СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Активизация познавательной и творческой деятельности учащихся на уроках технологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интеллектуальное развитие детей нередко опережает их психическое и физическое развитие. Поэтому необходимо систематически и терпеливо приучать школьников координировать свои движения, работая двумя руками; организовывать свое рабочее место так, чтобы не совершать лишних движений; учить рациональным приемам выполнения различных операций. Помня, что переучивать сложнее, нужно сразу обучать правильно держать инструменты, неукоснительно выполнять правила безопасности труда и санитарно-гигиенические требования.

Просмотр содержимого документа
«Активизация познавательной и творческой деятельности учащихся на уроках технологии»

Активизация познавательной и творческой деятельности учащихся на уроках технологии как результат применения активных форм обучения.

Методика:

  1. В начале изучения курса технологии в 5 классе знакомлю учащихся с системой поощрения

12 БАЛЬНАЯ СИСТЕМА:

  • “1” - оценивается работа, выполненная на уровне различия учебного материала предмет технология инструмент или материал

  • «2» - выбери правильный ответ, найди лишнее, ответь на вопросы “что?”, “где?”

  • “3 ” - оценивается деятельность, выполненная на уровне восприятия учебного материала пресказать своими словамио чем идет речь

  • «4» - назови инструмент с которым мы будем работать или оборудование

  • “5” - оцениваются ответы, требующие понимания учебного материала (установи причинно-следственные связи, выдели главное, ответь на вопросы “почему?

  • ”6“ - оцениваются ответы, требующие понимания учебного материала (установи причинно-следственные связи, выдели главное, ответь на вопросы в связи с чем?”).

  • “7” - оцениваются вопросы, дополнения или ответы, имеющие логическую связь с темой, т.е. касающиеся уровня применения(выполни по образцу, правилу, алгоритму)

  • «8» - оцениваются вопросы, дополнения или ответы, имеющие логическую связь с темой, т.е. касающиеся уровня применения- определи свойства, выяви закономерность).

  • “9” - оцениваются сложные, проблемные вопросы, ответы, требующие сравнения и доказательства (реши проблемную задачу)

  • «10» - оцениваются сложные, проблемные вопросы -выскажи собственное суждение,

  • «11» - предложи технологию изготовления изделия.

  • «12» - ИЗГОТОВИТЬ ИЗДЕЛИЕ

В процессе всего урока ученики получают БАЛЛЫ, в зависимости от качества ответов, дополнений , участия в обсуждении, выполнения правил техники безопасности, приемов работы, проявленной творческой активности в ходе практической работы и т.д.

В конце урока все накопленные баллы отмечаются в листе контроля и на обложке тетради

Заранее устанавливаю срок накопления баллов (урок, месяц, тема, четверть). Обычно итог подвожу в конце изучения раздела программы.

Оценку за баллы ставлю в классный журнал в отдельную графу.

Данный прием очень эффективен. Он позволяет увеличить интенсивность урока за счет повышения активности учащихся и возможности оценивать каждого, создает высокий эмоциональный подъем и настрой на весь урок, условия для повышения интереса к предмету, увеличения количества учеников, вовлекаемых в активную учебно-познавательную деятельность.

Методы формирования ответственности и обязательности.

Данная группа методов предполагает формирование у учащихся личностной значимости учителя, предъявление учителем учебных требований, осуществление оперативного контроля. Как этого достичь?

Обратимся к психологии. Очень часто мы замечаем, что при обучении тому или иному конкретному приему работы одному ученику достаточно один раз его продемонстрировать, а другому и нескольких раз будет мало. Известный психолог Н.Ф.Талызина считает, что дело здесь не только в руках. Показывая выполнение рабочих приемов, надо подробно объяснять, что за ними скрываются процессы умственной деятельности: анализ, синтез, сравнение, сопоставление, обобщение, формирование понятий и др. Ведь что голова “прикажет”, то руки и сделают. Поэтому объяснение нужно начинать с анализа того действия, которому хотим научить. В тоже время обучение даже простейшим двигательным навыкам содействует развитию умственных способностей.

