СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету геометрии 7 класс

Категория: Геометрия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по учебному предмету геометрии 7 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Многопрофильный лицей №11 им. В,Г. Мендельсона»

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

на заседании МО

Заместитель директора по УВР

И.о.директора МБОУ «Лицей№11»

Протокол №1

__________________________

___________А.Л.Наумов

от « » августа 2019 г.

« » августа 2019 г.

Приказ от . .2019г. № _____


Адаптированная рабочая программа

Наименование учебного предмета Геометрия

Класс 7

Уровень общего образования основное общее

Учитель

Срок реализации программы, учебный год 20/ 20 учебный год

всего часов 70 в год; в неделю час 2

Планирование составлено на основе: Геометрия. Сборник рабочих программ. 7-9 классы / сост. Т.А. Бурмистрова. – М. :Просвещение , 2014. – 96 с. Учебник «Геометрия 7-9» для общеобразовательных организаций. Авторы Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б., Позняк Э.Г., ЮдинаИ.И..-5-е издание Москва «Просвещение» 2014.




Рабочую программу составил (а)______________________________ /

подпись расшифровка подписи

Рабочая программа по геометрии для 7 класса составлена на основе примерной программы основного общего образования по геометрии и Федерального государственного стандарта основного общего образования. Программа составлена на 70 часов в соответствии с рабочей программой

Программа построена с учетом специфики усвоения учебного материала детьми, испытывающими трудности в обучении, причиной которых являются различного характера задержки психического развития: недостаточность внимания, памяти, логического мышления, пространственной ориентировки, быстрая утомляемость отрицательно влияют на усвоение математических понятий, в связи с этим при рассмотрении курса геометрии 7 класса были внесены изменения в объем теоретических сведений для этих детей. Некоторый материал программы им дается без доказательств, только в виде формул и алгоритмов или ознакомительно для обзорного изучения, некоторые темы в связи со сложностью изложения и понимания для детей с ЗПР были исключены. Учитывая нарушение процессов запоминания и сохранения информатизации у детей с ЗПР, пришлось следующие темы (смотрите примечание к планированию) изучать ознакомительно с опорой на наглядность.         Снизив объем запоминаемой информации, для учащихся с ЗПР целесообразно более широко ввести употребление опорных схем, памяток, алгоритмов.

Данная программа для детей  с ЗПР откорректирована в направлении разгрузки курса по содержанию, т.е. предполагается изучение материала в несколько облегченном варианте, однако не опускается ниже государственного уровня обязательных требований.

       

       


Примечание к планированию математики

       

Глава «Начальные геометрические сведения».

  • Темы: «Провешивание прямой на местности», «Измерение углов на местности», «Построение прямых углов на местности».

Глава «Треугольники».

  • Темы: «Медианы, биссектрисы и высоты треугольника»,  «Примеры задач на построение».

Глава «Параллельные прямые».

  • Тема: «Аксиома параллельных прямых».

Глава «Соотношения между сторонами и углами треугольника».

  • Темы: «Неравенство треугольника», «Уголковый отражатель», «Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми».

       

Изучение математики для детей с ЗПР  направлено на достижение следующих целей:

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;

  • развитие высших психических функций, умение ориентироваться в задании, анализировать его, обдумывать и планировать предстоящую деятельность.

        Темп изучения материала для детей с ЗПР должен быть небыстрый.        Достаточно много времени отводится на отработку основных умений и навыков, отвечающих обязательным требованиям, на повторение, в том числе коррекцию знаний за курс математики предыдущих классов. Отработка основных умений и навыков осуществляется на большом числе посильных учащимся упражнений. Но задания должны быть разнообразны по форме и содержанию, включать в себя игровые моменты.

        Формирование важнейших умений и навыков происходит на фоне развития продуктивной умственной деятельности: обучающиеся учатся анализировать, замечать существенное, подмечать общее, делать несложные выводы и обобщения, переносить несложные приемы в нестандартные ситуации, обучаются логическому мышлению, приемам организации мыслительной деятельности.

        Важнейшее условие правильного построения учебного процесса - это доступность и эффективность обучения для каждого учащегося в классе, что достигается выделением в каждой теме главного, и дифференциацией материала, отработкой на практике полученных знаний.

