Министерство просвещения Российской Федерации
Министерство образования и науки Республики Башкортостан
Муниципальный район Белебеевский район Республики Башкортостан
МАОУ СОШ №1 г. Белебея
РАССМОТРЕНО | СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДЕНО |
на заседании МО учителе физико - математического цикла | зам.директора по УВР | приказом директора МАОУ СОШ№1 |
________Шарафутдинова Р.И | ______________Гамбитова Р.М. | __________Селькина О.М. |
| Протокол № | Приказ № |
Протокол № | от "29" августа2022 г. | от "29" августа2022 г. |
от "26"августа2022 г. |
Адаптированная рабочая программа
учебного предмета
АЛГЕБРА
(индивидуальное обучение)
8 класс
Белебей 2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа по Алгебре на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер — 64101) (далее — ФГОС ООО), а также Примерной программы воспитания, с учётом Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р) и адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования обучающихся с ЗПР (вариант 7.1).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА "АЛГЕБРА"
Рабочая программа по учебному курсу "Алгебра" для обучающихся 7-9 классов разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с учётом и современных мировых требований, предъявляемых к математическому образованию, и традиций российского образования, которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для непрерывного образования и саморазвития, а также целостность общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся. В программе учтены идеи и положения Концепции развития математического образования в Российской Федерации. В эпоху цифровой трансформации всех сфер человеческой деятельности невозможно стать образованным современным человеком без базовой математической подготовки. Уже в школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин, а после школы реальной необходимостью становится непрерывное образование, что требует полноценной базовой общеобразовательной подготовки, в том числе и математической.
Это обусловлено тем, что в наши дни растёт число профессий, связанных с непосредственным применением математики: и в сфере экономики, и в бизнесе, и в технологических областях, и даже в гуманитарных сферах. Таким образом, круг школьников, для которых математика может стать значимым предметом, расширяется.
Практическая полезность математики обусловлена тем, что её предметом являются фундаментальные структуры нашего мира: пространственные формы и количественные отношения от простейших, усваиваемых в непосредственном опыте, до достаточно сложных, необходимых для развития научных и прикладных идей. Без конкретных математических знаний затруднено понимание принципов устройства и использования современной техники, восприятие и интерпретация разнообразной социальной, экономической, политической информации, малоэффективна повседневная практическая деятельность. Каждому человеку в своей жизни приходится выполнять расчёты и составлять алгоритмы, находить и применять формулы, владеть практическими приёмами геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм и графиков, жить в условиях неопределённости и понимать вероятностный характер случайных событий.
Одновременно с расширением сфер применения математики в современном обществе всё более важным становится математический стиль мышления, проявляющийся в определённых умственных навыках. В процессе изучения математики в арсенал приёмов и методов мышления человека естественным образом включаются индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений, правила их конструирования раскрывают механизм логических построений, способствуют выработке умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление. Ведущая роль принадлежит математике и в формировании алгоритмической компоненты мышления и воспитании умений действовать по заданным алгоритмам, совершенствовать известные и конструировать новые. В процессе решения задач — основой учебной деятельности на уроках математики — развиваются также творческая и прикладная стороны мышления.
Обучение математике даёт возможность развивать у обучающихся точную, рациональную и информативную речь, умение отбирать наиболее подходящие языковые, символические, графические средства для выражения суждений и наглядного их представления.
Необходимым компонентом общей культуры в современном толковании является общее знакомство с методами познания действительности, представление о предмете и методах математики, их отличий от методов других естественных и гуманитарных наук, об особенностях применения математики для решения научных и прикладных задач. Таким образом, математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека.
Изучение математики также способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА "АЛГЕБРА"
Алгебра является одним из опорных курсов основной школы: она обеспечивает изучение других дисциплин, как естественнонаучного, так и гуманитарного циклов, её освоение необходимо для продолжения образования и в повседневной жизни. Развитие у обучающихся научных представлений о происхождении и сущности алгебраических абстракций, способе отражения математической наукой явлений и процессов в природе и обществе, роли математического моделирования в научном познании и в практике способствует формированию научного мировоззрения и качеств мышления, необходимых для адаптации в современном цифровом обществе. Изучение алгебры естественным образом обеспечивает развитие умения наблюдать, сравнивать, находить закономерности, требует критичности мышления, способности аргументированно обосновывать свои действия и выводы, формулировать утверждения. Освоение курса алгебры обеспечивает развитие логического мышления обучающихся: они используют дедуктивные и индуктивные рассуждения, обобщение и конкретизацию, абстрагирование и аналогию. Обучение алгебре предполагает значительный объём самостоятельной деятельности обучающихся, поэтому самостоятельное решение задач естественным образом является реализацией деятельностного принципа обучения.
