СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Активизация познавательной деятельности обучаемых на уроках технологии с учётом требований ФГОС ООО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Активизация познавательной деятельности обучаемых  на уроках технологии с учётом требований ФГОС ООО

Просмотр содержимого документа
«Активизация познавательной деятельности обучаемых на уроках технологии с учётом требований ФГОС ООО»


Содержание:

Введение………………………………………………………………………………….3

  1. Теория.

Сущность понятия «познавательная деятельность»….……4

Принципы активизации познавательной деятельности обучаемых………………………………………………………………………….5

Факторы побуждающие учащихся к активизации познавательной деятельности………………………………………….6

Методы активизации познавательной деятельности обучаемых………………………………………………………………………….7

Приемы активизации познавательной деятельности………8

Учет возрастных особенностей обучаемых при активизации познавательной деятельности…………………………………………..9

Опыт коллег по активизации познавательной деятельности…………………………………………………………………….10

2.Опыт преподавания технологии в МБОУ СШ № 2 г. Димитровграда по разделу «Технологии обработки конструкционных материалов.» 6 класс.

2.1 Роль и место раздела «Технологии обработки конструкционных материалов.» 6 класс в технологии…………..13

2.2 Тематическое планирование раздела «Технологии обработки конструкционных материалов.» 6 класс……………….13

2.3 План- конспект урока по теме «Измерение размеров деталей с помощью штангенциркуля»…………………………………….15

2.4 Охрана труда и техника безопасности при изучении раздела «Технологии обработки конструкционных материалов»……………………………………………………………………………….38

2.5 Охрана труда и техника безопасности при изучении раздела «Технологии обработки конструкционных материалов»…………42

3. Заключение……………………………………………………………………………..43

4. Список литературы………………………………………………………………….44


Введение.

Учение, лишённое всякого интереса

и взятое только силой принуждения,

убивает в ученике охоту к

овладению знаниями.

Приохотить ребёнка к учению –

гораздо более достойная задача,

чем приневолить.

                               К.Д. Ушинский


Вопросы активизации познавательной деятельности учащихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки. В современном мире информация развивается стремительно. Так, например, общая сумма знаний менялась вначале очень медленно, но уже с 1900 г. она удваивалась каждые 50 лет, к 1950 г. удвоение происхо­дило каждые 10 лет, к 1970 г. — уже каждые 5 лет, с 1990 г. — ежегодно. Поэтому существует большое количество избыточной информации, которая затрудняет восприятие полезной для потребителя информации [1].

Поэтому ФГОС ООО второго поколения переходит к системно-деятельностному подходу в обучении, в основе которого лежит принцип – «ученик учись сам». Учитель уже даёт обучающимся не только знания, сколько в первую очередь учит детей учиться: находить нужную информацию и обрабатывать ее. Но это невозможно без активной познавательной деятельности обучаемых. Поэтому тема моей работы «Активизация познавательной деятельности учащихся в процессе изучения раздела «Конструкционные материалы» 6 класс в технологии в соответствии с ФГОС ООО второго поколения.»

Объект исследования:

Учебный процесс на уроках технологии.

Предмет исследования:

Активизация познавательной деятельности учащихся в процессе изучения раздела «Технологии обработки конструкционных материалов.» 6 класс в технологии в соответствии с ФГОС ООО второго поколения.

Задачи исследования:

  1. Провести анализ и синтез литературы и интернет источников по предмету исследования.

  2. Показать свой авторский опыт в активизации познавательной деятельности учащихся в процессе изучения раздела «Конструкционные материалы» 6 класс в технологии в соответствии с ФГОС ООО второго поколения.

  3. Сформулировать рекомендации коллегам по активизации познавательной деятельности учащихся в процессе изучения раздела «Конструкционные материалы» 6 класс в технологии в соответствии с ФГОС ООО второго поколения.

Глава 1. Активизация познавательной деятельности учащихся: теория и практика.

1.1 Сущность понятия активизация познавательной деятельности учащихся.

Познавательная деятельность — сознательная деятельность субъекта, направленная на приобретение информации об объектах и явлениях реальной действительности, а также конкретных знаний. [2]

Учебно-познавательная деятельность — освоение знаний и способов их применения в целях познания и лучшего понимания реалий окружающей действительности. [3]

Познавательная деятельность – это особый процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование. Деятельность человека основана на использовании знаний, накопленных человечеством. [4]

Познавательная деятельность – это активное изучение человеком окружающей действительности, в процессе которого индивид приобретает знания, познает законы существования окружающего мира и учится не только взаимодействовать с ним, но и целенаправленно воздействовать на него. [5]

Познавательная деятельность – это сознательная деятельность субъекта, направленная на приобретение информации об объектах и явлениях реальной действительности, а также конкретных знаний. [6]

Активизация– это побуждение к более активной деятельности. [7]

Активизация– это приведение личности или группы, учащихся в состояние активности в обучении. [8]

Таким образом получаем, что активизация познавательной деятельности учащихся – это создание педагогом таких условий для обучения, при которых обучающие более плодотворно и качественнее работают по предмету на уроках и дома.

    1. Принципы активизации познавательной деятельности обучаемых.

  • Принцип проблемности (Путем последовательно усложняющихся задач или вопросов создать в мышлении учащегося такую проблемную ситуацию, для выхода из которой ему не хватает имеющихся знаний, и он вынужден сам активно формировать новые знания с помощью преподавателя и с участием других слушателей, основываясь на своем или чужом опыте, логике.)

  • Принцип обеспечения максимально возможной адекватности учебно-познавательной деятельности характеру практических задач.(Другими словами показать практическую необходимость полученных знаний)

  • Принцип взаимообучения.( Для успешного самообразования необходимы не только теоретическая база, но и умение анализировать и обобщать изучаемые явления, факты, информацию; умение творчески подходить к использованию этих знаний; способность делать выводы из своих и чужих ошибок; уметь актуализировать и развивать свои знания и умения[9].

  • Принцип исследования изучаемых проблем.( Творческий, поисковый характер обучения по возможности включая в себя элементы анализа и обобщения.)