        Во время учебного процесса нужно иметь в виду, что учебная деятельность должна быть богатой по содержанию, требующей от школьника интеллектуального напряжения, но одновременно обязательные требования не должны быть перегруженными по обхвату материала и доступны ребенку. Только доступность и понимание помогут вызвать у таких учащихся интерес к учению. Немаловажным фактором в обучении таких детей является доброжелательная, спокойная атмосфера, атмосфера доброты и понимания.

        Принцип работы в данном классе - это и речевое развитие, что ведет непосредственным образом к интеллектуальному развитию: учащиеся должны проговаривать ход своих рассуждений, пояснять свои действия при решении различных заданий. Выполнение письменных заданий предваряется анализом языкового материала с целью предупреждения ошибок.

        Особенностью организации учебного процесса по данному курсу является выбор разнообразных видов деятельности с учетом психофизических особенностей обучающихся, использование занимательного материала, включение в урок игровых ситуаций, направленных на снятие напряжения, переключение внимания детей с одного задания на другое и т. п. Особое внимание уделяется индивидуализации обучения и дифференцированному подходу в проведении занятий.

        Важнейшими  коррекционными  задачами курса геометрии являются развитие логического     мышления     и     речи     учащихся, формирование у них навыков умственного труда — планирование   работы, поиск рациональ-   ных путей ее выполнения, осуществление самоконтроля.  Школьники должны научиться   грамотно   и   аккуратно   делать математические записи, уметь объяснить их. Дети  с  ЗПР  из-за  особенностей   своего психического   развития  трудно   усваивают программу     по  геометрии, так  как  затруднено логическое  мышление, образное  представление.

        Усвоение материала будет более эффективным, если умственная деятельность будет сочетаться с практической. Как и на уроках других предметов, важным является развитие речи учащихся. Поэтому любой записываемый материал должен проговариваться. Учащиеся должны объяснять действия, вслух высказывать свои мысли, мнения, ссылаться на известные правила, факты, предлагать способы решения, задавать вопросы. Большое значение в процессе обучения и развития учащихся имеет решение задач.  В большинстве  задачи решаются на готовых чертежах. Пересказ условия задачи своими словами помогает удержать эти условия в памяти. Следует поощрять также решение разными способами. Таким образом, доступная, интересная деятельность, ощущение успеха, доброжелательные отношения являются непременным условием эффективной работы с детьми  ЗПР.

        Все основные понятия вводятся на наглядной основе. Аксиомы даются в процессе практических упражнений через решение задач и приводятся в описательной форме. Все теоретические положения даются исключительно в ознакомительном плане и опираются на наглядные представления учащихся,

        Очень много устных  задач по готовым чертежам, часто проводятся  математические  диктанты, графические  диктанты, Работы плана «Дочерти», «Объясни», «Найди соответствие» и другие.

        Форма организации образовательного процесса: классно-урочная.

        Технологии, используемые в обучении: обучение в сотрудничестве, развивающего обучения,  информационно - коммуникационные, здоровьесбережения.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА ПО ГЕОМЕТРИИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ С ЗПР

        Простейшие геометрические фигуры: прямая, точка, отрезок, луч, угол. Провешивание прямой на местности (ознакомительно). Сравнение отрезков и углов. Понятие равенства геометрических фигур. Измерение отрезков, длина отрезка. Единицы измерения. Измерительные инструменты. Измерение углов, градусная мера угла. Измерение углов на местности (ознакомительно). Смежные и вертикальные углы. Их свойства. Перпендикулярные прямые. Построение прямых углов на местности(ознакомительно).

Треугольник. Признаки равенства треугольников. Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника (ознакомительно).  Равнобедренный треугольник и его свойства. Окружность. Построения циркулем и линейкой. Примеры задач на построение (ознакомительно).

        

Определение параллельности прямых. Признаки параллельности двух прямых. Практические способы построения параллельных прямых. Об аксиомах геометрии. Аксиома параллельных прямых (ознакомительно). Теоремы об углах, образованных двумя параллельными прямыми и секущей.  

