СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптивная образовательная программа для учащегося 8 класса с ЗПР.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучающиеся с ЗПР получают образование, сопоставимое по итоговым достижениям, моменту завершения школьного обучения с образованием сверстников без ограничений здоровья, при условиях создания специальных условий и предоставления специальных образовательных услуг, учитывающих общие и дифференцированные особые образовательные потребности обучающихся с задержкой психического развития. Требования к уровню образования обучающихся данной категории соотносятся со стандартом ФГОС основного общего образования.

Просмотр содержимого документа
«Адаптивная образовательная программа для учащегося 8 класса с ЗПР.»

Адаптивная образовательная программа для учащегося 8 класса с ЗПР


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  • НОРМАТИВНАЯ БАЗА

Рабочая программа линии УМК «Пономарёва» (5-9 классы) разработана на основе

  1. Федерального Закона «Об образовании в РФ» от 29.12.12 № 273-ФЗ.

  2. Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 года за №1897.

  3. Примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 .04. 2015г. №1/15).

  4. Федерального перечня учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год.

  5. Профессионального стандарта Педагог (Педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель), утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н.

  6. Учебного плана Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Читы.

С учетом:

7. АОП МБОУ СОШ № 2

8. Примерной программы авторов УМК и учебника биология 8 класс – А.Г.Драгомилов, Р.Д.Маш.


  • МЕСТО КУРСА БИОЛОГИИ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Программа разработана в соответствии с ФГОС и образовательной программы для основного общего образования. На изучение биологии в 8 классе отводится 17 часов (0,5 часов в неделю).

Помимо индивидуальных занятий обучающийся, с согласия родителей, посещает уроки биологии с классом.


  • ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Обучающиеся с ЗПР получают образование, сопоставимое по итоговым достижениям, моменту завершения школьного обучения с образованием сверстников без ограничений здоровья, при условиях создания специальных условий и предоставления специальных образовательных услуг, учитывающих общие и дифференцированные особые образовательные потребности обучающихся с задержкой психического развития. Требования к уровню образования обучающихся данной категории соотносятся со стандартом ФГОС основного общего образования.

Личностные:

  1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к прошлому и настоящему Отечества; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  2. формирование ответственного отношения и мотивации к учению: интереса к познанию, приобретению новых знаний и умений, любознательности, готовности и способности обучающихся к саморазвитию (целенаправленной познавательной деятельности, умению планировать желаемый результат, осуществлять самоконтроль в процессе познания, сопоставлять полученный результат с запланированным), определения


собственных профессиональных предпочтений с учетом ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, основываясь на уважительном отношении к труду и опыте участия в социально значимом труде;

  1. формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, культуре, языку, вере, религии, традициям, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

  2. развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем: овладение умениями понимать вербальное и невербальное поведение партнеров по общению, умениями строить межличностные взаимодействия на основе эмпатии, использовать паралингвистические и лингвистические средства межличностного взаимодействия;

  3. формирование коммуникативной компетентности в общении: желание взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, понимать своих партнеров по общению, нацеленность на результативность общения;

  4. формирование у обучающихся с ЗПР осознания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение ими правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, правил поведения на транспорте и на дорогах;

  5. формирование основ экологической культуры: развитие опыта экологически ориентированной деятельности в практических ситуациях;

  6. осознание значения семьи в жизни человека и общества, ценности семейной жизни, уважительного и заботливого отношение к членам своей семьи;

  7. развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, формирование основ практической деятельности эстетического характера.