В структуре программы учебного курса «Алгебра» основной школы основное место занимают содержательно-методические линии: «Числа и вычисления»; «Алгебраические выражения»; «Уравнения и неравенства»; «Функции». Каждая из этих содержательно-методических линий развивается на протяжении трёх лет изучения курса, естественным образом переплетаясь и взаимодействуя с другими его линиями. В ходе изучения курса обучающимся приходится логически рассуждать, использовать теоретико-множественный язык. В связи с этим целесообразно включить в программу некоторые основы логики, пронизывающие все основные разделы математического образования и способствующие овладению обучающимися основ универсального математического языка. Таким образом, можно утверждать, что содержательной и структурной особенностью курса «Алгебра» является его интегрированный характер.
Содержание линии «Числа и вычисления» служит основой для дальнейшего изучения математики, способствует развитию у обучающихся логического мышления, формированию умения пользоваться алгоритмами, а также приобретению практических навыков, необходимых для повседневной жизни. Развитие понятия о числе в основной школе связано с рациональными и иррациональными числами, формированием представлений о действительном числе. Завершение освоения числовой линии отнесено к старшему звену общего образования.
Содержание двух алгебраических линий — «Алгебраические выражения» и «Уравнения и неравенства» способствует формированию у обучающихся математического аппарата, необходимого для решения задач математики, смежных предметов и практико-ориентированных задач. В основной школе учебный материал группируется вокруг рациональных выражений. Алгебра демонстрирует значение математики как языка для построения математических моделей, описания процессов и явлений реального мира. В задачи обучения алгебре входят также дальнейшее развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики, и овладение навыками дедуктивных рассуждений. Преобразование символьных форм вносит свой специфический вклад в развитие воображения, способностей к математическому творчеству.
Содержание функционально-графической линии нацелено на получение школьниками знаний о функциях как важнейшей математической модели для описания и исследования разно образных процессов и явлений в природе и обществе. Изучение этого материала способствует развитию у обучающихся умения использовать различные выразительные средства языка математики — словесные, символические, графические, вносит вклад в формирование представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры.
Программа построена с учетом специфики усвоения учебного материала детьми, испытывающими трудности в обучении, причиной которых являются нарушения опорно-двигательного аппарата. Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Алгебра» для обучающихся с ОВЗ (вариант 6.1.) реализуется для обучающейся с ОВЗ находящейся на домашнем обучении, имеет нарушения опорно-двигательного аппарата.
Обучающиеся с НОДА получают образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию сверстников с нормальным речевым развитием, находясь в их среде и в те же сроки обучения.
Данная адаптированная образовательная программа учебного предмета «Алгебра» учитывает особенности психофизического развития обучающихся с ОВЗ, содержит требования к организации учебных занятий по предмету и составлена в соответствии с принципами коррекционной педагогики. При разработке адаптированной образовательной программы учитывались специфические особенности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (НОДА).
К общим потребностям обучающихся с ОВЗ относятся:
-выделение пропедевтического периода в образовании, обеспечивающего преемственность между дошкольным и школьным этапами;
-обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого как через содержание образовательных областей, так и в процессе индивидуальной работы;
- раннее получение специальной помощи средствами образования;
-психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка с педагогами и соучениками;
- психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и образовательной организации;
- постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы образовательной организации.
Особые образовательные потребности обучающихся с НОДА:
-обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание образовательных областей, так и в процессе индивидуальной работы;
-необходимо использование специальных методов, приѐмов и средств обучения (в том числе специализированных компьютерных и ассистивных технологий), обеспечивающих реализацию «обходных путей» обучения;
-индивидуализация обучения требуется в большей степени, чем для нормально развивающегося ребѐнка;
-обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды;
-создание для них безбарьерной среды, обеспечения специальными приспособлениями и индивидуально адаптированным рабочим местом.
Помимо этого дети с НОДА нуждаются в различных видах помощи (в сопровождении на уроках, помощи в самообслуживании), что обеспечивает необходимые в период начального обучения щадящий режим, психологическую и коррекционно-педагогическую помощь.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с НОДА
Категория детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата - неоднородная по составу группа школьников. Группа обучающихся с НОДА с нарушениями опорно-двигательного аппарата объединяет детей со значительным разбросом первичных и вторичных нарушений развития. Отклонения в развитии у детей с такой патологией отличаются значительной полиморфностью и диссоциацией в степени выраженности. В зависимости от 7 причины и времени действия вредных факторов отмечаются следующие виды патологии опорно-двигательного аппарата. По типологии двигательных нарушений, предложенной И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько, выделяются:
1 Заболевания нервной системы: детский церебральный паралич, полиомиелит.
2 Врожденная патология опорно-двигательного аппарата: врожденный вывих
бедра, кривошея, косолапость и другие деформации стоп, аномалии развития
позвоночника (сколиоз), недоразвитие и дефекты конечностей, аномалии развития пальцев кисти, артрогрипозы.
3 Приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата: травматические повреждения спинного мозга, головного мозга и конечностей, полиартрит, заболевания скелета (туберкулез, опухоли костей, остеомиелит), системные заболевания скелета (хондродистрофия, рахит).
