СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА «ПРИРОДОВЕДЕНИЕ» для учащихся 5 класса (Вариант 1)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«титульник»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЗАМИШЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»



«Утверждаю»

Директор МБОУ «Замишевская СОШ»

_______________ Г. М. Банадыкова

«2» сентября 2020 года









АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОГО КУРСА

«ПРИРОДОВЕДЕНИЕ»

для учащихся 5 класса









Составил: педагог – дефектолог

первой категории

МБОУ «Замишевская СОШ»

М. Н. Самсоненко






Рассмотрено на заседании МО учителей


Протокол №1 от « » августа 2020 года

Руководитель МО_______ Т. П. Самсоненко

«Согласовано»

Зам. директора по УР

______________ Е. В. Косова

« » августа 2020 года




2020 год

Просмотр содержимого документа
«природоведение»


Пояснительная записка


Адаптированная рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с адаптированной основной образовательной программой образования обучающихся МБОУ «Замишевская СОШ» с интеллектуальными нарушениями (вариант 1) с использованием методических рекомендаций для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные образовательные программы и ориентирована на учебник Т. М. Лифанова, Е. Н. Соломина «Природоведение» 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, Просвещение, Москва, 2018 г.


Место учебного предмета «Природоведение» в учебном плане

На изучение предмета «Природоведение» в 5 классе отводится 2 часа в неделю и 68 часов в год.


Содержание учебного курса «Природоведение» в 5-6 классах


Природоведение - интегрированный естественно-научный курс, который сочетает в себе элементы биологии, географии и других естественных наук.

Курс «Природоведение» ставит своей целью освоение знаний о многообразии природных объектов, развитие интереса к изучению природы, воспитание положительного эмоционально-личностного отношения к природе и применение практических сведений в повседневной жизни учащимися с нарушениями интеллекта.

Основными задачами курса «Природоведение» являются:

  • сообщение элементарных знаний о живой и неживой природе;

  • демонстрация тесной взаимосвязи между живой и неживой природой;

  • формирование географических представлений о формах поверхности, водоемах, населении, городах и др.;

  • формирование предметных и общеучебных умений и навыков;

  • воспитание патриотических чувств, видения красоты природы, бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными направлениями природоохранительной работы;

  • воспитание социально значимых качеств личности;

  • формирование умений применять полученные знания в повседневной жизни (уход за домашними животными, выращивание комнатных и культурных растений);

  • формирование умений оказывать первую доврачебную помощь, соблюдать санитарно-гигиенические требования и правила здорового образа жизни.


В процессе изучения природоведческого материала у учащихся развиваются и корригируются наблюдательность, память, воображение, речь, логическое мышление (умение анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости).

Первые природоведческие знания умственно отсталые школьники получают в дошкольном возрасте и в начальных классах. При ознакомлении с окружающим миром у учеников формируются начальные знания о природе: они изучают сезонные изменения в природе, знакомятся с временами года и их признаками, наблюдают за явлениями природы, сезонными изменениями в жизни растений и животных, получают элементарные сведения об охране здоровья.

Заложенный в программу обязательный минимум знаний обеспечивает преемственность на разных ступенях обучения школьников. В рамках природоведения расширяются знания учащихся о многообразии природных объектов, полученные на уроках «Мир природы и человека» в 1-4 классах. Новая ступень изучения окружающей природной среды обеспечивается началом систематизации знаний об объектах природы и формировании первоначальных представлений о человеке как части Вселенной, о взаимосвязи между миром живой и неживой природы, между живыми организмами, между деятельностью человека и происходящими изменениями в окружающей среде. Такой подход к отбору содержания соответствует как возрастным особенностям развития мыслительных операций у школьников с нарушениями интеллекта, так и экологическим требованиям современной жизни.

Таким образом, предлагаемый в программе минимум природоведческих знаний предоставляет возможность более успешного продолжения образования на последующих уровнях развития в процессе изучения географии и биологии.

Кроме вертикальной преемственности, программа обеспечивает и горизонтальные межпредметные связи. Содержание программы по природоведению взаимосвязано с математикой, русским языком, с основами социальной жизни, физической культурой, изобразительным искусством, трудовой подготовкой.

Примерная АООП по курсу «Природоведение» для 5-6 классов состоит из 6 разделов: «Вселенная», «Наш дом - Земля», «Есть на Земле страна Россия», «Растительный мир Земли», «Животный мир Земли», «Человек».

При изучении раздела «Вселенная» обучающиеся знакомятся с Солнечной системой: звездами и планетами, историей исследования космоса и современными достижениями в этой области, узнают о значении Солнца для жизни на Земле. Учитель может познакомить детей с названиями планет, но не должен требовать от них полного воспроизведения этих названий.

В разделе «Наш дом - Земля» изучаются оболочки Земли. Содержания понятий атмосфера, литосфера и гидросфера, подлежат изучению без ознакомления с соответствующими терминами. В разделах «Воздух», «Полезные ископаемые», «Вода», «Почва» учащиеся знакомятся с основными свойствами воздуха, воды и почвы, видами полезных ископаемых, использованием в хозяйственной деятельности человека, мерами, принимаемыми для охраны природных ресурсов. Обучающиеся получают первоначальные представления и понятия о поверхности Земли: суши (равнины, холмы, овраги, горы) и водоемов (ручьи, реки, озера, пруды, болота, моря и океаны).

Учитель может использовать на уроке глобус, физическую карту России и политическую карту мира, предназначенные для начальной школы для демонстрации форм поверхности Земли и расположения суши и воды на ней, опираясь на основные условные цвета суши и воды - зеленый, коричневый и синий (не раскрывая особенностей построения географических карт).

В процессе изучения раздела «Есть на Земле страна Россия» предполагается сформировать у школьников элементарные страноведческие понятия. Учащиеся знакомятся с Россией как единым государством, ее городами, населением, крупнейшими географическими объектами. В данном разделе уместно обобщить знания пятиклассников о своем родном крае, более подробно познакомить с основными географическими объектами, занятиями населения, достопримечательностями.

При изучении разделов «Растительный мир Земли» и «Животный мир Земли» у учащихся 6 класса углубляются и систематизируются знания, приобретенные ранее в младших классах, приводятся простейшие классификации растений и животных. Педагогу необходимо обратить внимание обучающихся на характерные признаки каждой группы растений и животных, показать взаимосвязь всех живых организмов нашей планеты и как следствие этого - необходимость охраны растительного и животного мира. При изучении данных разделов следует опираться на личный опыт учащихся.

Раздел «Человек» включает простейшие сведения о своем организме, его строении и функционировании. В программе человек рассматривается как часть живого мира, поэтому одноименный раздел предполагает изучение организма человека как единого целого и на этой основе - формирование представлений о способах поддержания и сохранения здоровья. Основное внимание требуется уделять пропаганде здорового образа жизни, предупреждению появления вредных привычек и формированию необходимых санитарно-гигиенических навыков.