  • Принцип индивидуализации( Данный принцип учитывает психофизические особенности: комплектование класса, адаптация к учебному процессу, способность к восприятию нового и т.п.)

  • Принцип мотивации.

  • Принцип самообучения.( Данный принцип позволяет индивидуализировать учебно-познавательную деятельность каждого учащегося на основе их личного активного стремления к пополнению и совершенствованию собственных знаний и умений, изучая самостоятельно дополнительную литературу, получая консультации).



1.3 Факторы, побуждающие учащихся к активизации познавательной деятельности.

  • Профессиональный интерес - является главным мотивом активизации учащихся. Данный фактор учителю необходимо учитывать уже при формировании учебного материала. Учащийся никогда не станет изучать конкретную ситуацию, если она надумана и не отражает реальной действительности, и не будет активно обсуждать проблему, которая к нему не имеет никакого отношения. Более подходит для старшего школьного возраста (15-18 лет).

  • Творческий характер учебно-познавательной деятельности сам по себе является мощным стимулом к познанию. Исследовательский характер учебно-познавательной деятельности позволяет пробудить у учащихся творческий интерес, а это в свою очередь побуждает их к активному самостоятельному и коллективному поиску новых знаний. Более подходит для старшего и среднего школьного возраста (11-18 лет).

  • Игровой характер проведения занятий включает в себя и фактор интереса, и фактор состязательности. Более подходит для младшего и среднего школьного возраста (6-15 лет).

  • Состязательность. Более подходит для младшего и среднего школьного возраста (6-15 лет).

  • Эмоциональное воздействие на учащихся оказывает игра, состязательность, творческий характер и интерес. Эмоциональное воздействие также существует как самостоятельный фактор.

Надо отметить , что перечисленные факторы пересекаются между собой ,то есть накладываются друг на друга.

Учитывая перечисленные факторы, преподаватель может активизировать деятельность учащихся, так как различный подход к занятиям, у учащихся вызовет интерес к занятиям, учащиеся будут с радостью идти на занятия.


1.4 Методы активизации познавательной деятельности учащихся.

Активными методами обучения следует называть те, которые максимально повышают уровень познавательной активности обучаемых. В педагогике и в методической литературе традиционно принято делить методы обучения по источнику знаний: словесные (рассказ, лекция, беседа, чтение), наглядные (демонстрация натуральных, экранных и других наглядных пособий, опытов) и практические (лабораторные и практические работы).

Словесные методы

  • Метод дискуссии (применяют по вопросам, требующим размышлений, на уроках, чтобы учащиеся могли свободно высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение выступающих)

  • Метод самостоятельной работы учащихся (с целью лучшего выявления логической структуры нового материала дается задание составить план или план-конспект рассказа преподавателя с выполнением установки: минимум текста – максимум информации)

  • Метод самостоятельной работы с дидактическими материалами (Организуют самостоятельную работу следующим образом: дается классу конкретное учебное задание)

  • Метод проблемного изложения (Основой данного метода является создание на уроке проблемной ситуации. Учащиеся не обладают знаниями или способами деятельности для объяснения фактов и явлений, выдвигают свои решения данной проблемной ситуации. Данный метод способствует формированию у учащихся приемов умственной деятельности, анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления причинно-следственных связей)

Наглядные методы

  • Частично-поисковый (Организуется работа учащихся таким образом, чтобы часть новых заданий они добыли сами. Для этого демонстрируется опыт до объяснения нового материала; сообщается лишь цель. А учащиеся путем наблюдения и обсуждения решают проблемный вопрос)

Практические методы

  • Частично-поисковый лабораторный метод (Учащиеся решают проблемный вопрос и добывают часть новых знаний путем самостоятельного выполнения и обсуждения ученического эксперимента)

1.5 Приемы активизации познавательной деятельности.

В обучении активную роль играют учебные проблемы, сущность которых состоит в преодолении практических и теоретических препятствий в сознании таких ситуаций в процессе учебной деятельности, которые приводят учащихся к индивидуальной поисково-исследовательской деятельности.

  • Метод проблемного обучения (Основой метода проблемного обучения является создание ситуаций, формировка проблем, подведение учащихся к проблеме. Проблемная ситуация включает эмоциональную, поисковую и волевую сторону. Ее задача - направить деятельность учащихся на максимальное овладение изучаемым материалом, обеспечить мотивационную сторону деятельности, вызвать интерес к ней)

  • Метод алгоритмизированного обучения (Деятельность человека всегда можно рассматривать как определенную последовательность его действий и операций)

  • Метод эвристического обучения (Включает в себя поиск и сопровождение способов и правил, по которым человек приходит к открытию определенных законов, закономерностей решения проблем)

  • Метод исследовательского обучения (Если эвристическое обучение рассматривает способы подхода к решению проблем, то исследовательский метод - правила правдоподобных истинных результатов, последующую их проверку, отыскание границ их применения)

Также хочется отметить, что активизация познавательной деятельности учащихся на прямую зависит от познавательной деятельности самого педагога. На сколько учитель находится в поиске, на столько выше познавательная деятельность его учеников.

Современное образование в России переживает период становления. Когда учить по старому, мы уже не можем (в связи с большим объемом информации), а новые методы еще не совершенны (да и совершенными они могут быть только какой то миг, т.к. все в нашем мире находится в движение.)





1.6 Учет возрастных особенностей обучаемых при активизации познавательной деятельности

В среднем школьном возрасте (от 10–11 до 14–15 лет) определяющую роль играет общение со сверстниками.

В этот период ребенок приобретает значительный социальный опыт, начинает постигать себя в качестве личности в системе трудовых, моральных, эстетических общественных отношений. У него возникает намеренное стремление принимать участие в общественно значимой работе, становиться общественно полезным. Эта социальная активность подростка обусловлена большей восприимчивостью к усвоению норм, ценностей и способов поведения, существующих во взрослых отношениях.

