СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по речевой практике (для детей с расстройствами аутистического спектра, имеющих задержку психического развития, ФГОС вариант 8.2; обучение на дому) 1 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно тематическое планирование на год по предмету Речевая практика 1 класс

Просмотр содержимого документа
«АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по речевой практике (для детей с расстройствами аутистического спектра, имеющих задержку психического развития, ФГОС вариант 8.2; обучение на дому) 1 класс»




«Рассмотрено»

МО учителей начальных классов

«__»_________2017_г.


«Согласовано»

Зам. директора по УВР

_______/_Бондарева Е.М./

«__» _________2017г.




«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ №4

________/СтрекаловаМ.Г./

«__» _________2017г.






Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4

г Белая Калитва Ростовской области

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по речевой практике (для детей с расстройствами аутистического спектра, имеющих задержку психического развития, ФГОС вариант 8.2; обучение на дому)

1 класс (Наливайко Тимофей)

Количество часов: 32ч. 2017-2018 уч.год

учитель-логопед: Чернявская И.В. (I квалификационная категория)

Составлена на основе АООП НОО обучающихся с РАС






Пояснительная записка к рабочей учебной программе

Рабочая программа по речевой практике для учащегося 1 класса Наливайко Тимофея (обучение на дому) разработана в соответствии с:

- Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности

по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 (с изменениями на 17 июля 2015 г.);

- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья".

- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

- СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26

- адаптированной основной общеобразовательной программой начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра МБОУ СОШ №4» .

Курс направлен на обеспечение достижений планируемых результатов освоения АООП .

Цель: формирование навыков коммуникации у детей с РАС

Изучение предмета «Речевая практика» способствует решению следующих задач:

- выполнять простые и составные устныеинструкции учителя, словесный отчет о выполненных действиях.

- прослушивать и выполнять инструкции, записанные на аудионосителях.

- чтение и выполнение словесных инструкций, предъявленных в письменном виде

Методические подходы:

-дифференцированный подход

-деятельностный подход

Принципы обучения:

― принцип учета типологических и индивидуальных образовательных

потребностей обучающихся;

― принцип коррекционной направленности образовательного процесса;

― онтогенетический принцип;

― принцип преемственности, предполагающий взаимосвязь и непрерывность образования обучающихся с РАС на всех ступенях образования;

― принцип целостности содержания образования, предполагающий перенос усвоенных знаний, умений, навыков и отношений, сформированных в учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;

― принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивающий возможность овладения обучающимися с РАС всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;

― принцип сотрудничества с семьей.

Общая характеристика учебного предмета по речевой практике.

Аудирование и понимание речи.

Выполнение простых и составных устных инструкций учителя, словесный отчет о выполненных действиях. Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосители. Чтение и выполнение словесных инструкций, предъявленных в письменном виде.

Соотнесение речи и изображения (выбор картинки, соответствующей слову, предложению).Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений. Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудио-носителей. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ.

Дикция и выразительность речи.

Развитие артикуляционной моторики. Формирование правильного речевого дыхания. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении.

Общение и его значение в жизни.

Речевое и неречевое общение. Правила речевого общения. Письменное общение (афиши, реклама, письма, открытки и др.). Условные знаки в общении людей. Общение на расстоянии. Кино, телевидение, радио. Влияние речи на мысли, чувства, поступки людей.

Организация речевого общения.

Базовые формулы речевого общения. Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое обращение, нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, к сотруднику полиции и др.). Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тетенька, девушка, мужчина и др.). Вступление в речевой контакт с незнакомым без обращения («Скажите пожалуйста…»). Обращение в письме, в поздравительной открытке. Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут …», «Меня зовут …, а тебя?». Формулы «Это …», «Познакомься пожалуйста, это …». Ответные реплики на приглашение

познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»).

Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «здравствуй», «здравствуйте», «до свидания». Развертывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку. Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи». Неофициальные разговорные формулы «привет», «салют», «счастливо», «пока». Грубые (фамильярные) формулы «здорово», «бывай», «чао» и др. (в зависимости от условий школы). Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными взрослыми. Развертывание формул с помощью обращений.

Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания «Как дела?», «Как живешь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при прощании «Приходи(те) еще», «Заходи(те», «Звони(те)».

Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в гостях.

Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с …», «Поздравляю с праздником …» и их развертывание с помощью обращения по имени и отчеству.

Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе …», «Желаю Вам …», «Я хочу пожелать …». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона.

Поздравительные открытки. Формулы, сопровождающие вручение подарка «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить тебе …» и др. Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки. Одобрение, комплимент. Формулы «Мне очень нравится твой …», «Как хорошо ты …», «Как красиво!» и др.

Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения автоответчика сотовой связи). Выражение просьбы позвать к телефону («Позовите пожалуйста …», «Попросите пожалуйста…», «Можно попросить (позвать)…»). Распространение этих формул с помощью приветствия. Ответные реплики адресата «алло», «да», «Я слушаю».Просьба, совет.

Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или на перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой к сверстнику, к близким людям. Развертывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы «Пожалуйста, …», «Можно …, пожалуйста!», «Разрешите….», «Можно мне …», «Можно я …».

Мотивировка отказа. Формулы «Извините, но …».

Благодарность. Формулы «спасибо», «большое спасибо», «пожалуйста». Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо … имя»), благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)». «Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»).

Замечание, извинение. Формулы «извините пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и мотивировка при извинении.

Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому. Слова поддержки, утешения.

Одобрение, комплимент. Одобрение как реакция на поздравления, подарки: «Молодец!», «Умница!», «Как красиво!»

Темы речевых ситуаций формулируются исходя из уровня развития коммуникативных и речевых умений обучающихся и социальной ситуации их жизни.

Алгоритм работы над темой речевой ситуации. Выявление и расширение представлений по теме речевой ситуации.Актуализация, уточнение и расширение словарного запаса о теме ситуации.

Составление предложений по теме ситуации, в т.ч. ответы на вопросы и формулирование вопросов учителю, одноклассникам.

Конструирование диалогов, участие в диалогах по теме ситуации.

Выбор атрибутов к ролевой игре по теме речевой ситуации. Уточнение ролей, сюжета игры, его вариативности.

Моделирование речевой ситуации. Составление устного текста (диалогического или несложного монологического) по теме ситуации.

Учащиеся должны знать и уметь:

Минимальный уровень:

- выражать свои просьбы, желания, используя этикетные слова и выражения;

- сообщать свое имя и фамилию, домашний адрес;

- объяснять, как можно доехать или дойти до школы; до дома;

- участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;

- слушать сказку или рассказ, уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный материал;

- выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения с опорой на образец чтения учителя;

- участвовать в беседе на темы, близкие личному опыту ребенка;

- слушать радио, смотреть телепередачи, отвечать на вопросы учителя по их содержанию.

Достаточный уровень:

- понимать содержание небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений;

-отвечать на вопросы по их содержанию;

- понимать содержание детских радио- и телепередач, отвечать на вопросы по поводу услышанного;

- выбирать правильные средства интонации, ориентируясь на образец речи учителя и анализ речевой ситуации;

- принимать активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;

- высказывать свои просьбы и желания;

- выполнять речевые действия приветствия, прощания, извинения и т. п., используя соответствующие этикетные слова и выражения;

- воспроизводить составленные рассказы с опорой на картинный или картинно-символический план.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

Направлено на развитие артикуляционной моторики, на формирование правильного речевого дыхания. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении.

Место учебного предмета в учебном плане

Рабочая программа рассчитана на 32 часа в год, 1 час в неделю.

Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета «Речевая практика».

Предметные: развитие коммуникации, овладение основными речевыми формами и правилами их применения. Развитие умений читать, понимать доступные по содержанию тексты, отвечающие уровню общего и речевого развития обучающихся, использовать полученную информацию для решения жизненных задач. Развитие умений вступать и поддерживать коммуникацию со взрослыми и сверстниками в знакомых ситуациях общения, используя доступные вербальные и невербальные средства.

Личностные:

1) развитие чувства любви к родителям, другим членам семьи, уважения к учителю;

2) развитие мотивации к обучению;

3) развитие адекватных представлений о насущно необходимом жизнеобеспечении;

4) владение элементарными навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;

5) развитие положительных свойств и качеств личности;

6) готовность к вхождению обучающегося в социальную среду.




















Тематическое планирование



п/п

Тема урока

Основные понятия.

Словарная работа.

Оборудование.

Информационно-методическое обеспечение

Кол-во часов

Дата

по плану

Дата

по факту


1

Учимся вежливости Доброе утро! Добрый вечер!