В процессе изучения природоведческого материала обучающиеся должны понять логику курса: Вселенная - Солнечная система - планета Земля -оболочки Земли (атмосфера (в связи с этим изучается воздух), литосфера (почва, поверхность), гидросфера (вода, водоемы), биосфера (растения, животные, человек). Человек - часть Вселенной. От неживой природы зависит жизнь растений, животных и человека.

Такое построение программы позволит сформировать у учащихся с умственной отсталостью целостную картину окружающего мира, показать единство материального мира, познать свою Родину как часть планеты Земля.

Одной из задач курса «Природоведение» является формирование мотивации к изучению предметов естествоведческого цикла. Для этого программой предусматриваются экскурсии и разнообразные практические работы, которые опираются на личный опыт учащихся и позволяют использовать в реальной жизни знания, полученные на уроках.

Учителю рекомендуется проводить экскурсии по всем разделам программы, что обусловлено как психофизическими особенностями учащихся (наблюдение изучаемых предметов и явлений в естественных условиях способствует более прочному формированию природоведческих представлений и понятий), так и содержанием учебного материала (значительная часть изучаемых объектов и явлений, предусмотренных программой, доступна непосредственному наблюдению учащихся).

В том случае, когда изучаемый материал труден для вербального восприятия, программа предлагает демонстрацию опытов (свойства воды, воздуха, почвы). В программе выделены основные виды практических работ по всем разделам. Предлагаемые практические работы имеют различную степень сложности: наиболее трудные, необязательные для общего выполнения или выполняемые совместно с учителем, обозначаются специальным знаком «*».

На изучение темы «Сезонные изменения в природе» отдельное время программой не отводится, так как школьники рассматривали времена года и их характерные особенности в начальной школе. В 5 классе предлагается лишь проводить практические работы: ежедневное наблюдение за погодой и ведение календаря природы и труда, посезонное подведение итогов. На знания учащимися сезонных закономерностей в природе необходимо опираться при изучении всех тем курса.

В связи с тем, что курс «Природоведение» решает задачу подготовки учеников к усвоению в дальнейшем биологического и географического материала, данной программой предусматривается введение в пассивный словарь понятий, слов и таких терминов, как млекопитающие, земноводные, системы органов, материки, глобус, карта и др. Программой предполагается, что при изучении раздела «Есть на Земле страна Россия» школьники познакомятся с наиболее значимыми географическими объектами, расположенными на территории России (Черное море, река Волга, озеро Байкал и др..) Изучение данных объектов носит ознакомительный характер и не требует от школьников географической характеристики этих объектов и нахождения их на физической карте.

Содержание материала описано лаконично, без излишней детализации -это дает учителю большое пространство для творчества, не ограничивает его жесткими программными рамками, позволяет учитывать специфику природы своего края.

Требования к уровню базовых учебно-познавательных действий, уровню подготовки обучающихся с интеллектуальными нарушениями по природоведению ориентированы на овладение наиболее значимыми географическими и биологическими знаниями, приемами практической и интеллектуальной деятельности. Рубрика «Знать, понимать, уметь» включает в основном требования репродуктивного уровня, нацеленные на воспроизведение основного содержания предмета. Однако в программу включены и отдельные требования продуктивного характера, к которым относятся формирование предметной деятельности, коммуникативных умений и способов деятельности, связанных с соблюдением норм экологического поведения в природной среде, сохранением собственного здоровья.


5 класс

Неживая природа (68 ч)


«Введение» (2 ч)

Что такое природоведение? Знакомство с учебником и рабочей тетрадью. Зачем надо изучать природу. Живая и неживая природа. Живая природа: растения, животные, человек.


«Вселенная» ( 6 ч)

Небесные тела: планеты, звезды. Солнечная система. Солнце.

Исследование космоса. Спутники. Космические корабли. Полеты в космос.

Современные исследования.

Смена дня и ночи. Смена времен года. Сезонные изменения в природе.

Практические работы Зарисовки звездного неба, формы Земли и Луны, космического корабля.

Экскурсия (планетарий, музей космонавтики, обсерватория) или наблюдение за звездным небом.

Межпредметные связи: Мир природы и человека, русский язык, математика, изобразительная деятельность.

«Наш дом - Земля» (44 ч)


Планета Земля. Оболочки Земли: атмосфера, гидросфера, литосфера (1 ч).


«Воздух» (9 ч)

Воздух и его охрана. Значение воздуха для жизни на Земле.

Свойства воздуха: прозрачность, бесцветность, объем, упругость. Использование упругости воздуха. Теплопроводность воздуха. Использование этого свойства воздуха в быту. Давление. Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении.

Движение воздуха. Теплый воздух легче холодного, теплый воздух поднимается вверх, холодный опускается вниз. Движение воздуха. Ветер. Работа ветра в природе. Направление ветра. Ураган, способы защиты.

Температура воздуха. Знакомство с термометрами. Измерение температуры воздуха.

Состав воздуха: кислород, углекислый газ, азот. Кислород, его свойство поддерживать горение. Значение кислорода для дыхания растений, животных

и человека. Применение кислорода в медицине. Углекислый газ и его свойство не поддерживать горение. Применение углекислого газа при тушении пожара.

Чистый и загрязненный воздух. Примеси в воздухе (водяной пар, дым, пыль). Поддержание чистоты воздуха. Значение воздуха в природе.


«Полезные ископаемые» (14 ч)

Полезные ископаемые. Виды полезных ископаемых. Свойства. Значение. Способы добычи.

Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов. Гранит, известняки, песок, глина. Внешний вид, свойства, добыча и использование.

Горючие полезные ископаемые. Торф. Внешний вид и свойства торфа: цвет, пористость, хрупкость, горючесть. Образование торфа, добыча и использование.

Каменный уголь. Внешний вид и свойства каменного угля: цвет, блеск, горючесть, твердость, хрупкость. Добыча и использование.

Нефть. Внешний вид и свойства нефти: цвет и запах, текучесть, горючесть. Добыча нефти. Продукты переработки нефти: бензин, керосин и другие материалы.

Природный газ. Свойства газа: запах, горючесть. Добыча и использование. Правила обращения с газом в быту.

Полезные ископаемые, используемые для получения металлов.

Черные металлы (различные виды стали и чугуна). Свойства черных металлов: цвет, блеск, твердость, упругость, пластичность, теплопроводность, ржавление. Распознавание стали и чугуна.

Цветные металлы. Отличие черных металлов от цветных. Применение цветных металлов. Алюминий. Внешний вид и свойства алюминия: цвет, твердость, пластичность, теплопроводность, устойчивость к ржавлению.

Распознавание алюминия. Медь. Свойства меди: цвет, блеск, твердость, пластичность, теплопроводность. Распознавание меди. Ее применение.

Благородные (драгоценные) металлы: золото, серебро, платина. Внешний вид, использование.

Охрана недр.