В других классификациях дополнительно к перечисленным выделяется
группа нарушений опорно-двигательного аппарата наследственной патологии с прогрессирующими мышечными атрофиями (миопатия Дюшена, амиотрофия Верднига-Гофмана и др.).
Для организации психолого-педагогического сопровождения ребѐнка обучающихся с НОДА в образовательном процессе, задачами которого являются правильное распознавание наиболее актуальных проблем его развития ,своевременное оказание адресной помощи и динамическая оценка еѐ результативности, необходимо опираться на типологию, которая должна носить педагогически ориентированный характер.
Таким образом, вследствие неоднородности состава детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата диапазон различий в требуемом уровне и содержании их школьного образования предполагает их образовательную дифференциацию, которая может быть реализована на основе вариативности стандарта, заложенного в ФГОС.
Категория детей с НОДА это дети со значительным разбросом первичных и вторичных нарушений развития, отмечаются виды патологии опорно-двигательного аппарата: передвигается самостоятельно или с посторонней помощью. Данная категория обучающихся имеет нормальное психическое развитие и разборчивую речь, достаточное интеллектуальное развитие. Обучающиеся с НОДА нуждаются в специально организованном построении учебного процесса с учетом операционально-деятельностных возможностей ребенка. С этой целью занятия перемежаются временем отдыха, объем письменных заданий уменьшается.
Особенности реализации программы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Для детей с НОДА при изучении учебного курса Алгебра ставятся те же учебно-воспитательные цели и задачи как и по основной программе.
Обучающийся с ОВЗ получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения. Исходя из характеристики, обучение проводится с разнообразием видов деятельности и форм контроля (наблюдения, творческие задания, анализ произведений, викторины, тестовые задания, сообщения). В ходе урока больше времени уделяется личностному общению. В ходе проведения образовательной деятельности предусмотрено создание специальных условий для обучающихся с НОДА:
особая форма организации учебной деятельности (индивидуальная) с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей обучающихся;
привычная обстановка (присутствие своего учителя, наличие наглядных схем, шаблонов общего хода выполнения заданий);
адаптированные инструкции с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся: 1) сокращение письменных заданий, 2) возможность использования материала учебника, словарей, справочных материалов;
при необходимости - адаптирование текста задания с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся (более крупный шрифт, четкое отграничение одного задания от другого; упрощение формулировок задания по грамматическому и семантическому оформлению и др.);
при необходимости предоставление дифференцированной помощи: стимулирующей (одобрение, эмоциональная поддержка), организующей (привлечение внимания, концентрирование на выполнении работы, напоминание о необходимости самопроверки), направляющей (повторение и разъяснение инструкции к заданию);
увеличение времени на выполнение заданий;
возможность организации короткого перерыва (10-15 мин) при нарастании в поведении ребенка проявлений утомления, истощения.
Коррекционная работа с обучающимися реализуется в процессе индивидуальной работы в течение урока;
предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности);
гибкость в подборе учебного материала в соответствии с индивидуальными возможностями обучающейся;
развитие зрительного восприятия и узнавания;
создавать в течение урока игровые ситуации;
использование специальных методов, приѐмов и средств, обеспечивающих реализацию «обходных путей» обучения;
специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
применение методов формирования графо-моторных навыков, пространственных и временных представлений;
проявление педагогического такта;
постоянное поощрение за малейшие успехи.
Основной задачей обучения детей с НОДА является формирование коррекционно-развивающего пространства через:
1)активизацию познавательной деятельности обучающихся;
2)повышение уровня их умственного развития;
3)нормализацию их учебной деятельности;
4)коррекцию недостатков эмоционально-личностного и социального развития;
5)охрану и укрепление физического и нервно – психического здоровья;
6)социально-трудовую адаптацию.
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование умения преодолевать трудности; воспитание самостоятельности принятия решения; формирование адекватности чувств; формирование устойчивой и адекватной самооценки; формирование умения анализировать свою деятельность; воспитание правильного отношения к критике.
Коррекция – развитие речи: развитие фонематического восприятия; коррекция нарушений устной и письменной речи; коррекция монологической речи; коррекция диалогической речи; развитие лексико-грамматических средств языка. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
Формы и методы организации учебного процесса
В рамках инклюзивного обучения в работе с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарат применяются наглядные, практические и словесные, двигательно-кинестетические методы.
