Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Саранпаульская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено Протокол №1 от 30.08.2021 заседания предметного ШМО УНК | Согласовано Протокол №1 от 31.08.2021 г. заседания НМС | Утверждено Приказ №156 МБОУ «Саранпаульская СОШ» от 31.08.2021 г. | Согласована с родителями 31.08.2021 |
Адаптированная рабочая программа
« Трудовая подготовка»
на 2021-2022 учебный год
для обучающегося 7 класса
индивидуальная надомная форма обучения
Составитель: Бадма-Церенова М.А.,
учитель начальных классов
с. Саранпауль, 2021 г.
Пояснительная записка
1.1. Нормативно- правовые основы для проектирования рабочей программы по учебному предмету «Трудовая подготовка»:
1. Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.).
2. Конвенция ООН о правах инвалидов (2006 г.).
3. Конституция Российской Федерации (1993 года).
4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ.
5. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ (с изменениями от 22.12.2008 г.).
6. Концепция долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, раздел Концепция развития образования РФ до 2020г. (утверждена распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008г. №1662-р).
7. ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 года № 1598).
8.ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 года № 1599.
9. Письмо Минобразования РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I - VIII видов» от 04.09.1997 N 48 (ред. от 26.12.2000).
10. Инструктивное письмо Минобразования РФ от 26.12.2000 №3 «О дополнении инструктивного письма Минобразования России от 04.09.1999 № 48».
11. Концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья/ Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. от 10.05.2010г.
12. Санитарно-эпидемиологические правила СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях», которые введены в действия 29 декабря 2010 года Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года.
13. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» № 1015 от 30.08.2013г.
1.2. Методологические и концептуальные условия реализации рабочей программы по трудовому обучению для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья .
Программа по предмету «Трудовая подготовка » для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья составлена с учётом особенностей познавательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, направлена на разностороннее развитие личности обучающихся, способствует их умственному развитию, содержит материал, помогающий обучающимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, трудовых навыков, который необходим им для социальной адаптации.
Структурно и содержательно программа по предмету «Трудовая подготовка» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья составлена таким образом, что уровень сложности материала опирается на ранее полученные знания во время уроков ручного труд, уроков математики , уроков развития устной речи в и рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю.
Адресат: рабочая учебная программа по предмету «Трудовая подготовка» предназначена для обучающегося с ограниченными возможностями здоровья.
Срок реализации настоящей программы по предмету «Трудовая подготовка» - 1 учебный год.
Цель программы обучения:
подготовка обучающихся к общетехническому труду, развитие самостоятельности при выполнении трудовых заданий, воспитание положительных качеств личности обучающихся: трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе.
Задачи:
- формирование трудовых качеств;
- обучение доступным приемам труда;
- развитие самостоятельности в труде;
- привитие интереса к труду;
- формирование организационных умений в труде – работать только на своем рабочем месте, правильно располагать на нем инструменты и материалы, убирать их по окончании работы;
- воспитание уважения к людям труда.
Учащиеся должны знать:
- Выполнять простейшие хозяйственно-бытовые поручения.
- Подготовить место для занятий.
- Изготавливать простые поделки из бумаги.
- Приёмы работы с бумагой, природных материалов.
- Применять разнообразные предметы-орудия для изготовления поделок.
- Умение работать с пластилином.
Учащаяся должна овладеть:
- Изготавливать поделки самостоятельно, насколько это возможно.
- Убирать рабочее место.
- Приводить в порядок используемое в трудовой деятельности оборудование.
- Овладение разных техник в работе.
Тематическое планирование
№ | план | факт | Тема урока | |
1 | 02.09.21 | | Вводное занятие Организация рабочего места, инструменты необходимые для работы, поведение в классе, правила Т/Б | Знать: технику безопасности; аккуратное и бережное обращение с материалами и инструментами. |
2 | 09.09.21 | | Здравствуй, школа! -Беседа о школе. -Беседа о труде и профессии. | Знать: наиболее распространенные профессии; технику безопасности; аккуратное и бережное обращение с материалами и инструментами. |
3 | 16.09.21 | | Лепка «Лесенка». Процесс труда: планирование, организация рабочего места, выполнение последовательности операций, контроль за ходом и результатом деятельности. | Знать: вид материала: пластилин, его название и назначение; ручной инструмент: стека; технологическую последовательность изготовления изделия. Уметь: под контролем учителя организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нем во время работы. |
4 | 23.09.21 | | Лепка «Забор». Овладение навыками работы с пластилином. | Знать: вид материала: пластилин, его название и назначение; ручной инструмент: стека; технологическую последовательность изготовления изделия. Уметь: под контролем учителя организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нем во время работы |
5 | 30.09.21 | | Лепка «Домик». Овладение приемами работы стекой. Выполнение объемного изделия. | Знать: вид материала: пластилин, его название и назначение; ручной инструмент: стека; технологическую последовательность изготовления изделия.Уметь: под контролем учителя организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нем во время работы |