Метапредметные:

Метапредметные результаты освоения адаптированной образовательной программы основного общего образования предполагают овладение обучающимися с ЗПР межпредметными понятиями и универсальными учебными действиями:

а) регулятивными:

  • действиями планирования (осознавать учебную задачу; ставить цель освоения раздела учебной дисциплины; определять возможные и выбирать наиболее рациональные способы выполнения учебных действий, строить алгоритмы реализации учебных действий);

  • действиями по организации учебной деятельности (организовывать свое рабочее место; планировать и соблюдать режим работы; выполнять и контролировать подготовку домашних заданий);

б) познавательными (конспектировать заданный учебный материал; подбирать необходимый справочный материал из доступных источников; проводить наблюдение, на основе задания педагога; использовать разнообразные мнестические приемы для запоминания учебной информации; выделять сущностные характеристики в изучаемом учебном материале; проводить классификацию учебного материала по заданным педагогом параметрам; устанавливать аналогии на изученном материале; адекватно использовать усвоенные понятия для описания и формулирования значимых характеристик различных явлений);

в) коммуникативными (аргументировать свою точку зрения; организовывать межличностное взаимодействие с целью реализации учебно-воспитательных задач; понимать учебную информацию, содержащую освоенные термины и понятия);

г) практическими (способностью к использованию приобретенных знаний и навыков в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками), владение навыками проектной деятельности (самостоятельно выполнять задания педагога с целью более глубокого освоения учебного материала с использованием учебной и дополнительной литературы; выполнять практические задания по составленному совместно с педагогом плану действий).

Предметные:

  • предметные результаты связаны с овладением обучающимися с ЗПР умениями, специфическими для данной предметной области, видами деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его применению в учебных и социальных ситуациях, владение терминологией, ключевыми понятиями.

  • предметные результаты освоения учебных предметов обучающимися с ЗПР ориентированы на овладение ими общеобразовательной и общекультурной подготовкой, соответствующей образовательной программе основного образования.

Биология:

  1. формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях ее развития, сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека;

  2. формирование первоначальных представлений о биологических объектах,

процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;

  1. приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека под руководством педагога;

  2. формирование основ экологической грамотности: понимания последствий деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; подбирать адекватные действия и поступки по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия растений и животных;

  3. формирование представлений о значении биологических наук в рациональном природопользовании и защите здоровья людей;

освоение приемов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.


  • СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Тема 1. "Введение. Организм человека: общий обзор"

Искусственная (социальная) и природная среда. Биологическая и социальная природа человека. Науки об организме человека. Методы наук о человеке. Части тела человека. Сходство человека с другими животными. Общие черты в строении организма млекопитающих, приматов и человекообразных обезьян. Специфические особенности человека как биологического вида.

Строение, химический состав и жизнедеятельность клетки. Ткани организма человека. Общая характеристика систем органов организма человека. Регуляция работы внутренних органов.

Тема 2. "Опорно-двигательная система"

Строение, состав и типы соединения костей. Скелет головы и туловища. Скелет конечностей. Первая помощь при повреждениях опорно-двигательной системы. Строение, основные типы и группы мышц. Работа мышц. Развитие опорно-двигательной системы.

Тема 3. "Кровеносная система. Внутренняя среда организма"

Значение крови и её состав. Жидкости, образующие внутреннюю среду организма человека. Функции крови в организме. Иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови. Сердце. Круги кровообращения. Движение лимфы. Движение крови по сосудам. Регуляция работы органов кровеносной системы. Заболевания кровеносной системы. Первая помощь при кровотечениях.

Тема 4. "Дыхательная система"

Значение дыхательной системы. Органы дыхания. Строение лёгких. Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения. Регуляция дыхания. Заболевания дыхательной системы. Гигиена дыхания. Первая помощь при повреждении органов дыхания.

Тема 6. «Обмен веществ и энергии»

Обменные процессы в организме. Нормы питания. Витамины.

Тема 7. "Мочевыделительная система"

Строение и функции почек. Заболевания органов мочевыделительной системы. Питьевой режим.

Тема 8. "Кожа".

Значение кожи и ее строение. Роль кожи в терморегуляции. Закаливание. Заболевания кожных покровов и повреждения кожи. Гигиена кожных покровов.