Технологии | Цель использования технологии |
Технология деятельностного подхода | Развитие навыков самостоятельной работы; Формирование умения творчески, нестандартно решать учебные задачи; Положительная мотивация к познавательной деятельности и активной работе |
Технология дифференцированного обучения | Организация учебного процесса на основе учета индивидуальных особенностей личности обучающейся, т.е. на уровне её возможностей и способностей, что дает учащейся возможность получить максимальные по его способностям знания и реализовать свой личностный потенциал. |
Игровые | Создание благоприятной психологической обстановки, снижение тревожности и расположение обучающейся к усвоению материала; В процессе игры обучающаяся получает большую мотивацию для выражения своих мнений и чувств; Более охотно вступает в диалог с учителем; Позволяет обучающейся получить опыт общения. |
Дистанционные технологии | Обучение и контроль за усвоением материала происходит с помощью компьютерной сети Интернет. |
Коррекционно-развивающие | Развитие сенсорных эталонов школьников, коррекция и развитие их эмоциональной сферы. |
Здоровьесберегающие | Профилактика нарушений осанки, плоскостопия, развитие умений управлять своим телом, повышение работоспособности, релаксация. |
Занятия проводятся в форме индивидуального домашнего обучения. Для поддержания интереса к обучению и созданию благоприятных и комфортных условий для развития и восстановления эмоционально - личностной сферы детей осуществлятся контроль за знаниями, умениями и навыками обучающихся. В программе основным принципом является принцип коррекционной направленности. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у обучающихся специфических нарушений. Принцип коррекционной направленности в обучении, принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.. Занятия проводятся в индивидуальной форме.
Отличительные особенности адаптированной рабочей программы по сравнению с примерной программой основного общего образования
Имея одинаковое содержание и задачи обучения с обычной программой, данная рабочая программа для детей с ОВЗ (НОДА), тем не менее, имеет некоторые отличия:
обучающиеся с НОДА медленнее воспринимают учебный материал, и выполняют практические работы;
в методических приёмах, используемых на уроках: (при использовании классной доски все записи учителем и учениками сопровождаются словесными комментариями; оказывается индивидуальная помощь обучающихся; при решении задач подбираются разнообразные сюжеты, которые используются для формирования и уточнения представлений об окружающей действительности, расширения кругозора обучающихся);
коррекционной направленности каждого урока;
отборе материала для урока и домашних заданий;
уменьшении объёма аналогичных заданий и подборе разноплановых заданий;
использовании большого количества индивидуальных раздаточных материалов.
Адаптация программы происходит за счет сокращения сложных понятий и терминов; основные сведения в программе даются дифференцированно. Одни языковые факты изучаются таким образом, чтобы ученики могли опознавать их, опираясь на существенные признаки. По другим вопросам учащиеся получают только общее представление. Ряд сведений о языке познается школьниками в результате практической деятельности.
Также новые элементарные навыки вырабатываются у таких детей медленно. Для их закрепления требуются многократные указания и упражнения. Как правило, сначала отрабатываются базовые умения с их автоматизированными навыками, а потом на подготовленную основу накладывается необходимая теория, которая нередко уже в ходе практической деятельности самостоятельно осознается учащимися. Программа составлена с учетом того, чтобы сформировать прочные умения и навыки учащихся с НОДА.
МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Согласно учебному плану в 8 классах изучается учебный курс «Алгебра», который включает следующие основные разделы содержания: «Числа и вычисления», «Алгебраические выражения», «Уравнения и неравенства», «Функции».
Учебный план на изучение алгебры в 8 классах отводит не менее 2 учебных часов в неделю в течение каждого года обучения, всего за год обучения — не менее 68 учебных часов.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА "АЛГЕБРА"
8 КЛАСС
Числа и вычисления
Квадратный корень из числа. Понятие об иррациональном числе. Десятичные приближения иррациональных чисел. Свойства арифметических квадратных корней и их применение к преобразованию числовых выражений и вычислениям. Действительные числа.
Алгебраические выражения
Квадратный трёхчлен; разложение квадратного трёхчлена на множители.
Алгебраическая дробь. Основное свойство алгебраической дроби. Сложение, вычитание, умножение, деление алгебраических дробей. Рациональные выражения и их преобразование.
Уравнения и неравенства
Квадратное уравнение, формула корней квадратного уравнения. Теорема Виета. Решение уравнений, сводящихся к линейным и квадратным. Простейшие дробно-рациональные уравнения.
Графическая интерпретация уравнений с двумя переменными и систем линейных уравнений с двумя переменными. Примеры решения систем нелинейных уравнений с двумя переменными.
Решение текстовых задач алгебраическим способом.
Числовые неравенства и их свойства. Неравенство с одной переменной. Равносильность неравенств. Линейные неравенства с одной переменной. Системы линейных неравенств с одной переменной.
Функции
Понятие функции. Область определения и множество значений функции. Способы задания функций.
График функции. Чтение свойств функции по её графику. Примеры графиков функций, отражающих реальные процессы.
Функции, описывающие прямую и обратную пропорциональные зависимости, их графики. Функции y = x², y = x³, у=√х, y= IхI.
Графическое решение уравнений и систем уравнений.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Освоение учебного курса «Алгебра» должно обеспечивать достижение на уровне основного общего образования следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов:
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы учебного курса «Алгебра» характеризуются:
Патриотическое воспитание:
проявлением интереса к прошлому и настоящему российской математики, ценностным отношением к достижениям российских математиков и российской математической школы, к использованию этих достижений в других науках и прикладных сферах.
Гражданское и духовно-нравственное воспитание:
готовностью к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, представлением о математических основах функционирования различных структур, явлений, процедур гражданского общества (выборы, опросы и пр.); готовностью к обсуждению этических проблем, связанных с практическим применением достижений науки, осознанием важности мораль- но-этических принципов в деятельности учёного.
