Пояснительная записка.
Адаптированная рабочая программа по ручному труду для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составлена в соответствии с требованиями:
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государтвеннного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
• Постановление об утверждении СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам». Утвержден постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. №26.
• Адаптированной общеобразовательной программы для обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ «Селенгинская СКОШИ» утвержденного приказом от 01.09.2019г.
Используемый учебно-методический комплект:
Для обучающихся:
«Технология. Ручной труд» 3 класс Л.А. Кузнецова учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Москва «Просвещение» 2019г.
Рабочая тетрадь Л.А.Кузнецова. Для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений. В 2 частях. 2019г.
Изучение трудового обучения в специальной (коррекционной) школе направлено на достижение следующих целей: изучение индивидуальных трудовых возможностей школьников и формирование у них трудовых, организационных умений и навыков, а также готовности к деятельности в мастерских профессионального обучения, развитие творческих способностей.
Обучение труду в младших классах направлено на решение следующих задач:
-воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе и т. д.);
-уважение к людям труда;
-сообщение элементарных знаний по видам труда, формирование трудовых качеств, обучение доступным приёмам труда, развитие самостоятельности в труде, привитие интереса к труду;
-формирование организационных умений в труде – вовремя приходить на занятия, организованно входить в мастерскую, работать только на своём рабочем месте, правильно располагать на нём материалы и инструменты, убирать их по окончании работы, знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы, санитарно – гигиенические требования.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
Коррекционная работа выражается в формировании умений:
-ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);
-предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приёмы и инструменты, нужные для их выполнения);
-контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий).
В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.
Вся работа на уроках должна носить целенаправленный характер, способствовать развитию самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий, подготавливать их к общетехническому труду.
Общая характеристика учебного предмета.
Основная цель изучения данного предмета заключается во всестороннем развитии личности учащегося младшего возраста с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) в процессе формирования трудовой культуры и подготовки его к последующему профильному обучению в старших классах. Его изучение способствует развитию созидательных возможностей личности, творческих способностей, формированию мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности.
Обучение труду в младших классах направлено на решение следующих задач:
― формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека.
― формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в нём человека.
― расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей.
― расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования.
― формирование практических умений и навыков использования различных материалов в предметно-преобразующей деятельности.
― формирование интереса к разнообразным видам труда. ―
развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи).
― развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение).
― развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера через формирование практических умений.
― развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью).
― формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации.
― формирование коммуникативной культуры, развитие активности, целенаправленности, инициативности; духовно-нравственное воспитание и развитие социально ценных качеств личности.
Наряду с этими задачами на занятиях ручного труда в коррекционных образовательных учреждениях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников. Коррекция интеллектуальных и физических недостатков с учетом их возрастных особенностей, которая предусматривает:
― коррекцию познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в трудовом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;
― развитие аналитико-синтетической деятельности, деятельности сравнения, обобщения; совершенствование умения ориентироваться в задании, планировании работы, последовательном изготовлении изделия;
― коррекцию ручной моторики; улучшение зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного трудового материала.
В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.
Вся работа на уроках должна носить целенаправленный характер, способствовать развитию самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий, подготавливать их к общетехническому труду, который осуществляется на базе школьных мастерских.
Форма организации образовательного процесса: основной, главной формой организации учебного процесса является урок и экскурсии. В процессе обучения школьников целесообразно использовать следующие методы и приемы:словесный метод
( рассказ, объяснение ,беседа, работа с учебником);
наглядный метод (метод иллюстраций, метод демонстраций);
практический метод (упражнения, практическая работа);
репродуктивный метод (работа по алгоритму);
коллективный, индивидуальный;
творческий метод;
Уроки труда должны быть тесно связаны с уроками чтения и развития речи, рисования, математики.
Межпредметные связи.
Математика. Счет в пределах 10. Представление о треугольнике, квадрате, прямоугольнике, круге.
Изобразительное искусство. Основные и дополнительные цвета. Аппликация на белом и цветном фоне, геометрический и растительный орнамент.
Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности. Называние предметов, их характеристик, правильное построение простых нераспространенных предложений при ответах на вопросы.
Место учебного предмета в учебном плане.
3 класс- 2 часа в неделю, в год 68 часов.
В 3 классе дополнительный час изучения предмета Ручной труд введен за счет часов части, формируемой участниками образовательных отношений.
