СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Речевая практика» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в 4 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Речевая практика» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в 4 классе

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Речевая практика» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в 4 классе»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Вощиковская основная школа имени А.И.Королёва





«УТВЕРЖДАЮ»

Директор школы:_____________ М.Л.Хорошкова

Приказ № ________ от________ 2021 г.



Адаптированная рабочая программа

учебного предмета

«Речевая практика»

для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

в 4 классе





Составитель: Садовская С.Б.,

учитель начальных классов,

I категория, стаж 31 год.







2021 – 2022 уч.год

Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Речевая практика» для учащегося 4 класса, ребенка с ограниченными возможностями здоровья, разработана и составлена на основе:

- федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с ОВЗ;

- примерной рабочей программы по речевой практике для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

- учебного плана для реализации адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МБОУ Вощиковской ОШ им. А.И.Королева.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения учебного предмета «Речевая практика», которые определены Федеральным государственным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Учебник: Речевая практика, 4 класс, С. В. Комарова, Москва «Просвещение», 2018 год

Количество часов по учебному плану: 2 часа в неделю

Количество часов в год по программе: 68 часов

Краткая характеристика предмета

Введение в программу учебного предмета «Речевая практика» обусловлено несовершенством речевой практики школьников с нарушением интеллекта, что задерживает развитие их речи как средства общения, затрудняет включение детей в разнообразные нормы коммуникации. В каждом классе раздел «Речевая практика» включает в себя несколько подразделов с постепенным расширением и усложнением программного материала по каждому из них. Урок строится на основе темы, выбранной для создания речевой ситуации. Параллельно отрабатываются программные темы из других подразделов и реализуются в пределах данного урока.

Срок реализации программы - 1год


1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

— закрепление представлений о различных социальных ролях — собственных и окружающих людей в речевой деятельности;

— укрепление соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей через расширение представлений о нормах этикета и правилах культурного поведения в речевой практике;

— закрепление навыков коммуникации и умений использовать принятые нормы социального взаимодействия (в рамках предметных результатов начального обучения);

— закрепление социально-бытовых навыков, используемых в повседневной жизни (в рамках предметных результатов начального обучения);

Предметные результаты обучения

Достаточный уровень:

— понимать содержание сказок и рассказов, прочитанных артистами в аудиозаписи, уметь отвечать на вопросы по содержанию услышанного;

— понимать содержание детских радио- и телевизионных передач, уметь отвечать на вопросы по содержанию услышанного;

— уметь выбирать правильные средства интонации, ориентируясь на образец учителя и анализ речевой ситуации;

— участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций;

— правильно выражать свои просьбы, уметь здороваться, прощаться, просить прощения и извиняться, используя соответствующие выражения;

— принимать участие в коллективном составлении рассказа, сказки по темам речевых ситуаций;

— уметь воспроизводить составленные рассказы с опорой на картинно-символический план.

Минимальный уровень:

— выполнять задания по словесной инструкции учителя, детей;

— выражать свои просьбы, используя вежливые слова, адекватно пользоваться правилами этикета при встрече и расставании с детьми и взрослыми;

— знать свои имя и фамилию, адрес дома, объяснять, как можно доехать или дойти до школы (по вопросам учителя);

— участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;

— слушать сказку или рассказ, уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный материал;

— выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения по образцу учителя;

— участвовать в беседе;

— слушать сказку или рассказ, пересказывать содержание, опираясь на картинно-символический план.


2. Содержание учебного предмета с указанием форм организации учебных занятий


Характерное для детей с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) недоразвитие и нарушение речи обуславливают специфику обучения их русскому языку в школе. Она выражена в том, что программа образования носит в основном элементарно – практический характер, при этом ведущим коррекционным принципом, объединяющим и организующим все разделы программы, является речевая практика.

Предмет «Речевая практика» в начальной школе входит в структуру изучения предметной области «Язык и речевая практика».

Целью учебного предмета «Речевая практика» является развитие речевой коммуникации младших школьников интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) для осуществления общения с окружающими людьми.

