СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по ручному труду для 4 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка

    Адаптированная рабочая программа по предмету «Ручной труд» составлена в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с легкой степенью  умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» на 2023-2024 учебный год и на основании следующих нормативно-правовых документов:

Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ №1599 от 19.12.2014.

3. Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026.

4.  Учебный план ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» (вариант 1) на 2023-2024 учебный год.

5. СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».

     ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой степенью  умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по ручному труду для 4 класса»



Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа по предмету «Ручной труд» составлена в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» на 2023-2024 учебный год и на основании следующих нормативно-правовых документов:

Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ №1599 от 19.12.2014.

3. Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026.

4. Учебный план ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» (вариант 1) на 2023-2024 учебный год.

5. СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».

ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.

Учебный предмет «Ручной труд» относится к предметной области «Технологии» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Ручной труд» в 4 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 34 часа в год (1 час в неделю).

Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи учебного предмета «Ручной труд».

Цель обучения всестороннее развитие личности обучающегося младшего возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе формирования трудовой культуры и подготовки его к последующему профильному обучению в старших классах. Изучение предмета способствует развитию созидательных возможностей личности, творческих способностей, формированию мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности.

Задачи обучения:

− формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека;

− формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в нём человека;

− расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно- исторических традициях в мире вещей;

− расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования;

− формирование практических умений и навыков использования различных материалов в предметно-преобразующей деятельности;

− формирование интереса к разнообразным видам труда;

− развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи);

− развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение);

− развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера через формирование практических умений;

− развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);

− формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации;

− формирование коммуникативной культуры, развитие активности, целенаправленности, инициативности; духовно-нравственное воспитание и развитие социально ценных качеств личности.

Рабочая программа по учебному предмету «Ручной труд» в 4 классе определяет следующие задачи:

− формирование трудовых навыков, обучение доступным приемам труда, знаний о различных материалах и умения выбирать способы обработки, в зависимости от свойств материалов, развитие элементарной самостоятельности в труде, привитие интереса к труду;

− формирование организационных умений: вовремя приходить на занятия по труду, организованно входить в класс ручного труда, работать только на своем рабочем месте, правильно располагать на нем материалы и инструменты, убирать их по окончании работы, знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы, санитарно-гигиенические требования;

− обогащение представлений о процессе труда;

− воспитание потребностей и готовности работать в коллективе;

− умственное воспитание (развитие восприятия, представлений, овладение элементарными действиями с орудиями, приобретения учения планировать и предвидеть результаты работы);

− нравственное воспитание, воспитание коллективизма, взаимопомощи, готовности трудиться, умения довести начатое дело до конца, формировать положительного отношения к труду взрослых;

− физическое воспитание: физическое развитие, развитие зрительно- двигательной координации мелкой моторики, координированности движений рук, четкость и ловкость рабочих движений, правильность выполнения рабочих приемов, правильный захват инструментов;

− речевое развитие: расширение и обогащение словаря, развитие речевого содержания, полноте и последовательности изложения, грамматическому строю;

− эстетическое воспитание: воспитание работать не только быстро, но и правильно, и красиво, понять и почувствовать красоту изделия, красоту материала, особенности его фактуры.

Место реализации адаптированной рабочей программы

по предмету «Ручной труд» в 4 классе

Республика Бурятия, Заиграевский район, с. Новая Брянь, ул. Школьная, д. 5, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат».

Планируемые результаты освоения рабочей программы

по учебному предмету «Ручной труд» в 4 классе

Личностные результаты:

- формирование чувства гордости за свою Родину;

- воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

- формирование готовности к самостоятельной жизни.

Уровни достижения предметных результатов

по учебному предмету «Ручной труд» в 4 классе

Минимальный уровень:

− знать правила организации рабочего места и умение самостоятельно его организовать в зависимости от характера выполняемой работы, (рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте);

− знать виды трудовых работ;

− знать названия и некоторые свойства поделочных материалов, используемых на уроках ручного труда; знать и соблюдать правила их хранения, санитарно-гигиенические требования при работе с ними;

− знать названия инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их устройства, правила техники безопасной работы с колющими и режущими инструментами;

− знать приемы работы (разметки деталей, выделения детали из заготовки, формообразования, соединения деталей, отделки изделия), используемые на уроках ручного труда;

− анализировать объект, подлежащий изготовлению, выделять и называть его признаки и свойства; определять способы соединения деталей;

− пользоваться доступными технологическими (и инструкционными) картами;

− составлять стандартный план работы по пунктам;

− владеть некоторыми технологическими приемами ручной обработки материалов;

− работать с доступными материалами;

− использовать в работе доступные материалы (глину и пластилин; природный материал; бумагу и картон; нитки и ткань; проволоку и металл; древесину; конструировать из металлоконструктора);

− выполнять несложный ремонт одежды.

Достаточный уровень:

− знать правила рациональной организации труда, включающей в себя упорядоченность действий и самодисциплину;

− знать об исторической, культурной и эстетической ценности вещей;

− знать виды художественных ремесел;

− находить необходимую информацию в материалах учебника, рабочей тетради;

− знать и использовать правила безопасной работы с режущими и колющими инструментами, соблюдать санитарные и гигиенические требованиями при выполнении трудовых работ;

− осознанно подбирать материалы по физическим, декоративно- художественным и конструктивным свойствам;

− отбирать оптимальные и доступные технологические приемы ручной обработки в зависимости от свойств материалов и поставленных целей, экономно расходовать материалы;

− использовать в работе разнообразную наглядность: составлять план работы над изделием с опорой на предметно-операционные и графические планы, распознавать простейшие технические рисунки, схемы, чертежи, читать их и выполнять действия в соответствии с ними в процессе изготовления изделия;

− осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий и корректировать ход практической работы;

− оценивать свои изделия (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);

− устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами;

− выполнять общественные поручения по уборке класса (мастерской) после уроков трудового обучения.

Формирование базовых учебных действий обучающихся:

Личностные базовые учебные действия:

-осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы;

-целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;

-понимание личной ответственности за свои поступки на основе правил поведения в классе, детском коллективе, образовательном учреждении;

-стремление к безопасному поведению в природе и обществе;

-положительное отношение к окружающей действительности, способность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;

-самостоятельность в выполнении учебных заданий.

Регулятивные базовые учебные действия:

-входить и выходить из учебного помещения со звонком;

-ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);

-пользоваться учебной мебелью;

-адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.)

-работать с учебными принадлежностями(инструментами)

-организовывать рабочее место;

-передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;

-принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

-активно участвовать в деятельности, контролировать свои действия;

-оценивать действия одноклассников;

-соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

Познавательные базовые учебные действия:

-выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;

-устанавливать видо - родовые отношения предметов;

-делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

-пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями;

-уметь выполнять элементарные работы с глиной и пластилином, природными материалами, клеем, бумагой;

-наблюдать;

-работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях) под руководством и с помощью учителя.

Коммуникативные базовые учебные действия:

-вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель - класс): по вопросам дать отчет о последовательности изготовления изделий;

-использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

- обращаться за помощью и принимать помощь;

- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

- договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.

