СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа с нарушениями интеллекта по учебному предмету «Окружающий мир» для 2 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Окружающий мир»  для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 2 класс  (2 Вариант)

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа с нарушениями интеллекта по учебному предмету «Окружающий мир» для 2 класса»














АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

«Окружающий мир»

для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)

2 класс  (2 Вариант)

на 2023-2024 учебный год

































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).

Цели и задачи образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:

Изучение учебного предмета «Окружающий природный мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей и задач:

- расширение и обогащение представлений о непосредственно окружающем мире.

- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

- формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде

- духовно-нравственное развитие и воспитание личности.

- развивать способности видеть, сравнивать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности;

- воспитывать у обучающихся трудолюбие, самостоятельность, терпеливость, настойчивость, любознательность.

Общая характеристика учебного предмета

Учебный предмет «Окружающий природный мир» занимает особое место среди предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в образовательной организации и за её стенами.

Данный учебный предмет является важным в обучении младших школьников с нарушением интеллекта, так как у данной группы детей отмечаются проблемы в овладении общеречевыми навыками, их кругозор узок, представления о себе и окружающем мире недостаточно сформированы. В ходе обучения у обучающихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые для обучения другим учебным предметам, происходит адаптация, социализация, развитие познавательной и личностной сфер ребенка.

Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации учебных кинофильмов, диафильмов, предметных и сюжетных картин. Главным компонентом беседы является речь самих обучающихся. Учитель руководит речевой деятельностью детей, активизирует ее, исправляет ошибки, учит сосредоточивать внимание на определенных предметах и явлениях, правильно наблюдать и устанавливать связи, выражать свои впечатления и суждения в словесной форме. При формулировании ответов на вопросы у обучающихся закрепляется умение правильно строить предложения; описывая предметы, явления, рассказывая о виденном, они учатся связному высказыванию.

На экскурсиях обучающиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках — на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие.

В ходе организации и проведения уроков по данному предмету необходимо исходить из положения о том, что общение является особым видом дея­тельности, а развитие речи есть усвоение средств общения. Задачи формирования представлений детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью о себе и об окружающем мире, развития их речи решаются на комплексной основе с использова­нием деятельностного подхода к обучению. Они структурируют­ся в виде тематических групп: «Мир растений», «Мир животных», «Явления природы».

Такая структура обеспечивает эмоциональное и социально-личностное развитие обучающихся, формирование их представлений о себе, об окружающей предметной и социальной действительно­сти. Она тесно связана с содержанием сюжетно-ролевых и теат­рализованных игр, продуктивной деятельностью обучающихся на учебных занятиях, а также с коррекционно-адаптационной обла­стью учебного плана.

Мир растений. Совместные с обучающимися наблюдения за растениями, формирование представлений о разнообразии растений.

Чтение литературных произведений и загадок о растениях.

Мир животных. Совместные с обучающимися наблюдения за домашними животными, за зимующими птицами (воробей, ворона, синица), беседы об их жизни и повадках, игры, отражающие жизнь домашних жи­вотных и их детенышей, птиц. Кормление птиц во время экскур­сий и наблюдений.

Чтение литературных произведений о домашних животных и птицах (потешки, стихи, короткие рассказы). Знакомство с пикто­граммами «собака», «лошадь», «кошка». (Интеграция с учебным предметом «Речь и альтернативная коммуникация».)

Явления природы.

Совместное с обучающимися наблюдение за явлениями природы зимой: снег, холодный дождь (в зависимости от погодных усло­вий); весной: тает снег, холодный и теплый дождь (в зависимости от погодных условий), распускаются листочки.

Наблюдения, игровые упражнения с флюгерами, ветряными вертушками. Обучение составлению двухсловных предложений (Есть ветер? Нет ветра? Дует ветер.).

В имитационных играх, этюдах, пантомимах уточнение представлений обучающихся о солнце, луне, тучах, дожде, каплях, снеге и снежинках и их изображении на картинках и рисунках.

Чтение обучающимся потешек, песенок, стихотворений, сказок о явлениях природы, о небесных светилах. Вовлечение обучающихся в доступные народные игры.

Рисование учителем с привлечением к этому действию учеников красками (вместе с учителем): создание цветных пятен большой кистью, губкой, рукой и последующее ассоциирование этих пятен с реальными объектами (солнце, тучи). Называние их с помощью учителя. (Интеграция с уроками «Изобразительная деятельность».)