Общие задачи учебного предмета «Речевая практика»:

1) способствовать совершенствованию речевого опыта обучающихся;

2) корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей;

3) формировать выразительную сторону речи;

4) учить строить устные связные высказывания;

5) воспитывать культуру речевого общения.

Для решения этих задач и для организации обучения общению обучающихся с интеллектуальными нарушениями в программе определены темы, на материале которых формируются коммуникативные умения школьников.

Содержание программы включает четыре раздела:

1. Аудирование и понимание речи.

2. Дикция и выразительность речи.

3. Общение и его значение в жизни.

4. Организация речевого общения (базовые формулы речевого общения; примерные темы речевых ситуаций, алгоритм работы над речевой ситуацией).

Включение в программу разделов «Аудирование и понимание речи», «Дикция и выразительность речи», «Общение и его значение в жизни» обеспечивает целенаправленную работу по развитию у школьников умений правильно воспринимать речь на слух, точно её интонировать, владеть этикетными средствами общения. Как правило, все названные умения формируются в речевых ситуациях. Вместе с тем специальная работа по отработке каждого из них должна вестись и на самостоятельных этапах урока. Такая подготовительная работа создаёт условия для более свободного пользования отработанными ранее умениями в пределах организуемой речевой ситуации, а далее и в реальных сферах общения.

Большое значение для развития коммуникативных навыков учеников имеет точность произношения речи. Дети с интеллектуальными нарушениями плохо умеют слушать (слушают, но не слышат), не понимают или избирательно понимают то, что говорит собеседник, и, даже поняв отвлечённо смысл обращённой к ним речи, не всегда соотносят содержание воспринятого с жизненными реалиями.

При реализации программы принципиально важно, чтобы учитель выступил в роли собеседника и помощника при выполнении некоторых заданий. Устные ответы школьников должны быть направлены на установление взаимопонимания с окружающими и не могут являться постоянным объектом контроля со стороны учителя. Ученик не должен испытывать неуверенности при вступлении в общение: необходимо поощрять его стремление всеми имеющимися в распоряжении средствами реализовать коммуникативное намерение. С этой целью в виде тренировочных упражнений должны использоваться игры - театрализации, игровые задания на составление рассказов, обсуждения и другие виды деятельности, активизирующие живое общение школьников.

Для организации уроков речевой практики важно предусмотреть:

- индивидуальный и дифференцированный подход к обучению, учитывающий особенности развития каждого ребенка;

- психодинамическую разгрузку (чередование фаз психической нагрузки и двигательной активности);

- комплексный подход к восприятию – мультисенсорную интеграцию (следует стимулировать все действующие сенсорные системы);

- связь обучения с повседневной жизнедеятельностью ребёнка и окружающих его людей.

Программа имеет практико-ориентированную направленность. Основной формой организации деятельности детей на уроках речевой практики является речевая ситуация (тематическая ролевая игра), позволяющая воспроизвести базовые условия естественного общения. Речевые навыки, сформированные в речевых ситуациях, переносятся в спонтанное общение. Также на уроках используются следующие методы: упражнения, моделирование речевых ситуаций, беседы, рассказ. По характеру познавательной деятельности основными методами обучения учащихся с интеллектуальной недостаточностью являются:

- Объяснительно-иллюстративный метод, метод при котором учитель объясняет, а дети воспринимают, осознают и фиксируют в памяти.

- Репродуктивный метод - воспроизведение и применение информации.

- Метод проблемного изложения - постановка проблемы и показ пути ее решения.

- Частично – поисковый метод - дети пытаются сами найти путь к решению проблемы.

На уроках используются фронтальные, групповые, индивидуальные формы организации деятельности детей.


Cодержание учебного предмета «Речевая практика»

Аудирование и понимание речи

Повторение предложений (6—8 слов), разных по структуре, вслед за учителем.

Прослушивание аудиозаписей чтения артистами коротких сказок или рассказов с последующим пересказом прослушанного.

Дикция и выразительность речи

Практическое использование силы голоса, тона и темпа речи в различных речевых ситуациях.