Сумма углов треугольника. Понятия остроугольного, прямоугольного и тупоугольного треугольников. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника (ознакомительно). Прямоугольные треугольники, их свойства и признаки равенства. Уголковый отражатель(ознакомительно). Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми (ознакомительно). Построение треугольника по трём элементам.

Повторение.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ С ЗПР

        Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достигать все учащиеся, оканчивающие основную школу, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс основной школы. Эти требования структурированы по трем компонентам: «знать/понимать», «уметь», «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни». При этом последние два компонента представлены отдельно по каждому из разделов содержания.

Геометрия

уметь  

  • пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;

  • распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;

  • изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразование фигур;

  • вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей), в том числе: находить стороны, углы треугольников;

  • решать геометрические задания, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический аппарат, соображения симметрии;

  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;

  • применять свойства геометрических фигур как опору при решении задач;

  • решать задачу введения терминологии, развития навыков изображения планиметрических фигур и простейших геометрических конфигураций, связанных с условиями решаемых задач;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • описания реальных ситуаций на языке геометрии;

  • расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;

  • решения геометрических задач с использованием тригонометрии;

  • решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин.   

 


КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ,  УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ

ВИДЫ И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

        Контроль знаний, умений и навыков учащихся - важнейший этап учебного процесса, выполняющий обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. В структуре программы проверочные средства находятся в логической связи с содержанием учебного материала. Реализация механизма оценки уровня обученности предполагает систематизацию и обобщение знаний, закрепление умений и навыков; проверку уровня усвоения знаний и овладения умениями и навыками, заданными как планируемые результаты обучения. Они представляются в виде требований к подготовке учащихся.

        Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды  контроля как:  входной, текущий, тематический, итоговый контроль. Формы контроля: контрольные работы,  самостоятельные работы, зачеты, математические диктанты, графические  диктанты.

        Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты, контрольные работы. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения и навыки на практике.

При организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с дидактическим раздаточным материалом, где имеются вопросы и задания, в том числе в форме самостоятельных и проверочных работ, познавательных задач, карточках-заданиях, в творческих заданиях (рисунок, кроссворд).

Все эти  задания выполняются как по ходу урока, так и даются на домашнее задание.

        По окончании четверти, а так же по окончании   курса проводится итоговая контрольная работа.

СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ УСТНЫХ И ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ ПО МАТЕМАТИКЕ

  1. Ответ оценивается оценкой «5», если ученик:

 полностью раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой  и учебником, изложил материал грамотным языком, точно используя математические термины и символику в определенной последовательности, правильно выполнил рисунки и чертежи, графики, соответствующие ответу, показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания, отвечал самостоятельно без наводящих вопросов, возможны одна - две  неточности при освещении  второстепенных вопросов или в высказываниях, которые ученик легко исправил после замечания учителя.

    2. Ответ оценивается оценкой «4», если ответ удовлетворяет в основном  требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков: в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие математического содержания ответа; допущены одна – две неточности при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя; допущена ошибка, один или не более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.

3.Оценка «3» ставится в следующих случаях:

неполно раскрыто содержание материала, имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленных после наводящих вопросов учителя; ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении задания, но выполнил задания обязательного минимума содержания по данной теме;

при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

   4.  Отметка «2» ставится в следующем случае:

не раскрыто основное содержание учебного материала; допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии; обнаружено незнание и непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала.

   5.  Отметка «1» ставится, если учащийся обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу.


СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

        Включает в себя проверку достижения каждым обучающимся как уровня обязательной математической подготовки, так и проверку повышенного уровня знаний. Выделение в контроле двух принципиальных этапов, с одной стороны дает возможность получать объективную информацию о состоянии знаний и умений учащихся, с другой стороны, обеспечивает возможность ученикам с разным уровнем подготовки продемонстрировать свои достижения. Наличие в контрольных работах заданий под знаком «*» дает возможность продемонстрировать свои способности тем учащимся, которые имеют углубленный уровень знаний по математике.

        Оценка «3» ставится за правильное выполнение заданий, отмеченных знаком «о».

        Оценка «4» ставится  за правильное выполнение заданий, отмеченных знаком «о», и  верно выполненное задание повышенного уровня сложности.

