Тема: «Актуальные аспекты взаимодействия по вопросу организации психолого–педагогической реабилитации инвалидов и лиц с ОВЗ в образовательном процессе ПОО
Получение образования детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Ребенок с ограниченными возможностями может быть так же способен
и талантлив, как и любой другой его сверстник, который не имеет проблем со здоровьем, но обнаружить свои таланты и способности, развить их, приносить с их помощью пользу обществу ему мешает неравенство возможностей.
Обучающийся с ОВЗ является не пассивным объектом социальной помощи, а развивающимся человеком, который имеет право на удовлетворение разносторонних социальных потребностей в познании, общении, творчестве. Обеспечению такого подхода к развитию личности данной категории обучающихся способствует деятельность нашего Центра профессионального обучения № 1(далее «Центр»).
Направлениями работы нашего Центра являются:
1). Формирование навыков общения и взаимодействия; гармонизация отношений ребенка в семье и со сверстниками;
2). Коррекция личностных свойств, которые могут препятствовать взаимодействию, либо изменение проявления этих свойств так, чтобы они не влияли негативно на процесс общения;
3). Коррекция самооценки обучающихся с целью приближения ее к адекватной;
4). Разработка дифференцированных программ обучения, коррекционных и реабилитационных программ факультативных занятий, которые соответствуют индивидуально-психологическим и возрастным особенностям обучающихся.
Хочу остановиться на одном из видов реабилитации – социокультурная реабилитация.
В нашем Центре, социокультурная реабилитация является неотъемлемой частью образовательного процесса обучающихся.
Социокультурная реабилитация - это комплекс мероприятий, цель которых заключается в помощи инвалиду достигнуть и поддерживать оптимальную степень участия в социальных взаимосвязях, необходимый уровень культурной компетенции, что должно обеспечивать возможность для позитивных изменений в образе жизни и наиболее полную интеграцию в общество за счет расширения рамок его независимости.
В социокультурную реабилитацию входит:
- Обучение инвалида навыкам проведения отдыха, досуга
- Проведение мероприятий, направленных на создание условий возможности полноценного участия инвалидов в социокультурных мероприятиях, удовлетворяющих социокультурные и духовные запросы инвалидов, на расширение общего и культурного кругозора, сферы общения (посещение театров, выставок, экскурсии, встречи с деятелями литературы и искусства, праздники, юбилеи, другие культурные мероприятия).
- Обеспечение инвалидов, обучающихся в нашем Центре, периодической, учебно-методической, справочно-информационной и художественной литературой, в том числе издаваемой на магнитофонных кассетах, аудиокнигами и книгами; создание и предоставление инвалидам по зрению возможности пользоваться адаптированными компьютерными рабочими местами, сетью Интернет, Интернет-документами с учетом ограничений жизнедеятельности инвалида.
- Содействие в обеспечении доступности для инвалидов посещений театров, музеев, кинотеатров, библиотек, возможности ознакомления с литературными произведениями и информацией о доступности учреждений культуры.
- Разработка и реализация разно профильных досуговых программ (информационно-образовательных, развивающих, художественно-публицистических, спортивно-развлекательных и т.п.), способствующих формированию здоровой психики, развитию творческой инициативы и самостоятельности.
За учебный год, обучающиеся приняли участие в мероприятиях Центра, которые были направлены на формирование необходимого уровня культурной компетенции и социальных взаимосвязей. Обучающиеся оказывают посильную помощь, волонтерскому движению «ZoV_54» - изготовление маскировочных сетей для солдат СВО, пошив балаклав, изготовление окопных свечей, сбор гуманитарной помощи для солдат.