«Рассмотрено» МО учителей начальных классов «__»_________2017_г. | «Согласовано» Зам. директора по УВР _______/_Бондарева Е.М./ «__» _________2017г.
| «Утверждаю» Директор МБОУ СОШ №4 ________/СтрекаловаМ.Г./ «__» _________2017г.
|
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4
г Белая Калитва Ростовской области
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по речевой практике (для детей с расстройствами аутистического спектра, имеющих задержку психического развития, ФГОС вариант 8.2; обучение на дому)
1 класс (Наливайко Тимофей)
Количество часов: 32ч. 2017-2018 уч.год
учитель-логопед: Чернявская И.В. (I квалификационная категория)
Составлена на основе АООП НОО обучающихся с РАС
Пояснительная записка к рабочей учебной программе
Рабочая программа по речевой практике для учащегося 1 класса Наливайко Тимофея (обучение на дому) разработана в соответствии с:
- Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности
по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 (с изменениями на 17 июля 2015 г.);
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья".
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
- СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26
- адаптированной основной общеобразовательной программой начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра МБОУ СОШ №4» .
Курс направлен на обеспечение достижений планируемых результатов освоения АООП .
Цель: формирование навыков коммуникации у детей с РАС
Изучение предмета «Речевая практика» способствует решению следующих задач:
- выполнять простые и составные устныеинструкции учителя, словесный отчет о выполненных действиях.
- прослушивать и выполнять инструкции, записанные на аудионосителях.
- чтение и выполнение словесных инструкций, предъявленных в письменном виде
Методические подходы:
-дифференцированный подход
-деятельностный подход
Принципы обучения:
― принцип учета типологических и индивидуальных образовательных
потребностей обучающихся;
― принцип коррекционной направленности образовательного процесса;
― онтогенетический принцип;
― принцип преемственности, предполагающий взаимосвязь и непрерывность образования обучающихся с РАС на всех ступенях образования;
― принцип целостности содержания образования, предполагающий перенос усвоенных знаний, умений, навыков и отношений, сформированных в учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;
― принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивающий возможность овладения обучающимися с РАС всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
― принцип сотрудничества с семьей.
Общая характеристика учебного предмета по речевой практике.
Аудирование и понимание речи.
Выполнение простых и составных устных инструкций учителя, словесный отчет о выполненных действиях. Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосители. Чтение и выполнение словесных инструкций, предъявленных в письменном виде.
Соотнесение речи и изображения (выбор картинки, соответствующей слову, предложению).Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений. Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудио-носителей. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ.
Дикция и выразительность речи.
Развитие артикуляционной моторики. Формирование правильного речевого дыхания. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении.
Общение и его значение в жизни.
Речевое и неречевое общение. Правила речевого общения. Письменное общение (афиши, реклама, письма, открытки и др.). Условные знаки в общении людей. Общение на расстоянии. Кино, телевидение, радио. Влияние речи на мысли, чувства, поступки людей.
Организация речевого общения.
Базовые формулы речевого общения. Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое обращение, нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, к сотруднику полиции и др.). Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тетенька, девушка, мужчина и др.). Вступление в речевой контакт с незнакомым без обращения («Скажите пожалуйста…»). Обращение в письме, в поздравительной открытке. Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут …», «Меня зовут …, а тебя?». Формулы «Это …», «Познакомься пожалуйста, это …». Ответные реплики на приглашение
познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»).
Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «здравствуй», «здравствуйте», «до свидания». Развертывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку. Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи». Неофициальные разговорные формулы «привет», «салют», «счастливо», «пока». Грубые (фамильярные) формулы «здорово», «бывай», «чао» и др. (в зависимости от условий школы). Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными взрослыми. Развертывание формул с помощью обращений.
Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания «Как дела?», «Как живешь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при прощании «Приходи(те) еще», «Заходи(те», «Звони(те)».
Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в гостях.
Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с …», «Поздравляю с праздником …» и их развертывание с помощью обращения по имени и отчеству.
Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе …», «Желаю Вам …», «Я хочу пожелать …». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона.
Поздравительные открытки. Формулы, сопровождающие вручение подарка «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить тебе …» и др. Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки. Одобрение, комплимент. Формулы «Мне очень нравится твой …», «Как хорошо ты …», «Как красиво!» и др.
Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения автоответчика сотовой связи). Выражение просьбы позвать к телефону («Позовите пожалуйста …», «Попросите пожалуйста…», «Можно попросить (позвать)…»). Распространение этих формул с помощью приветствия. Ответные реплики адресата «алло», «да», «Я слушаю».Просьба, совет.
Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или на перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой к сверстнику, к близким людям. Развертывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы «Пожалуйста, …», «Можно …, пожалуйста!», «Разрешите….», «Можно мне …», «Можно я …».
Мотивировка отказа. Формулы «Извините, но …».
Благодарность. Формулы «спасибо», «большое спасибо», «пожалуйста». Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо … имя»), благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)». «Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»).
Замечание, извинение. Формулы «извините пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и мотивировка при извинении.
Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому. Слова поддержки, утешения.
Одобрение, комплимент. Одобрение как реакция на поздравления, подарки: «Молодец!», «Умница!», «Как красиво!»
Темы речевых ситуаций формулируются исходя из уровня развития коммуникативных и речевых умений обучающихся и социальной ситуации их жизни.
Алгоритм работы над темой речевой ситуации. Выявление и расширение представлений по теме речевой ситуации.Актуализация, уточнение и расширение словарного запаса о теме ситуации.
Составление предложений по теме ситуации, в т.ч. ответы на вопросы и формулирование вопросов учителю, одноклассникам.
Конструирование диалогов, участие в диалогах по теме ситуации.
Выбор атрибутов к ролевой игре по теме речевой ситуации. Уточнение ролей, сюжета игры, его вариативности.
Моделирование речевой ситуации. Составление устного текста (диалогического или несложного монологического) по теме ситуации.
Учащиеся должны знать и уметь:
Минимальный уровень:
- выражать свои просьбы, желания, используя этикетные слова и выражения;
- сообщать свое имя и фамилию, домашний адрес;
- объяснять, как можно доехать или дойти до школы; до дома;
- участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
- слушать сказку или рассказ, уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный материал;
- выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения с опорой на образец чтения учителя;
- участвовать в беседе на темы, близкие личному опыту ребенка;
- слушать радио, смотреть телепередачи, отвечать на вопросы учителя по их содержанию.
Достаточный уровень:
- понимать содержание небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений;
-отвечать на вопросы по их содержанию;
- понимать содержание детских радио- и телепередач, отвечать на вопросы по поводу услышанного;
- выбирать правильные средства интонации, ориентируясь на образец речи учителя и анализ речевой ситуации;
- принимать активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;
- высказывать свои просьбы и желания;
- выполнять речевые действия приветствия, прощания, извинения и т. п., используя соответствующие этикетные слова и выражения;
- воспроизводить составленные рассказы с опорой на картинный или картинно-символический план.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
Направлено на развитие артикуляционной моторики, на формирование правильного речевого дыхания. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении.
Место учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа рассчитана на 32 часа в год, 1 час в неделю.
Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета «Речевая практика».
Предметные: развитие коммуникации, овладение основными речевыми формами и правилами их применения. Развитие умений читать, понимать доступные по содержанию тексты, отвечающие уровню общего и речевого развития обучающихся, использовать полученную информацию для решения жизненных задач. Развитие умений вступать и поддерживать коммуникацию со взрослыми и сверстниками в знакомых ситуациях общения, используя доступные вербальные и невербальные средства.
Личностные:
1) развитие чувства любви к родителям, другим членам семьи, уважения к учителю;
2) развитие мотивации к обучению;
3) развитие адекватных представлений о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) владение элементарными навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
5) развитие положительных свойств и качеств личности;
6) готовность к вхождению обучающегося в социальную среду.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Основные понятия. Словарная работа. | Оборудование. Информационно-методическое обеспечение | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту |
1 | Учимся вежливости Доброе утро! Добрый вечер! | Доброе утро! Добрый вечер! | Наглядно-дидактический материал | 1 | 01.09 | |
2 | Давайте познакомимся! | Давайте познакомимся! | Наглядно-дидактический материал | 1 | 08.09. | |
3 | Поведение на занятии, во время урока. | Урок. Занятие. | Наглядно-дидактический материал | 1 | 15.09. | |
4 | Ежели вы вежливы.