«Вода» (14 ч)

Вода в природе. Роль воды в питании живых организмов.

Свойства воды как жидкости: непостоянство формы, Способность растворять некоторые твердые вещества (соль, сахар и др.). Учет и использование свойств воды.

Растворимые и нерастворимые вещества. Растворы. Использование растворов. Растворы в природе: минеральная и морская вода. Питьевая вода.

Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды.

Три состояния воды. Температура и ее измерение. Единица измерения температуры - градус. Температура плавления льда и кипения воды.

Расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, расширение при замерзании.

Работа воды в природе. Образование пещер, оврагов, ущелий. Наводнение (способы защиты от наводнения).

Значение воды в природе. Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве. Экономия питьевой воды.

Вода в природе: осадки, воды суши.

Воды суши. Ручьи, реки, озера, болота, пруды. Моря и океаны. Свойства морской воды. Значение морей и океанов в жизни человека. Охрана воды.


«Поверхность суши. Почва» (6 ч)

Равнины, холмы, овраги. Горы,

Почва — верхний слой земли. Состав почвы: перегной, глина, песок, вода, минеральные соли, воздух. Минеральная и органическая части почвы. Перегной - органическая часть почвы. Глина, песок и соли - минеральная часть почвы.

Разнообразие почв. Песчаные и глинистые почвы. Водные свойства песчаных и глинистых почв: способность впитывать воду, пропускать ее и удерживать. Сравнение песка и песчаных почв по водным свойствам. Сравнение глины и глинистых почв по водным свойствам.

Основное свойство почвы - плодородие. Обработка почвы. Значение почвы в народном хозяйстве.

Эрозия почв. Охрана почв.

Лабораторная работа. Давление и движение воздуха. Практические работы

Проведение опытов, демонстрирующих свойства воды, воздуха, почвы.

Зарисовка форм поверхности суши.

Составление таблицы «Полезные ископаемые».

Заполнение схемы «Воды суши».

Изготовление макетов форм поверхности суши.

Изготовление плакатов по темам «Охрана воды, воздуха, почвы».

Экскурсии (1 ч)

Экскурсии к местным природным объектам (почвенные обнажения, формы поверхности Земли, водоемы).

Межпредметные связи: Мир природы и человека, русский язык, ручной труд, изобразительная деятельность.




«Есть на Земле страна Россия» (14 ч)


Россия - Родина моя. Место России на карте мира.

Важнейшие географические объекты, расположенные на территории нашей страны: Черное и Балтийское моря, Уральские и Кавказские горы, озеро Байкал, реки Волга, Енисей или другие объекты в зависимости от региона.

Москва - столица России

Санкт-Петербург.

Крупные города, их достопримечательности. Нижний Новгород, Казань, Волгоград, Новосибирск, Владивосток или другие города европейской и азиатской частей России (по усмотрению учителя).

Древние русские города. Исторические и культурные достопримечательности. Ярославль, Владимир, города Золотого кольца.

Население нашей страны. Городское и сельское население. Народы России.

Ваш город (поселок, село, деревня). Важнейшие географические объекты региона. Поверхность, водоемы. Занятия населения. Достопримечательности.

Обобщение раздела «Неживая природа» (2 ч).

Практические работы Зарисовка государственного флага России.

Подбор иллюстраций (достопримечательности городов, представителей народов нашей страны, изделия народных промыслов и т. д.).

Изготовление альбома «Россия - наша Родина».

Нахождение России на политической карте.

Составление рассказа о своем городе, поселке, селе, деревне.

Изготовление альбома «Наш город (поселок, село, деревня)». Экскурсии

Экскурсии по городу или поселку (природные объекты, промышленные или сельскохозяйственные предприятия, краеведческий музей, достопримечательности своей местности).

Межпредметные связи

Русский язык и чтение, ручной труд, изобразительная деятельность.


6 класс

Живая природа (68 ч)


«Введение» (1 ч)


«Растительный мир Земли» (17 ч)

  • Разнообразие растительного мира Земли. Среда обитания растений (растения леса, поля, сада, огорода, луга, водоемов). Строение растений.

  • Деревья, кустарники, травы. Общая характеристика. Дикорастущие и культурные растения.

  • Деревья. Деревья лиственные (дикорастущие и культурные). Береза, клен, тополь, дуб, липа. Яблоня, груша, вишня.

  • Деревья хвойные. Ель, сосна, лиственница.

  • Дикорастущие кустарники.

  • Культурные кустарники.

  • Травы (дикорастущие и культурные). Подорожник, одуванчик, ромашка, укроп, петрушка.

  • Декоративные растения. Астра, пион, роза, флокс, гвоздика и др. Внешний вид. Места произрастания.

  • Лекарственные растения. Зверобой, крапива, ромашка и др. Правила сбора. Использование.

  • Комнатные растения. Уход за комнатными растениями. Герань, бегония, фиалки, традесканция.

  • Растительный мир разных районов Земли.

  • Растения нашей страны.

  • Растения своей местности: дикорастущие и культурные.

  • Красная книга России и своего края.

  • Практические работы

  • Зарисовки деревьев, кустарников, трав.

  • Выделение составных частей растений*.

  • Изготовление гербариев*.

  • Сезонные наблюдения за растениями.

  • Зарисовка растений в разные времена года.

  • Заполнение таблиц, игры на классификацию растений по месту произрастания.

  • Уход за комнатными растениями.

  • Составление букетов из сухоцветов*.

  • Сбор лекарственных растений, запись в тетрадь правил их использования*.

Экскурсии

Экскурсии в парк, сквер, сад, лес, поле, огород (в зависимости от местных условий). Межпредметные связи: Мир природы и человека, русский язык, математика, основы социальной жизни, ручной труд, изобразительная деятельность.


«Животный мир Земли» (34 ч)

  • Разнообразие животного мира. Различие по внешнему виду, способам питания, передвижения и др.

  • Среда обитания животных. Суша, воздух, водоемы.

  • Понятие животные. Основные группы: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери (млекопитающие).

  • Насекомые. Жуки, бабочки, стрекозы, кузнечики, муравьи, пчелы. Внешний вид. Место и значение в природе.

  • Рыбы. Внешний вид. Среда обитания. Место и значение в природе. Морские и речные рыбы.

  • Земноводные. Лягушки, жабы.

  • Пресмыкающиеся. Змеи, ящерицы, крокодилы.

  • Птицы. Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Место и значение в природе. Ласточки, скворцы, снегири, орлы, лебеди, журавли, чайки.

  • Охрана птиц. Птицы своего края.

  • Звери (млекопитающие). Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни.

  • Млекопитающие суши. Млекопитающие морей и океанов.

  • Животные рядом с человеком. Домашние животные в деревне и городе. Сельскохозяйственные животные: лошади, коровы, козы, овцы, свиньи.

  • Домашние птицы: куры, утки, индюки.