Деление часов по четвертям:
1четверть – 16 часов
2 четверть – 16 часов
3 четверть – 20 часов
4 четверть – 16 часов
Итого за курс – 68 часов
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета «Ручной труд»
Предметные результаты
Минимальный уровень:
- знание правил организации рабочего места и умение самостоятельно его организовать в зависимости от характера выполняемой работы, (рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте);
- знание видов трудовых работ;
- знание названий и некоторых свойств поделочных материалов, используемых на уроках ручного труда; знание и соблюдение правил их хранения, санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
- знание названий инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их устройства, правил техники безопасной работы с колющими и режущими инструментами;
- знание приемов работы (разметки деталей, выделения детали из заготовки, формообразования, соединения деталей, отделки изделия), используемые на уроках ручного труда;
- анализ объекта, подлежащего изготовлению, выделение и называние его признаков и свойств; определение способов соединения деталей;
- пользование доступными технологическими (инструкционными) картами;
- составление стандартного плана работы по пунктам;
- владение некоторыми технологическими приемами ручной обработки материалов;
- использование в работе доступных материалов (глиной и пластилином; природными материалами; бумагой и картоном; нитками и тканью;
-выполнение несложного ремонта одежды)
Достаточный уровень:
- знание правил рациональной организации труда, включающих упорядоченность действий и самодисциплину;
- знание об исторической, культурной и эстетической ценности вещей;
- знание видов художественных ремесел;
- нахождение необходимой информации в материалах учебника, рабочей тетради;
- знание и использование правил безопасной работы с режущими и колющими инструментами, соблюдение санитарно-гигиенических требований при выполнении трудовых работ;
- осознанный подбор материалов по их физическим, декоративно-художественным и конструктивным свойствам;
- отбор оптимальных и доступных технологических приемов ручной обработки в зависимости от свойств материалов и поставленных целей; экономное расходование материалов;
- использование в работе с разнообразной наглядности: составление плана работы над изделием с опорой на предметно-операционные и графические планы, распознавание простейших технических рисунков, схем, чертежей, их чтение и выполнение действий в соответствии с ними в процессе изготовления изделия;
- осуществление текущего самоконтроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы;
- оценка своих изделий (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
- установление причинно-следственных связей между выполняемыми действиями и их результатами;
- выполнение общественных поручений по уборке класса/мастерской после уроков трудового обучения.
Личностные результаты:
Ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
Развитая мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, т
Развитие мыслительной деятельности;
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
Формирование умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи;
Формирование способности к эмоциональному восприятию учебного материала
Примечание. Слабые учащиеся к концу учебного года должны усвоить основные приемы работы с различными материалами, научиться выслушивать инструкцию, ориентироваться в задании по вопросам учителя, участвовать в планировании ближайшей операции и с помощью учителя выполнять работу, уметь показывать и называть верх, низ, правую, левую сторону листа бумаги и объемного изделия, длинные и короткие, маленькие и большие детали, узнавать и называть основные геометрические формы.
Учебный материал в программе распределен по годам обучения с учетом возрастных и психофизических особенностей умственно отсталых школьников.
Национально-региональный компонент.
В Законе «Об образовании» закреплены два компонента стандарта – федеральный и национально-региональный. Причем устанавливается соотношение распределения времени между федеральным и национально-региональным компонентами:
федеральный компонент - не менее 75% от общего нормативного времени, отводимого на освоение основных образовательных программ общего образования;
национально-региональный компонент – не менее 10%;
национально – региональный компонент, на уроках ручного труда в 3 классе реализуется полипредметным способом в количестве 3 тем (3 часов).
Обучение в региональном компоненте строится на основе преемственности поколений, уникальности природной и культурно-исторической среды и региональной системы образования как важнейшего фактора развития территории.
Природное, культурно-историческое, социально-экономическое своеобразие местности предопределяет отбор содержания регионального компонента образования, усвоение которого позволяет выпускникам школы адаптироваться к условиям жизни в ближайшем социуме, проникнуться любовью к родной земле, воспитать у себя потребность в рациональном использовании природных богатств, в охране окружающей среды.
Содержание регионального компонента образования призвано способствовать формированию у школьников духовно-нравственных ориентаций, развитию их творческого потенциала, толерантности в условиях многонациональной среды.