Практическое осмысление многообразия тона речи, выражающего человеческие чувства. Тренировочные упражнения в передаче восторга, ужаса, радости, горя, удивления, испуга и др. Соотнесение произнесённых фраз с пиктограммами.

Мимика и жесты. Упражнения в передаче чувств, эмоций с помощью мимики и жестов в сочетании с речью и без неё, с опорой на пиктограммы и без них.

Общение и его значение в жизни

Передача мыслей, чувств, знаний на расстоянии. Для чего люди создали радио, кино, телевидение? Кто говорит с нами по радио или с телеэкрана?

Что мы понимаем из такого устного общения с нами? Важно ли для нас это общение?

Почему книгу называют собеседником? Какой это собеседник — устный или письменный? Что мы узнаем из книги? Важно ли для нас это общение?

Влияние речи на поступки людей. «Свойства» слов: радовать, огорчать, утешать, сердить, мирить и т. д.; подбор соответствующих слов.

Общепринятые знаки в общении людей: «Не курить», «Переход», «Метро», «Мужской туалет», «Женский туалет», «Нельзя фотографировать» и т. д.

Базовые формулы речевого общения (с нарастанием к материалу, изучавшемуся в 1—3 классах)

Обращение, привлечение внимания.

«Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое обращение, нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения.

Функциональные обращения (к продавцу, сотруднику полиции и др.).

Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тётенька, девушка, мужчина и др.). Вступление в речевой контакт с незнакомым человеком без обращения («Скажите, пожалуйста…»). Обращение в письме, поздравительной открытке.

Знакомство, представление, приветствие.

Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут…», «Меня зовут…, а тебя?». Формулы «Это…», «Познакомься, пожалуйста, это…». Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»).

Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «Здравствуй», «Здравствуйте», «До свидания». Развёртывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания.

Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку.

Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи». Неофициальные разговорные формулы: «Привет», «Салют», «Счастливо», «Пока». Грубые (фамильярные) формулы: «Здорóво», «Бывай», «Чао» и др. (в зависимости от условий школы). Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными взрослыми. Развёртывание формул с помощью обращений.

Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания: «Как дела?», «Как живёшь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при прощании: «Приходи(те) ещё», «Заходи(те)», «Звони(те)».

Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в гостях.

Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с…», «Поздравляю с праздником…» и их развёртывание с помощью обращения по имени и отчеству.

Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим.

Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе…», «Желаю Вам…», «Я хочу пожелать…». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона.

Поздравительные открытки.

Формулы, сопровождающие вручение подарка: «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить тебе…» и др. Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки.

Одобрение, комплимент. Формулы «Мне очень нравится твой…», «Как хорошо ты…», «Как красиво!» и др.

Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения автоответчика мобильной связи). Выражение просьбы позвать к телефону («Позовите, пожалуйста…», «Попросите, пожалуйста…», «Можно попросить (позвать)…»). Распространение этих формул с помощью приветствия. Ответные реплики адресата: «Алло», «Да», «Я слушаю».

Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку.

Обращение с просьбой к сверстнику, близким людям.

Развёртывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы «Пожалуйста…», «Можно…, пожалуйста!», «Разрешите…», «Можно мне…», «Можно я…».

Мотивировка отказа. Формулы «Извините, но…».

Благодарность. Формулы «Спасибо», «Большое спасибо», «Пожалуйста». Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо,… (имя)»), благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы.

Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)». «Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»).

Замечание, извинение. Формула «Извините, пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и мотивировка при извинении.

Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому. Слова поддержки, утешения.

Одобрение, комплимент. Одобрение как реакция на поздравления, подарки: «Молодец!», «Умница!», «Как красиво!».

Примерные темы речевых ситуаций

«Я дома»: «У телевизора», «Задушевный разговор», «Приглашение».

«Я за порогом дома»: «Делимся новостями», «Подскажите, пожалуйста…», «Я — пассажир», «Знаки-помощники».