Тема 9. "Эндокринная и нервная системы "

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма. Значение, строение и функционирование нервной системы. Вегетативная нервная система. Спинной мозг. Головной мозг.

Тема 10. "Органы чувств. Анализаторы"

Принцип работы органов чувств и анализаторов. Орган зрения и зрительный анализатор. Заболевания и повреждения глаз. Органы слуха, равновесия и их анализаторы. Органы осязания, обоняния и вкуса.

Тема 11. "Поведение человека и высшая нервная деятельность"

Врожденные и приобретенные формы поведения. Закономерности работы головного мозга. Сложная психическая деятельность: речь, память, мышление. Психологические особенности личности. Регуляция поведения. Режим дня. Работоспособность. Сон и его значение. Вред наркогенных веществ.

Тема 12. "Половая система. Индивидуальное развитие организма"

Половая система человека. Заболевания наследственные, врождённые, передающиеся половым путём. Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения.


  • КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 8 класс (17 часов)


п/п

Глава / тема

Дата проведения



  1. Организм человека. Общий обзор (1 час)

1

Общий обзор организма человека



  1. Опорно-двигательная система (2 часа)

2

Скелет. Строение, состав и соединение костей



3

Мышцы



  1. Кровь и кровообращение (2 часа)

4

Внутренняя среда. Значение крови и её состав



5

Сердце и сосуды



  1. Дыхательная система (2 часа)

6

Значение дыхания. Органы дыхания



  1. Пищеварительная система (2 часа)

7

Значение пищи и её состав



8

Строение пищеварительной системы



  1. Обмен веществ и энергии (1 час)

9

Обменные процессы в организме



  1. Мочевыделительная система (1 час)

10

Строение и функции почек



  1. Кожа (1 час)

11

Значение кожи и её строение



  1. Эндокринная система (1 часа)

12

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции



  1. Нервная система (1 час)

13

Значение, строение и функционирование нервной системы



  1. Органы чувств. Анализаторы (1 час)

14

Как действуют органы чувств и анализаторы



  1. Поведение и психика (1 час)

15

Врождённые формы поведения



  1. Индивидуальное развитие организма (1 час)

16

Половая система человека



17

Итоговый контроль























  • ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема I. Общий обзор организма человека

Общий обзор организма человека

Урок – лабораторная работа

Урок – практикум 1

Искусственная (социальная) и природная среда. Биосоциальная природа человека. Анатомия. Физиология. Гигиена. Методы наук о человеке. Части тела человека. Пропорции тела человека. Сходство человека с другими животными. Общие черты в строении организма млекопитающих, приматов и человекообразных обезьян. Специфические особенности человека как биологического вида

Части клетки. Органоиды в животной клетке. Процессы, происходящие в клетке: обмен веществ, рост, развитие, размножение. Возбудимость.

Эпителиальные, соединительные, мышечные ткани. Нервная ткань.

Система покровных органов. Опорно-двигательная, пищеварительная, кровеносная, иммунная, дыхательная, нервная, эндокринная, мочевыделительная, половая системы органов. Уровни организации организма. Нервная и гуморальная регуляция внутренних органов. Рефлекторная дуга.

§3, 4, 5

Планируемые результаты:

Знание основных принципов и правил отношения к живой природе; сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы.

Приведение доказательств (аргументация) взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; объяснение места и роли человека в природе; знание основных правил поведения в природе анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека.

Регулятивные:

Умение принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять контроль по результату; выполнять учебные действия в устной и письменной речи.

Познавательные:

Поиск и извлечение информации, необходимой для выполнения задания; умение структурировать знания в письменной и устной форме; смысловое чтение; выделение главного и второстепенного; осуществление анализа, синтеза, обобщения.

Коммуникативные

Владеть монологической и диалоговой формами речи; формулировать собственное мнение, учитывать другое мнение, позицию; договариваться, приходить к общему мнению; задавать вопросы.