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

На изучение учебного предмета отведено 34 часов, 1 час в неделю, 34 учебные недели.

Образовательная область: окружающий мир

Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета

В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.

Планируемые результаты изучения учебного курса

Личностные результаты

- формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей; - формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

- определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.);

- определяет свою половую принадлежность; - понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.); - проявляет собственные чувства;

- умеет устанавливать и поддерживать контакты;

- пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов, разрешения конфликтов;

- охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках, хоровом пении, танцах и др., в создании совместных панно, рисунков, аппликаций, конструкций и поделок и т. п.);

- проявляет мотивацию благополучия; - принимает участие в коллективных делах и играх;

Предметные результаты

Представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времён года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умений адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям:

- интерес к объектам и явлениям неживой природы;

- расширение представлений об объектах неживой природы (солнце, луна, звёзды, вода, воздух, земля);

- представления о временах года, характерных признаках времён года, погодных изменениях, их влияние на жизнь человека;

- умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения правил жизнедеятельности, охраны здоровья.

Представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека:

- интерес к объектам живой природы;

- расширение представлений о животном мире, их виды, понятия «дикие» - «домашние»;

- расширение представлений о растительном мире (растения: деревья, кустарники, травы, цветы;

- опыт заботливого и бережного отношения к растениям и животным, ухода за ними;

- умение соблюдать правила безопасного поведения в природе (в лесу, у реки и др.).

Элементарные представления о течении времени:

- умение различать части суток, дни недели;

- представления о течении времени: смена событий дня, суток.

- понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения на улице, в лесу;

- контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

Основное содержание учебного предмета

представлено в виде тематических групп, где дано краткое содержание тем.

«Мир растений» - 7 час.

«Мир животных» - 16 час.

«Явления природы» - 11 час.

В процессе формирования представлений о неживой природе обучающиеся получают знания о явлениях природы (снег, дождь, туман и др.), о цикличности в природе – сезонных изменениях (лето, осень, весна, зима), суточных изменениях (утро, день, вечер, ночь), учится устанавливать общие закономерности природных явлений. Обучающиеся знакомятся с разнообразием растительного и животного мира, получают представления о среде обитания животных и растений, учатся выделять характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Наблюдая за трудом взрослых по уходу за домашними животными и растениями, ребенок учится выполнять доступные действия: полив, уход за расте­ниями, животных. Особое внимание уделяется воспитанию любви к природе, бережному и гуманному отношению к ней.

Растительный мир

Представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умение адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям.

Узнавание (различение) растений (дерево, куст, трава) и его частей (корень, ствол, стебель, ветка, лист, цветок). Значение растений в природе и в жизни человека. Узнавание (различение) деревьев (берёза, ель, осина). Знание строения дерева (ствол, корень, ветки, листья). Значение деревьев в природе и жизни человека.

Узнавание (различение) овощей (лук, картофель, морковь, свекла, репа, редис, тыква, кабачок, перец) по внешнему виду (вкусу, запаху). Знание значения овощей в жизни человека. Знание способов переработки овощей.

Узнавание (различение) ягод (малина, клюква) по внешнему виду (вкусу, запаху). Знание значения ягод в жизни человека. Знание способов переработки ягод.

Узнавание (различение) дикорастущих цветочно-декоративных растений (ромашка, одуванчик); знание строения цветов (корень, стебель, листья, цветок).

Узнавание травянистых растений.

Животный мир

Знание

- строения животного (голова, туловище, шерсть, лапы, хвост, ноги, копыта, рога); - основных признаков животного;

- домашних животных (корова, свинья, овца (баран), кот, собака);

- питание домашних животных

- значения домашних животных в жизни человека.

- уход за домашними животными (котом, собакой и др.).

- детенышей домашних животных (теленок, поросенок, жеребенок, козленок, ягненок,

- различение диких животных (лиса, заяц, волк, медведь, лось, , кабан).

- питание диких животных.

- детенышей диких животных (волчонок, лисенок, медвежонок, зайчонок).

- домашних птиц (курица (петух), утка, гусь);

- детенышей домашних птиц (цыпленок, утенок, гусенок);

- различение зимующих птиц (голубь, ворона, воробей, синица).