«Я и мои товарищи»: «Я выбираю книгу», «Петушок — Золотой гребешок», «Сочиняем сказку», «Лисичка-сестричка», «Новогодние истории», «Поздравляю!», «Жду письма!», «Извините меня…», «Поздравительная открытка».

«Я в мире природы»: «В гостях у леса», «Во саду ли в огороде».


3. Тематическое планирование

темы


Тема урока


Кол-во

часов


Основные виды деятельности обучающихся на уроке

1


Делимся новостями

4

1. Введение в ситуацию (рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса).

2. Приветствия друг другу, представление новых учеников, поздравления с праздником знаний.

3. Составление рассказа по серии картинок. Знакомство с фиксированной структурой текста.

4. Знакомство со стихотворением И. Гамазковой «Прошлым летом».

5. Выполнение творческих работ по теме. Составление рассказа «Самое интересное событие прошлого лета».

6. Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!»)

2

Я выбираю книгу

4

1. Введение в ситуацию (рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса).

2. Знакомство с темой (беседа с привлечением личного опыта, ответы на вопросы на основе иллюстраций).

3. Подготовка к составлению рассказа об интересной книге (составление предложений по картинкам, беседа о типах книг, рисование иллюстраций, обсуждение книг).

4. Составление рассказов «Моя любимая книга» с опорой на план.

5. Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!»)

3

«Подскажите, пожалуйста…»

4

1. Введение в ситуацию (рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса).

2. Знакомство с темой (беседа на основе личного опыта о том, когда может быть использована фраза «Подскажите, пожалуйста...»).

3. Конструирование возможных диалогов обращения за помощью: к знакомому и незнакомому человеку.

4. Ролевые игры по теме ситуации.

5. Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!»)

4

Я - пассажир

3

1. Знакомство с темой (беседа на основе личного опыта).

2. Актуализация имеющихся знаний о правилах поведения в общественном транспорте.

3. Конструирование возможных диалогов в общественном транспорте.

4. Участие в ролевой игре «В автобусе» (или иной по выбору учителя с учётом специфики общественного транспорта в местности, где находится школа).

5. Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!»)

5.

«Петушок – Золотой гребешок»

3

1. Введение в тему (беседа с опорой на иллюстрацию).

2. Знакомство со сказкой (слушание аудиозаписи сказки с опорой на иллюстрации).

3. Закрепление содержания сказки (пересказ с опорой на иллюстрации, по вопросам учителя, игра «Рассказ по кругу» и др.).

4. Инсценирование сказки

6.

Сочиняем сказку

4

1. Введение в тему (беседа с опорой на иллюстрацию, обсуждение проблемного вопроса).

2. Актуализация знаний о фиксированной структуре текста.

3. Обсуждение замысла сказки.

4. Составление предложений к каждой части придумываемой

сказки с опорой на вопросный план.

5. Иллюстрирование сказки согласно замыслу.

6. Рассказывание вариантов сказки, получившихся у школьников.

7. Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!»)

7.

У телевизора

4

1. Введение в ситуацию (рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса).

2. Знакомство с темой (беседа на основе личного опыта).

3. Актуализация, уточнение и расширение имеющихся знаний по теме: предпочтения обучающихся в телеэфире, умение ориентироваться в программе телепередач, умение пользоваться пультом от телевизора.

4. Коллективное обсуждение «Моя любимая программа» с элементами рассказов обучающихся, выполненных с опорой на план.

5. Составление персональных телевизионных программ обучающимися.

6. Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!»)

8.

«Лисичка-сестричка»

3

1. Введение в тему (беседа с опорой на иллюстрацию).

2. Знакомство со сказкой (слушание аудиозаписи сказки с опорой на иллюстрации).

3. Закрепление содержания сказки (пересказ с опорой на иллюстрации, по вопросам учителя, игра «Рассказ по кругу» и др.).

4. Инсценирование сказки.

9.

Новогодние истории

3

1. Введение в тему (беседа с опорой на иллюстрации).

2. Актуализация знаний о новогодних сказках, мультфильмах.

3. Обсуждение замысла истории.

4. Составление предложений к каждой части придумываемой истории с опорой на вопросный план.