Интеллектуальное развитие детей нередко опережает их психическое и физическое развитие. Степень координации визуального восприятия и механического движения зависит от возраста ребенка и достигает необходимой полноты в 13-14 лет. Порой научить шить, вязать или вышивать сложнее, чем решать алгебраические задачи. Поэтому необходимо систематически и терпеливо приучать школьников координировать свои движения, работая двумя руками; организовывать свое рабочее место так, чтобы не совершать лишних движений; учить рациональным приемам выполнения различных операций. Помня, что переучивать сложнее, нужно сразу обучать правильно держать инструменты, неукоснительно выполнять правила безопасности труда и санитарно-гигиенические требования.

Самостоятельная деятельность совершенствует навыки самоконтроля. Чем он полнее, тем меньше он со стороны учителя. Если учитель во всем направляет ученика, помогает ему в том, с чем он бы справился сам, то такое управление подавляет самодеятельность школьника, тормозит его развитие.

Через подражание, качественное копирование нужно неуклонно вести ребенка к творчеству. Известный психолог В.Н.Дружинин считает, что именно подражание является главным механизмом формирования креативности. Но в то же время даже при выполнении задания по инструкционно-технологическим картам или образцам не следует ограничивать учащихся жесткими рамками: “Делай так и не иначе!”. Нужно предлагать им найти другой способ выполнения поставленной задачи, заставлять задуматься. И если кому-либо из учеников это удастся, надо обязательно его поощрить, даже если предложенный им способ более трудоемкий. Похвала стимулирует творческое саморазвитие.

Успешность обучения во многом определяется эффективностью организации контроля за усвоением знаний и формированием умений и навыков. Контроль – это постоянное сравнение того, что есть, с тем, что должно быть. Цель учета и контроля знаний и умений – содействовать воспитанию у школьников ответственности за результаты своего труда, критического отношения к достигнутому, привычки к самоконтролю и самонаблюдению, что формирует навык самоанализа.

Контроль должен быть систематичным, гласным, быстрым и малотрудоемким. В последнее время с этой целью широко используются специальные тестовые задания. ( приложение 1)

Я разработала и использую тестовые задания двух уровней усвоения. При разработке заданий первого уровня усвоения знаний применялись: контрольные вопросы альтернативного характера, требующие ответа типа “да – нет”; задания на различения или избирательные, в которых дается несколько вариантов ответа (правильные, неправильные, неполные, неточные); задания-классификации, в которых необходимо установить соответствие между двумя видами явлений. Для построения карточек контроля второго уровня использовались задания, в которых пропущены слово или часть фразы, конструктивные задания, требующие от учащегося формулировки того или иного понятия, правила, а также типовые задания, условия которых позволяют применить известное правило или алгоритм.

Надо учитывать, что выставленная учащемуся отметка должна с одной стороны, отражать его успехи в продвижении к знаниям и умениям, а с другой стороны – показывать объективные знания и умения, соответствовать нормам и образцам. Учителю нужно быть объективным и справедливым, стремиться к развернутой и содержательной оценке в доброжелательной форме.

Методы эмоционального стимулирования.

В основу данной группы методов положен принцип успешности в обучении, который включает в себя собственный успех каждого школьника, использование стимулирующего поощрения его активной деятельности и постановку системы перспектив.

Для реализации данного принципа в своей работе использую следующий прием.

Прием поощрений.

Цель: Активировать мыслительную деятельность и познавательный интерес учащихся к предмету.

Средства: Поощрение учащихся при помощи накопления баллов.

Задачи:

1. Определить уровень познания учащихся на данном этапе обучения через практические умения и навыки.

2. Поддерживать интерес к предмету и активность каждого учащегося как на уроке, так и при выполнении домашнего задания.