  • Уход за животными дома или в живом уголке. Аквариумные рыбки. Птицы. Морские свинки. Хомяки. Черепахи. Кошки Собаки. Правила ухода и содержания.

  • Животные холодных районов Земли.

  • Животные умеренного пояса.

  • Животные жарких районов Земли.

  • Животный мир нашей страны.

  • Охрана животных. Заповедники. Красная книга России.

  • Животные своей местности. Красная книга области (края). Практические работы

  • Зарисовки животных: насекомых, рыб, птиц, зверей.

  • Упражнения в классификации животных (таблицы, игры).

  • Изготовление кормушек, скворечников.

  • Сезонные наблюдения за животными.

  • Наблюдение за животными живого уголка.

  • Составление правил ухода за домашними животными.

  • Уход за животными живого уголка.

  • Составление рассказов о домашних животных*.

Экскурсии

• Экскурсии в зоопарк, парк, живой уголок, на животноводческую, птицеводческую фермы или звероферму (в зависимости от местных условий).

Межпредметные связи

• Мир природы и человека, русский язык, математика, ручной труд, изобразительная деятельность, географии.


«Человек» (13 ч)

  • Как устроен наш организм. Анатомическое строение. Части тела и внутренние органы.

  • Как работает (функционирует) наш организм. Взаимодействие органов.

  • Здоровый образ жизни человека (гигиена, закаливание, вредное воздействие на организм алкоголя, никотина, наркотиков). Правила личной гигиены.

  • Осанка. Правильная осанка. Причины и профилактика искривлений позвоночника. Гигиена.

  • Органы чувств. Значение органов чувств.

  • Правила гигиены и охрана органов чувств. Профилактика нарушений слуха и зрения.

  • Здоровое (рациональное) питание. Разнообразие продуктов питания. Витамины. Режим и гигиена.

  • Дыхание. Органы дыхания. Вред курения. Правила гигиены.

  • Оказание первой доврачебной помощи. Помощь при ушибах, порезах, ссадинах. Профилактика простудных заболеваний. Выполнение советов врача. Домашняя аптечка. Специализация врачей. Медицинские учреждения нашего города.

Практические работы

  • Показ частей тела и важнейших органов на таблицах, муляжах, торсе человека.

  • Составление схем, зарисовка по контуру частей тела и важнейших органов, работа на магнитной доске.

  • С помощью различных органов чувств определение качеств и свойств различных предметов.

  • Физические упражнения, направленные на поддержание правильной осанки.

  • Составление и запись в тетрадь правил личной гигиены.

  • Составление распорядка дня.

  • Упражнения в оказании первой доврачебной помощи (обработка ссадин и мелких ран - порезов, наложение пластыря). Подсчет частоты пульса, измерение температуры тела.

  • Уборка классного помещения (проветривание, влажная уборка). Экскурсии

  • Экскурсии в медицинский кабинет, поликлинику, аптеку. Межпредметные связи

  • Физическая культура, основы социальной жизни, изобразительная деятельность.



Требования к базовым учебно-познавательным действиям

к курсу «Природоведение»


Учащиеся должны знать, понимать, уметь:

  • что изучает природоведение;

  • предметы и объекты живой и неживой природы;

  • название нашей планеты и ее форму, значение Солнца для жизни на Земле;

  • свойства воды, воздуха и почвы;

    • названия полезных ископаемых, их свойства, использование человеком;

    • основные формы поверхности;

    • виды водоемов;

    • простейшую классификацию растений (деревья, кустарники, травы) и животных (рыбы, насекомые, птицы, звери);

    • среду обитания и разнообразие растительного и животного мира Земли;

    • название своей страны и ее столицы, некоторых народов, ее населяющих;

    • названия важнейших географических объектов;

    • названия типичных представителей растительного и животного мира России и своего края;

    • названия некоторых редких и занесенных в Красную книгу растений и животных своей местности;

    • правила поведения в природе;

    • название частей тела и основных органов, их назначение;

    • факторы здорового образа жизни;

    • основные санитарно-гигиенические нормы и правила оказания доврачебной помощи.


Учащиеся должны уметь:

  • наблюдать за сезонными изменениями в природе, растительном и животном мире своей местности;

  • заполнять дневники наблюдений;

  • называть разнообразных представителей животного и растительного мира;

  • ухаживать за домашними животными и культурными растениями;

  • демонстрировать простейшие опыты;

  • показывать части тела и некоторые органы (сердце, легкие, желудок, органы чувств);

  • демонстрировать образец правильной осанки;

  • оказывать простейшую доврачебную помощь, измерять температуру тела;

  • соблюдать правила элементарной гигиены;

  • выполнять зарисовки и изготавливать простейшие макеты форм поверхности;

  • составлять небольшие по объему рассказы о своем крае.


Планируемые результаты освоения учебного предмета

по итогам обучения в 5-6 классах


5 класс

Неживая природа


Предметные результаты


Минимальный уровень:

  • узнавание и называние изученных объектов (формы поверхности, водоемы, небесные тела, основные достопримечательности нашей страны) на иллюстрациях, фотографиях;

  • представления о назначении изученных объектов, их роли в окружающем мире;

  • отнесение изученных объектов к определенным группам (нефть - горючее полезное ископаемое);

  • называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе (полезные ископаемые);

  • соблюдение правил гигиены и здорового образа жизни, понимание их значения в жизни человека;

  • соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого);

  • выполнение несложных заданий под контролем учителя;

  • адекватная оценка своей работы, проявление к ней ценностного отношения, понимание оценки педагога.


Достаточный уровень:

  • узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях; знание способов получения необходимой информации об изучаемых объектах по заданию учителя; представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;

  • отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации (золото - полезное ископаемые, металлы, цветные металлы, драгоценные (благородные) металлы);

  • называние сходных по определенным признакам объектов из тех, которые были изучены на уроках, известны из других источников; объяснение своего решения;

  • выделение существенных признаков групп объектов;

  • знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе, правил здорового образа жизни;

  • участие в беседе; обсуждение изученного; проявление желания рассказать о предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте;

  • выполнение задания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), осмысленная оценка своей работы и работы одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;

  • совершение действий по соблюдению санитарно-гигиенических норм в отношении изученных объектов и явлений;

  • выполнение доступных возрасту природоохранительных действий;

  • осуществление деятельности по уходу за комнатными и культурными растениями.


Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.


Личностные результаты


  • Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину.

  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов, населяющих территорию нашей страны.

  • Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности. Формирование интереса к предметам и явлениям живой и неживой природы, к своей страны, ее населению, традициям, обычаям, культурным и историческим достопримечательностям.

  • Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. Формирование умения обращаться за

  • помощью к учителю или одноклассникам в случае возникновения затруднений при выполнении практических работ, заданий в тетради на печатной основе, работе со статьей учебника, наглядным материалом (иллюстрациями, образцами полезных ископаемых, гербариями и пр.). Формирование готовности обращаться к взрослым и сверстниками в бытовых ситуациях на прогулке, в парке, в столовой.