Тема II. Опорно – двигательная система

Строение, состав и типы соединения костей

Скелет

Урок – общеметодологической направленности 1

Общая характеристика и значение скелета. Три типа костей. Строение костей. Состав костей. Типы соединения костей.

Отделы черепа. Кости, образующие череп. Отделы позвоночника. Строение позвонка. Строение грудной клетки

Строение скелета поясов конечностей, верхней и нижней конечностей.

Виды травм, затрагивающих скелет (растяжения, вывихи, открытые и закрытые переломы). Необходимые приёмы первой помощи при травмах

§6, 7, 8, 9

Мышцы человека.

Урок общеметодологической направленности,

Урок – практикум

Гладкая и скелетная мускулатура. Строение скелетной мышцы. Основные группы скелетных мышц.

Мышцы — антагонисты и синергисты. Динамическая и статическая работа мышц. Мышечное утомление

Осанка. Причины и последствия неправильной осанки. Предупреждение искривления позвоночника, плоскостопия.

§10, 11, 12

Развитие опорно-двигательной системы

Развитие опорно-двигательной системы в ходе взросления. Значение двигательной активности и мышечных нагрузок. Физическая подготовка. Статические и динамические физические упражнения

§13

Планируемые результаты:

Реализация установок здорового образа жизни; сформированность интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы).

Различение на таблицах, макетах, схемах, рисунках отделов скелета человека, видов мышечной ткани; анализ выполняемых функций отделов скелета человека различение видов мышечной ткани под микроскопом, а также узнавание под микроскопом костной ткани; понимание взаимосвязи работы активного и пассивного отделов опорно-двигательного аппарата; соблюдение мер профилактики заболеваний опорно-двигательной системы, травматизма, нарушения осанки, плоскостопия.

Регулятивные:

Умение принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять контроль по результату; выполнять учебные действия в устной и письменной речи; адекватно воспринимать предложения и оценки учителей, одноклассников.

Познавательные:

поиск и выделение необходимой информации; 
смысловое чтение, извлечение необходимой информации из прочитанного текста, определение основной и второстепенной информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных); установление причинно-следственных связей; синтез как составление целого из частей.     

Коммуникативные

умение достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Тема III. Кровеносная система. Внутренняя среда организма

среда человеческого организма.

Урок развития критического мышления 1

Жидкости, образующие внутреннюю среду организма человека (кровь, лимфа, тканевая жидкость). Функции крови в организме. Состав плазмы крови. Форменные элементы крови (эритроциты, тромбоциты, лейкоциты).

Иммунитет и иммунная система. Важнейшие открытия в сфере изучения иммунитета. Виды иммунитета. Прививки и сыворотки. Причины несовместимости тканей. Группы крови. Резус-фактор. Правила переливания крови.

§14, §15, 16

Строение и работа сердца. Круги кровообращения.

Урок общеметодологической направленности,

Урок – практикум 1

Органы кровообращения. Строение сердца. Виды кровеносных сосудов. Большой и малый круги кровообращения

Лимфатические сосуды. Лимфатические узлы. Роль лимфы в организме.

Давление крови в сосудах. Верхнее и нижнее артериальное давление. Заболевания сердечно-сосудистой системы, связанные с давлением крови. Скорость кровотока. Пульс. Перераспределение крови в работающих органах.

§17, 18, 19

Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов.

Урок рефлексии 1

Отделы нервной системы, управляющие работой сердца. Гуморальная регуляция сердца. Автоматизм сердца.

Физические нагрузки и здоровье сердечно-сосудистой системы. Влияние курения и алкоголя на состояние сердечно-сосудистой системы. Виды кровотечений (капиллярное, венозное, артериальное).

Воспитание бережного отношения к своему здоровью, привитие интереса к изучению предмета.

§20, 21, 22

Планируемые результаты:

Воспитание бережного отношения к своему здоровью, привитие интереса к изучению предмета.