3. Воспитывать ответственность за грамотные вопросы и верные, лаконичные ответы.

4. Развивать навык самоанализа учебной деятельности и самоконтроля за результатами учебного труда.

Провожу легкие оценочные стихотворения или предложения., где обязательно делаю ошибки и жду их исправления. Так иногда и поступаю с записью на доске темы урока или в новой теме делаю ошибки.


Исправить ошибки в стихотворении

Сработать мебель мудрено: сначала мы

Берём полено (бревно)

и пилим рейки (доски)

длинные и плоские.

Эти палки (доски)

вот так зажимает стол - табурет (верстак).

От работы стамеска (пила)

раскалилась добела.

Из под пилки сыплются стружки (опилки).

Рубанок в руки – работа другая: сучки, закорюки

долотом (рубанком) стругаем.

Хороши опилки (стружки)

жёлтые игрушки.

Методы развития познавательного интереса.

Как сделать, чтобы учащиеся не только не потеряли интереса к предмету, но и сами бы стремились к получению новых знаний и умений? Выход я вижу в использовании на уроках методов развития познавательного интереса. Данная группа методов предполагает большое количество приемов:

- использование игр и игровых приемов на уроках;

- выстраивание вокруг учебного материала приключенческого сюжета;

- стимулирование занимательным сюжетом;

- создание ситуации творческого поиска и др.

Уроки с использованием данных приемов дают прекрасные результаты.

Игра – это форма деятельности в условных ситуациях. Идея использования элементов игры с целью развития познавательного интереса не нова. Так, выдающийся немецкий педагог Ф Фребель считал, что развивать фантазию ребенка младшего возраста можно с помощью использования простого игрового материала – шар, куб, цилиндр. Он рассматривал игру ребенка, как “зеркало жизни”. Русский педагог К.Д. Ушинский отмечал: “В игре формируются все стороны души человеческой, его ум, его сердце и его воля … сама игра имеет большое влияние на развитие детских способностей, а следовательно, и не его будущую судьбу”.

Целью игрового обучения является обеспечение личностно-деятельностного характера усвоения знаний и умений, познавательной активности, направленной на поиск, обработку, усвоение информации, вовлечение учащихся в творческую деятельность. Но следует ответить на вопрос, в какой мере в учебной деятельности возможна игра? Определим место, направленность и форму проведения игровых уроков. Учителю необходимо хорошо потрудится, чтобы игровой урок был не только интересен, но и полезен. Он не должен быть единичным и случайным в учебно-воспитательном процессе.

Игровая ситуация помогает снять чувство усталости, усиливает непроизвольное запоминание. В игре ярче и полнее раскрываются способности детей, их индивидуальность. Для застенчивых ребят игра становится иногда единственной возможностью проявить себя.

Масштаб использования игровой деятельности в обучении достаточно велик – от включения в ткань учебного процесса отдельных игровых моментов до организации в игровой форме целого занятия. Например, чтобы повысить активность учащихся во время текущего опроса в 5-м классе, я использую простой прием. Задавая вопрос, бросаю мягкий мяч ученику. Если ответ правильный, она задает свой вопрос и перебрасывает игрушку другому ученику, а если не верный, то возвращает ее мне.

На уроках технологии я провожу дидактические игры в виде эстафет, различных конкурсов, которые позволяют выявить качество знаний как по отдельным темам и разделам, так и по программе в целом.

Метод проектов

Ни для кого не секрет, что в наше время конкурентоспособность человека на рынке труда во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда.

Поэтому мы должны не только вкладывать готовые знания в головы детей, но заставлять их мыслить, анализировать, делать выводы, принимать решения. Мы должны научить их учиться.

Одним из ответов системы образования на запрос работодателей и местного сообщества является идея компетентностно-ориентированного образования. Базовой образовательной технологий, поддерживающей компетентностно-ориентированный подход в образовании, является метод проектов.