5. Иллюстрирование истории согласно замыслу.

6. Рассказывание вариантов истории, получившихся у школьников.

7. Представление истории на новогоднем празднике (инсценирование, демонстрация видео с записью истории, рассказываемой четвероклассниками и т. д.)

10.

Знаки-помощники

4

1. Введение в ситуацию (рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса).

2. Актуализация, уточнение и обогащение имеющегося опыта, знаний по теме на основе рассматривания условных знаков, встречающихся в повседневной жизни.

3. Моделирование и проигрывание возможных диалогов на улице, предполагающих обсуждение значения дорожных знаков.

4. Участие в экскурсии «Знаки-помощники в нашем городе (посёлке, на нашей улице и т. д.)».

5. Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!»)

11.

В гостях у леса

4

1. Введение в ситуацию (рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса).

2. Знакомство с темой (беседа с привлечением личного опыта, ответы на вопросы на основе иллюстраций).

3. Актуализация, уточнение и расширение имеющихся знаний о правилах поведения в лесу.

4. Творческая работа «Что может нанести вред лесу?». Представление работ обучающимися (составление рассказов).

5. Составление «Правил вежливого поведения в лесу».

6. Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!»)

12.

Задушевный разговор

4

1. Введение в тему ситуации (работа с иллюстрацией, обсуждение проблемного вопроса).

2. Актуализация и уточнение словаря эмоций у школьников.

3. Моделирование диалогов утешения, сочувствия, предостережения на основе иллюстраций.

5. Участие в игре «Свои чувства не скажу, а без слов вам покажу».

6. Знакомство с рассказами В. Осеевой «Волшебное слово», «Что легче?», «На катке» в аудиозаписи.

7. Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!»)

13.

Приглашение

4

1. Введение в ситуацию (беседа с опорой на иллюстрацию, обсуждение проблемного вопроса).

2. Актуализация имеющихся знаний по теме (участие в беседе на основе личного опыта).

3. Конструирование устных приглашений с опорой на план. Дифференциация в зависимости от адресата.

4. Моделирование диалогов, содержащих приглашение и вежливый отказ.

5. Составление текстов письменных приглашений, в том числе в творческих группах.

6. Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!»)


14.

Поздравляю!

4

1.Введение в ситуацию (беседа с опорой на иллюстрацию, обсуждение проблемного вопроса).

2. Конструирование поздравлений. Дифференциация в зависимости от адресата.

3. Знакомство с правилами оформления письменного поздравления на открытке. Тренировочные упражнения в подписывании поздравительных открыток.

4. Самостоятельная подготовка поздравительной открытки и подписи к ней.

5. Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!»)

15.

Жду письма!

4

1. Знакомство с темой (беседа с привлечением личного опыта).

2. Актуализация опыта обучающихся по теме, знакомство со структурой письма.

3. Составление коллективного письма литературному герою по теме с опорой на план из ключевых слов.

4. Самостоятельная работа с дифференцированной помощью учителя «Письмо …» (в зависимости от интересов обучающихся могут быть предложены задания написать письмо другу, родственнику и др.).

5. Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!»)

16.

«Извините меня…»

4

1. Введение в ситуацию (рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса).

2. Знакомство с темой (беседа на основе личного опыта о том, когда может быть использована фраза «Извините меня» или форма «Извини меня…»).

3. Конструирование возможных диалогов, содержащих извинения.

4. Ролевые игры по теме ситуации.

5. Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!»)

17.

Поздравительная открытка

4

1. Знакомство с темой (беседа с привлечением личного опыта, ответы на вопросы на основе иллюстраций).

2. Прослушивание песен, стихов, рассказов о Великой Отечественной войне.

3. Рисование праздничных открыток.

4. Конструирование поздравлений с Днём Победы различным адресатам (ветеранам, учителям, родным).

5. Подписывание открыток с поздравлениями.

6. Доставка открыток адресатам (отправление письмом, доставка лично в руки)

18.

Во саду ли в огороде

4

1. Введение в ситуацию (рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса).