Д. И. Фельдштейн в своих исследованиях обнаружил, что такое повышение самопознания зависит от того, что происходит замена общей позиции «Я по отношению к обществу» на две, следующие друг за другом позиции «Я в обществе» и «Я и общество». Также он выделяет три стадии подросткового периода:

1) локально-капризную (10–11 лет) – проявляется потребность в признании взрослых;

2) «право-значимую» (12–13 лет) – обусловленная потребностью в социальном признании, которая обнаруживается в речевой форме «я тоже имею право, я могу, я должен»;

3) «утверждающе-действенную» (14–15 лет) – возникает готовность показать себя, выразить свои силы.

В этот период подросток старается действовать соответственно собственным соображениям о добре и зле. Он противится командному стилю взаимоотношений, т. е. воздействию, которое не учитывает его субъективные переживания и мысли, и требует к себе уважения. Это объясняет острое реагирование на прямые воздействия и то упрямство, которое возникает в его характере.

Эти факторы существенно осложняют процесс дисциплинированния школьников среднего возраста. Здесь очень важно принимать во внимание появляющиеся у подростков довольно стабильные интересы к различным видам деятельности, представителям другого пола и общению с ними, обостренное чувство собственного достоинства, а также чувства симпатии и антипатии. Наряду с этим нужно достигать четкого понимания детьми целей их деятельности, а также активизировать психологические механизмы стимулирования.



Как субъект учебной деятельности подросток склонен утверждать позицию своей исключительности, что может усиливать познавательную деятельность.

Социальная активность школьника среднего возраста в основном обращается на усвоение норм, ценностей и способов поведения. Поэтому важность заключается в реализации всех принципов обучения, инициирующих умственную деятельность подростка: его проблематизацию, диалогизацию, индивидуализацию и др. Содержание учебной деятельности должно вводиться в современные условия общественно-экономических и социально-бытовых отношений.

1.7. Опыт коллег по активизации познавательной деятельности

По реализации данной темы существует огромный опыт моих коллег педагогов России. Это Минлиахметов Владислав Зартдинович учитель технологии, МОУ «Кипчакская основная общеобразовательная школа» [10], Гатин Марсель Марсович учитель технологии, МБОУ «Гимназия№3» Чистопольского муниципального района Республики Татарстан[11], Кель Ольга Михайловна, учитель технологии, ОБЖ[12]…


2.Опыт преподавания технологии в МБОУ СШ № 2 г. Димитровграда по разделу «Технологии обработки конструкционных материалов.» В 6 классе.

2.1 Роль и место раздела «Технологии обработки конструкционных материалов.» 6 класс в технологии.

В настоящее время Российское образование реализуется по ФГОС второго поколения, в основе которого лежит формирование компетентностного подхода, развитие универсальных учебных действий.

Технологическое образование в школе реализуется по документам, обеспечивающих реализацию стандартов второго поколения: «Примерные программы по учебным предметам. Технология. Стандарты второго поколения.»

Для своей работы мы выбрали УМК соответствующий федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, который подготовил авторский коллектив А.Т.Тищенко, Н.В.Синицина, В.Д.Симоненко.

На раздел «Технологии обработки конструкционных материалов» в 6 классе отведено 50 часов.

2.2 Тематическое планирование раздела «Технологии обработки конструкционных материалов.» 6 класс.

Содержание разделов и тем учебного курса

Таблица 1

Разделы и темы программы

К-во часов.

1

Технология обработки конструкционных материалов – 50 час

1.Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов

2.Технологии машинной обработки древесины и древесных материалов

3.Технологии художественно-прикладной обработки материалов

4. Технологии ручной обработки металлов и искусственных материалов

5. Технологии машинной обработки металлов и искусственных материалов



18

6

6

18

2

2

Технология домашнего хозяйства – 8 часов


1. Технология ремонта деталей интерьера, одежды и обуви, уход за ними


2.Технология ремонтно-отделочных работ


3.Технология ремонта элементов систем водоснабжения и канализации

2

4

2

3


Технология исследовательской и опытнической деятельности – 10 часов

  1. Исследовательская и созидательная деятельность



10

4

Резерв-2часа

2


Всего

70

Таблица 2

Тема раздела программы

Основное содержание
материала темы

Характеристики основных видов
деятельности учащихся

Раздел «Технологии обработки конструкционных материалов» (50 ч)

Тема

«Технологии ручной

обработки древесины

и древесных материалов»

(18 ч)

Заготовка древесины. Свойства древесины. Пороки древесины. Профессии, связанные с производством древесины, древесных материалов и восстановлением лесных массивов. Сборочные чертежи, спецификация. Технологические карты. Соединение брусков из древесины. Изготовление цилиндрических и конических деталей ручным инструментом. Отделка деталей и изделий окрашиванием. Контроль качества изделий, выявление дефектов, их устранение. Правила безопасного труда

Распознавать природные пороки древесины в заготовках. Читать сборочные чертежи. Определять последовательность сборки изделия по технологической документации. Изготовлять изделия из древесины с соединением брусков внакладку. Изготовлять детали, имеющие цилиндрическую и коническую форму. Осуществлять сборку изделий по технологической документации. Использовать ПК для подготовки графической документации. Соблюдать правила безопасного труда

Тема

«Технологии машинной обработки древесины и древесных материалов» (6 ч)

Токарный станок для обработки древесины: устройство, оснастка, инструменты, приёмы работы. Контроль качества деталей. Профессии, связанные с производством и обработкой древесины и древесных материалов. Правила безопасного труда при работе на токарном станке

Управлять токарным станком для обработки древесины. Точить детали цилиндрической и конической формы на токарном станке. Применять контрольно-измерительные инструменты при выполнении токарных работ. Соблюдать правила безопасного труда при работе на станке

Тема

«Технологии ручной обработки металлов и искусственных материалов» (18 ч)

Свойства чёрных и цветных металлов. Свойства искусственных материалов. Сортовой прокат. Чтение сборочных чертежей. Измерение размеров деталей с помощью штангенциркуля. Технологические операции обработки металлов ручными инструментами: резание, рубка, опиливание, отделка; инструменты и приспособления для данных операций. Профессии, связанные с обработкой металлов