Метод проектов по своей дидактической сущности нацелен на формирование способностей, обладая которыми, выпускник школы оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах, потому что проектная деятельность является культурной формой деятельности, в которой возможно формирование способности к осуществлению ответственного выбора.

Проект – это совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения определенной ПРОБЛЕМЫ, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного ПРОДУКТА.

Проект позволяет учителю и ученику работать как партнеры.

Основные требования к использованию метода проектов:

1.Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных концов земного шара по одной проблеме; проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду, пр.).

2.Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; охрана леса в разных местностях, план мероприятий, пр.);

3.Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

4.Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

5.Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий.

Проектная деятельность требует продуманного подхода: тщательно разработать план проекта, критерии оценивания деятельности ученика и готового продукта, подобрать методический материал в помощь ученику, проработать варианты устранения возможных затруднений, спланировать формы промежуточного оценивания и самооценивания ученика и многое другое.

Конечно, проектная методика не панацея на все случаи жизни, и она далеко не нова, но все же нам, педагогам, стоит открыть эту методику для себя и взять ее на вооружение.

Во все времена конечным результатом обучения должна была быть высоко-образованная и эстетически развитая личность. А любая личность должна уметь свободно мыслить и принимать самостоятельные решения. К этому и стремится современная школа. И мое твердое убеждение состоит в том, что основная задача педагога – научить ребенка мыслить творчески.

Хотелось бы представить вам свою методическую систему в обучении технологии мальчиков 5-8 классов. Эта работа, скорее попытка осмыслить путь поиска.

Что я как педагог трудового обучения могу сделать, чтобы помочь ученику максимально развить в себе способность к самостоятельному мышлению, а значит, - к творчеству? Как при этом учитывать особенности ребенка, его интересы? Что происходит с его личностью? Вот, пожалуй, главные вопросы, волнующие меня, когда обдумывались новые формы работы, стимулирующие личностный рост каждого ученика. Одной из таких удачных находок и стали творческие проекты.

По этой системе я работаю 4 лет и хочу сказать, что эта методика дает каждому ученику возможность проявить себя, потому что обучение идет предельно конкретно; помогает реализовать свои возможности, потому что ставит ученика в активную позицию; учит прежде других находить ответ на вопрос "как делать?", обеспечивая жизнедеятельность человечества, не нарушая при этом гармонии интересов человека.

Любой проект – это набор задач, которые ставит перед человеком сама жизнь, когда ему необходимо выполнить законченную работу любой степени сложности. Цель проектной деятельности заключается в последовательности основных этапов – от замысла до реализации.

Вся деятельность делится на три этапа:

предпроектная деятельность – выполнение маркетингового исследования, сбор информации, изучение потребительских качеств будущего изделия, составление плана работы, подбор материалов и инструментов;
проектная деятельность - поэтапная разработка модели проекта с учетом результатов маркетингового исследования и технического задания, технологической последовательности, составление технологической карты;
послепроектная деятельность – технико-экономическое обоснование выбора изделия, самоконтроль и самооценка своей деятельности, определение путей реализации и предложения по совершенствованию идеи, защита проекта.

Лучшие проекты рассматриваются на олимпиадах , представляются на выставках.

Такие проекты оценить бывает очень трудно, потому что каждый из них хорош по-своему.

Организационно-подготовительный этап


Поиск проблемы

Учащиеся слушают учителя, анализируют услышанное.

Учитель ставит перед ними проблему, предлагает бланк проектов, раскрывает требования к ним, технологию их выполнения и критерии оценивания.

Осознание проблемной области

Учащиеся из предложенных учителем проблем выбирают одну, наиболее актуальную для них.

Учитель выступает в роли консультанта.

Выявление конкретной потребности. Первое мини-исследование.