Трудовое воспитание:
установкой на активное участие в решении практических задач математической направленности, осознанием важности математического образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитием необходимых умений;
осознанным выбором и построением индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных интересов и общественных потребностей.
Эстетическое воспитание:
способностью к эмоциональному и эстетическому восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений; умению видеть математические закономерности в искусстве.
Ценности научного познания:
ориентацией в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, пониманием математической науки как сферы человеческой деятельности, этапов её развития и значимости для развития цивилизации;
овладением языком математики и математической культурой как средством познания мира;
овладением простейшими навыками исследовательской деятельности.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:
готовностью применять математические знания в интересах своего здоровья, ведения здорового образа жизни (здоровое питание, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
сформированностью навыка рефлексии, признанием своего права на ошибку и такого же права другого человека.
Экологическое воспитание:
ориентацией на применение математических знаний для решения задач в области сохранности окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
осознанием глобального характера экологических проблем и путей их решения.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
готовностью к действиям в условиях неопределённости, повышению уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
необходимостью в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;
способностью осознавать стрессовую ситуацию, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения программы учебного курса «Алгебра» характеризуются овладением универсальными познавательными действиями, универсальными коммуникативными действиями и универсальными регулятивными действиями.
1) Универсальные познавательные действия обеспечивают формирование базовых когнитивных процессов обучающихся (освоение методов познания окружающего мира; применение логических, исследовательских операций, умений работать с информацией).
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки математических объектов, понятий, отношений между понятиями; формулировать определения понятий; устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
воспринимать, формулировать и преобразовывать суждения: утвердительные и отрицательные, единичные, частные и общие; условные;
выявлять математические закономерности, взаимосвязи и противоречия в фактах, данных, наблюдениях и утверждениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
делать выводы с использованием законов логики, дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии;
разбирать доказательства математических утверждений (прямые и от противного), проводить самостоятельно несложные доказательства математических фактов, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры; обосновывать собственные рассуждения;
выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формулировать вопросы, фиксирующие противоречие, проблему, самостоятельно устанавливать искомое и данное, формировать гипотезу, аргументировать свою позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей математического объекта, зависимостей объектов между собой;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, оценивать достоверность полученных результатов, выводов и обобщений;
прогнозировать возможное развитие процесса, а также выдвигать предположения о его развитии в новых условиях.
Работа с информацией:
выявлять недостаточность и избыточность информации, данных, необходимых для решения задачи;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
выбирать форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно.
2) Универсальные коммуникативные действия обеспечивают сформированность социальных навыков обучающихся.
Общение:
воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями и целями общения; ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах, давать пояснения по ходу решения задачи, комментировать полученный результат;
в ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, проблемы, решаемой задачи, высказывать идеи, нацеленные на поиск решения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; в корректной форме формулировать разногласия, свои возражения;
представлять результаты решения задачи, эксперимента, исследования, проекта; самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории.
Сотрудничество:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении учебных математических задач;
принимать цель совместной деятельности, планировать организацию совместной работы, распределять виды работ, договариваться, обсуждать процесс и результат работы; обобщать мнения нескольких людей;
участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и др.);
выполнять свою часть работы и координировать свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, сформулированным участниками взаимодействия.
3) Универсальные регулятивные действия обеспечивают формирование смысловых установок и жизненных навыков личности.
Самоорганизация:
самостоятельно составлять план, алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать и корректировать варианты решений с учётом новой информации.
Самоконтроль:
владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата решения математической задачи;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении задачи, вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, найденных ошибок, выявленных трудностей;
оценивать соответствие результата деятельности поставленной цели и условиям, объяснять причины достижения или недостижения цели, находить ошибку, давать оценку приобретённому опыту.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Освоение учебного курса «Алгебра» на уровне основного общего образования должно обеспечивать достижение следующих предметных образовательных результатов:
8 КЛАСС
Числа и вычисления
Применять понятие арифметического квадратного корня; находить квадратные корни, используя при необходимости калькулятор; выполнять преобразования выражений, содержащих квадратные корни, используя свойства корней.
Использовать записи больших и малых чисел с помощью десятичных дробей и степеней числа 10.
Алгебраические выражения
Применять понятие степени с целым показателем, выполнять преобразования выражений, содержащих степени с целым показателем.
Выполнять тождественные преобразования рациональных выражений на основе правил действий над многочленами и алгебраическими дробями.
Раскладывать квадратный трёхчлен на множители.
Применять преобразования выражений для решения различных задач из математики, смежных предметов, из реальной практики.
Уравнения и неравенства
Решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух уравнений с двумя переменными.
Проводить простейшие исследования уравнений и систем уравнений, в том числе с применением графических представлений (устанавливать, имеет ли уравнение или система уравнений решения, если имеет, то сколько, и пр.).
Переходить от словесной формулировки задачи к её алгебраической модели с помощью составления уравнения или системы уравнений, интерпретировать в соответствии с контекстом задачи полученный результат.