        Оценка «5» ставится за все верно выполненные задания, без учета заданий, отмеченных знаком «*».

        Если ученик справился с заданием под знаком  «*», то ему выставляется вторая оценка «5».

СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ЗАЧЕТНЫХ РАБОТ

        В конце изучения каждого модуля проводится зачетная работа, которая состоит из двух частей: теоретической и практической. Если ученик сдает теоретическую часть, то ему может быть выставлена оценка «3». Практическая часть имеет дифференцированные задания, начиная с уровня обязательной подготовки и заканчивая углубленным уровнем. В зависимости от выполненного объема практической части и при успешной сдачи теоретического зачета, ученику выставляется оценка «4» или «5».

        Система оценивания для детей с ЗПР ничем не отличается от системы оценивания приведённой выше, поэтому  похвала и поощрение - это тоже большая движущая сила в обучении детей данной категории. Важно, чтобы ребенок поверил в свои силы, испытал радость от успеха в учении.


Тематическое планирование



Тема, кол-во часов

Кол-во часов по плану

Прямая и отрезок. Луч и угол.

1

Сравнение отрезков и углов.

1

Измерение отрезков. Измерение углов

2

Измерение отрезков. Измерение углов

Перпендикулярные прямые.

1

Решение задач.

2

Решение задач.

Контрольная работа №1 по теме «Начальные геометрические сведения»

1

Треугольники


Первый признак равенства треугольников.

1

Первый признак равенства треугольников.

1

Решение задач на применение первого признака равенства треугольников.

2

Решение задач на применение первого признака равенства треугольников.

Медианы, биссектрисы и высоты треугольника

1

Равнобедренный треугольник и его свойства

1

Решение задач по теме «Равнобедренный треугольник»

2

Решение задач по теме «Равнобедренный треугольник»

Второй признак равенства треугольников

1

Решение задач на применение второго признака равенства треугольников.

1

Третий признак равенства треугольников.

1

Решение задач на применение третьего признака равенства треугольников.

1

Окружность

1

Задачи на построение .

2

Задачи на построение.

Решение задач на применение признаков равенства треугольников.

2

Решение задач на применение признаков равенства треугольников.

Контрольная работа №2 по теме «Треугольники. Признаки равенства треугольников»

1

Анализ контрольной работы. решение задач

1

Признаки параллельности прямых

2

Признаки параллельности прямых

Практические способы построения прямых

1

Решение задач по теме «Признаки параллельности прямых»

2

Решение задач по теме «Признаки параллельности прямых»

Аксиома параллельных прямых

1

Свойства параллельных прямых

2

Свойства параллельных прямых

Решение задач по теме «Параллельные прямые»

3

Решение задач по теме «Параллельные прямые»

Решение задач по теме «Параллельные прямые»

Контрольная работа №3 по теме «Параллельные прямые»

1

Анализ контрольной работы. Решение задач

1

Сумма углов треугольника

1

Решение задач по теме «Сумма углов треугольника»

1

Соотношения между сторонами и углами треугольника

2

Соотношения между сторонами и углами треугольника

Неравенство треугольника

2

Неравенство треугольника

Контрольная работа №4 по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника»

1

Анализ контрольной работы

1

Прямоугольные треугольники и некоторые их свойства

1

Решение задач на применение свойств прямоугольных треугольников

1

Признаки равенства прямоугольных треугольников

1

Решение задач по теме «Прямоугольный треугольник»

2

Решение задач по теме «Прямоугольный треугольник»

Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми

1

Построение треугольника по трем элементам

2

Построение треугольника по трем элементам

Решение задач по теме «Построение треугольника по трем элементам»

1

Решение задач по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника»

2

Решение задач по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника»

Контрольная работа №5 по теме «Прямоугольный треугольник. Построение треугольника по трем элементам»

1

Анализ контрольной работы

1

Начальные геометрические сведения

1

Признаки равенства Треугольников. Равнобедренный треугольник.

2

Признаки равенства Треугольников. Равнобедренный треугольник

Параллельные прямые. Свойства

2

Параллельные прямые. Свойства

Соотношения между сторонами и углами треугольника

1

Задачи на построение

2

Задачи на построение




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!