  • Формирование готовности к самостоятельной жизни. Формирование знаний о правилах поведения в быту и в природе (соблюдение правил пользования водой в быту, правила проветривания помещений)

  • формирование стремления соблюдать и вести здоровый образ жизни.

  • Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни. Формирование знаний безопасного (правильного) поведения в природе и в быту (например, соблюдение техники безопасности при пользовании газовой плитой, проветривание помещений, мер, принимаемых для очистки воды и поддержания чистоты воздуха, измерение температуры воды, воздуха).

  • Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Знакомство с многонациональным населением страны, традициями и обычаями населения, природными и культурными достопримечательностями нашей страны, достижениями науки (полеты в космос, переработка полезных ископаемых), формирование стремления поддерживать и соблюдать традиции своего региона и своей страны, формирование бережного отношения к природным богатствам (ресурсам) нашей страны - экологическое воспитание.

• Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. Развитие навыков социальной адаптации через знакомство со своим краем (природа, достопримечательности, население, традиции, обычаи и др.).


6 класс

Живая природа


Предметные результаты


Минимальный уровень:

  • узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;

  • представления о назначении изученных объектов, их роли в окружающем мире;

  • отнесение изученных объектов к определенным группам (осина -лиственное дерево леса);

  • называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе (хвойные деревья, рыбы, насекомые);

  • соблюдение режима дня, правил личной гигиены и здорового образа жизни, понимание их значения в жизни человека;

  • соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого);

  • выполнение несложных заданий под контролем учителя;

  • адекватная оценка своей работы, проявление к ней ценностного отношения, понимание оценки педагога.


Достаточный уровень:

  • узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях; знание способов получения необходимой информации об изучаемых объектах по заданию педагога;

  • представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;

  • отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации (корова - животное, млекопитающее животное, травоядное животное, сельскохозяйственное животное);

  • называние сходных по определенным признакам объектов из тех, которые были изучены на уроках, известны из других источников; объяснение своего решения;

  • выделение существенных признаков групп объектов;

  • знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе, правил здорового образа жизни;

  • участие в беседе; обсуждение изученного; проявление желания рассказать о предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте;

  • выполнение здания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), осмысленная оценка своей работы и работы одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;

  • совершение действий по соблюдению санитарно-гигиенических норм в отношении изученных объектов и явлений;

  • выполнение доступных возрасту природоохранительных действий;

  • осуществление деятельности по уходу за комнатными и культурными растениями.


Личностные результаты


  • Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности. Формирование интереса к предметам и явлениям живой и неживой природы, к своей стране, ее природным богатствам.

  • Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. Формирование умения обращаться за помощью к учителю или одноклассникам в случае возникновения затруднений при выполнении практических работ, заданий в тетради на печатной основе, работе со статьей учебника, наглядным материалом (иллюстрациями, образцами полезных ископаемых, гербариями и пр.). Формирование готовности обращаться к взрослым и сверстниками в бытовых ситуациях, например, в поликлинике, магазине при выборе продуктов и др.

  • Формирование готовности к самостоятельной жизни. Формирование знаний о здоровом образе жизни (режиме дня, чередовании труда и отдыха, здоровом питании, правильной осанке, гигиене), формирование стремления соблюдать и вести здоровый образ жизни. Знакомство с доступными правилами ухода за комнатными растениями, домашними животными и животными живого уголка.

  • Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни. Формирование умений соблюдать правила личной гигиены, режима дня, здорового питания, умения ухаживать за комнатными растениями и домашними животными (кошки, собаки, аквариумные рыбки, декоративные птицы).

  • Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Формирование бережного отношения к природе, знакомство с Красной книгой - экологическое воспитание.

  • Знакомство с многонациональным населением страны, традициями и обычаями населения, природными и культурными достопримечательностями нашей страны, достижениями науки, формирование стремления поддерживать и соблюдать традиции своего региона и своей страны.

  • Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. Развитие навыков социальной адаптации через знакомство со своим краем (природа, достопримечательности, население, традиции, обычаи и др.).



Дифференцированный подход

к обучающимся с интеллектуальными нарушениями

при изучении курса «Природоведение»


Современное состояние образования характеризуется стремлением к гуманизации обучения. В последнее время наблюдается тенденция к реализации личностно-ориентированного подхода в образовании, всестороннего учета способностей, наклонностей и интересов каждого ребенка, поэтому одной из важнейших задач в обучении является реализация принципа индивидуального и дифференцированного подхода в процессе обучения детей.

В настоящее время, на важном этапе реформирования отечественной системы общего и специального образования, возрастают потребности общества в формировании социально адаптированной личности каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей с легкой и умеренной умственной отсталостью.

Федеральный государственный стандарт обучения детей с ОВЗ предусматривает реализацию принципа индивидуального и дифференцированного подхода. В нем подчеркивается необходимость

  • осуществления равных возможностей получения качественного образования обучающимися с умственной отсталостью и обеспечение условий для индивидуального развития всех учащихся;

  • разработки вариативности содержания образовательных программ различных по уровню сложности, с учетом дифференциации образовательных потребностей и способностей обучающихся;

  • создания условий для эффективной реализации образовательных программ и разработки критериальной оценки результатов ее освоения обучающимися с умственной отсталостью;

  • разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого результата личностного и познавательного развития с учетом возрастных, типологических и индивидуальных особенностей обучающихся с умственной отсталостью.

Во ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью выделено два варианта адаптированных основных образовательных программ (АООП). Вариант С предполагает, что обучающиеся получают образование по итоговым результатам и срокам обучения, отличающееся от того, которое получают их сверстники без ОВЗ. Программы для таких учащихся могут индивидуализироваться и учитывать потребности отдельных групп или конкретных обучающихся с умственной отсталостью.

Для лиц, которые в силу выраженности интеллектуальных нарушений не могут усвоить образовательную программу по варианту 1, предусмотрен вариант 2. В таком случае школа разрабатывает специальную индивидуальную образовательную программу, учитывающую специфические образовательные потребности данной категории детей.

Из вышесказанного вытекает, что в связи с принятием нового государственного федерального стандарта обучения лиц с ОВЗ проблема дифференцированного подхода к обучающимся с умственной отсталостью приобретает особую значимость.

Под дифференцированным подходом в специальных психолого-педагогических исследованиях понимается система воздействий на различные группы детей с учетом особенностей и возможностей их развития, предполагающая организацию учебной работы, различной по сложности, объему, степени самостоятельности, ведущим методам и приемам.

Существующая неоднородность в уровнях усвоения программного материала даже в условиях более или менее равного по интеллектуальным возможностям состава учащихся давно обращала на себя внимание исследователей и практических работников, побуждала их искать способы дифференциации обучающихся и разрабатывать приемы преодоления трудностей в усвоении ими новых знаний.