формирование у учащихся новых анатомофизиологических понятий о внутренней среде, составе и функциях крови.

Коммуникативные: участие в коллективном обсуждении учебной проблемы

Формирование у учащихся новых анатомо-физиологических понятий о внутренней среде, составе и функциях крови.

Коммуникативные: участие в коллективном обсуждении учебной проблемы.

Регулятивные

Умение использовать несложный эксперимент для выдвигаемых предположений, аргументировать полученные результаты, определять цель учебной деятельности, оценивать свои знания.

Познавательные:

поиск и выделение необходимой информации; умение структурировать знания; 
смысловое чтение, извлечение необходимой информации из прочитанного текста, определение основной и второстепенной информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных); выбор оснований и критериев для сравнивания и классификации объектов; установление причинно-следственных связей; синтез как составление целого из частей; формулирование проблемы.     

Коммуникативные планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия; умение достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. 

Тема IV. Дыхательная система

Значение дыхания. Органы дыхания.

Урок – «открытия» нового знания, беседа

Урок рефлексии 1

Связь дыхательной и кровеносной систем. Строение дыхательных путей. Органы дыхания и их функции

Строение лёгких. Процесс поступления кислорода в кровь и транспорт кислорода от лёгких по телу. Роль эритроцитов и гемоглобина в переносе кислорода.

§23, 24

Дыхательные движения. Регуляция дыхания 1

Механизм вдоха и выдоха. Органы, участвующие в дыхательных движениях. Влияние курения на функции альвеол лёгких.

Болезни органов дыхания, передающиеся через воздух (грипп, туберкулёз лёгких). Рак лёгких. Значение флюорографии. Жизненная ёмкость лёгких. Значение закаливания, физических упражнений для тренировки органов дыхания и гигиены помещений для здоровья человека.

Первая помощь при попадании инородного тела в верхние дыхательные пути, при утоплении, удушении, заваливании землёй, электротравмах. Искусственное дыхание. Непрямой массаж сердца

§25, 26, 27, 28

Планируемые результаты:

Реализация установок здорового образа жизни; сформированность интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы).

Различение на таблицах, макетах, схемах, рисунках органы дыхательной системы человека, 
анализ выполняемых функций органов дыхательной системы ; сравнение газообмена в легких и тканях, понимание взаимосвязи работы всех органов дыхательной системы; соблюдение мер профилактики заболеваний органов дыхательной системы.

Регулятивные:

Умение принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять контроль по результату; выполнять учебные действия в устной и письменной речи.

Познавательные:

понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем; способность пользоваться терминологией, умение устанавливать причинно-следственные связи.     

Коммуникативные

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия; умение достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими синтаксическими нормами родного языка;

Тема V. Пищеварительная система

Строение пищеварительной системы.

Урок – практикум 1

Значение пищеварения. Органы пищеварительной системы. Пищеварительные железы.

Строение зубного ряда человека. Смена зубов. Строение зуба. Значение зубов. Уход за зубами

Механическая и химическая обработка пищи в ротовой полости. Пищеварение в желудке. Строение стенок желудка.

§29, 30, 31, 32

Пищеварение

Урок общеметодологической направленности 1

Химическая обработка пищи в тонком кишечнике и всасывание питательных веществ. Печень и её функции. Толстая кишка, аппендикс и их функции

Рефлексы органов пищеварительной системы. Работы И.П. Павлова в области изучения рефлексов. Гуморальная регуляция пищеварения. Правильное питание. Питательные вещества пищи. Вода, минеральные вещества и витамины в пище. Правильная подготовка пищи к употреблению (части растений, накапливающие вредные вещества; санитарная обработка пищевых продуктов)

Инфекционные заболевания желудочно-кишечного тракта и глистные заболевания: способы заражения и симптомы. Пищевые отравления: симптомы и первая помощь

Тестирование

§ 33, 34, 35

Планируемые результаты:

Сформировать внутреннюю позицию ученика на уровне положительного отношения к школе;
знание основных принципов и правил отношения к своему здоровью; сформировать познавательный интерес и мотив, направленный на изучение собственного организма

Знать о строении и функционировании пищеварительной системы.