Система оценки достижения обучающимися

с умственной отсталостью планируемых результатов освоения рабочей программы по учебному предмету «Ручной труд» в 4 классе

Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах:

- 0 баллов - нет фиксируемой динамики;

- 1 балл - минимальная динамика;

- 2 балла - удовлетворительная динамика;

- 3 балла - значительная динамика.

Критерии оценки предметных результатов

Оценка предметных результатов основана на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объёму и элементарные по содержанию знания и умения выполняют коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определённую роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом.

Оценка предметных результатов осуществляется по следующей системе:

«5» - отлично,

«4» - хорошо,

«3» - удовлетворительно.

Оценка «5» ставится, если обучающийся ориентируется в задании, подбирает материал и инструмент для работы, изготовление поделки самостоятельно. Может сделать необходимую оценку, измерения с помощью наводящих вопросов учителя. Употребляет в речи слова и фразы, обозначающие пространственные признаки предметов.

Оценка «4» ставится, если обучающийся в ходе изготовления поделки допускает небольшие неточности, не влияющие на основные параметры поделки, которые исправляет при помощи учителя. Не может, без помощи учителя, самостоятельно ответить на отдельные вопросы.

Оценка «3» ставится, если обучающийся выполнять самостоятельно, без помощи учителя, предложенные поделки не может. Не всегда контролирует свои действия, требует постоянного внимания со стороны учителя при выполнении задания. Нечётко отвечает на поставленные вопросы, нередко недопонимания их.

Оценка «2» - не ставится.

Содержание обучения

Учебный материал для четвертого класса планируется с учетом повторения, закрепления и совершенствования знаний, умений и навыков, полученных школьниками во третьем классе. Особенностью обучения в четвертом классе является расширение спектра видов работы. Программный материал направлен на формирование у обучающихся с умственной отсталостью представлений о видах труда близких к работе столяра, переплетчика, слесаря, швеи.

В четвертом классе формирование первоначальных трудовых умений и навыков завершается, но по-прежнему в течение всего года активно ведется работа по поддержанию интереса к труду в самых различных формах. Для подачи учебного материала необходимо использовать разные методы, вносить в обучение элементы занимательности и игры, давать посильные и общественно значимые задания, бережно относиться к результатам детской деятельности.


Содержание разделов


п/п

Название раздела, темы

Количест во часов

1

Работа с бумагой

20

2

Работа с текстильными материалами

8

3

Работа с древесными материалами

2

4

Работа с металлом

4

Итого:

34






Календарно-тематическое планирование по предмету «Ручной труд»


Содержание программного материала

Дата по плану

Дата по факту

Работа с бумагой и картоном 4 часа

1

Свойства, сорта бумаги. Виды работ с бумагой



2

Геометрическая фигура, раскладка



2

Геометрическая фигура, раскладка



3

Складывание простых форм из квадрата Фигурка «Рыбка»



4

Игра «Геометрический конструктор»



Работа с текстильными материалами 3 часа

5

Бумажная схема полотняного переплетения нитей



6

Игрушка «Кукла скрутка»



7

Салфетка с аппликацией



Работа с бумагой и картоном 8 часов

8

Игрушка с подвижным соединением деталей «Цыпленок»



9

Игрушка «Летающий диск»



10

Игрушка из бумажных кругов «Попугай»



11

Конверт для писем с клеевым соединением деталей



12

Конверт без клеевого соединения деталей



13

Аппликация «Коврик с геометрическим орнаментом»



14

Закладка для книг из зигзагообразных полос



15

Закладка для книг со «свободным плетением»



Работа с текстильными материалами 1 час

16

Изделие «Салфетка- прихватка»



Работа с металлом 2 часа

17

Изделие «Дерево»



18

Изделие «Паук»



Работа с бумагой и картоном 7 часов

19

Изделие «Геометрическая фигура-раскладка»



20

Объемное елочное украшение, елочная игрушка «Солнышко»



21

Растягивающаяся игрушка «Матрешка»



22

Елочное украшение «Птица»



23

Елочное украшение «Снежинка»



24

Летающая модель «Планер»



25

Летающая модель «Самолет»



Работа с текстильными материалами 1 час

26

Аппликация «Цветок из ниток»



Работа с проволокой 2 часа

27

Декоративные фигурки птиц, зверей, человечков



28

Работа с проволокой. «Муха»



Работа с бумагой и картоном – 1 час

29

Изделие «Открытая коробочка»



Работа с древесиной – 2 часа

30

Аппликация из карандашной стружки «Цветок»



31

Аппликация из древесных заготовок «Дом»



Работа с текстильными материалами 3 часа

32

Пришивание пуговиц с четырьмя сквозными отверстиями



33

Пришивание пуговиц с ушком



34

Ремонт одежды. Изготовление и пришивание вешалки






Контрольно-измерительный материал

Тест по предмету «Ручной труд»

Цель работы – выяснить уровень овладения учащимися основными знаниями и умениями по трудовому обучению за курс начальной школы.

Прочитай задание, выбери правильный ответ и подчеркни его.

1. Работать – это значит:

а) трудиться, выполнять дело, создавать что-либо;

б) играть;

в) трудиться и играть.

2. Закончи высказывания о материалах и инструментах.

То, из чего изготавливают изделия, - это… (материал).

То, чем работают, - это… (инструменты).

3. Подчеркни, что относится к природным материалам.

Листья, желуди, картон, цветы, бумага, семена, кора, ткань.

4. Выбери материалы, из которых можно изготовить изделия:

а) игла;

б) пластилин;

в) бумага;

г) ножницы;

д) ткань;

е) клей.

5. Узнай и запиши названия материалов по их свойствам:

а) гладкая, тонкая, мнётся, складывается, рвётся, разноцветная – это… (бумага).

б) плотный, плохо гнётся, не мнётся, не тянется, служит фоном для аппликации – это… (картон).

в) разноцветный, при нагревании размягчается, пластичный – это... (пластилин).

6. Подчеркни названия инструментов.

Ножницы, пластилин, мел, молоток, бумага, ткань, игла, нитки, лопата, клей, глина.

7. Выбери инструменты при работе с бумагой.

а) ножницы;

б) игла;

в) линейка;

г) карандаш

8. Как называется вырезание и наклеивание деталей на основу?

а) аппликация;

б) оригами;

в) вышивка.

9. Укажи цифрами порядок выполнения аппликации:

вырежи;

разметь детали;

приклей.

10. Подумай, как связаны слова в первой паре и допиши подходящее по смыслу слово вместо пропуска.

Нитку в иголку вдевают, а гвоздь в стену __________________________ (забивают).

Топором рубят, а пилой _________________________________________ (пилят).

Платье шьют, а шарф ___________________________________________ (вяжут).




Перечень компонентов учебно-методического комплекса, обеспечивающего реализацию рабочей программы

Базовый учебник:

Технология. Ручной труд. 4 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы / Л.А. Кузнецова, Я.С. Симукова. :- М.: Просвещение, 2018

Технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска; экранно-звуковые пособия (презентации, мультфильмы).

В 2021-2022 учебном году ГБОУ Новобрянская СКОШИ в рамках «Национального проекта» реализует возможность максимального использования данных интерактивной доски в обучении детей с интеллектуальными нарушениями.