Исследования проблемы дифференцированного подхода в обучении детей с интеллектуальными нарушениями в средних и старших классах, представленные в отечественной науке, имеют ограниченный характер, а применительно к предметам естественно-научного блока практически отсутствуют.

В большинстве научно-методических исследований в основу дифференциации были положены только те особенности обучающихся с интеллектуальными нарушениями, которые проявлялись в обучении конкретному предмету: русскому языку и чтению, изобразительной деятельности, математики, трудовой подготовки (А. К. Аксенова, Т. В. Алышева, В. В. Воронкова, И. А. Грошенков, Г. М. Дульнев, С. Л. Мирский, В. М. Мозговой, М. Н. Перова, В. В. Эк и др.).

Наиболее полно этот вопрос разработан применительно к урокам русского языка. Исследования, проведенные под руководством В. В. Воронковой, позволили выявить возможности обучающихся усваивать учебный материал в объеме программы, а также специфические затруднения, мешающие процессу овладения знаниями, умениями и навыками по предмету «Природоведение».

Реализация новых программ требует от учителей, преподающих природоведение, повышения своего теоретического уровня и творческого потенциала, постоянных поисков новых приемов работы. При этом педагоги-практики, особенно в регионах, продолжают испытывать дефицит специальных методических пособий и разработок, в которых бы предлагались конкретные вариативные технологии формирования представлений и понятий о неживой и живой природе.

В настоящее время назрела необходимость во внедрении в практику работы, включающей создание специальных педагогических условий для осуществления дифференцированного подхода на уроках природоведения в соответствии с требованиями АООП (вариант 1), что, конечно, будет способствовать оптимизации учебного процесса обучающихся с легкой умственной отсталостью.

Общеизвестно, что дети с ОВЗ сильно отличаются по своим интеллектуальным, образовательным возможностям, по поведенческим особенностям. Неоднородность нарушений и разнообразие форм их проявления у детей с легкой умственной отсталостью заставляет ученых и педагогов-практиков искать оптимальные пути развития разных категорий детей. Для успешного продвижения в обучении необходим такой подход к обучающимся с интеллектуальными нарушениями, который учитывал бы все стороны их личности, возможности каждого ребенка. Дети с легкой умственной отсталостью должны получить тот уровень общеобразовательных и трудовых знаний, умений и навыков, который необходим для их успешной социальной адаптации.

На уроках природоведения учитель постоянно сталкивается с необходимостью учета особенностей различных категорий детей с интеллектуальными нарушениями. Дифференцированный и индивидуальный подходы позволяют решать ряд педагогических задач, связанных с формированием, осознанным усвоением и закреплением природоведческих представлений и понятий. Знание специфических затруднений, возникающих при овладении представлениями и понятиями об элементах неживой и живой природы детьми с умственной отсталостью, поможет учителю сделать анализ этих трудностей, в какой-то степени понять причины имеющихся нарушений и наметить эффективные пути коррекционного воздействия.

В течение ряда лет мы наблюдали за серией уроков, проведенных учителями школ, фиксировали, как учащиеся делают зарисовки и записи, фиксировали их ошибки на письме и в устной речи, отмечали умение пользоваться планом рассказа, опорными словами, помощью учителя, выполнять различные практические задания и др.

Для определения уровня сформированное™ знаний и умений нами учитывались следующие критерии:

  • полнота раскрытия содержания природоведческого понятия;

  • форма передачи содержания понятия;

  • умение соотносить изображение и слово;

  • умение анализировать, находить и правильно показывать изученные объекты части растения, животного, органы человека;

  • умение обобщать, классифицировать, устанавливать элементарные прямые и обратные причинно-следственные зависимости;

  • степень самостоятельности при выполнении учебных заданий, умение пользоваться помощью.

Исходя из результатов изучения опыта работы учителей и собственного опыта практической деятельности нами были выделены 3 группы учащихся, разделенных по уровням обучения природоведению: достаточный, средний и минимальный.


Достаточный уровень (1) - обучающиеся, наиболее успешно овладевающие природоведческим материалом в процессе обучения. Эти дети хорошо понимают фронтальное объяснение на уроках природоведения, способны справляться с заданиями для самостоятельной работы практически без помощи учителя или при его минимальной помощи. При воспроизведении учебной информации эти обучающиеся достаточно полно по плану пересказывают материал по изучаемой теме, хотя в ряде случаев им требуется направляющая помощь учителя в виде вопросов. Например: «Какие водоемы ты знаешь?», «Где обитают животные?», «Как надо ухаживать за аквариумными рыбками?». Обучающиеся этой группы в основном понимают схемы, таблицы на классификацию объектов, диаграмму, показывающую соотношение воды и суши на земном шаре, правильно соотносят изображение природоведческого объекта с символом или словом (каменный уголь - с изображением шахты, изображение коровы - с молоком, пчелы - с медом), могут дать описание изучаемого природоведческого объекта или природного явления.

Обучающиеся, находящиеся на этом уровне, не испытывают больших затруднений при выполнении письменных и практических заданий, хотя при переходе к новому виду упражнений им требуются подробная инструкция и первоначальное выполнение работы под руководством учителя. В основном эта категория детей правильно использует имеющийся опыт, выполняя новые задания, хотя допускает отдельные ошибки. Затруднения возникают при значительном усложнении материала, при переносе известных способов работы в другие условия. При выполнении относительно сложных заданий детям нужна активизирующая и направляющая помощь учителя. Например, при заполнении элементарных перфокарт: «Сначала прочитай вопрос, потом выбери правильный ответ из предложенных. На пересечении вопроса и правильного ответа поставь знак плюс.»

В основном обучающиеся достаточного уровня могут пересказать порядок выполнения работы и обосновать его. Приобретенных знаний и умений такие дети, как правило, не теряют, могут применить их при выполнении аналогичных и сравнительно новых заданий. Например, таких, как заполнение иллюстрированных кроссвордов; поиск слов, отмеченных в статье учебника звездочкой, в словаре, расположенном в конце учебника.


Средний уровень (2) - обучающиеся относительно успешно усваивают природоведческий материал. В ходе обучения они испытывают несколько большие трудности, чем ученики достаточного уровня. Дети в основном понимают фронтальное объяснение учителя, частично запоминают новый материал. Однако их отличает меньшая степень самостоятельности в выполнении всех видов работ. При воспроизведении материала они нуждаются в опоре на иллюстративный материал, словарные таблички, слова для справок, план ответа или ключевые слова. Изложение ими фактического материала, как правило, краткое, сжатое, в основном оно заключается в перечислении фактов и названий. Например: «Морские свинки - они небольшие, любят тепло, едят яблоки, капусту и морковку». При установлении причинно-следственных зависимостей природоведческого характера учащиеся среднего уровня могут установить прямую зависимость, но затрудняются в установлении обратных связей (например, при изучении темы «Круговорот воды в природе»). При перечислении причин того или иного явления ученики называют лишь одну из нескольких причин («Как используют нефть?» - «Делают бензин». «Почему надо проветривать помещение?» - «Чтобы не было жарко». «Чем полезны овощи и фрукты?» -«Вкусно».) При этом дети, как правило, работают в более низком темпе, допускают ошибки, которые исправляли с незначительной помощью педагога. Объяснения своих действий обучающимися с умственной отсталостью, отнесенными ко второму уровню, недостаточно точны, они даются в менее развернутом виде. У детей отмечаются неуверенность в своих силах, эмоциональная неуравновешенность.