Знать различия в строении и жизнедеятельности органов пищеварительной системы,

демонстрировать взаимосвязь всех органов пищеварительной системы.

Регулятивные

Умение использовать несложный эксперимент для выдвигаемых предположений, аргументировать полученные результаты, прогнозировать последствия нарушений правил поведения в обществе, оценивать свои знания.

Познавательные:

Поиск и извлечение информации, необходимой для выполнения задания; умение структурировать знания в письменной и устной форме; смысловое чтение; выделение главного и второстепенного; осуществление анализа, синтеза, обобщения.

Коммуникативные

Умение работать в группах по выполнению творческих заданий, практических и лабораторных работ, выслушивать другое мнение, использовать форму диалог для решения учебной задачи.

Тема VI. Обмен веществ и энергии

Обмен веществ и энергии

Урок – «открытия» нового знания, беседа

Урок – практикум

Стадии обмена веществ. Пластический и энергетический обмен

Расход энергии в организме. Факторы, влияющие на основной и общий обмен организма. Нормы питания. Калорийность пищи.

Роль витаминов в организме. Гипер- и гиповитаминоз, авитаминоз. Важнейшие витамины, их значение для организма. Источники витаминов. Правильная подготовка пищевых продуктов к употреблению в пищу.

Тестирование

§36, 37, 38

Планируемые результаты:

Знание основных принципов и правил питания;

сформирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение собственного организма и сохранения своего здоровья.

Раскрыть сущность обмена веществ, как основного признака живого.

Показать взаимосвязь пластического и энергетического обмена

Уметь сравнивать биологические процессы.

Умение делать выводы, умозаключения на основе сравнения.

Овладение основными методами биологической науки.

Регулятивные

Умение использовать несложный эксперимент для выдвигаемых предположений, аргументировать полученные результаты, прогнозировать последствия нарушений правил поведения в обществе, оценивать свои знания.

Тема VII. Мочевыделительная система

Мочевыделительная система

Урок – «открытия» нового знания, беседа 1

Строение мочевыделительной системы. Функции почек. Строение нефрона. Механизм фильтрации мочи в нефроне. Этапы формирования мочи в почках

Причины заболеваний почек. Значение воды и минеральных солей для организма. Гигиена питья. Обезвоживание. Водное отравление. Гигиенические требования к питьевой воде. Очистка воды.

Индивидуальный опрос

§39-40

Планируемые результаты:

Соблюдение мер профилактики заболеваний выделительной системы; профилактики вредных привычек. Анализировать и оценивать воздействия факторов риска на здоровье.

Распознавать и описывать на таблицах основные органы выделительной системы человека. Характеризовать сущность биологического процесса выделения и его роль в обмене веществ. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов мочевыделительной системы.

Регулятивные

Умение использовать несложный эксперимент для выдвигаемых предположений, аргументировать полученные результаты, прогнозировать последствия нарушений правил поведения в обществе, оценивать свои знания.

Познавательные

Поиск и извлечение информации, необходимой для выполнения задания;

Тема VIII. Кожа

Кожа

Урок – «открытия» нового знания, беседа 1

Функции кожных покровов. Строение кожи

Причины нарушения здоровья кожных покровов. Первая помощь при ожогах, обморожении. Инфекции кожи (грибковые заболевания, чесотка). Участие кожи в терморегуляции. Закаливание. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе

Индивидуальный опрос

§41, 42, 43

Планируемые результаты:

Использование приобретенных знания для соблюдения мер профилактики травм, ожогов, обморожений.

Распознавать и описывать на таблицах структурные компоненты кожи.

Устанавливать взаимо­связь между строением и функциями кожи.