| Вежливость
| Наглядно-дидактический материал | 1 | 22.09. | |
5 | Школьные годы чудесные. | Школа | Наглядно-дидактический материал | 1 | 29.09. | |
6 | Знакомство в гостях. | Гости | Наглядно-дидактический материал | 1 | 06.10 | |
7 | Знакомство во дворе. | Двор | Наглядно-дидактический материал | 1 |
13.10 | |
8 | Теремок. (Русская народная сказка) Друга ищи, а найдешь – береги. | Теремок | Наглядно-дидактический материал | 1 | 20.10. | |
9 | Добрые дела - добрые слова. | Добрые дела - добрые слова | Наглядно-дидактический материал | 1 | 27.10 | |
I четверть количество часов : 9 часов |
10 | Слово веселит, огорчает, утешает | Слово | Наглядно-дидактический материал | 1 | 17.11 | |
11-13 | Поиграем вместе | Игра | Наглядно-дидактический материал | 3 | 24.11 01.12. 08.12. | |
14 | Разговор по телефону | Телефон | Наглядно-дидактический материал | 1 | 15.12. | |
15 | К.И.Чуковский «Телефон» | К.И.Чуковский «Телефон» | Наглядно-дидактический материал | 1 | 22.12. | |
16 | Новогодние чудеса | Новый год | Наглядно-дидактический материал | 1 | 29.12. | |
II четверть количество часов: 7 часов |
17 | Узнай по голосу | | Наглядно-дидактический материал | 1 | 12.01 | |
18 | Давайте договоримся | Правила игры | Наглядно-дидактический материал | 1 | 19.01. | |
19-20 | Колобок (Русская народная сказка) | Колобок | Наглядно-дидактический материал | 2 | 26.01. 02.02. | |
21 | От чистоговорки к скороговорке | | Наглядно-дидактический материал | 1 | 16.02. | |
22 | Мимика и жесты | Мимика и жесты | Наглядно-дидактический материал | 1 | 02.03. | |
23 | До свидания! Счастливого пути! | До свидания! Счастливого пути! | Наглядно-дидактический материал | 1 | 16.03. | |
III четверть количество часов: 7 часов |
24 | Спасибо! | Спасибо! | Наглядно-дидактический материал | 1 | 30.03. | |
25 | В магазине игрушек. | Магазин | Наглядно-дидактический материал | 1 | 06.04. | | | | |
26 | Кот, петух и лиса (сказка) | Сказка | | 1 | 13.04. | | 2 | 11/13.01.17 | |
27 | Как себя вести во время разговора | | Наглядно-дидактический материал | 1 | 20.04. | |
28-29 | Очень важные слова | | Наглядно-дидактический материал | 2 | 27.04. 04.05. | |
30 | От чистоговорки к скороговорке | | Наглядно-дидактический материал | 1 | 11.05. | |
31 | В гостях у Айболита. | | Наглядно-дидактический материал | 1 | 18.05 | |
32 | Обращение. Я обращаюсь к тебе (к вам) | Обращение | Наглядно-дидактический материал | 1 | 25.05. | |
IV четверть количество часов: 9 часов Общее количество часов за год: 32 часа |
Материально-техническое обеспечение.
-методические рекомендации для учителя;
-печатное оборудование: наборы предметных и сюжетных картинок в соответствии с изучаемыми темами;
-наборы игрушек; настольный театр, плоскостные игрушки, настольные игры в соответствии с изучаемыми темами;
-технические средства обучения; экранно-звуковые пособия
Список литературы
№ | Автор | Название | Выходные данные |
1 | | Общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (в соответствии с ФГОС НОО для обучающихся с расстройствами аутистического спектра и с учетом примерной адаптированной основной образовательной программы | 22 декабря 2015 |
Учебники |
№ | Автор | Название | Выходные данные |
1 | С.В.Комарова | Устная речь. 1 класс | Москва, Просвещение 2016 |
Методическая литература |
№ | Автор | Название | Выходные данные |
1 | Павлова Н.В. | Уроки русского языка, чтения и развития речи в начальных классах коррекционной школы: Учебно-методическое пособие. | Саратов, 2003. |
2 | Авторский коллектив: Н.Я. Семаго, Т.Ю. Хотылева, М.С. Гончаренко, Т.А. Михаленкова | Обучение детей с расстройствами аутистического спектра. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для педагогов и специалистов сопровождения основной школы | |
23