Минимальный уровень (3) - к этому уровню мы относим обучающихся 5 и 6 классов, которые с трудом усваивают природоведческий материал, нуждаясь в разнообразных видах помощи: словесно-логической, наглядной и предметно-практической. У обучающихся этого уровня нарушены и целевая, и исполнительная стороны учебной деятельности, выявляются нарушения пространственного анализа, проявляющиеся при работе со схемой и картиной, скудный словарный запас, нарушения мелкой моторики, затрудняющие зарисовки, записи, моделирование, заполнение вербальных кроссвордов и элементарной перфокарты, быстрая утомляемость и истощаемость. Им необходимы помощь учителя, сокращение объема заданий, дополнительные объяснения, постоянный контроль, побуждения к действиям. Для этих детей характерно недостаточное осознание нового материала, содержащего теоретические сведения и факты, например, «Небесные тела: планеты, звезды», «Свойства воздуха», «Круговорот воды в природе», «Органы кровообращения» и др. Обучающиеся с умственной отсталостью, отнесенные нами к третьему уровню, с трудом выделяют главное в изучаемой теме, не отделяют основное от второстепенного (рассказывая о режиме дня, они называли лишь три компонента: «Надо учиться, кушать и спать». Учащиеся минимального уровня не всегда устанавливают логическую связь, например, между свойствами полезных ископаемых и их использованием. Этим детям, как правило, трудно понять материал во время фронтального объяснения, они нуждаются в дополнительном разъяснении. Их отличает низкая степень самостоятельности. Некоторые ученики третьего уровня, встретившись с небольшими трудностями, молча прекращают рисовать, заполнять таблицу или, наоборот, постоянно просят учителя о помощи («А что дальше делать?»). Темп усвоения природоведческого материала у этих детей значительно снижен.

Нарушения абстрагирования у учащихся минимального уровня затрудняют формирование представлений об объектах и явлениях, которые они не могут наблюдать непосредственно (планеты, воздух, питание растений, процесс пищеварения у человека).

При выполнении письменных работ, записей, зарисовок обучающиеся, отнесенные нами к минимальному уровню, испытывают значительные трудности в нахождении ответов, если не было слов - подсказок. Они допускают ошибки в расположении рисунка в тетради, в выборе цвета, в ряде случаев выбор цветного карандаша может быть случайным («так красиво»), иногда им во время зарисовок требуется контур или трафарет, при разгадывании кроссвордов - подсказывающие начальные буквы или вместо вопросов иллюстрации.

Для достижения планируемых результатов освоения АООП всеми учениками должна быть разработана и апробирована система дифференциации учебного материала по природоведению, в которой учитывались бы образовательные потребности, общие для всех обучающихся с умственной отсталостью и особенности, характерные для каждой из выделенных групп. Подобранный материал должен различаться:

  • по уровню трудности;

  • по объему;

  • по использованию разных способов организации деятельности обучающихся;

  • по степени самостоятельности;

  • по степени и характеру помощи ученику.

Вариативные задания позволят, соблюдая личностно ориентированный подход в обучении, сформировать и закрепить все компоненты природоведческих и общеучебных знаний, осуществлять дифференцированный подход к обучающимся с умственной отсталостью в процессе изучения каждой конкретной темы, активизировать их самостоятельную работу.

Примеры дифференциации заданий представлены в учебниках природоведения для 5-6 классов. Для обучающихся минимального уровня рекомендуется в основном использовать многочисленные иллюстрации и выводы, заключенные в конце основного текста в рамку, значение новых слов можно предложить прочитать как в тексте (они выделены шрифтом), так и в словаре в конце учебника. Для обучающихся достаточного уровня учитель может предложить в классе или дома прочитать фрагмент или целиком рассказ под рубрикой «Для любознательных», размещенный после основного текста.

Вопросы и задания до и после текста тоже предназначены для обучающихся с разным уровнем развития. Например, по теме «Травы» обучающимся первого уровня предлагается задание «Почему одуванчик называют цветком солнца?» или «Почему подорожник получил такое название?». Обучающимся второго уровня - «Используя иллюстрацию в учебнике, скажи: какие травы выращивает человек на своем огороде?». А обучающимся с минимальным уровнем - «Как человек использует укроп и петрушку?».

Исходя из психолого-педагогических особенностей детей своего класса учитель задает вопросы разной степени сложности, соединение стрелкой вопроса и ответа, деформированные тексты, подстановочные задания, таблицы, схемы, вербальные и иллюстрированные кроссворды, простейшие ребусы, загадки, тесты, программированные задания, зарисовки, записи и т. д.

Такое разнообразие дифференцированных заданий поможет учителю, ориентируясь на особенности и возможности детей своего класса, учитывая уровень их обучаемости, давать задания, посильные каждому, а также применять их на разных этапах изучения природоведения (в период проверки знаний, во время закрепления или в качестве домашнего задания). Большая часть классных и домашних заданий может выполняться учениками на карточках или в тетрадях по природоведению после предварительного объяснения учителем и соответствующих указаний к выполнению самостоятельных работ.

Таким образом, реализация дифференцированного подхода для обучающихся с интеллектуальными нарушениями является необходимым условием как в общем образовательном процессе, так и конкретно при изучении природоведения, поскольку помогает оптимизировать процесс обучения в разнородных группах и добиться более эффективного раскрытия зон «актуального и ближайшего развития» каждого ученика или отдельно взятой группы.

Просмотр содержимого документа
«природоведение_тематическое планирование с ДЗ»

Тематическое планирование

п/п

урока в теме


Тема урока


Домашнее задание

Введение ( 2 ч )

1

1

Вводный урок. Что такое природоведение?


2

2

Предметы и явления неживой и живой природы.


Вселенная ( 6 ч )

3

1

Небесные тела: планеты, звёзды.


4

2

Солнечная система. Солнце.


5

3

Исследование космоса. Спутники. Космические корабли.


6

4

Полёты в космос.


7

5

Смена дня и ночи.


8

6

Смена времён года. Сезонные изменения в природе.


Наш дом – Земля ( 44 ч )

9

1

Планета Земля. Оболочки Земли.


Воздух ( 9 ч )

10

2

Воздух. Воздух и его охрана. Значение воздуха для жизни на Земле.


11

3

Свойства воздуха.


12

4

Давление и движение воздуха.


13

5

Температура воздуха. Термометр.


14

6

Движение воздуха в природе. Ветер.


15

7

Состав воздуха. Кислород, его значение и применение.