Доброе утро! Добрый вечер!

Наглядно-дидактический материал

1

01.09


2

Давайте познакомимся!

Давайте познакомимся!

Наглядно-дидактический материал


1

08.09.


3

Поведение на занятии, во время урока.

Урок. Занятие.

Наглядно-дидактический материал

1

15.09.


4


Ежели вы вежливы.






Вежливость






Наглядно-дидактический материал

1

22.09.


5

Школьные годы чудесные.

Школа

Наглядно-дидактический материал

1

29.09.


6

Знакомство в гостях.

Гости

Наглядно-дидактический материал

1

06.10


7

Знакомство во дворе.

Двор

Наглядно-дидактический материал

1



13.10


8


Теремок.

(Русская народная сказка) Друга ищи, а найдешь –

береги.

Теремок

Наглядно-дидактический материал

1

20.10.


9

Добрые дела - добрые слова.

Добрые дела - добрые слова

Наглядно-дидактический материал

1

27.10


I четверть количество часов : 9 часов

10

Слово веселит, огорчает, утешает

Слово

Наглядно-дидактический материал

1

17.11


11-13

Поиграем вместе

Игра

Наглядно-дидактический материал

3

24.11

01.12.

08.12.


14

Разговор по телефону

Телефон


Наглядно-дидактический материал

1

15.12.


15

К.И.Чуковский «Телефон»

К.И.Чуковский «Телефон»

Наглядно-дидактический материал

1

22.12.



16

Новогодние чудеса

Новый год

Наглядно-дидактический материал

1

29.12.


II четверть количество часов: 7 часов

17

Узнай по голосу


Наглядно-дидактический материал

1

12.01


18

Давайте договоримся

Правила игры

Наглядно-дидактический материал

1

19.01.


19-20

Колобок (Русская народная сказка)

Колобок

Наглядно-дидактический материал

2


26.01.

02.02.


21


От чистоговорки к скороговорке


Наглядно-дидактический материал

1

16.02.


22

Мимика и жесты

Мимика и жесты

Наглядно-дидактический материал

1

02.03.


23


До свидания! Счастливого пути!

До свидания! Счастливого пути!

Наглядно-дидактический материал

1

16.03.


III четверть количество часов: 7 часов

24


Спасибо!

Спасибо!

Наглядно-дидактический материал

1

30.03.


25

В магазине игрушек.

Магазин

Наглядно-дидактический материал

1

06.04.





26

Кот, петух и лиса (сказка)

Сказка


1

13.04.


2

11/13.01.17


27

Как себя вести во время разговора


Наглядно-дидактический материал

1

20.04.


28-29

Очень важные слова


Наглядно-дидактический материал

2

27.04.

04.05.


30

От чистоговорки к скороговорке


Наглядно-дидактический материал

1

11.05.


31

В гостях у Айболита.


Наглядно-дидактический материал

1

18.05


32

Обращение. Я обращаюсь к тебе (к вам)


Обращение

Наглядно-дидактический материал

1

25.05.


IV четверть количество часов: 9 часов

Общее количество часов за год: 32 часа

Материально-техническое обеспечение.

-методические рекомендации для учителя;

-печатное оборудование: наборы предметных и сюжетных картинок в соответствии с изучаемыми темами;

-наборы игрушек; настольный театр, плоскостные игрушки, настольные игры в соответствии с изучаемыми темами;

-технические средства обучения; экранно-звуковые пособия



Список литературы



Автор

Название

Выходные данные



1



Общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (в соответствии с ФГОС НОО для обучающихся с расстройствами аутистического спектра и с учетом примерной адаптированной основной образовательной программы

22 декабря 2015



Учебники


Автор

Название

Выходные данные

1

С.В.Комарова

Устная речь. 1 класс

Москва, Просвещение 2016





Методическая литература


Автор

Название

Выходные данные

1

Павлова Н.В.

Уроки русского языка, чтения и развития речи в начальных классах коррекционной школы: Учебно-методическое пособие.

Саратов, 2003.

2

Авторский коллектив: Н.Я. Семаго, Т.Ю. Хотылева, М.С. Гончаренко, Т.А. Михаленкова

Обучение детей с расстройствами аутистического спектра. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для педагогов и специалистов сопровождения основной школы











23



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!