общении с учителем и сверстниками, умение слушать собеседника.

Волеваясаморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.

Ответить на вопросы 1-6 на стр. 77; прочитать «Для любознательных»


Выучить (переписать) рамочку на стр. 79

17



Обобщающий урок. Урок-закрепление

Урок обобщения и систематизации знаний

1 час

Уметь: работать с учебником, воспроизвести полученные ранее знания

Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой роли ученика. Формирование положительного отношения к учению.

Логические: анализ объектов с целью выделения признаков, синтез.

Установление причинно – следственных связей, представление цепочек объектов и явлений.

Анализ рисунка учебника

Общеучебные: поиск и выделение необходимой информации.


Потребность в общении с учителем и сверстниками, умение слушать собеседника;

Волеваясаморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.


18

19


Животный мир Земли

Разнообразие животного мира


Среда обитания животных

Комбинированный

2 ч.

Знать: что такое зоология, места обитания животных

Уметь: называть жилища животных

Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой роли ученика. Формирование положительного отношения к учению

Логические: анализ объектов с целью выделения признаков, синтез.

Установление причинно – следственных связей, представление цепочек объектов и явлений.

Умение прослеживать с помощью иллюстраций учебника

Общеучебные: поиск и выделение необходимой информации.


Умение слушать и вступать в диалог.

Волеваясаморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.

Ответить на вопросы 1-5 на стр. 82


Прочитать «Для любознательных» на стр. 85

20

21


Животные суши


Животные водоемов

Комбинированный

2 ч.

Знать: животных, обитающих на суше, животных, обитающих в водоеме

Уметь: приводить примеры

Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой роли ученика. Формирование положительного отношения к учению.

Логические: анализ объектов с целью выделения признаков, синтез.

Установление причинно – следственных связей, представление цепочек объектов и явлений.

Общеучебные: поиск и выделение необходимой информации.


Потребность в общении с учителем и сверстниками, умение слушать собеседника.

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном .

Стр. 45-47

Задание

22


Обобщающий урок

Урок обобщения и систематизации знаний

1 ч.

Уметь: работать с учебником, воспроизвести полученные ранее знания

Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой роли ученика. Формирование положительного отношения к учению.

Логические: анализ объектов с целью выделения признаков, синтез.

Установление причинно – следственных связей, представление цепочек объектов и явлений.

Общеучебные: поиск и выделение необходимой информации.


Потребность в общении с учителем и сверстниками, умение слушать собеседника.

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном


4 четверть-16 часов

1

2


Животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери


Земноводные

Комбинированный 2 ч

Знать: группы животных, земноводные.

Уметь: соотносить животных с их группой

Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой роли ученика. Формирование положительного отношения к учению.

Логические: анализ объектов с целью выделения признаков, синтез.

Установление причинно – следственных связей, представление цепочек объектов и явлений.

Общеучебные: поиск и выделение необходимой информации.


Потребность в общении с учителем и сверстниками, умение слушать собеседника.

Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию.

Ответить на 1 вопрос на стр. 88


Ответить на 3 вопрос на стр. 88

3

4


Пресмыкающиеся


Насекомые

Комбинированный

2 ч.

Знать: пресмыкающиеся, строение насекомого.

Уметь: приводить примеры, описывать характерные им признаки, называть части тела насекомого.

Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой роли ученика. Формирование положительного отношения к учению.

Логические: анализ объектов с целью выделения признаков, синтез.

Установление причинно – следственных связей, представление цепочек объектов и явлений.

Участие в ролевой игре, моделирующей взаимоотношения хозяина и домашнего любимца

Общеучебные: поиск и выделение необходимой информации.


Потребность в общении с учителем и сверстниками, умение слушать собеседника.

Волеваясаморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.

Ответить на 4 вопрос на стр. 88


Выучить строение насекомого, Ответить на 1, 2 вопрос на стр. 90

5

6


Рыбы


Птицы

Комбинированный

2 ч.