16

8

Состав воздуха. Углекислый газ и азот.


17

9

Значение и охрана воздуха.


18

10

Значение воздуха для жизни на Земле и его охрана.


Полезные ископаемые ( 14 ч )

19

11

Полезные ископаемые. Виды, значение, способы добычи.


20

12

Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов. Гранит, известняк.


21

13

Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов. Песок, глина.


22

14

Горючие полезные ископаемые. Торф.


23

15

Горючие полезные ископаемые. Каменный уголь. Свойства.


24

16

Добыча и использование каменного угля.


25

17

Нефть: внешний вид и свойства.


26

18

Добыча и использование нефти.


27

19

Природный газ. Свойства, использование. Правила обращения с газом в быту.


28

20

Полезные ископаемые, используемые для получения металлов. Чёрные металлы. Сталь. Чугун.


29

21

Полезные ископаемые, используемые для получения металлов. Цветные металлы.


30

22

Полезные ископаемые, используемые для получения металлов. Благородные (драгоценные) металлы.


31

23

Охрана полезных ископаемых.


32

24

Полезные ископаемые.


Вода ( 14 ч )

33

25

Вода в природе. Роль воды в питании живых организмов.


34

26

Свойства воды.


35

27

Растворимые и нерастворимые вещества. Питьевая вода.


36

28

Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды.


37

29

Три состояния воды. Температура и её измерение.


38

30

Расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, расширение при замерзании.


39

31

Свойства воды. Лабораторная работа.


40

32

Работа воды в природе.


41

33

Значение воды в природе. Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве.


42

34

Вода в природе.


43

35

Воды: ручьи, реки.


44

36

Озёра, болота, пруды.


45

37

Моря и океаны. Использование и охрана воды.


46

38

Охрана воды.


Поверхность суши. Почва ( 6 ч )

47

39

Равнины, холмы, овраги.


48

40

Горы.


49

41

Почва – верхний слой земли. Состав почвы.


50

42

Разнообразие почв.


51

43

Основное свойство почвы – плодородие. Обработка почвы.


52

44

Охрана почвы.


Есть на Земле страна Россия ( 14 ч )

53

1

Место России на земном шаре. Знакомство с картой.


54

2

Моря и океаны, омывающие берега России.


55

3

Горы и равнины на территории нашей страны.


56

4

Реки и озёра России.


57

5

Москва – столица России.


58

6

Санкт – Петербург.


59

7

Ярославль. Владимир. Города «золотого кольца».


60

8

Нижний Новгород, Казань, Волгоград.


61

9

Новосибирск, Владивосток.


62

10

Население и народы России.


63

11

Ваш город. Важнейшие географические объекты региона.


64

12

Ваш город. Важнейшие географические объекты региона.


65

13

Экскурсия.


66

14

Экскурсия.


67


Обобщающий урок по разделу «Есть на Земле страна Россия».


68


Неживая природа. Обобщающий урок за курс 5 класса.




Просмотр содержимого документа
«природоведение_тематическое планирование»

Тематическое планирование

п/п

урока в теме


Тема урока

Дата

проведения

План

Факт

Введение ( 2 ч )

1

1

Вводный урок. Что такое природоведение?



2

2

Предметы и явления неживой и живой природы.



Вселенная ( 6 ч )

3

1

Небесные тела: планеты, звёзды.



4

2

Солнечная система. Солнце.



5

3

Исследование космоса. Спутники. Космические корабли.



6

4

Полёты в космос.



7

5

Смена дня и ночи.



8

6

Смена времён года. Сезонные изменения в природе.



Наш дом – Земля ( 44 ч )

9

1

Планета Земля. Оболочки Земли.



Воздух ( 9 ч )

10

2

Воздух. Воздух и его охрана. Значение воздуха для жизни на Земле.



11

3

Свойства воздуха.



12

4

Давление и движение воздуха.



13

5

Температура воздуха. Термометр.



14

6

Движение воздуха в природе. Ветер.



15

7

Состав воздуха. Кислород, его значение и применение.



16

8

Состав воздуха. Углекислый газ и азот.



17

9

Значение и охрана воздуха.



18

10

Значение воздуха для жизни на Земле и его охрана.



Полезные ископаемые ( 14 ч )

19

11

Полезные ископаемые. Виды, значение, способы добычи.



20

12

Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов. Гранит, известняк.



21

13

Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов. Песок, глина.



22

14

Горючие полезные ископаемые. Торф.



23

15

Горючие полезные ископаемые. Каменный уголь. Свойства.



24

16

Добыча и использование каменного угля.



25

17

Нефть: внешний вид и свойства.



26

18

Добыча и использование нефти.



27

19

Природный газ. Свойства, использование. Правила обращения с газом в быту.



28

20

Полезные ископаемые, используемые для получения металлов. Чёрные металлы. Сталь. Чугун.



29

21

Полезные ископаемые, используемые для получения металлов. Цветные металлы.



30

22

Полезные ископаемые, используемые для получения металлов. Благородные (драгоценные) металлы.



31

23

Охрана полезных ископаемых.



32

24

Полезные ископаемые.



Вода ( 14 ч )

33

25

Вода в природе. Роль воды в питании живых организмов.



34

26

Свойства воды.



35

27

Растворимые и нерастворимые вещества. Питьевая вода.



36

28

Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды.



37

29

Три состояния воды. Температура и её измерение.



38

30

Расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, расширение при замерзании.



39

31

Свойства воды. Лабораторная работа.



40

32

Работа воды в природе.



41

33

Значение воды в природе. Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве.



42

34

Вода в природе.



43

35

Воды: ручьи, реки.



44

36

Озёра, болота, пруды.



45

37

Моря и океаны. Использование и охрана воды.



46

38

Охрана воды.



Поверхность суши. Почва ( 6 ч )

47

39

Равнины, холмы, овраги.



48

40

Горы.



49

41

Почва – верхний слой земли. Состав почвы.



50

42

Разнообразие почв.



51

43

Основное свойство почвы – плодородие. Обработка почвы.



52

44

Охрана почвы.



Есть на Земле страна Россия ( 14 ч )

53

1

Место России на земном шаре. Знакомство с картой.



54

2

Моря и океаны, омывающие берега России.



55

3

Горы и равнины на территории нашей страны.



56

4

Реки и озёра России.



57

5

Москва – столица России.



58

6

Санкт – Петербург.



59

7

Ярославль. Владимир. Города «золотого кольца».



60

8

Нижний Новгород, Казань, Волгоград.



61

9

Новосибирск, Владивосток.



62

10

Население и народы России.



63

11

Ваш город. Важнейшие географические объекты региона.



64

12

Ваш город. Важнейшие географические объекты региона.



65

13

Экскурсия.



66

14

Экскурсия.



67


Обобщающий урок по разделу «Есть на Земле страна Россия».



68


Неживая природа. Обобщающий урок за курс 5 класса.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!