Для оптимального использования интерактивной доски в работе с обучающимися требуется соблюдение методических рекомендаций:

Интерактивная доска должна использоваться в работе с обучающимися 4 класса при безусловном соблюдении физиолого-гигиенических, эргономических и психолого-педагогических ограничительных и разрешающих норм и рекомендаций.

Применяемые информационно-дидактические пособия должны быть адекватными психическим и психофизиологическим возможностям ребенка.

Организация и методика проведения занятия с ИД соответствует методике проведения традиционных занятий и основным дидактическим принципам коррекционной педагогики. Занятие с применением ИД включает в себя несколько частей. И только одна часть посвящается непосредственно работе с ИД.

При составлении занятий с использованием ИД необходимо учитывать имеющиеся знания, полученные на традиционных занятиях в процессе выполнения основной образовательной программы.

ИД должна быть дидактическим средством, а не самоцелью.

Обязательно использовать на занятиях с ИД традиционную предметно-развивающую среду – игрушки, игры, демонстрационный материал и т.д.

Преимущества работы с интерактивной доской:

Усиливает подачу материала.

Помогает педагогу находиться в постоянном взаимодействии с детьми.

Электронные средства обучения передают информацию быстрее, чем традиционные.

Позволяет увеличить восприятие материал за счет увеличения количества иллюстративного материала.

Развивает мотивацию и делает занятия более интересными для детей.

Дети начинают понимать более сложные моменты в результате более ясной и динамичной подачи материала.

 В своей работе в первую очередь исходим из перспективного плана, темы и целей занятий. Необходима продуманная предварительная работа: составление дидактических задач, поиск иллюстраций в электронном виде, изготовление самих дидактических игр.

Литература для учителя:

Дульнев Г.М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе. Психолого-педагогическое исследование. – М.: Педагогика, 2009.

Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов / Под ред. В.В.Воронковой – М.: Школа – Пресс, 2014. – 416 с.

Обучение учащихся 1-4 классов вспомогательной школы: (Изобразительное искусство, физ. культура, ручной труд, музыка и пение). Пособие для учителей / Под ред. В.Г. Петровой. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2013.

Основы олигофренопедагогики: учеб. пособие для студ. сред.учеб. заведений / В.М. Мозговой, И.М. Яковлева, А.А. Еремина. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 224 с., [8] вкл. л.

Павлова Н.П. Трудовое обучение в 1-3 классах вспомогательной школы: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2008. – 176 с.

Петрова В.Г. Практическая и умственная деятельность детей-олигофренов. – М.: Просвещение, 2008. – 160 с.

Пинский Б.И. Психология трудовой деятельности учащихся вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 2009. – 152 с.

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы. / Под редакцией В.В. Воронковой. – М.: Просвещение, 2004.

Путем творчества. Страничка жизни и опыта одной экспериментальной школы: Сборник статей. / Под ред. проф. В.П. Кащенко. – М.: Типография «Продпуть», 2012. – 58 с.

Дошкольная педагогика. Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №2110 «Педагогика и психология (дошк.)». В 2 ч.  Ч.2. / Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 2008. – 270 с.

Л.В.Куцакова. Конструирование и ручной труд. Пособие для учителя. М.: Просвещение. 2009

Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Оригами: игры и фокусы с бумагой. СПб., 2004 г.

Богатеева З.А. Занятия аппликацией в детском саду. М., 2008 г.

Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. М.,2002 г.

Вайзман Н.П. Психомоторика детей-олигофренов. М., 2006 г.

Гусакова М.А. Аппликация. М., 2007 г.

Дульнев Г.М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе. М., 2009 г.

Коррекционная работа во вспомогательной школе. Л.,2008 г.

Лапшин В. А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. М., 2010 г.

Лиштван З.В. Конструирование. М., 2011 г.

Мирский С.Л. Индивидуальный подход у учащимся вспомогательной школы в трудовом обучении. М., 2010 г.

Новикова Е.Б. Коррекционно-развивающая направленность трудового обучения детей. Журнал «Воспитание и обучение», №5, 2007 г.- с.41.

Обучение учащихся 1-4 классов вспомогательной школы. Пособие для учителей/ Под редакцией В.Г. Петровой. М., 2006 г.

Павлова Н.Т. Трудовое обучение в 1-3 классах вспомогательной школы. М.,1988.

Пасынок Ю. Ю. Составление рабочей программы. Журнал « Управление начальной школой». №9/сентябрь, 2009 г.- с.33.

Петрова И.М. Объёмная аппликация. Учебно-методическое пособие. СПб., 2003 г.

Литература для учащихся:

Русские народные подвижные игры: Пособие для воспитателя дет. сада / Под ред. Л.В. Руссковой. – М.: Просвещение, 2006.

Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. – М.: Новая школа, 2005.

Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду: (Ст. группы). Пособие для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 2012.

  1. - Л.В. Куцакова. Мама, я умею лепить. М.: Мой Мир, 2007.

Литература для родителей:

  1. - И.А. Агапова, М.А. Давыдова. Мягкая игрушка своими руками, М.: Айрис-пресс,

  2. - Е.А. Бойко. Игрушки-подушки. М.: РИПОЛ классик, 2008.

Ивочкина Н.В. Коррекционные возможности народной игры //Нач. школа. – 2008. - № 11/12.

Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: Пособия для учителя. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001.

Методика игры с коррекционно-развивающими технологиями: Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / О.А. Степанова, М.Э. Вайнер, Н.Я. Чутко; Под ред. Г.Ф. Кумариной. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.

Методические указания к «Программе воспитания в детском саду». / Под ред. А.И. Шустова, - изд. 3-е, пер. – М.: Просвещение, 2005.

Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Б.П. Пузанов, Н.П. Коняева, Б.Б. Горскин и др.; Под ред. Б.П. Пузанова. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.

Сорокина А.И. Умственное воспитание в детском саду. – М.: Просвещение, 2005.

Степанова О.А. Коррекционно-развивающие ресурсы игры в работе с младшими школьниками // Нач. шк.: плюс-минус. – 2001. - №4.

Тихеева Е.И. Развитие речи детей. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2011.

Усова А.П. Роль игры в организации жизни и деятельности детей // «Дошкольное воспитание», 2005, №10.

Шинкаренко В.А. Трудовое обучение и воспитание учащихся вспомогательной школы: Учеб. пособие. – Мн.: Университетское, 2010.

Щеблыкин И.К., Романина В.И., Кагакова И.И. Аппликационные работы в начальных классах: Пособие для учителей по внеклас. работе. – М.: Просвещение, 2013. – 160 с., ил.








































Поурочное планирование по предмету «Ручной труд»

Тема урока

Кол- во часо в

Программное содержание

Дифференциация видов деятельности обучающихся

Минимальный уровень

Достаточный уровень

Работа с бумагой и картоном 4 часа

1

Свойства, сорта

бумаги. Виды работ с бумагой

1

Проверка знаний о бумаге

(материалы, инструменты и

приспособления; изделия; виды

бумаги; размер и форма бумаги;

технологические операции с

бумагой; виды работы с бумагой). Выполнение упражнений в дифференцировании и объединении в группы материалов, инструментов и приспособлений. Подготовка и содержание порядка рабочего места. Соблюдение правил поведения на уроках труда. Работа с учебником и рабочей тетрадью.