Применять свойства числовых неравенств для сравнения, оценки; решать линейные неравенства с одной переменной и их системы; давать графическую иллюстрацию множества решений неравенства, системы неравенств.
Функции
Понимать и использовать функциональные понятия и язык (термины, символические обозначения); определять значение функции по значению аргумента; определять свойства функции по её графику.
Строить графики элементарных функций вида y = k/x , y = x², y= x³, у=√х, y= IхI; описывать свойства числовой функции по её графику.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 КЛАСС
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
всего | контрольные работы | практические работы | |
Раздел 1. Числа и вычисления. Квадратные корни |
1.1. | Определение квадратного корня. Иррациональные числа | 1 | | | |
1.2. | Десятичные приближения иррациональных чисел . Действительные числа | 1 | | | |
1.3. | Сравнение квадратных корней с целыми числами | 1 | | | |
1.4. | Вынесение и внесение множителя под знак корня | 1 | | | |
1.5. | Уравнения | 2 | | | https://www.yaklass.ru/p/algebra |
1.6. | Извлечение квадратного корня из больших чисел. | 1 | | | |
1.7. | Преобразование числовых выражений со знаком корня | 2 | | | |
1.8. | Обобщение и контроль по теме «Квадратный корень» | 1 | | 1 | https://www.yaklass.ru/p/algebra |
Итого по разделу | 10 | | | |
Раздел 2. Числа и вычисления. Степень с целым показателем |
2.1. | Определение степени с целым показателем. Свойства степени с целым показателем. | | | | |
2.2. | Стандартный вид числа. Оценки и прикидки | | | | |
2.3. | Числовые выражения, содержащие степень с целым показателем | | | | |
2.4. | Алгебраические выражения, содержащие степень с целым показателем | | | | |
2.5 | Преобразование выражения, содержащих степени | | | | |
Итого по разделу | 5 | | | |
Раздел 3. Алгебраические выражения. Квадратный трёхчлен |
3.1. | Квадратный трёхчлен. | 1 | | | |
3.2. | Разложение квадратного трёхчлена на множители | 1 | | 1 | |
3.3 | Обобщение и контроль по теме «Квадратный трехчлен» | 1 | 1 | | https://www.yaklass.ru/p/algebra |
Итого по разделу | 3 | | | |
Раздел 4. Алгебраические выражения. Алгебраическая дробь |
4.1. | Понятие рациональной дроби. Основное свойство рациональной дроби | 1 | | | |
4.2. | Сокращение рациональных дробей | 1 | | | |
4.3. | Сложение и вычитание рациональных дробей с одинаковыми знаменателями | 1 | | | |
4.4. | Сложение и вычитание рациональных дробей с разными знаменателями | 1 | | | |
4.5. | Умножение рациональных дробей | 1 | | | https://www.yaklass.ru/p/algebra |
4.6. | Деление рациональных дробей | 1 | | | |
4.7 | Действия с рациональными дробями | 1 | | | |
4.8 | Обобщение и контроль по теме «Рациональные дроби» | 1 | 1 | | |
4.9 | Преобразование рациональных выражений | 2 | | | |
Итого по разделу | 10 | | | |
Раздел 5. Уравнения и неравенства. Квадратные уравнения |
5.1. | Понятие квадратного уравнения. Решение квадратных уравнений методом выделения полного квадрата | 1 | | | |
5.2. | Неполное квадратное уравнение. | 1 | | | |
5.3. | Формула корней квадратного уравнения. | 1 | | | |
5.4 | Решение квадратных уравнений по формуле | 1 | | | |
5.5. | Теорема Виета. Решение квадратных уравнений | 1 | | | https://www.yaklass.ru/p/algebra |
5.6. | Обобщение и контроль по теме «Квадратные уравнения» | 1 | | 1 | |
5.7. | Дробно-рациональные уравнения | 1 | | | |
5.8. | Решение текстовых задач с помощью квадратных уравнений | 1 | | | |
5.9 | Решение дробно-рациональных уравнений и задач, сводящихся к ним | 1 | | | https://www.yaklass.ru/p/algebra |
5.10 | Обобщение и контроль по теме «Дробно-рациональные уравнения» | 1 | | 1 | |
Итого по разделу: | 10 | | | |
Раздел 6. Уравнения и неравенства. Системы уравнений |
6.1. | Линейное уравнение с двумя переменными, его график. | 1 | | | |
6.2. | Примеры решения уравнений в целых числах. | 1 | | | |
6.3. | Решение систем нелинейных уравнений с двумя переменными. | 1 | | | |
6.4. | Примеры решения систем нелинейных уравнений с двумя переменными. | 1 | | | |
6.5. | Графическая интерпретация | 1 | | | |
6.6 | Решение текстовых задач с помощью систем уравнений | 1 | | | |
6.7 | Решение текстовых задач с помощью систем уравнений | 1 | | | https://www.yaklass.ru/p/algebra |