Распознавать виды материалов. Оценивать их технологические возможности. Разрабатывать чертежи и технологические карты изготовления изделий из сортового проката, в том числе с применением ПК. Отрабатывать навыки ручной слесарной обработки заготовок. Измерять размеры деталей с помощью штангенциркуля. Соблюдать правила безопасного труда

Тема

«Технологии машинной

обработки металлов

и искусственных материалов»
(2 ч)

Элементы машиноведения. Составные части машин. Виды механических передач. Понятие о передаточном отношении. Соединения деталей. Современные ручные технологические машины и механизмы для выполнения слесарных работ

Распознавать составные части машин. Знакомиться с механизмами (цепным, зубчатым, реечным), соединениями (шпоночными, шлицевыми). Определять передаточное отношение зубчатой передачи. Применять современные ручные технологические машины и механизмы при изготовлении изделий

Тема

«Технологии художественно-прикладной обработки материалов» (6 ч)

Виды резьбы по дереву, оборудование и инструменты. Технологии выполнения ажурной, геометрической, рельефной и скульптурной резьбы по дереву1. Эстетические и эргономические требования к изделию. Правила безопасного труда при выполнении художественно-прикладных работ с древесиной. Профессии, связанные
с художественной обработкой древесины

Разрабатывать изделия с учётом назначения и эстетических свойств. Выбирать материалы и заготовки для резьбы по дереву. Осваивать приёмы выполнения основных операций ручными инструментами. Изготовлять изделия, содержащие художественную резьбу, по эскизам и чертежам. Представлять презентацию изделий. Соблюдать правила безопасного труда





2.3 План конспект урока по теме «Измерение размеров деталей с помощью штангенциркуля»


Схема сценария урока, отражающая требования ФГОС ООО


Класс:_6(мальчики); Раздел: Технология обработки конструкционных материалов ; Тема урока: Измерение размеров деталей с помощью штангенциркуля.

I. ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ УРОКА


Цели урока:

  1. Образовательные цели:

    1. Способствовать формированию и развитию умений и навыков при измерении детали с помощью штангенциркуля.

    2. Способствовать формированию представления о значении измерительного инструмента на современном производстве.

    3. Создать условия для выявления причинно-следственных связей:

  • Раскрыть причины способствовавшие появлению штангенциркуля

  • Выяснить последствия появлению штангенциркуля

  1. Развивающие цели:

    1. Способствовать развитию речи учащихся (штангенциркуль, нониус):

    2. Способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся учить анализировать:

    3. Способствовать развитию сенсорной сферы учащихся (развитие глазомера, точности ):

    4. Способствовать развитию двигательной сферы (овладение моторикой мелких мышц рук, развивать двигательную сноровку, соразмерность движений):

    5. Способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся:

    6. Способствовать к бережному отношению к инструменту:

  2. Воспитательные цели:

    1. Выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных:

    2. Соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства:

  3. Профориентационные цели:

    1. Воспитывать уважение к работающему человеку.

    2. Сформировать представление о профессии мастер ОТК,

Методическое оснащение урока:

  1. Материально-техническая база:

  • кабинет технологии;

  • ноутбук, проектор, экран, презентация;

  • инструменты: штангенциркули, макет штангенциркуля;

  • раздаточные материалы для измерения:

  1. Дидактическое обеспечение:

  • учебник: «Технология. Индустриальные технологии» : 6 класс : учебник для учащихся общеобразовательных организаций / А.Т.Тищенко, СимоненкоВ.Д – М.: Вентана -Граф, 2014 :

  • карточки самоконтроля, взаимоконтроля (Приложение );

Тип урока: комбинированный

Вид урока: учебный и трудовой практикум.

Методы обучения: Методы мотивации учебной деятельности и формирования новых знаний и умений

Формы организации учебной деятельности: На разных этапах урока встречаются различные формы обучения фронтальная, индивидуальная и групповая.

Оформление доски: тема урока, новые слова (штангенциркуль, нониус). Ход урока


Этапы урока

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Мотивационно-целевой этап

I. Организационный момент

Цель этапа:

  • настроить учащихся к учебной деятельности и на получение новых знаний

  • создать условия для мотивации у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс

  • приветствие

  • проверка явки учащихся

  • проверка готовности учащихся к уроку

  • настрой учащихся на работу

  • доведение до учащихся плана урока



Личностные УУД

Осуществляемые действия:

  • эмоциональный настрой на урок

Формируемые способы деятельности:

  • проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности

Познава-тельные УУД

Осуществляемые действия:

  • активное слушание

Формируемые способы деятельности:

  • формулирование собственных ожиданий

Коммуни-кативные УУД

Осуществляемые действия:

  • слушать собеседника

Формируемые способы деятельности:

  • строить понятные для собеседника высказывания

II. Проверка выполнения домашнего задания

Цель этапа:

  • установить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания

  • устранить в ходе проверки обнаруженных пробелов в знаниях

  • выяснить степень усвоения заданного на дом материала

  • определить типичные недостатки в знаниях и их причины

  • ликвидировать обнаруженные недочёты

  • выявление факта выполнения домашнего задания у всего класса, устранение типичных ошибок

  • обнаружение причин невыполнения домашнего задания отдельными учащимися

  • формирование понимания у учащихся связи выполнения домашней работы с результатами своего обучения вообще


Личностные УУД

Осуществляемые действия:

  • повторение раннее изученного материала

  • Формируемые способы деятельности:

  • проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности

Регулятивные УУД

Осуществляемые действия:

  • контролируют правильность ответов обучающихся

Формируемые способы деятельности:

  • оценить результат по алгоритму

  • адекватно воспринимать оценку учителя

Познавательные УУД

Осуществляемые действия:

  • взаимоконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность

  • Формируемые способы деятельности:

  • развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности

Коммуникативные УУД

Осуществляемые действия:

  • взаимодействуют с учителем во время опроса

Формируемые способы деятельности продолжать развивать умение использовать простые речевые средства для передачи своего мнения

  • умение полно и точно выражать свои мысли

III. Актуализация опорных знаний

Цель этапа:

  • организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для проблемного изложения нового материала

  • актуализировать мыслительные операции, необходимые для проблемного изложения нового знания

  • предъявить задания, близкие жизненному опыту детей

  • зафиксировать ситуацию, демонстрирующую недостаточность имеющихся знаний

  • организовать фиксацию затруднений в выполнении учащимися индивидуального задания или в его обосновании

  • организация задания на повторение


Личностные УУД

Осуществляемые действия:

  • активизация имевшихся ранее знаний

Формируемые способы деятельности:

  • уметь слушать в соот­ветствии с целевой установкой

  • принимать и сохранять учебную цель и задачу

дополнять, уточнять высказанные мнения по существу получен­ного задания

Познавательные УУД

Осуществляемые действия


  • развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности

  • осуществлять актуализацию личного жизненного опыта

Формируемые способы деятельности:

  • формируем умение извлекать информацию из иллюстраций, текстов

  • формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

  • формируем умение на основе анализа объектов делать выводы

  • формируем умение обобщать и классифицировать по признакам

Коммуникативные УУД

Осуществляемые действия:


  • взаимодействие с учителем во время опроса

  • участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений

Формируемые способы деятельности:


  • формирование умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения

Практический этап

IV. Мотивация и целеполагание

Цель этапа:

  • зафиксировать причину затруднения у учащихся

  • сформулировать и согласовать цели урока

  • организовать уточнение и согласование темы урока

  • организовать фиксацию преодоления затруднения




Регулятивные УУД

Осуществляемые действия:

  • самостоятельное определение темы урока

  • осознание целей и задач обучения

  • восприятие, осмысление, запоминание учебного материала

  • осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих к усвоению

Формируемые способы деятельности:

  • формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

  • формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план)

  • формируем умение слушать и понимать других

  • формируем умение формулировать свои мысли в устной форме

  • формируем умение работать в парах, в группах

Познавательные УУД

Осуществляемые действия:

  • развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности

  • развивать умение осуществлять поиск необходимой информации, используя дополнительные источники информации

  • продолжить развивать умение строить простые рассуждения

V. Этап усвоение новых знаний

Цель этапа:

  • организовать усвоение учащимися нового материала (фронтально, в парах или группах)

  • использование различных способов закрепления знаний, вопросов, требующих мыслительной активности, творческого осмысления материала

  • обращение учителя по поводу ответа ученика к классу с предложением: дополнить, уточнить, исправить

  • выявление умений у учащихся соотносить факты с понятиями, правилами

Личностные УУД

Осуществляемые действия:

  • осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению

  • применение на практике и последующее повторение нового материала

Формируемые способы деятельности:

  • формируем умения выказывать своё отношение к новому материалу, выражать свои эмоции

  • формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Коммуникативные УУД

Осуществляемые действия:

  • формируют умение учитывать позицию собеседника, осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками

Формируемые способы деятельности:

  • формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами

VI. Физкультминутка



VII. Этап первичной проверки понимания изученного.

  • использование различных способов закрепления знаний, вопросов, требующих мыслительной активности, творческого осмысления материала

  • выявление умений у учащихся соотносить факты с понятиями, правилами

Личностные УУД




Коммуникативные УУД

применение на практике и последующее повторение нового материала

Осуществляемые действия:

формируют умение учитывать позицию собеседника, осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками

VIII. Этап применения новых знаний.

Лабораторная работа «Измерение штангенциркулем»

Цель этапа:

  • тренировать способность к самоконтролю,взаимоконтролю

  • проверить умения работать учащихся по алгоритму

  • организовать самостоятельную работу учащихся

  • организовать…..по результатам выполнения самостоятельной работы организовать выявление и исправление допущенных ошибок

  • организовать ситуацию успеха по результатам выполнения самостоятельной работы


8.1. Вводный инструктаж учителя:

  • сообщение учащимся названия работы

  • разъяснение учащимся задач работы;

- заостряю внимание на возможных затруднениях при выполнении работы;

инструктирую по технике безопасности

8.2. Текущий инструктаж учителя (проводится по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы):

8.3. Формирование новых умений:

-слежу за соблюдением правил техники безопасности, санитарии и гигиены труда при выполнении задания.

8.4 Усвоение новых знаний

8.5. Целевые обходы:

- первый обход с целью инструктирования учащихся;

- второй обход с целью концентрации внимания учащихся;

- третий обход с целью оказания помощи;

- четвёртый обход с целью обхода за бережным отношением детей к средствам обучения;.

8.6. Заключительный инструктаж учителя:

- вместе с учащимися провожу анализ их самостоятельной работы;

-указываю на ошибки в работе и разбираю их;

-вскрываю причины этих ошибок и указываю на способы их устранения.

Личностные УУД

Осуществляемые действия:

  • проявление эмоционального отношения и волевых усилий в учебно-познавательной деятельности

  • восприятие, осмысление, запоминание учебного материала

Формируемые способы деятельности:

  • применение на практике полученных знаний и последующее повторение

Регулятивные УУД

Осуществляемые действия:

  • самоконтроль выполнения задания

  • взаимоконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность

Формируемые способы деятельности:

  • планировать свое действие в соответ­ствии с поставлен­ной задачей

Познавательные УУД

Осуществляемые действия:

  • усвоение новых способов умственной деятельности через разные виды получения информации

Формируемые способы деятельности:

  • установление причинно-следственных связей

  • построение логической цепи рассуждений



Рефлексивно-оценочный этап

VIII. Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания

Цель этапа:

  • включить новый способ действий в систему знаний учащихся

  • тренировать способность применять новый алгоритм действий в стандартной и не стандартной ситуации

  • инструктаж учителя по выполнению домашнего задания

  • задание учащимся на подготовку к следующему уроку

  • сообщение о теме следующего урока


Познавательные УУД

Осуществляемые действия:

  • отработка алгоритма по изученной теме …

  • творческая переработка изученной информации

  • поиск искать в традиционных источниках (в алфавитном, в предметном каталоге, в каталоге вторичных источников, в словарях, в энциклопедиях)

  • искать в компьютерных источниках (в сети Интернет, в электронных книгах, в электронных каталогах, архивах, с помощью поисковых программ, в базах данных)

  • искать в других источниках (в социуме, в радиовещании, телевещании, в аудио-, видеоисточниках)

  • переработка (на основе анализа, на основе синтеза)

Формируемые способы деятельности:

  • развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности

  • поиск и выделение информации

  • применение методов информационного поиска, в том числе и с помощью компьютерных средств


  • рефлексия учителя и учащихся о достижении целей урока

  • объективная и комментированная оценка результатов коллективного и индивидуального труда учащихся на уроке

выставление отметок в классный журнал и в дневники учащихся



9.Этап обобщения новых знаний и подведения итогов занятия.





X. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель этапа:

  • организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке

  • организовать фиксацию степени соответствия результатов деятельности на уроке и поставленной цели в начале урока

  • организовать проведение самооценки учениками работы на уроке

  • по результатам анализа работы на уроке зафиксировать направления будущей деятельности

Коммуникативные УУД

Осуществляемые действия:

  • оценка и самооценка учебной деятельности

  • обобщение и систематизация знаний

  • учащиеся выражают свои эмоции по поводу урока

Формируемые способы деятельности:

  • формированиеумений полно и точно выражать свои мысли




1. Организационный этап

- приветствие, фиксация отсутствующих

- проверка подготовки класса к уроку

- организация внимания обучаемых

- раскрытие общей цели урока и плана его проведения

2. Этап проверки д/з

Вопросы к проверке:

1.Что дает окрашивание изделий из древесины? (улучшение внешнего вида, защищает древесину от влаги.)

2.Для какой цели служит грунтовка? (грунтовка улучшает прилипание краски к поверхности)

3. Какие дефекты могут быть на окрашенной поверхности? (потеки. складки, пузырьки, шероховатости)

4. Как удалить дефекты? ( шлифованием и повторной покраской)

5.Назовите правила безопасной работы при окрашивании изделий.

3.Актуализация опорных знаний (слайд 2)

Тест

1. Измерительная линейка применяется для …

А. для выполнения измерений

Б. для чистки рубанка

В. как упор при запиливании



2. Одно деление на шкале линейки соответствует …

А. 1 м

Б. 1 см

В. 1 мм



3. Длинный штрих без числа обозначает (слайд 3)

А. 10 мм

Б. 5 мм

В. 1 мм



4. Числа на линейке обозначают …

А. сантиметры

Б. миллиметры

В. дециметры





5. При измерениях необходимо (слайд 4)

А. край линейки прикладывать к краю детали

Б. первый штрих (0) прикладывать к краю детали

В. штрих с цифрой 1 прикладывать к краю детали

6. Для перевода сантиметров в миллиметры необходимо …

А. число сантиметров умножить на 10

Б. число сантиметров разделить на 10

В. число сантиметров умножить на 5

4. Мотивация и целеполагание (слайд 5)

Постановка перед обучаемыми учебной проблемы, показ практической значимости изучаемого материала.

- Как с помощью известных инструментов измерить заготовку? (тонкую пластинку, диаметр проволоки, диаметр отверстия и т.д.)

Обратить внимание на точность измерения.

Ответьте на вопросы: (слайд 6)

  • Все ли их размеры можно определить при помощи линейки? (Нет)

  • Известны ли нам технологии проведения измерения подобных деталей? (Нет)

  • Должны ли мы научиться производить такие измерения? (Несомненно)

Формулировка темы урока: ИЗМЕРЕНИЕ РАЗМЕРОВ ДЕТАЛЕЙ С ПОМОЩЬЮ ШТАНГЕНЦИРКУЛЯ {записать в тетрадях}(слайд 7)

Задание: внимательно прочитайте тему и сформулируйте задачи нашего урока.

(На уроке нам предстоит изучить устройство штангенциркуля, и научиться с его помощью определять размеры деталей)

5 . Этап усвоение новых знаний -

План

  1. История появления штангенциркуля.

  2. Устройство штангенциркуля.

  3. Правила пользования штангенциркулем.

  4. Приемы измерения штангенциркулем.

5.1 Сообщение учащегося об истории штангенциркуля (слайд 8)

Термин « штангенциркуль» состоит из немецкого слова «штанге»-« шест, жердь, стержень» и латинского «циркулис»- «круг». Термин означает « стержень для измерения круга». Первые штангенциркули появились в начале 17 в., т.е. существуют уже около четырех столетий. Были они деревянные и имели невысокую точность, но жизнь требовала настоятельно более точных измерений в технике, особенно военной. Уже тогда выпускали огнестрельное оружие, пушки, и в конце XVII в., в Англии в Лондоне появились металлические штангенциркули, которые вместе с основной шкалой содержали и дополнительную, изобретенную португальским математиком П. Нунишем ( 1492- 1577) и в честь его названную нониусом. Ими можно было измерять с высокой точностью.

В настоящее время существуют множество штангенциркулей.

Они отличаются возможностями, пределами измерений и степенью точностью. На современном промышленном производстве любой уважающий себя рабочий , техник , инженер обязательно пользуются ими , а работа станочников и слесарей по металлу без него вообще немыслима.

5.2 Рассказ учителя о назначении и устройстве штангенциркуля

(слайды 9-11)В объеме учебника : § 17, с.110, рис.63

Штангенци́ркуль от нем. Stangenzirkel) — универсальный инструмент, предназначенный для высокоточных измерений наружных и внутренних размеров, а также глубин отверстий.


Штангенциркуль — один из самых распространённых инструментов измерения благодаря простой конструкции, удобству в обращении и быстроте в работе[1].


Наиболее сложной для понимания является дополнительная шкала – нониус. На таблице она изображена крупным планом .