Рассказывают о бумаге. Дифференцируют и объединяют в группы материалы, инструменты и

приспособления по вопросам

учителя. Подготавливают и содержат в порядке рабочее место. Соблюдают правила поведения на уроках труда.

Работают с учебником и рабочей тетрадью.

Рассказывают о бумаге (материалы, инструменты и приспособления; изделия; виды бумаги; размер и форма бумаги; технологические операции с бумагой; виды работы с бумагой). Дифференцируют и объединяют в группы материалы, инструменты и приспособления. Подготавливают и содержат в порядке рабочее место. Соблюдают правила поведения на уроках труда. Работают с учебником и рабочей тетрадью

2

Геометрическая

фигура, раскладка

1

Выполнение различных видов работы с бумагой (складывание, вырезание, аппликация, объемное конструирование). Подготовка рабочего места к работе с бумагой. Разбор изделия: форма, особенности конструкции изделия и его пространственные отношения. Соблюдение правила разметки бумаги. Складывание из треугольников. Овладение сборкой изделия способом склеивания деталей

Называют виды работы с бумагой.

Подготавливают рабочее место к работе с бумагой. Устанавливают общую форму, особенности конструкции изделия и его пространственные отношения по вопросам учителя. Рассказывают о геометрических фигурах «квадрат» и «треугольник» и их признаках. Рассказывают правила разметки бумаги. Владеют навыком сгибания треугольника пополам и соединения нижних углов с вершиной. Владеют навыком склеивания деталей и сборки изделия с помощью клея под контролем учителя

Называют виды работы с бумагой. Подготавливают рабочее место к работе с бумагой. Устанавливают общую форму, особенности конструкции изделия и его пространственные отношения. Рассказывают о геометрических фигурах «квадрат» и «треугольник» и их признаках. Рассказывают правила разметки бумаги. Владеют навыком сгибания треугольника пополам и соединения нижних углов с вершиной. Владеют навыком склеивания деталей и сборки изделия с помощью клея.

2

Геометрическая

фигура, раскладка

1

Выполнение различных видов работы с бумагой (складывание, вырезание, аппликация, объемное конструирование). Подготовка рабочего места к работе с бумагой. Разбор изделия: форма, особенности конструкции изделия и его

пространственные отношения. Соблюдение правила разметки бумаги. Складывание из треугольников. Овладение сборкой изделия способом склеивания деталей.

Называют виды работы с бумагой. Подготавливают рабочее место к работе с бумагой. Устанавливают общую форму, особенности конструкции изделия и его пространственные отношения по вопросам учителя. Рассказывают о геометрических фигурах «квадрат» и «треугольник» и их признаках. Рассказывают правила разметки бумаги. Владеют навыком сгибания треугольника пополам и соединения нижних углов с вершиной. Владеют навыком склеивания деталей и сборки изделия с помощью клея под контролем учителя.

Называют виды работы с бумагой. Подготавливают рабочее место к работе с бумагой. Устанавливают общую форму, особенности конструкции изделия и его пространственные отношения. Рассказывают о геометрических фигурах «квадрат» и «треугольник» и их признаках. Рассказывают правила разметки бумаги. Владеют навыком сгибания треугольника пополам и соединения нижних углов с вершиной. Владеют навыком склеивания деталей и сборки изделия с помощью клея.

3

Складывание простых форм из квадрата Фигурка «Рыбка»

1

Складывание из бумаги— оригами. Разбор изделия: форма, особенности конструкции изделия и его пространственные отношения. Чтение схем-рисунков по условным обозначениям. Овладение складыванием базовой формы «треугольник» и на его основе — фигурки рыбки.

Рассказывают о способе складывания из бумаги (оригами). Устанавливают общую форму, конструкцию изделия и его пространственные отношения по вопросам учителя. Рассказывают о геометрических фигурах «квадрат» и «треугольник» и их признаках. Складывают базовую форму

«треугольник» и на его основе

— фигурку рыбки под контролем учителя. Владеют навыком чтения схем- рисунков по условным обозначениям с помощью учителя. Работают в соответствии с намеченным планом под контролем учителя.

Рассказывают о способе складывания из бумаги (оригами). Устанавливают общую форму, конструкцию изделия и его пространственные отношения. Рассказывают о геометрических фигурах «квадрат» и «треугольник» и их признаках. Складывают базовую форму «треугольник» и на его основе — фигурку рыбки. Владеют навыком чтения схем-рисунков по условным обозначениям. Работают в соответствии с намеченным планом.

4

Игра

«Геометрический конструктор»

1

Нахождение на линейке длины, заданной в миллиметрах. Работа с учебником и рабочей тетрадью. Разметка заготовки изделия. Изготовление игры «Геометрический конструктор» по плану в учебнике.

Закрепляют представления о миллиметре как о мере длины. Находят на линейке нужное количество миллиметров (20, 80) и переводят их в сантиметры под контролем учителя. Чертят отрезки заданной длины в миллиметрах с помощью учителя. Изготавливают игру «Геометрический конструктор» по плану в учебнике с помощью учителя

Закрепляют представления о миллиметре как о мере длины. Находят на линейке нужное количество миллиметров (20, 80) и переводят их в сантиметры. Чертят отрезки заданной длины в миллиметрах. Изготавливают игру

«Геометрический конструктор» по плану в учебнике.

Работа с текстильными материалами 3 часа

5

Бумажная схема полотняного переплетения нитей

1

Проверка знаний о ткани. Упражнение в дифференцировании и объединении в группы материалы, инструменты и приспособления. Изучение плотности переплетения нитей в ткани. Знакомство с процессом ткачества на примере полотняного переплетения нитей. Выполнение бумажной схемы переплетения нитей

Рассказывают о ткани. Дифференцируют и объединяют в группы материалы, инструменты и приспособления по вопросам учителя. Изучают плотность переплетения нитей в ткани. Знакомятся с процессом ткачества на примере полотняного переплетения нитей (поперечные нити уток, продольные нити — основа) и устройством ткацкого станка на примере игрушечного станка. Выполняют бумажную схему переплетения нитей с помощью учителя

Рассказывают о ткани. Дифференцируют и объединяют в группы материалы, инструменты и приспособления. Изучают плотность переплетения нитей в ткани. Знакомятся с процессом ткачества на примере полотняного переплетения нитей (поперечные нити уток, продольные нити — основа) и устройством ткацкого станка на примере игрушечного станка. Выполняют бумажную схему переплетения нитей.