6.8 | Обобщение и контроль по теме «Уравнения и неравенства. Системы уравнений» | 1 | 1 | | |
Итого по разделу: | 8 | | | |
Раздел 7. Уравнения и неравенства. Неравенства |
7.1. | Числовые неравенства и их свойства. | 1 | | | |
7.2. | Неравенство с одной переменной. | 1 | | | |
7.3. | Линейные неравенства. | 1 | | | |
7.4. | Системы неравенств. | 1 | | | https://www.yaklass.ru/p/algebra |
7.5. | Изображение решения линейного неравенства и их систем на числовой прямой | 1 | | | |
7.6 | Обобщение и контроль по теме «Линейные неравенства и их системы» | 1 | | 1 | |
Итого по разделу: | 6 | | | |
Раздел 8. Функции. Основные понятия |
8.1. | Функции и их графики. Область определения и множество значений функции | 1 | | | |
8.2. | Способы задания функции. График функции | 1 | | | |
8.3. | Свойства функции, их отображение на графике | 1 | | | |
Итого по разделу: | 3 | | | |
Раздел 9.Функции. Числовые функции |
9.1. | Чтение и построение графиков функций. | 1 | | | |
9.2. | Примеры графиков функций, отражающих реальные процессы. | 1 | | | |
9.3 | Обратная пропорциональность и её график | 1 | | | https://www.yaklass.ru/p/algebra |
9.4. | Функция и ее график | 1 | | | |
9.5. | Функция f(x) = ax2 и её график | 1 | | | |
9.6. | Функции f(x) = x^2+b и её график | 1 | | | |
9.7 | Функции f(x) = (x-a)^2 и её график | 1 | | | |
9.8. | Функции f(x) = sqrt{x}, f(x) = |x|, f(x)=x^3 и их график | 1 | | | |
9.9 | Обобщение и контроль по теме «Функции и их графики» | 1 | 1 | | |
Итого по разделу: | 9 | | | |
Раздел 10. Повторение и обобщение |
10.1. | Повторение основных понятий и методов курсов 7 и 8 классов, обобщение знаний. | 3 | 1 | | https://www.yaklass.ru/p/algebra |
Итого по разделу: | 3 | | | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 68 | 5 | 5 | |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Кол-во уроков | по плану | Дата по факту | Примечание |
8в | 8в |
Раздел 1. Числа и вычисления. Квадратные корни | 10 |
| Определение квадратного корня. Иррациональные числа | 1 | 2.09 | | |
| Десятичные приближения иррациональных чисел . Действительные числа | 1 | 5.09 | | |
| Сравнение квадратных корней с целыми числами | 1 | 9.09 | | |
| Вынесение и внесение множителя под знак корня | 1 | 12.09 | | |
| Уравнения | 1 | 16.09 | | |
| Уравнения | 1 | 19.09 | | |
| Извлечение квадратного корня из больших чисел | 1 | 23.09 | | |
| Преобразование числовых выражений со знаком корня | 1 | 26.09 | | |
| Преобразование выражений со знаком корня | 1 | 30.09 | | |
| Обобщение и контроль по теме «Квадратный корень» | 1 | 3.10 | | |
Раздел 2. Числа и вычисления. Степень с целым показателем. | 5 |
| Определение степени с целым показателем. Свойства степени с целым показателем | 1 | 10.10 | | |
| Стандартный вид числа. Оценки и прикидки | 1 | 14.10 | | |
| Числовые выражения, содержащие степень с целым показателем | 1 | 17.10 | | |
| Алгебраические выражения, содержащие степень с целым показателем | 1 | 21.10 | | |
| Преобразование выражения, содержащих степени | 1 | 24.10 | | |
Раздел 3. Алгебраические выражения. Квадратный трехчлен | 3 |
| Квадратный трехчлен | 1 | 28.10 | | |
| Разложение квадратного трехчлена на множители | 1 | 7.11 | | |
| Обобщение и контроль по теме «Квадратный трехчлен» | 1 | 11.11 | | |
Раздел 4. Алгебраические выражения. Алгебраическая дробь. | 10 |
| Понятие рациональной дроби. Основное свойство рациональной дроби | 1 | 14.11 | | |
| Сокращение рациональных дробей | 1 | 18.11 | | |
| Сложение и вычитание рациональных дробей с одинаковыми знаменателями | 1 | 21.11 | | |
| Сложение и вычитание рациональных дробей с разными знаменателями | 1 | 25.11 | | |
| Умножение рациональных дробей | 1 | 28.11 | | |
| Деление рациональных дробей | 1 | 2.12 | | |
| Действия с рациональными дробями | 1 | 5.12 | | |
| Обобщение и контроль по теме «Рациональные дроби» | 1 | 9.12 | | |
| Преобразование рациональных выражений | 1 | 16.12 | | |
| Преобразование рациональных выражений | 1 | 19.12 | | |
Раздел 5. Уравнения и неравенства. Квадратные уравнения. | 10 |
| Понятие квадратного уравнения. Решение квадратных уравнений методом выделения полного квадрата | 1 | 23.12 | | |
| Неполные квадратные уравнения | 1 | 26.12 | | |
