СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Активизация познавательной деятельности учащихся с использованием инновационных технологий

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как использование разных форм, методов и технологий помогают сделать урок интересным, вовлечь детей в работу и добиться прекрасных результатов.

Просмотр содержимого документа
«Активизация познавательной деятельности учащихся с использованием инновационных технологий»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Краснополянская средняя школа»

муниципального образования

Черноморского района Республики Крым











«Активизация познавательной деятельности учащихся с применением инновационных технологий»













Подготовила

учитель биологии и химии

высшей квалификационной категории

Михайленко Елена Викторовна



2019







О сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг…

А.С.Пушкин






Одной из стратегических задач образования в России является формирование образованной, творческой личности, становления её физического и морального здоровья.

При разработке ФГОС НОО второго поколения одним из методологических оснований является компетентностный и системно-деятельностный подходы и приоритетом становится формирование общеучебных умений и навыков, а так же способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.

Одна из актуальных задач современной школы - поиск оптимальных путей заинтересованности учеников учёбой, повышения их умственной активности, подталкиванию к творчеству, воспитание ученика как жизненно и социально компетентной личности, способной осуществлять самостоятельный выбор и принимать ответственные решения

в разных жизненных ситуациях, вырабатывать умения практического и творческого применения полученных знаний.

Поэтому проблема, над которой работаю:

«Активизация познавательной -деятельности учащихся с применением инновационных технологий»

Требования к уровню подготовки обучающихся таковы, что действия как учителя так и учеников должны быть направлены на достижения высоких результатов в познавательной, ценностно-ориентационной, трудовой, физической и эстетической сферах. Учащийся должен овладеть составляющей исследовательской и проектной деятельности, включая умение видеть проблему. Уметь работать с разными источниками информации, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих. Нужно и должно формировать познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение родной природы, реализовывать установки здорового образа жизни.

Что может стать показателем сформированной познавательной активности учеников?

Прежде всего - их действия.

Современная педагогика и психология доказывают, что в процессе обучения ученик не только воспринимает, запоминает, осознаёт, но и выполняет сложную систему умственных действий, направленных на усвоение знаний. Благодаря этой умственной деятельности знания становятся его достоянием. Начальным этапом усвоения знаний- восприятие. На первый взгляд кажется, что на уроке активен только учитель, а ученики его слушают, наблюдают. На самом деле это не так. Уже на этом этапе овладение знаниями- важнейшая активная деятельность ученика. Но она не появляется сама по себе , её должен создать учитель. Теория и практика предлагают целую систему путей активизации восприятия учениками учебного материала.

Качество восприятия повышается, если дети подготовлены к усвоению нового материала путём постановки перед ними познавательных и практических задач :

" научиться выделять главное из прочитанного текста",

" научиться объяснять строение органа в связи с его функциями ".

Познавательная активность учеников повышается, если учитель использует на уроках различные образовательные технологии, применяет универсальные учебные действия, создавая так называемую проблемную ситуацию в начале урока , то есть вызывает у учеников вопрос: Почему происходит такое явление? Как можно объяснить этот факт?

При таких условиях ученик на протяжении урока, слушая объяснения учителя, активно ищет ответ на вопрос.



Учитель сам может ставить проблемные вопросы во время изучения отдельных тем урока. Например:

1. Как по составу крови можно судить о здоровье человека?

2.Почему полноценное питание считается одним из важнейших условий здоровья человека?

3.Сердце человека - удивительный механизм, который работает на протяжении жизни без остановки и ремонта. Каким путём это достигается?



Проблемные ситуации особенно часто возникают во время проведения эксперимента, наблюдений, выполнения различных практических заданий, потому что исследовательская работа является неотъемлемой частью педагогического процесса. Она помогает обучающимся защищать свои идеи, отстаивать собственную позицию, лучше усваивается теоретический материал. Эту работу можно (и нужно) проводить во внеурочное время. Это- олимпиады, интеллектуальные игры, конкурсы, МАН.

Важным путём активизации восприятия - использование предыдущего опыта учеников: их личные наблюдения, участие в разных видах работы. Очень важно с первых шагов научить детей наблюдать разные явления таким образом, чтобы их опыт не был стихийным, случайным, а формировался под влиянием учителя.



Важную роль в учебном процессе играет выбор времени для самостоятельной работы на уроке. Небольшую самостоятельную работу лучше проводить в первой половине урока. Это даёт возможность сразу вовлечь учеников к активной работе , создать рабочую атмосферу на уроке и, используя заинтересованность и повышенную активность детей, успешно проводить вторую половину урока.