6

Игрушка «Кукла скрутка»

1

Проверка знаний о видах работы с тканью, о технологических операциях при работе с тканью. Проведение беседы об искусстве изготовления тряпичных кукол-скруток. Выполнение приема скручивания ткани. Изготовление куклы-скрутки по плану и самостоятельно

Рассказывают о видах работы с тканью, о технологических операциях при работе с тканью. Владеют приемом скручивания ткани под контролем учителя. Изготавливают куклу-скрутку по плану с помощью учителя

Рассказывают о видах работы с тканью, о технологических операциях при работе с тканью. Владеют приемом скручивания ткани. Изготавливают куклу-скрутку по плану, самостоятельно

7

Салфетка с аппликацией

1

Знакомство со способами отделки изделий из ткани. Знакомство с видами ткани, ткачество. Беседа о холсте как о ткани с полотняным переплетением нитей. Разбор изделия, выделение его основных признаков и деталей. Выполнение приема обработки края салфетки способом выдергивания нитей (бахрома)

Рассказывают о способах отделки изделий из ткани. Рассказывают о понятии «аппликация». Рассказывают о видах ткани, ткачестве. Изучают сведения о холсте как о ткани с полотняным переплетением нитей. Разбирают изделие, выделяя его основные признаки и детали по вопросам учителя. Работают в соответствии с планом под контролем учителя. Владеют приемом обработки края салфетки способом выдергивания нитей с помощью учителя. Ориентируются в пространстве на плоскости изделия в процессе наклеивания деталей на основу

Рассказывают о способах отделки изделий из ткани. Рассказывают о понятии «аппликация». Рассказывают о видах ткани, ткачестве. Изучают сведения о холсте как о ткани с полотняным переплетением нитей. Разбирают изделие, выделяя его основные признаки и детали. Работают в соответствии с планом. Владеют приемом обработки края салфетки способом выдергивания нитей (бахрома). Ориентируются в пространстве на плоскости изделия в процессе наклеивания деталей на основу

Работа с бумагой и картоном 8 часов

8

Игрушка с подвижным соединением деталей

«Цыпленок»

1

Разбор объекта, особенности конструкции изделия. Выполнение технологических операций с бумагой. Освоение приемов разметки округлых деталей изделия по шаблону и вырезания по кривым линиям (овалов). Выполнение подвижного соединения деталей. Самостоятельное изготовление изделия по готовому плану

Разбирают объект и разбираются в особенностях конструкции изделия по вопросам учителя. Рассказывают о технологических операциях с бумагой.

Владеют приемами разметки округлых деталей изделия по шаблону и вырезания по кривым линиям с частичной помощью учителя. Работают самостоятельно по готовому плану под контролем учителя.

Разбирают объект и

разбираются в особенностях конструкции изделия.

Рассказывают о технологических операциях с бумагой. Владеют приемами разметки округлых деталей изделия по шаблону и вырезания по кривым линиям.

Работают самостоятельно по готовому плану

9

Игрушка «Летающий диск»

1

Определение особенностей конструкции изделия. Выполнение черчения окружности с помощью циркуля. Освоение технологических операций: «разметка по шаблону», «вырезание по линии разметки». Изготовление игрушки «Летающий диск» по плану

Определяют особенности конструкции изделия по вопросам учителя.

Рассказывают о технологических операциях: «разметка по шаблону», «вырезание по линии разметки». Знакомятся с циркулем как с чертежным инструментом. Рассказывают о геометрических понятиях «окружность» и «круг», «радиус» и «диаметр». Вычерчивают окружность с помощью циркуля.

Изготавливают игрушку «Летающий диск» по плану под контролем учителя

Определяют особенности конструкции изделия. Рассказывают о технологических операциях: «разметка по шаблону», «вырезание по линии разметки». Знакомятся с циркулем как с чертежным инструментом. Рассказывают о геометрических понятиях «окружность» и «круг», «радиус» и «диаметр». Вычерчивают окружность с помощью циркуля. Изготавливают игрушку «Летающий диск» по плану

10

Игрушка из

бумажных кругов

«Попугай»

1

Разбор конструкции много детального изделия. Выделение его основных признаков и свойств. Вычерчивание окружности с помощью циркуля. Экономное использование бумаги при вычерчивании нескольких окружностей. Сборка изделия по намеченному плану

Рассматривают конструкцию много детального изделия, выделяя его основные признаки и свойства по вопросам учителя. Рассказывают о циркуле и вычерчивают окружность с помощью циркуля. Экономно размечают бумагу при вычерчивании нескольких окружностей под контролем учителя. Работают в соответствии с намеченным планом под контролем учителя. Вырезают и сгибают бумагу. Соблюдают точность при сборке изделия под контролем учителя

Рассматривают конструкцию много детального изделия, выделяя его основные признаки и свойства. Рассказывают о циркуле и вычерчивают окружность с помощью циркуля. Экономно размечают бумагу при вычерчивании нескольких окружностей. Работают в соответствии с намеченным планом. Вырезают и сгибают бумагу. Соблюдают точность при сборке изделия.

11

Конверт для писем с клеевым

соединением деталей

1

Определение функционального назначения изделий из бумаги. Знакомство с понятием «развертка». Изготовление изделия на основе развертки. Разбор конструкции изделия, его основные признаки и свойства. Выполнение технологии склеивания клапанов конверта. Выполнение сборки изделия по намеченному плану

Рассказывают о функциональном назначении изделий из бумаги.

Изготавливают изделия на основе развертки под контролем учителя. Разбирают конструкцию изделия, выделяя его основные признаки и свойства по вопросам учителя.

Производят разметку развертки на бумаге по шаблону. Выполняют надрез, разрез по прямой длинной линии. Работают по плану. Выполняют склеивание клапанов конверта

Рассказывают о функциональном назначении изделий из бумаги.

Изготавливают изделия на основе развертки. Разбирают конструкцию изделия, выделяя его основные признаки и свойства. Производят разметку развертки на бумаге по шаблону. Выполняют надрез, разрез по прямой длинной линии. Работают по плану. Выполняют склеивание клапанов конверта.

12

Конверт без клеевого

соединения деталей

1

Знакомство со способами изготовления конвертов. Разбор изделия, выделение его основных признаков и деталей. Выполнение сгибания бумаги по заданным условным обозначениям. Изготовление конвертов без клеевого соединения. Выполнение сборки изделия по намеченному плану

Рассказывают о назначении конвертов. Рассказывают о способах изготовления конвертов (с клеевым соединением). Разбирают объект, выделяя его признаки, свойства и детали по вопросам учителя. Сгибают бумагу по условным обозначениям. Применяют полученные знания и умения при изготовлении конвертов без клеевого соединения. Работают в соответствии с намеченным планом под контролем учителя.

Рассказывают о назначении

конвертов. Рассказывают о способах изготовления конвертов (с клеевым соединением). Разбирают объект, выделяя его признаки, свойства и детали. Сгибают бумагу по условным обозначениям. Применяют полученные знания и умения при изготовлении конвертов без клеевого соединения. Работают в соответствии с намеченным планом

13

Аппликация «Коврик с геометрическим орнаментом»

1

Знакомство с изделиями декоративно-прикладного искусства. Знакомство с понятием «геометрический орнамент», рассмотрение пространственного размещения его элементов. Разметка геометрического орнамента с помощью угольника. Разбор изделия, выделение его основных признаков и деталей. Выполнение сборки изделия по намеченному плану.

Рассказывают об изделиях декоративно-прикладного искусства (коврах). Рассказывают о понятии

«геометрический орнамент» и о пространственном размещении его элементов. Рассказывают об аппликации. Рассказывают о видах бумаги (бархатная бумага). Разбирают объект, выделяя его признаки, свойства и детали по вопросам учителя.

Рассказывают о геометрическом понятии «прямой угол». Вычерчивают прямой угол с помощью линейки и угольника под контролем учителя.

Используют приобретенный навык при разметке деталей изделия под контролем учителя. Работают в соответствии с намеченным планом.

