СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Алгоритм написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему в формате ОГЭ

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаемый материал содержит рекомендации для написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему  в формате ОГЭ (вариант 15.1). Разработка состоит из двух частей: алгоритма работы над сочинением-рассуждением и примерных образцов сочинений. 

Просмотр содержимого документа
«Алгоритм написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему в формате ОГЭ»

Алгоритм написания сочинения-рассуждения

на лингвистическую тему в формате ОГЭ (15.1)



  1. Внимательно прочитай задание 15.1.

  2. Прочитав цитату, приступай к её анализу:

  1. любое высказывание о языке содержит два структурных элемента (первый структурный элемент: о чём говорится; второй структурный элемент: что об этом говорится);

  2. найди в цитате первый структурный элемент (о чём в ней говорится, или предмет высказывания);

  3. найди в цитате второй структурный элемент (что об этом говорится, или характеристика предмета высказывания).

  1. Объясни смысл цитаты своими словами, то есть прокомментируй её.

  2. Комментарий может состоять из двух частей: 1) со ссылкой на автора назвать предмет высказывания и указать, что говорится автором о предмете; 2) добавить, что вы знаете об этом.

  3. Подбери в тексте 2 примера-аргумента.

  4. При включении примеров-аргументов в сочинение, следуй рекомендациям:

  1. аргументы должны соответствовать комментарию, приведённому в сочинении;

  2. примеры должны быть взяты из предложенного текста;

  3. необходимо указывать номера предложений текста (предл. 14) или применять приём цитирования;

  4. следует назвать функцию языковой единицы или языкового явления (применительно к тексту);

  5. помни: пример считается аргументом, если он иллюстрирует названную функцию языкового явления;

  6. проверь примеры- аргументы на соответствие 3-м позициям: «что» (языковое явление), «где» (номер или номера предложений в тексте, где употребляется это языковое явление) и «зачем» (роль этого языкового явления в организации смысла указанного предложения (или предложений)

  1. Напиши заключение, которое должно быть логическим итогом всего сочинения-рассуждения.





Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему в формате ОГЭ (15.1)

Вариант 1.

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания французского писателя Н. Шамфора: «Автор идёт от мысли к словам, а читатель – от слов к мысли». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Примерный вариант сочинения-рассуждения

Французский писатель Н. Шамфор в своём высказывании определяет разные позиции автора и читателя по отношению к смыслу написанного и его словесному выражению. Автор реализует свой замысел посредством слов, а читатель, благодаря выбранным автором средствам языковой выразительности, адекватно понимает суть произведения, характеры героев, их чувства.

Обратимся к тексту Альберта Лиханова. В предложении 31 писатель удачно использует такое средство языковой выразительности, как метафора: «Николая била в висок ужасная мысль». Этот художественный приём помогает понять беспокойство мальчика, его одиночество и нежелание согласиться с тем, что существуют брошенные дети.

Для того чтобы показать растерянность ребёнка, которому неожиданно задали глупый и некорректный вопрос, автор текста уместно употребляет разговорное слово «оторопел» (предл. 11).

Таким образом, совершенно прав был французский писатель Н.Шамфор, который утверждал, что «… автор идёт от мысли к словам, а читатель – от слов к мысли». Разные приёмы языковой выразительности помогают писателю в полной мере реализовать свой творческий замысел, а читателям – понять характеры героев, их настроение и поведение.



Вариант 2.

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста А.И. Горшкова: «Выразительность – это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление».

Примерный вариант сочинения-рассуждения.



В своём высказывании лингвист А.И. Горшков говорит о выразительности устной или письменной речи. Средства языковой выразительности используются авторами текстов для того, чтобы привлечь внимание читателя к важным в смысловом отношении эпизодам, персонажам, поступкам людей. Художественные приёмы выполняют также эмоционально-экспрессивную функцию: передают чувства, настроения героев произведений и способствуют формированию у читателей ярких впечатлений. К языковым средствам выразительности относятся эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения. Своё мнение я могу подтвердить примерами из предложенного текста Альберта Анатольевича Лиханова.

Во-первых, автор использует сравнение «не жалея слов, мягких, как хорошая повязка» (предл. 6). Это средство выразительности речи подчёркивает важность добрых, ласковых слов, участливого отношения пожилой женщины тёти Груши к раненому солдату. Порой доброе слов помогает человеку лучше, чем лекарство.

Во-вторых, в тексте Альберта Лиханова встречается много эпитетов. Например, «слёзы лёгкие» (предл. 10). Этот эпитет привлекает внимание читателей к внутреннему состоянию тёти Груши, когда она увидела, что её усилия не были напрасными: с её помощью солдат победил боль и смерть, появилась надежда на его выздоровление.

Следовательно, прав был известный лингвист А.И. Горшков, который утверждал, что «…выразительность – это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление». Различные средства языковой выразительности помогают автору передать эмоциональное состояние героя, показать его характер и отношение к окружающим людям.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!