При этом:

1.ученики увлекаются самостоятельной работой- им некогда отвлекаться;

2.во время работ получают некоторые знания и с интересом ждут дополнительных объяснений учителя;

3.учитель получает возможность во время объяснения опираться на полученные (хоть и не значительные) в процессе работы представления учеников, использовать их для активизации беседы во время обобщения полученных знаний.



Таким образом, можно организовывать самостоятельные работы с целью получения учащимися новых знаний или оформления уже полученных результатов. Ученики могут готовить устные или письменные ответы.

С целью детального изучения предмета или явления можно использовать приёмы, которые помогут ученикам успешно усвоить учебный материал, вникнуть в суть исследования биологических процессов.

Один из таких приёмов - эвристический. Суть его состоит в том, что учитель ставит перед учениками вопросы на сообразительность с наводящими вопросами, чем подталкивает к решению вопроса.

Часто для ответа на вопрос достаточно сопоставить уже известные истины. Несмотря на это, ученикам иногда бывает трудно найти правильный ответ. Так, возникают трудности с вопросом, происходит ли фотосинтез в плодах. Большинство учеников уверены в том, что фотосинтез происходит только в листьях. И только некоторые из них догадываются, что зелёные незрелые плоды тоже берут участие в процессе образования органических веществ на свету.

Так же очень важно в современной школе использовать информационно-компьютерные технологии. Опыт моей работы с использованием ИКТ показывает, что использование компьютера в школе дает существенную информационную поддержку учителю в организации учебного процесса, повышает качество и эффективность учебных методик, реализует индивидуальный подход к каждому ученику.

Современные методы обучения - это хорошо забытое старое, только теперь их называют интерактивными технологиями. Интерактив имеет большое значение в общении между теми, кто учит, и теми, кого учат. На уроках с использованием интерактивных технологий выявляются не только дети, но и учитель раскрывается перед учениками.

Главной действующей личностью учебного процесса есть ученик. Задание учителя – проследить динамику его развития, определить личные преимущества в работе с учебным материалом, т.е. раскрыть и развить индивидуальные способности ученика.

Поэтому реализацию этого обучения я вижу в использовании игровых методов, таким образом обеспечивая заинтересованность детей на уроках биологии. Игра развивает способность выдвигать новые, неожиданные идеи, которые отличаются от широкоизвестных, банальных, т.е. оригинальность мышления.

Детство неотделимо от игры. Это основная самостоятельная деятельность ребёнка, в которой происходит его физическое, психическое, социально становление.

В школе участником игры есть ученик и учитель. Ведь учитель уже выступает не сколько хранителем знаний, сколько проводником в мир знаний.

Его задача – проявить вкус к знаниям, стремление к истине, желание постоянно обновляться, усовершенствоваться.

Игра – один из важнейших видов деятельности человека, в частичности учебной. Игра имеет биологическую основу; играть любят и молодые животные. Логично было бы допустить, что она служит способом получения учений, необходимых для выживания.

Игра очень важна только для формирования интеллекта, но и для эмоционального развития. На уроках, пытаясь решить реальную проблему, ученики взаимодействуют на уровне «взрослый-взрослый».

Знаменитый педагог В.А.Сухомлинский писал, что «в игре раскрывается перед детьми мир, творческие возможности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается жизненной поток представлений, понятий про окружающих мир».

В игре проявляется полёт фантазии, рождаются проекты и гипотезы, которые человек сможет в будущем превратить в реальность.

В процессе биологического образования и воспитания учеников важно использовать разные виды игр: ролевые, ситуативные, деловые.

Еще один способ научить ребенка самостоятельно добывать знания- это проектные технологии. Обычно проектная деятельность вызывает заинтересованность учащихся. Они приобретают различные умения, выполняя проектные задания. При этом они учатся использовать такие выражения как: «Я так думаю …», «Я предполагаю…».

В своей работе использую метод проектов, т.к. он даёт возможность систематизировать знания обучающихся и творчески самореализовываться.

Но система обучения не будет полной без здоровьесберегающих технологий. Важное значение для поддержания высокого уровня работоспособности учащихся в течение всего учебного дня имеют правильно организованные перемены и физкультминутки на уроках, которые играют роль переключения с одного вида деятельности на другой. Кроме того, физические упражнения стимулируют деятельность сердца и лёгких, и снабжение мозга кислородом улучшается. Поэтому проведение физкультминуток просто необходимо.

То есть, исходя из вышесказанного, можно утверждать, что одной из актуальных задач школы - это поиск оптимальных путей заинтересованности учеников учёбой.

Кроме этого, сегодня имеют место разные формы организации работы на уроке: уроки- семинары, практикумы, исследования, творческие лаборатории, ученики исследуют экологические и биологические проблемы МАН. Все эти мероприятия направлены на популяризацию предмета и способствуют развитию познавательной и творческой активности школьников, а так же прививают любовь к живой природе.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!