Шкала нанесена на переднюю часть подвижной рамки. Она имеет 10 делений по 1,9мм. При длине 19мм получается, что каждое деление нониуса меньше 2 мм на 0,1(2,0-1,9= 0,1мм)


5.3. Самостоятельная работа с текстом учебника.

Прочитайте правила пользования штангенциркулем (§17.с.112)

Физкультминутка (слайд 12)

5.4 Объяснение правил измерения по макету


Алгоритм работы (слайд 13)


.

    1. Определите количество целого числа миллиметров на штанге до нулевой риски нониуса.

    2. Определите совпадение рисок на штанге штангенциркуля и нониусе; при этом если нулевая и десятая (последняя ) риски нониуса совпадают с делениями на штанге, то размер состоит из целого числа миллиметров. Если они не совпадают, то определяют десятые доли миллиметра, считая на нониусе количество делений до той риски, которая совпадает с каким-либо делением на штанге.



Основные ошибки допускаемые обучаемыми при измерении штангенциркулем, (слайд 14)


1. При измерении держать штангенциркуль прямо перед глазами

2. Помнить, что 1 на основной шкале это 1 см., а мы производим измерение в мм.

3. При определение количества целого числа миллиметров на основной шкале до нулевой риски нониуса считаем целое количество рисок.

4. Помнить что первая риска на шкале нониуса нулевая.

5. на штанге и подвижной рамке имеются пазы, в них детали при измерении не вставляем

6. на подвижной рамке имеется упор, при помощи которого зажимаем деталь, очень часто обучаемые не используют его и слабо фиксируют деталь.

.6.Физкультминутка (слайд 12)

7.1.Этап первичной проверки понимания изученного. (слайд 15)

Разбор примеров на макете.(3-4 примера).


7.2Этап закрепления новых знаний. (слайд 16)

Упражнение по измерению размеров деталей штангенциркулем (карточки).

8. Этап применения новых знаний.

Лабораторная работа « Измерение штангенциркулем» . (слайд 17)


Цель работы: формирование у обучаемых умений работы штангенциркулем.


Оборудование: штангенциркуль, детали для измерения (трубки для измерений внутренних и наружных диаметров, полоски для измерения толщины, отрезки проволоки различного диаметра, детали с глухими отверстиями).


Ход работы



  1. Подготовить рабочую таблицу.

  2. Осмотреть штангенциркуль и проверить его точность.

  3. Измерить диаметр проволоки и толщину металлической пластинки.

  4. Измерить наружный и внутренний диаметр трубки.

  5. Измерить глубину глухого отверстия детали.





Таблица

Измеряемая деталь

Измеряемый элемент

Размер

1

Проволока


Диаметр

d=

2

Металлическая пластинка

Толщина

h=

3

Шайба

Наружный и внутренний диаметр. Толщина

d1=

d2=

h=

4

Гайка

Толщина и размер «под ключ»

m=

s=




  1. Текущий инструктаж тех учащихся, которые испытывают затруднения.

  2. Заполнять таблицу.


9.Этап обобщения новых знаний и подведения итогов занятия. (слайд 18)

Д/з п.17

Контрольные вопросы

- Какие измерения можно выполнить штангенциркулем? (Штангенциркуль применяют для измерения наружных и внутренних размеров деталей и глубины отверстий, пазов, канавок.)

-Во сколько раз точность измерения штангенциркулем выше точности измерения линейкой?

- Сколько шкал имеет штангенциркуль? Штангенциркуль имеет две шкалы: шкалу на штанге и дополнительную шкалу (нониуса) на подвижной рамке.)

- Как проводится отсчет целых и десятых долей миллиметров?

( Примерный ответ. Определить количество целого числа миллиметров на штанге до нулевой риски нониуса. Далее определить совпадение рисок на штанге и нониуса. Далее определить совпадение рисок на штанге и нониусе; при этом если нулевая и десятая ( последняя) риски нониуса совпадают с делениями на штанге, то размер состоит из целого числа миллиметров.

Если они не совпадают, то определяют десятые доли миллиметра, считая на нониусе количество делений до той риски, которая совпадает с каким- либо делением на штанге.



10.Рефлексия . (слайд 19)

Что сегодня я узнал?

Мне было тяжело или нет?

Я понял материал или были затруднения?

Я научился чему-то новому? Я смог добиться результата?

Какие цели и задачи стояли перед нами? Справились ли мы с ними?


2.4 Свой опыт активизации познавательной деятельности на уроках технологии.

Готовясь к своей выпускной работе я обратил внимание, что очень немного материалов по активизации познавательной деятельности на уроках технологии, особенно у мальчиков (индустриальные технологии), а которые есть сводятся как правила к кроссвордам, ребусам и тестам.

В своей педагогической работе я очень часто использую материалы с сайта учи.ру . Их задания очень помогают при развитии образного мышления у учащихся 5 –ых классов при изучении темы : «Графическое изображение деталей и изделий.»

Пример № 1

Игра шоколадки



Приведем в пример задание первого уровня.




Пример № 2

Задача тени фигур (точно наглядное пособие по проекции)



Пример № 3

Путь рыбки

Я привел только три примера использования сайта учи.ру, на самом деле хороших, готовых заданий которые можно использовать на уроках у них очень много.

Еще очень жаль, что с ведением ФГОС в предмете технологии пропал раздел «Мы строим дом». Интерес учащихся к этой теме очень велик, так как большинство процентов 75 мечтают жить в собственном доме. Я считаю, если ввести эту тему хотя бы как факультатив, то мы получим дополнительную активизацию познавательной деятельности учащихся. Здесь можно использовать в виде учебного пособия программу «строим дом» на телеканале усадьба. В которой на протяжении 26 передач эксперты и специалисты знакомят с особенностями технологических процессов на различных этапах строительства. По этой теме мы можем проводить дискуссии, деловые игры, а самое главное у учащихся не возникает вопрос «А зачем мне это?»

Пример № 4

Игра менеджер по продажам.