| Формула корней квадратного уравнения | 1 | 13.01 | | |
| Решение квадратных уравнений по формуле | 1 | 16.01 | | |
| Теорема Виета. Решение квадратных уравнений | 1 | 20.01 | | |
| Обобщение и контроль по теме «Квадратные уравнения» | 1 | 23.01 | | |
| Дробно-рациональные уравнения | 1 | 27.01 | | |
| Текстовые задачи, решающиеся с помощью квадратных уравнений | 1 | 30.01 | | |
| Решение дробно-рациональных уравнений и задач, сводящихся к ним | 1 | 3.02 | | |
| Обобщение и контроль по теме «Дробно-рациональные уравнения» | 1 | 6.02 | | |
Раздел 6. Уравнения и неравенства. Системы уравнений. | 8 |
| Линейные уравнения с двумя переменными и его график. | 1 | 10.02 | | |
| Примеры решения уравнений в целых числах. | 1 | 13.02 | | |
| Решение систем нелинейных уравнений с двумя переменными. | 1 | 17.02 | | |
| Примеры решения систем нелинейных уравнений с двумя переменными. | 1 | 20.02 | | |
| Графическая интерпретация | 1 | 24.02 | | |
| Решение текстовых задач с помощью систем уравнений | 1 | 27.02 | | |
| Решение текстовых задач с помощью систем уравнений | 1 | 3.03 | | |
| Обобщение и контроль по теме «Уравнения и неравенства. Системы уравнений» | 1 | 6.03 | | |
Раздел 7. Уравнения и неравенства. | 6 |
| Числовые неравенства и их свойства | 1 | 10.03 | | |
| Неравенства с одной переменной | 1 | 13.03 | | |
| Линейные неравенства | 1 | 17.03 | | |
| Системы неравенств | 1 | 20.03 | | |
| Изображение решения линейного неравенства и их систем на числовой прямой | 1 | 24.03 | | |
| Обобщение и контроль по теме «Линейные неравенства и их системы» | 1 | 3.04 | | |
Раздел 8. Функции. Основные понятия | 3 |
| Функции и их графики. Область определения и множество значений функции | 1 | 7.04 | | |
| Способы задания функции. График функции | 1 | 10.04 | | |
| Свойства функции, их отображение на графике | 1 | 14.04 | | |
Раздел 9. Функции. Числовые функции | 9 |
| Чтение и построение графиков функций | 1 | 17.04 | | |
| Примеры графиков функций, отображающих реальные процессы | 1 | 24.04 | | |
| Обратная пропорциональность и её график | 1 | 28.04 | | |
| Функция и ее график | 1 | 5.05 | | |
| Функция f(x) = ax2 и её график | 1 | 8.05 | | |
| Функции f(x) = x^2+b и её график | 1 | 12.05 | | |
| Функции f(x) = (x-a)^2 и её график | 1 | 15.05 | | |
| Функции f(x) = sqrt{x}, f(x) = |x|, f(x)=x^3 и их график | 1 | 19.05 | | |
| Обобщение и контроль по теме «Функции и их графики» | 1 | 22.05 | | |
Раздел 10. Повторение и обобщение | 6 |
| Итоговое повторение | 1 | 26.05 | | |
| Итоговая контрольная работа | 1 | 29.05 | | |
| Итоговое повторение | 1 | | | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
8 КЛАСС
Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г. Нешков К.И. Теляковский С.А. Алгебра 8 класс М «Просвещение»2021
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
8 КЛАСС
Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г. Нешков К.И. Теляковский С.А. Алгебра 8 класс М «Просвещение»2021
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
8 КЛАСС
Российская электронная школа. https://resh.edu.ru/
«Учи.ру» — https://uchi.ru/
«Яндекс. Учебник» https://education.yandex.ru/home/
«ЯКласс» . https://www.yaklass.ru/
Фоксфорд https://foxford.ru/about
«Сириус. Онлайн» . https://edu.sirius.online
«Маркетплейс образовательных услуг»
«Яндекс», «1С», «Учи.ру», «Скайенг», «Кодвардс»,
издательство «Просвещение» и другие. https://elducation.ru/
«ИнтернетУрок» —. https://interneturok.ru/
Образовательная платформа «Лекта» . https://lecta.rosuchebnik.ru/
https://edu.skysmart.ru/
https://www.yaklass.ru/p/algebra
https://math8-vpr.sdamgia.ru/
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
1. Линейка классная
2. Треугольник классный (45°, 45°)
3.треугольник классный (30°, 60°)
4.транспортир классный
5.циркуль классный
6.набор классного инструмента
7.рулетка
8.мел белый
9.мел цветной.
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
модели для изучения геометрических фигур – части целого на круге, тригонометрический круг, стереометричный набор, наборы геометрических моделей и фигур с разверткой.
печатные материалы для раздачи на уроках – портреты выдающихся ученых в области математики, дидактические материалы по алгебре и геометрии, комплекты таблиц.ите учебное оборудование