Опираясь на собственные знания и обобщая информации (банк данных и предложений, книги, журналы, газеты, телерадиоинформацию, рекламные буклеты, справочники и др.), школьники исследуют потребности в определённых изделиях или услугах, проводят мини- маркетинговое исследование, изучают интеллектуальные и материальные возможности. Учитель-наблюдатель, консультант.

Определение конкретной задачи и её формулировка

Учащиеся формулируют конкретную задачу исследования, определяю тему проекта.

Учитель помогает уточнить формулировки.

Установление основных параметров и ограничений

Учащиеся определяют основные параметры (размеры, мощность, функции и т.д.) и ограничения предполагаемого изделия, диктуемые обстоятельствами.
Учитель делает уточнения.

Выявление традиций, истории, тенденций. Второе мини-исследование

Учащиеся изучают историю проекта, конспектируют, рисуют, чертят, генерируют идеи.

Учитель помогает подобрать необходимую литературу, оказывает помощь.

Построение «звёздочки обдумывания». Третье мини-исследование

Учащиеся на листе бумаги составляют схематично перечень проблем для решения: материалы, инструменты, модель, размеры, форма, стиль, дизайн, технология изготовления, себестоимость изделия.

Учитель проверяет, уточняет, советует.

Выработка идей, вариантов, альтернатив. Четвёртое мини-исследование.

Учащиеся на листе бумаги «набрасывают» возникшие идеи, записывают их в виде фраз, отдельных слов, картинок и эскизов.

Учитель уточняет, советует, предлагает дополнительную литературу.

Анализ и синтез идей. Выбор оптимального варианта. Пятое мини-исследование.

Учащиеся выбирают из многих вариантов подходящее решение, разрабатывают рабочий эскиз модели с описанием.

Учитель контролирует, уточняет, оказывает помощь.

Выбор материала. Построение «звёздочки обдумывания»

Учащиеся определяют и записывают несколько наименований материалов, выбирают наиболее подходящие из них.

Учитель консультирует, обобщает

Выбор инструмента, оборудования

Учащиеся определяют и записывают перечень необходимых инструментов и оборудования.

Учитель консультирует, обобщает.

Разработка технологического проекта

Учащиеся выбирают и анализируют рациональную технологию, составляют технологические карты, чертежи, эскизы, контролируют и моделируют, определяют режим работы и затраты времени, уточняют критерии контроля. Учитель наблюдает, консультирует, обобщает.

Организация рабочего места

Учащиеся подбирают и размещают на рабочем месте материалы, инструменты, приспособления, проверяют освещённость, проветриваемость в соответствии с санитарными нормами и правилами безопасности.

Учитель оказывает помощь

Экономическое и экологическое обоснование

Учащиеся подсчитывают себестоимость изделья или услуги, проводят экологическую экспертизу изготовляемого изделия.

Учитель оказывает помощь, контролирует процесс.

Контроль качества

Учащиеся уточняют критерии проверки и оценки качества творческого проекта.

Учитель проверяет, обобщает результаты.



Технологический этап


Выполнение технологических операций

Учащиеся подбирают режимы обработки: осуществляют контроль качества обработки изделий, самоконтроль своей деятельности; вносят изменения в технологический процесс; корректируют последовательность операций, режимы обработки, последовательность сборки; соблюдают технологическую и трудовую дисциплину; контролируют организацию рабочего места.

Учитель наблюдает, контролирует, консультирует, оказывает помощь, следит за соблюдением правил безопасности.


Обобщающий этап


Коррекция

Учащиеся сравнивают выполненный проект с задуманным,

устраняют недочёты.

Учитель анализирует, советует.

Контроль, испытание

Учащиеся осуществляют контроль и корректировку параметров изделия,

производят его испытание.

Учитель наблюдает, консультирует

Записки, реклама

Учащиеся готовят рекламу, товарный знак изделия,

предлагают способы реализации изделий.

Учитель консультирует, советует.

Оформление

Учащиеся оформляют проект в соответствии с установленными требованиями.

Учитель консультирует, помогает.