В связи с этим перед учителем на уроках технологии ставятся следующие задачи:
- содействовать целостному мироощущению учащихся, восприятию духовно-эстетических ценностей, заключенных в образах отечественного искусства, отечественной поэзии и прозы, музыки, играх и обрядах, в родной природе;
- создавать среду общения для освоения искусства родного края во всем многообразии его видов;
- способствовать формированию исторической памяти, особых навыков мышления, определяемых постижением искусства родного края как особого типа художественного творчества, связывающего настоящее с культурным прошлым народа.
Освоение искусства родного края как мира целостной культуры, его нравственных и духовных ценностей помогает раскрыть в душе ребенка человеческие качества, связывающие его со своим народом, родным домом, краем, Отечеством; наглядно демонстрирует его моральные и эстетические ценности, художественные вкусы; является частью его истории.
Интернет – ресурсы: www.school-collection.edu/ru
DVD- диск курсы повышения квалификации БИПКиПРО, г. Улан-Удэ по программе « Проблемы введения ФГОС начального образования II поколения»
Народный промысел жителей Республики Бурятия
Какие природные богатства РБ можно применять для изготовления панно. Бурятское панно. Текстиль Республики Бурятия
Содержание курса.
РАБОТА С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ (МНОГОДЕТАЛЬНЫЕ ОБЪЕМНЫЕ ИЗДЕЛИЯ)
Практические работы.
Экскурсия в природу с целью сбора природного материала.
Изготовление по образцу жирафа из кукурузных початков, моркови, кочерыжек, палочек и бумажных деталей.
Изготовление по рисунку паука из скорлупы грецкого ореха, плюски желудя, проволоки, пластилина.
РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ
Практические работы.
Окантовка картона полосками бумаги, листом. Изготовление по образцу подложек квадратной и прямоугольной формы для крепления плоских природных материалов, для наклеивания различных вырезок (дидактический материал, лото). Слабые учащиеся выполняют работу с помощью учителя.
РАБОТА С ПРОВОЛОКОЙ
Практические работы.
Экскурсия в слесарную мастерскую.
Выправление проволоки волочением, сгибание ее под прямым углом, отрезание кусачками по заданному размеру. Изготовление деталей для работы с природным материалом.
Изготовление по образцу и контурному рисунку стилизованных фигурок рыб, птиц, животных. Выполнение изделия по показу приемов работы учителем.
РАБОТА С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ
Практические работы.
Изготовление по замыслу объемных изделий из различных материалов (после экскурсий, чтения книг, просмотра кинофильма).
РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ
Практические работы.
Разметка картона и бумаги по шаблонам сложной конфигурации.
Изготовление елочных игрушек.
Изготовление плоских карнавальных полумасок и масок из тонкого картона и плотной бумаги. Отделка изделий аппликативными украшениями.
Изготовление из тонкого картона и плотной бумаги карнавальных головных уборов (кокошник, шапочка с козырьком). Отделка изделий аппликативными украшениями. Работа выполняется по показу учителя.
РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ
Практические работы.
Упражнения в разметке бумаги и картона по линейке. Нанесение рицовки ножом по линейке с фальцем.
Изготовление обложки для проездного билета.
Изготовление по образцу складной доски для игры в шашки.
Изготовление по образцу папки для тетрадей без клапанов, с завязками.
РАБОТА С ТЕКСТИЛЬНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ
Практические работы.
Ознакомление с косым обметочным стежком. Упражнения на полосе тонкого картона по готовым проколам.
Изготовление закладки из фотопленки с цветным вкладышем. Оформление концов закладки кисточками.
Пришивание косыми стежками вешалки из тесьмы к полотенцу.
Изготовление кармашка из клеенки или бархатной бумаги для счетных палочек, ножниц. Обметывание боковых срезов кармашка по готовым проколам косым стежком. Слабые учащиеся выполняют работу по заделу.
Изготовление по образцу подушечки-прихватки по самостоятельно составленной выкройке из нескольких сложенных вместе кусочков разноцветной ткани (сметывание по краям и по диагонали, обметывание краев косым стежком)
РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ (ОБЪЕМНЫЕ ИЗДЕЛИЯ ИЗ КАРТОНА)
Практические работы.
Изготовление открытых коробок из тонкого картона. Разметка развертки коробки по шаблону и по линейке. Склеивание коробок двумя способами: с помощью клапанов и по стыкам, оклеивание полосой бумаги. Работа выполняется по образцу и показу отдельных приемов работы учителем.
РАБОТА С ТЕКСТИЛЬНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ
Практические работы.
Составление по образцам простейшего рисунка на листе бумаги в клетку. Вышивание рисунка, переведенного учителем на льняное полотно, ручными стежками, оформление вышитого куска ткани в виде салфетки, коврика, кукольного полотенца и т. д.
Тематическое планирование материала.
№ | Тема раздела | четверть | Итого: |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Работа с природным материалом | 6ч | 2ч | | | 8ч |
2 | Работа с бумагой и картоном (ОБЪЕМНЫЕ ИЗДЕЛИЯ ИЗ КАРТОНА) | 4ч | 7ч | 2ч | 9ч | 22ч |
3 | Работа с проволокой | 4ч | | | | 4ч |
4 | Работа с металлоконструкто- ром | | 5ч | | | 5ч |
3 | Работа с текстильными материалами | | | 15ч | 7ч | 22ч |
4 | Работа с древесиной | 2ч | 2ч | 3ч | | 7ч |
| Итого: | 16 часов | 16 часов | 20 часа | 16 часов | 68 часов |
Перечень учебно-методического обеспечения.
Материально- техническое обеспечение
Требования к оснащению учебного процесса на уроках технологии разрабатываются с учётом реальных условий работы отечественной начальной школы и современных представлений о культуре и безопасности труда школьников.
Для работы учащимся необходимы:
• индивидуальное рабочее место (которое может при необходимости перемещаться – трансформироваться в часть рабочей площадки для групповой работы);
• простейшие инструменты и приспособления для ручной обработки материалов и решения конструкторско-технологических задач: ножницы школьные со скруглёнными концами, канцелярский нож с выдвижным лезвием, линейка обычная, линейка с бортиком (для работ с ножом), угольник, простой и цветные карандаши, циркуль, шило, иглы в игольнице, дощечка для выполнения работ с ножом и с шилом, дощечка для лепки, кисти для работы с клеем и с красками, подставка для кистей, коробочки для мелочи;
• материалы для изготовления изделий, предусмотренные программным содержанием: бумага (писчая, альбомная, цветная для аппликаций и оригами, крепированная), картон (обычный, гофрированный, цветной) ткань,
текстильные материалы (нитки, пряжа и пр.), пластилин (или глина, пластика, солёное тесто), фольга, калька, природные и утилизированные материалы, клей ПВА; мучной клейстер, наборы «Конструктор»;
• специально отведённые места и приспособления для рационального размещения, бережного хранения материалов и инструментов и оптимальной подготовки учащихся к урокам технологии: коробки, укладки, подставки, папки и пр.
Список литературы
1. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями)
2. Как составить рабочую программу учебного курса? / Н.Л. Солянкина – Красноярск: Изд-во КК ИПКиПП РО, 2009.– 27 с.
3. Кузнецова Л.А Технология 3 класс: Ручной труд Москва «Просвещение», 2019
Тематическое планирование на 2019-2020 учебный год.