Ориентируются в пространстве при составлении геометрического орнамента

Рассказывают об изделиях декоративно-прикладного искусства (коврах). Рассказывают о понятии

«геометрический орнамент» и о пространственном размещении его элементов. Рассказывают об аппликации. Рассказывают о видах бумаги (бархатная бумага). Разбирают объект, выделяя его признаки, свойства и детали. Рассказывают о геометрическом понятии «прямой угол». Вычерчивают прямой угол с помощью линейки и угольника.

Используют приобретенный навык при разметке деталей изделия. Работают в соответствии с намеченным планом. Ориентируются в пространстве при составлении геометрического орнамента.

14

Закладка для книг из зигзагообразных полос

1

Рассказ о функциональном назначении изделий из бумаги, изготовленных на уроках труда. Выполнение разметки прямоугольника с помощью угольника. Проведение сборки изделия по намеченному плану. Выполнение контроля за производимыми операциями (сравнение со схемой для контроля в рабочей тетради). Выполнение переплетения деталей из бумажных зигзагообразных полос

Рассказывают о функциональном назначении изделий из бумаги, изготовленных на уроках труда. Размечают прямоугольник с помощью чертежных инструментов под контролем учителя. Размечают детали изделия под прямым углом под контролем учителя. Выполняют разрез по коротким линиям и используют соответствующий прием вырезания ножницами из бумаги. Работают в соответствии с намеченным планом.

Контролируют выполняемые операции. Переплетают детали из бумажных зигзагообразных полос.

Рассказывают о функциональном назначении изделий из бумаги, изготовленных на уроках труда. Размечают прямоугольник с помощью чертежных инструментов. Размечают детали изделия под прямым углом. Выполняют разрез по коротким линиям и используют соответствующий прием вырезания ножницами из бумаги. Работают в соответствии с намеченным планом. Контролируют выполняемые операции. Переплетают детали из

бумажных зигзагообразных полос

15

Закладка для книг со «свободным плетением»

1

Рассказ о функциональном назначении изделий из бумаги, изготовленных на уроках труда. Проведение разметки наклонных линий с помощью угольника. Выполнение сборки изделия по намеченному плану. Выполнение работы по технологии «свободное плетение» из бумаги

Рассказывают о применении закладок. Рассказывают о геометрических понятиях «прямой угол», «острый угол», «тупой угол». Вычерчивают острый угол с помощью угольника под контролем учителя. Используют этот способ разметки при изготовлении изделия. Работают в соответствии с намеченным планом. Владеют «свободным плетением» из бумаги.

Рассказывают о применении закладок. Рассказывают о геометрических понятиях «прямой угол», «острый угол», «тупой угол». Вычерчивают острый угол с помощью угольника. Используют этот способ разметки при изготовлении изделия. Работают в соответствии с намеченным планом. Владеют «свободным плетением» из бумаги.

Работа с текстильными материалами 1 час

16

Изделие «Салфетка- прихватка»

1

Рассказ о функциональном назначении изделий из ткани. Разбор изделия, выделение его основных признаков и деталей. Повторение правил работы с режущими и колющими инструментами. Проведение сборки изделия по намеченному плану. Выполнение соединения деталей изделия строчкой косого стежка.

Рассказывают о функциональном назначении изделий из ткани. Разбирают объект, выделяя его признаки, свойства и детали по вопросам учителя. Рассказывают о правилах работы режущими и колющими инструментами. Работают в соответствии с намеченным планом. Сметывают детали изделия строчкой прямого стежка. под контролем учителя.

Рассказывают о функциональном назначении изделий из ткани. Разбирают объект, выделяя его признаки, свойства и детали. Рассказывают о правилах работы режущими и колющими инструментами. Работают в соответствии с намеченным планом. Сметывают детали изделия строчкой прямого стежка.

Работа с металлом 2 часа

17

Изделие «Дерево»

1

Знакомство с функциональным назначением изделий из металла.

Беседа о видах, свойствах, цвете, технологической ручной обработке металлов и об используемых при этом инструментах. Освоение приемов формообразования: сминание, сжимание, скручивание алюминиевой фольги. Выполнение сборки изделия по намеченному плану

Рассказывают о функциональном назначении изделий из металла.

Рассказывают о видах, свойствах, цвете, технологической ручной обработке металлов и об используемых при этом инструментах. Сгибают, разрывают и разрезают по линии сгиба алюминиевую фольгу под контролем учителя. Владеют приемами формообразования изделий из алюминиевой фольги. Работают в соответствии с намеченным планом.

Рассказывают о функциональном назначении изделий из металла.

Рассказывают о видах, свойствах, цвете, технологической ручной обработке металлов и об используемых при этом иструментах. Сгибают, разрывают и разрезают по линии сгиба алюминиевую фольгу. Владеют приемами формообразования изделий из алюминиевой фольги. Работают в соответствии с намеченным планом

18

Изделие «Паук»

1

Рассказ о функциональном назначении изделий из металла. Беседа о видах, свойствах, цвете, технологической ручной обработке металлов и об используемых при этом инструментах. Выполнение приемов формообразования (сминания, сжимания и скручивания) изделий из алюминиевой фольги. Выполнение сборки изделия по намеченному плану

Рассказывают о функциональном назначении изделий из металла.

Рассказывают о видах, свойствах, цвете, технологической ручной обработке металлов и об используемых при этом инструментах. Сгибают, разрывают и разрезают по линии сгиба алюминиевую фольгу под контролем учителя. Владеют приемами формообразования изделий из алюминиевой фольги. Работают в соответствии с намеченным планом

Рассказывают о функциональном назначении изделий из металла. Рассказывают о видах, свойствах, цвете, технологической ручной обработке металлов и об используемых при этом инструментах. Сгибают, разрывают и разрезают по линии сгиба алюминиевую фольгу. Владеют приемами формообразования изделий из алюминиевой фольги. Работают в соответствии с намеченным планом

Работа с бумагой и картоном 7 часов

19

Изделие

«Геометрическая фигура-раскладка»

1

Рассказ о чертежных инструментах и правилах работы циркулем. Деление круга на равные части способом складывания. Выполнение сборки изделия по намеченному плану. Выполнение склеивания деталей и сборка изделия с помощью клея

Рассказывают о геометрической фигуре «круг». Рассказывают о чертежных инструментах и правилах работы циркулем. Владеют приемом вырезания по кругу. Делят круг на равные части способом сгибания.

Владеют умением сгибания бумаги. Владеют приемами склеивания деталей и сборки изделия с помощью клея под контролем учителя.

Рассказывают о геометрической фигуре «круг». Рассказывают о чертежных инструментах и правилах работы циркулем. Владеют приемом вырезания по кругу. Делят круг на равные части способом сгибания. Владеют умением сгибания бумаги. Владеют приемами склеивания деталей и сборки изделия с помощью клея

20

Объемное елочное украшение, елочная игрушка «Солнышко»

1

Повторение функционального назначения изделий из бумаги. Разбор изделия, выделение его основных признаков и деталей. Выполнение деления круга на равные части с помощью угольника и линейки. Проведение сборки изделия по намеченному плану. Выполнение склеивания деталей и сборка изделия с помощью клея

Рассказывают о функциональном назначении изделий из бумаги. Разбирают объект, выделяя его признаки, свойства и детали по вопросам учителя. Рассказывают о геометрической фигуре «круг». Рассказывают правила вычерчивания окружности с применением циркуля или по шаблону. Вырезают по короткой прямой и по кругу. Делят круг на равные части с помощью угольника и линейки. Работают в соответствии с намеченным планом. Владеют навыком склеивания деталей и сборки изделия с помощью клея под контролем учителя

Рассказывают о функциональном назначении изделий из бумаги.