Самооценка

Учащиеся анализируют достоинства и недостатки проекта, оценивают

результаты и перспективы производства.

Учитель наблюдает, консультирует.

Защита проекта

Учащиеся готовят и делают доклады, иллюстрации, отвечают на вопросы.

Учитель слушает, участвует в оценке проекта.



Такая таблица должна быть настольной у каждого учителя, выбравшего проектный метод обучения. Как и критерии оценивания творческих работ учащихся. Только с критериями должен познакомиться не только учитель, но и все ученицы.

В отличие от ранее существовавшей практики единоличного оценивания учеников только учителем, выполненный проект вначале оценивает сам автор, а затем избранное для этого жюри в составе педагогов и учащихся.



На уроках технологии работает всё – от фантазии до логики. Этот предмет опирается на другие школьные дисциплины: физику и математику, химию и биологию, а также на историю и литературу. Подумать здесь всегда есть о чём. Свобода выбора, индивидуальность и самостоятельность – неотъемлемая часть процесса обучения проектной деятельности.

Все проекты разработаны на уроках технологии по программным разделам.

В мыслительной деятельности школьников можно выделить три уровня.

1. Понимание. Это аналитико-синтетическая деятельность, направленная на усвоение готовой информации.

2. Логическое мышление. Это процесс самостоятельного решения задач. На этом уровне познавательной деятельности учащиеся должны уметь самостоятельно анализировать изучаемые объекты, сравнивать их свойства, строить обобщенные выводы.

3. Творческое мышление.


Процесс творчества совершается в три этапа.

Первый этап характеризуется возникновением в ходе познания проблемной ситуации, первоначальным анализом и формулировкой проблемы.

Второй этап творческого процесса - этап поиска пути решения проблемы, который может быть найден при изучении соответствующей литературы, при выполнении исследований, иногда интуитивно.

Третий этап творческого познания - этап претворения найденного (или угаданного) принципа решения проблемы и его проверка. На этом этапе принцип решения реализуется в виде определенных результатов творчества: разработка новой конструкции, разработка нового учебного проекта и т. д.


Творчество - это формирование социальной активности, а оно не мыслимо без воспитания у каждого члена общества не только понимания окружающих, но обязательно чувства общности с ними. Это чувство не возникает без развитого и искреннего интереса к другим людям, без способности сопереживания, без сочувствия им - без ощущения сопричастной ответственности человека за человека.

Без этого чувства ребёнок не придёт на помощь другому, будет не просто равнодушен к нему, - будет жесток!

Сегодня, увы, культивируется жизнь без этой частички "Со", культивируется разобщённость людей. И поэтому мне особое значение хочется уделить этому третьему пункту. Ещё раз отметить, что творческий, совместный, коллективный труд - это воспитание. Самое важное воспитание - человека! Сочувствие и сопереживание есть важнейший труд. Труд души. Скудость интересов, не развитость творческого чутья, нравственная не чистота жаждут самовыражения, пожалуй, не меньше чем яркость и ширина увлечений и богатство души.

Творчество, как попытка выживания в наше время. "Сделать всё из ничего" (или сделать то, что можно продать).

"Что собой представляет само понятие "Технология" и понятие творческий проект.

Технологическое образование на современном этапе.

Технология - на западе "технолоджи" включает в себя несколько важнейших понятий.

Особенностью проверки знаний при помощи игры в “пазлы является не только закрепление материала, но и тренировка зрительной пространственной памяти, развитие внимания и логического мышления, а также воспитание аккуратности и усидчивости.

На уроках технологии с 5-го по 7-й класс с целью повторения и проверки изучаемого материала по теме «Деревообработка»

В последнее время многие учителя используют на уроках кроссворды.