2. Знакомство с темой (беседа с привлечением личного опыта, ответы на вопросы на основе иллюстраций, основная линия беседы — работа летом в саду и в огороде, овощи, фрукты и ягоды, растущие в нашей местности).

3. Подготовка обучающимися творческих работ по теме (обсуждение замыслов, порядка выполнения).

4. Выполнение и представление творческих работ классу — составление рассказов на основе выполненных рисунков.

5. Обсуждение планов обучающихся на каникулы: свободные высказывания, взаимные вопросы, уточнения

ИТОГО:

68 часов

(2 часа в неделю)


темы


Тема урока


Дата


Делимся новостями - 4 ч.


1


Делимся новостями. Составление рассказа по серии картинок

01.09

2

Делимся новостями. Соотнесение картинки и подписи к ней

03.09

3

Делимся новостями. Знакомство со стихотворением И. Гамазковой «Прошлым летом».

08.09

4

Делимся новостями. Составление рассказа о самых интересных событиях прошедшего лета

10.09


Я выбираю книгу – 4 ч


5

Я выбираю книгу. Книга – собеседник. Рассматривание книг. Какие бывают книги. Энциклопедии, справочники, приключения, комиксы, учебники

15.09

6.

Я выбираю книгу. Подготовка к составлению рассказа об интересной книге

17.09

7

Я выбираю книгу. Составление рассказов «Моя любимая книга» с опорой на план.

22.09

8

Самостоятельное составление рассказа «Моя любимая книга»

24.09


«Подскажите, пожалуйста…» - 4 ч


9

«Подскажите, пожалуйста…». Рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса

29.09

10

«Подскажите, пожалуйста…». Беседа на основе личного опыта о том, когда может быть использована фраза «Подскажите, пожалуйста...»

01.10

11

«Подскажите, пожалуйста…». Конструирование возможных диалогов обращения за помощью: к знакомому и незнакомому человеку.

06.10

12

«Подскажите, пожалуйста…». Ролевые игры по теме ситуации.

08.10


«Петушок – Золотой гребешок» - 4 ч


13

«Петушок – Золотой гребешок». Слушание аудиозаписи сказки с опорой на иллюстрации.

13.10

14

«Петушок – Золотой гребешок». Пересказ сказки с опорой на иллюстрации, по вопросам учителя

15.10

15

«Петушок – Золотой гребешок». Инсценирование сказки с использованием кукол

20.10

16

«Петушок – Золотой гребешок». Главная мысль сказки. Иллюстрирование

22.10


Сочиняем сказку – 4 ч


17

Сочиняем сказку. Обсуждение замысла сказки. Название сказки, герои

27.10

18

Сочиняем сказку. Составление предложений к каждой части сказки с опорой на вопросный план. Запись сказки

28.10

19

Сочиняем сказку. Рассказывание составленной сказки

11.11

20

Сочиняем сказку. Иллюстрирование сказки согласно замыслу

12.11


У телевизора – 4 ч


21

У телевизора. Назначение радио, телевидения в современной жизни. Мой телевизионный досуг

18.11

22

У телевизора. Умение ориентироваться в программе телепередач, умение пользоваться пультом от телевизора.

19.11

23

У телевизора. Составление рассказа «Моя любимая программа» с опорой на план.

25.11

24

У телевизора. Составление персональных телевизионных программ

26.11


Знаки-помощники – 4 ч


25

Знаки-помощники. Условные знаки, встречающиеся в повседневной жизни человека

02.12

26

Знаки-помощники. Моделирование и проигрывание возможных диалогов, предполагающих обсуждение значения дорожных знаков.

03.12

27

Знаки-помощники. Экскурсия по селу «Знаки-помощники на нашей улице, в нашем селе»

09.12

28

Составление рассказа на тему «Знаки-помощники».

10.12


В гостях у леса – 4 ч


29

В гостях у леса. Профессия «Лесник»

16.12

30

В гостях у леса. Правила поведения в лесу

17.12

31

В гостях у леса. Творческая работа «Что может нанести вред лесу?»