Разбирают объект, выделяя его признаки, свойства и детали. Рассказывают о геометрической фигуре «круг». Рассказывают правила вычерчивания окружности с применением циркуля или по шаблону. Вырезают по короткой прямой и по кругу. Делят круг на равные части с помощью угольника и линейки. Работают в соответствии с намеченным планом. Владеют навыком склеивания деталей и сборки изделия с помощью клея

21

Растягивающаяся игрушка «Матрешка»

1

Рассказ о функциональном назначении изделий из бумаги. Определение особенностей конструкции изделия. Овладение способом тиражирования для получения большого количества одинаковых деталей. Выполнение деления круга на равные части с помощью угольника. Выполнение склеивания деталей изделия с использованием приема «точечное склеивание».

Рассказывают о функциональном назначении изделий из бумаги. Определяют особенности конструкции изделия по вопросам учителя. Владеют способом тиражирования для получения большого количества одинаковых деталей. Размечают заготовки с помощью линейки под контролем учителя. Вырезают по кругу. Делят круг на равные части с помощью угольника. Склеивают детали изделия с использованием приема «точечное склеивание»

Рассказывают о функциональном назначении изделий из бумаги.

Определяют особенности конструкции изделия. Владеют способом тиражирования для получения большого количества одинаковых деталей. Размечают заготовки с помощью линейки. Вырезают по кругу. Делят круг на равные части с помощью угольника. Склеивают детали изделия с использованием приема «точечное склеивание».

22

Елочное украшение

«Птица»

1

Повторение материала о

функциональном назначении изделий из бумаги. Определение особенностей конструкции изделия. Выполнение приема разметки деталей изделия по шаблону. Овладение приемом: «надрез по короткой линии». Выполнение вырезания симметричных деталей из

бумаги, сложенной пополам. Осуществление контроля за правильностью выполнения трудовых действий.

Рассказывают о функциональном назначении изделий из бумаги. Определяют особенности конструкции изделия по вопросам учителя. Владеют приемами разметки деталей изделия по шаблону. Владеют приемом «надрез по короткой линии». Владеют приемом вырезания симметричных деталей из бумаги, сложенной пополам под контролем учителя. Контролируют правильность выполнения трудовых действий по вопросам учителя.

Рассказывают о функциональном назначении изделий из бумаги.

Определяют особенности конструкции изделия. Владеют приемами разметки деталей изделия по шаблону. Владеют приемом «надрез по короткой линии». Владеют приемом вырезания симметричных деталей из бумаги, сложенной пополам. Контролируют правильность выполнения трудовых действий.

23

Елочное украшение

«Снежинка»

1

Разбор изделия: форма изделия, конструкция изделия и пространственное соотношение его деталей. Складывание базовой формы «змей» и использование ее в изделии. Чтение схем-рисунков с условными обозначениями. Выполнение сборки изделия по намеченному плану. Осуществление контроля за правильностью выполнения трудовых действий.

Определяют геометрическую форму изделия, конструкцию изделия и пространственное соотношение его деталей. Рассказывают о геометрических фигурах «квадрат», «треугольник»,«многоугольник» и их признаках. Складывают базовую форму «змей» и используют ее в изделии под контролем учителя. Владеют навыком чтения схем- рисунков с условными обозначениями под контролем учителя. Работают в соответствии с намеченным планом. Ориентируются в пространстве. Контролируют правильность выполнения трудовых действий по вопросам учителя.

Определяют геометрическую форму изделия, конструкцию изделия и пространственное соотношение его деталей. Рассказывают о геометрических фигурах «квадрат», «треугольник», «многоугольник» и их признаках. Складывают базовую форму «змей» и используют ее в изделии. Владеют навыком чтения схем-рисунков с условными обозначениями. Работают в соответствии с намеченным планом. Ориентируются в пространстве. Контролируют правильность выполнения трудовых действий.

24

Летающая модель

«Планер»

1

Проведение беседы о чертеже. Чтение чертежа и технического рисунка по чертежным линиям. Выполнение разметки с опорой на чертеж. Сравнение своего чертежа с контрольной схемой в рабочей тетради. Проведение сборки изделия по намеченному плану

Рассказывают о чертеже. Читают чертеж и технический рисунок по чертежным линиям. Называют чертежные линии. Находят общие детали в чертеже и на объемном рисунке объекта по вопросам учителя. Выполняют разметку изделия с опорой на чертеж под контролем учителя. Выполняют контрольные операции. Действуют в соответствии с планом работы.

Рассказывают о чертеже. Читают чертеж и технический рисунок по чертежным линиям. Называют чертежные линии. Находят общие детали в чертеже и на объемном рисунке объекта. Выполняют разметку изделия с опорой на чертеж. Выполняют контрольные операции. Действуют в соответствии с планом работы.

25

Летающая модель

«Самолет»

1

Чтение чертежа и технического рисунка по чертежным линиям. Выполнение разметки с опорой на чертеж. Сравнение своего чертежа с контрольной схемой в рабочей тетради. Выполнение контроля за правильностью выполнения трудовых действий

Читают чертеж по чертежным линиям. Называют чертежные линии. Находят общие детали в чертеже и на объемном рисунке объекта. Выполняют разметку изделия с опорой на чертеж под контролем учителя. Выполняют контроль операций по вопросам учителя. Действуют в соответствии с планом работы. Контролируют правильностью выполнения трудовых действий

Читают чертеж по чертежным линиям. Называют чертежные линии. Находят общие детали в чертеже и на объемном рисунке объекта. Выполняют разметку изделия с опорой на чертеж. Выполняют контроль операций. Действуют в соответствии с планом работы. Контролируют правильностью выполнения трудовых действий.

Работа с текстильными материалами 1 час

26

Аппликация

«Цветок из ниток»

1

Рассказ об изделиях декоративно-прикладного искусства. Знакомство с видами, свойствами ниток, видами работы с нитками. Разбор аппликации, выделение деталей и их пространственное соотношение.

Выполнение связывания ниток в пучок. Проведение сборки изделия по намеченному плану

Рассказывают об изделиях декоративно-прикладного искусства. Рассказывают об аппликации. Рассказывают о видах, свойствах ниток, видах работы с нитками. Рассматривают аппликацию, выделяя в ней детали и их пространственное соотношение по вопросам учителя. Работают в соответствии с намеченным планом под контролем учителя

Рассказывают об изделиях декоративно-прикладного искусства. Рассказывают об аппликации. Рассказывают о видах, свойствах ниток, видах работы с нитками. Рассматривают аппликацию, выделяя в ней детали и их пространственное соотношение. Работают в соответствии с намеченным планом.

Работа с проволокой 2 часа

27

Декоративные фигурки птиц, зверей, человечков

1

Рассказ о видах проволоки, ее свойствах, приемах сгибания.