6 | 07.10.21 | | Лепка «Ёлка». Овладение приемами работы стекой. Выполнение объемного изделия. | Уметь: выслушивать и повторять за учителем анализ образца изделия; пооперационновыполнять за учителем работу по словесной инструкции с показом приемов изготовления. |
7 | 14.10.21 | | Лепка по образцу «Бусы». Лепка предметов шаровидной формы | Уметь: выслушивать и повторять за учителем анализ образца изделия; пооперационновыполнять за учителем работу по словесной инструкции с показом приемов изготовления. |
8 | 21.10.21 | | Лепка по образцу «Ягоды». Лепка предметов шаровидной формы | Уметь:раскатывать пластилин между ладонями круговыми движениями в ладонях, вдавливать поверхность. |
9 | 28.10.21 | | Лепка по образцу «Мяч». Лепка предметов шаровидной формы | Уметь:раскатывать пластилин между ладонями круговыми движениями в ладонях, вдавливать поверхность. |
10 | 11.11.21 | | Лепка по образцу «Кукла-неваляшка». Изготовление игрушки из двух шаров различной величины. | Уметь: раскатывать пластилин между ладонями круговыми движениями в ладонях, вдавливать поверхность. |
11,12 | 18.11.21 25.11.21 | | Лепка по образцу овощей и фруктов. Предметы, имеющие форму шара: яблоко, помидор, апельсин. | Уметь: составлять композицию на тарелке. |
13,14 | 02.12.21 09.12.21 | | Лепка по образцу овощей и фруктов. Предметы овальной формы: сливы, огурец, картофель. | Уметь: составлять композицию на тарелке. |
15,16 | 16.12.21 23.12.21 | | Аппликация «Ваза с цветами». Наклеивание на подложку из цветной бумаги засушенных цветов, вазы из бумаги. | Уметь: аккуратно наклеивать сухие хрупкие листья и цветы на подложку. Составлять простые композиции из листьев и цветов. |
17,18 | 13.01.22 20.01.22 | | Аппликация « Цветочное панно». Составление по образцу сюжетной картинки из засушенных листьев. | Уметь:аккуратно наклеивать сухие хрупкие листья и цветы на подложку. Составлять простые композиции из листьев и цветов. |
19,20 | 27.01.22 03.02.22 | | Изготовление записной книжечки. Выполнение изделий из бумаги. | Уметь:сгибать и разрывать бумагу по прямым линиям. |
21 | 10.02.22 | | Наборная линейка по образцуИзделие для работы с разрезной азбукой и цифрами. | Знать:свойства бумаги: сгибается, разрывается; бывает толстой, тонкой. Уметь складывать с угла на угол и по средней линии, приемы резания ножницами по прямым и кривым линиям; скруглять углы квадрата и прямоугольника. |
22 | 17.02.22 | | «Летающая птица». Изготовление изделия по образцу. | Знать:свойства бумаги: сгибается, разрывается; бывает толстой, тонкой. Уметь складывать с угла на угол и по средней линии, приемы резания ножницами по прямым и кривым линиям; скруглять углы квадрата и прямоугольника. |
23 | 24.02.22 | | Шапочка-пилотка». Изготовление по образцу шапочки из газетной бумаги. | Знать:свойства бумаги: сгибается, разрывается; бывает толстой, тонкой. Уметь складывать с угла на угол и по средней линии, приемы резания ножницами по прямым и кривым линиям; скруглять углы квадрата и прямоугольника. |
24 | 03.03.22 | | «Стаканчик для семян». Технология изготовления изделия из бумаги. | Знать:свойства бумаги: сгибается, разрывается; бывает толстой, тонкой. Уметь складывать с угла на угол и по средней линии, приемы резания ножницами по прямым и кривым линиям; скруглять углы квадрата и прямоугольника. |
25 | 10.03.22 | | «Волшебные ножницы». Упражнения в резании ножницами по следу сгиба. Вырезание полосы, резание полосы бумаги на квадраты, прямоугольники из цветной бумаги. | Знать:свойства бумаги: сгибается, разрывается; бывает толстой, тонкой. Уметь складывать с угла на угол и по средней линии, приемы резания ножницами по прямым и кривым линиям; скруглять углы квадрата и прямоугольника. |
26 | 17.03.22 | | Изготовление дидактического материала по математике. | Уметь:правильно держать ножницы (синхронность работы обеих рук); резать бумагу по прямым и кривым линиям. |
27 | 24.03.22 | | Лепка по образцу: морковка, перец, груша. Изготовление изделий овальной формы. | Уметь:подготавливать пластилин к работе (подогреть); соблюдать пропорции, размеры. Оценивать свое изделие с указанием недостатков и достоинств с помощью учителя. |
28 | 07.04.22 | | Изготовление по образцу панно «Осень». | Уметь: выполнять аппликацию различными способами из природных материалов. |
29 | 14.04.22 | | Изготовление по рисунку ёжика из шишек сосны, проволоки, пластилина. | Уметь: выполнять фигурки животных различными способами |
30 | 21.04.22 | | Изготовление декоративное панно «Ваза с цветами». Выкройка деталей и элементов | Знать:Назначение окантовки в изделиях из картона.Материалы, применяемыедля окантовки, Клеящие составы: казеиновый клей, ПВА, декстриновый клей |
31 | 28.04.22 | | Изготовление декоративное панно «Ваза с цветами». Сборка выкроенных элементов.Оформление готового изделия. | Уметь:Окантовывать картонными полосками бумаги, листом. Изготавливать по образцу подложек квадратной и прямоугольной формы. |
32 | 05.05.22 | | Разметка бумаги и картона по линейке | Уметь: придерживаться плана при выполнении изделия. Осуществлять необходимые контрольные действия. Отчет о последовательности изготовления изделия |
33 | 12.05.22 | | Изготовление рамки. | Уметь: придерживаться плана при выполнении изделия. Осуществлять необходимые контрольные действия. Отчет о последовательности изготовления изделия |
34 | 19.05.22 | | Изготовление конвертов для хранение раздаточного материала. | Уметь: придерживаться плана при выполнении изделия. Осуществлять необходимые контрольные действия. Отчет о последовательности изготовления изделия |
1. Программа образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью. Под ред. Баряевой Л.Б.,Яковлевой Н.Н. - Изд. Санкт- Петербург2011г