- перелетных птиц (дикая утка, дикий гусь, грач);

Объекты и явления неживой природы

Знание:

- солнце, небо, облака; Знание значения солнца в жизни человека и в природе. Различение земли, неба. Определение месторасположения земли и неба.

- дождь, снег, снежинки; значение дождя, снега;

Временные представления

Элементарные представления о течении времени.

- знание частей суток (утро, день, вечер, ночь);

- представление о сутках как о последовательности (утро, день, вечер, ночь);

- соотнесение частей суток с видами деятельности;

- различение месяцев; соотнесение месяцев с временами года;

- знание времен года (весна, лето, осень, зима) по характерным признакам;

- изменения, происходящие в жизни человека в разное время года;

- изменения, происходящие в жизни животных в разное время года;

- изменения, происходящие в жизни растений в разное время года;

- различение явлений природы (дождь, снегопад, листопад, радуга, гром, ветер);

- соотнесение явлений природы с временем года; рассказ о погоде текущего дня;








Тематическое планирование


Тема

Кол-во

часов


Краткое содержание темы

Практическая часть

Экскурсии

Мир растений


7

Виды растений, строение растений, уход за растениями, выращивание цветковых растений из семян, съедобные и несъедобные растения.














4

Мир животных









16






Группы животных «дикие»- «домашние»

Совместные с обучающимися наблюдения за домашними животными, за зимующими птицами (воробей, ворона, синица,) беседы об их жизни и повадках, игры, отражающие жизнь домашних жи­вотных и их детенышей, птиц. Кормление птиц во время экскур­сий и наблюдений.

Чтение литературных произведений о домашних животных и птицах (потешки, стихи, короткие рассказы). Знакомство с пикто­граммами «собака», «лошадь», «кошка».

(Интеграция с учебным предметом «Речь и альтернативная коммуникация».)

Явления природы



11

Совместное с обучающимися наблюдение за явлениями природы зимой: снег, холодный дождь (в зависимости от погодных усло­вий); весной: тает снег, холодный и теплый дождь (в зависимости от погодных условий), распускаются листочки.

Наблюдения, игровые упражнения с ветряными вертушками. Обучение составлению двухсловных предложений (Есть ветер? Нет ветра? Дует ветер.).

В имитационных играх, этюдах, пантомимах уточнение представлений обучающихся о солнце, луне, тучах, дожде, каплях, снеге и снежинках и их изображении на картинках и рисунках.

Всего

34


4














Календарно-урочное планирование

урока

Тема урока

Цель урока

Тип урока

Методы и приёмы

Дидактический материал

Словарная работа

Дата проведения


1


Живая и неживая

природа. Знакомство с временами года и их названиями.

Формировать первоначальное понятие о мире живой и неживой природы; познакомить с временами года и их названиями.

Комбинирован

ный

Беседа, объяснение, задания.

Рисунки, образцы живой и неживой природы, картинки времен года.

Природные явления, живая природа,

неживая природа,

времена года.



2


Погода. Изменения

в погоде вчера и сегодня.

Формировать представление обучающихся о погоде, ее изменениях, о роли погоды в жизни человека, других живых существ. Учить наблюдать за погодой.

Комбинирован

ный

Беседа, объяснение, задания.

Сюжетные

картинки, предметные

картинки, игры

Погода



3


В гости к осени.

Экскурсия в природу.


Формирование первоначальных представлений о явлениях и состояниях неживой природы осенью: холодно, тепло, облачно, ветер, дождь.

Уточнить и систематизировать знания обучающихся об осени.

Экскурсия

Беседа,

наблюдение.

Сюжетные

картинки, предметные

картинки, игры

Листопад,

увядание трав




4


Растения осенью, их разнообразие: деревья, кустарники, травы, цветы.

Формирование представлений о разнообразии растений; учить узнавать их в природе

Выявление представлений обучающихся об изменении растений в разное время года

(изменение окраски листьев, листопад, увядание трав).

Урок новых знаний.

Беседа, объяснение, задания.

Сюжетные

картинки, предметные

картинки, игры.

деревья,

кустарники, травы, цветы. Листопад.




5

Части растений: корень,

стебель (ствол), лист, цветок.

Познакомить обучающихся с основными частями растения.