№ п/п. | Тема урока | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту | Примечания. |
I четверть – 16 ч. |
1 | Вводный урок. Закрепление учебного материала 1 и 2 классов. | 1 | | | |
2 | Материалы и инструменты, используемые на уроках ручного труда | 1 | | | |
3 | Работа с природными материалами. Виды работы с природными материалами. НРК. Какие природные богатства РБ можно применять для изготовления панно. Бурятское панно. | 1 | | | |
4 | Изготовление аппликации из засушенных листьев. «Птица» | 1 | | | |
5-6 | Изготовление аппликации из скорлупы грецких орехов. «Воробьи на ветках» | 2 | | | |
7 | Работа с бумагой и картоном. Изготовление аппликации из обрывной бумаги. «Медведь» | 1 | | | |
8 | Изготовление аппликации из обрывной бумаги. | 1 | | | |
9-10 | Окантовка картона полосками бумаги. «Картина на окантованном картоне» Изготовление картины на окантованном картоне | 2 | | | |
| | 1 | | | |
11 | Работа с проволокой. Познавательные сведения о проволоке. «Волна», «Кольцо», «Спираль», «Прямой угол» из проволоки. |
12 | Приемы работы с проволокой. «Волна», «Кольцо», «Спираль», «Прямой угол» из проволоки. | 1 | | | |
13-14 | Изготовление изделия из скорлупы грецкого ореха, пластилина и проволоки. «Паук» | 2 | | | |
15-16 | Работа с древесиной. Познавательные сведения о древесине. Экскурсия в школьную столярную мастерскую. Изготовление изделия из древесины | 2 | | | Экскурсия. |
II четверть – 16 ч. |
1-2 | Изготовление колышка для растений. «Опорный колышек для растений» | 2 | | | |
| | | |
3 | Работа с природными материалами. Изготовление объемных изделий из природных материалов. «Птица из пластилина и сухой травы». | 1 | | | |
4 | Птица из пластилина и сухой травы. | 1 | | | |
5 | Работа с металлоконструктором. Познавательные сведения о металлоконструкторе. | 1 | | | |
6 | Соединение планок винтом и гайкой | 1 | | | |
7 | Сборка из планок треугольника | 1 | | | |
8 | Сборка из планок квадрата | 1 | | | |
9 | Работа с проволокой. Изготовление из проволоки букв. «Буквы Л, С, О, В из проволоки». | 1 | | | |
10-11 | Работа с бумагой и картоном. Приёмы работы с бумагой (разметка, резание, сгибание). Изготовление складных игрушек из бумажных полос. «Складная гирлянда» | 2 | | | |
12 | Работа с бумагой и картоном. Изготовление цепочки из бумажных колец | 1 | | | |
13 | Работа с бумагой и картоном. Изготовление карнавальной полумаски. | 1 | | | |
14 | Работа с бумагой и картоном. Изготовление карнавальных головных уборов. «Каркасная шапочка» | 1 | | | |
15 | Работа с бумагой и картоном. Изготовление карнавальных головных уборов. Кокошник НРК «Семейский кокошник» | 1 | | | |
16 | Работа с бумагой и картоном. Изготовление карнавальных головных уборов. Шлем | 1 | | | |
III четверть – 20ч. |
1-2 | Работа с бумагой и картоном. Окантовка картона листом бумаги. Изготовление складной доски | 2 | | | |
3-4 | Работа с текстильными материалами. Закрепление познавательных сведений о нитках. Прямой стежок. «Образцы, сшитые строчкой прямого стежка» | 2 | | | |
5-6 | Работа с текстильными материалами. Косой стежок. НРК. Текстиль Республики Бурятия | 2 | | | |
7-9 | Работа с текстильными материалами. Закладка из фотопленки | 3 | | | |
10 | Работа с древесиной. Закрепление познавательных сведений о древесине. Аппликация из древесных опилок «Собака» | 1 | | | |
11 | Способы обработки древесины ручными инструментами. НРК. Народный промысел жителей Республики Бурятия | 1 | | | |
12 | Аппликация из древесных опилок «Собака» | 1 | | | |
13 | Экскурсия в швейную мастерскую. | 1 | | | Экскурсия. |
14 | Работа с текстильными материалами. Ткань. Виды работы с тканью. «Прихватка» | 1 | | | |
15-16 | Сшивание деталей изделия строчкой косого стежка. «Прихватка» | 2 | | | |
17 | Изготовление прихватки. | 1 | | | |
18-20 | Сшивание деталей изделия строчкой косого стежка. Прихватка | 3 | | | |
IV четверть – 16 ч. |
1-2 | Работа с бумагой и картоном. Объемные изделия из картона. «Коробка, склеенная с помощью клапанов». | 2 | | | |
3-4 | «Коробка с бортами, соединенными встык» | 2 | | | |
5-7 | Работа с текстильными материалами. Виды ручных стежков. «Образец, прошитый строчкой прямого стежка в 2 приема. | 3 | | | |
8-9 | Работа с текстильными материалами. Закладка с вышивкой. | 2 | | | |
10-11 | Работа с текстильными материалами. Закладка с вышивкой. «Закладка с вышивкой строчкой прямого и косого стежка». | 2 | | | |
12 | Работа с бумагой и картоном. Конструирование объемных игрушек на основе геометрических тел | 1 | | | |
13-14 | Матрешка из конусов | 2 | | | |
15 | Работа с бумагой и картоном. Конструирование объемных игрушек на основе геометрических тел. | 1 | | | |
16 | «Собака из цилиндров» Обобщающий урок | 1 | | | |
1