Выполнение приемов формообразования изделий из проволоки. Разбор изделия. Выполнение изделия по намеченному плану

Рассказывают о видах проволоки, ее свойствах, приемах ее сгибания. Разбирают объект и действуют в соответствии с намеченным планом работы по вопросам учителя

Рассказывают о видах проволоки, ее свойствах, приемах ее сгибания.

Разбирают объект и действуют в соответствии с намеченным планом работы

28

Работа с проволокой.

«Муха»

1

Проверка знаний о проволоке, нитках, бумаге. Разбор изделия. Проведение сборки изделия из разных материалов (проволока, бумага, нитки). Выполнение изделия по намеченному плану

Используют различные материалы при изготовлении одного изделия. Рассказывают о проволоке, нитках, бумаге. Определяют сходства и различия между этими материалами по вопросам учителя. Разбирают объект и действуют в соответствии с намеченным планом работы под контролем учителя.

Используют различные материалы при изготовлении одного изделия.

Рассказывают о проволоке, нитках, бумаге. Определяют сходства и различия между этими материалами. Разбирают объект и действуют в соответствии с намеченным планом работы

Работа с бумагой и картоном – 1 час

29

Изделие «Открытая коробочка»

1

Рассказ о функциональном назначении изделий из бумаги (коробочки). Чтение схем-рисунков с условными обозначениями. Изготовление открытой коробочки способом сгибания бумаги. Выполнение изделия по намеченному плану

Рассказывают о функциональном назначении изделий из бумаги. Определяют названия вида искусства, в котором изделия складываются из бумаги по вопросам учителя.

Рассказывают о приемах сгибания бумаги. Складывают базовую форму «треугольник» и на ее основе коробочку под контролем учителя. Складывают базовую форму «блин» и на ее основе коробочку под контролем учителя. Действуют в соответствии с намеченным планом работы.

Рассказывают о функциональном назначении изделий из бумаги. Определяют названия вида искусства, в котором изделия складываются из бумаги. Рассказывают о приемах сгибания бумаги. Складывают базовую форму «треугольник» и на ее основе коробочку. Складывают базовую форму «блин» и на ее основе коробочку. Действуют в соответствии с намеченным планом работы.

Работа с древесиной – 2 часа

30

Аппликация из карандашной стружки «Цветок»

1

Выполнение обработки древесины ручными инструментами. Применение карандашной стружки в аппликации. Выполнение приемов получения древесной стружки в процессе заточки карандаша с применением точилки и соединения кусочков карандашной стружки. Освоение технологии клеевой обработки деталей из карандашной стружки

Рассказывают о древесных материалах, их свойствах и ручной обработке различными видами резцов. Владеют приемом получения древесной стружки в процессе заточки карандаша с применением точилки. Изготовление аппликации с применением карандашной стружки под контролем учителя. Владеют приемами затачивания карандаша, соединения кусочков карандашной стружки и технологией клеевой обработки деталей из карандашной стружки

Рассказывают о древесных материалах, их свойствах и ручной обработке различными видами резцов. Владеют приемом получения древесной стружки в процессе заточки карандаша с применением точилки. Изготовление аппликации с применением карандашной стружки. Владеют приемами затачивания карандаша, соединения кусочков карандашной стружки и технологией клеевой обработки деталей из карандашной стружки.

31

Аппликация из древесных заготовок «Дом»

1

Знакомство с изделиями из древесины. Применение древесных заготовок в аппликации. Выполнение обработки древесины ручными инструментами. Выполнение клеевого соединения деталей из древесины. Разбор аппликации, выделение деталей и их пространственное расположение в композиции. Самостоятельное выполнение изделия по намеченному плану.

Рассказывают о изделиях из древесины. Рассказывают о древесных материалах, их свойствах. Рассказывают о применении древесных заготовок в аппликации. Разбирают аппликацию, определяют ее детали и их пространственное расположение в композиции по вопросам учителя. Работают по намеченному плану

Рассказывают о изделиях из

древесины. Рассказывают о древесных материалах, их свойствах. Рассказывают о применении древесных заготовок в аппликации. Разбирают аппликацию, определяют ее детали и их пространственное расположение в композиции. Работают по намеченному плану

Работа с текстильными материалами 3 часа

32

Пришивание пуговиц с четырьмя сквозными отверстиями

1

Беседа о различных операциях по ремонту одежды. Овладение технологией пришивания пуговиц с четырьмя сквозными отверстиями. Повторение правила работы с иглой.

Выполнение приемов отрезание нитки нужной длины, завязывание узелка на конце нитки. Проведение работы по намеченному плану

Рассказывают о различных операциях по ремонту одежды. Рассказывают о пуговицах и различают их. Владеют технологией пришивания пуговиц с четырьмя сквозными отверстиями с частичной помощью учителя.

Рассказывают правила работы с иглой. Отрезают нитку нужной длины, завязывают узелок на конце нитки под контролем учителя. Работают по намеченному плану.

Рассказывают о различных операциях по ремонту одежды. Рассказывают о пуговицах и различают их. Владеют технологией пришивания пуговиц с четырьмя сквозными отверстиями. Рассказывают правила работы иглой.

Отрезают нитку нужной длины, завязывают узелок на конце нитки. Работают по намеченному плану.


33

Пришивание пуговиц с ушком

1

Обучение технологии пришивания пуговиц с ушком. Повторение правила работы с иглой. Овладение приемами отрезание нитки нужной длины, завязывание узелка на конце нитки. Работа по намеченному плану

Рассказывают о пуговицах и различают их. Владеют технологией пришивания пуговиц с ушком с частичной помощью учителя. Рассказывают правила работы с иглой. Отрезают нитку нужной длины, завязывают узелок на конце нитки под контролем учителя. Работают по намеченному плану.

Рассказывают о пуговицах и различают их. Владеют технологией пришивания пуговиц с ушком. Рассказывают правила работы с иглой. Отрезают нитку нужной

длины, завязывают узелок на конце нитки. Работают по намеченному плану


34

Ремонт одежды. Изготовление и пришивание вешалки

1

Беседа о различных операциях при ремонте одежды. Овладение технологией изготовления и пришивания вешалки. Повторение правила работы с иглой. Овладение приемами отрезания нитки нужной длины, завязывания узелка на конце нитки. Выполнение работы по намеченному плану

Рассказывают о различных операциях при ремонте одежды. Рассказывают правила работы с иглой. Отрезают нитку нужной длины, завязывают узелок на конце нитки. Рассказывают о строчке прямого и косого стежков и применяют их при изготовлении и пришивании вешалки. Работают по намеченному плану под контролем учителя. Изготавливают лекало вешалки из бумаги, размечают и выкраивают деталь из ткани, сшивают вешалку и пришивают ее к ткани под контролем учителя.

Рассказывают о различных операциях при ремонте одежды. Рассказывают правила работы с иглой. Отрезают нитку нужной длины, завязывают узелок на конце нитки. Рассказывают о строчке прямого и косого стежков и применяют их при изготовлении и пришивании вешалки. Работают по намеченному плану. Изготавливают лекало вешалки из бумаги, размечают и выкраивают деталь из ткани, сшивают вешалку и пришивают ее к ткани



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!