Урок новых знаний.

Беседа, объяснение, задания.

Сюжетные

картинки, предметные

картинки, игры.

Корень, ствол, лист, цветок.



6

Одежда людей осенью.

Формирование представлений о сезонной одежде.

Комбинирован

ный

Беседа, объяснение, задания.

Сюжетные

картинки, предметные

картинки, игры.

Демисезонная одежда



7

Овощи. Плоды. Помидор, огурец. картофель

Формирование представлений об овощах.

Комбинирован

ный

Беседа, объяснение, задания.

Сюжетные

картинки, предметные

картинки, игры.

Плоды – пломидор, огурец.

Корнеплод – картофель.



8


Садовые и лесные ягоды: малина, клюква.

Формировать представлений о ягодах, которые растут в огороде, в лесу.

Комбинирован

ный

Беседа, объяснение, задания.

Сюжетные

картинки, предметные

картинки, игры.

Садовые и лесные ягоды



9

Перелетные птицы: лебеди, утки.

Формировать представления о птицах, которые улетают в теплые края. Лебеди.

Комбинирован

ный

Беседа, объяснение, задания.

Сюжетные

картинки, предметные

картинки, игры.

Перелётные птицы,

лебеди




10

Названия и простейшие признаки объектов неживой природы. Небо, солнце, облака, луна, звезды.

Формирование представлений о названиях и простейших признаках объектов неживой природы (солнце, облака, луна, звезды).

Комбинирован

ный.

фронтальная

работа при

осуществлении

дифференцированного и

индивидуального подхода

Сюжетные

картинки, предметные

картинки, игры.

день

ночь

солнце

облака

луна

звезды




11

Время суток: утро, день, вечер, ночь, и их признаки.

Формировать представления о значении солнца и времени суток.

Комбинирован

ный

Беседа, объяснение, задания.

Сюжетные

картинки, предметные

картинки, игры, презентация.

Утро

день

вечер

ночь




12

В гости к зиме.

Экскурсия в природу.

Провести наблюдения за зимними изменениями в природе; систематизировать и обогатить знание детей о природных связях.

Экскурсия

Беседа, объяснение,

наблюдения, задания.


Замерзание рек (ледостав),

иней, изморозь, снегопады.



13

Одежда детей зимой.

Формирование представлений о сезонной одежде.

Комбинирован

ный

Беседа, объяснение, задания.

Сюжетные

картинки, предметные

картинки, игры.

Зимняя одежда



14

Домашние животные: собака, кошка.

Формирование представлений о разнообразии домашних животных; учить называть и узнавать их в природе и на рисунках. Внешнее описание собаки и кошки, их повадки.

Комбинирован

ный

Беседа, объяснение, задания.

Сюжетные

картинки, предметные

картинки, игры.

Домашние животные



15

Дикие животные:

волк, медведь, заяц.

Формирование представлений о разнообразии животных; учить называть и узнавать их на рисунках, иллюстрациях. Внешнее описание, их повадки.

Комбинирован

ный

Беседа, объяснение, задания.

Сюжетные

картинки, предметные

картинки, игры.

Дикие животные


16

Зимующих птицы:

ворона, воробей, синица.

Уточнить и расширить знания детей о зимующих птицах. Внешнее описание птиц, питание, повадки.

Комбинирован

ный.

Беседа, объяснение, задания.

Сюжетные

картинки, предметные

картинки, игры, презентации.

Ворона



17

Зима – начало года.

Признаки зимы. Погода.

Уточнить и расширить знания о середине зимы;

Комбинирован

ный

Беседа, объяснение, задания.

Рисунки, образцы живой и неживой природы, картинки времен года.

Морозы, снегопады,

метели,

короткие дни, длинные ночи.


18

Домашние животные их детёныши: свинья и поросята.

Формирование представлений о разнообразии животного мира, приспособлении животного мира к различным условиям обитания, их повадки.

Сообщение новых знаний.

Беседа, объяснение, задания.

Сюжетные

картинки, предметные

картинки, игры.

Свинья,

боров,

поросята



19

20

Дикие животные.

Кабан.

Лось.

Расширить знания о группе диких животных на основе знакомства с кабаном, лосем, (внешний вид, питание, повадки, образ жизни, детёныши, приспособление диких животных к природным условиям)

Сообщение новых знаний

Беседа, объяснение, задания.