Характеризовать роль кожи в обмене веществ и жизне­деятельности организма.

Регулятивные

Умение принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять контроль по результату; выполнять учебные действия в устной и письменной речи.

Тема IX. Эндокринная и нервная системы

Железы и роль гормонов в организме

Урок – «открытия» нового знания, беседа 1

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Роль гормонов в росте и развитии организма. Влияние нарушений работы гипофиза, щитовидной железы на процессы роста и развития. Роль поджелудочной железы в организме; сахарный диабет. Роль надпочечников в организме; адреналин и норадреналин

Тестирование

§44, 45

Нервная система

Урок – практикум 1

Общая характеристика роли нервной системы. Части и отделы нервной системы. Центральная и периферическая нервная система. Соматический и вегетативный отделы. Прямые и обратные связи.

Парасимпатический и симпатический подотделы автономного отдела нервной системы. Связь желёз внутренней секреции с нервной системой. Согласованное действие гуморальной и нервной регуляции на организм. Скорость реагирования нервной и гуморальной систем.

Строение спинного мозга. Рефлекторная функция спинного мозга (соматические и вегетативные рефлексы). Проводящая функция спинного мозга

Серое и белое вещество головного мозга. Строение и функции отделов головного мозга. Расположение и функции зон коры больших полушарий.

§46, 47, 48, 49, 50

Планируемые результаты:

- сформировать внутреннюю позицию ученика на уровне положительного отношения к школе;
- знание основных принципов и правил отношения к своему здоровью;
- сформировать познавательный интерес и мотив, направленный на изучение собственного организма знать о строении и функционировании эндокринной и нервной систем.

-знать различия в строении и жизнедеятельности желез внешней, внутренней и смешанной секреции

-иметь представления о функциональных системах, демонстрировать взаимосвязь нервной и эндокринной систем, показывать механизм поддержания гомеостаза с помощью функциональных систем, - знать о роли гормонов в обменных процессах организма человека и влияние нейрогуморальной регуляции на здоровье человека.

Регулятивные

Умение использовать несложный эксперимент для выдвигаемых предположений, аргументировать полученные результаты, прогнозировать последствия нарушений правил поведения в обществе, оценивать свои знания.

Познавательные:

умение самостоятельно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; 
установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений 

Коммуникативные

умение достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;  владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

Тема X. Органы чувств. Анализаторы

Органы чувств. Анализаторы

Урок – «открытия» нового знания 1

Пять чувств человека. Расположение, функции анализаторов и особенности их работы. Развитость органов чувств и тренировка. Иллюзия

Значение зрения. Строение глаза. Слёзные железы. Оболочки глаза.

Близорукость и дальнозоркость. Первая помощь при повреждении глаз

Значение слуха. Части уха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Шум как фактор, вредно влияющий на слух. Заболевания уха. Строение и расположение органа равновесия.

Значение, расположение и устройство органов осязания, обоняния и вкуса. Вредные пахучие вещества. Особенности работы органа вкуса.

§51, 52, 53, 54, 55

Планируемые результаты:

Использование приобретенных знания для соблюдения мер профилактики заболеваний и повреждений органов зрения и слуха.

Выделять существенные признаки строения и функционирования органов чувств, анализаторов.

Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики нарушений зрения и слуха.

Распознавать и описывать на таблицах основные части органов чувств, анализаторов.

Характеризовать роль органов чувств и анализаторов в жизни человека.

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов зрения и зрительного анализатора, органа слуха и слухового анализатора

Анализировать и оценивать: •воздействие факторов риска на здоровье; •влияние собственных поступков на здоровье.

Объяснять результаты наблюдений.

Регулятивные

Умение использовать несложный эксперимент для выдвигаемых предположений, аргументировать полученные результаты, прогнозировать последствия нарушений правил поведения в обществе, оценивать свои знания.