23.12

32

В гостях у леса. Лесные дары

24.12


Задушевный разговор – 4 ч


33

Задушевный разговор. Моделирование диалогов утешения, сочувствия, предостережения на основе иллюстраций.

13.01

34

Задушевный разговор. Игра «Свои чувства не скажу, а без слов вам покажу».

14.01

35

Задушевный разговор. Знакомство с рассказами В. Осеевой «Волшебное слово», «Что легче?», «На катке» в аудиозаписи. Анализ рассказов

20.01

36

Задушевный разговор. Знакомство с рассказами В. Осеевой «Волшебное слово», «Что легче?», «На катке» в аудиозаписи. Анализ рассказов

21.01


Новогодние истории – 4 ч


37

Новогодние истории в новогодних сказках, мультфильмах.

27.01

38

Новогодние истории. Составление предложений к каждой части придумываемой истории с опорой на вопросный план. Иллюстрирование истории согласно замыслу

28.01

39

Новогодние истории. Рассказывание составленных историй. Инсценирование

03.02

40

Иллюстрирование на тему «Новогодние истории»



Приглашение – 4 ч


41

Приглашение. Конструирование устных приглашений с опорой на план.


42

Приглашение. Моделирование диалогов, содержащих приглашение и вежливый отказ.


43

Приглашение. Составление текстов письменных приглашений учителям, родителям, друзьям


44

Приглашение. Составление текстов письменных приглашений учителям, родителям, друзьям



Я – пассажир – 4 ч


45

Я – пассажир. Правила поведения в общественном транспорте.


46

Я – пассажир. Конструирование возможных диалогов в общественном транспорте.


47

Я – пассажир. Участие в ролевой игре «В автобусе»


48

Проект «Я – пассажир»



«Лисичка-сестричка» - 4 ч


49

«Лисичка-сестричка». Знакомство со сказкой. Слушание аудиозаписи сказки с опорой на иллюстрации.


50

«Лисичка-сестричка». Пересказ с опорой на иллюстрации, по вопросам учителя


51

«Лисичка-сестричка». Инсценирование сказки.


52

«Лисичка-сестричка». Иллюстрирование сказки



Поздравляю! – 4 ч


53

Поздравляю! Конструирование поздравлений


54

Поздравляю! Правила оформления письменного поздравления на открытке.


55

Поздравляю! Упражнения в подписывании поздравительных открыток.


56

Поздравляю! Самостоятельная подготовка поздравительной открытки и подписи к ней.



Жду письма! – 4 ч


57

Жду письма! Знакомство со структурой письма.


58

Жду письма! Составление письма литературному герою по теме с опорой на план из ключевых слов.


59

Жду письма! Составление письма близкому человеку с опорой на план из ключевых слов.


60

Жду письма! Самостоятельное написание письма



9 мая – День Победы – 4 ч


61

Прослушивание песен, стихов, рассказов о Великой Отечественной войне.


62

Конструирование поздравлений с Днём Победы различным адресатам (ветеранам, учителям, родным).


63

Подписывание открыток с поздравлениями


64

Доставка открыток адресатам (отправление письмом, доставка лично в руки)



Во саду ли в огороде – 4 ч


65



66



67



68



ИТОГО:



4. Учебно-методический материал:

1. Бгажнокова, И.М. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 классы. – М.: Просвещение, 2011.

2. Ефросинина Л.А. Комплект таблиц: Альбом учебный «Готовимся к урокам литературного чтения». 1-4 класс. – М.: ООО «Спектр-М», 2005.

3. Комарова, С.В. Устная речь. Методические рекомендации: 1-4 классы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2014.

4. Комарова, С.В. Устная речь. 4 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. - М.: Просвещение, 2015.

5. Кульневич, Т.П. Нетрадиционные уроки в начальной школе. – Волгоград: Учитель, 2002.

Материально-техническое обеспечение:

- АРМ учителя: ноутбук, колонки;

- компьютерные презентации PowerPoint по темам программы;

- дидактический материал (комплект сюжетных картинок);

- демонстрационные таблицы.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!