Знать: строение рыбы, строение тела птицы, отличия птиц от других животных.

Уметь: называть части тела рыбы, описывать признаки птиц

Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой роли ученика. Формирование положительного отношения к учению.

Логические: анализ объектов с целью выделения признаков, синтез.

Установление причинно – следственных связей, представление цепочек объектов и явлений.


Общеучебные: поиск и выделение необходимой информации.


Умение слушать и вступать в диалог.

Волеваясаморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.

Выучить строение рыбы


Ответить на вопросы 1-3 на стр. 92

7

8


Звери


Животные рядом с человеком


Комбинированный

2 ч.

Формировать понятие «огород» как место где выращивают овощи (огурец, помидор, картофель)


Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой роли ученика. Формирование положительного отношения к учению.

Логические: анализ объектов с целью выделения признаков, синтез.

Установление причинно – следственных связей, представление цепочек объектов и явлений.



Потребность в общении с учителем и сверстниками, умение слушать собеседника.

Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию.

Ответить на вопросы 1,4 на стр. 94


Ответить на 1 вопрос стр. 99

9

10


Домашние животные в городе, в деревне.

Комбинированный

2 ч.

Знать: какие животные живут рядом в городе, в деревне.

Уметь: приводить примеры.

Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой роли ученика. Формирование положительного отношения к учению

Логические: анализ объектов с целью выделения признаков, синтез.

Общеучебные: поиск и выделение необходимой информации.


Потребность в общении с учителем и сверстниками, умение слушать собеседника

Волеваясаморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

Ответить на 5 вопрос, стр. 99


Ответить на 2,3,4 вопрос на стр. 99

11

12


Уход за животными в живом уголке


Певчие птицы. Птицы живого уголка

Комбинированный

2ч.

Знать: что такое живой уголок, каких животных можно заводить в квартире, каких птиц называют певчими

Уметь: называть домашних питомцев, определять птиц живого уголка

Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой роли ученика. Формирование положительного отношения к учению

Логические: анализ объектов с целью выделения признаков, синтез.

Умение оценивать правильность своей подготовки ко сну;

Общеучебные: поиск и выделение необходимой информации.


Умение слушать и вступать в диалог

Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию

Ответить на вопросы 1-6 на стр. 102; прочитать «Для любознательных» на стр. 102


Ответить на вопросы 1-4 на стр. 104; прочитать «Для любознательных» на стр. 104

13

14


Аквариумные рыбки


Собаки

Комбинированный

2 ч.

Знать: виды декоративных рыб, породы собак.

Уметь: различать декоративных рыб от остальных

Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой роли ученика. Формирование положительного отношения к учению

Логические: анализ объектов с целью выделения признаков, синтез.

Установление причинно – следственных связей, представление цепочек объектов и явлений.

Общеучебные: поиск и выделение необходимой информации.


Потребность в общении с учителем и сверстниками, умение слушать собеседника

Волеваясаморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

Ответить на вопросы 1-5 на стр. 106


Ответить на вопросы 1-7 на стр. 109; прочитать «Для любознательных» на стр. 109

15

16


Домашние кошки


Охрана животных. Заповедники и заказники

Комбинированный

2 ч.

Знать: породы кошек, что такое заповедники, заказники. Животных, занесенных в Красную книгу


Уметь: соотносить кошек по виду относительно их шерсти, давать определения заповеднику, заказник

Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой роли ученика. Формирование положительного отношения к учению

Логические: анализ объектов с целью выделения признаков, синтез.

Установление причинно – следственных связей, представление цепочек объектов и явлений.

Общеучебные: поиск и выделение необходимой информации.


Потребность в общении с учителем и сверстниками, умение слушать собеседника

Волеваясаморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

Ответить на вопросы 1-4 на стр. 111; прочитать «Для любознательных» на стр. 111


Ответить на вопросы 1-6 на стр. 113; прочитать «Для любознательных» на стр. 113




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!