Класс делится на четыре группы. Три из которых менеджеры по продажам домов из различных материалов.

1. Деревянные дома. (клееный и струганный брус, оцилиндрованное бревно, сруб рубленный)

2. Каменные дома. (кирпичные, монолитно-бетонные, дома из керамоблоков, пеноблоков, газобетонных блоков.)

3. Каркасные дома. (каркасно-щитовой, каркасно-рамочный)

Четвертая группа покупатели( эксперты ),которые на основании приводимых доводов выбирают для себя дома.

Пример № 5

Своя игра.

Эту игру можно проводить в 5-7 классах, для контроля усвоения материала.

Преподаватель заранее готовит вопросы по пройденной теме. Класс делится на группы, которые поочередно отвечают на вопросы. Учителю сразу видно пробелы в усвоении материала. Если ученики испытывают затруднения, то можно разрешить пользоваться учебниками и тогда будет урок повторения.

Пример № 6

В разделе «Технологии домашнего хозяйства» в 7 классе есть тема урока «Основы технологии плиточных работ.» Здесь как обучающие фильмы я использую видео Алексея Земскова «Секреты выбора керамической плитки.» и «Секреты укладки керамической плитки.» , а в виде контроля усвоения знаний прошу снять размеры своей ванной комнаты, выбрать для нее керамическую плитку, разложить ее, растравить мебель и посчитать затраты на плитку в программе Ceramic web, которую можно бесплатно скачать на сайте уралкерамика.


2.5 Охрана труда и техника безопасности при изучении раздела «Технологии обработки конструкционных материалов»

Охрана труда и техника безопасности на уроках технологии по обработке конструкционных материалов – обязательное требование при их проведении.

При проведении учебных занятий воздействие на учащихся опасных и вредных факторов должно быть устранено или снижено до безопасных величин

Основной задачей производственной санитарии является обеспечение в помещении учебной мастерской и на рабочих местах санитарно-гигиенических условий для сохранения здоровья учащихся и создание безопасных условий труда, содействующих повышению работоспособности человека.

Соответствие помещения учебной мастерской санитарным нормам можно отразить в таблице .


Соответствие мастерской санитарным нормам

Таблица

п/п

Наименование показателей

Показатели

Сан Пина

Реальные показатели

Отклонение от нормы

1

2

3

4

5

1

Площадь помещения на одного учащегося

4,6 м2

5,1 м2

+

2

Температура воздуха помещения

16-18

16,5

нет

3

Относительная влажность воздуха

40-60%

52%

нет

4

Уровень шума

65дБ

52дБ

+

5

Скорость движения воздуха

0,2-0,3 м/с

0,22 м/с

нет

6

Количество кислорода в воздухе

18%

18%

нет

7

Освещённость помещения

300 Лк.

320 Лк.

+


Кроме того, стёкла окон должны очищаться от пыли 2-4 раза в год. После каждого занятия необходимо провести влажную уборку пола. Во время работы необходимо пользоваться, где это нужно, защитными очками, респираторами, резиновыми перчатками, соблюдать правила личной гигиены.

Если соблюдаются все выше перечисленные мероприятия, нормы и правила, в процессе обучения учащихся в учебной мастерской снижается вероятность несчастных случаев и получения травм, а значит уменьшаются до безопасных величин вредные и опасные производственные факторы.


3.Заключение

Целью моей работы было определить роль познавательной деятельности в обучении в учащихся на уроках технологии, обобщить опыт других, показать свои разработки. Проанализировав методическую литературу, ознакомившись с опытом других педагогов, пришел к выводу, что активизация познавательной деятельности учащихся на уроках технологии является первостепенной задачей, которую надо решать при переходе к системно-деятельностному подходу в обучении. И только зная потребности, интересы, уровень подготовки, познавательные особенности ученика, можно полнее активизировать ее. Познавательная деятельность в дальнейшем станет основным фундаментом при дальнейшем самообразовании человека. На учив получать знания самостоятельно мы получаем легко адаптирующегося человека..

Но необходимо отметить, что переход к принципу – «ученик учись сам» очень нелегкий и долгий. Умение учится самостоятельно – это только конечный результат многолетней работы коллектива педагогов. И становится возмутительно, когда уже в начальных классах ,в среднем звене учитель не дав базовых знаний требует самоподготовки от обучаемых. В лучшем случае в образовательном процессе начинают принимать участие родители, которые не имеют педагогического образования, а иногда и знаний по предмету, и тогда все сводится к списыванию ГДЗ. В худшем мы своими руками доводим познавательную активность учащихся к нулю.

Вывод : Работа педагога по активизации познавательной деятельности обучаемых в настоящее время очень важна, но эта работа не любит спешки ошибки в ней чреваты своими последствиями, а результат можно увидеть только через десятилетия.

4. Список литературы.

1. https://studfiles.net/preview/4693944/

2. Психология человека от рождения до смерти. — СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК. Под общей редакцией А.А. Реана. 2002.

3. Профессиональное образование. Словарь

4. https://studfiles.net/preview/5920274/page:9/

5. https://lektsii.org/16-44440.html

6. Словарь по книге "Психология человека от рождения до смерти"/ Под общей редакцией А.А. Реана, 2002 г

7. https://ru.wiktionary.org/wiki

8. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

9. https://studfiles.net/preview/5733985/page:2/

10. http://textarchive.ru/c-1986406.html

11. https://nsportal.ru/shkola/tekhnologiya/library/20

12. http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/599960/

13. Бешенков А.К. Технология. Методика обучения технологии.5-9 кл.: методич. пособие /А.К. Бешенков, А.В.Бычков, В.М.Казакевич, С.Е.Маркуцкая.-2-е изд., стереотип.- М.: Дрофа,2006 – 22

14. Атаулова О.В. Управление качеством технологического образования. – Ульяновск УИПК ПРО , 2006.

15. Атаулов И.А., Масленников М.М. Санитарно-гигиеническое обеспечение обучающихся и работников образовательных учреждений. – Ульяновск: УИПК ПРО, 2004.




32



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!