Кроссворд (от англ. “cross” – пересечение и “word” - слово) – задача-головоломка, состоящая в заполнении пересекающихся рядов клеток (по вертикали и по горизонтали) словами, разгадываемыми по списку определений их смысла. Реже встречаются круговые кроссворды, в которых клетки для вписывания букв расположены вокруг номера, и диагональные. Кроссворд, пожалуй, самая популярная и широко распространенная игра в мире, хотя и имеет короткую (по сравнению с другими интеллектуальными играми) историю. Первые кроссворды появились в Великобритании во второй половине XIX в. В детских книжках и периодических изданиях. По форме эти кроссворды представляли собой квадрат, заполненный группой слов, читавшихся как по горизонтали, так и по вертикали.

Решение кроссвордов - это своеобразная гимнастика ума. Они развивают и тренируют память, обостряют сообразительность, вырабатывают настойчивость, способность логически мыслить, анализировать, сопоставлять, отбирать нужные знания.

В зависимости от возраста учащихся, уровня их подготовки и цели урока можно предлагать им различные виды кроссвордов. При проверке знаний по определенной теме - тематические кроссворды, включающие в себя 6 – 8 определений, при обобщающей проверке – более расширенные, охватывающие понятия и определения по всему разделу. При этом, если нет возможности размножить кроссворды, можно использовать кальку, которую накладывают на лист выполняют решение на ней. В этом случае один и тот же кроссворд можно использовать неоднократно.

Важной особенностью игр с картами и карточками является то, что, используя присущий им игровой принцип, можно широко разнообразить их тематику, при этом, естественно, учитывая возраст и уровень знаний учащихся. Взять хотя бы лото. Оно может быть использовано при изучении многих тем и разделов курса.

Лото это игра на особых картах с номерами или картинками, которые закрываются фишками. В лото с удовольствием играют учащиеся 5 – 7-х классов, причем игру можно проводить как индивидуально, так и в бригадах. Однако для более полного выявление знаний школьников лучше каждому ребенку выдать отдельную карту

Развитие мышления, воображения, восприятия эмоций возможно только при полноценном развитии речи учащихся. Весь окружающий мир отражается в словарном составе языка. Учебный материал нашего предмета позволяет использовать на занятиях легенды, мифы, сказки, притчи, приводить исторические сведения, стихи, пословицы и поговорки, загадывать загадки и ребусы.

Сказка – это рассказ о заведомо невозможном. В ней обязательно есть фантастическое, неправдоподобное: животные разговаривают и часто помогают герою; обыкновенные, на первый взгляд, предметы оказываются волшебными и т.д. Недаром сказано: “Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок”. Без фантастики не бывает сказки, а нередко она еще и поучительна, и “добры молодцы” действительно могут извлечь из нее для себя урок нравственности, доброты, честности, ума и иной раз хитроумия, без которого, бывает, никак не выпутаться из беды.

Сказки и поныне обладают огромным обаянием для всех нас, детей и взрослых, и поныне мы их читаем, слушаем по радио, охотно смотрим фильмы, в том числе и мультфильмы, снятые по мотивам и сюжетам сказок, слушаем оперы, наслаждаемся балетами, и другими сказочными спектаклями. Поэтому учащимся 5-6-го классов я предлагаю придумать сказки, где главными действующими лицами являются те предметы или правила, которые они изучают на уроках технологии.

Иногда школьницы за основу своей истории берут какую-либо известную сказку или мультфильм, слегка изменяя ее сюжет и образы героев, но чаще они создают новые сказки. То, что ребенок окунулся в сказку, попытался что-то сам придумать и рассказать другим, ощутил волшебное чувство веры в свои силы, в возможность совершить невозможное – все это стимулирует его умственную деятельность, развивает интерес к предмету, воображение, наблюдательность, способствует формированию интеллекта. (Сказка)

Заключение.

В заключении замечу, что каким бы ни был по своей форме урок, главное, чтобы он был интересен для учащихся, ставил перед ними конкретные задачи и помогал находить их решение, давал простор для проявления творческой самостоятельности, основывающейся на полученных знаниях и умениях.






































9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!