Познавательные:

Поиск и извлечение информации, необходимой для выполнения задания; умение структурировать знания в письменной и устной форме; смысловое чтение; выделение главного и второстепенного; осуществление анализа, синтеза, обобщения.

Коммуникативные

Владеть монологической и диалоговой формами речи; формулировать собственное мнение, учитывать другое мнение, позицию; договариваться, приходить к общему мнению; задавать вопросы.

Тема XI. Поведение человека и высшая нервная деятельность

Поведение человека и высшая нервная деятельность

Урок – практикум1

Положительные и отрицательные (побудительные и тормозные) инстинкты и рефлексы. Явление запечатления (импринтинга)

Условные рефлексы и торможение рефлекса. Подкрепление рефлекса. Динамический стереотип.

Центральное торможение. Безусловное (врождённое) и условное (приобретённое) торможение. Явление доминанты. Закон взаимной индукции

Наука о высшей нервной деятельности. Появление и развитие речи в эволюции человека и индивидуальном развитии. Внутренняя и внешняя речь. Познавательные процессы. Восприятие и впечатление. Виды и процессы памяти. Особенности запоминания. Воображение. Мышление

Типы темперамента. Характер личности и факторы, влияющие на него. Экстраверты и интроверты. Интересы и склонности. Способности. Выбор будущей профессиональной деятельности

§56, 57, 58, 59, 60, 67

Планируемые результаты:

Научить высказывать свою точку зрения о проявлении психических процессов, определять положение личности в обществе, ориентироваться в морально-нравственных основах поведения, проводить самооценку особенностей своей психики.

Формирование навыков анализировать содержание текстов, рисунков учебника по главе ВНД, характеризовать и сравнивать основные понятия, объяснять разницу между процессами ВНД человека, отличать базовые потребности от второстепенных, мышление от интуиции, определять по описанию тип нервной системы, тип темперамента, перечислять черты характера, выделять существенные особенности поведения и психики человека.

Регулятивные

Умение использовать несложный эксперимент для выдвигаемых предположений, аргументировать полученные результаты, прогнозировать последствия нарушений правил поведения в обществе, оценивать свои знания.

Познавательные:

поиск и выделение необходимой информации; смысловое чтение, извлечение необходимой информации из прочитанного текста, определение основной и второстепенной информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных); 
установление причинно-следственных связей; синтез как составление целого из частей. Коммуникативные

Умение работать в группах по выполнению творческих заданий, практических и лабораторных работ, выслушивать другое мнение, использовать форму диалог для решения учебной задачи.

Раздел XII Половая система. Индивидуальное развитие организма

Половая система человека.

Урок изучения нового материала 1

Факторы, определяющие пол. Строение женской и мужской половой системы. Созревание половых клеток и сопутствующие процессы в организме. Гигиена внешних половых органов. Причины наследственных заболеваний. Врождённые заболевания. Заболевания, передаваемые половым путём. СПИД

Созревание зародыша. Закономерности роста и развития ребёнка. Ростовые скачки. Календарный и биологический возраст.

Индивидуальный опрос

Тестирование

§63, 64, 65

Планируемые результаты:

Использовать знания для соблюдения мер профилактики заболеваний, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании)

Анализировать и оценивать воздействия факторов риска на здоровье.

Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Называть особенности строения женской и мужской половой системы. Психологические основы личности.

Распознавать и описывать на таблицах мужскую и женскую половые системы, органы женской и мужской половой систем.

Объяснять причины проявления наследственных заболеваний.

Характеризовать сущность процессов размножения и развития человека. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека

Регулятивные

Умение принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять контроль по результату; выполнять учебные действия в устной и письменной речи.

Познавательные

Поиск и извлечение информации, необходимой для выполнения задания; умение структурировать знания в письменной и устной форме; смысловое чтение; выделение главного и второстепенного;

Коммуникативные

Владеть монологической и диалоговой формами речи; формулировать собственное мнение, учитывать другое мнение, позицию; договариваться,








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!