Сюжетные

картинки, предметные

картинки, игры.

Кабан, кабаниха,

кабанята.

Лось, лосиха,

лосята.




21

Обобщающий урок: домашние и дикие животные и их детёныши.

Систематизировать знания о домашних животных и их детёнышах.

Комбинирован

ный

Беседа, объяснение, демонстрационный материал, задания.

Сюжетные

картинки, предметные

картинки, игры.



22

Перелетные птицы: скворцы, гуси. Грачи.

Расширять знания о перелётных птицах.

Комбинированный.

фронтальная

работа

Сюжетные

картинки.


Скворец, гусь, грач.


23

Закрепление. Птицы.

Повторение и закрепление ранее полученных знаний.

Комбинированный

Беседа, объяснение, задания.

Игры.




24

День и ночь.

Расширять знания о значении солнца и наступлении дня и ночи.

Комбинирован

ный

Беседа, объяснение, задания.

Предметные

картинки, игры.

День

ночь



25

Время суток – утро, день, вечер. Занятия людей утром. Днём, вечером.

Формировать представления о значении солнца и времени суток.

Комбинированный

Беседа, объяснение, задания.

Презентация.

Утро, день, вечер.




26

Время суток: ночь. Признаки ночи. Занятия людей ночью.

Формировать представления о значении солнца и наступлении дня и ночи.

Комбинированный

Беседа, объяснение, задания.

Сюжетные

Картинки.

Ночь


27

В гости к весне.

Экскурсия в природу.

Формировать представления о сезонных изменениях в природе весной;

Экскурсия

Беседа, объяснение,

Наблюдения.


Капель,

таяние льда на реках (ледоход).



28

Явления природы весной.

Формировать представления о сезонных изменениях в природе весной.

Комбинированный

Беседа, объяснение, задания.

Сюжетные

картинки, предметные

картинки.

Дождь, ветер, снег.


29

Животные весной. Медведь, заяц.

Познакомить с

изменениями в жизни животных с приходом весны.

Комбинированный

Беседа, объяснение, задания.

Предметные

картинки, игры.

Медведь,

заяц



30

Растения весной.

Совершенствование знаний обучающихся о растениях весной.

Комбинированный.

Беседа, объяснение, задания.

Сюжетные

картинки, презентация

Почки,

листочки



31

Первые цветы весной: подснежники.

Формирование представлений о разнообразии цветов.

Комбинированный.

Беседа, объяснение, задания.

Сюжетные

картинки, презентация

Подснежники


32

Цветы: ромашки, одуванчики.

Формирование представлений о ромашке.

Комбинированный.

Беседа, объяснение, задания.

Сюжетные,

предметные

картинки, игры.

Ромашки


33

Повторение изученного материала.

Систематизировать знания обучающихся по теме «Весна».

Комбинированный

Беседа, объяснение, задания.

Сюжетные

картинки, игры.



34

В гости к лету.

Экскурсия в природу.

Формировать представления о сезонных изменениях в природе летом;

Экскурсия

Беседа, объяснение,

Наблюдения.


Солнце, небо, облака, дождь, радуга
































МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ


Требования к материально-техническим условиям

Материально-техническая база реализации АООП ОО для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательных организаций.

Временной режим образования обучающихся

Временной режим соответствует постановлению СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» № 189 от 29.12.2010 года.

Технические средства обучения

  • Компьютер

  • ЭОР (разработки мультимедийных презентаций, виртуальных экскурсий, учебных фильмов)

Специальный учебный и дидактический материал, отвечающий особым образовательным потребностям обучающихся.

Главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия. В процессе обучения используются:

  • натурные объекты предметов, которые предусмотрены программой;

  • печатные пособия (таблицы) по разделам программы;

  • предметные и сюжетные картинки по темам;

1. Натуральные объекты (игрушки, одежда).

2. Домашние животные

3. Дикие животные

4. Одежда и обувь

5. Игрушки

6. Фрукты

7. Овощи

8. Демонстрационные карточки "Птицы".

9. Демонстрационные карточки "Цветы".

10. Демонстрационные карточки "Зима":

11. Демонстрационные карточки "Весна".

12. Демонстрационные карточки "Лето".

13. Демонстрационные карточки "Осень".



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!